В чем заключается мораль басни осел и соловей

Анализ басни «Осел и соловей»

Осел увидел Соловья И говорит ему: “Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?” Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало все тогда Любимцу и певцу Авроры: Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом: “Изрядно,- говорит,- сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился”. Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и – полетел за тридевять полей. Избави, бог, и нас от этаких судей.

Краткое содержание

Осел узнал, что соловей был большим мастером петь. Он попросил соловья продемонстрировать собственное мастерство. Соловей начал красиво петь. Его пением заслушались все. Осел хоть и похвалил певца, но дал совет для улучшения собственного таланта взять уроки у петуха во дворе.

Мораль

Анализ басни

История создания

В 1811 г. в «Чтении в Беседе любителей русского слова» была опубликована басня И. А. Крылова «Осел и соловей». Об истории ее написания В. Кеневич рассказал следующий случай. Крылова пригласил к себе «какой-то вельможа» (вероятно, граф Разумовский, либо князь А. Н. Голицын) с просьбой прочитать свои басни. Баснописец сделал это с большим артистизмом, надеясь на похвальный отзыв. Вельможа сдержанно поблагодарил Крылова, спросив при этом: «… почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?». Вернувшись домой, раздосадованный поэт описал эту сцену в новой басне.

В чем заключается мораль басни осел и соловей. %D0%9E%D1%81%D1%91%D0%BB %D0%B8 %D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B9. %D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D0%9C. %D0%93%D1%83%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD. В чем заключается мораль басни осел и соловей фото. В чем заключается мораль басни осел и соловей-%D0%9E%D1%81%D1%91%D0%BB %D0%B8 %D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B9. %D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D0%9C. %D0%93%D1%83%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD. картинка В чем заключается мораль басни осел и соловей. картинка %D0%9E%D1%81%D1%91%D0%BB %D0%B8 %D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B9. %D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D0%9C. %D0%93%D1%83%D0%B6%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD

Иллюстрация художника М. Гужавина

Смысл названия

Основная тема

Основная тема произведения — насмешка над мнимыми ценителями поэзии.

Крылова не следует упрекать в выглядящем самонадеянно сравнении своего творчества с чудесным пением Соловья. Поэт по достоинству оценивал свои басни, вошедшие в золотой фонд русской литературы.

Не менее точным является и сравнение неблагодарного вельможи с Ослом. Не придав особого значения творчеству приглашенного им самим автора, он упоминает И. И. Дмитриева. Этот поэт вместе с Карамзиным стоял у истоков русской поэзии, оставил очень богатое литературное наследство, включающее стихотворения, сказки, басни и другие произведения. Однако вельможу больше привлекает творчество Дмитриева в качестве переводчика. Именно отсутствием переводов он попрекает Крылова.

Крылов сравнивает переводы с кукареканьем. Они обладают определенной ценностью, но все же не могут считаться проявлением истинного таланта.

Проблематика

В незатейливой на первый взгляд басне заложена очень серьезная проблема, ставшая актуальной в России еще с правления Петра I: преклонение высшего общества перед европейским искусством в ущерб национальному.

В России уже давно появились свои талантливые поэты (Соловьи), но их судьи (Ослы) до сих пор отдают предпочтение античным и западным произведениям. Они считают, что лучший вид деятельности для национальных творцов — перевод классических образцов поэзии.

Композиция басни последовательная: основная часть и финальный нравоучительный вывод автора.

Чему учит автор

Огорченный от посещения вельможи Крылов страстно желает, чтобы в среде высшего общества появились люди, способные по достоинству оценить национальную поэзию. Избавление от невежественных судей — необходимое условие для развития всей русской литературы и искусства.

Источник

Мораль басни «Осел и Соловей» Крылова, анализ, суть, смысл

В чем заключается мораль басни осел и соловей. illjustracija basnja krylov hudozhnik m m guzhavin%2B%25285%2529. В чем заключается мораль басни осел и соловей фото. В чем заключается мораль басни осел и соловей-illjustracija basnja krylov hudozhnik m m guzhavin%2B%25285%2529. картинка В чем заключается мораль басни осел и соловей. картинка illjustracija basnja krylov hudozhnik m m guzhavin%2B%25285%2529
«Осел и соловей».
Рисунок М. М. Гужавина

Басня «Осел и Соловей» Крылова была написана до 28 февраля 1811 г. и в том же году впервые опубликована в журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова» (кн. I).

В этой статье представлена мораль басни «Осел и Соловей» Крылова: анализ, суть, смысл произведения.

Мораль басни «Осел и Соловей» Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни «Осел и Соловей» заключается в том, что невежественные люди нередко судят о вещах, в которых ничего не понимают; самоуверенные невежды смело критикуют и дают советы там, где их мнение мало интересно.

В этой басне Крылов высмеивает такие человеческие недостатки, как глупость, ограниченность, высокомерие, раздутое самомнение, самоуверенность.

В чем заключается мораль басни осел и соловей. %25D0%25B8%2B%25D0%25B0%2B%25D0%25B8%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%2B%25D0%259E%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BB%2B%25D0%25B8%2B%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25B9. В чем заключается мораль басни осел и соловей фото. В чем заключается мораль басни осел и соловей-%25D0%25B8%2B%25D0%25B0%2B%25D0%25B8%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%2B%25D0%259E%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BB%2B%25D0%25B8%2B%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25B9. картинка В чем заключается мораль басни осел и соловей. картинка %25D0%25B8%2B%25D0%25B0%2B%25D0%25B8%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%2B%25D0%259E%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BB%2B%25D0%25B8%2B%25D1%2581%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B5%25D0%25B9
«Осел и Соловей».
Иллюстрация И. А. Иванова

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последней строке:

«В обществе встречаются различные пороки и недостатки. Писатели очень часто в своих произведениях указывают на эти недостатки и смеются над ними. В данном рассказе писатель выставляет нам также людские недостатки: часто встречаются люди, которые самоуверенно, с видом знатока судят о делах и предметах, не имя о них ни малейшего понятия; таких-то людей Крылов и желал изобразить.» (А. С. Павлов, «Русская хрестоматия с выводами по теории словесности, разборами и задачами. «, Москва, изд-ль Н. В. Любенков, 1880 г.)

«Не одобряя суемудрия и ученого педантизма, он [Крылов] в то же время осмеивает невежд, пренебрежительно относящихся к «жемчужным зернам» истинного знания, их недоброжелательство, неблагодарность к науке и искусству, их злословие, невежественный суд и неумелое, хотя под час и ретивое вмешательство в дела, в которых нужны еще знания и просвещенный ум.» (о баснях «Свинья», «Свинья под Дубом», «Осел и Соловей», «Голик») (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова», Тифлис, 1895 г.)

«. Невежество само по себе еще не так смешно, когда оно бывает скромно и когда невежда не старается выказать себя, берясь за дело, которое не по его разуму. За то заслуживает невежда жестокой насмешки, когда он, не понимая дела, берется о нем рассуждать и вкривь и вкось, толкуя при этом такой вздор, что уши вянут и высказывая тем свое полнейшее невежество. Такие наглядные примеры приведены в баснях «Осел и Соловей» и «Петух и Жемчужное Зерно».» («И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

«Нам неоднократно случалось слышать от разных лиц, в том числе и от В. Т. Плаксина, имевшего возможность узнать истину из ближайших источников, конечно устных, следующий рассказ о происшествии, подавшем повод к сочинению этой басни. — Какой-то вельможа. просил прочитать две-три басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Ла Фонтена.

Вельможа выслушал их благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо; но почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?» — «Не умею», скромно отвечал поэт. Тем разговор и кончился. Возвратись домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне «Осел и Соловей».» (В. Ф. Кеневич, Из «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова»)

Такова мораль басни «Осел и Соловей» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Источник

Анализ и мораль басни Осел и соловей Крылова

Крылов озвучил в своей басне иронический сюжет из реальной жизни. Он испытал чувства Соловья, оказавшегося в подобной ситуации. В качестве чуткого, нежного, одарённого персонажа подобран образ Соловья. Ему противопоставлен тугоухий и невежественный Осёл. Который берёт на себя ответственность, чтобы рассуждать и давать советы великому мастеру, тонкому артистичному, знаменитому Соловью.

В начале басни читатель понимает, что Ослу захотелось проверить народные слухи. И посмотреть на прославленного Соловья. На описание изменений в окружающей природе, вовремя волшебного исполнения соловьиной трели, автор не пожалел больше половины басни. Все живые объекты заметили и прониклись трепетным исполнением нашего героя, затихли все птицы, пастух нежно смотрел на свою возлюбленную девушку. Только наш тугоухий и высокомерный осёл остался чужд. После мелодичной трели, в которую наш исполнитель вложил все силы и талант, дал очень «важный» совет поучиться у Петуха! То есть «Великий судья» выделил лучшего «певца» — петуха!

После таких слов нашему знаменитому артисту осталось только покинуть место. Где остался невежественный, занимающий главный пост, глупый, тугодум и лишённый видеть прекрасное Осёл. К сожалению, и в наше время есть такие «судьи». Весь живой мир думает иначе, в восторге от нежной мелодии. Так может петь только Соловей и остальные птицы преклоняются перед его талантом.

Главная идея басни: «Держаться подальше от таких судей. Нет большего унижения и обидного сравнения, чем сравнение голоса Петуха и Соловушки». После таких знатных, высокопоставленных судей все должны повторять и льстить главным особам. Зарывая в землю природный талант. Нельзя доверять судить таким невеждам всю красоту и тонкую натуру голоса и природного дара Соловушки. В короткой басне тонко подмечены и завуалированы пороки людей богатых сословий, далёких от народа, без талантливых природных качеств, пытающихся делать оценку в том, в чём ничём не понимают и не слышат.

В произведении Осёл наделён полномочиями давать оценку пению настоящего артиста. И такое происходит часто в жизни. Профессионал получает нравоучения от человека далёкого от профессиональных качеств, особенностей искусства, лишённого природных качеств для того, чтобы судить и ставить оценку.

В басне автор выносит на народный суд такие черты слишком высокопоставленных особ: невежество, высокое самомнение, открытую глупость и возможность давать советы в делах, в которых нет ни одарённости, ни склонности понять и оценить.

Анализ 2

Крылову пришла в голову идея написание басни «Осел и Соловей» после нескольких случаев, произошедших с ним самим. Один из самых запоминающихся случаев был такой: чиновник, наслышанный о баснях Крылова, захотел послушать их лично из уст автора. С такой просьбой он и явился к баснописцу в гости. Крылов с удовольствием прочел несколько своих произведений. На что чиновник спросил, почему, мол, Крылов не пишет свои басни, как, например, Иван Дмитриев. Крылов на это ответил тем, что у него другая манера сочинительства. Навеянная такой неприятной ситуацией для автора, и родилась из-под его пера басня «Осел и Соловей». С Соловьем писатель отождествлял себя, а Осел скорее всего, собирательный образ.

В басне Осел прослышан о певческом таланте Соловья, сам идет послушать чудный голос. Крылов расписывает великий талант певца, показывая, как он прекрасен. Автор показывает контраст между великим талантом Соловья и приземленными суждениями Осла, поэтому читателю показана птица во всей своей красе и великолепии. Окружающие восхищаются мастерством и умением Соловья. И что же в итоге Осел? Он свысока отзывается о певческом искусстве птицы, и советует ему: пойти поучится у Петуха. Вот, кто громко и голосисто поет, по мнению судьи.

Петух в басне противопоставляется Соловью, что бы читатель составил мнение о вкусах и знаниях Осла в искусстве. Соловей – это талант, певец, который в совершенстве овладел своим искусством. Он вдохновляет окружающих и дарит им праздник. Осел же прямая противоположность мастеру: глуп, невежественен, в искусстве совсем не разбирается, но мнит себя ценителем, имеющим право вести рассуждения о талантах. Естественно, Соловью нечего было ответить Ослу на его совет. Зачем доказывать глупому животному его неправоту, и вступать в полемику с упрямцем. Соловей не стал вступать в спор с судьей, а просто улетел.

Мораль басни представлена фразой: «Избави, Бог, и нас от этаких судей». Ели человек некомпетентен в какой-то теме, то лучше промолчать, а не давать советов, и показывать себя глупцом. Рассуждать нужно только на те темы, о которых знания позволяют высказываться объективно. Человек должен быть специалистом в выбранном деле, тогда он будет судить объективно и беспристрастно.

Вариант 3

Произведение представляет собой краткий иронический рассказ, именуемый по жанровой направленности басней, основной тематикой которой становится изображение в насмешливом виде мнимых ценителей поэтического творчества.

Главными персонажами басни являются Соловей, символизирующий творческого, талантливого человека, и Осел, представленный в образе самонадеянного и бестолкового вельможи.

Композиционная структура произведения является последовательной, состоящей из основной части и финального нравоучительного авторского вывода.

Сюжетная линия басни представляет собой историю о встрече Соловья, являющегося большим певческим мастером, с Ослом, решившим лично убедиться в необычайном таланте певчей птицы. Соловьиное пение поражает всех присутствующих, однако Осел, возомнивший себя более грамотным в певческой науке и скромно похваливший Соловья, назидательно делает ему внушение о необходимости прохождения дальнейшего обучения у дворового петуха.

Моральная идея басни состоит в невозможности признания истинным талантом искусства кукареканья.

Смысловая нагрузка басни отражается в подчеркивании автором невежественности высокопоставленных чиновников, стремящихся руководить вещами, в которых ничего не смыслят, критикующих и дающих советы тем, кто в этом не нуждается. Тем самым поэт иллюстрирует негативные человеческие черты характера в виде глупости, ограниченности, высокомерия, самоуверенности, раздутого самомнения.

Басня раскрывает авторский замысел при помощи средств художественной выразительности в виде метафор и сравнений, заключающийся в необходимости дальнейшего развития национального литературного творчества при условии появления людей, разбирающихся во всех сферах искусства, а также скорого избавления от невежественных, необразованных тупиц, пытающихся принимать судьбоносные решения.

Источник

Анализ и мораль басни «Осел и соловей»

Известный баснописец Иван Крылов умело описывал образы, посредством которых высмеивал пороки людей. В каждом его произведении обязательно присутствует мораль. Анализ басни «Осел и соловей» раскрывает еще одну аллегорическую историю про людей, которые судят о вещах и критикуют других совершенно не разбираясь в этом.

В чем заключается мораль басни осел и соловей. . В чем заключается мораль басни осел и соловей фото. В чем заключается мораль басни осел и соловей-. картинка В чем заключается мораль басни осел и соловей. картинка

Характеристика героев

Если описывать краткое содержание, то оно основано на встречи двух персонажей, а именно: соловья и осла. Басня завязывается с прямого развития событий, где животное просит птицу спеть. Когда соловей начинает петь, все вокруг замерли, его песня была прекрасной. Но осел, послушав, сказал, что ему стоит поучиться вокалу у петуха.

Крылова натолкнуло на создание этой басни случай из собственной жизни. Однажды один чиновник пригласил его к себе и попросил прочесть несколько его произведений. Писатель с удовольствием принял это предложение и рассказал пару басен. На что его слушатель спросил, почему он не пишет так же, как Иван Дмитриев. Автору было обидно выслушивать это и он объяснил, что использует другой стиль написания и манеру сочинительства.

Поэт своей басней говорит об ироническом сюжете из реальной жизни. Когда-то он сам был в подобной ситуации и чувствовал ту же обиду, что и соловей.

В произведении автор высмеивает такие человеческие пороки как:

Иван Крылов своим рассказом хочет донести до читателей главный смысл, который заключается в том, что выражать свое неуважение нужно, только когда есть уверенность в своей правоте. Прежде чем осуждать достаточно, подумать, а какой талант присутствует у критика и умеет ли он делать то же самое.

Раскрытие темы

Дети знакомятся с этим сочинением на уроках русской литературы в 6 классе. Анализ басни «Осел и соловей» позволяет раскрыть авторский замысел и порок. Главной идеей написания считается невозможность признания истинным талантом искусство кукареканья. Для передачи точного смысла Крылов использовал:

Автор в сказке подчеркивает несправедливое отношение высокопоставленных чиновников. Они всегда критикуют и стараются руководить, даже если эти советы никому не нужны.

В чем заключается мораль басни осел и соловей. . В чем заключается мораль басни осел и соловей фото. В чем заключается мораль басни осел и соловей-. картинка В чем заключается мораль басни осел и соловей. картинка

Но не только эта ситуации послужила поводом создания произведения. Сам писатель нередко сталкивался с тем, что люди не справедливо губят талантливых авторов и писателей. Подобные критики всегда противоречат своему поведению. Они самоуверенны и относятся к окружающим с насмешкой. Основой этой сюжетной линии является ирония и аллегория.

Во время прочтения возникает вопрос: чему же учит басня «Осел и соловей» и каков ее главный смысл? На это можно ответить, процитировав финальную часть произведения. Основная мысль содержится в описании такого персонажа, как осел. На его примере должен учиться каждый и тогда мир станет лучше.

Писатель мечтал, чтобы в высшем обществе присутствовали люди способные по достоинству оценивать таланты. Для того чтобы русская культура развивалась необходимо избавиться от невежественных «судей».

Источник

Басня Крылова «Осел и соловей» (И. Крылов)

Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»

Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

В чем заключается мораль басни осел и соловей. osel solovei. В чем заключается мораль басни осел и соловей фото. В чем заключается мораль басни осел и соловей-osel solovei. картинка В чем заключается мораль басни осел и соловей. картинка osel soloveiОсел слушает Соловья

Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом;

«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».

Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.

Избави, Бог, и нас от этаких судей.

В чем заключается мораль басни осел и соловей. osel. В чем заключается мораль басни осел и соловей фото. В чем заключается мораль басни осел и соловей-osel. картинка В чем заключается мораль басни осел и соловей. картинка osel

Слушать аудио басни онлайн в высоком качестве:

Мораль, основная мысль и суть произведения «Осел и Соловей» Ивана Крылова

Басня Крылова «Осел и соловей» написана автором в феврале 1811 г. и в этом же году впервые опубликована в журнале «Чтение в Беседе любителей русского слова».

Мораль и суть басни заключается в последних словах – концовке произведения.

Основная мысль – очень часто незнающие невежественные люди неправильно судят о вещах, которых не понимают. При этом, эти же критиканы дают советы в том, в чем совсем не разбираются, подобно Ослу.

Автор Крылов высмеивает своим посланием такие качества человека — глупость, ограниченность мышления, невежество, высокомерие, самоуверенность.

«Избави, бог, и нас от этаких судей.»

Педагог Д. И. Тихомиров так пояснил мораль басни:

«Невежество. Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество. …Невежда с глупою самоуверенностью принимающий на себя роль судьи в деле, которого он вовсе не разумеет («Осел и Соловей»), — эти невежды только смешны. Гораздо хуже тот грубый и чувственный невежда, который свою темноту ставит себе как бы в достоинство, называя глупцами всех, кто знает цену не одним материальным благам («Петух и Жемчужное Зерно»)…» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

А литератор А. С. Павлов комментирует мораль басни так:

«В обществе встречаются различные пороки и недостатки. Писатели очень часто в своих произведениях указывают на эти недостатки и смеются над ними. В данном рассказе писатель выставляет нам также людские недостатки: часто встречаются люди, которые самоуверенно, с видом знатока судят о делах и предметах, не имя о них ни малейшего понятия; таких-то людей Крылов и желал изобразить.» (А. С. Павлов, «Русская хрестоматия с выводами по теории словесности, разборами и задачами…», Москва, изд-ль Н. В. Любенков, 1880 г.)

Педагог Г. К. Дорофеев видит суть и смысл басни в следующем:

«Не одобряя суемудрия и ученого педантизма, он [Крылов] в то же время осмеивает невежд, пренебрежительно относящихся к «жемчужным зернам» истинного знания, их недоброжелательство, неблагодарность к науке и искусству, их злословие, невежественный суд и неумелое, хотя под час и ретивое вмешательство в дела, в которых нужны еще знания и просвещенный ум.» (о баснях «Свинья», «Свинья под Дубом», «Осел и Соловей», «Голик») (Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова», Тифлис, 1895 г.)

Видео мультфильм по басне Крылова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *