В чем заключается миссия психологии
Основная задача и миссия психологии как науки
Психология — наука, которая помогает быть счастливым. Кроме задач и целей психологии, у нее есть высокая миссия. Каковы же основная задача и миссия психологии как науки?
Наука о психике
Психология – относительно молодая наука, ей всего полтора века. Хотя корни психологии уходят в глубокое прошлое, официально она была признана отдельной наукой лишь в конце XIX века, когда в 1879 году немецкий физиолог В. Вундт основал первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию. С тех пор психологические знания не просто носят умозрительный характер, они стали экспериментально-доказуемыми и подтверждаемыми исследованиями.
Само название науки «психология» переводится с древнегреческого как «наука о душе». Ψυχή — «душа», λόγος — «учение».
Более двух тысяч лет назад Аристотелем был написан трактат «О душе». Так душа стала предметом изучения психологии, тогда еще являвшейся частью философии. В XVII веке понятие «душа» трансформируется в «сознание». Вплоть до конца XIX века ученых в основном интересовало, как человек познает и осознает мир и себя. В начале ХХ века предмет изучения науки психологи вновь изменяется. Теперь ученых интересует не эфемерное понятие души, и не сознание, а поведение личности. Многочисленные эксперименты, проводившиеся в то время, имели целью выявить закономерности рефлексов, реакций, действий и поведения индивида.
Сегодня психология – это наука, изучающая законы и закономерности развития и функционирования психики.
Психика – функция мозга, заключающаяся в активном отражении объективного мира, позволяющая регулировать и организовывать жизнедеятельность.
Психика – субъективный образ объективного мира. Субъективный, то есть принадлежащий субъекту, зависящий от него, его жизненного опыта, мировоззрения, целей. Поэтому внутренний мир каждого человека уникален, он – «зеркало», в котором отражается внешний мир и отражается у каждого по-разному в зависимости от того как человек настроит свое «зеркало».
Если единственный инструмент познания психика – психика (ведь даже самые точные показания приборов все равно интерпретирует живой человек), а единственный инструмент познания личности другого человека – собственная личность, не трудно догадаться, почему не только «чужая душа потемки», но и свой внутренний мир бывает трудно понять.
Не даром древние греки над входом в храм Аполлона в Дельфах разместили табличку с надписью «Познай самого себя!». Работа над собой – самая сложная, но самая нужная работа.
Миссия психологии
Психология — сложная наука, она имеет множество школ и направлений. Некоторые их них:
Все они по-разному подходят к изучению психической природы человека, по-разному определяют предмет и объект своего изучения, используют разные методы и приемы работы с клиентами. Но в совокупности эти учения образуют невероятную «мозаику» психологических знаний.
Помимо теоретической, фундаментальной психологии есть прикладная и практическая психология, занимающаяся применением теоретических знаний на практике.
Таким образом, в наше время психология не только занимается изучением и исследованием психики, но также реализует полученные знания на практике. Есть теория и практика психологии, тесно взаимодействующие друг с другом.
Миссию психологии как науки можно было бы обозначить как объединение всех сфер человекознания в единую концепцию.
Психология тесто связана с общественными, естественными, философскими и даже техническими науками.
Знание психологии человека нужно и учитывается везде, поэтому существует так много отраслей психологии:
У каждой из них свой объект и предмет изучения, цели и задачи, но все они служат во благо той или иной сферы человеческой деятельности.
Практические психологи занимаются психологическим консультированием, коррекцией, профилактикой, реабилитацией, просвещением, психотерапией, а также проводят психологические тренинги.
Миссия практического психолога – создание оптимальных условий для раскрытия личностного потенциала индивида. Призвание психолога – помогать людям.
Задачи психологии
Основной задачей психологии как науки является изучение общих законов и закономерностей формирования, развития и функционирования:
Изучать особенности психики нужно для того, чтобы лучше понимать ее природу и учиться управлять психическими явлениями.
Также в качестве задач психологии определяется:
Задачи практического психолога, работающего с клиентами, определяется им самостоятельно, и различаются в каждом конкретном случае.
Прикладные задачи практической психологии определяются спецификой учреждения, в котором работает психолог, чаще всего ими становятся: психологическое обеспечение оптимального функционирования организации, труда работников, составление обучающих программ, пособий, программ подготовки и переподготовки кадров, разрешение конфликтов, улучшение психологического климата и прочее.
И теоретики и практики психологии помогают людям разрешать различные психологические проблемы, совершенствоваться личностно и улучшать качество жизни.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Понравилась запись? Поделитесь с друзьями
Знание, Наука, Психика, Психология, Субъект, Субъективный
В чем заключается миссия психологии
Учебный курс «Психология»
Тема 1.1. Психология как наука
Введение в психологию
ПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая психику, закономерности ее проявления и развития. Психология зародилась более 2,5 тысяч лет назад в Древней Греции. Основоположником по праву считают Аристотеля «Трактат о душе».
ПСИХИКА — это свойство головного мозга, заключающееся в отражении окружающего мира.
Объект изучения психологии – психически здоровый человек.
Предмет изучения психологии – факты, закономерности психической жизни человека.
Основные этапы развития психологии
психология как наука о душе
психология как наука о сознании
психология как наука о поведении
психология как наука,
современная психологическая наука
Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека
Возникает в ХУII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (Интроспекция— самонаблюдение).
Возникает в ХХ веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.
Изучает психику, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность.
От Вундта принято вести родословную психологии как отдельной дисциплины.
1)Чувства и эмоции (злость, радость, настроение стресс и др.)
2)Воля (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.)
Иногда как самостоятельную выделяют еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы (бессознательное).
3.ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ – это психическая характеристика личности за некоторый отрезок времени. Они вызываются самочувствием человека, его настроением, внешней ситуацией, зависят от индивидуальных особенностей и проявляются в поведении человека.
Формы проявления психики (процессы, состояния, свойства) проявляются в деятельности. Деятельность является одним из видов активности человека. Поэтому психология также изучает деятельность человека. Основные виды:
· Коммуникативная деятельность (общение)
Для человека свойственна планомерная деятельность, постановка цели, предвидение результата, выбор средств.
1. Отражение человеком своего места в окружающем мире
— обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в мире.
— с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и вступающего с ними в межличностные отношения.
2. Регуляция поведения и деятельности
— с помощью данной функции человек осознает свои мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи, вырабатывает способы и приемы достижения результата.
— человек регулирует свои действия либо чтобы начать их, либо чтобы затормозить.
3. Отражение воздействий окружающей действительности
— это процесс познания человеком объективного мира. Возникающие образы материального мира являются слепками, снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.
— происходит с помощью познавательных психических процессов.
— зависит от ряда условий: Характера, Темперамента, Интересов, Знаний, Возраста, Профессии и др.
— оно не является зеркальным, пассивным; воспринимая мир, человек активно его преобразует.
— носит опережающий характер (человек может предвидеть будущее).
1.Изучение явлений психики и понимание их сущности и управление ими.
2.Анализ становления и развития психических явлений.
3.Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений.
4.Внедрение научных знаний психологии в практику.
5.Изучение собственной психической жизни (знать свои особенности);
6.Изучение особенностей психики детей различных возрастов, и с учетом этого планирование и проведение работы, подбирая правильно методы и приемы воздействия на детей.
Место психологии в системе наук или связь психологии с другими науками
Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с разными науками:
Неврология, Педиатрия, Анатомия, Психиатрия и др.
История – современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества. Решающую роль в формировании высших психических функций человека сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы.
Социология – заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений, а психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими (например, опрос и анкетирование). Совместные проблемы: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства, проблемы социализации.
Педагогика — сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.
Философия — психология зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Психологическое «измерение» личности трудно было бы выделять и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, о природе человеческого сознания и деятельности. Общие проблемы: понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.
Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).
Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.
Возрастная психология изучает особенности людей разного возраста, их психологическое развитие при переходе из одного возраста в другой: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).
Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.
Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники. Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.
Медицинская психология изучает психические явления и поведение человека с целью диагностики и лечения различных заболеваний, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.
Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности.
Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.
Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий в армии.
Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.
Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.
Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека. Дискуссионной областью является парапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.
Нейропсихология- отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний человека с работой его мозга.
Этническая психология – изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.п.
Детская психология, наряду с др. науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и др.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет исследования, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к др., отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание. Детская психология взаимосвязана с др. отраслями психологической науки. Поскольку категории общей психологи используются во всех отраслях психологии, общая психология является их фундаментальной основой. Знание возрастных особенностей дошкольников и законов психического развития необходимого для практики воспитания и обучения.
Психология
В учебнике для высшей школы рассматривается становление и развитие психологических представлений – от Сократа, античных мыслителей и отцов церкви до современных направлений и школ в психологии. Отличительная черта данной работы – структурирование и графическое моделирование излагаемых материалов, что, как показывает практика, является весьма эффективным средством, способствующим более полному усвоению учебной дисциплины “Психология”. Контрольные вопросы и задания, помещенные в конце каждой главы, помогают закрепить полученные знания, а предлагаемые авторами разнообразные тесты – лучше понять и осознать самих себя. Для студентов высших учебных заведений, а также преподавателей данной дисциплины.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Предмет и задачи психологии
§ 1. Психология как наука
Термин “психология” происходит от двух древнегреческих слов “психе” — душа и “логос” — знание или изучение.
Предложен же этот термин был не в Древней Греции, а в Европе в XIX в. Он получил всеобщее признание после работ немецкого философа Христиана Вольфа “Социальная психология” (1732) и “Эмпирическая психология” (1734). Учитель же Вольфа, выдающийся философ и математик Готфрид Лейбниц, пользовался еще термином “пневматология”. Однако до XIX в. термин не употреблялся ни в английской, ни во французской литературе.
У Пушкина в “Сцене из Фауста” есть реплика Мефистофеля: “Я психолог… о, вот наука!” Однако в те времена психологии, как отдельной науки, еще не существовало. “Психологом” называли знатока человеческих страстей и характеров. Психология долгое время не выделялась из философии. Этому способствовало только развитие психологии в XIX в. (труды Вебера, Фехнера, Гельмгольца и др., способствовавшие развитию естественных наук, знаний о нашем мозге, о психических отклонениях и т. п.).
Ее начинают включать в практическую деятельность; возникает промышленная психология (психология труда), связанная с научной организацией труда; разрабатываются тесты для профотбора, изучаются мотивы предпочтения одних профессий другим, факторы работоспособности и утомляемости и т. п.
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 1879 г., когда в Лейпцигском университете была открыта первая психологическая лаборатория под руководством Вильгельма Вундта.
Например, ремесло требует кропотливого труда, учебы, но в основе навыков, получаемых в ходе обучения, нет теории. Поэтому эти навыки не стали наукой. Не является наукой простое умение измерять, считать, а также религия, поскольку ее теоретические схемы и рассуждения никогда не подтверждались практическим опытом.
Таким образом, бытовые знания не являются наукой. В то же время абстрактные схемы лишь тогда получают статус науки, когда они подтверждаются жизнью. Научное исследование состоит из нескольких этапов (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Наука — система знаний
1. Начинается наука с описания, анализа факта и явления. Это уровень протонауки, поскольку все факты и явления нужно еще систематизировать, объяснить. Под научным фактом понимают отражение некоторого события.
2. Понятие есть мысль, представляющая собой обобщение предметов некоторого класса или явлений по их специфическим существенным признакам.
3. Закон — это устойчивая внутренняя связь явлений, процессов или предметов, обусловливающая их упорядоченное и устойчивое функционирование и развитие. Закон отражает устойчивые повторяющиеся связи между явлениями, процессами или предметами.
4. Теория — это система достоверных знаний о какой-либо части действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает развитие явлений, процессов или предметов.
Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания. Все многообразие методов исследования психологических процессов можно расположить следующим образом (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Методология психологии
§ 2. Функции, принципы и предмет психологии
Психология, не отличаясь в этом от других наук, выполняет несколько определенных функций (рис. 1.3).
Принципы психологии отражают те или иные уровни ее подхода. Долгое время в нашей стране науки, включая и психологию, базировались на постулатах марксистско-ленинской методологии о классовой структуре общества и антагонизма классов, учениях о базисе, надстройке и общественно-экономических формациях, неприятии западного, “буржуазного” — буржуазной психологии, типа прогресса и т. д.
Рис. 1.3. Функции психологии
В настоящее время психология базируется на следующих принципах (рис. 1.4).
Психология как наука основывается на следующих научных дисциплинах: философия, социология, физиология, история, естественные науки и педагогика (рис. 1.5).
Рис. 1.4. Принципы психологии
Рис. 1.5. Связь психологии с другими науками
При анализе теории психологической науки может быть выведен ряд закономерностей (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Закономерности психологии
Психологическая наука — сложная область знаний о внутреннем мире человека (рис. 1.7).
Рис. 1.7. Предмет психологии
Основная задача психологии — изучение механизма закономерностей, качественных особенностей развития и проявления психических процессов, состояний и свойств как отражающей деятельности мозга, изучение природы и специфики формирования психических особенностей личности, которую Тейяр де Шарден назвал “думающей материей, осознающей свою эволюцию”.
• наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, которые носят у человека личностный характер;
• наука о закономерностях развития и функционирования психики, образования связей между психическими явлениями как особой формы жизнедеятельности организма;
• совокупность признаков и явлений, характеризующих поведение и функциональное состояние организма;
• объективное изучение реального человеческого поведения и психологических функций, проявляющихся в поведении человека. Эти функции ни в коей мере не даются человеку, а постепенно образуются и изменяются всей деятельностью человека; они отражаются в творениях — продукте деятельности, а творения, в свою очередь, формируют среду для их формирования и организации (Ж. П. Вернан);
• наука, которая должна выявить закономерности психического развития путем вскрытия примитивных форм, трансформаций, стадий, в которых представлены различные функции человеческого духа (П. Жане);
• совокупность душевных явлений, свойственных человеку и всем животным;
• наука, описывающая душевные явления;
• наука, объясняющая поведение;
• наука, показывающая отличие людей друг от друга, имеющих одно и то же физическое тело или состояния.
В первой четверти ХХ в. за рубежом предприняты попытки рассмотреть в качестве предмета психологии поведение человека, объяснить поведение с позиции стимула и реакций, избегая анализа побудительных причин и познавательной активности человека. Предлагалось также в качестве предмета психологии рассмотреть психический образ, который, как предполагалось, является причиной и результатом познавательной активности человека, в максимальной степени отражая специфический “душевный” предмет психологии. Некоторые ученые видели предметом психологии побудительные причины активности человека — мотивы, пытаясь вывести из них все многообразие психических феноменов.
Таким образом, предметом психологии являются механизм закономерности психики как определенной реальности и поведение человека, реализующего и отражающего эти закономерности. Ключевым моментом предмета психологии является понятие “управление”. Душа (“психе”), психика управляет человеком как целостным объектом, не выделяя его отдельных органов или составляющих частей.
Управление представлено во многих науках, в том числе и в психологии, тремя компонентами — компонентами управления, связанными как прямой, так и обратной связью (рис. 1.8).
Рис. 1.8. Компоненты управления в психологии
В нашей стране от понимания в качестве предмета психологии “состояний сознания” перешли к пониманию психики как “системного свойства высокоорганизованной материи”. Подобный подход заключается в активном отражении субъектом объективного мира, построений субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира, т. е. в построении субъективного образа объективного мира как отражения действительности в мозге и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Современная психология включает множество различных дисциплин, связанных с изучением самих психических явлений и объяснением человеческого поведения.
§ 3. Отрасли психологии
Общая психология изучает общие законы, характерные для всех психических явлений и дает самые общие объяснения психики и человеческого поведения. Различные отрасли психологии имеют свои особенности и свое значение, сохраняя при этом общий предмет исследования: факты, закономерности, механизмы психики (рис. 1.9).
Рис. 1.9. Особенности деятельности в отраслевой психологии
Для современной психологии характерны процесс дифференциации, порождающий разветвленность психологии на отдельные отрасли, часто существенно отличающиеся, но имеющие общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики. Согласно классификации наук академика Б. М. Кедрова, психология занимает центральное место не только как продукт других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
Инженерная психология изучает закономерности взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления и новых видов техники.
Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, а также его взаимоотношения с людьми, группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах.
Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания.
Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека и психологические особенности людей разных возрастов и делится на детскую психологию, психологию юного и зрелого возраста, геронтопсихологию. Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека; условия ускорения развития.
Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология — индивидуальные различия в психике людей.
Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведение больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.
Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.
Клиническая психология изучает проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека.
Существуют отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.
Авиационная и космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. У истоков развития отечественной авиационной психологии стояли известные в авиационной медицине специалисты, определившие и сам предмет исследования (психика человека), и объект исследования (деятельность индивида и коллектива), и субъект исследования (летный и инженерно-технический состав), и, наконец, направления исследований (влияние факторов полета на психическое состояние, изучение психических закономерностей взаимодействия летчика в процессе управления самолетом, формирование профессиональной пригодности, психологическая адаптация к условиям деятельности, анализ аварийности).
С. Е. Минц показал значимость психологических (психотехнических) методов исследования в решении проблем отбора и обучения летного состава, в изучении индивидуальных качеств и авиационной аварийности, условий жизни и работы летчика. А. П. Нечаев первым в нашей стране начал применять тестовые испытания в авиации.
Н. М. Добротворский занимался вопросами профессиографического описания деятельности летчика, отбора и обучения, устройства и оборудования рабочих мест.
К началу первого полета человека в космос авиационная психология уже располагала определенным научным базисом, который обеспечил становление и развитие космической психологии.
К. К. Платонов в своих исследованиях широко и глубоко изучил функциональную структуру личности, летные способности, решил общеметодические проблемы психологии.
Космическая психология (от греч. kosmos — Вселенная) — отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда космонавта, зависимость этих особенностей от ряда специфических факторов (невесомости, гиподинамии, относительной сенсорной депривации [продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений] и др.), а также способы и методы целенаправленной организации психической деятельности космонавта в ходе подготовки и осуществления космических полетов. Космическая психология является продолжением той ветви авиационной психологии, которая в связи с крайней экстремальностью условий жизнедеятельности космонавтов и сложностью выполняемых ими задач дополнительно включила в себя многие разделы других отраслей психологической науки: инженерной, медицинской, социальной, педагогической психологии и пр. По мере развития космической психологии достаточно обширным ее разделом становится инженерная космическая психология, которая обеспечивает стадии проектирования, разработки и создания пилотируемых космических летательных аппаратов с учетом особенностей и свойств человека, то есть того, кто конкретно будет жить и работать в этих аппаратах и управлять ими. Инженерно-психологические проблемы космической психологии связаны с общим прогрессом космических исследований (управление и стыковка космических кораблей, телеметрическое управление луноходом, осуществляемое с Земли, и т. п.). Дополнительной задачей инженерной космической психологии является разработка специальных тренажерных устройств и имитаторов условий деятельности космонавта, которые с максимальной степенью приближения моделировали бы реальные условия и факторы космического полета.
Космическая психология изучает следующие основные особенности деятельности человека в космическом полете:
1) непрерывность деятельности;
2) обязательную последовательность рабочих операций по заранее данным или экстренно принимаемым программам;
3) дефицит или лимит времени;
4) опосредованный характер восприятия и переработку информации техническими системами;
5) влияние постуральных (изменения положения площади опоры при эволюциях корабля, давлении площади опоры при перегрузках, трансформации и “отсутствии” площади опоры при невесомости) и пространственных (высоты, ограниченности и замкнутости при пребывании космонавтов в кабинах малого объема, неограниченности пространства при выходе в свободный космос и пр.) факторов;
6) влияние новизны как стрессора.
В целях отбора космическая психология использует методики, основанные на принципе воспроизведения (проба на помехоустойчивость, исследование оперативной памяти, внушаемости и пр.). Полученные данные используются в общей системе оценки состояния нервно-психического и соматического здоровья, общефизической и специальной подготовленности космонавта.
Юридическая психология изучает психологические особенности участников судебного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Она также имеет ряд отраслей: судебную психологию, криминальную психологию, пенитенциарную, или исправительно-трудовую, психологию.
Психология управления как наука реализует психологические знания, применяемые при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива. Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей по созданию материальных и духовных ценностей, психологические аспекты деятельности руководителя, социально-психологические вопросы отношений руководителя и персонала. Как прикладная отрасль науки, психология управления разрабатывает рекомендации, направленные на практическое использование достижений социальной психологии для оптимизации управленческих функций, деятельности институтов управления, учета социально-психологических факторов управления, прогнозирование социально-психологических последствий управленческих решений и действий. Особым типом управления, формирующегося в России по мере развития экономики рыночных отношений, является менеджмент, в связи с чем в психологии управления уделяется внимание формированию имиджа и традиций бизнеса, построению деловых отношений в бизнесе, возможности развития собственного потенциала работника.
Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований.
Экономическая психология — отрасль психологии, изучающая психологические явления, связанные с производственными отношениями людей. Предметом экономической психологии является отражение хозяйственных отношений в сознании и поведении человека. В рамках экономической психологии рассматриваются эффекты и феномены экономического поведения, механизмы и закономерности экономической деятельности, алгоритмы и модели, описывающие экономические предпочтения, выбор решения и факторы, влияющие на опыт хозяйствования.
Психология коммерции изучает психологические закономерности и механизмы регуляции поведения людей в процессе коммерческой деятельности, а также развитие некоторых практических навыков в области психологии продаж, управления, консультирования.
Психология торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т. п.
Психология научного творчества изучает особенности развития творческой личности, психологические факторы, стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия и т. п.
Этнопсихология изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Большое значение уделяется межнациональным отношениям, этнотипическим и социотипическим особенностям поведения личности в разных социальных группах.
Исследуются социально-психологические аспекты влияния урбанизации на образ жизни этнической общности, проблемы межнационального общения и межнациональных отношений, специфика межличностных отношений в многонациональном государстве, многонациональных коллективах, психологические проблемы демографического поведения, психологические особенности этнической коммуникации и этнокультурной адаптации, этнические особенности познавательных процессов, этнопсихологические особенности в идейно-политическом воздействии.
В современных условиях большое внимание уделяется изучению психологических причин этнических конфликтов, нахождению эффективных путей их разрешения, формированию национального самосознания, развития его в разных социальных и национальных средах.
Психология религии — отрасль психологии, изучающая психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции.
Организационная психология — это отрасль прикладной психологии, изучающая разные психологические аспекты поведения и деятельности людей в организации, оказывающие влияние на ее организационные процессы и эффективность.
В обобщенном виде в качестве предмета организационной психологии выступает поведение человека в организационной среде. Вместе с тем сложность индивида как объекта исследования, сложность и динамичный характер организационной среды как предмета исследования, неоднозначность проявления и влияния индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик индивида и группы как факторов влияния на организационные процессы делают предметом организационной психологии широкий круг явлений, смыкающих еес другими отраслями психологической науки: психологией личности, дифференциальной психологией, социальной психологией, психологией труда, общей психологией, психологией развития.
§ 4. Этапы развития психологии
Развитие психологии в рамках философии
В целом же в содержательном плане развитие психологии можно подразделить на следующие этапы.
Первый этап. Психология выступает как наука о душе. Такое определение психологии было дано более тысячи лет назад.
Второй этап. Психология как наука о сознании. Возникает в XVI в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Основным методом исследования стало наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
Третий этап. Психология как наука о поведении. Возникает в XX в. Задачи психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки человека, не учитывались).
Четвертый этап. Психология как наука, изучающая объективные закономерности возникновения, становления и функционирования психики. Берет свое начало с открытия в Лейпциге психологической лаборатории.
Вопросы для самоконтроля и обсуждения
1. Что изучает психология?
2. Каковы основные задачи изучения курса?
3. С какими науками связан курс?
4. Кто является основателем психологии как науки?
5. Когда произошло выделение психологии в самостоятельную науку?
7. Какими научными методами пользуется психология?
8. Какие функции выполняет психология?
9. Что является предметом психологии?
10. Назовите этапы развития психологии как самостоятельной науки.