В чем заключается музыкальная драматургия оперы м глинки жизнь за царя

Драматургия и краткий обзор оперы

Тема 5. М.И.Глинка. Опера «ИВАН СУСАНИН» («Жизнь за царя»)

2. Новаторство оперы «Иван Сусанин».

3. Кто такой Иван Сусанин?

4. Как создавалась опера?

6. Драматургия и краткий обзор оперы.

Оперы М.И.Глинки

Новаторство оперы «Иван Сусанин».

Опера «Иван Сусанин» Глинки была для зрителей того времени необычной и очень новаторской:

· музыка оперы имеет ярко выраженный русский национальный характер. Она опирается на русский музыкальный фольклор, а не подражает музыке зарубежных опер;

· оперы до Глинки практически представляли собой спектакли с разговорами и песенными вставками. В этой опере Глинка избежал разговорных эпизодов, вся опера поётся;

· впервые в опере проведена единая линия развития, основанная на конфликте двух сторон – русской и польской.

Всё это позволило назвать оперу «Иван Сусанин» первой полноценной русской национальной оперой.

Кто такой Иван Сусанин?

Сусанин совершил подвиг во время оккупации России польскими захватчиками. Действие оперы происходит с осени 1612 – до весны 1613 года. Поляков уже изгнали из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране.

Поздней зимой 1613 года царь всея Руси Михаил Романов и его мать Марфа жили в своей костромской вотчине, в селе Домнино. Узнав об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова.

За отказ указать верный путь Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был изрублен поляками «в мелкие куски» на Исуповском (Чистом) болоте или в самом Исупове. Михаил Фёдорович и его мать нашли спасение в Костромском Ипатьевском монастыре.

Этот патриотический подвиг простого русского мужика вошёл в историю.

В 1815 году итальянский композитор К.Кавос, работавший в России, написал оперу «Иван Сусанин». А в 1822 году подвиг воспел поэт-декабрист К.Рылеев в стихотворении «Иван Сусанин».

М.И.Глинка придал этой простой и страшной истории более художественный вид, ввёл лирическую женскую линию (в лице дочери Антониды).

Как создавалась опера?

Работу над оперой Глинка начал в 1834 году. Сначала предполагалось, что автором либретто будет поэт Василий Андреевич Жуковский. Но он отказался в связи с сильной занятостью, и за либретто взялся барон Егор Фёдорович Розен, по рекомендации самого императора Николая I.

В 1836 году опера была закончена, премьеру приурочили к открытию Большого театра в Санкт-Петербурге.

Опера несколько раз меняла свое название: сначала Глинка назвал ее «Иван Сусанин», но на завершающем этапе работы он переименовал ее в «Смерть за царя». Он хотел посвятить ее императору Николаю I, и тот благосклонно принял посвящение, но предложил свой вариант названия: «Жизнь за царя».

Премьера оперы.

Опера произвела огромное впечатление на зрителей и премьера прошла с грандиозным успехом. Хотя часть аристократической публики презритель­но называла музыку оперы «мужицкой», «кучерской».

Известен знаменитый экспромт А.С.Пушкина, родившийся после просмотра оперы:

Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачась,

Пусть скрежещет, но уж Глинку

Затоптать не сможет в грязь!

Драматургия и краткий обзор оперы

Главная идея – патриотическая: самопожертвование во имя Руси и ее царя.

Жанр сам Глинка определил как «отечественную героико-трагическую оперу».

Драматургия основана на конфликте двух сторон – русской и польской.

Каждое действие и эпилог – это определённый этап в развитии конфликта.

1-е действие – русское; это показ (экспозиция) образа русского народа и главных героев.

2-е действие – польское; это показ (экспозиция) польского лагеря.

4-е действие – кульминация и развязка; сцена Сусанина с поляками в лесу, гибель главного героя.

Эпилог — общая кульминация оперы, хор «Славься».

В 1 действиипоказаны основные герои оперы – Антонида, Сусанин, Собинин, русский народ (крестьяне-ополченцы).

Дочь Сусанина Антонида ожидает своего жениха Собинина. Она готовится к свадьбе. Звучит кавати­на и рондо Антониды — музыкальный портрет героини, раскрывающий ее душевный мир, нежность и верность в любви.

Этот речитатив очень важен – это первый показ, экспозиция образа главного героя. Известно, что в плане оперы Глинка сделал запись о Сусанине – «характер важный». И его первые реплики действительно звучат «важно», то есть неторопливо, веско, с достоинством.

Здесь Глинка использовал подлинную народную песню, услышанную им от лужского извозчика.

Сусанин говорит дочери о том, что сейчас не время мечтать о свадьбе, о личном счастье, когда в стране беда. С первых нот Глинка показывает Сусанина как истинного патриота своей страны.

2 действие называют «польским» актом. Это характеристика образа поляков. Русская деревня здесь меняется на бальный зал в замке польского короля. Здесь пирует польская шляхта.

Всего во 2 действии проходят четыре танца: полонез, краковяк, вальс и мазурка, которые образуют большую танцевальную сюиту. Все они (кроме вальса) являются национальными польскими танцами.

При этом музыка, которая характеризует поляков, очень красива, изящна. То есть Глинка не превращает образ врага в карикатуру.

В 3 действии происходит завязка драмы, первое столкновение двух противоборствующих сторон. Все действие делится на две части. Они контрастны друг другу.

Вторая часть – драматическая, приход поляков и сцена Сусанина с поляками.

Поляки требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Решительно и с достоинством отвечает им крестьянин: «За Русь мы все стеной стоим, в Москву дороги нет чужим!» Когда шляхтичи начинают угрожать Сусанину, он отвечает: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь».

Но затем, потихоньку отправив приёмного сына Ваню предупредить ополченцев Минина, Сусанин делает вид, что соблазнился предложенными поляками деньгами и уходит вместе с ними.

4 действие состоит из 3-х картин. Короткое оркестровое вступление переносит в зимний лес, дремучий и непроходимый.

Своей кульминационной точки драма достигает в 3-ей картине. Измученные поляки бредут по заснеженному лесу. Звучит тема польской мазурки, но она искажена. Впереди идёт Сусанин. Они разводят огонь и ложатся отдыхать.

Это один из наиболее драматичных эпизодов оперы. Сусанин здесь проявляет себя как истинный патриот, мысленно прощается с жизнью, с семьей.

Ария скорбного характера, неторопливая, полная достоинства и мужества. Музыка очень строгая и сдержанная. Здесь Глинка соединил черты русского романса и песни.

Чтобы подчеркнуть главную патриотическую линию оперы, Глинка пишет ещё и Эпилог.

Звучит знаменитый торжественный и величавый хор «Славься», который сам Глинка назвал гимном-маршем.

1) Сколько у Глинки опер? В чём их значение для русской музыки?

2) Почему опера «Иван Сусанин» имеет второе название?

3) Какова логика драматургического развития в опере «Иван Сусанин»?

4) Какие особенности оперы «Иван Сусанин» позволяют называть её первой русской национальной оперой?

Источник

Опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)

«Жизнь за царя» – гениальное творение М.И. Глинки, которое принесло ему славу основоположника русской оперы и открыло новый, «русский период» в мировом музыкальном искусстве.

Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря по новому стилю) 1836 года в Петербургском Большом театре. Оперу горячо приветствовали Пушкин, Жуковский, Гоголь, Вяземский, Одоевский. Вместе с тем, часть придворных кругов была шокирована «простонародным характером музыки», называла ее «мужицкой», «кучерской». В 1840-х – 50-х годах опера давалась лишь изредка, преимущественно в дни официальных торжеств. Лишь в 60-х годах XIX века, когда театр заполнила разночинно-демократическая интеллигенция, «Жизнь за царя» стала самым репертуарным спектаклем.

После 1917 года опера Глинки долгое время не звучала, так как считалась «монархической». В 1939 году она была возрождена на сцене московского Большого театра под названием «Иван Сусанин». В новом, «советском» либретто, написанном поэтом С. Городецким, исторические факты искажены. Царь в тексте не упоминается, и непонятно, почему поляки, направляющиеся в Москву, оказываются под Костромой (у Розена это мотивировано: здесь, в монастыре, укрывается будущий русский царь, 16-летний Михаил Романов). По сути, версия Городецкого делает бессмысленным сам подвиг Сусанина, который гибнет, спасая многотысячное войско Минина от жалкой горсточки поляков.

В 1989 году московский Большой театр восстановил «Жизнь за царя» в редакции, близкой первоначальной. Главная идея сочинения – самопожертвование во имя Руси и ее царя (родственная жанру страстей [2] ). Иван Сусанин идет на гибель, преисполненный веры в то, что спасение законного наследника престола положит конец «смутному времени» и возродит Русь как независимое государство. Мотив жертвы возвышает простого русского крестьянина до уровня трагического героя и, более того, окружает его ореолом христианского мученика. Интересно, что в черновиках партитуры Глинка сокращенно писал имя главного героя – ИСус.

Жанр сочинения сам композитор определил как «отечественную героико-трагическую оперу». Это первая русская опера без разговорного диалога, на смену которому пришел распевный речитатив. Отдельные арии, ансамбли, хоры в «Жизни за царя» следуют друг за другом сплошным потоком, без пауз, преодолевая номерное строение. Вся музыкальная ткань пронизана симфоническим развитием, но это не оркестровое плетение лейтмотивов вагнеровского типа, а развитие хорового мелоса. От первого мужского хора «Родина моя» к последнему «Славься» развертывается единый процесс, напоминающий крестьянскую протяжную песню: из начального интонационного зерна рождаются все новые и новые мелодические продолжения.

Минорный вариант темы («Тех, кто в смертный бой») ляжет в основу ряда тем скорбно-медитативного характера: каватины Антониды, ее же романса «Не о том скорблю, подруженьки», ариозо Сусанина из III действия «Ты не кручинься, дитятко мое».

Широкое симфоническое развитие в опере получает также тема «Славься». Если тема «Родина моя» появляется сразу в своем основном виде и в дальнейшем порождает множество вариантов, то «Славься», напротив, «собирается» из отдельных родственных мотивов, вобрав в себя самые типические, обобщенные интонации предыдущих тем. Свое окончательное выражение она получает лишь в конце оперы. Наиболее значительные варианты, предвосхищающие тему «Славься» – «Велик и свят наш край родной» ( III д.), «Встает моя заря» ( IV д.).

Следовательно, осуществляя в «Жизни за царя» принципы симфонического развития, Глинка использует систему тематических связей. Обе сквозные темы изменяются, трансформируются в связи с драматургической ситуацией.

Драматургия

Классически стройную драматургию оперы отличает строгая логика развития основного конфликта – русского народа и польских завоевателей. Каждое из четырех действие и эпилог – это определенный этап в развитии конфликта: Интродукция и 1-е действие – экспозиция образа русского народа и главных героев, 2-е действие – экспозиция польского лагеря, данная в обобщенном плане – чередой парадных эффектных танцев с хором.

В III акте широкий экспозиционный показ противостоящих сторон сменяется острой коллизией: в мирную обстановку крестьянского дома вторгаются враги.

Опера завершается величественным эпилогом с хором «Славься». Именно к нему устремлены все линии драматургического и музыкального развития. Александр Серов писал об этом хоре как об одном из высших бессмертных созданий Глинки и одном из полнейших выражений русской народности в музыке: «В этом очень простом сочетании звуков вся Москва, вся Русь времен Минина и Пожарского!». Таким образом, линия образного развития в «Жизни за царя» идет от настроений скорбного величия к народ­ному ликованию. Главную «несущую конструкцию» сочинения образуют три музыкальные фрески: увертюра, весь тематический материал которой на­правлен на Сусанина, освещая фигуру героя с разных сторон, вершинная Сцена в лесу и Сцена на Крас­ной площади.

Русская и польская сферы ярко противопоставлены: польским танцам с острыми ритмами контрастирует русская песня во всех ее жанровых разновидностях. Избегая прямого цитирования (исключениями являются песня лужского извозчика в теме «Что гадать о свадьбе» и интонации «Вниз по матушке по Волге» в оркестровой партии в теме «Туда завел я вас»), Глинка обобщает самые характерные особенности народных песенных жанров. Так, например, ладовая переменность, нисходящий ход на квинту, вообще опора на квинтовый тон объединяет многие русские темы.

Охват русской жизни в первой опере Глинки необычайно широк. Ее звуковой мир включает характерные элементы любимых народом крестьянских песен, плясовых напевов и наигрышей. Здесь и протяжная русская песня (хор «Родина моя»), и хороводная (женский хор из Интродукции – «На зов своей родной страны»), и свадебная (хор подружек Антониды из 3 действия – «Разгулялись, разливалися» с его пятидольной ритмикой и ладовой переменностью). Интонации молодецких песен присущи партии Собинина.

Что же касается партии главного героя, Ивана Сусанина, то главным интонационным источником его музыкальной речи является мелос молитв. Он претворен во всем разнообразии возможных настроений – сурового смирения, скорби, горячей мольбы, надежды. В самом ярком, совершенном своем проявлении молитвенный мелос в партии Сусанина выступает в арии «Чуют правду», с ее дли­тельным вариантным развертыванием.

Поляки в опере «Жизнь за царя» показаны обобщенно, без выделения конкретных, индивидуальных фигур. Тем не менее, «польская» музыка оперы не уступает русской сфере в яркости материала. В смысле внешнего блеска, колоритности и изящества она даже более эффектна. Тем сильнее впечатление от ее трансформации в III и IV действиях оперы.

[1] хотя первой мыслью Глинки о подвиге Ивана Сусанина было создание не оперы, а оратории. Этот сюжет уже фигурировал на сцене русского императорского театра: в 1815 году была поставлена опера «Иван Сусанин» К. Кавоса (итальянца, долгие годы жившего в России). Вместо гибели героя она заканчивалась благополучным его спасением.

[3] В дальнейшем развитии оперы этот комплекс появляется в различных вариантах.

[4] Сквозное развитие в опере получает еще одна польская тема – фанфара полонеза. В отличие от мазурки она более статична, будучи неизменным символом враждебного начала. Именно она сопровождает приход поляков в дом Сусанина (в 4 д., когда они лишаются надменности и уверенности, ее уже нет).

[5] Глинка в путешествиях по Европе начала 30-х годов серьезно изучал итальянскую традицию.

Источник

В чем заключается музыкальная драматургия оперы м глинки жизнь за царя

В чем заключается музыкальная драматургия оперы м глинки жизнь за царя. img021. В чем заключается музыкальная драматургия оперы м глинки жизнь за царя фото. В чем заключается музыкальная драматургия оперы м глинки жизнь за царя-img021. картинка В чем заключается музыкальная драматургия оперы м глинки жизнь за царя. картинка img021

С оперы М.И. Глинки началась новая эпоха в русском музыкальном искусстве, определился весь путь развития оперного жанра в России.

Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов.

1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах,

эпилог — в Москве на Красной площади.

Зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд ищет дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел недругов в болото, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин оказался подвергнут смертельным пыткам, но места убежища царя не выдал.

Драматургия оперы строится на противопоставлении сил русских и поляков.

(Историю создания и краткое содержание см. здесь)

В чем заключается музыкальная драматургия оперы м глинки жизнь за царя. img022. В чем заключается музыкальная драматургия оперы м глинки жизнь за царя фото. В чем заключается музыкальная драматургия оперы м глинки жизнь за царя-img022. картинка В чем заключается музыкальная драматургия оперы м глинки жизнь за царя. картинка img022

Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собинин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения.

Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.

2-й акт: Здесь раскрывается обобщенный образ польских завоевателей, предвкушающих победу.

3-й акт: В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.

Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.

4-й акт: Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Звучит речитатив и ария Сусанина. Поднимается метель. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.

В чем заключается музыкальная драматургия оперы м глинки жизнь за царя. img024. В чем заключается музыкальная драматургия оперы м глинки жизнь за царя фото. В чем заключается музыкальная драматургия оперы м глинки жизнь за царя-img024. картинка В чем заключается музыкальная драматургия оперы м глинки жизнь за царя. картинка img024

Вопросы для повторения (ответь письменно в тетради):

1. Каково значение творчества М.И.Глинки для русской музыкальной культуры?

2. Назовите первую русскую оперу.

3. Когда и где она была поставлена?

4. Назовите жанр оперы «Жизнь за царя»

5. Какова идея оперы «Жизнь за царя»?

6. В чём проявляется контраст образов русских и поляков в опере «Жизнь за царя»? (какими особенностями музыки композитор характеризует русский народ в отличие от музыкальной характеристики поляков)

7. Как композитор подчеркнул душевное величие Ивана Сусанина? (на примере арии Сусанина в сцене его гибели. Дайте развёрнутую характеристику интонационного строя музыки арии)

8. Почему, несмотря на гибель Сусанина, опера заканчивается торжественным, ликующим хором?

Источник

Особенности драматургии оперы М.И. Глинки

Тема урока : Особенности драматургии оперы

М.И. Глинки «Жизнь за царя »

Цель урока : выявление особенностей музыкальной драматургии оперы, анализ музыкальных эпизодов.

эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;

познакомить учащихся с особенностями драматургии оперы М.И. Глинки, фрагментами его жизни и творчества;

познакомить учащихся с понятием контраст, сопоставление в музыке.

расширить знания о жанре оперы.

развивать умение анализировать произведение;

развивать умение выразить свое отношение к Родине, своему народу в процессе слушания, исполнения.

совершенствовать вокально-хоровые навыки.

формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;

прививать чувство любви к Родине, патриотические чувства, дружеские отношения к одноклассникам;

воспитывать музыкальный вкус.

Оборудование: компьютер, медиа проектор, музыкальный центр, ТВ

Учащимся предлагается посмотреть фрагмент из к/ф «Композитор Глинка» (исполнение фрагмента хора «Славься» оперы в окружении Пушкина, Жуковского, Гоголя)

Учитель: Как вы думаете, о чем будет урок?

Учащиеся: Об опере М.И. Глинки «Иван Сусанин».

Учитель: Сегодня мы познакомимся с особенностями драматургии героико-трагической оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». С героическими образами русской истории. М.И. Глинке мысль о создании оперы «Иван Сусанин», именно так хотел изначально назвать свою оперу композитор, подал В.А. Жуковский. Композитор говорил: «…Как бы по волшебному действию вдруг создался план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке – польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки – всё это разом вспыхнуло в голове моей».

Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время захвата ее иноземцами. Либретто сочинил популярные в то время автор барон фон Розен, Василий Жуковский.

Прочитать в учебнике на стр.107 о музыкальной драматургии

Учитель: Драматургия оперы М.И. Глинки строится на сопоставлении двух противоборствующих миров: русские – Иван Сусанин его дочь Антонида, приемный сын Ваня, ополчение и поляки – передовой отряд поляков, польская шляхта во дворце у короля Сигизмунда. Первому акту предшествует Интродукция.

Учащимся предлагается проработать значение слова интродукция в музыкальных словариках.

Учитель: У вас на столах лежат программки оперы «Жизнь за царя». Посмотрите, как построена драматургия оперы?

Учащиеся: По принципу контраста, темам русского народа противопоставляются темы польской шляхты.

Учитель: Какие особенности музыкального языка в интродукции, каков характер мелодии?

Учащиеся: Интродукция начинается звучанием мужского хора и солиста: мелодия широкая, мужественная, распевная. Хор ополчения звучит торжественно, уверенно, смело, душевно. Глинка показывает силу, героизм и неустрашимость народа.

Учитель: Как музыкальная речь воина соотносится с общим эмоциональным строем сцены?

Учащиеся: В интродукции во время звучания песни воина-солиста и хора дружины были разбиты основные отряды поляков и ополчение возвращается на освобожденную русскую землю, к своим домам.

Учитель: Что является главным в этом музыкальном образе хора?

Учащиеся: Основу составляют хоровые сцены. Композитор подчеркивает мысль о том, что народ – основное действующее лицо. Народ защищает свою Родину.

Учитель: Образы врагов – поляков – композитор раскрывает во втором действии оперы, в зале польского короля Сигизмунда – богатый бал с участием знати шляхты. Поляки хвалятся победами и уверены, что завоюют Русь. Второе действие состоит из танцевальной сюиты: – полонез, краковяк, вальс, мазурка. Наиболее важное значение в характеристике лагеря польской шляхты приобретает мазурка.

Учащимся предлагается прослушать мазурку из оперы.

Учитель: Какой характер польской щляхты изображен в мазурке?

Учащиеся: В мазурке поляки изображаются гордыми, надменными и спесивыми.

Учащиеся: Композитор использует мазурку, так как именно этот танец имеет острый, пунктирный, скачущий ритмический рисунок, во вступлении звучат властные, надменные, приказные, агрессивные интонации.

Учитель: Согласны ли вы с высказыванием, что характер народа можно выразить через музыку?

Учащиеся: Да согласны, т.к. танец мазурка зародился в XII веке в Польше. Свое название он получил по имени воеводства Мазовия, где впервые возник в народной среде. А в XIII веке он становится придворным танцем. Именно музыка способна выразить характер, самые потаенные мысли, чаяния народа.

Учитель: Посмотрите в текст хора под музыку полонеза. О чем они поют?

Учащиеся : Мужской хор поет: «Лей вина! Пей до дна! Добычу нам дает война!». Им вторит женский хор: «Весь их край – земной рай. Владеть им пора нам. Меха их, шелка их носить только нам!».

Учитель: Какие особенности музыки подчеркивают уверенность завоевателей Руси?

Учащиеся: Музыка отражает уверенность поляков аккордами на F (форте), ритм прихотливый, пунктирный, диапазон музыки широкий, спесивый. Музыка отражает надменность поляков по отношению к русскому народу.

Просмотр видиофрагмента речитатив и ария Ивана Сусанина

Учитель: Как композитор передает чувства Ивана Сусанина?

Учащиеся: Речитатив основан на широких, неторопливых, уверенных интонациях героя в решительный предсмертный момент. В оркестре повторяется нисходящие фразы из антракта к четвертому действию.

Ария « Ты взойдешь моя заря… », полна глубоких раздумий, скорби и волнения. Иван Сусанин осознанно, с достоинством, мужественно, возвышенно и с твердостью духа, жертвует своей жизнью, с твердой мыслью о том, что он защищал Родину, и поляки из лесного болота не выберутся.

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности использует композитор?

Учитель: Какова роль оркестра в этой сцене?

Учащиеся: Оркестр звучит очень выразительно, словно досказывает мысли Ивана Сусанина.

Учитель: Созвучна ли Ария Ивана Сусанина картине М. Фаюстова «Иван Сусанин»?

Учащиеся: Да, созвучна. На картине мы видим контрасты светлого и темного цветов, суровый, мужественный образ Ивана Сусанина, противопоставлен испуганным, злым польским захватчикам, которые удивлены такой стойкостью крестьянина даже если он знает что умрет и это подчеркивает особенность драматургии оперы в восприятие основного конфликта.

Учитель: Тема беззаветной любви к Родине, самоотверженности – вот основное качество русского человека, которое изобразил в своей опере композитор. Но место подвигу в нашем народе живет генетически.

Скажите, пожалуйста, когда проявляются лучшие качества народа?

Учащиеся: Во время сложных испытаний, во время войны.

Учитель: Композитор Е. Жарковский в содружестве с поэтом К. Ваншенкиным написали песню «Женька», о событиях времен Великой Отечественной войны.

Учащиеся исполняют песню «Женька».

Учитель: О чём мы сегодня говорили, выразите одним существительным.

Учитель: Составьте синквейн к слову опера.

Учащиеся: Патриотическая, завораживающая.

Слушаем, переживаем, сопоставляем.

Место, где смотрим и слушаем оперный спектакль.

Учитель: Почему близки нам сюжеты, которые так далеки от нас во времени?

Учащиеся: Мы сострадаем героям, чувствуем их переживания за судьбу своей Родины, за судьбу своих близких и родных людей. В нашей современной жизни тоже можно встретить героев, которые также самоотверженно могут защищать свою Родину и близких людей.

Учитель: Именно первая отечественная опера М.И. Глинки заложил г лавный принцип драматургии – контраст, « противопоставить русской музыке – польскую». Созданная гением Глинки, эта опера будит в нас высокие чувства, вдохновляет на благородные поступки. Бессмертное произведение русской оперной классики навсегда останется замечательным памятником русскому патриотизму.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *