В чем заключается мировоззренческая функция истории
Функции истории
История – (от греческого historia– повествование, исследование, рассказ о прошлом); с одной стороны – это процесс развития природы и общества, с другой – это комплекс наук, изучающих развитие человеческого общества в его становлении, развитии, конкретные события и явления в их взаимной связи.
История – это наука о прошлом человеческого общества и о его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках.
История подразделяется по широте объекта изучения на всеобщую историю, историю континентов (например, история Азии и Африки), историю отдельных стран и народов или групп народов (например, история славянских народов, история России).
Выявление закономерностей исторического развития связано с познавательной функцией исторического знания.
Способ идентификации и ориентации общества, личности – это функция социальной памяти
Формирование нравственных, гражданских ценностей и качеств соответствует воспитательной функции исторического знания
познавательная или интеллектуально-развивающая, мировоззренческая
Познавательная или интеллектуально-развивающая функция состоит в изучении исторического пути стран, народов, в выявлении закономерностей исторического развития и в объективном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. По отношению к курсу отечественной истории она заключается в исследовании различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XXI в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.
Сущность практически-политической (рекомендательной) функции в том, что история как наука, выявляя на основе осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.
Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует научный взгляд на мир, общество, законы его развития. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.
История благодаря функциям социальной памяти и прогностической помогает предвидеть будущее и является способом идентификации и ориентации как общества в целом, так и отдельной личности.
История обладает огромным воспитательным воздействием. Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме: «История – наставница жизни». Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям.
2. Методы изучения истории
Метод – это научно обоснованное познавательное средство.
(способ исследования) показывает, как происходит познание, это путь исследования, способ построения и обоснования знаний.
Научный метод представляет собой совокупность путей и принципов, требований и норм, правил и процедур, орудий и инструментов, обеспечивающих взаимодействие субъекта с познаваемым объектом с целью решения поставленной исследовательской задачи. Если научная теория как форма знания отражает объект, то метод как средство познавательной деятельности направлен на познание объекта.
Метод включает в себя подход и принцип.
Подход определяет основной путь решения поставленной исследовательской задачи. Он раскрывает стратегию этого решения. В науке давно известны такие подходы, как абстрактный и конкретный, логический и исторический, индуктивный и дедуктивный, аналитический и синтетический, динамический и статический, описательный и количественный, генетический, типологический. Недавно введены сравнительный, системный, структурный, функциональный, информационный, вероятностный, модельный и другие подходы.
Конкретное содержание метода выражают принципы
Принцип материализма предполагает рассмотрение общества как совокупности реальных, материальных объектов и его первичности перед осознанием происходившего.
Принцип историзма требует изучения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем стало. Он требует выявления всех причинно-следственных связей.
Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схемы. Он предполагает рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, в совокупности положительных и отрицательных сторон, а исторического процесса в целом – в совокупности всех фактов и явлений.
Принцип социального подхода, еще его называют партийным или классовым или стратификационным, предполагает рассмотрение исторических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Он обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывать субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.
Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления событий, явлений, процессов на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Функции истории (основные)
Социальная значимость истории заключается в важности выполняемых ею функций.
Функции истории – основные направления применения истории, через которые реализуются ее цели, задачи и назначение.
Социальные функции истории | |
Функции | Сущность. Содержание |
Мировоззренческая | В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. На исторической неграмотности спекулируют сторонники догм и лженауки об обществе, так как, не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать разные идеологические настроения и гипотезы на веру. Чтобы выводы из истории были действительно научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу или явлению, без исключения, в их совокупности, только тогда можно получить объективную, адекватную действительности картину, а, следовательно, и обеспечить научность познания. Одним из важнейших мировоззренческих аспектов изучения истории является формирование историзма мышления. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, в изменении, оценивать явления общественной жизни по отношению к прошлому и соотносить их с последующим ходом развития событий. Такой подход формирует умение осмысливать действительность не в статике, не метафизично, а в историческом процессе, в хронологической взаимосвязи, в диалектике развития. |
Познавательная (интеллектуально-развивающая) | Познавательная функция состоит в самом изучении исторического пути нашей страны, народа в объективно-истинном – с позиций историзма – отражении всех явлений и процессов, составляющих всемирную историю. Стремясь к объективному познанию истории, надо постоянно проверять себя, изучая цепь исторических событий в их целостности, в причинной связи и результатах. Анализ ошибок вчерашнего дня даст возможность избежать ошибок сегодня и завтра. При этом всесторонний анализ ошибок, тщательность их изучения не должны перечеркивать той огромной положительной работы, которую проделали наши предки. Один из образованнейших людей своего, времени Н.Г. Чернышевский говорил, что история – это не прогулка по прямому Невскому проспекту. При этом он считал, что «можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная истории». |
Политико-практическая | Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно-обоснованный политический курс страны, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. Выдающийся русский историк В.О. Ключевский, определяя практическое значение знания истории, исторического сознания, отмечал: «Каждому народу история задает двустороннюю культурную работу – над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями». Нельзя не согласиться с ним и в том, что у каждого поколения есть свои идеалы. Но они не могут быть пригодны для всех, всегда и везде. Следовательно, чтобы знать, какие из них и каким образом осуществимы в данном обществе и в данное конкретно-историческое время, надо хорошо изучить накопленный обществом опыт, тщательно взвесить и оценить его. Сегодня это особенно важно, ибо мы живем во время, насыщенное всевозможными идеалами порой глубоко враждебными и борющимися друг с другом. Чтобы определить, куда и как идти обществу в своем развитии, необходимо знать, откуда, из какого состояния оно пришло и как прошло свой исторический путь. Сама жизнь ставит многие вопросы перед современной историей. Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть в определенной степени историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином. |
Воспитательная | История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм, позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, человеческое счастье и добро, а также видеть пороки этого общества, их влияние на человеческие судьбы. |
Социокультурная | Историческое знание, «историческая жизнь народа» дает научно выверенные нравоучительные примеры, служит основой законотворчества и выработки культурной политики, формирует социальную и национальную идентичность |
Мировоззрение – совокупность взглядов, убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру, к самому себе, и являются ориентирами в его повседневной жизни, выполняя регулятивную функцию.
Познание – высшая форма отражения объективной действительности; процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Валерий Удальцов. Функции истории в жизни общества
Выношу на защиту
Рекомендуемая ссылка на статью:
История выполняет в жизни общества ряд взаимосвязанных функций, которые определяют ее социальную значимость. В первую очередь необходимо определиться с понятием этой категории. С философской точки зрения она отражает устойчивое проявление в среде содержания, сущности и качества любого явления [Кокорин, 2009. С. 251]. В связи с этим следует представить устойчивые линии проявления в среде ее содержания, сущности и качества.
Прежде всего, обратим внимание на аккумулирующую функцию истории, которая содержит:
– во-первых, обусловленное самой природой истории ее призвание накапливать и сохранять опыт предыдущих поколений;
– во-вторых, нацеленность исторической науки на формирование исторического сознания, от уровня которого зависит степень стабильности общества;
– в-третьих, направленность исторической памяти на рост уверенности общества в будущем;
– в-четвертых, опыт истории позволяет отделить всеобщее от единичного, необходимое от случайного, что способствует выявлению закономерностей исторического процесса и формированию научной основы руководства жизнью общества.
Последнее связано с активным участием истории в процессе познания явлений действительности. Это относится к гносеологической функции истории. Она проявляется:
История участвует не только в решении задач познания, но и в анализе процессов, происходящих в мире. Решение аналитических задач происходит, в том числе, и с опорой на исторические знания. Таким образом, важна аналитическая функция истории. Данная функция в определенной степени дополняет познавательную функцию истории. Но гносеологическую функцию истории дополняет и существующая у нее логическая функция. Проявляется она в том, что историческое знание своеобразно выражает и сохраняет логику развития общества. Познание связанных с этим развитием исторических явлений приводит к созданию определенного массива информации. Получив такую информацию, человек структурирует, осмысливает её. При этом решается задача определения взаимосвязанности, субординации и координации событий истории, без чего понять историю и сформировать системный взгляд на нее невозможно.
История последовательно выполняет методологическую функцию. Она имеет свою систему средств познания явлений действительности. Это позволяет ей не только играть иллюстративную роль, то есть подтверждать примерами из прошлого действие выведенных теорией законов, но и участвовать в процессе создания новых теорий. Так, без исторического метода было бы невозможно выведение законов экономического развития.
Методология связана с методикой, её задача – выбрать методологические средства для осуществления познавательно-практических действий и определить соответствующую ситуации последовательность их использования. Таким образом, истории свойственна методическая функция. Она проявляет себя в том, что история учит, как правильно выбрать и в какой последовательности использовать средства решения задачи.
Методологические и методические возможности истории позволяют ей влиять на состояние, развитие и содержание мировоззрения человека. История участвует в его становлении, а это значит, что история выполняет мировоззренческую функцию.
Во-первых, ее существование обусловлено тем, что история оказывает влияние при формировании взглядов человека на мир. Через осознание прошлого складывается отношение человека к действительности, выбор им направлений деятельности.
Во-вторых, она проявляет себя в формировании научного мировоззрения, которое может считаться научным только тогда, когда оно опирается на объективную реальность, в том числе на исторические факты.
В-третьих, изучение истории формирует научную картину развития общества, показывающую непрерывную смену форм собственности, производства, социальной структуры и т.д., а также их различия по странам и эпохам. Это способствует формированию историзма мышления, привитию ему таких важных характеристик, как масштабность и понимание многовариантности развития.
Фактологическая функция проявляется в том, что история не только констатирует и изучает исторические факты, но и устанавливает связи между ними, сопоставляет их. Она поставляет полученный таким образом «строительный материал» другим наукам для его дальнейшего применения, со своей стороны обеспечивая научность познания.
История также оказывает свое воздействие и на духовно-идеологический процесс, так как в основании формирования любой идеологии лежит история. Весь ход общественного развития, на наш взгляд, свидетельствует о том, что нет ни одной идеологии, которая не содержала бы в себе исторический аспект. Следовательно, история работает в интересах тех или иных идеологических систем, актуализируя свою идеологическую функцию.
Она может позиционироваться следующим образом:
– потребность в познании прошлого стимулирует участие истории в процессе получения, хранения, обработки, осмысления и передачи определенного рода информации;
– история не может эффективно развиваться, не потребляя при этом накопленную другими науками информацию о прошлом;
– история выступает не только потребителем информации. В процессе продвижения в познании прошлого на базе вновь открываемых источников, перепроверки исторических сведений формируется новая информация, которая используется и в интересах других наук;
– имея собственную информационную базу, история не может не участвовать в информационных процессах в обществе;
– как носитель знаний о прошлом, история активно используется как в процессе информационно-идеологического воздействия на сознание людей, так и в противодействии ему.
Наряду с информационной история выполняет и близкую ей по содержанию пропагандистскую функцию. Но если первая связана с заполнением сознания людей историческими знаниями, то пропагандистская функция истории связана с их интенсивным распространением в общественном сознании и углубленным разъяснением в интересах, как правило, идейного воздействия на массы, носящего политический характер.
Все это находит свое продолжение в агитационной функции истории. Она помогает соединить исторические знания с сознанием людей и, сопоставив с существующими в обществе идеями, превратить в побудительные мотивы их деятельности. Эта функция логически переходит в мобилизационную. По сути, агитация есть первый шаг к активным организованным действиям людей. Но она не исчерпывает всего содержания мобилизационной функции. Последняя интегрирует в себя и возможности таких функций как гносеологическая, логическая, методологическая, методическая, информационная, пропагандистская. Практика показывает, что в высшей степени готовыми к активным действиям люди становятся тогда, когда отработали все перечисленные здесь функции.
Потребность в мобилизации людей на практические действия с необходимостью выводит на следующую, аксиологическую функцию истории. Это обусловлено тем, что нередко важным мобилизационным фактором становится именно оценка тех или иных явлений и личностей прошлого, так как многое из того, что происходило в истории, затрагивает интересы современности.
История, подобно последнему разделу задачника, который содержит ответы на заданные примеры, позволяет осуществлять следующее:
Оценочные возможности истории находят свое продолжение в ее критической функции. Являясь основанием для оценки какого-либо явления или процесса, история становится и базой для их критического осмысления, внесения необходимых поправок в ход их функционирования и развития. Критическая роль истории может способствовать формированию условий, исключающих повторение ошибок прошлого.
Критическое осмысление исторических событий, их оценка связаны с выполнением историей телеологической функции. Осмысление исторических феноменов становится одним из факторов выдвижения задач в области познания и преобразования явлений действительности. Однако выдвижение задач всегда подчинено достижению желательных результатов, идеальными образами которых и являются поставленные цели. Поэтому исторические знания выступают, образно говоря, одним из приводных ремней в механизмах формирования у людей их целевых установок. С другой стороны, осмысление прошедших событий, незавершенности каких-либо исторических процессов нередко определяет цели действий людей в экономической, политической, военной и других сферах жизни общества. Таким образом, есть основания для выделения функции целеполагания, как относительно самостоятельной и органично присущей истории функции.
С определения цели, как правило, берет начало практическая деятельность людей. Поэтому с достаточным на то основанием можно говорить о существовании практической функции истории. Она, в частности, состоит в том, что история, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, способствует выработке научно обоснованного политического курса. Исторический анализ тенденций социального развития выступает необходимой предпосылкой для рационального руководства обществом и проведения государственной политики. Кроме того, история, являясь хранилищем памяти об открытиях, которые не нашли применения в свое время в силу, например, недостаточного для этого уровня развития производительных сил, облегчает поиск оптимального пути решения конструктивных и технологических задач. Она способствует также выбору методов управления экономикой, совершенствованию правовых основ и т.д.
Успешное решение практических задач трудно представить без осуществления своевременного и правильного прогноза, который нередко базируется на использовании исторических знаний. Поэтому своего внимания заслуживает прогностическая функция истории. Еще античные историки говорили о том, что одной из задач истории является изучение прошлого для того, чтобы познать современность и предсказать будущее. Существует даже предание о Геродоте из Галикарнаса, который любил повторять, что способен видеть дальше других, так как забрался на плечи своих предшественников. Слова эти по-своему выражают суть прогностической функции истории, которая заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего. Это позволяет использовать историю в планировании деятельности, цель которого – оказать влияние на будущие состояния и социальное прогнозирование.
Взгляд в историческую перспективу обусловлен, в том числе, и раскрытием сущности изученных исторических явлений, их объяснением. Поэтому важной функцией истории является ее объяснительная функция. Она проявляет себя в том, что история проясняет непростые для понимания, нередко запутанные исторические факты путем установления условий, причин и целей, путем установления того, почему и зачем нечто в истории становится именно таким, а не иным, путем установления закономерности произошедшего. Это важная функция научного познания, которая заключается в раскрытии сущности изучаемого исторического явления.
Объяснение исторических явлений, раскрытие их сути, проникновение в тайну их возникновения неотрывны от выполнения такой функции истории, как реконструктивная. Необходимость выделения реконструктивной миссии истории обусловлена тем обстоятельством, что факты истории находятся в прошлом и чувствам не даны. История чаще всего имеет дело со следами этих фактов, и поэтому ее изучение есть не что иное, как осуществление сложного процесса реконструкции прошлого, который состоит из диалектического соединения сообщений исторических источников и собственных представлений субъекта исторического познания, впитавших опыт науки.
Связана с предыдущими и дидактическая функция истории. Изучение истории вооружает человека знаниями и способностями мыслить историческими категориями, видеть общество в его развитии, оценивать явления по отношению к их прошлому. Практика показывает, что без знания основ истории нельзя говорить о полноценном образовании.
Коммуникативная функция истории. Ее наличие можно аргументировать следующими посылами. Во-первых, исторические знания обеспечивают связь между людьми разных поколений. Во-вторых, исторические знания, способствуя росту самосознания сообщества, оказывают влияние на его сплочение, объединения вокруг значимых для него исторических ценностей. В-третьих, исторические знания порой предопределяют – вступать или не вступать в социальное взаимодействие с другими сообществами людей.
Коммуникативная функция истории лежит в основании интеграционной функции, являющейся ее продолжением и развитием. История может не только предопределять установление отмеченного выше взаимодействия сообществ, но и способствовать установлению устойчивой связи между ними, объединению их в целое (общее историческое прошлое – это один из факторов становления и упрочения союза народов). История выполняет также и миссию интегратора знаний о прошлом различных явлений действительности.
История выполняет в обществе и этическую (воспитательную) функцию, помогая вырабатывать у людей высокие моральные и гражданские качества. Для этого история обладает значительным потенциалом. Она выступает хранительницей тех нравственных норм, которые выработаны в ходе исторического развития и которые регулируют поведение людей. История содержит выдающиеся примеры следования этим нормам. Знакомя с примерами из прошлого, она помогает найти подрастающему поколению идеалы, на которые следует ориентироваться. Эмоциональное переживание человеком героических свершений своих предков воздействует на формирование личности, ее нравственных качеств. Оно определяет ценностные ориентации, помогает осознать такие категории, как честь, добро, долг перед обществом, способствует формированию гражданской позиции и чувства патриотизма. Знание истории культур иных народов предотвращает развитие ксенофобии, помогает воспитанию толерантности. История позволяет глубоко понимать суть нравственных позиций и тем самым непосредственно влияет на воспитание людей, содержит большое нравственное начало.
Наличие нравственного начала в истории дает право на выделение ее культурологической функции. Нормы морали и нравственности включены в сферу духовной жизни общества, под которой понимается культура (в узком смысле этого слова). В этом аспекте в нее принято включать наряду с моралью предметные результаты деятельности людей, а также человеческие силы и способности, которые воплощаются в деятельности (знания, навыки и умения, уровень интеллекта, этического и эстетического развития и т.д.).
История органически связана с культурой и влияет на ее формирование и развитие. История выступает важным инструментом осмысления процессов, происходящих в культуре. Она обеспечивает изучение культуры человечества в ее развитии. Тем самым она представляет собой фактор, определяющий отношение к культуре конкретного народа, к мировой культуре. Все это говорит о том, что история выполняет культурологическую функцию в жизни общества наряду с другими представленными выше функциями.
Таким образом, история имеет широкий набор взаимосвязанных функций, через которые она проявляет свою сущность и которые обеспечивают соединение последних с практической деятельностью людей. Реестр представленных здесь функций не является завершенным. Он открыт и может пополняться на основе использования такого методологического средства как прием, сформированного на базе философской категории «функция».
Литература
Кокорин А.А. Анализ: теория, методология, методика. М.: Изд-во МГОУ, 2009. 292 c.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФА-М, 2008. 512 с.