В чем заключается мониторинг
Консультация «В чём заключается развивающий характер мониторинговых процедур?»
Юлия Андрианова
Консультация «В чём заключается развивающий характер мониторинговых процедур?»
Статья «В чём заключается развивающий характер мониторинговых процедур?»
В настоящее время деятельность практическая стала все чаще приобретать характер мониторинга, который предвидит интегративное взаимодействие всех структур и компонентов для более качественного достижения поставленной задачи. Мониторинговая деятельность как вид деятельности перестает быть прерогативой только профессиональных технических сфер, она активно вживается в педагогические, психологические, социологические и управленческие профессиональные области.
Мониторинг осуществляет выявление и оценивание проведенных педагогических действий, и тем самым идет обеспечение обратной связи, которая осведомляет о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным задачам. Мониторинг несет в себе различные качественные характеристики. Это и диагностическая система, и система слежения, и система контроля, и система наблюдения. Можно прийти к выводу, что мониторинг – это некая система, которая направлена на получение необходимой информации о динамике изменений объекта, за которым происходит наблюдение.
Формирование мониторинга идет как формирование системы многоуровневой, системы повторяющихся процедур диагностических, которые проводятся с использованием методик количественных, максимально объективирующих показатели качественные выбранных объектов. Мониторинговая система способна не только зарегистрировать состояние ее на текущий момент, но и может давать необходимые материалы и основания для качественного анализа, для постоянного сравнения, для коррекции управленческих решений.
В процессе работы проводимого мониторинга осуществляется целостное представление о состоянии дошкольного образования с точки зрения его соответствия установленным требованиям. Это поможет выявить самые сильные и наиболее слабые стороны в работе дошкольного учреждения, следовательно, провести анализ имеющихся причин несоответствия нормам. Потом можно запланировать работу до их полного устранения, а позже провести корригирующие мероприятия.
Основная задача мониторинга заключается, прежде всего, в скорейшем предупреждении всевозможных нежелательных воздействий используемых педагогических технологий, стиля общения педагогов на здоровье и психоэмоциональное состояние дошкольников. Необходимая информация, которую получили в ходе мониторинга, дает нам возможность корректировать образовательный процесс и развивающую среду дошкольного учреждения. Мониторинг выступает одним из главнейших средств, благодаря которому меняется само пространство информационное, следовательно, увеличивается степень повышения объективности, оперативности и доступности самой информации.
На разных уровнях образования предпринимаются попытки создания системы мониторинга, исследуются разные аспекты педагогического труда. Об огромном интересе к этой проблеме свидетельствуют многочисленные монографии и статьи. Отсутствие определенности по некоторым вопросам, многообразие существующих точек зрения позволяют исследователю действовать в режиме поиска, инноваций.Этим определяется и цель многочисленных трудов и разработок ученых: обобщить и систематизировать имеющиеся подходы, на их основе выстроить теоретическую модель, которая может показать свою эффективность или неэффективность в процессе апробации. Показателем эффективности действия модели должно стать повышение качества образования. Однако это возможно только при условии совершенствования процесса на основе собранной объективной информации. Таким образом, о повышении качества образования можно говорить только тогда, когда результаты мониторинга станут основой для инновационной деятельности всех участников (субъектов) образовательного процесса.
В рамках мониторинга его субъектами выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и педагоги, и воспитанники, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. В свою очередь, каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного уровня.
Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.
На уровне образовательной программы объектами мониторинга могут быть:
• процесс освоения программы, предмета;
• интеграционные процессы в обучении;
• процесс обновления, совершенствования, содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала;
• качество образовательного процесса и т. д.
В общем виде качество образования можно определить как совокупность его свойств и их проявлений, которые способствую удовлетворению потребностей человека и отвечают интересам самого общества и государства в целом.
А в более узком понимании качество образования можно рассмотреть как особенность личности, которая необходима человеку для того, чтобы осуществить ту или иную его деятельность.
На современном этапе качество образования – это не только соответствие знаний воспитанников, заявленные в государственном образовательном стандарте, но и успешная деятельность всего образовательного учреждения, а также деятельность каждого педагога в отдельности и администратора в направлении обеспечения качества предоставленных образовательных услуг.
Качество выступает очень сложным и противоречивым определением,из данного понятия его исходят принципиальные противоречия: между динамическими и статическими моментами качества, между реальными проявлениями и внутренней его сущностью, между качеством процесса и качеством результата. Названные противоречия в философском понимании качества предусматривают и саму сложность педагогической проблемы обеспечения качества и управления качеством в образования.
Точное выполнение государственных образовательных стандартов сможет обеспечить единство образовательного пространства государства и может гарантировать право дошкольников получить полноценное и качественное образование. А средством, при котором можно отследить выполнение образовательных стандартов выступает мониторинг.
Объектами мониторинга выступают:
• группа организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного образования;
• организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования в целом;
• система управления образованием, реализуемая на уровне местного самоуправления;
• система государственного управления в сфере образования, реализуемая на уровне государственной власти субъектов Российской Федерации;
• система государственного управления в сфере образования, реализуемая на
Дошкольное учреждение является одним из видов образовательных учреждений, безусловно, имеет общие черты, которые присущи любому из них, связаны с их общим направлением на обучение, воспитание и развитие дошкольников. А между тем функционирование дошкольных учреждений очень сильно могут отличаться от процессов, которые происходят в других образовательных учреждениях, в силу специфики возраста, содержащихся в них детей.
На современном этапе в научных педагогических источниках рассматривают различные виды мониторинга:
• психолого-педагогический (Г. А. Карпова);
• профессиональный (С. Н. Силина);
• мониторинг качества образования (В. А. Кальней, С. Е. Шишков);
• мониторинг как способ регулярного отслеживания качества усвоения знаний (А. М. Багиров, В. Г. Горб, Е. В. Зайка и другие).
Для того чтобы вся система мониторинга в ДОУ соответствовала данному определению, нужно проделывать очень большую аналитическую работу, в результате которой можно определить проблемные зоны, выявить возможности выстраивать, спрогнозировать и формировать будущее. При этом деятельность управления должна строиться таким образом, чтобы через рефлексию, глубокое изучение заданных проблем, проведение методических объединений, семинаров, целого ряда методических и педагогических советов можно было уже точно представлять состояние управляемой системы и тенденции, которые в ней сложились.
Созданная управленческая структура обязана очень четко определять взаимное действие между собой всех участников учебного процесса и воспитательного процесса, с одной стороны, и ресурсы внутренние и внешние – с другой.
В структурном управлении ДОУ основной функцией мониторинга принято считать обеспечение обратной связи между управляющей и управляемой системами. Следовательно, мониторинг может происходить где угодно, где есть необходимость сравнить фактическое состояние какой-либо системы с намеченным результатом. Поэтому, можно определить задачу мониторинга – уменьшить разницу между фактическим состоянием ижелаемым. Для качественного проведения мониторинга важными условиями являются его стабильность, надежность и долгосрочность.
Сам мониторинг сможет помочь наладить систему взаимного действия в структуре управления детского сада, выявлять конкретные ситуации на педагогическом совете или собрании всего трудового коллектива, совещании при заведующем ДОУ или на заседании методического совета ДОУ. Какая – то часть необходимых вопросов может быть решена родительским комитетом ДОУ и профсоюзным комитетом данного образовательного учреждения. Для качественного обеспечения обоснованности принятых решений нужна объективная оценка состояния управляемой системы и изменений, которые происходят в ней. Это можно представить возможным только при условии организовать мониторинг качества образования.
Мониторинг качества образования, по одному из определений, истолковывается как системное наблюдение, оценка и прогноз состояния образовательной системы ДОУ в плане соответствия государственным образовательным стандартам (нормам).С целью зафиксировать достижения воспитанников и отследить результаты их развития в дошкольном учреждении нужно организовать диагностику учебно – воспитательного процесса, в которой учитываются все параметры развития детей от 1,5 до 7 лет.
Главные методы проведения диагностики в ДОУ – наблюдение, эксперимент, беседа и проведение анализа продуктов деятельности дошкольников. Созданная мониторинговая система позволяет решить ряд наиболее важных задач по эффективному улучшению качества образовательного процесса и провести аналитически – обоснованную работу с целью его совершенствования с учетом возможностей каждого субъекта образовательного процесса.
Основой мониторингакачества образования являются три аспекта:
• Общественный аспект можно определить социально – экономическими условиями общества (уровень жизни, экономический потенциал страны);
• Социальный – соответствием образовательных услуг реальному запросу заказчика (родителя);
• Педагогический – может обозначать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно – ориентированному взаимному действию педагога с детьми.
В актуальности применения мониторинга в ДОУ необходимо:
• выявить успехи и результаты протекания образовательного процесса;
• провести обучение всех педагогов применению самоанализа и давать самооценку динамике своей деятельности в образовательном процессе;
• осуществить целесообразное управление качества состояния образовательного процесса;
• спрогнозировать перспективное развитие объектов или субъектов всего образовательного процесса.
Цель мониторинга – в выявлении степени соответствия или несоответствия результатов деятельности ДОУ стандартам дошкольного образования.
Так как ДОУ представляет собой функциональный организм, состоящий из множества уровней, то и система мониторингакачества образования в нем динамично функционирует по семи блокам:
1. качество управления и менеджмент;
2. качество учебного плана, качество образовательной программы;
3. качество достижений воспитанников, их здоровье и здоровый образ жизни;
4. качество эффективности работы педагогического коллектива, как единой команды;
5. качество компетентности педагогов по всем направлениям, включая работу с семьями воспитанников;
6. качество культуры образовательного учреждения, психологический микроклимат;
7. качество образовательных ресурсов ДОУ.
Следовательно, мониторинг качества образования направлен на оценку успешного приближения дошкольного учреждения к запланированному уровню качества образовательного процесса, и включает в себя сбор информации. Осуществляется по определенному набору показателей с помощью необходимых процедур, и на выходе дается оценка ситуации и состояния объектов также в определенной форме.
Педагогический мониторинг призван обеспечивать педагогов и администрацию качественной и своевременной информацией, которая необходима для принятия управленческих решений. Он должен определять, насколько эффективны педагогические средства, которые используются в образовательном процессе, насколько дидактические средства (методы обучения, режим учебной работы, формы обучения) соответствуют заявленным целям и возрастным особенностям дошкольников, специфике среды их жизнедеятельности. Поэтому, существует четкое распределение работы на основе последовательных действий в проведении мониторинга, которое способствует достижению его эффективности.
В настоящее время мониторинг используется в педагогической науке и практике в двух аспектах. Во-первых, как педагогическая технология образовательного процесса, способствующая решению актуальных образовательных задач. Во-вторых, как средство получения информации в процессе проведения научных исследований или управленческого контроля.
Владение методами мониторинга является одним из слагаемых овладения методологической педагогической культурой, а также формирования конструктивно – деятельностной позиции педагога-исследователя, значение которой возрастает при переходе от рецептивно – отражательного к конструктивно – деятельностному подходу в научной и образовательной деятельности на современном этапе развития педагогической науки и практики. Все это в свою очередь является непременным условием профессионального самоопределения каждого педагога. Условием того, что, став носителем такой культуры, и стоя на такой платформе, преподаватель сможет не только концептуально осмысливать свою деятельность, но и самостоятельно создавать технологии обучения, отвечающие современным целям подготовки будущего педагога.
Мониторинг самостоятельной работы может применяться практически во всех сферах жизни. Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что, используя компьютерные информационные технологии и соответствующее программное обеспечение, можно осуществлять более тесный и глубокий контроль выполнения самостоятельной работы не только на выходе, но и на всех текущих этапах работы. Это даст подробную и более полную информацию.
Развивающий сенсорный стол Развивающий сенсорный стол Цель: способствовать развитию мелкой моторики, координации движения, внимания, фантазии, усидчивости, творческого.
Бизиборд — развивающий центр Доброе время суток, уважаемые друзья и гости моей странички! Наверное, многие из вас слышали о развивающий доске для детей, на которой.
Мониторинг как способ контроля
Обеспечить безопасность финансово–хозяйственной деятельности, сохранность активов и законность хозяйственной деятельности в условиях экономической нестабильности достаточно сложно. Контроль, наряду с планированием, учетом и анализом хозяйственной деятельности, является составляющей управления любым хозяйствующим субъектом. Руководству организации важно оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом, предупреждать негативные явления, увеличивать доходы и снижать расходы, что обусловливает необходимость получения качественной информации о функционировании ее различных подразделений и филиалов. Как правило, в поле действия функции контроля попадают отрицательные отклонения тех или иных частей управляемого объекта от заданных параметров. В общей системе управления контролируются состояние и использование финансовых и материальных ресурсов, технологические процессы производства продукции и ее реализация.
Органы государственного управления принимают участие в деятельности субъектов предпринимательской деятельности, в том числе в сфере деятельности индивидуальных предпринимателей. При этом высокий государственный контроль снижает их деловую активность, способствует регрессу сферы услуг и предпринимательской деятельности. Дабы исключить такие инциденты, государство приняло курс сокращения количества проверок и уделяет больше внимания профилактической работе. Надзорные действия проводят посредством мониторинга. Само понятие «мониторинг» представляет собой процесс, предусматривающий непрерывный анализ и оценку соответствия нормам. Он осуществляется практически во всех областях деятельности.
Понятие мониторинга
В широком смысле мониторингом является форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно– следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок. Решение о проведении мониторинга принимается руководителем контролирующего органа (в том числе территориальных органов, структурных подразделений, подчиненных организаций) или его уполномоченным заместителем, а также руководителем самой организации. Непрерывный мониторинг также является частью обычной деятельности по управлению хозяйствующим субъектом в форме постоянного руководства. У многих организаций участие в мероприятиях по мониторингу принимают внутренние аудиторы или сотрудники, выполняющие аналогичные функции.
Порядок проведения мониторинга
Перед проведением мониторинга определяется область, участок, который впоследствии будут контролировать, а также цели и задачи. Стоит определиться, что полученная информация даст впоследствии и какие меры можно приять по улучшению деятельности. Помимо вышеперечисленного нужно определиться с источниками информации и способами их получения. Некоторые источники находятся на просторах интернета в общем доступе, средствах массовой информации, в то время, как к другим имеют доступ только ограниченный круг лиц и необходимо отправлять запросы для их получения. Нужно тщательно отбирать источники. Но чем больше их будет, тем полнее и достовернее станет мониторинг. Аналогично ситуация обстоит и с территорией, попадающей под мониторинг. Должностные лица контролирующих (надзорных) органов, аудиторы вправе входить на общедоступную территорию и объекты аудируемых лиц при проведении мониторинга. В другом случае – с согласия субъекта, использовать доступные средства глобальной компьютерной сети интернет, видео– и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора).
Виды мониторинга
Независимо от преследуемых целей и поставленных задач, мониторинг может быть, как внутренним, так и внешним. Он может быть организован собственными силами организации или с привлечением независимых лиц: законодательная и исполнительная власть, аудиторские организации, представители общественных организаций.
Для обобщения информации целесообразно составлять таблицу, в которую впоследствии будут заносить данные, полученные в ходе проведения мониторинга. В таблице стоит указывать источник, из которого была получена информация, дату, результат. Процесс сбора информации должен быть оперативным, а полученная информация незамедлительно заноситься в таблицу. Чем более детально будет описан процесс проведения мониторинга, тем достовернее будет полученная информация. Сводный анализ будет более точным, своевременным, удобным для чтения и понимания при использовании данного метода. Мониторинг может быть, как долгосрочным, так и краткосрочным в зависимости от объекта. Его продолжительность может занять день или месяцы, а то и годы.
Оформление результатов мониторинга
По итогам проведения мониторинга, при обнаружении отклонений, не создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, финансово–хозяйственной деятельности предписывают рекомендации по устранению и недопущению недостатков, выявленных по его результатам. При добровольном устранении нарушений не будут назначаться внеплановая проверка и применяться меры ответственности к субъекту и его должностным лицам, за исключением случаев повторного выявления нарушений. В случае не устранения нарушений и отклонения от предписания может быть назначена и организована внеплановая проверка. При выявлении отклонений или нарушений, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, выносится требование или предписание о приостановлении или запрете деятельности субъекта.
Стоит отметить, что в соответствии с действующими в Республике Беларусь нормативно–правовыми документами, мониторинг не является одним из видов проверок, а значит не предусмотрено ограничений по количеству проведения мониторингов одного субъекта. Данное мероприятие является профилактическим, благодаря чему существенно экономит государственный бюджет и стимулирует развитие бизнеса во всех сферах.
Таким образом, использование и развитие мониторинга в Республике Беларусь будет способствовать стабилизации экономической ситуации и стимулированию деловой активности субъектов предпринимательской деятельности.
Что такое мониторинг и его уровни
Поговорим о том, какие уровни мониторинга бывают и что стоит измерять и анализировать в IT-проектах.
Зачем нужен мониторинг и что это такое
Случается, что серверы падают и программы ломаются. Это неизбежно. Случайный баг, скачок напряжения в сети, сбои в подаче электричества — всё это может вызывать поломки.
Кроме того, помимо очевидных проблем, могут быть и куда менее очевидные. Например, менеджеры по продукту приняли плохое решение, реализовали плохую фичу и из-за нового релиза упала выручка. Технически код хорошо работает, серверы в порядке — но бизнес несет убытки.
Начнем снизу: мониторинг оборудования
Что бы вы ни запускали — у вас всё равно будут серверы в дата-центре, а у них есть определенные параметры производительности. Эти показатели надо мониторить на каждом сервере, обслуживающем ваших клиентов:
Список параметров вполне очевиден. Мониторинг этих значений позволяет диагностировать большую пачку неприятных ситуаций, которые могут привести к полному или частичному коллапсу инфраструктуры.
Для анализа поведения серверов в самом простом виде можно использовать штатные средства контроля по типу htop. Более гибкое и масштабируемое решение — Zabbix — он уже умеет анализировать основные параметры целого кластера серверов и собирать их в одной панели. Такое решение требует настройки со стороны квалифицированного администратора.
Поднимаемся выше: мониторинг состояния приложений
Допустим, мониторинг серверов у нас есть и они выглядят адекватно. Памяти много, нагрузка на процессор — незначительная. Наверное, всё хорошо организовано, клиентов немного, всё работает как часы? Может быть. Или всё упало, программы не запущены, клиенты не могут попасть на сервер и выполнить запросы? Тоже может быть.
Какой из вариантов правильный — подскажут метрики приложений.
У любого приложения должны быть параметры, по которым разработчики и администраторы понимают, что программа работает и в ней что-то делается. У каждой программы эти параметры свои, но вот несколько примеров, которые позволят понять, какие метрики нужно придумать для приложения:
У вас в системе 100 активных пользователей, они генерируют 1 000 запросов в минуту и у них случается 1 ошибка в час? Допустим, что всё хорошо. У вас в системе 3 активных пользователя, они генерируют 10 000 запросов в минуту и ловят 5 000 ошибок? Наверное, стоит начать беспокоиться. Даже если метрики нагрузки на процессор и диски в порядке.
Для мониторинга на этом уровне подойдет специализированная СУБД — Prometheus, Graphite, InfluxDB. С установкой самой базы данных проблем не будет, а вот посчитать и пробросить нужные метрики в базу — для этого понадобятся усилия программистов.
Для удобства анализа ко всем этим базам лучше всего подключить Grafana — графический инструмент для отображения статистики и метрик.
Есть еще специфические системы отлова ошибок в коде — они могут вовремя оповестить программистов о сбойной ситуации. Иногда этого вполне достаточно для базовой диагностики проблем. Хороший пример такой системы — Sentry.
Третий уровень: мониторинг бизнес-метрик
Конечная цель любой программы — решать чьи-то проблемы и получать за это деньги. Это значит, что для управленцев нужны метрики, которые расскажут:
Список метрик, которые нужны бизнесу, велик и зависит от конкретного проекта и индустрии. Лучше всего вам помогут разобраться с правильными параметрами менеджеры продукта.
Минимально здесь можно обойтись Google Analytics — базовые конверсии и переходы можно смотреть в готовых системах анализа пользовательского поведения. Более глубокое понимание ситуации потребует четкой и слаженной работы администраторов, программистов и ребят из отдела аналитики — они смогут правильно реализовать и посчитать тонкие поведенческие аспекты. Например, зависимость выручки от A/B-тестов на бэкенде.