В чем заключается множественность смыслов божественной комедии
Анализ «Божественной комедии» (Данте)
Автор: Guru · 29.11.2017
Нередко из-за любви совершаются поступки, выходящие за рамки понимания. У поэтов же принято, испытав любовь, посвящать объекту чувств свои сочинения. Но если этот поэт — еще человек со сложной судьбой и при том не лишен гения, есть вероятность, что он способен написать одно из величайших произведений на свете. Таким был Данте Алигьери. Его «Божественная комедия» — шедевр мировой литературы — продолжает быть интересной миру спустя 700 лет с момента ее создания.
История создания
«Божественная комедия» создавалась во второй период жизни великого поэта — период изгнания (1302 — 1321). К моменту начала работы над «Комедией» он уже искал пристанища для души и тела среди городов и государств Италии, а любовь всей его жизни Беатриче уже несколько лет как почила в покое (1290), став жертвой чумной эпидемии. Сочинительство было для Данте своего рода утешением в его непростой жизни. Вряд ли тогда он рассчитывал на всемирную славу или память в веках. Но гениальность автора и ценность его поэмы не позволили ему оказаться забытым.
Жанр и направление
«Комедия» — особое произведение в истории мировой литературы. Если смотреть в широком плане — это поэма. В более узком смысле определить ее принадлежность к одной из разновидностей этого жанра нельзя. Проблема здесь в том, что содержательно таких произведений больше нет. Ему и название придумать, которое бы отражало смысл текста, нельзя. «Комедией» сочинение Данте решил назвать Джованни Боккаччо, следуя логике аристотелевского учения о драме, где комедия была произведением, что начиналось плохо, а заканчивалось хорошо. Эпитет «божественная» придумали в XVI веке.
По направлению — это классическое сочинение итальянского Возрождения. Поэме Данте присуща особенная национальная изящность, богатейшая образность и точность. При всем этом поэт также не пренебрегает возвышенностью и свободой мысли. Все эти черты были свойственны именно возрожденческой поэзии Италии. Именно они образуют тот неповторимый стиль итальянской поэзии XIII — XVII веков.
Композиция
Если смотреть в целом, то основой поэмы является путешествие героя. Произведение представляет собой три части, состоящие из ста песен. Первая часть — «Ад». Она содержит 34 песни, в то время как «Чистилище» и «Рай» по 33 песни каждая. Выбор автора не случаен. «Ад» выделился как место, в котором не может быть гармонии, ну, и обитателей там больше.
Описание ада
«Ад» представляет собой девять кругов. Грешники там располагаются по степени тяжести их падения. За основу этой системы Данте взял «Этику» Аристотеля. Так, со второго по пятый круги наказывают за результаты человеческой невоздержанности:
В шестом и седьмом за последствия зверства:
В «Аду» все политические и личные враги Данте. Также там он разместил всех тех, кто был другой веры, казался поэту аморальным и попросту жил не по-христиански.
Описание чистилища
«Чистилище» содержит семь кругов, которые соответствуют семи грехам. Их Католическая Церковь позже назвала грехами смертными (теми, что можно «замолить»). У Данте они расположены от тяжелейшего к наиболее терпимому. Сделал он так, потому что его путь должен представлять собой путь восхождения к Раю.
Описание рая
«Рай» исполнен в девяти кругах, названных в честь основных планет солнечной системы. Здесь христианские мученики, святые и ученые, участники крестовых походов, монахи, отцы Церкви, и, конечно же, Беатриче, которая находится не где-нибудь, а в Эмпирее — девятом кругу, который представлен в виде светящейся розы, что может трактоваться как место, где находится Бог. При всей христианской правоверности поэмы, Данте дает кругам Рая названия планет, что по смыслу соответствуют именам богов римской мифологии. Например, третий круг (Венера) — обитель влюбленных, а шестой (Марс) — место для воителей за веру.
О чем?
Джованни Боккаччо, когда писал сонет от имени Данте, посвященный цели поэмы, сказал следующее: «Развлечь потомков и наставить в вере». Это и правда так: «Божественная комедия» может служить наставлением в вере, ведь она основана на христианском учении и наглядно показывает, что и кого ждет за непослушание. И развлечь, что называется, она может. Учитывая, например, то, что «Рай» — самая нечитаемая часть поэмы, так как вся зрелищность, что любит человек, описана в двух предыдущих главах, ну, или тот факт, что произведение посвящено любви Данте. Более того, та функция, что, как сказал Боккаччо, развлекает, может даже поспорить в своей значимости с функцией назидания. Ведь поэт, безусловно, был больше романтиком, нежели сатириком. Он писал о себе и для себя: все, кто ему мешал жить, — в аду, поэма — для его возлюбленной, а спутник и наставник Данте — Вергилий — любимый поэт великого флорентийца (известно, он знал его «Энеиду» наизусть).
Образ Данте
Данте является главным героем поэмы. Примечательно, что во всей книге его имя не указано нигде, кроме, разве что, обложки. Повествование идет от его лица, а все остальные персонажи называют его «ты». Рассказчик и автор имеют много общего. «Сумрачный лес», в котором оказался первый в самом начале, — это изгнание реального Данте из Флоренции, момент, когда он действительно был в смятении. А Вергилий из поэмы — это сочинения римского поэта, что существовали для изгнанника в действительности. Как его поэзия вела Данте сквозь трудности здесь, так и в загробном мире Вергилий является его «учителем и примером любимым». В системе персонажей древнеримский поэт также олицетворяет мудрость. Наиболее хорошо показывает себя герой в отношении к грешникам, которые обидели его при жизни лично. Некоторым из них он даже говорит в поэме, что они того заслужили.
Проблематика
Смысл
«Божественная комедия» выполняет все те функции, которые заложил автор в это произведение. Она является нравственным и гуманистическим идеалом для каждого. Чтение «Комедии» вызывает множество эмоций, через которые человек узнает, что есть хорошо, а что плохо, и испытывает очищение, так называемый «катарсис», как окрестил это состояние духа Аристотель. Через страдание, испытанное в процессе чтения бытоописания ада, человек постигает божественную мудрость. В результате он относится к своим поступкам и мыслям более ответственно, ведь справедливость, заложенная свыше, покарает его грехи. В яркой и талантливой манере художник слова, будто иконописец, изобразил сцены расправы с пороками, которые просвещают простонародье, популяризируя и разжевывая содержание Священного писания. Аудитория Данте, конечно, более взыскательна, ведь грамотна, обеспечена и прозорлива, но, тем не менее, не чужда греховности. Таким людям было свойственно не доверять прямому морализаторству проповедников и теологических трудов, и тут на помощь добродетели приходит изысканно написанная «Божественная комедия», которая несла тот же просветительский и нравственный заряд, однако делала это по-светски утонченно. В этом оздоровительном влиянии на тех, кто обременен власть ю и деньгами, и выражается главная идея произведения.
Идеалы любви, справедливости и силы человеческого духа во все времена являются основой нашего бытия, и в сочинении Данте они воспеты и показаны во всей своей значимостью. «Божественная комедия» учит человека стремиться к высокому предназначению, которым его удостоил Бог.
Особенности
«Божественная комедия» имеет важнейшее эстетическое значение из-за затронутой в ней темы человеческой любви, превратившейся в трагедию, и богатейшего художественного мира поэмы. Все вышесказанное, в сумме с особым поэтическим складом и небывалой функциональной разноплановостью, делают это произведение одним из наиболее выдающихся в мировой литературе.
Урок литературы. 9 класс. Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.
Цель урока: познакомить учащихся с образной системой «Божественной комедии» Данте, выявить влияние творения Данте на искусство разных эпох, способствовать развитию читательского интереса и эстетического чувства учащихся.
Оборудование урока: портрет Данте Алигьери кисти Боттичелли, иллюстрации к «Божественной комедии» работы Г. Доре, У. Блейка, Г. Россетти, Э. Делакруа, музыкальные фрагменты из симфонической фантазии П. И. Чайковского «Франческа да Римини».
Тип урока: комбинированный.
II. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя: Ребята, сегодня мы соприкоснемся со всемирно известным произведением – «Божественной комедией» великого итальянского поэта Данте Алигьери. У вас было задание выучить сонет, посвященный Данте, который написал его младший собрат по перу Боккаччо. Но вначале давайте вспомним, что такое сонет.
Ответы учащихся: Сонет – стихотворение так называемой твердой формы, в нем обязательно должно быть 14 строк.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы. 9 класс. Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.»
Урок литературы. 9 класс.
Тема: Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.
Цель урока: познакомить учащихся с образной системой «Божественной комедии» Данте, выявить влияние творения Данте на искусство разных эпох, способствовать развитию читательского интереса и эстетического чувства учащихся.
Оборудование урока: портрет Данте Алигьери кисти Боттичелли, иллюстрации к «Божественной комедии» работы Г. Доре, У. Блейка, Г. Россетти, Э. Делакруа, музыкальные фрагменты из симфонической фантазии П. И. Чайковского «Франческа да Римини».
Тип урока: комбинированный.
II. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя: Ребята, сегодня мы соприкоснемся со всемирно известным произведением – «Божественной комедией» великого итальянского поэта Данте Алигьери. У вас было задание выучить сонет, посвященный Данте, который написал его младший собрат по перу Боккаччо. Но вначале давайте вспомним, что такое сонет.
Ответы учащихся: Сонет – стихотворение так называемой твердой формы, в нем обязательно должно быть 14 строк.
Учащийся читает наизусть сонет «Мне имя Данте, Данте Алигьери…»
Мне имя Данте, Данте Алигьери,
Я новая Минерва, чей язык
Родимым красноречием велик,
Ее ума достойным в полной мере.
Я в преисподне был и в третьей сфере,
Куда воображением проник –
С намереньем последнюю из книг
Развлечь потомков и наставить в вере.
Флоренция, моя родная мать,
Мне мачехою сделалась постылой,
Дав сына своего оклеветать.
Изгнанника Равенна приютила,
Ей – тело, духу – Божья благодать,
И зависть пред согласьем отступила.
III. Проверка домашнего задания.
1. Слово учителя: Из этого сонета Боккаччо, первого биографа Данте, мы многое узнаем о жизни и творчестве великого итальянца. Вы также читали дома материалы о нем, готовясь к уроку. Что же вы можете сказать о «последнем поэте Средневековья и первом поэте Нового времени», как называют Данте?
3. Дополнение учителя.
IV. Работа по теме урока.
Изучение фрагментов поэмы организуется в группах.
Группа 1. Путь в преисподняя.
1. Как и когда Данте очутился «в сумрачном лесу»? Какой
Условный смысл заключен в образе леса? (Песнь 1,стихи 1—27)
(Дремучий лес — это земное жизнь человека, где каждый может сбиться с пути.)
2. Какие главные людские пороки символизируют три зверя: рысь, лев и волчица? (Песнь 1, стихи 28—60)
(Рысь символизирует сладострастие, лев — гордость, волчица — жадность.)
3. С каким чувством Данте обращается к Вергилию? Почему Данте готов последовать за ним в преисподняя? (Песнь 1, стихи 61—136)
(Чтобы уйти «от зла и гибели».)
1. Каким Данте представлял устройство ада?
Данте изображал ад как воронкообразную пропасть, находящуюся под сводом земли и состоящую из сужающихся кругов, заканчивающихся колодцем, где терзается Люцифер. Чем ниже круг, что ужаснее преступления и муки грешников.
Графически можно изобразить схему ада таким образом:
Какой человечий порок Данте считал самым тяжким? (Предательство.)
Каковой облик Люцифера, находящегося на самом дне ада (Песнь 30, стихи 28—69)?
1. Каким Данте представлял устройство чистилища?
Сообщение учащегося об устройстве чистилища. Пройдя ад, Данте с Вергилием попадают в чистилище, кое помещается на противоположном земному полушарии, покрытом Великим океаном. Оно представляет собой остров, на котором располагается очень высокая гора. Она разделена на семь уступов (кругов), в любом из которых происходит очищение от одного от смертных грехов: гордости, зависти, гнева, уныния, корыстолюбия, чревоугодия и блуда. В чистлище находятся, согласно учению католической церкви, те грешники, которые не осуждены на нескончаемые муки и могут еще очиститься от совершенных ими грехов. Внутренний смысл этого очищения символизируют семь букв Р (начальная буковка латинского слова peccatum — грех), нанесенных мечом ангела на чело поэта и обозначающих семь смертных грехов. По мере прохождения кругов чистилища эти буковки по одной стираются. Сначала Данте с Вергилием попадают в предчистилище, где присутствуют новоприбывшие души умерших, отлученные от церкви, нерадивые, и попадают в долину земных властителей. После этого через врата Данте и Вергилий попадают в чистилище и посещают его круги:
Круг 2 — завистники.
Круг 5 — корыстолюбцы (скупцы и расточители).
Круг 6 — чревоугодники.
Круг 7 — сладострастники.
Возможно заметить, что ад и чистилище находятся как бы в зеркальном отблеске: круги пропасти — уступы горы. Очиститься от грехов имеют все шансы только те, кто пребывает во 2—5-м кругах ада. После этого путешественники восходят к Земному Раю, находящемуся на самой верхушке горы. Здесь Данте встречается с Беатриче, которая будет сопровождать его по Раю, куда нельзя войти Вергилию, так как он язычник.)
2. Почему Беатриче встречает Данте сурово? О чем Беатриче ведает ему? Как она пыталась «вернуть его» «с неверного следа»? (Песнь 30, стихи 70—115).
1. Каким Данте представлял устройство Рая?
Сообщение учащегося об устройстве Рая. Примиряясь с Данте и вознесясь с ним через сферу огня, Беатриче ведет его через девять небесных сфер в эмпирей — «розу света» высших небес, — местонахождение Божества. Они проходят:
Первое небо — Луну — нарушители обета.
2-ое небо — Меркурий — честолюбцы.
Третье небо — Венеру — любвеобильные.
4 небо — Солнце — мудрецы.
Пятое небо — Марс — воители за веру.
Шестое небо — Юпитер — справедливые.
Седьмое небо — Сатурн — созерцатели.
Данте и Беатриче возносятся в Восьмое, звездное небо, где царствуют торжествующие, а затем попадают в Девятое, Кристальное небо, где находятся ангелы. Только после этого они попадают в Эмпирей. Беатриче символизирует собой религиозную мудрость — теология, так как для созерцания Рая, даруемого праведникам за их награды, земной мудрости уже недостаточно. Данте, увлекаемый мощью любви, летит за ней.)
2. Каким изображен в поэме эмпирей? (Песнь 33, стихи 115—145).
Данте дает эмпирей в виде трех «равноемких кругов», трех радуг, символизирующих идея о троичности Божества. В финале поэмы он видит себя и Беатриче в Раю. Приверженность Данте на пути по Раю очищается от всего земного, греховного. Она делается символом добродетели и религии, и конечной ее целью является лицезрение Бога, который сам есть любовь, «что движет солнце и светила». Совместно с тем, отделяясь от толпы и осознавая себя личностью, на кою может быть обращен «блеск с высот», Данте явился предтечей гуманистов Возрождения.
1. Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский нрав
В письме к правителю города Вероны, Данте докладывает о тех задачах, которые он ставил перед собой в «Божественной комедии». Он сообщает, что любое литературное произведение имеет несколько содержаний: буквальный, аллегорический, моральный и анагогический, то есть влекущий ввысь, вскрывающий внутренний дух произведения. В «Божественной комедии» ее точный смысл — изображение судеб людей после смерти; аллегоричный — идея возмездия, то есть наказания или награды человека за его жизненные действия; моральный смысл — удержать человека от зла и направить его к добру; анагогический — воспеть мощь любви к Беатриче, прояснившей его сознание и вдохновившей на создание поэмы.
Почти все особенности средневековой поэмы Данте, и в частности ее моральный содержание, Гоголь положил в основу морально-религиозного содержания «Мертвых душ».
VI. Домашнее задание:
1) написать эссе «Что дает знакомство с поэзией Данте современному читателю»;
2) еще раз прослушать музыкальный фрагмент симфонической фантазии П. И. Чайковского «Франческа да Римини» и написать о своих впечатлениях.
Подумать, как связаны строки из поэмы Данте с «Мертвыми душами» Гоголя. Сопоставить, что в структуре и содержании «Мертвых душ» сходно с композицией «Божественной комедии» и что их различает.
«Божественная комедия» Данте: через искупление к истине
О создании Божественной комедии известно немного. Данте Алигьери работал над поэмой последние 18 лет своей жизни, начав приблизительно в 1310-х гг. Божественная комедия, смысл которой раскрывается в процессе долгого путешествия героев по Аду, Чистилищу и Раю, является настоящей средневековой энциклопедией религиозно-нравственных знаний.
Краткое содержание Божественной комедии
Главные герои поэмы:
Интересно! Данте – не единственный реальный герой в Божественной комедии. В молодости автор был страстно влюблен в девушку по имени Беатриче, которая умерла будучи совсем юной. Несмотря на трагичность этой истории, поэт до последних дней пронес в себе эти чувства, трансформировавшиеся со временем из чувственной области в духовную.
Главному герою поэмы, в роли которого выступает сам автор Данте Алигьери, является тень мыслителя и поэта Виргилия. Он предлагает Данте провести его к его возлюбленной Беатриче, умершей 10 лет назад. Только на пути к Раю, где живет душа юной чистой девушки, ему придется пройти ад и чистилище. Данте, до сих пор скорбящий по ушедшей любви, соглашается. Он проходит вслед за своим проводником через врата Ада. Именно это путешествие, подойдя к завершению, раскроет философский, моральный, психологический смысл Божественной комедии Данте Алигьери.
На заметку! Жанр произведения, определяемый в самом названии, как комедия, не имеет отношения к действию, разыгрываемому на сцене. Смысл названия Божественной комедии в том, что в поэме, в отличие, например, от трагедии, предполагается обязательный хороший конец.
Круги Ада
Ад представляет собой гигантскую воронку, одним концом достающую до самого центра земли и состоящую из девяти кругов:
Чистилище
Пройдя все девять кругов Ада, Данте оказывается в Чистилище, где бесконечно счастлив вновь увидеть небеса и солнечный свет. Здесь нашли пристанище души грешников, которые успели раскаяться перед смертью, воинов, павших в бою и погибшие насильственной смертью. Перед входом ангел начертил у них на лбу по семь букв Р (Г-грех).
Чистилище также включало в себя несколько кругов:
К этому моменту буквы на лбах, символизирующие семь смертных грехов, стираются. Лишь стена огня отделяет их теперь от Рая.
В Земной части Рая, в кторой жили бы все люди, если бы Евой не был совершен первозданный грех, Данте встречает душу своей возлюбленной Беатриче,
Вместе с ней герой отправляется в Рай Небесный, который поделен на небеса:
Далее странники возносятся в высшую сферу Вселенной – Эмпирий. Простившись с душой возлюбленной, вернувшейся обратно в Земной Рай, Данте встречает своего нового проводника – старца Бернара. Здесь, в конце своего путешествия, герой поднял глаза и увидел ослепительное яркое сияние. В этот момент Данте обрел самую великую из всех истин – узрел Бога. Благодаря любви душа героя навсегда оборачивается к свету. В этом и заключается смысл Божественной комедии Данте.
Интересно! Последние главы поэмы долгое время не могли отыскать. Говорят, что их местонахождение приснилось сыну Данте, который нашел их именно там, куда указывал его сон.
Божественная комедия: смысл поэмы
В поэме Божественная комедия смысл имеют два образа: Данте и Беатриче. Герой выступает в роли созерцателя, бездейственно наблюдающего за происходящими событиями. Его эмойиональное состояние подвергнуто изменениям и переходам. В одни моменты от вспыльчивый, ослепленный гневом, в другие – жалостливый, иногда беспомощный. Этот прием используется автором для того, чтобы показать героя, как живого человека.
Беатриче же – символ мудрости, добра. Став проводником Данте, она всюду показывает ему любовь во всех ее проявлениях. Ее образ настолько убедителен, что Алигьери пленяется им и следует за ней, куда бы она не звала. И как результат – достигает высшей мудрости и познает небесную истину.
Основной смысл, вкладываемый Данте Алигьери в Божественную комедию – необходимость осознания человеком своей грешности и стремление к духовному восхождению, к нравственности, к Богу. По мнению автора, только осознав, приняв и раскаявшись в грехах, искупив их страданиями, можно обрести наконец душевный покой.
Изначально все люди грешны. Ведь из-за непослушания они были изгнаны из Эдема, называемого в Божественной комедии Земным Раем. Поэтому чтобы очиститься от скверны, нужно пройти все круги Ада, Чистилища, и достигнуть сначала Земного, а затем и Небесного Рая.
«Смотри и стремись к высшему» — в этих словах как раз и заключен смысл Божественной комедии. Автор желает указать людям путь к истине. Но при этом он сам далеко небезгрешен, потому что живой человек.
Нельзя не отметить, что Данте ни в коем случае не считал церковь посредником на пути человека к Богу. Это было очень смелое мнение для того времени. А его слова о том, что папам римским уготовано место в Аду показывают его отношение к церковникам в целом. В поэме Божественная комедия смысл заключается в том, что только сам человек может признать, раскаяться и искупить. И только такая цепочка действий приведет его к высшему духовному, к нравственному, к Богу.
Замысел Божественной комедии и ее цель
Московский политехнический университет. Высшая школа печати и медиаиндустрии. Институт издательского дела и журналистики. Курсовая работа. 08.05.2017. Автор: Алексашкина Виктория Сергеевна.
Введение
ГЛАВА I. Эпоха Данте и создание «Комедии»
ГЛАВА II
2.1 Мистические символы и числа в «Комедии»
2.2. Идея гуманизма Данте как цель «Комедии»
ГЛАВА III
3.1 Художественная уникальность «Комедии», как основная черта поэмы
3.2 Русская литература и Данте
3.3 Роль Комедии в мировой литературе
Заключение
Примечание
Рекомендуемая литература
«Произведение наиболее зрелое и содержательное внутри себя, подлинный художественный эпос христианского католического Средневековья, величайший сюжет и величайшая поэма – это «Божественная Комедия» Данте»[1].
В данной работе в качестве центральной поставлена цель исследования творчества Данте. Предметом исследования является «Божественная комедия», ее осмысление и замысел. «Комедия» является глубочайшим памятником, как мировой культуры, так и литературы в целом. В «Комедии» воплощено средневековое понимание действительности, а также – предзнаменование эпохи Возрождения. Подробное изучение и детализация «Комедии» и ее цели, безусловно, имеет перспективу в будущем. Через строение Вселенной, Ада, Чистилища и Рая великий автор передает загадочную мысль, толкование которой заслуживает внимания литературоведов и критиков.
Немаловажно влияние и взаимосвязь «Комедии» с отечественной литературой. В работе будут рассмотрены точки зрения российских писателей и их комментарии к творчеству Данте. Особый акцент будет сделан на эпоху Данте; события из истории; современников поэта. Политические события, распри, безусловно, повлияли на сюжет «Комедии» и ее конструкцию. Рассмотрена будет символика чисел и их значение в поэме. Построится рассуждение на основе трудов Э. Ауэрбаха, А. Доброхотова, А. Дживелегова. Отдельное внимание будет уделено гуманизму Данте и художественной уникальности его «Комедии». При сложении данных тем появится ответ на главную проблему, которой посвящена работа. Каждый поэт и писатель стремится передать через свое творение послание, как своим современникам, так и будущим поколениям. У Данте оно особое, так как проблематику «Комедии» нельзя назвать типичной и банальной. Необычной знаменитую поэму делает то, что сам Данте является главным героем и повествует о своем сновидении. Дополняют сюжет исторические личности, так как Вергилий, Кассий, Беатриче и т.д.; его конструкция и яркое изображение повлияло на творчество английского писателя Джона Мильтона. Понятия загробной жизни, наказания за грехи и лицезрение Бога будоражили сознание людей на протяжении многих тысячелетий, и флорентийский поэт Данте Алигьери является проводником в природу данных понятий.
ГЛАВА I. Эпоха Данте и создание «Комедии»
Гордыня. Этот грех справедливо считать самым непростительным из всех грехов; ведь именно она сделала Сатану тем, кем он в итоге стал. Именно гордыня порождает предательство, зависть, убийство, ненависть. Нездоровое внимание себе, желание славы в своем единстве являются апогеем зла и падения.
ГЛАВА III
3.1 Художественная уникальность «Комедии», как основная черта поэмы
У сюжета «Комедии» есть своя необычная схема. Основные ее звенья – это потусторонние скитания, являвшиеся типичным мотивом литературы Средневековья. Данное порождение наивной веры имеет с «Божественной Комедией» мало общих черт. Такие понятия, как «потусторонние» «скитания», «иллюзии» появлялись в тишине келий, в неком духовном экстазе, в эмоциональном отрицании всего мирского и принятии ;;;устороннего существования – неповторимого и необходимого для уважающего себя христианина.
Казался мертвый мертв, живые живы;
Увидеть явь отчетливей нельзя,
Чем то, что попирал я, молчаливый.»[25]
Идеал выдал сам себя. Главная задача искусства – изображать так, чтобы образ казался действительным. Это главный тезис.
Поэт творит не ;;;ому, что ему необходимо логически обосновать свои философские взгляды. Он создает произведения, чтобы дать волю внутреннему переживанию, которое вызвано чувством непосредственным. Стих, слово, строка должны передать настоящий, реальный трепет, который зародился в душе поэта. Толкование задач поэзии стало иным. Первосточник поэзии перенесся из головы (мозг) в грудь (сердце). Поэзия должна двигаться к простоте и натуральности, при этом освобождаться от абстрактных явлений, охвативших итальянскую поэзию на протяжении XIII века.
Субъективность «Комедии» – весьма обдуманный прием. Им поэт сразу покоряет мысль читателя. Если автор принял роль людского судьи и деяний своего века; если он вынес эту тяжелую роль, значит, о, действительно справедлив в своих оценках, которые полностью оправданы. Поэт полон любви, сострадания, ненависти, тайных страстей; он нашел в себе морально – нравственную силу, при этом, не отказавшись от своей миссии. Он довел её до конца с характерной поэтической силой. Страсти придают упругость его образам, наполняют их горячей кровью, делает их очеловеченными и живыми. В картинах тьмы Ада и света Рая торжествует е ценное и прекрасное, что только можно вообразить…Это изображение человека таким же живым человеком.
Свое видение натуры в «Комедии» Данте строил из деталей реальной жизни. Все невозможное, неосознанное, созданное фантазией Данте хочет сделать доступным для понимания. Он сопоставляет свою фантазию с вещами весьма известными. Все весьма последовательно.
С еще большей мощью сумел он создать и утвердить в новой литературе Европы искусство портрета. Страсть придает его образам ощутимость и красочность. Она делает их человечными и живыми. Два образа стоят как бы отдельно: Вергилий и Беатриче. Они сделаны другим приемом, чем остальные обитатели загробного мира, — грешники, очищающиеся и праведники. Другая особенность словесного мастерства Данте — осязательность. Добиваясь осязательности, поэт добивался эффекта реальности. Мысль его с необыкновенной легкостью принимает конкретную форму, идеи воплощаются в вещи и образы[26].
Данте никогда не позволял фантазии преступать границы возможности и действительности. Он желает лишь вообразить упругость своих объектов, своих иллюзий. Маэстро старается измерить то, что он рисовал. Принцип абстрактности, особенность ощущения сообщили героям Данте одну характеристику. Они во всем своем большинстве имеют черты скульптуры, но при этом, бедны своей палитрой. Отсутствие красок было, возможно, в самом замысле, ибо Данте имел острое чувство колорита.
3.2. Русская литература и Данте
К.Н. Батюшков впервые обращается к творчеству Данте Алигьери. Он был ценителем, как итальянской литературы, так и языка, славившимся своей музыкальностью, барочной витиеватостью довлеет над человеком, подчиняет личную волю, индивидуальную мысль себе. Человек всего лишь проводник неких импульсов, заложенных в языковой ткани. Эта ткань врастает во время и реализуется в пространстве и в человеке.
Если брать во внимание русскую культуру, то следует отметить связь Данте с байронизмом. Так, в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина, мечтавшего побывать в этой стране, допущена романтическая неточность, уходящая корнями в увлеченное прочтение Байрона. Говоря о Венеции, поэт пишет:
Адриатические волны,
О Брента! нет, увижу ль вас
И, вдохновенья снова полный,
Услышу ваш волшебный глас![27]
В XX веке В. Ходасевич улицезреет ту самую неповторимую Бренту. Валер Брюсов создал стихотворение «Данте в Венеции». По его сюжету лирический герой оказывается в карнавальном пространстве Ада. Творение Брюсова написано терцинами, как и «Божественная комедия»:
В тот вечер улицы кишели людом,
Во мгле свободно веселился грех,
И был весь город дьявольским сосудом.
Бесстыдно раздавался женский смех,
И зверские мелькали мимо лица.
И помыслы разгадывал я всех.[28]
Стихотворение создано под вдохновением от бюста Данте Алигьери. Тема смерти в литературе неразрывно связана с роком самого маэстро, умершего от лихорадки в 1321 году при возвращении в Равенну.
На подступах к венецианскому кладбищу Сан-Микеле был воздвигнут монумент Данте и Вергилия. Георгий Франгулян по праву является автором этого творения. Монумент посвящен сюжету «Божественной комедии», а именно: пересечение двумя героями Ахерона, воды которого вскипают душами проклятых.
Обращение к Данте для русских деятелей литературы – это, в свою очередь, приближение к своему року, к судьбе отечественного поэта. Как писал Евгений Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт»[29]. Эта идея была дополнена Тимуром Шаовом: «Еще он часто истопник иль грузчик»[30].
Данте принимает роль Одиссея, а Флоренция для него – Итака, куда он, в отличие от гомеровского героя, не вернулся. Уже два века подряд не стихает спор о связи «Комедии» с «Мертвыми душами». Первым идею об этой связи выдвинул А. Герцен. Жизнь крепостных крестьян напомнила ему круги Ада у Данте. Аналогию между произведениями проводил и П. Вяземский, в комментариях к письму Гоголя подметил: «О попытках его, оставленных нам в недоконченных посмертных главах романа, положительно судить нельзя, но едва ли успел бы он без крутого поворота и последовательно выдти на светлую дорогу и, подобно Данте, завершить свою «Divina Comedia» Чистилищем и Раем»[31].
Немаловажно проведение параллели между «Комедией» и отечественными «Мертвыми душами». Н. Гоголь превосходно показал сущность человеского существа в его ужасающей оболочке. Автор намекал на грандиозный смысл своего творения, на ее трехчастную структуру. Хотя само по себе произведение не было законченно, Гоголь намекал не «неповторимую» судьбу Чичикова. Создатель «Мертвых душ» признавался, что его произведение не похоже ни на роман, ни на повесть.
Как уже говорилось, современники Гоголя по – разному восприняли это указание на жанровый характер произведения. К. Аксаков достаточным оправданием жанрового определения гоголевского сочинения считал уже первый том «Мертвых душ». «Глубочайшая связь всего между собою, основанная не на внешней анекдотической завязке, но на внутреннем единстве жизни», – вот что, по его мнению, характерно для творения Гоголя как поэмы. Знаменитый литературный критик Белинский отталкивался от утопий славянофилов на предмет «Мертвых душ». Он высмеивал Аксакова и Шевырёва, сравнивавших «Мертвые души» с творчеством Гомера и самого Данте. Но, спустя некоторое время, Белинский заметит исторический стержень «Комедии» и как бы соединит Н.Гоголя с итальянским поэтом. Белинский говорил: «Его поэма была полным выражением средних веков с их схоластическою теологиею и варварскими формами их жизни»[32].
К Средним векам Гоголь питал особый интерес. Он считал, что мир в ту эпоху пережил свое великое преобразование. Гоголь в свое время изучил историю Флоренции.
Он писал: «Оскорбление в Пистое разделило жителей сего города на двепартии: Bianchi и Neri. Они пронесли до самой Флоренции зародыш своей вражды и произвели одно из печальных разделений, колебавших Флоренцию. В одной из революций, произведенных сим разветвлением заговоров, Флоренция изгнала из стен своих Данте Алигьери, юного гражданина, имевшего должность в магистрате и державшего сторону Bianchi, искавшего убежище при дворе принцев джибелинских»[33].
3.3 Роль «Комедии» в мировой литературе
Творчество Данте Алигьери проявляется в переходный период. Оно проявляет конец Средневе¬ковья и начало Возрождения. Конфликты, противоречия, слож¬ности переходной эпохи отразились в поэмах и стихотворениях Данте.
Произведения итальянского маэстро отличаются искренностью, глубиной чувств и философских задатков, гениальным художественным мастерством, глубокой любовью к родине (Италии). Харак¬терной чертой его творчества является противоречивость взглядов, раз¬мышлений, стремлений и мечтаний. Привязанный всем сердцем к традициям Средневековья, Данте Алигьери неумолимо стремится к счастливому будущему, к новой жизни. К жизни, которая не омрачена конфликтами и враждой. Будучи убежденным католиком и монархистом, он искренне верил в магию цифр, мечтал о зарождении идеальной империи во главе с образованным и справедливым монархом. Данте принадлежит открытие многих пе¬редовых мыслей и идей в возникновении предпочтений и ориентиров Нового вре¬мени.
Поэмы и трактаты Данте подтверждают не только траги¬ческую, разноплановую особенность своего времени, но и трагическую судьбу самого поэта. Жизнь и судьба Данте и его поэтическое творчество имеют неразрывную связь между собой. Принимая участие в политической жизни страны, он все свои эмоции и потрясения переносил на бумагу. Одновременно его романтические взгляды не могли не отразиться на харак¬тере идей, которые он желал продвинуть в общество.
За свою откровенность, честность, непокорность ко всякому общественному злу; за стремление к господству гармонии, свободы и спра¬ведливости Данте Алигьери поплатился свободой. Эту свободу следует понимать в духовном смысле, а не в конкретном.
Общество осуждало Данте; его ожидала казнь и отвержение. Итальянский гений был вынуж¬ден покинуть любимую страну и провести остаток своего земного пути в странствиях и скитаниях. Несмотря на все гонения и непонимание со стороны общества, он не был намерен останав¬ливаться ни на мгновенье. Не в его силах была возможность положить конец личной борьбе за высшие и духовные идеалы справедливости и любви, поэтому поэт продолжал эту баталию в своих произведе¬ниях, героями которых стали такие же отверженные и одинокие странники, и изгнан¬ники судьбы.
Бессмертие Данте принесла «Божественная комедия», на написание которой он потратил почти четырнадцать лет. В этом про¬изведении Данте проявил себя не только как талантливый поэт, мас¬тер художественного слога, но и как великий мыслитель, философ, маэстро, хорошо разбирающийся в устройстве мира, природы и чело¬веческой души. Он выступает активным борцом за счастье человеческого рода, призывает одновременно людей самим добиваться этого счастья для себя и близких.
Данте чувствовал гармонию и взаимное дополнение мира. Мир натуры и мир людской души существовали в его представлении во взаимных отношениях. Ощущение и понимание всего мироздания как одного целого позволило поэту реалистично взглянуть на мир. Он смог заметить в нем зло, которое обретает свободу и покидает глухие тайники души. Зло, раздирающее изнутри Вселенную. Зло может предстать в разном образе или обличае, но от¬ветственность за него несут те, кто породил эту сущность. Любая несправедливость влечет за собой необратимые по-следствия.
Эту мысль Данте стремился передать читателям. Увидев бытие людей и все ее пороки и грехи, Данте захотел исправить этот мир; уберечь человечество от гибели, которую они сами создают, не ведая, что творят. Поэт отчетливо понимал грехопадение человека, но самое главное, он понимал последствия этого падения. Поэт старался открыть глаза людям, оповестить всех о гро¬зящей им беде. Потому он громко и решительно бил тревогу, рас¬крывал перед людьми свою хорошо продуманную и строго рассчи¬танную картину и систему человеческих дел.
В образе рыцаря Качагвидо, Данте создал личный взгляд на бытие, собственное мировоззрение. В его речь он вложил главную позицию своей жизнен¬и и творчества. И эта позиция – всегда защищать и отстаивать правду. Даже если она горька, ее нужно донести до человечества.
«Пускай твои слова покажутся дурными
На первый взгляд и лягут горьким гнетом.
Но уже осознанные, жизнь оздооовят они.
Твой призыв пролетит, как ветер.
Высокие деревья наклонивши к долу.
И это будет твоим призванием[34]».