В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена

Презентация к уроку литературы «Н.М.Карамзин. Сиерра-Морена»

В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена. presentation bg. В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена фото. В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена-presentation bg. картинка В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена. картинка presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Н.М.Карамзин. «Сиерра-Морена» – яркий образец лирической прозы русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества.

Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории. В.Г.Белинский

Сентиментализм Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. От англ. SENTIMENTAL – чувствительный. «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский.)

Романтизм Художественное направление (течение) появилось в Западной Европе в конце XVIII века. создание исключительного героя и исключительных обстоятельств. «конфликт личности с действительностью, обществом и мечтой, желанием.

«Таинственными» в литературоведении принято называть произведения Н.М. Карамзина «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена» (1793), которые, по общему мнению, стоят особняком в творчестве писателя. От остальных произведений их отличает особая атмосфера загадочности.

Новелла – это малый повествовательный жанр, размер которого сопоставим с рассказом. В новелле повествуется об одном единственном событии, на котором основано произведение.

Готический роман — произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения).

Главная героиня, Эльвира. думает, что ее жених умер. Она нарушает клятву, данную ранее, и решается на брак с другим мужчиной (герой-рассказчик). Во время этой свадьбы неожиданно появляется Алонзо. Героиня считает, что это возмездие за преступную страсть. Непредсказуемость чувств показывают взаимосвязь героев и таинственных, «роковых» сил, познать которые они не в силах и которые ведут персонажей новеллы к погибели.

Язык Карамзина очень ярок и необычен. Писатель смело работает с синтаксисом. Он свободно употребляет в своем творчестве простые, бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, синтаксические обороты.

Новелла «Сиерра – Морена» богата художественными тропами. Карамзин использует эпитеты: «гордые пальмы», «величественный Гвадальквивир», «бурное стремление»; метафоры: «свирепствовало пламя любви», «слова на устах замирали», «каменные горы распадаются от силы огненного вещества, в их недрах заключенного». Так же очень выразительно описаны природные явления: «сильные ветры волновали и крутили воздух», «багряные молнии вились на черном небе».

Любовь ломает судьбы героев, их жизни, лишает их счастья.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Ответить на проблемный вопрос «Что такое судьба и какова ее роль в жизни людей? Прочитать один из рассказов Л.Н. Толстого «Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» (по выбору)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена. a loader. В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена фото. В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена-a loader. картинка В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена. картинка a loader

Номер материала: ДБ-957530

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена. 12ca 000988a9 e32712b1. В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена фото. В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена-12ca 000988a9 e32712b1. картинка В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена. картинка 12ca 000988a9 e32712b1

В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена. placeholder. В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена фото. В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена-placeholder. картинка В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена. картинка placeholder

Дополнительные занятия по изучению культуры чеченского народа появятся в школах Чечни

Время чтения: 1 минута

В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена. placeholder. В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена фото. В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена-placeholder. картинка В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена. картинка placeholder

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена. placeholder. В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена фото. В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена-placeholder. картинка В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена. картинка placeholder

В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери

Время чтения: 2 минуты

В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена. placeholder. В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена фото. В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена-placeholder. картинка В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена. картинка placeholder

Минобрнауки планирует учредить стипендию для студентов-философов

Время чтения: 2 минуты

В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена. placeholder. В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена фото. В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена-placeholder. картинка В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена. картинка placeholder

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена. placeholder. В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена фото. В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена-placeholder. картинка В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена. картинка placeholder

Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Передо мной эпическое произведение – новелла. Новелла – это малый повествовательный жанр, размер которого сопоставим с рассказом. В новелле повествуется об одном единственном событии, на котором основано произведение.

Такой жанр, как новелла появился намного раньше рассказа. Прообразом новеллы являются многочисленные фольклорные произведения: сказки, басни, средневековые анекдоты.

Как самостоятельный жанр литературная новелла сформировалась в Италии (самым ярким примером одной из самых первых новелл эпохи ренессанса является «Декамерон» Дж. Боккаччо), потом в Англии, Испании, Франции.

Предложенная для анализа новелла «Сиерра – Морена» была написана Николаем Михайловичем Карамзиным. Он талантливый и известный русский литератор, исторический деятель, издатель.

Коснемся сюжета самого произведения. Главная героиня думает, что ее жених умер. Эльвира нарушает клятву, данную ранее, и решается на брак с другим мужчиной. Во время свадьбы Эльвиры неожиданно появляется Алонзо. Героиня считает, что это возмездие за преступную страсть. Карамзина интересует необычные, неожиданные повороты жизней героев. Новеллистическая острота, напряженность описываются автором. Непредсказуемость чувств показывают взаимосвязь героев и таинственных, «роковых» сил, познать которые они не в силах и которые ведут персонажей новеллы к погибели.

Язык Карамзина очень ярок и необычен. Писатель смело работает с синтаксисом. Он свободно употребляет в своем творчестве простые, бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, синтаксические обороты. Что же касается художественных троп, то новелла «Сиерра – Морена» богата ими. Карамзин использует эпитеты: «гордые пальмы», «величественный Гвадальквивир», «бурное стремление»; метафоры: «свирепствовало пламя любви», «слова на устах замирали», «каменные горы распадаются от силы огненного вещества, в их недрах заключенного». Так же очень выразительно описаны природные явления: «сильные ветры волновали и крутили воздух», «багряные молнии вились на черном небе».

Я уверена, что это произведение никого не оставит равнодушным. Автор заставляет читателя задуматься о «вечных вопросах». Что такое судьба? Какова ее роль о в жизни людей? Существует ли «всевышняя сила» или «божья кара» в реальном мире?

Творчество Николая Михайловича Карамзина бесценно. Будучи литератором, он открыл философскую лирику и многие другие прозаические жанры, которые стали популярны среди русских литераторов того времени. Я рада, что есть такие писатели, которые помогают посмотреть на мир по-новому.

Источник

В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена

В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена. analiz novelly sierra morena. В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена фото. В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена-analiz novelly sierra morena. картинка В чем заключается мотив вселенского одиночества сиерра морена. картинка analiz novelly sierra morena

Передо мной эпическое произведение – новелла. Новелла – это малый повествовательный жанр, размер которого сопоставим с рассказом. В новелле повествуется об одном единственном событии, на котором основано произведение.

Такой жанр, как новелла появился намного раньше рассказа. Прообразом новеллы являются многочисленные фольклорные произведения: сказки, басни, средневековые анекдоты.

Как самостоятельный жанр литературная новелла сформировалась в Италии (самым ярким примером одной из самых первых новелл эпохи ренессанса является «Декамерон» Дж. Боккаччо), потом в Англии, Испании, Франции.

Предложенная для анализа новелла «Сиерра – Морена» была написана Николаем Михайловичем Карамзиным. Он талантливый и известный русский литератор, исторический деятель, издатель.

Коснемся сюжета самого произведения. Главная героиня думает, что ее жених умер. Эльвира нарушает клятву, данную ранее, и решается на брак с другим мужчиной. Во время свадьбы Эльвиры неожиданно появляется Алонзо. Героиня считает, что это возмездие за преступную страсть. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Карамзина интересует необычные, неожиданные повороты жизней героев. Новеллистическая острота, напряженность описываются автором. Непредсказуемость чувств показывают взаимосвязь героев и таинственных, «роковых» сил, познать которые они не в силах и которые ведут персонажей новеллы к погибели.

Язык Карамзина очень ярок и необычен. Писатель смело работает с синтаксисом. Он свободно употребляет в своем творчестве простые, бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, синтаксические обороты. Что же касается художественных троп, то новелла «Сиерра – Морена» богата ими. Карамзин использует эпитеты: «гордые пальмы», «величественный Гвадальквивир», «бурное стремление»; метафоры: «свирепствовало пламя любви», «слова на устах замирали», «каменные горы распадаются от силы огненного вещества, в их недрах заключенного». Так же очень выразительно описаны природные явления: «сильные ветры волновали и крутили воздух», «багряные молнии вились на черном небе».

Я уверена, что это произведение никого не оставит равнодушным. Автор заставляет читателя задуматься о «вечных вопросах». Что такое судьба? Какова ее роль о в жизни людей? Существует ли «всевышняя сила» или «божья кара» в реальном мире?

Творчество Николая Михайловича Карамзина бесценно. Будучи литератором, он открыл философскую лирику и многие другие прозаические жанры, которые стали популярны среди русских литераторов того времени. Я рада, что есть такие писатели, которые помогают посмотреть на мир по-новому.

Источник

Готическая литература, роман, новелла. Карамзин Сиерра-Морена. (Карамзин Н. М.)

С конца XVIII века жанровые признаки новеллы проявляются в ином, отличном от авантюрной прозы, типе повествования. Это — готическая литература, или литература ужасов. В Россию она проникает с романами А. Радклиф, М. Гр. Льюиса, находит здесь многочисленных поклонников и подражателей.

Разбойники и подземелья,

С полдюжины на башне сов;

Луна чуть светит сквозь ущелья;

Вдали шум ветра, вой волков;

Во сне моим героям снятся

Дракон в огне, летящий гриф,

Страх, ужас вслед за ними мчатся.

Вот вам роман a la Radcliff.

Так определил основные мотивы и штампы готической литературы Орест Сомов в пародии «План романа a la Radcliff (1816). Готический роман, готическая новелла — предвестие зарождающегося романтизма. Вере в человеческий разум начинает противостоять мысль об иррациональности и непостижимости человеческого бытия. Так, история мнимого мертвеца, столь комично описанная Чулковым в «Скупом и воре», предстает в абсолютно противоположном смысловом наполнении у Карамзина в его предромантической новелле «Сиерра-Морена».

Ее главная героиня, Эльвира, думая, что ее жених Алонзо погиб, нарушает клятву верности и дает согласие на брак с другим. Неожиданное, как и полагается в новелле, появление Алонзо в момент свадьбы Эльзиры воспринимается ею как возмездие рока за преступную страсть. Однако автора интересует не столько неожиданная смена событий, сколько иррациональные, непредсказуемые повороты чувств героев. Так, пылая любовью к Эльвире, герой может «мучиться» и одновременно «наслаждаться», а на лице Эльвиры «знаки страха, сомнения, скорби» парадоксально сочетаются с выражением «нежной томности». Новеллистическая острота, напряженность переносятся Карамзиным во внутренний, психологический план. Непредсказуемые повороты чувства отражают зависимость героев от каких-то таинственных, «роковых» сил, познать которые им не дано и которые с фатальной неизбежностью влекут героев к гибели. Мотив вселенского одиночества, в котором нетрудно угадать настроения будущих романтических поэм Байрона и Лермонтова, завершает повествование.

В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Исследовательская работа учащегося по литературе 18в.

Уважаемые коллеги, представляю вам исследовательскую работу ученицы 9 класса по литературе. Доклад был преставлен на научных конференциях школьников муниципального и федерального уровней. Как правило, тему бывает выбрать очень непросто. Мы решили взять малоизвестные произведения Н.М.Карамзина и рассмотреть их с точки зрения готических традиций.

Исследовательская работа учащегося

Мотивы готического романа в произведениях Н. М. Карамзина «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена»

1) Понятие готического романа.

2) Мотивы готического романа в повести Н.М. Карамзина «Остров Борнгольм» и элегическом отрывке «Сиерра-Морена».

3. Заключение. Выводы.

Введение. Цели и задачи исследования

Основным жанром стал готический роман – произведение мистического толка, героями которого чаще всего являются либо призраки и вампиры, либо мрачные люди с загадочным и мистическим прошлым и не менее темным настоящим, либо монахи, мистики. Действие, как правило, происходило в готическом мрачном замке, подземелье, пещере. Готику часто называют черным романтизмом, что, возможно, связано с ее непосредственной близостью к предромантизму. Реставрация старины, обращение к фольклору, мистификации – вот что сближает их.

Чем же объяснить причину популярности готики, как литературного направления? Возможно, это сильное эмоциональное воздействие на читателя, сдвиг завесы непостижимости, стремление познать непознаваемое.

Цель нашей работы –рассмотреть аспекты жанра готического романа в произведениях Н. М. Карамзина «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена».

Данная цель предполагает:

1) рассмотрение необходимых литературоведческих понятий;

2) знакомство с историей возникновения готического романа и его характерными особенностями;

3) определение характерных черт готического романа;

4) выявление элементов готического романа в повести Н.М. Карамзина «Остров Борнгольм» и элегическом отрывке «Сиерра-Морена».

В ходе работы над темой была выдвинута гипотеза: отдельные детали и элементы повести Н.М. Карамзина «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена» являются традиционными для классического жанра готического романа.

1) теоретические – анализ научной и исторической литературы по проблеме исследования;

2)практические –анализ и сопоставление художественных произведений

В первой главе дается обоснование выбора темы, ее актуальность, цели, задачи и методы исследования.

Во второй главе дается определение «готике» как художественному стилю, выясняется значение термина «готический роман», обосновываются его истоки и жанровые особенности.

В третьей главе мы исследуем элементы готического романа в повести Н.М. Карамзина «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена».

В ходе исследования было рассмотрено теоретическое содержание терминов «готика», «готический роман» и определены его характерные черты.

2.Основная часть. Мотивы готической литературы в повестях Н. Карамзина «Остров Борнгольм» и «Сиерра- Морена».

Готическая литература сложилась на фоне интереса к рыцарской культуре с ориентацией на рыцарский роман.

Готический роман — произведение, основанное на приятном ощущении ужаса читателя, в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики. С 1765 по 1850 год готический роман был наиболее читаемым в Европе.

Позже выражение «готика» стало синонимом «варварства» Под «готикой» подразумевался конец цивилизации и наступление Тёмного Средневековья, целых столетий упадка культуры и морали.

С наступлением эпохи романтизма Европу охватывает всеобщая мода на готику. Готические мотивы появляются в архитектуре – аристократия непременно хочет жить в мрачных тёмных замках с островерхими башнями и стрельчатыми окнами. В ресторанах и отелях больших городов были готические столовые и готические гостиные, и люди хотели, чтобы всё здание было готическим – с подземельями, зубчатыми стенами и подъёмными мостами.

Европейская готика начала девятнадцатого века была напрямую связана с романтизмом. Но его смысл сильно отличался от его современного значения. «Романтика» прежде всего, подразумевала страсть, причём не только любовь, но и ненависть, месть и злодеяния.

Особенности готического романа

Готический роман имеет следующие отличительные черты :

1 . Сюжет строится вокруг тайны – например, чьего-то исчезновения, неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства. Раскрытие тайны откладывается до самого финала.

2. Повествование окутано атмосферой страха и ужаса и разворачивается в виде непрерывных серии угроз безопасности и чести героя и героини .

3. Мрачное и зловещее место действия . В большинстве готических романов это древний, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь, с темными коридорами, запретными помещениями, запахом тлена и слугами – соглядатаями. Обстановка включает в себя завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдные пустоши, разверстые могилы – словом, все, что способно усилить страх.

5. Сама природа сюжета требует присутствия злодея .

Все эти черты были известны и ранее, но именно в готическом романе они вошли в настолько отчетливое и эффективное сочетание, что произведение, у которого нет хотя бы одной из этих черт, уже нельзя отнести к чистому готическому жанру.

Авторы соблюдают жесткую логику в развитии сюжета, в согласии с которой если добродетель и не всегда торжествует, то порок непременно бывает наказан. В то же время, подчеркивая непознаваемость судьбы и загадочность самой природы человека, готические романисты обращались к фантастике, сверхъестественному, к мистификации обыденного.

Большинство ранних готических романов имело одну фабулу. Злой тиран совершил ужасное преступление и избежал правосудия, но его грехи делали его существование порочным и пустым. Молодые и чистые главные герои прибывают в царство злодея. Ненавидя их чистоту и боясь, что они раскроют его вину, негодяй преследует юных и невинных. По закону жанра, по повороту судьбы и духов молодой герой узнает о преступлении и о своем украденном наследстве.

2) Мотивы готического романа в произведениях Н. М. Карамзина «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена».

«Остров Борнгольм» создается в период напряженных исканий Карамзина — писателя и философа, когда мировоззрение его переживает кризис под влиянием Французской революции . Реальное впечатление для повести — морское путешествие 1790 г., насыщенное новым смыслом и уложенное в рамки определенной литературной традиции. Вместе с тем, оно приобрело некоторые философские обобщения, весьма характерные для Карамзина в то время.

«Остров Борнгольм» начинается тайной- это как бы первая композиционная вершина повести (встреча с гревзендским незнакомцем и его песня). Вторая вершина — описание женщины в темнице. Между ними — сюжетная пустота, заполнить которую должен сам читатель. Предысторию героев мы можем восстановить только по намекам в песне незнакомца. Такое построение рассказа зарождается в романе «тайн и ужасов».

В пейзажные описания «Острова Борнгольма» входит любимая готиками тема «мрачной природы». От «величественных и страшных» картин неизмеримого океана и диких скал Борнгольма мысль автора-рассказчика постоянно движется к «образу хладной, безмолвной вечности» и «тому неописанному творческому могуществу, перед которым все смертное трепетать должно». Такой меланхолический пейзаж такого подводил читателя к мысли о бренности и быстротечности земной жизни и покое после смерти. Как и предшественники романтической поэзии, Карамзин применяет множество аллегорий, и это очень удобно для создания атмосферы страха и таинственности. Предметное описания уже не важно, гораздо важнее ощущение тревоги ожидания. В «Острове Борнгольме» уже с самого начала нет элегической нежности романтизма. Морские ландшафты и описания острова суровы и тревожны. Зловещий характер пейзажа постепенно усиливается и эмоционально готовит читателя к появлению таинственного замка.

Как в «готическом» романе, замку в «Острове Борнгольме» принадлежит важная сюжетная роль. В том, что «готические» романы обычно называются по замку или аббатству, есть своя закономерность. Образ замка окрашивает место действия колоритом «готических суеверий» и нравов, похожих на «средневековые». Замок — символ преступлений и грехов хозяина. Поэтому его описание в «готическом» романе никогда не бывает нейтральным. Оно связывает суеверия, преступления и трагедии, иногда и предсказывает и дальнейшие события. Замок нарисован на фоне мрачного ландшафта, вызывающего дурные предчувствия. Характерная деталь: замок появляется при вечернем освещении, причем поздним вечером, на грани ночи. Это предчувствие ночных ужасов.

Мотив предчувствия настолько широко распространен в «готической» литературе, что можно вполне считать его типичным. Как вариант, встречаются и намеки на предсказание: недобрые приметы или грозные, загадочные явления природы, сопровождающие путешественников при подходе к замку. Это иногда гроза, иногда — сверхъестественные события или «голос молвы», суеверными рассказами местных жителей. Сверхъестественного элемент чрезвычайно важен для «готического» романа.

В полном соответствии с традицией дан и интерьер замка в «Острове Борнгольме». «Везде было мрачно и пусто. В первой зале, окруженной внутри готическою колоннадою, висела лампада, и едва-едва изливала бледный свет на ряды позлащенных столпов, которые от древности начинали разрушаться; в одном месте лежали части карниза, в другом отломки пилястров, в третьем целые упавшие колонны». В «готическом» романе эти описания подготавливают сюжет. У Карамзина их зловещий намек смягчен появлением доброго, на первый взгляд, хозяина. Но это иллюзия. Наоборот, образ старика лишь отодвигает «кульминацию» и усиливает зловещий трагизм атмосферы, который достигает вершины с появлением пророческого сна.

Один из них — мотив «женщины в подземелье». Он не был совершенно нов для Карамзина. В 1782 г. он переводит «Историю герцогини Ч***», новеллу из «Адели и Теодора» Жанлис (1782). Это рассказ о том, как муж герцогини, феодальный тиран, мучимый ревнивыми подозрениями, заточает жену в пещеру в каменной горе, поблизости от замка.

Так Карамзин еще раз подходит непосредственно к традиции «готического» романа.

В. Вацуро говорит о том, что основой для создания «элегического отрывка» послужило произведение «Духовидец» романтика Ф. Шиллера. Как известно, готическая литература оказала сильнейшее влияние на романтизм. Поэтому можно говорить о том, что готические мотивы в «Сиерре-Морене» присутствуют, хотя и косвенно, опосредованно.

Во-первых, Карамзин заимствовал известный бродячий сюжет «муж на свадьбе жены». Но, в отличие от своего предшественника, иначе расставляет акценты. Главный герой, от лица которого ведется повествование, влюблен в Эльвиру, тоскующему по погибшему жениху. Этот ход усиливает психологизм повести. Развязка произведения также принципиально отличается о т традиционного финала. На свадьбе появляется незнакомец. Это сам Алонзо «в черной одежде, с бледным лицом и мрачным видом», с кинжалом в руке; он упрекает Эльвиру в нарушении клятвы и закалывается на ее глазах. Самоубийство Алонзо во имя любви и верности перестало быть актом восстановления попранной справедливости, став актом мщения, свидетельством его мстительной натуры. Портрет этого героя в финальной сцене также наделен готическими чертами. Следствием его было нарушение законов естественного чувства. Новая любовь Эльвиры угасла, и последним плодом ее стала жестокость. «Земля расступилась между нами, — говорит она тому, кто недавно был ее избранником, — и тщетно будешь простирать ко мне руки свои. Бездна разделила нас навеки». И далее: «Увы! Она не хотела проститься со мною. Не хотела, чтобы я в последний раз обнял ее со всею горячностию любви и видел в глазах ее хотя одно сожаление о моей участи!» Мы имеем здесь дело с теми же моральными противоречиями, что и в «Острове Борнгольме». Человеческое бытие трагично и полно психологических парадоксов. «Клятвопреступление» может иметь следствием любовную гармонию, а «справедливость» — противоречить естественным законам. Сама любовь — источник наслаждений — несет в себе зерно страданий и гибели; так же как в «Острове Борнгольме», только Природа, мироздание остается воплощением разумной воли Творца, но приобщение к ней в «Сиерре-Морене» — это исчезновение, поиски небытия. «Тихая ночь — вечный покой — святое безмолвие! К вам, к вам простираю мои объятия!»

Таким образом, мотивы готической литературы в «ужасных» повестях Н. М. Карамзина «Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена» присутствуют на разных уровнях. На языковом, идейно –тематическом, сюжетно –композиционном уровнях, на уровне образной системы и в прямой цитате.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *