В чем заключается мировоззренческий кризис базарова
Кризис Базарова (ЕГЭ по литературе)
И. С. Тургенев, по меткому выражению критика Н. Н. Страхова, написал «всегдашний» роман. Произведение отражает идейную борьбу двух политических сил – либералов-дворян, людей сороковых годов девятнадцатого века, и разночинцев-«шестидесятников». Но произведение Тургенева имеет и вневременное значение, так как в нём раскрываются вечные проблемы отцов и детей, любви и дружбы, жизни и смерти.
В начале романа мы видим Базарова победителем и триумфатором, нигилистом, который убеждён в правильности своих взглядов. Он не признаёт авторитетов, искусства, природы, любви как высокого духовного чувства, он убеждён, что всё старое надо разрушить, а уж потом другие на расчищенном месте пусть строят новый прекрасный мир. Мало того, он утверждает, что все люди что деревья в лесу, не стоит их изучать, у всех одна селезёнка, одни лёгкие, все одинаковые. Базаров легко побеждает в споре с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым, который с первого взгляда возненавидел «проклятого лекаришку». Молодой человек осуждает Павла Петровича за то, что тот поставил всё на карту женской любви и проиграл, имея в виду роковую любовь аристократа к княгине Р. Нигилист убеждён, что с ним такого не произойдёт.
Но вот Базаров встречает на балу, как когда-то старший Кирсанов, свою роковую женщину – Анну Сергеевну Одинцову. С этого момента начинаются внутренние противоречия в душе героя, духовный кризис. Не признавая любви как высокого духовного чувства, Базаров влюбляется во «влиятельную герцогиню» страстно и безнадёжно, с негодованием осознавая в себе романтика. Но независимая, царственно-величественная и спокойная Анна Сергеевна так себя «заморозила», что не способна на ответное чувство, хотя она увлеклась Базаровым, как любопытным и интересным человеком.
Приехав в именьице родителей, Базаров испытывает только скуку, злость и раздражение, и вместе с тем в нём появляются мысли, которые прежнему нигилисту ни за что бы не пришли в голову. Лёжа в тени высокого стога, он говорит своему другу Аркадию Кирсанову, что по сравнению со вселенной, огромной и бесконечной, человек занимает лишь узенькое пространство. Вселенная – это вечность, а человеку до обидного мало отпущено времени. Базаров чувствует несправедливость мира. В нём «кровь обращается», его «мозг работает», он хочет чего-то добиться в жизни, а закончится тем, что из него «лопух расти будет». К чему тогда «из кожи лезть» для какого-то «последнего мужика, Филиппа или Сидора», стремиться, чтобы у них была «славная, белая изба»?
Непримиримый, бескомпромиссный, прямолинейный, словно ребёнок, Базаров начинает взрослеть, ощущать трагичность человеческого существования.
В результате духовного кризиса Базаров не проходит ни одного испытания, которые устраивает ему автор. Он не прошёл испытания любовью, потерял в Аркадии друга. Младший Кирсанов отказался от нигилистических убеждений и вернулся к семейным ценностям.
Духовный и мировоззренческий кризис стали причиной смерти Базарова. Вследствие любовных переживаний, Базаров стал невнимательным и рассеянным, вскрывая труп мужика, он случайно поранил палец и умер от заражения крови. Случайность гибели героя ещё раз подчёркивает, что претензии человека на господство в мире несостоятельны. Базаров думал «обломать много дел», а выполнил только одно: умер достойно. Испытывая предсмертные муки, он нашёл в себе силы утешать и успокаивать своих родителей, которых он любил, но никогда этого не показывал.
Сама жизнь доказала слабость и несостоятельность нигилизма Евгения Базарова, она же и примирила это «страстное, грешное и бунтующее сердце» с природой и с миром. Автор с сочувствием изображает своего героя, личность сильную, деятельную, трудолюбивую, и в то же время он не приемлет нигилизма Базарова, отрицания как примитивного принципа, упрощённого взгляда на жизнь, поэтому, показывая духовный кризис своего героя, развенчивает его ложную теорию.
Базаров и родители. Мировоззренческий кризис Базарова.
Мировоззренческий кризис Базарова.
Случайная страница | ТОМ-1 | ТОМ-2 | ТОМ-3 Автомобили | Астрономия | Биология | География | Дом и сад | Другие языки | Другое | Информатика |
История | Культура | Литература | Логика | Математика | Медицина | Металлургия | Механика |
Образование | Охрана труда | Педагогика | Политика | Право | Психология | Религия | Риторика |
Социология | Спорт | Строительство | Технология | Туризм | Физика | Философия | Финансы |
Химия | Черчение | Экология | Экономика | Электроника |
Духовный кризис Базарова
Неудача и любви повлекло за собою тяжелые драматические последствия в судьбе Базарова, Она привела к кризису его односторонние, вульгарно-материалистические взгляды на жизнь. Перед героем открылись две бесконечности, две бездны: одна — загадка его собственной души, которая оказалась глубже и бездоннее, чем: он предполагал; другая — загадка мира, который его окружает: любимой женщины, народной России, жизни в ее широких, вселенских пределах. Противник всяческих душевных излияний, он начинает «говорить красиво», пускается в презираемую им философию. Мир, казавшийся ему в спорах с Павлом Петровичем абсолютно «дневным» и разгаданным, становится полным тайн.
Вслед за мучительным одиночеством в любви, столкнувшей Базарова с действительным существованием таинства человеческих чувств, горою открывается драма человеческого познания. От микроскопа героя потянуло к телескопу, от инфузорий — к звездному небу над головой, потянуло неудержимо, вопреки уже беспомощным нигилистическим фразам: «Я гляжу на небо только тогда, когда хочу чихнуть». «Черт знает, что за вздор! — признается Базаров Аркадию. — Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою Жизнь». За восхищением стойкостью человеческого духа тут проглядывает внутреннее смущение перед неудержимой силой нравственных чувств и страстей. К чему придумывать человеку поэтические тайны, зачем тянуться, к утонченным переживаниям, если он — всего лить атом во вселенной, слабое биологическое существо, подверженное неумолимым естественным законам увядании и смерти?
Не случайно же сам Базаров признается, что ему хочется возиться с людьми, хоть ругать их, да возиться С ними. Положение песчинки, атома, находящегося во власти безличных стихий природы, Базарова, по-видимому, не удовлетворяет. Гордая сила человеческого возмущения поднимает его над равнодушным муравьем, не обладающим чувством сострадания. И хотя Базаров говорит о бессмыслице высоких одухотворенных помыслов, в подтексте его рассуждений чувствуется сомнение, опровергающее поверхностный, вульгарный материализм.
Не умея ответить на роковые вопросы о драматизме любви и познания, о смысле жизни и. таинстве смерти, Базаров хочет, используя ограниченные возможности современного естествознания, заглушить в человеке ощущение трагической серьезности этих, вопросов. Масштаб притязаний Базарова здесь головокружительно смел- и значителен. Но как незаурядный человек, герой не может с самим собою справиться: данные естественных наук его от этих тревог не уберегают. Он склонен как нигилист упрекать себя в отсутствии равнодушия к презренным аристократам, к несчастной любви, поймавшей его на жизненной дороге.
И перед Базаровым открылось два пути: или поиск новой общественной теории, или последовательный индивидуализм на почве старых антропологических взглядов на человека. Базаров — неуступчивая, трагическая личность — выбирает именно второй путь. «Я придерживаюсь отрицательного направления,- говорит он Аркадию, — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? — гоже в силу ощущений. Это псе едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не веяний тебе это скажет, да и я в друг, ой раз тебе этого не скажу». — «Что ж? и честность — ощущение?» — «Еще бы» «Евгений!» — начал печальным голосом Аркадий. «Л? что? не по вкусу? — перебил Базаров. — Нет, брат! Решился все косить — валяй и себя по ногам. ».
Вслед за отрицанием значимости любовных, родственных и дружеских чувств Базаров действительно начинает терять ощущение простого чувства справедливости. На протяжении всего разговора с Аркадием он грубо обходится со своим учеником, как бы вымещая па нем свою внутреннюю тревогу и боль. «Ты нежная душа, размазня… Ты робеешь, мало на себя надеешься». Ну, а у самого Базарова нет неясности в душе и робости перед красотою и умом Одинцовой? «Ты говоришь, как твой дядя. Принципов вообще нет — ты об этом не догадался до сих пор!» Но разве у Базарова с некоторых пор не появилось принципа, во имя которого он решил сладить с собою, со своим «романтизмом»?
Базаров неоднократно пускается в высокие философские размышления о смысле жизни, о трагизме бытия, но едва лишь Аркадий позволяет себе нечто подобное, следует грубый совет «не говорить красиво». Герой не чувствует того, что все его упреки Аркадию по скрытой иронии жизни обращаются теперь против него. «Э-э! да ты, я сижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя!» Но Павел Петрович, конечно, порадовался бы, услышав и некоторые из философских размышлений Базарова, узнав о рыцарской любви героя к Одинцовой, столь безответной любви, как и у пего к княгине Р. Впрочем, «радости» Павла Петровича еще все впереди. Именно он оценит по достоинству участие Базарова в «рыцарском турнире».
«Мировоззренческий кризис Евгения Базарова»
И. С. Тургенев создал свой роман в 1861 г. В то время среди молодежи популярны были «новые люди», нигилисты (их еще справедливо называли обличителями). И сам Тургенев какое-то время не противился их идеям, но в 1848 г. ему «посчастливилось» стать свидетелем Французской революции. Тогда-то он осознал, что бойня и восстание ни к чему хорошему не приведут (вот, например, слова Базарова: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить»), и изменил свой взгляд на переустройство России. Писатель стал либералом-западником. «Новых людей» в романе «Отцы и дети» достаточно. Но все-таки до чего далеки они от главного героя — Базарова, в котором Тургенев воссоздал образ типичного нигилиста, прогрессиста второй половины XIX в.І На фоне его твердой, уверенной, яркой фигуры мельтешат жалкие подобия «продвигателей» новых идей. Те же Кукшина, Ситников, Матвей Колязин, губернатор города: до чего же они непохоже подражают «новым людям»! Эти герои, пытаясь быть похожими на Базарова и его невидимых в романе единомышленников, своими бесцельными и постыдными поступками заслуживают лишь звания «новичков» или «дилетантов».
Н. Г. Чернышевский, революционер, приверженец материализма, считал образ Базарова лживым, искусственным, не соответствующим действительности. И дело здесь не в высказываниях или взглядах тургеневского нигилиста, а в поступках, тоске, в одном зародившемся в Базарове человеческом чувстве — любви, которое заставило его в чем-то стать другим, изменить себе и своей идеологии. В И опять же, как и всякий человек, потерпев фиаско, он поставил под сомнение все то, что считал правдивым когда-то, усомнился и пережил мировоззренческий кризис. Да и пережил ли.
Взгляды Базарова всегда оставались ясными, уверенными, безапелляционными (только один Павел Кирсанов смог возразить им и вступить в полемику). С цинизмом отрицая все, что только можно отрицать — искусство («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»), русский народ (он для нигилиста безнадежен, невежественен до предела), Базаров часто был язвителен, груб, от этого и его неверие ни в душу, ни в тайну, ни в загадку мира. Все для него просто, все подчинено одной формуле, по которой «все хорошо, что полезно». Человеку трудно быть таким по натуре, и, конечно, возникает вопрос, был ли Базаров в гармонии с собой? Его восторженный почитатель Аркадий Кирсанов не был и иногда проявлял это, а под конец, осознав себя, отдалился. Вероятно, и Базаров не всегда был в согласии с собой, он просто умело это скрывал. Однажды что-то изменилось…
Как не верил Базаров в любовь! Как презирал ее! Как потребительски относился к женщине: «Нравится тебе женщина — старайся добиться от нее толку». И к Одинцовой, холодной и приличной, он сначала почувствовал то же самое. Но позже… Он боролся сам с собой, вряд ли ему хотелось полюбить К Анну Сергеевну, но чувства одержали верх над его сильной натурой. В эпизоде, где Базаров признает- ся в любви Одинцовой, он стоит к ней спиной, пытается сдержать себя в руках, но вот эти роковые слова: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились». И надлом, надрыв! Пусть героем двигали не высокие чувства, а безумная, доходившая до злобы, страсть, это перевернуло его мировоззрение, как переворачивают песочные часы, которые уже прошли один отрезок времени. Это закономерно. И так, песчинка за песчинкой, Базаров менялся. Нет, не было ни неожиданного переосмысления, противоречия самому себе, но, может быть, судьба не довела Базарова до этого, остановившись на кризисе.
Один страшился своей любви, другая страшилась потерять покой. На этом они и расстались. А фиаско Базарова заключалось еще и в том, что он вдруг увидел, ощутил себя другим, осознал, что способен любить, и это его ничуть не порадовало. Вследствие этого — крах мировоззрения! Базаров все еще не желал проявлять своих сомнений. Однажды наступила минута просветления. Аркадий с Базаровым лежали в тени возле стога сена, в деревне у родителей Евгения, и там-то последний признался, что понимает любовь не как все новейшие молодые люди: «Я не таков. Но довольно об этом. Чему помочь нельзя, о том и говорить стыдно». Базаров не позволил себе раскрыть душу даже перед другом, пожелал тут же снова укрыться за маской равнодушия, которая так ему шла. Аркадий предположил, что Евгений в меланхолическом настроении, но это было не просто минутное, это были перемены, проявлялся кризис. Все то же оставалось в Базарове. Только молчаливее стал он и печальнее. И он был расстроен не столько неудавшейся любовью, сколько так долго вырабатываемым, но неудавшимся миропониманием. Пробудились в нем рефлексия и многие простые человеческие чувства: и добрее стал он, и сходительнее. Но не увял он, не погряз в своей потаенной апатии, он сгорел, как свеча, — бы и нелепо. «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Странный случай, желание спасти другого человека, помочь и… Этот, как казалось, титан, уверенный И СИЛЬНЫЙ человек был — И нет его. Его мечты, которых ОН опасался, его стремлении делать Россию лучше, приблизить ее к прогрессу— все ушло с Базаровым.
«Окружающие его кана давно заросли» — все подражатели идей нигилистов замолкли и замерли без него; «мокрые… поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами» — то, что было раньше действительна теперь пришло в упадок; «каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу» — многое в России уже держится на грани, близится протест; «два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень» — так мало осталось людей, пытающихся что-то изменить, их попытки безуспешны; «овцы возбранно бродят по могилам» — идеи, мысли витают в напряженной атмосфере России. вот она — унылая картина сельского кладбища, в котором оставлен навеки Евгений Базаров, с ним и будущее России, которого он так хотел. И кто знает, помешал ли ему в воплощении кризис мировоззрения?
В чем заключается мировоззренческий кризис базарова
И. С. Тургенев, по меткому выражению критика Н. Н. Страхова, написал «всегдашний» роман. Произведение отражает идейную борьбу двух политических сил – либералов-дворян, людей сороковых годов девятнадцатого века, и разночинцев-«шестидесятников». Но произведение Тургенева имеет и вневременное значение, так как в нём раскрываются вечные проблемы отцов и детей, любви и дружбы, жизни и смерти.
В начале романа мы видим Базарова победителем и триумфатором, нигилистом, который убеждён в правильности своих взглядов. Он не признаёт авторитетов, искусства, природы, любви как высокого духовного чувства, он убеждён, что всё старое надо разрушить, а уж потом другие на расчищенном месте пусть строят новый прекрасный мир. Мало того, он утверждает, что все люди что деревья в лесу, не стоит их изучать, у всех одна селезёнка, одни лёгкие, все одинаковые. Базаров легко побеждает в споре с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым, который с первого взгляда возненавидел «проклятого лекаришку». Молодой человек осуждает Павла Петровича за то, что тот поставил всё на карту женской любви и проиграл, имея в виду роковую любовь аристократа к княгине Р. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Нигилист убеждён, что с ним такого не произойдёт.
Но вот Базаров встречает на балу, как когда-то старший Кирсанов, свою роковую женщину – Анну Сергеевну Одинцову. С этого момента начинаются внутренние противоречия в душе героя, духовный кризис. Не признавая любви как высокого духовного чувства, Базаров влюбляется во «влиятельную герцогиню» страстно и безнадёжно, с негодованием осознавая в себе романтика. Но независимая, царственно-величественная и спокойная Анна Сергеевна так себя «заморозила», что не способна на ответное чувство, хотя она увлеклась Базаровым, как любопытным и интересным человеком.
Приехав в именьице родителей, Базаров испытывает только скуку, злость и раздражение, и вместе с тем в нём появляются мысли, которые прежнему нигилисту ни за что бы не пришли в голову. Лёжа в тени высокого стога, он говорит своему другу Аркадию Кирсанову, что по сравнению со вселенной, огромной и бесконечной, человек занимает лишь узенькое пространство. Вселенная – это вечность, а человеку до обидного мало отпущено времени. Базаров чувствует несправедливость мира. В нём «кровь обращается», его «мозг работает», он хочет чего-то добиться в жизни, а закончится тем, что из него «лопух расти будет». К чему тогда «из кожи лезть» для какого-то «последнего мужика, Филиппа или Сидора», стремиться, чтобы у них была «славная, белая изба»?
Непримиримый, бескомпромиссный, прямолинейный, словно ребёнок, Базаров начинает взрослеть, ощущать трагичность человеческого существования.
В результате духовного кризиса Базаров не проходит ни одного испытания, которые устраивает ему автор. Он не прошёл испытания любовью, потерял в Аркадии друга. Младший Кирсанов отказался от нигилистических убеждений и вернулся к семейным ценностям.
Духовный и мировоззренческий кризис стали причиной смерти Базарова. Вследствие любовных переживаний, Базаров стал невнимательным и рассеянным, вскрывая труп мужика, он случайно поранил палец и умер от заражения крови. Случайность гибели героя ещё раз подчёркивает, что претензии человека на господство в мире несостоятельны. Базаров думал «обломать много дел», а выполнил только одно: умер достойно. Испытывая предсмертные муки, он нашёл в себе силы утешать и успокаивать своих родителей, которых он любил, но никогда этого не показывал.
Сама жизнь доказала слабость и несостоятельность нигилизма Евгения Базарова, она же и примирила это «страстное, грешное и бунтующее сердце» с природой и с миром. Автор с сочувствием изображает своего героя, личность сильную, деятельную, трудолюбивую, и в то же время он не приемлет нигилизма Базарова, отрицания как примитивного принципа, упрощённого взгляда на жизнь, поэтому, показывая духовный кризис своего героя, развенчивает его ложную теорию.
В чем выражается духовный кризис Базарова
Ответ или решение 1
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» написан так, что главный герой произведения, Евгений Базаров, в одних и тех же местах бывает дважды. Это не случайно.
Перелом в мировоззрении героя наступает с момента встречи с Анной Одинцовой. Смеявшийся ранее над романтической любовью, развязный, уверенный в себе Евгений вдруг смущается, просит, чтобы ангел побеспокоился о нём. Так неожиданно в день своего рождения, 22 июня, Базаров вдруг вспоминает об ангеле-хранителе.
Отвергнутый Одинцовой Базаров приезжает в дом к свои родителям, но и там ему очень беспокойно: он ссорится со своим приятелем Аркадием, задумывается о вечности и скоротечности человеческой жизни, скучает возле своей заветной осины, чего раньше не бывало, и внезапно, прогостив три дня, хотя до этого не был три года, покидает родительский дом. Всё это говорит о том, как трудно Базарову было отказаться от своих убеждений.
Не менее странно его поведение в Марьино. Он так неожиданно целует в беседке Фенечку, хотя любит Одинцову. А ведь, согласно нигилистическим взглядам, Фенечка должна была ответить на порыв Базарова: он моложе, сильнее её мужа. Но почему-то и Фенечка не хочет жить инстинктами, а стыдит Евгения. Даже она, малограмотная Фенечка со своим «кружовником», руководствуется не только инстинктами, но и правилами, которые приняты в человеческом обществе. Она помнит, что она и жена, и мать. Возможно, Базаров понимает неловкость положения, поэтому в эпизоде дуэли с Павлом Кирсановым не так демонстративно игнорирует Павла Петровича, как это было раньше.
Возвращаясь в конце романа в единственное место, где его любят и ждут, он часто бывает один, не избегает разговоров с другими людьми, даже с простыми мужиками, к их удивлению.
Но в развязке сюжета трудно сказать, каким бы был Базаров, если бы выжил после тяжёлой болезни, ведь перед смертью он отказался от причастия, будучи верен себе, хотя он никогда не говорил о том, что Бога нет, но сомнение его в существование Бога кажется в романе очевидным.
Таким образом, мы видим, что образ Базаров как образ героя реалистического романа дан автором в развитии, но в то же время мы не можем сказать, что герой Тургенева категорически отказался от своих прежних взглядов, а можем сказать, что действительно испытывал духовный кризис
Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», отношение к нему автора.
Взаимоотношения с людьми
Базаров имел обыкновение рано вставать и гулять по окрестностям. В первое же утро он подружился с крестьянскими ребятишками. Он обладал способностью притягивать, располагать к себе людей, особенно низшего сословия, хоть и держался с ними небрежно. Тут же он поручил своим юным приятелям поймать лягушек.
У Базарова сложились теплые отношения с Фенечкой. Маленький Митя, сын Фенечки, тоже с доверием отнесся к Евгению Васильевичу, не стал противиться, когда тот взял его на руки. Дворовые Кирсановых видели в Базарове своего, не барина. Только Прокофьич не любил Базарова, а Павел Петрович и вовсе его возненавидел. Базаров прекрасно знает, что его ждут дома старушка мать и отец, однако, разъезжая по гостям, он не торопится домой, порадовать своих близких. А когда все-таки приехал, то ненадолго. Бедный отец был вынужден сдерживать чувства, подстраиваясь под Евгения, страдать в глубине души, когда он вместе с Аркадием уехал на следующий день.
Евгений влюбляется в Одинцову, но запрещает себе любить, закрывается от чувства, и тем самым причиняет страдания Анне Сергеевне и страдает сам.
Когда обращаешь внимание на то, как он общается с людьми, и относится к ним, складывается мнение, что он попросту использует их. Он отрицает искусства, поднимает на смех отца Аркадия, Николая Петровича, За то, что тот играет на виолончели. Он заставляет страдать своих родителей, боясь лишний раз сказать, что любит их, выразить радость встречи. Наконец, он мог не сидеть в имении Кирсановых, а поехать домой, где его любят и где его ждали.
Базаров – это еще один тип лишних людей, человек без будущего. Очевидно, поэтому Тургенев заканчивает роман его смертью. И в самом деле, с уходом Базарова в мир иной, когда прекращается его влияние на Аркадия, у того начинает складываться жизнь. Он женится на сестре Анны Сергеевны, Кате.
Взгляд на жизненные принципы
Базаров и Кирсанов, споры которых касались наиболее важных сторон человеческого существования, в первый же вечер знакомства испытали живейшую неприязнь друг к другу.
Во время общего разговора оба обнаружили совершенно разные взгляды на принципы человеческого существования. Кирсанов утверждал, что человек должен руководствоваться по жизни четко выработанными принципами. Базаров же, напротив, полагал, что нужно принимать только практически полезное. Павел Петрович отстаивал исключительное право аристократии на ведущее положение в обществе: по его мнению, дворяне заслужили себе право находиться на вершине общества не благородным происхождением, а делами. Евгений Васильевич не принимает никаких авторитетов.
«Мировоззренческий кризис Евгения Базарова»
И. С. Тургенев создал свой роман в 1861 г. В то время среди молодежи популярны были «новые люди», нигилисты (их еще справедливо называли обличителями). И сам Тургенев какое-то время не противился их идеям, но в 1848 г. ему «посчастливилось» стать свидетелем Французской революции. Тогда-то он осознал, что бойня и восстание ни к чему хорошему не приведут (вот, например, слова Базарова: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить»), и изменил свой взгляд на переустройство России. Писатель стал либералом-западником. «Новых людей» в романе «Отцы и дети» достаточно. Но все-таки до чего далеки они от главного героя — Базарова, в котором Тургенев воссоздал образ типичного нигилиста, прогрессиста второй половины XIX в.І На фоне его твердой, уверенной, яркой фигуры мельтешат жалкие подобия «продвигателей» новых идей. Те же Кукшина, Ситников, Матвей Колязин, губернатор города: до чего же они непохоже подражают «новым людям»! Эти герои, пытаясь быть похожими на Базарова и его невидимых в романе единомышленников, своими бесцельными и постыдными поступками заслуживают лишь звания «новичков» или «дилетантов».
Н. Г. Чернышевский, революционер, приверженец материализма, считал образ Базарова лживым, искусственным, не соответствующим действительности. И дело здесь не в высказываниях или взглядах тургеневского нигилиста, а в поступках, тоске, в одном зародившемся в Базарове человеческом чувстве — любви, которое заставило его в чем-то стать другим, изменить себе и своей идеологии. В И опять же, как и всякий человек, потерпев фиаско, он поставил под сомнение все то, что считал правдивым когда-то, усомнился и пережил мировоззренческий кризис. Да и пережил ли.
Взгляды Базарова всегда оставались ясными, уверенными, безапелляционными (только один Павел Кирсанов смог возразить им и вступить в полемику). С цинизмом отрицая все, что только можно отрицать — искусство («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»), русский народ (он для нигилиста безнадежен, невежественен до предела), Базаров часто был язвителен, груб, от этого и его неверие ни в душу, ни в тайну, ни в загадку мира. Все для него просто, все подчинено одной формуле, по которой «все хорошо, что полезно». Человеку трудно быть таким по натуре, и, конечно, возникает вопрос, был ли Базаров в гармонии с собой? Его восторженный почитатель Аркадий Кирсанов не был и иногда проявлял это, а под конец, осознав себя, отдалился. Вероятно, и Базаров не всегда был в согласии с собой, он просто умело это скрывал. Однажды что-то изменилось…
Как не верил Базаров в любовь! Как презирал ее! Как потребительски относился к женщине: «Нравится тебе женщина — старайся добиться от нее толку». И к Одинцовой, холодной и приличной, он сначала почувствовал то же самое. Но позже… Он боролся сам с собой, вряд ли ему хотелось полюбить К Анну Сергеевну, но чувства одержали верх над его сильной натурой. В эпизоде, где Базаров признает- ся в любви Одинцовой, он стоит к ней спиной, пытается сдержать себя в руках, но вот эти роковые слова: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились». И надлом, надрыв! Пусть героем двигали не высокие чувства, а безумная, доходившая до злобы, страсть, это перевернуло его мировоззрение, как переворачивают песочные часы, которые уже прошли один отрезок времени. Это закономерно. И так, песчинка за песчинкой, Базаров менялся. Нет, не было ни неожиданного переосмысления, противоречия самому себе, но, может быть, судьба не довела Базарова до этого, остановившись на кризисе.
Один страшился своей любви, другая страшилась потерять покой. На этом они и расстались. А фиаско Базарова заключалось еще и в том, что он вдруг увидел, ощутил себя другим, осознал, что способен любить, и это его ничуть не порадовало. Вследствие этого — крах мировоззрения! Базаров все еще не желал проявлять своих сомнений. Однажды наступила минута просветления. Аркадий с Базаровым лежали в тени возле стога сена, в деревне у родителей Евгения, и там-то последний признался, что понимает любовь не как все новейшие молодые люди: «Я не таков. Но довольно об этом. Чему помочь нельзя, о том и говорить стыдно». Базаров не позволил себе раскрыть душу даже перед другом, пожелал тут же снова укрыться за маской равнодушия, которая так ему шла. Аркадий предположил, что Евгений в меланхолическом настроении, но это было не просто минутное, это были перемены, проявлялся кризис. Все то же оставалось в Базарове. Только молчаливее стал он и печальнее. И он был расстроен не столько неудавшейся любовью, сколько так долго вырабатываемым, но неудавшимся миропониманием. Пробудились в нем рефлексия и многие простые человеческие чувства: и добрее стал он, и сходительнее. Но не увял он, не погряз в своей потаенной апатии, он сгорел, как свеча, — бы и нелепо. «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Странный случай, желание спасти другого человека, помочь и… Этот, как казалось, титан, уверенный И СИЛЬНЫЙ человек был — И нет его. Его мечты, которых ОН опасался, его стремлении делать Россию лучше, приблизить ее к прогрессу— все ушло с Базаровым.
«Окружающие его кана давно заросли» — все подражатели идей нигилистов замолкли и замерли без него; «мокрые… поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами» — то, что было раньше действительна теперь пришло в упадок; «каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу» — многое в России уже держится на грани, близится протест; «два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень» — так мало осталось людей, пытающихся что-то изменить, их попытки безуспешны; «овцы возбранно бродят по могилам» — идеи, мысли витают в напряженной атмосфере России. вот она — унылая картина сельского кладбища, в котором оставлен навеки Евгений Базаров, с ним и будущее России, которого он так хотел. И кто знает, помешал ли ему в воплощении кризис мировоззрения?
Базаров и Кирсанов: споры о жизни, культуре, принципах
Базаров и Кирсанов, споры которых составляют идеологическую основу известного романа знаменитого писателя И. Тургенева «Отцы и дети», являются идейными противниками в данном произведении. Оба олицетворяют разные мировоззрения, которые принципиально между собой отличаются. Первый – нигилист-разночинец, материалист по своим взглядам на мир, второй — аристократ по духу и по крови, консерватор по натуре. Столь разные личности, разумеется, так и не смогли найти общий язык, это и привело к злополучной дуэли между ними.
Сочинение на тему эволюция взглядов базарова
5. В любви к Одинцовой выразилась способность Базарова к сильному чувству и уважение к женщине, ее уму и характеру — ведь самыми заветными мыслями он делился именно с Одинцовой, наполняя свое чувство разумным содержанием. Тургенев отражает глубокие психологические переживания героя, страстную их напряженность, цельность и силу. В любовном конфликте Базаров выглядит крупной личностью. Отвергнутый, он одерживает нравственную победу над эгоистичной женщиной, но его чувства к ней и разрыв трагичны для Базарова. Любовь к Одинцовой помогла Базарову пересмотреть свои взгляды, переосмыслить свои убеждения. У него появляется новый психологический настрой: замкнутость, самоуглубленность, тяготение к ранее чуждым ему проблемам. С болью говорит Базаров о краткости человеческого существования: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с основным пространством… и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью…» Наступает сложная переоценка ценностей. Впервые Базаров теряет веру в свое будущее, но не отказывается от своих стремлений и выступает против успокоенности. Бескрайняя Русь с ее темными, грязными деревнями становится предметом его пристального внимания. Но он так и не приобретает умения «рассуждать о делах и нуждах» мужиков и только помогает в лекарской практике отца деревенскому населению. V Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, — сгусток духовных страданий: «Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный» а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дед много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант. Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?» Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просъбой к Одинцовой — позаботиться о стариках: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал, что перед лицом смерти «Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры». Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего». ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Кто и что повлияло на духовную эволюцию Базарова? 2. Что вы принимаете в Базарове и с чем можете поспорить? 27. Конфликт двух мировоззрений в романе И. С. Тургенева
«Отцы и дети».
ПЛАН ОТВЕТА 1. Общественно-политическая обстановка в России 60-х гг. 2. Конфликт непримиримых мировоззрений: а) П. П. Кирсанов—типичный представитель своей эпохи; б) Евгений Базаров — разночинец-демократ. 3. Дуэль П. П. Кирсанова и Базарова; ее значение для идейных противников. 4. Духовное одиночество Базарова. 5. Переосмысление жизни Базаровым. 6. Трагизм и величие положения Базарова. 1. События, которые И. С. Тургенев описывает в романе, происходят в серединеXIX века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Мысль, заключенная в заглавии романа, раскрывается очень широко, поскольку речь в нем идет не только о своеобразии различных поколений, но и о противостоянии дворянства, сходящего с исторической сцены, и демократической интеллигенции, выдвигающейся в центр общественной и духовной жизни России, представляющей ее будущее. Философские раздумья о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового звучали не раз в произведениях русских писателей и до Тургенева («Горе от ума» А. С. Грибоедова). Подобные мысли и чувства, наряду со спорами о крестьянской общине, о нигилизме, об искусстве, об аристократизме, о русском народе, звучат и в романе Тургенева. Но есть еще и общечеловеческие проблемы, над которыми размышляет автор. 2. В центре романа — фигура разночинца Базарова, воплощающая тип человека новейшего поколения. «Отцы» представлены братьями Кирсановыми и родителями Базарова. Рассмотрим позиции наиболее ярких представителей непримиримых мировоззрений «отцов» и «детей» — Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. а) Павел Петрович был типичным представителем своей эпохи и среды, в которой прошла его молодость. Он следовал «принсипам» везде и во всем, продолжая даже в деревне жить так, как он привык жить. Ему лет сорок пять, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. Лицо правильное и чистое, но желчное. «Весь облик Павла Петровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей частью исчезает после двадцати годов». По внешности и по убеждениям Павел Петрович «аристократ до мозга костей». Он сохранил неизменными свои аристократические привычки: переодевался к завтраку, обеду и ужину, пил в назначенный час «свой какао», доказывал в спорах необходимость «принсипов». Каковы же его «принсипы»? Во-первых, он придерживался тех же взглядов на государственное устройство, что и большинство дворян его времени, не переносил инакомыслия. Он любил порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними нюхал носовой платок, смоченный одеколоном. Толкуя о России, о «русской идее», употреблял огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью. б) Павлу Петровичу противопоставлен главный герой романа — разночинец-демократ Евгений Базаров. Если Павел Петрович говорит о себе: «Мы люди старого века… без принсипов шагу ступить, дохнуть нельзя», то Базаров о себе скажет: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным… В теперешнее время полезнее всего отрицание, — мы отрицаем». По убеждениям Базаров нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру», — так о нигилизме говорит Аркадий под влиянием Базарова. Политические взгляды Базарова сводятся к резкой критике существующего положения в стране. Он трезво судит о людях как о существах, соединяющих в себе потребности душевные и телесные, а нравственные различия объясняет «безобразным состоянием общества»: «Исправьте общество, и болезней не будет». В суждениях его чувствуется смелая мысль, стройная логика. Но все, что лишено материалистического объяснения, Базаров отрицает. Если Павел Петрович — человек дворянской культуры, то Базаров — человек знания. Вечным принципам, принятым на веру, он противопоставляет реальные знания и научный эксперимент. Природу он понимает как «мастерскую», в которой человек — «работник». 3. Антагонизм воззрений Павла Петровича и Базарова раскрывается в горячих спорах между ними. Но в спорах с Базаровым Павел Петрович не может победить нигилиста, не может поколебать его нравственные устои, и тогда он прибегает к последнему средству решения конфликта — к дуэли. Базаров принимает вызов полоумного «аристократишки». Они стреляются, и Евгений ранит Кирсанова. Решить их противоречия дуэль не смогла. Автор подчеркивает нелепость поведения Павла Петровича, потому что смешно и бессмысленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как и поколение «отцов». Они расстаются, но каждый из них остается при своем мнении. Правда, Павел Петрович вынужден был признать благородство Базарова, который оказал ему помощь после ранения: «Вы поступили благородно…» Нелепая дуэль помогает Базарову увидеть в противнике человека, его достоинства и недостатки. Он обнаруживает, что не так уж непреодолима пропасть между ним и Павлом Петровичем. Да и Павел Петрович разглядел и по достоинству оценил благородство Базарова. 4. Николай Кирсанов также не в силах противостоять Базарову, так как это «рыхлая» и «слабая» натура. Ему вполне достаточно в жизни Пушкина, виолончели и Фенички. Старики Базаровы тоже не понимают своего сына. Жизнь стремительно движется вперед, и между ними и их сыном неизбежно возникает пропасть. Василий Иванович, отец Базарова, это осознает и склоняет голову перед молодежью: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угнаться? Вы ведь нам на смену пришли». 5. Базаров в романе стоит особняком, как личность, он неизмеримо значительнее других героев. Даже Одинцова, незаурядная, умная, пытливая, красивая, но эгоистичная, не могла сравниться с ним. Она лишь помогла открыть ему в самом себе те «тайники», о которых Базаров не подозревал. Он не только страдает от любовной неудачи, но и по-новому мыслит, по-новому относится к жизни. И уже не отрицанием прошлого, а остро болезненным постижением пресекающейся жизни, отнятых целей веет от прощальных слов умирающего Базарова. 6. Своим романом «Отцы и дети» Тургенев открыл для всех эпох важный процесс смены отживающих форм сознания новыми, трудность их прорастания, мужество и самоотречение передовых людей, трагичность их положения и величие их духа. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. В чем смысл названия романа? 2. В чем проявилось столкновение временных и вечных идеалов в романе? 3. Какова роль диалога в романе? 28. Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова
. Чтение наизусть одного из стихотворений.
ПЛАН ОТВЕТА 1. Слово о поэте. 2. Тема поэта и поэзии. 3. Тема народа и нравственного идеала. 4. Пейзажная лирика. 5. Любовная лирика. 6. Заключение. 1. «Я лиру посвятил народу своему», — с полным правом сказал о себе Н. А. Некрасов. Поэт жил в эпоху великих преобразований, когда общественно-политические реформы потребовали реформ в искусстве, в том числе и поэзии. Такой глубочайшей реформой было по своей сути творчество Н. А. Некрасова, который повернул поэзию лицом к народу, наполнив ее народным мироощущением и живым народным языком. Он один из первых, кто проложил дорогу демократической поэзии. Тема поэта и поэзии Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Н. А. Некрасов не исключение. Если у Кюхельбекера, Пушкина поэт — «пророк» находится над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, идет к людям «глаголом жечь сердца», то у Лермонтова пророк уже другой: он бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы. Поэту Некрасова — это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали», его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно: Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья. ………………………………….. Со всех сторон его клянут, И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он — ненавидя! Но его позиция — это позиция поэта-гражданина, сына своей Родины: Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной. Поэтическим манифестом поэта стало стихотворение «Поэт и гражданин» (1856), написанное в форме диалога поэта с читателем — гражданином, демократом по своим убеждениям, который предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны — эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни: Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило; В ком чувство долга не остыло, Кто сердцем неподкупно прям, В ком дарованье, сила, меткость, Тому теперь не должно спать… ……………………………………….. Проснись: громи пороки смело… ……………………………………….. Не время в шахматы играть, Не время песни распевать! ……………………………………….. Будь гражданин! Служи искусству, Для блага ближнего живи, Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей любви… Перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын. ……………………………………….. Он, как свои, на теле носит Все язвы родины своей. И в поэзию XIX века входит Муза Некрасова — сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа: Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую, Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя… И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» Муза — «печальная спутница печальных бедняков», «плачущая, скорбящая», «униженно просящая» за судьбу народа, прошла вместе с поэтом через всю его жизнь: Чрез бездны темные Насилия и Зла, Труда и Голода она меня вела — Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила… В конце жизни поэт, обращаясь к своей Музе, говорит: О Муза! наша песня спета. Приди, закрой глаза поэта На вечный сон небытия, Сестра народа — и моя! Поэт уверен, что его Муза не даст «порваться долго» «живому, кровному союзу» между ним «и честными сердцами» даже после его смерти. В стихотворении «Элегия» поэт размышляет о самых острых вопросах современности, о молодежи, о своей судьбе и судьбе народной. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Именно этой тревожной мыслью проникнуто все стихотворение. Но народ, о котором думает, пишет поэт, безмолвствует: …Природа внемлет мне, Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта — Увы! не внемлет он — и не дает ответа… Стихотворение «Элегия» — поэтическое завещание поэта-гражданина, выполнившего свой долг: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен…