В чем заключается мотив учителя
Консультация «Мотивация в деятельности педагога»
Татьяна Пирогова
Консультация «Мотивация в деятельности педагога»
Мотивация в деятельности педагога.
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Мотивация вообще, и мотивация воспитателя в частности, является одной из фундаментальных проблем как для отечественной, так и для зарубежной психологии и педагогики. Её значимость для образовательной практики настолько велика, что интерес и внимание учёных к различным аспектам этой проблемы не ослабевает на протяжении многих десятилетий.
Прежде, хочется напомнить значение самого термина.
Для начала давайте ответим на вопросы, какие мотивы связаны с вашей деятельностью. Подумайте минутку и запишите.
В настоящее время для объяснения мотивации педагога широко привлекаются общепсихологические теории. В качестве примера можно привести широко известную пирамиду потребностей А. Маслоу.
Согласно Маслоу, человек работает для того, чтобы удовлетворить свои потребности.
Он выделил пять качественно разных групп человеческих потребностей:
физиологические потребности (еда, вода, жилье, отдых, сексуальные потребности);
потребности в безопасности и стабильности (потребность в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем);
социальные потребности (принадлежность к социальной группе (семья, друзья, коллеги по работе и т. д., чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности, поддержки);
потребности в общественном признании (потребности в самоуважении, признании и уважении со стороны окружающих)
потребности самовыражения (потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности).
Если внимательно посмотреть на это изображение, то «развитие», «персональный рост» находятся в самом верху пирамиды. Этим можно просто объяснить тот факт, почему очень мало людей реально парятся на тему персонального и личностного роста. Ведь до вершины пирамиды еще нужно дойти…
Одна из моделей принадлежит отечественному исследователю К. Г. Митрофанову, считающему, что мотивация педагога развивается поэтапно. В начале своей профессиональной деятельности основным мотивом педагога является стремление к самоутверждению, признанию со стороны учеников, коллег, родителей. Затем акцент переносится на содержание воспитания и обучения. Педагог активно овладевает преподаваемым материалом, занимается конструированием отдельных занятий и учебных курсов, что приводит к повышению его интереса к способам педагогической работы. Впоследствии начинают преобладать интересы к пониманию и развитию дошкольника, его личности и поведения.
Распространена также точка зрения, согласно которой профессиональные мотивы педагогаможно сгруппировать в три блока :
— мотивы выбора педагогической профессии;
-мотивы, проявляющиеся в процессе труда педагога;
— мотивы совершенствования педагогической деятельности.
Первый блок включает в себя интерес к работе с детьми, подражание (например, своим учителям, родителям, коллегам и т. д., а также способность к организаторской деятельности.
По мере работы воспитателя, приобретения им своего опыта педагогической деятельности у него складывается интерес к работе с детьми определённого возраста, происходит осознание важности, значимости своего труда для общества, появляется интерес к развитию своих педагогических способностей.
В отличие от других,педагог (так же, как и врачи, военные) предрасположены к тому типу мотивации труда работников, для которого основу составляют высокие идейные и человеческие ценности. Это люди, стремящиеся своей деятельностью принести людям добро и гуманизм. Большинство из них работают ради дела, которым занимаются, вне зависимости от материального вознаграждения. Работников с мотивацией такого типа называют «патриотами».
Все люди мотивируются разными факторами. Залог успеха состоит в том, чтобы дать сотрудникам то, чего они действительно хотят, к чему стремятся. Разобраться в этом и сформировать соответствующую систему мотивации помогут социально-психологические типы.
Молодые специалисты часто готовы работать за скромный оклад, на небольшой нагрузке ради получения опыта и соответствующей квалификации. Они достаточно инертны, пассивны в делах коллектива, стремятся впитывать, усваивать, а не влиять. Юные работники не умеют планировать, прогнозировать свою работу, определять конечный результат. Их сверхзадача — справиться с возложенными должностными обязанностями. Однако пройдет год-два — и все поменяется.
Профессионалы — высококлассные специалисты, работающие, прежде всего на результат. Они реалистичны, активны, инициативны, стремятся к участию в руководстве организацией, берут на себя разные общественные поручения.
Творцы — это креативные личности, интеллектуалы, предпочитающие эвристические формы работы. Они ищут интересные приемы, подходы, стремясь модернизировать учебный процесс. Творцы способны выдвигать идеи и реализовывать их, но непросто уживаются в коллективе, так как излишне критичны и самокритичны.
Пунктуалы, скорее всего, педанты-аккуратисты, которые особенно ценят комфортность работы, ее своевременное начало и завершение, четкость и спланированность действий руководства.
Хранители традиций чувствуют себя наставниками, неформальными лидерами. Находясь несколько в стороне от привычной суеты, мэтры владеют механизмом влияния на начальство, формируют общественное мнение и определяют судьбоносные решения.
В любом педагогическом коллективе работают педагоги, для которых в тот или иной момент актуальны потребности разного уровня (разная мотивация). Это зависит от возраста, образования, опыта работы, характеристик личности воспитателя, социально-психологических условий труда.
Теперь зачитайте, что у вас получилось какие мотивы связаны с вашей работай?
Вкратце расскажу о способах мотивации:
Экономические способы мотивации
Наиболее реалистичны малозатратные разовые варианты, которые выполняют больше психологическую задачу и могут оказаться полезными на некоторое время. Они ни к чему не обязывают и могут применяться в отношении всех членов коллектива.
Интеллектуально-творческие способы мотивации
Это способы мотивации творческих кадров, способствующие их образовательному и профессиональному росту, в том числе карьерному. Данные подходы востребованы в работе с активными профессионалами, креативными личностями. Даже разовое использование такой мотивации может быть полезно. Оно необходимо одаренному педагогу для дальнейшего саморазвития.
Среди таких приемов выделяют:
доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой выполненной работы, устная похвала после посещения (занятия) или мероприятия;
Сюда относят способы мотивации, позволяющие экономить время специалиста или распределять его более эффективно. Эти приемы окажутся близки пунктуалам, желающим оптимизировать свое пребывание на работе.
Данное стремление, прежде всего, связано с семьей (строительство семейного гнезда, воспитание детей, уход за больными родственниками, а также может быть вызвано занятостью на другой работе, общественной деятельностью, наличием любимого увлечения и проч.
дополнительные отгулы (в течение года или к отпуску);
удобный график отпуска, а также его непрерывность;
наиболее компактный (без окон) график работы;
методические часы и дни;
возможность выбора учебной нагрузки.
Данные методы призваны повышать роль педагога в коллективе. Они особенно ценны для хранителей традиций образовательного учреждения.В их число входят:
оказание административной помощи в разрешении конфликтных ситуаций (между педагогами или родителями учащихся);
публичная похвала на совещании или педсовете;
вынесение благодарности в приказе;
представление к грамоте или званию;
помещение фотографии на стенд типа «Лидеры в образовании»;
признание успехов детей (организация выставки работ учащихся, концерта творческого коллектива, выступления спортивной команды и т. п.);
выражение признательности со стороны детей и их родителей.
Используя данные способы в отдельности и интегрируя их, а также используя индивидуальный подход к каждому педагогу, можно достигнуть высокого качественного результата.
Рассказ «Моя работа».
Участники составляют письменный рассказ о своей работе в произвольной форме, но важно,чтобы в рассказе были ответы на следующие вопросы:
• Имею ли я четкую картину о своей работе и ее целях?
• Что нужно делать, чтобы достичь высоких результатов в профессиональной деятельности?
• Помогает ли мне работа в достижении других жизненных целей?
• Каковы мои цели (ближние и дальние) продвижения по службе?
• Какую работу я хочу выполнять через 10лет?
• Есть ли у меня энтузиазм и стремление к работе?
• Что является для меня ведущим мотивом профессиональной деятельности в настоящее время?
• Каковы сильные и слабые стороны моих мотивов профессиональной деятельности?
В конце занятия проходит обсуждение тех сложностей, которые возникли у участников тренинга в ходе составления рассказа. При желании участники предоставляют свой рассказ на общее обсуждение.
Игровая мотивация в виде модели-загадки к занятию по теме «Птицы» Использование на занятиях загадок-моделей помогает детям понять смысл предстоящего задания, развивает логическое мышление,воображение,помогает.
Конспект совместной деятельности педагога и детей средней группы (ООД) по изобразительной деятельности «Одуванчик» Возрастная группа: средняя Вид (разновидности) деятельности детей: изобразительная (предметная аппликация) познавательно-исследовательская.
Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.
Консультация для воспитателей «Этикет в деятельности педагога» Этикет можно разделить на виды. Виды этикета характеризуют особенности поведения людей в различных социальных группах Можно выделить различные.
Консультация «Культура речи педагога ДОУ» «Культура речи педагога» Сегодня мы поговорим о культуре речи педагога. Что такое речь? Речь — исторически сложившаяся форма общения людей,.
Консультация педагога-наставника «Подготовка и проведение ИОС по развитию речи» Для успешной организации ИОС требуется тщательная предварительная подготовка. Прежде всего, важно определить задачи, содержание и место.
Консультация педагога-психолога «Психологические основы изобразительной деятельности дошкольников» Консультация педагога-психолога МКДОУ №3 Сидоренко В. И. для педагогов ДОО Психологические основы изобразительной деятельности дошкольников.
Мотивация для сюжетно-ролевой игры в старшем возрасте Из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский.
Мотивация к обучению в школе. Ребенок 6-7 лет переживает ответственный период – подготовка к обучению в школе. В этом возрасте дети уже много знают и умеют, но им хочется.
Статья на тему » Мотивация педагога как эффективный показатель образовательной деятельности»
Мотивация педагога как эффективный показатель образовательной деятельности
На сегодняшний день остро стоит вопрос повышения профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни. На фоне повышенного внимания к этой проблеме особую актуальность приобретает также вопрос об устойчивой мотивации профессионального развития педагогов. Именно поэтому необходимо определить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших учителей и пополнения образовательных учреждений новым поколением педагогов, способных работать в кризисных условиях. Важно побудить педагогических работников к продуктивной деятельности, создавая условия для удовлетворения их мотивов и потребностей.
Для того чтобы плавно перейти к осмыслению проблемы, раскроем сущность «мотивации» в контексте педагогики. По мнению исследователей Бордовской Н, Реан А., мотивация – это ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности.
В настоящее время для объяснения мотивации педагога широко привлекаются общепсихологические теории. В качестве примера можно привести широко известную пирамиду потребностей А. Маслоу.
Он выделил пять качественно разных групп человеческих потребностей:
— физиологические потребности (еда, вода, жилье, отдых, сексуальные потребности);
— потребности в безопасности и стабильности (потребность в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем);
— социальные потребности (принадлежность к социальной группе (семья, друзья, коллеги по работе и т.д.), чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности, поддержки);
— потребности в общественном признании (потребности в самоуважении, признании и уважении со стороны окружающих);
— потребности самовыражения (потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности).
Также не менее интересен опыт отечественного исследователя Митрофанова К.Г, считающего, что мотивация педагога развивается поэтапно. В начале своей профессиональной деятельности основным мотивом педагога является стремление к самоутверждению, признанию со стороны учеников, коллег, родителей. Затем акцент переносится на содержание воспитания и обучения. Учитель активно овладевает преподаваемым материалом, занимается конструированием отдельных уроков и учебных курсов, что приводит к повышению его интереса к способам педагогической работы. Впоследствии начинают преобладать интересы к пониманию и развитию школьника, его личности и поведения.
По мере работы учителя, приобретения им своего опыта педагогической деятельности у него складывается интерес к работе с детьми определённого возраста, происходит осознание важности, значимости своего труда для общества, появляется интерес к развитию своих педагогических способностей.
Таким образом, профессиональное развитие педагогов в школе может проходить под влиянием педагогической среды, педагогического коллектива и профессиональной деятельности его членов. Однако результаты такого развития будут складываться стихийно, под влиянием самых разнообразных факторов. И если мы хотим получить эти результаты, нужна целенаправленная работа, то есть необходимо управление профессиональным развитием.
Рассмотрим мотивацию педагогов через влияние педагогической среды, а именно, через условную классификацию.
Молодые специалисты часто готовы работать за скромный оклад, на небольшой нагрузке ради получения опыта и соответствующей квалификации. Они достаточно инертны, пассивны в делах коллектива, стремятся впитывать, усваивать, а не влиять. Юные работники не умеют планировать, прогнозировать свою работу, определять конечный результат. Их сверхзадача — справиться с возложенными должностными обязанностями. Однако пройдет год-два — и все поменяется.
Профессионалы – высококлассные специалисты, работающие. прежде всего, на результат. Они реалистичны, активны, инициативны, стремятся к участию в руководстве организацией, берут на себя разные общественные поручения.
Творцы – это креативные личности, интеллектуалы, предпочитающие эвристические формы работы. Они ищут интересные приемы, подходы, стремясь модернизировать учебный процесс. Творцы способны выдвигать идеи и реализовывать их, но непросто уживаются в коллективе, так как излишне критичны и самокритичны.
Пунктуалы, скорее всего, педанты-аккуратисты, которые особенно ценят комфортность работы, ее своевременное начало и завершение, четкость и спланированность действий руководства.
Хранители традиций чувствуют себя наставниками, неформальными лидерами. Находясь несколько в стороне от привычной суеты, мэтры владеют механизмом влияния на начальство, формируют общественное мнение и определяют порой важные решения.
Интересна двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга.
Все факторы, влияющие на поведение человека, можно разделить на две группы:
— вызывающие неудовлетворенность работника своим трудом (гигиенические факторы). Достойные условия работы, своевременная заработная плата, и др.;
— влияющие на повышение эффективности работы (мотивирующие). Например: увеличение оклада, социальная поддержка и др.
Тем не менее в менеджменте выделяют 7 способов поддержания мотивации.
1) Деньги. Их стимулирующая роль особенно значима, если выплачивают их своим педагогам за выполнение работы и получение конкретных результатов, а не за количество времени, проведенного на рабочем месте.
2) Одобрение. Это еще более мощный способ вознаграждения, чем деньги. Все люди положительно реагируют, если чувствуют, что их труд ценят, а мнение уважают.
3) Вознаграждение свободным временем. Такой метод работает для людей, работающих по свободному расписанию. Он заключается в том, что сотрудник, который справляется с работой раньше отведенного срока, может уделять больше времени своей семье. Это приучает рационально использовать рабочее время и не тратить его впустую.
4)Взаимопонимание и проявление интереса к работнику. Данный способ вознаграждения наиболее значим для эффективных сотрудников-профессионалов. Такой контакт требует от руководителей хорошего неформального контакта со своими подчиненными, а также знания того, что их волнует и интересует.
5)Продвижение по служебной лестнице и личностный рост.
6) Предоставление самостоятельности и возможность заниматься любимым делом. Этот способ применим к работникам, которые стремятся стать профессионалами и могут выполнять работу качественно, с большой отдачей не находясь под прессом контроля.
7) Призы. Этот способ вознаграждения наиболее эффективен, когда вручают подарок работнику в присутствии его коллег.
На современном этапе материальное стимулирование остается одним из основных средств мотивации.
За добросовестное выполнение трудовых обязанностей, новаторство, участие в экспериментальной работе и другие достижения применяются следующие поощрения:
— награждение ценным подарком;
— надбавки за качественную работу;
— оплата аренды за квартиру;
— вознаграждение за инновации;
— награждение почетной грамотой.
Поощрения применяются администрацией совместно или по согласованию с советом образовательного учреждения.
Перестройка мотивации коллектива позволит форсировать процесс реализации нововведений, поможет улучшить качество образования, более эффективно использовать возможности педагогов, работающих, как одна сплоченная команда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству // М., 1990.
http://works.tarefer.ru/64/100254/index.html. Мотивация педагогической деятельности.
Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе // Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2009, 448 с.
Доклад «Мотивация педагогической деятельности»
Давлетова Розалия Рашитовна, преподаватель ПЦК «Теория музыки»
Якутского музыкального колледжа (училища) им. М.Н. Жиркова,
отличник культуры РС (Я)
Доклад на тему «Мотивация педагогической деятельности», в рамках Педагогических чтений на тему «Работа над музыкальным произведением в процессе подготовки к исполнению»:
Данный доклад ставит перед собой следующие задачи: р аскрыть понятие и структуру педагогической деятельности и дать определение понятию «Мотивация».
По определению, Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, имеющий целенаправленный характер и направленный на передачу от старших поколений к младшим всего богатства накопленных человечеством знаний, материальной и духовной культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. В широком смысле педагогическая деятельность направлена на выполнение вечной социальной функции, состоящей из передачи и трансляции накопленного человеческого опыта будущим взрослым. Исходя из этого, педагогическая деятельность выступает как особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.
По мере развития общество шагнуло от «обучения в контакте», когда дети учились в общении со старшими, подражая и следуя им во всем. Претерпев значительные изменения в целях, содержании и формах образования, сформировались социальные институты, основное назначение которых – организация педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой другой вид человеческой деятельности – это целеположенность, мотивированность, предметность.
Структура педагогической деятельности
Субъект деятельности (педагог)
Объект – субъект деятельности (студенты)
В структуру педагогической деятельности входит – цель деятельности, субъект деятельности, роль которого выполняет педагог, объект деятельности (студенты), способы, содержание и результат деятельности.
Субъектами педагогической деятельности являются не только преподаватели, но и родители, общество – т.е. социальная среда (государство, нация, религиозные конфессии, общественные организации и политические партии), в которой осуществляется педагогическое воздействие на людей, а также руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы.
В случае, когда субъектом педагогической деятельности является педагог, она приобретает профессиональный характер, в остальных же случаях педагогическая деятельность является общепедагогической, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям. Каждый человек за свою жизнь много раз побывает и в роли ученика, и в роли преподавателя (наставника). Поэтому профессия педагога является одной из древнейших в мире. А в настоящее время педагогами принято называть людей, имеющих соответствующую подготовку и профессионально занимающихся педагогической деятельностью.
Объектами педагогической деятельности выступают учащиеся и студенты, то есть люди, на обучение, воспитание и личностное развитие которых направлен учебно-воспитательный процесс, и их группы с присущими им индивидуально- и социально-психологическими особенностями. Характерной особенностью педагогической деятельности является то, что ее объекты выступают одновременно и ее субъектами.
Целью педагогической деятельности как одной из системообразующих ее характеристик выступает развитие личности человека в гармонии с самой собой, с природой и социумом. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.
Цели педагогической деятельности представляют собой динамическое явление и имеют сложную иерархическую структуру.
Одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. Этот термин производный от слова «мотив» (побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, осознаваемая причина, при которой обусловлен выбор действий и поступков). В качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, идеи, чувства, представления и переживания – словом, все то, в чем нашла воплощение потребность.
Понятие «мотивация» одни ученые трактуют как «совокупность стойких мотив, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение» (Конюхов Н.И. (Николай Игнатьевич – доктор психологических наук, профессор) «Словарь – справочник по психологии»), а другие считают мотивацией процесс действия мотивов; совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации, определяющая ее деятельность и формирующаяся в процессе воспитания (Платонов К.К. (Константин Константинович – отечественный психолог) «Краткий словарь системы психологических понятий»). В качестве мотивационных ориентиров здесь могут выступать внешние мотивы (например, мотив достижения) и внутренние мотивы (ориентация на процесс и результат своей деятельности).
К внешним мотивам относятся:
Престижность работы в определенном образовательном учреждении;
Адекватность оплаты труда, соотнесенная с мотивами личностного и профессионального роста;
Вместе с тем в педагогической деятельности, основным содержанием которой является взаимодействие преподавателя и учащегося, может проявиться такая ориентация, как доминирование, или мотив власти.
Один из исследователей педагогической способностей, Аминов Николай Александрович, ссылаясь на мнение американского психолога Генри Александра Мюррея, который определил мотив власти как потребность в доминировании, выделил основные признаки потребности в доминировании и соответствующие ей действия.
Признаки, или эффекты доминирования проявляются в следующих желаниях:
Контролировать свое социальное окружение;
Посредством обольщения, совета, убеждения или приказания воздействовать на поведение других людей и направлять его;
Побуждать других поступать в соответствии со своими потребностями и чувствами;
Добиваться их сотрудничества;
Убеждать других в правоте.
За этими желаниями могут последовать действия, которые представлены группами:
Склонять, вести, убеждать, уговаривать, регулировать, организовывать, руководить, управлять, надзирать.
Подчинять, править, властвовать, попирать, диктовать условия, судить, устанавливать законы, вводить нормы, составлять правила поведения, принимать решения.
Запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, наказывать, лишать свободы.
Очаровывать, покорять, заставлять прислушиваться к себе, приобретать подражателей, устанавливать моду (Психологический профотбор на педагогические специальности)
Он же приводит разновидности мотива власти:
Анализируя подход к мотиву власти, Аминов отметил, что Дэвид Кларенс Макклелланд (американский психолог, автор теории потребностей, разработчик новой методики оценки для тематического апперцептивного теста, профессор психологии) выделил 4 стадии развития мотивированности властью и интерпретировал каждую из них в конспекте возрастного развития:
Последняя стадия представляет больший интерес. В мотивационной основе выбора педагогической деятельности мотив власти всегда ориентирован на благо других (помощь через знания). Это важно для прогноза успешности педагогической деятельности. Под оказанием помощи (альтруистическом или просоциальном поведении) могут пониматься любые целенаправленные на благополучие других людей действия.
Однако есть и другая точка зрения – авторы учебного пособия «Педагогика» под редакцией Пидкасистого П.И. (Павел Иванович – доктор педагогических наук, профессор) считают, что доминирующим мотивом педагогической деятельности является забота о счастье ребенка, входящего в этот противоречивый мир, горячее желание содействовать счастливому проживанию детства и гуманистическое отношение к человеку. Такого характера мотивация помогает педагогу преодолевать многие препятствия профессионального и социального плана.
Мотивационно-потребительностная сфера деятельности педагога может быть проинтерпретирована в терминах его центрации (особым образом построенное простое взаимодействие преподавателя и учащегося, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека, одинаковости переживаний и поведения), по Александру Борисовичу Орлову. Центрация трактуется одновременно как результат личностного роста преподавателя и учащихся, развития их общения, творчества, субъективного (личностного) роста в целом.
Основные центрации по Орлову, доминирующие в целом или в конкретных ситуациях:
Эгоистическая – центрация на интересах своего «Я»
Бюрокрастическая – центрация на интересах администрации, руководителей
Конфликтная – центрация на интересах коллег
Авторитетная – центрация на интересах, запросах родителей учащихся
Познавательная – центрация на требованиях средств обучения и воспитания
Альтруистическая – центрация на интересах (потребностях) учащихся
Гуманистическая – центрация учителя на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей (администрация, коллег, родителей, учащихся)
Именно гуманистическая центрация противостоит первым шести типам центрации, отражающим реальность традиционного обучения.
Г.Ф. Павлюком и Виталием Александровичем Сластениным ( российский учёный в области педагогики, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук ) были составлены Показания и противопоказания к педагогической профессии:
ПОКАЗАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
Любовь к детям, умение понимать их потребности и интересы.
Умение правильно понимать и объяснять особенности поведения людей в конкретных: жизненных обстоятельствах, вычислять типичное в характере человека.
Способность ориентироваться в изменяющихся условиях.
Многосторонность общих познавательных интересов.
Целеустремленность, готовность к волевым усилиям на пути к достижению цели.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
Равнодушное отношение к детям.
Низкий интеллектуальный уровень знаний.
Безволие, отсутствие целеустремлённости, собранности, инициативы, находчивости, выдержки.
Наличие некоторых признаков психического заболевания.
Выраженные дефекты речи и слуха.
Профессия педагога-музыканта сочетает в себе разностороннюю деятельность, которая включает умения и навыки педагогической, воспитательной организаторской, просветительской, методической, исполнительской работы. Названные направления в деятельности педагога-музыканта в совокупности, тесным образом, связаны с музыкально-исполнительскими умениями и навыками в решении специфических задач, ориентированных на формирование музыкальной культуры учащихся посредством познания музыкального искусства.
Именно музыкальное искусство в значительной мере стимулирует и поддерживает стремление личности к преобразованию себя (чувств, мыслей, поступков), других людей по «законам красоты». Наряду с этим очень тесно связано понятие «творчество», которое в большинстве работ ученых-психологов рассматривается как необходимое условие для формирования личности, что связано с развитием его творческого мышления, воображения, совершенствования ее профессионального мастерства.
Наталья Эдуардовна Тараканова (руководителя Центр эстетического воспитания детей «МОЦАРТ» в г. Москве – статья «Развитие «эйфорической» мотивации в музыкально-педагогической практике») вводит новое понятие «эйфорическая» мотивация, что обозначает мотивационный конструкт, обусловленный потребностью в возобновлении переживания особого состояния сознания, характеризующегося наслаждением процессом музыкальной деятельности и интегрирующего все задействованные в ней психические процессы, способности и умения.
Развитие какой-либо положительной мотивации – по существу, формирование самой личности. Это процесс длительный и сложный. Особенно непростой видится задача по развитию «эйфорической» мотивации, тесно связанной с такими загадочными понятиями, как вдохновение, счастье.
Данный феномен автор обозначил как «эйфорическая» мотивация, потому что многими музыкантами в интервью переживания такого рода назывались эйфорией, вдохновением, экстазом. В таких состояниях человек чувствует себя сильным и деятельным, ясно видит перспективу дела, ощущает избыток сил, уверен в себе.
Наталья Эдуардовна провела исследование и доказала, что «эйфорическая» мотивация является самостоятельным и специфическим мотивационным компонентом музыкальной одаренности.
В музыкальной педагогике многие исследователи (Л.Л. Бочкарев, В.И. Петрушин, Г.М. Цыпин и др.) указывают на то, что существуют основополагающие нормы и правила творческой работы. И трудности, «муки творчества», чаще всего возникают потому, что эти правила попираются. Для того чтобы процесс творчества шел как можно более успешно и комфортно, музыкантам всех возрастов необходимо достичь оптимального творческого состояния. Автор выделила следующие признаки такого состояния:
– полная поглощенность музыкальной деятельностью, в противовес разрушающей оптимальное творческое состояние поглощенности своей персоной;
– сосредоточенность на самом процессе творчества, а не на будущих его результатах;
– чувства радости, наслаждения, эйфории от музыкальной деятельности, которые сопровождают и одновременно мотивируют музыкантов к возобновлению и продолжению музыкальной деятельности.
Все признаки оптимального творческого состояния взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга. Признаки этого состояния являются одновременно и необходимыми условиями для его достижения. Обучая юных музыкантов определенным способам достижения оптимального творческого состояния в музыкальной деятельности, возможно путем косвенного педагогического воздействия развивать «эйфорическую» мотивацию.
Для развития «эйфорической» мотивации ею предложены психолого-педагогические методы:
Метод метафорического преобразования (от греч. metaphora – перенесение, образ) представляет собой метод-диалог учащегося и преподавателя и заключается в подборе и сочинении метафор, меняющих отношение к процессу музыкальной деятельности через актуализацию положительного опыта сознания.
Метод мультиплицирования (от англ. multiply – умножать, преумножать) опирается на традиции различных духовных практик. Основной целью метода мультиплицирования является пробуждение скрытых возможностей юного музыканта путем поощрения осознания своих состояний творческого подъема, вдохновения, преумножение этих состояний и способствование продвижению учащегося по пути самоактуализации.
В основе данного метода лежит идея, которая состоит в том, что достижение сложной цели возможно лишь при разделении ее на более мелкие цели – последовательность шагов, при этом каждый последующий шаг должен умножать достижения предыдущего. Последовательное преумножение элементов опыта достижения состояний творческого подъема осуществляется путем применения определенных техник («расширение осознания», «якорение», «реконструкция ощущений»).
Таким образом, условиями эффективного развития «эйфорической» мотивации в музыкально-педагогической практике являются:
подбор музыкального репертуара;
педагогическое воздействие личности преподавателя;
использование психолого-педагогических методов – мультиплицирование, метафорическое преобразование и аутотренинг.
И в завершении мне хотелось бы отметить, что современные требования к преподавателю-профессионалу – это наличие педагогических способностей. А педагогические способности, по мнению ученых, это качество личности, интегрировано выражающееся в склонности к работе с обучаемыми, получении удовольствия от общения с ними.
Можно выделить следующие педагогические способности:
Коммуникативные – проявляются в умении преподавателя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.
Дидактические – конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных процессов и духовных потребностей студентов, повышать учебно-познавательную активность и т.п.
Организаторские – проявляются в умении преподавателя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т.п.
Персептивные – проявляются в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.
Научно- познавательные – сводятся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.
Исследовательские – проявляются в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
Суггестивные – заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.
Педагогические способности (талант, призвание, задатки) мы должны принять важной предпосылкой успешного овладения педагогической профессией, но не решающим профессиональным качеством.
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань: изд-во Казанского университета, 1996. – 567 с.
Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. – М., ИПРАН, 1997.
Тараканова Н. Э. Педагогические условия развития мотивационной сферы личности музыкально одаренных подростков : дис. канд. пед. наук. – М., 2003.