В чем заключается мирная экспансия китая ваше мнение ответьте на вопрос
Китайская экспансия: вымысел или реальность
В настоящее время Китай, имея развивающуюся ускоренными темпами экономику, становится одной из ведущих мировых держав. Значительное по численности население и дефицит природных ресурсов в этой стране стали источником различных внутренних противоречий, которые руководство КНР пытается решить за счет других государств, включая РФ. При этом ряд экспертов усматривают четко разработанную стратегию постепенной экспансии на российские земли и концентрацию в своих руках средств производства, сбыта ведущих товаров и услуг в стратегически важных для России районах.
В последнее время в российском сообществе все активнее обсуждается тема китайской экспансии, вплоть до сценариев военного конфликта. С одной стороны, наблюдается перенаселенность северокитайских территорий, с другой – полупустые территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. В связи с малонаселенностью этих регионов и заселением их легальными, а во многих случаях, нелегальными китайскими мигрантами, Россия может оказаться перед тем фактом, что китайцев в Сибири и на Дальнем Востоке будет больше, чем россиян. Не исключено, что потом, когда китайцев здесь будет больше, чем россиян, фактически эти территории будут контролироваться Китаем, юридически оставаясь за Россией. Речь здесь идет, в первую очередь, о демографической экспансии. При этом западные аналитики приводят угрожающие цифры, не соответствующие действительности. Так, доктор экономики Дипломатической академии мира при ЮНЕСКО Е.Гильбо оценил численность китайцев в России в 8 млн человек.
Миграционная служба периодически задерживает нелегалов и депортирует их обратно на родину. Кроме того, были введены региональные квоты на трудовую деятельность для граждан иностранных государств, ликвидирован Черкизовский рынок в Москве. Китайцы, ассимилирующие в России, также не представляют большой угрозы, так как они не пытаются отстаивать свою национальную идентификацию, а их дети в смешанных браках уже во втором поколении считают себя русскими. Таким образом, при правильной миграционной политике и четкой работе органов контроля над исполнением миграционного законодательства угроза китайской демографической экспансии становится преувеличенной.
В то же время, как показали последние российско-китайские инициативы, жизненно необходимые ресурсы можно получить и без агрессии на взаимовыгодных условиях.Китайское руководство понимает, что в современном мире вариант \»силового захват земель северного соседа\» не реален, поэтому постепенно осуществляется экономическая экспансия.
КНР представляет перспективные шансы для развития мировой экономики, включая соседнюю российскую экономику, особенно ее регионы Сибири и Дальнего Востока с их неразвитой инфраструктурой. При этом Россия, прежде всего, рассматривается Китаем как огромный источник сырьевых ресурсов. Так, в 2009 г. была утверждена программа регионального сотрудничества между Восточной Сибирью и Дальним Востоком со стороны РФ и северо-восточных провинций КНР, предусматривающая реализацию совместных проектов в инфраструктуре и экономике обеих стран. По принятой программе на территории России будет создано множество предприятий с привлечением китайской рабочей силы. При этом большая часть продукция будет уходить в Китай.
На ближайшие годы запланирована масса совместных проектов в гидроэнергетике, лесной, горнодобывающей, нефтегазовой отраслях, выгодных, прежде всего Китаю. Следовательно, все идет к тому, что азиатская часть России будет постепенно переходить в собственность КНР. Так, в 2010 г. компания ОАО \»ЕвроСибЭнерго\» провела необходимую подготовку к публичному размещению и планирует осенью нынешнего года разместить на международной бирже Гонконга, по неофициальным данным, до 25% акций. В результате в число собственников крупных плотин на сибирских реках могут войти и китайские гидрокомпании.
В связи с нарастанием темпов экономического роста в Китае, потребность Китая в сырье будет только нарастать. Таким образом, Россия все теснее и теснее привязывая свою экономику к гигантскому восточному соседу, постепенно окажется его сырьевым придатком. И особенностью данного процесса является невозможность его быстрой остановки. А это создает опасность угрозы экономической экспансии.
Мирная экспансия Китая в Центральной Азии
Стремительное развитие Китая за последние десятилетия привело к поиску рынков сбыта для реализации своего экономического потенциала. В послесоветские годы Китай обратил свое внимание на страны центральной Азии ввиду их географической близости и включил их в свой перечень геостратегического партнерства.
В последнее время особо хорошо прослеживается влияние КНР в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане. Растет количество программ «взаимовыгодного» сотрудничества этих стран с Пекином. Нельзя не замечать при этом ничем не прикрытую экспансию в страны центрально-азиатского региона. Во-первых, это покупка акций предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке недр, в основном нефте- и газодобывающей отрасли. Во-вторых, развитие транспортной инфраструктуры и логистики. Пекин уделяет большое внимание главной проблеме в этих странах – проблеме орошения и водоснабжения засушливых районов. Естественно, что такие программы продвигаются в основном в приграничных с Китаем регионах.
Ну и наконец, Китай является основным кредитором центральноазиатских государств. Ситуация с ростом внешнего долга перед Пекином развивается все сильнее ввиду относительной бедности стран центральной Азии. Развитость коррупции, значительные денежные вливания Китая приводят к лоббированию проектов Пекина и все новым денежным инвестициям в экономику стран. Таджикистан, например, уже загодя договорился о передаче некоторых месторождений золота и серебра Китаю в счет своего внешнеэкономического долга.
Наибольшую обеспокоенность от действий Китая проявляют страны лидеры региона – Казахстан и Узбекистан. Основным, наиболее болезненным для них проектом Пекина, является строительство водоотводящего канала Черный Иртыш — Карамай. Аналитики считают, что продолжение выполнения этого проекта приведет к существенным изменениям в экосистеме Казахстана.
Помимо этого, Китай рассматривается как основной объект демографической экспансии. В приграничных с Китаем регионах растет количество китайских общин. При этом сам Китай активно способствует миграции своей рабочей силы в соседние с ним страны. Это приводит к тому, что китайцы постепенно вытесняют местное население с рынка рабочей силы.
В контексте геостратегического соперничества с Соединенными штатами, Пекин рассматривает центральноазиатский регион в качестве «стратегического тыла». Усиление противостояния Пекина с США в регионе и осложнения ситуации в Южно-Китайском море может привести к блокированию морских торговых путей Китая со стороны США. В этой ситуации постсоветское пространство стоит рассматривать как идеальное место для развития Пекином логистических и транспортных центров.
Не обладая достаточными ресурсами для проведения независимой политики, региональные державы придерживаются принципа многовекторной политики, поддерживая партнерские отношения со всеми потенциальными союзниками и получая максимум возможных преференций. При этом они фактически становятся «запасной площадкой» для Пекина.
Мирная экспансия Китая в Центральной Азии
Стремительное развитие Китая за последние десятилетия привело к поиску рынков сбыта для реализации своего экономического потенциала. В послесоветские годы Китай обратил свое внимание на страны центральной Азии ввиду их географической близости и включил их в свой перечень геостратегического партнерства.
В последнее время особо хорошо прослеживается влияние КНР в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане. Растет количество программ «взаимовыгодного» сотрудничества этих стран с Пекином. Нельзя не замечать при этом ничем не прикрытую экспансию в страны центрально-азиатского региона. Во-первых, это покупка акций предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке недр, в основном нефте- и газодобывающей отрасли. Во-вторых, развитие транспортной инфраструктуры и логистики. Пекин уделяет большое внимание главной проблеме в этих странах – проблеме орошения и водоснабжения засушливых районов. Естественно, что такие программы продвигаются в основном в приграничных с Китаем регионах.
Ну и наконец, Китай является основным кредитором центральноазиатских государств. Ситуация с ростом внешнего долга перед Пекином развивается все сильнее ввиду относительной бедности стран центральной Азии. Развитость коррупции, значительные денежные вливания Китая приводят к лоббированию проектов Пекина и все новым денежным инвестициям в экономику стран. Таджикистан, например, уже загодя договорился о передаче некоторых месторождений золота и серебра Китаю в счет своего внешнеэкономического долга.
Наибольшую обеспокоенность от действий Китая проявляют страны лидеры региона – Казахстан и Узбекистан. Основным, наиболее болезненным для них проектом Пекина, является строительство водоотводящего канала Черный Иртыш — Карамай. Аналитики считают, что продолжение выполнения этого проекта приведет к существенным изменениям в экосистеме Казахстана.
Помимо этого, Китай рассматривается как основной объект демографической экспансии. В приграничных с Китаем регионах растет количество китайских общин. При этом сам Китай активно способствует миграции своей рабочей силы в соседние с ним страны. Это приводит к тому, что китайцы постепенно вытесняют местное население с рынка рабочей силы.
В контексте геостратегического соперничества с Соединенными штатами, Пекин рассматривает центральноазиатский регион в качестве «стратегического тыла». Усиление противостояния Пекина с США в регионе и осложнения ситуации в Южно-Китайском море может привести к блокированию морских торговых путей Китая со стороны США. В этой ситуации постсоветское пространство стоит рассматривать как идеальное место для развития Пекином логистических и транспортных центров.
Не обладая достаточными ресурсами для проведения независимой политики, региональные державы придерживаются принципа многовекторной политики, поддерживая партнерские отношения со всеми потенциальными союзниками и получая максимум возможных преференций. При этом они фактически становятся «запасной площадкой» для Пекина.
Кто девушку поет, тот её и танцует. Посмотрите, что у нас в приграничых регионах с Китаем творилось и творится, только без всяких «програм по орошению». А так Китай всё правильно делает.
Желаю всем этим республикам просрать свои земли и недра китаю.
Китай выделит Кыргызстану 100 млн долларов. Что в этот раз отдадут за долги?
На днях в рамках саммита ШОС в Душанбе, столице Таджикистана, состоялась встреча главы МИД Китая Ван И с президентом Кыргызской Республики Садыром Жапаровым. В ходе встречи стороны полюбезничали о дружеских отношениях между государствами и добрососедстве, поговорили о развитии сотрудничества в разных сферах, в вопросах безопасности, торговле и т.п, в общем, провели типовую дипломатическую встречу.
Из интересного – Ван И заявил о готовности Поднебесной выделить 100 млн долларов (650 млн юаней) Бишкеку чтобы поддержать развитие страны в социально-экономическом плане. Кроме того, китайские коммунисты приправят данную сумму миллионом доз вакцин против коронавируса, чтобы предложение стало и впрямь безотказным. Многие, незнакомые с кыргызско-китайскими отношениями спросят: «С какой стати вообще Кыргызстану отказываться от китайских денег?», – ответ прост – долги.
Китай – это не та страна, которая даёт и прощает. Китай как Север и слоны: Китай помнит.
В рамках своей программы «Один пояс, один путь», Пекин вкладывает огромные деньги в страны Центрально-Азиатского региона. Проблема заключается в том, что, как правило, большинство финансов расходуется неэффективно, половина из них уходит коррумпированным чиновникам, другая половина уходит на строительство заведомо проигрышных проектов. Выделяя деньги, Пекин не просто безвозмездно передаёт их главам регионов. Есть условия. Вы должны нанять на эти деньги именно китайских рабочих, использовать исключительно китайское оборудование, с которым не умеют работать местные специалисты. Более того, их даже учить никто не будет. Коммунистическая партия работает в долгий срок и создаёт условия для постепенной экономической экспансии при поддержке мягкой силы. В результате, во многих районах Кыргызстана, Узбекистана, и Казахстана появляются целые китайские города, где местные жители превращаются в меньшинство, теряют свою идентичность и притесняются.
Более того, не редки случаи, когда чтобы выйти из долговой кабалы главам государств приходится принимать волевое решение и отдать китайцам часть земли, природные ресурсы и месторождения, и другие национальные богатства. Ярким примером является кыргызское месторождение Жетим-Тоо. Его собирались передать Китаю в счёт безмерного долга (более 2 млрд долларов). Однако новость просочилась в СМИ и народ взбунтовался. Официальному Бишкеку пришлось отказаться от данной затеи.
Брать или не брать, вот в чём вопрос? Разумеется, Бишкек примет подношение, однако будет ли от этого польза простому люду, даже от вакцин? Учитывая, что переданные Россией ПЦР тесты до сих пор хранятся на складах, выделенные Исламским банком развития (ИБР) в 2020-ом 15 млн долларов на покупку респираторов и 30 медицинских машин скорой помощи были на половину разворованы: купили лишь 15 автомобилей, которые до сих пор стоят на стоянках и ждут пока пройдут бюрократические проволочки с проверками. Таких случаев сотни, и десятки тысяч ещё на подходе. Кыргызстан, тем не менее, становится должен Китаю. А долги придётся возвращать.
«Талибан»: Китай будет «главным партнером» в восстановлении Афганистана
Очередное подтверждение о том, Китай – главный выгодоприобретатель от победы талибов в Афганистане. Движение «Талибан» (запрещено в РФ) заявило, что Китай будет поддерживать дипломатические отношения с Афганистаном, а новое руководство в Кабуле будут полагаться на Пекин в вопросе экономической поддержки после вывода сил международной коалиции под руководством США.
Так, представитель движения Забиулла Муджахид рассказал итальянской газете La Repubblica, что Китай — «главный партнер» движения в предотвращении экономического коллапса и восстановлении Афганистана.
Китаю «Талибан» выгоден в первую очередь как сила, вытеснившая американцев из Центральной Азии. Более того, КНР совместно со своим союзником Пакистаном имеет масштабные планы по развитию инфраструктурных экономических проектов в Средней и Южной Азии. Кроме этого, имея под рукой контролируемый «Талибан», можно не допускать к власти более радикальные элементы, способные дестабилизировать обстановку в Синьцзянь-Уйгурском автономном округе, населенном уйгурами-мусульманами, которых Пекин активно притесняет. Ко всему прочему, стоит добавить то, что Афганистан в его нынешнем состоянии представляет для Китая «непаханое поле» в плане восстановления разрушенной и создания новой инфраструктуры для жизни.
Зачем идти дольше, если можно ехать быстрее? О том, как сухопутные транспортные пути стали предпочтительнее. Внезапно
Еще совсем недавно Китай практически не использовал сухопутные коридоры, располагающиеся на территории ЕАЭС для транспортировки своих грузов в Европу. Однако с объявлением в 2015 году китайским правительством стратегии «Один пояс – один путь» ситуация с каждым годом все больше стала меняться. В КНР выделили два основных пути транзита своих товаров: через Казахстан и Россию в Европу и через Афганистан, Иран и Пакистан к Персидскому заливу. В рамках этих основных направлений появилось множество различных маршрутов, на которых Китай отрабатывал наиболее быстрые и дешевые для себя пути транзита.
Именно Казахстан, Белоруссия и Россия стали одними из главных партнёров Пекина в данном вопросе, а события последнего года только усилили их значение в китайском проекте. Особую роль в данном случае играют перевозки железнодорожным транспортом, которые в условиях пандемии оказались наиболее стабильным способом транспортировки грузов.
Дело в том, что пандемия коронавирусной инфекции и последовавший за ней кризис серьезным образом изменили всю мировую торговлю. Из Европы в страны Азии перестали поступать сырье и комплектующие, а потоки товаров в обратном направлении сократились в разы. В этих условиях евразийские транспортные коридоры, которые еще десятилетие назад казались перспективными проектами, превратились в настоящее спасение для мировой логистики. Сегодня контейнерные поезда формируются в Центральном Китае, после чего за 15 суток пересекают Казахстан, Россию, и Белоруссию и заканчивают свой маршрут в Польше, Германии или Австрии. При том, что иорской маршрут занимает в среднем 35–45 дней без учета задержек из-за природно-климатических и других факторов. Разница очевидна.
Страны ЕАЭС сумели встроиться в новую китайскую транспортную схему, получив при этом значительную выгоду от перераспределения транзитных потоков. В частности, в кризисный 2020 год объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа через содружество вырос почти на 65%. В Казахстане по итогам 2020 года объём перевозок грузов железнодорожным транспортом из Китая здесь вырос на 13% (7,6 млн тонн), а в обратном направлении увеличился на 30% (14 млн тонн).
Начавшееся в третьем квартале 2020 года восстановление азиатской экономической активности вместе с нехваткой контейнеров, увеличением срока и стоимости поставок грузов по морю сделали железнодорожную транспортировку для КНР через территорию ЕАЭС крайне привлекательной. Также вырос спрос не только со стороны Китая, но и со стороны Европы. Так, от 20 до 30% европейских компаний, закупающих товары из Поднебесной, отказались от морских перевозок в пользу железнодорожных транспортировок через территорию ЕАЭС.
Более того, именно сухопутный путь по территории ЕАЭС стал первым в истории, по которому из Китая в Европу направились товары из Японии. 12 декабря в порту Уцзяшань Уханьской железной дороги отправился состав в сторону Германии, тем самым ознаменовав открытие нового международного транзитного канала комбинированных перевозок «ж/д + море» Япония–Ухань–Европа. По подсчётам специалистов, теперь время перевозки грузов из Страны восходящего солнца в Европу будет сокращено с первоначальных 45 дней примерно до 22 дней.
Происходящие изменения оказали самое благоприятное влияние на страны ЕАЭС и Казахстан, в частности. Всего же, как рассчитывают специалисты, в нынешнем году по территории РФ, а также Казахстана и Белоруссии будет перевезено более 1 миллиона условных контейнеров из Китая в Европу и обратно. Это означает, что страны-основатели ЕАЭС смогут удержать 12-13% рынка грузоперевозок между КНР и европейскими странами.
Когда Китай потребует вернуть долги, Кыргызстана не станет
Тем временем, вопреки тяжёлому положению Кыргызской Республики, Китай не желает давать отсрочку для погашения суммы основной задолженности, несмотря на многочисленные просьбы правительства рассмотреть такую возможность.
Стоит отметить, что специалисты кыргызского Центра исследований внутриполитических процессов считают, что Пекин заинтересован не только в выплате ему долга, но и в том, чтобы иметь возможность контролировать политические процессы в стране.
В целом, тревожные настроения во всех центральноазиатских государствах имеют более глубокие корни. Эксперты высказывают опасения, что обретенная после распада СССР независимость может продлится не долго, ввиду того, что крупные месторождения природных ресурсов и приграничные территории скорее всего придется «продать китайским инвесторам» в том случае, если страны Центральной Азии не смогут погасить свои долговые обязательства перед Пекином.
К примеру, в 2011 году Таджикистан передал КНР более тысячи квадратных километров Памирской территории в качестве выплаты «нераскрытой суммы долга». А в 2016 году предложил китайцам открыть военную базу на таджикском Памире.
В свою очередь Кыргызстан уже потерял огромную часть своей территории в 1996 и 1999 годах в результате двух соглашений с Китаем о делимитации границы. Кыргызстан потерял около 1250 квадратных километров земли. Позже, 161 квадратный километр перешел к Китаю по дополнительному соглашению.
В китайских СМИ временами появляются статьи, в которой историки-националисты проводят псевдо-исследования и утверждают, что значительная часть приграничных территорий стран Центральной Азии исторически принадлежат Китаю и должны быть возвращены Поднебесной. Не исключено, что подобного рода высказывания, могут являться завуалированным намеком со стороны Компартии, однако сейчас Китаю не так нужны приграничные земли, как кыргызские природные ресурсы в виде углеводородов и других полезных ископаемых. В любом случае китайская долговая зависимость представляет реальную угрозу для Кыргызской независимости.
Коррупционные схемы по отмыванию денег, выделяемых на модернизацию ТЭЦ в городе Бишкек.
Напомню, что вопросы к модернизации возникли после аварии на ТЭЦ Бишкека, тогда депутаты парламента создали комиссию для изучения причин аварии и затрат на модернизацию станции. Позже вопрос о завышении стоимости модернизации поднял и уволенный из-за аварии директор ТЭЦ Нурлан Омуркул уулу.
И таких примеров множество, уверен, все случаи не знает даже прокуратура. Но бросается в глаза, что все грязные деньжищи приходят из Китая. Киргизско-Китайские отношения характеризуются как дружественные, деловые, но какая-то дружба выходит странная: не со всей страной и её гражданами, а с кучкой высокопоставленных чинов, которые при малейшей возможности берут у «друга» деньги на любых условиях и не беспокоятся о том, как же им отдавать. Действительно, зачем беспокоится, если отдавать будет народ, а народ всё стерпит…
Что такое настоящая китайская экспансия
Россию часто призывают брать пример с других народов и стран, и в последнее время не только западных, но и обратить внимание на опыт государств Азии. Одной из таких стран, на которую россияне могли бы равняться, часто называют Малайзию. Мне пришлось почти неделю провести в этой стране, побывать в разных городах и селах, посетить деловой центр Джорджтаун на острове Пенанг и уже на основе личных впечатлений оценить применимость малайзийского сценария модернизации для России.
Отцом так называемого «малайзийского чуда» считается Махатхир Мохамад, возглавлявший правительство страны на протяжении 22 лет, с 1981-го по 2003 год. В этом году после политического кризиса, когда прошедшие в парламент партии не смогли договориться о кандидатуре премьера, «отец нации» 93-летний Мохамад в качестве компромиссной фигуры вновь стал руководителем кабинета министров.
В начале 1980-х Мохамад провозгласил курс на ускоренную модернизацию Малайзии. В качестве теоретической основы были выбраны китайские реформы Дэн Сяопина, преобразования в Сингапуре под руководством Ли Куан Ю. Название позже выпущенной сингапурским лидером книги «Из третьего мира в первый» стало лозунгом для команды реформаторов в Малайзии. Но получилось ли задуманное?
Увиденное лично говорит о том, что нынешнее малйазийское общество состоит из отдельных групп, которые различаются не только по уровню материального достатка, но и по образу жизни и мышлению.
Примерно 70% населения Малайзии сегодня составляют коренные жители страны — малайцы. Около 20% населения — этнические китайцы, ещн 10% — потомки выходцев из Индии. Сегодня, спустя почти 40 лет после начала реформ, можно констатировать, что единой гражданской нации в классическом понимании (один язык, схожее чувство патриотизма, близкие идеалы и устремления) в Малайзии так и не создано. Более того, разделение на этносы до сих пор сохраняется в законодательстве страны, по которому малайцы имеют существенные преимущества при поступлении в университет и трудоустройстве.
При этом, несмотря на преференции, записанные в правовых документах, малайцы до сих пор значительно отстают от китайцев в уровне благосостояния и образования. В начале декабря Махатхир Мохамад фактически признал провал идеи всеобщей модернизации, заявив, что коренные жители в большинстве своем так и не смогли добиться большого успеха в жизни. По словам премьера страны, в то время, как представители других народов стремятся получить образование, осваивают новые технологии, малайцы до сих пор побаиваются больших городов и предпочитают держаться традиционного сельского образа жизни.
Правота слов Мохамада видна в Малайзии буквально на каждом шагу, уже во время пересечения границы. Благодаря законам, дискриминирующим немалайцев при приеме на работу, практически все полицейские, пограничники, таможенники, военные и чиновники представляют коренной народ. Люди в форме не спеша рассматривают паспорта прибывших в страну иностранцев и умудряются совмещать постановку штампов о прибытии с поглощением пищи из пластиковых тарелок. Зато у пограничников хорошо получается брать взятки. Водитель нашего минивэна предупредил, что каждый турист должен заплатить по два рингита (около 30 российских рублей). Сумма небольшая, но если не отдать, то автобус в поисках запрещенных к провозу вещей могут досматривать полдня, на что формально стражи государственных рубежей имеют право.
Подавляющее большинство малайцев исповедуют ислам. Во время призывов к молитве, раздающихся с минаретов, на улицах городов можно увидеть толпы людей, спешащих в мечети. Практически все женщины-малайки носят длинную одежду и платки на головах в соответствии с мусульманскими канонами.
Многие малайцы явно имеют лишний вес и отличаются неторопливостью. Даже пляжные кафе, которые держат малайцы, открываются только в 12 часов, когда немалая часть отдыхающих уже ушла по домам от палящего солнца.
Живут малайцы преимущественно в небольших квартирах малоэтажных домов, которые иногда спроектированы весьма причудливым образом. Мне, например, в Джорджтауне пришлось жить в малайской гостинице, в которой был всего один номер с окном. Я не предусмотрел этого факта при бронировании на популярном интернет-сервисе и был вынужден жить в тесной комнате, похожей на каземат, в котором быстро перестаешь чувствовать наступление дня и ночи. Перемещаются малайцы на небольших автомобилях или на мотороллерах, которые традиционно популярны во многих азиатских странах. Чувствуется, что большинство малайцев не могут похвастаться богатством.
Маленькая Индия
Еще хуже материальное положение у индийцев. Многие из них обитают в жалких и грязных лачугах с одной комнатой, умещающей большое семейство. Зато выходцы из Индии отличаются повышенной религиозностью, характерной для их исторической родины. У многих на лбу пятнышки краски, говорящие о недавно совершенной молитве. В часы вечерней службы индуистские храмы, которых в том же Джорджтауне немало, буквально забиты мужчинами и женщинами разных возрастов.
В квартале Джорджтауна, который так и называется «Маленькая Индия», много разнообразных закусочных, в них готовят исключительно традиционные индийские блюда, которые посетители предпочитают есть руками, обходясь при поедании риса и различных соусов без ложки, вилки или палочек.
В «Маленькой Индии» популярны магазины с традиционной индийской одеждой и лавки с бижутерией «под золото». Когда видишь огромное количество блестящих украшений, которые можно купить за несколько сот рублей, понимаешь, откуда на фотографиях в географических журналах у индийских женщин столько «золота» в нищих деревнях.
Не меньшим спросом, чем всевозможные подвески, кольца, серьги и бусы, пользуются диски с индийскими кинофильмами. Завлекающие покупателей торговцы включают колонки с песнями из продаваемого кино или популярной индийской эстрады на полную мощь.
Своими силами
Совсем иначе живут китайцы. В качестве главного приоритета в жизни молодые люди считают получение высшего образования и заработок хорошего состояния. Сегодня им принадлежит большая часть всего бизнеса в стране. Китайские рестораны радуют посетителей китайской и европейской кухней, чистотой, вышколенным персоналом.
Живут китайцы в квартирах небоскребов, которые строят в Малайзии по образцу многоэтажек больших городов Поднебесной. Многие китайцы ездят на дорогих машинах.
Но самое главное, что китайцы практически не обращают внимания на традиции и чувства других народов. Вывески китайских заведений написаны иероглифами и продублированы на английском, чтобы были понятны иностранцам. Писать на государственном малайском языке владельцы-китайцы не считают нужным. Тем более что для посещения китайских кафе у большинства малайцев нет денег, а если их и берут на работу в те же кафе, то редко доверяют даже должность официанта, посылая лишь наводить чистоту и разгружать грузовики с товаром.
Но если малайцы могут заработать на жизнь хотя бы такой работой или на госслужбе, где чувствуют себя хозяевами положения, то на что живут индийцы, остается только гадать. На улицах городов можно встретить индийцев, ночующих прямо на тротуаре и занимающихся попрошайничеством.
Кстати, многие китайцы в Малайзии не придерживаются атеистического мировоззрения, как это принято в Поднебесной. Они строят все новые и новые католические костелы и протестантские кирхи. Несколько необычно видеть под крестом, возвышающимся над молельным домом, несколько рядов иероглифов. Но самое главное, что, несмотря на наличие малайзийского гражданства и приобретенную религиозность, китайцы продолжают считать своей отчизной Китай, на государственном языке которого говорят и читают газеты.
У ней особенная стать
Из того, что увидел лично, могу признать, что в Малайзии состоялась модернизация, которую начал Махатхир Мохамад. Только произошла она не для всех, и прежде всего, не для коренных жителей.
Тем, кто говорит о применимости чужого опыта к России, хочется сказать, что и в современной России можно было бы в короткие сроки провести преобразования, пригласив в страну десятки миллионов иностранцев. Например, тех же китайцев.
На протяжении последних, наверное, двадцати лет в России часто можно услышать разговоры о медленной экспансии Китая на Дальнем Востоке. Однако объективно там их не так много, а те, что прибывают, уважают традиции местных жителей. Что такое настоящее доминирование китайцев, хорошо видно на примере Малайзии.
На военном параде в Пекине в честь 70-летия окончания Второй мировой войны и победы над Японией китайская армия показала новые образцы техники. По мнению специалистов, представленные образцы говорят о стремлении Китая расширять свое влияние исключительно в Юго-Восточной Азии. Как говорится, и хорошо. Мы готовы дружить с Китаем, обладающим богатой культурой и древней историей, лишь бы он не направил свой взгляд на Север. А уж модернизацию и прочие преобразования мы сможем провести своими силами.