В чем заключается народность поэзии некрасова кратко
Что представляет собой тема народа, его образ в лирике Некрасова?
Содержание:
Произведения всех писателей носят характерный отпечаток времени. Некрасов начал писать в девятнадцатом веке. Его лирика отображает размышления, настроение, приоритеты людей, проживавших в период 50х-70х годов. Для второй половины девятнадцатого века характерна революционная демократия. Народные крестьянские движения поднимались во всей стране. Простой русский народ был вынужден усердно работать, чтобы выжить в сложных условиях.
Крестьянская революция была единственной прогрессивной надеждой для простого люда. Некрасов являлся настоящим патриотом своей страны, он полностью погружался в тяжесть будней крестьян. Некоторые его стихотворения впервые описывают наболевшие проблемы.
Народ в лирике Некрасова играет значительную роль. Писатель передает проблемы, страдания людей, привлекая внимание к повседневным трудностям жизни.
Образ народа в лирике Некрасова: характеристики
Народ стал новой тематикой в русской лирике девятнадцатого века. Некрасов всячески развивал ее, привлекая внимание к насущным проблемам. Главными героями часто становились простой русский мужик, женщина крестьянка. Они вынуждены тяжело трудиться, чтобы выжить.
Тема народа в лирике Некрасова ярко просвечивается в стихотворениях «Крестьянские дети», «Железная дорога», «Несжатая полоса». Все небогатые люди наделяются своими индивидуальными чертами характера. При этом остается нечто общее:
Писатели уверены, что главным для народа являются семья, моральные принципы, родственные связи, дружба. Например, Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос» является прототипом крестьянской женщины с тяжелой судьбой.
Что значит народ в лирике Некрасова – кратко
Народ нельзя назвать сборным, далеким образом в творчестве поэта. Он понятен и близок каждому читателю. В произведениях максимально точно передаются душевные переживания, сомнения, страдания. На базе описания крестьянских судеб писатель формирует общее представление о жизни в 50х-70х годах на Руси. Тема страданий в лирике Некрасова:
В каждом произведении проглядывается уважительное, доброе отношение к простым труженикам, семьям. Счастливый муж возвращается с поля, его встречают дети и жена. Прототипом у Некрасова являются представители власти, высшего общества. По мнению поэта, они виновны в трудностях народа, они угнетают крестьян. Отдельно выражена тема женской доли:
Особое внимание поэт уделяет материнству. В произведениях о матерях всегда присутствует трагизм. Женщина позиционируется как несчастный персонаж. Во многих поэмах она теряет своего ребенка, оставаясь наедине со старостью, тоской.
В чем заключается народность поэзии Н. А. Некрасова? В чем заключается народность поэзии Н. А. Некрасова?
Но Некрасов не отрекся от того хорошего, что дало ему дворянское звание. Он образованный человек, он чувствует в себе большой талант и считает своим гражданским долгом приложить все свои силы к делу служения народу. Таким образом, в Некрасове собраны лучшие черты как народа, так и дворянства. От крестьянина он взял способность видеть вещи такими, как они есть, от высших слоев общества — образование, культуру.
Николай Алексеевич стал народным поэтом не вдруг. Его жизнь предопределила главное направление в творчестве поэта. Мальчиком он играл с крестьянскими детьми, будучи юношей, он делил тяготы своего бедственного материального положения с простым народом. В это время он познакомился с русской душой, увидел ее целостность, органичность, проникся уважением и благодарностью к труженику, полюбил народ. Но в то же время он увидел забитость крестьянина, его неграмотность, униженность, осознал всю тяжесть рабского, крепостного труда. Служить народу, в котором сосредоточена вся сила России, ее духовное богатство — такую судьбу избрал себе Некрасов. В этом его гражданская позиция.
В отличие от авторов, оплакивавших долю русского народа, только Некрасов в своих стихах и поэмах стремился пробудить его, поднять на борьбу с угнетателями. Он верил в силу народа и был уверен в его победе:
Рать подымается — Неисчислимая,
Сила в ней скажется Несокрушимая!
Народность поэзии Некрасова
Когда я думаю о долге художника, о его честности перед временем и перед собой, перед Родиной и перед народом, я прежде всего вспоминаю о Некрасове.
И. Рыленков
Поэзия Н. А. Некрасова была знамением нового времени – смены дворянского периода освободительного движения разночинским. “Кнутом иссеченная муза” Некрасова – это доля порабощенного народа, чья ненависть, чьи муки уже сгущались в грозовые тучи неистовых крестьянских волнений. Обращаясь к Родине, и Пушкин и Лермонтов видели национальное величие русского народа, его историю,
В своих произведениях о народе Некрасов выделяет народное трудолюбие, внутреннюю и внешнюю красоту, великое терпение, ум, смекалку, выносливость, широту души, доброту, тягу к знаниям, способность к бунту, с одной стороны, с другой – темноту, религиозность, холопство отдельных крестьян, привычку к рабству.
Тему народного труда поднимает Некрасов в стихотворении “Железная дорога”. И здесь он выступает как революционер-, демократ.
По мнению генерала, описанного в стихотворении, народ – варвар, скопище пьяниц; по мнению же автора, народ – главный создатель всех материальных и духовных ценностей. Более того, поэт зовет к действию, деятельности против угнетателей, верит в будущее народа, который
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Многие предшественники и современники Некрасова писали о народе. Их произведения помогали развитию общественного сознания, учили любить и уважать мужика, вызывая ненависть к угнетателям народа. Существенно новым было то, что поэт, обращаясь к народу, указывал ему путь к освобождению.
Его произведения – это памятник революционно-демократической поэзии.
Related posts:
Народность лирики Н. А. Некрасова
1. Разнообразие лирических героев в поэзии.
2. Судьбы героев лирики поэта.
3. Значение поэзии Некрасова.
Поэзия Н. А. Некрасова – свидетельство жизни простого русского человека, с его горестями и радостями, трагедиями и бытовыми сценами. Некрасовские лирические герои разнообразны: это и крестьяне, и рабочие, и бурлаки, и господские слуги. Каждому из них поэт в своих стихах дает право голоса, чтобы он мог рассказать о своей судьбе, пожаловаться на наболевшее.
Каждое стихотворение Н. А. Некрасова – народный стон, трагическая история.
Мы сочувствуем и ямщику и Груше. Но в тоже время не можем не отметить глубокое невежество ямщика, который с подозрением и даже как к какому-то злу относится к просвещению:
На какой-то патрет все глядит
Да читает какую-то книжку…
Иногда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку:
Учит грамоте, моет, стрижет…
Груша, получившая воспитание, приобщившаяся к культуре, стремится к счастью, но это стремление не может реализоваться в тех социальных условиях, в которых она оказалась. Но и жизнь ее мужа также покалечена – впереди его ждет вдовство, и ничего изменить здесь нельзя. Разбитые мечтания, предопределенность жизни и судьбы простой крестьянской женщины звучат и в стихотворении “Тройка”, в начале которого автор рисует красоту и одухотворенность молодой крестьянки:
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих, черных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь…
В этом стихотворении не сама героиня говорит о своей судьбе, а автор рассказывает о ее трагической предопределенности. Некрасову понятны мечтания молодой красавицы, заглядевшейся на проезжающую мимо тройку, но он с горечью выносит приговор: не нагнать ей этой тройки, то есть не суждено исполниться мечтаниям, потому что впереди крестьянку ждет одна дорога:
Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка…
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть…
Красота ее увянет, также сойдут на нет былые мечтания и станет она одной из тех женщин, которые так и не замет или как в череде бесконечных наполненных тяжелым трудом дней прошла их жизнь:
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, – появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг…
Другое некрасовское стихотворение “Несжатая полоса” рассказывает нам о больном крестьянине, которому уже никогда не суждено убрать урожай. Лирическое повествование ведется не от первого лица, но мы явственно слышим голос пахаря. Даже сам осенний пейзаж – “поля опустели” – дан глазами пахаря.
С точки зрения крестьянина и говорится о беде: он горюет, что урожай не собран. И с приближением смерти крестьянин думал не о самом себе, а том, что теперь его земельный надел осиротеет.
Некрасов в одном из стихотворений сказал о своем предназначении так:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Народность лирики Некрасова позволяет говорить о нем как о поэте национального значения. Ю. В. Лебедев писал: “В свое время Достоевский в речи о Пушкине говорил о “всемирной отзывчивости” русского национального поэта, умевшего чувствовать чужое как свое, проникаться духом иных национальных культур. Некрасов многое от Пушкина унаследовал. Муза его удивительно прислушлива к народному миропониманию, к разным, подчас очень далеким от поэта характерам людей.
Это качество некрасовского таланта проявилось не только в лирике, но и в поэмах из народной жизни”.
Related posts:
ТЕМА СУДЬБЫ РОДИНЫ И НАРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. НЕКРАСОВА
Некрасов глубоко сострадал русскому народу. Это нашло отражение в его творчестве. Он пришлось на 50-70-е годы 19 века. Это время расцвета народной демократии. По всей России поднимается волна народного возмущения. Интеллигенция надеялась, что произойдёт крестьянская революция.
И пусть его стихи написаны не по литературным канонам того времени, но они так берут за душу, волнуют. Строчки врезаются в память на всю жизнь. Кажется, что его Муза – это крестьянка, которая постоянно трудится на барщине, рожает в поле, в стогу сена. Ей некогда заниматься ребёнком, она вынуждена работать.
Вот в стихотворении «Тройка» Некрасов описывает жизнь русской женщины. Красивая молодая женщина увидела в проезжающей тройке красавца-барина и бежит за ней. Она надеется, что может быть, он остановится и заберёт её с собой. А тут что её ожидает?
Вечно пьяный муж, куча сопливых ребятишек да сварливая свекровь. И будет она вечно терпеть побои пьяного мужа и вечное недовольство свекрови. Это стихотворение похоже на романс. Из него получилась народная песня.
Стихотворение «Размышление у парадного подъезда». Сюда приходят люди что-то просить. Вот пришли крестьяне. Но швейцар их даже не пустил, так как они бедно одеты и от них плохо пахнет. Никому не интересны горести и страдания простого народа. Некрасов точно выразился, что нет в России такого уголка, «где бы русский мужик не стонал».
Стонет он и на Волге, когда на себя тянет корабли и баржи. Это «бурлаки идут бечевой», запряженные, как лошади или собаки. Глядя на всё это, у Некрасова сердце кровью обливается и рвётся душа. И он спрашивает у народа, долго ли он ещё будет страдать? Насколько у него хватит сил? Не пора ли просыпаться? Вот уже и творческая интеллигенция намекает на какие-то изменения в обществе.
Интересно стихотворение «В дороге». В нём речь идёт о крепостной крестьянке, которую хозяева выучили, дали образование, а потом отдали замуж за простого мужика, ямщика. И она вынуждена колоть дрова, носить воду, ходить на барщину. Но девушка увидела другую жизнь, она хочет так жить, но она, как птичка в клетке.
Муж жалеет её, но называет «белоручка» и «белоличка». Ему не понять, почему она читает книги, долго-долго смотрит на чей-то портрет и плачет. Муж не способен её понять. Для него женщина – баба, ломовая лошадь. Какая у неё может быть душа? Из-за прихоти дворян несчастные оба — и муж, и жена.
Большая поэма «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов писал её 13 лет. Он пытался осмыслить, что принесла крестьянам реформа 1861 года. Она написана от лица семерых странников, которые путешествуют по России и ищут счастливого человека. В конце он задаёт риторический вопрос: «Народ освобождён. Но счастлив ли народ»?
Новая лирика
Николай Алексеевич открыл для русской лирики совершенно новую, городскую реальность. Это разнообразие взглядов даёт возможность увидеть жизнь с разных точек. Если вчитываться в текст, можно услышать многоголосье.
Всегда звучит какой-то главный голос, и к нему подключаются вторые, третьи голоса. Иногда основной голос дорастает до своего самого продукционного звучания, а потом уходит куда-то в глубину и откликается только в отдельных звуках.
Особенно ярко пример этого многоголосья можно отследить в стихотворении 1855 года «Забытая деревня».
Вот голос старушки: «Вот приедет барин – барин нас рассудит». За ней подаёт голос обманутый крестьянин: «Скажет барин слово – И землицу нашу отдадут нам снова». Следом молодой землепашец, желающий получить барское разрешение на брак, и его избранница Наташа, в ожидании бабьего счастья, подаёт голос.
Когда все сказали своё слово, автор, не жалея никого, рисует реалистичную картинку:
Наконец однажды середи дороги Шестернею цугом показались дроги: На дрогах высокий гроб стоит дубовый, А в гробу-то барин; а за гробом — новый. Старого отпели, новый слезы вытер, Сел в свою карету — и уехал в Питер.
Эти хорошо отработанные приёмы многоголосья, писатель потом будет использовать и в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Противопоставление — вот фундаментальная точка в лирике Некрасова.
В столицах шум, гремят витии, Кипит словесная война, А там, во глубине России,- Там вековая тишина.
Он всё сумел отразить в своих произведениях. И увиденная под разными углами зрения жизнь, и противопоставление жителей города деревне, и противопоставление шума городов и деревенской тишины. Можно сказать, что литератор открыл в русской лирике новую, городскую реальность.
Очень ярко показаны особенность лирики Некрасова, сочетающие в себе не сочетаемое, в многослойном стихотворении «Балет», написанном в 1866 году.
В дикую стужу знать съезжается с театр, на премьеру, на бенефис. Добрая половина из приехавших ничего не понимает ни в музыке, ни в балете. И цель поездки у большинства, показать себя и друг друга. Автор с осуждением, достаточно жёстко и категорично описывает общество.
Есть в России еще миллионы, Стоит только на ложи взглянуть, Где уселись банкирские жены, — Сотня тысяч рублей, что ни грудь! В жемчуге лебединые шеи, Бриллиант по ореху в ушах!
Перенеся читателя на сцену театра, автор становится таким светлым, и даже сентиментальным.
Как не любить балета? Здесь мирный гражданин Позабывает лета, Позабывает чин…
И вот он переходит к тому, что параллельно балетному действию, у кого-то по нужде и необходимости зарабатывать копейку, сейчас в самую стужу обозный рейс. Поэт делает небольшой экскурс в это путешествие, и описывает, как идут крестьяне, что они думают, что поют.
Подстрекаемый лютым морозом, Совершая дневной переход, Пляшет он за скрипучим обозом, Пляшет он — даже песни поет.
Эти песенные мотивы, как альтернатива тому искусству, которое только что было описано в начале произведения, яркий пример того, как Николай Алексеевич мог в одном стихотворении соединить и лирику, и сатиру, и гражданскую позицию.
Поэзия Н. А. Некрасова – поэзия жизни, в которой нет ничего надуманного, вымышленного, нереального, а есть только совершенно новый взгляд поэта на трудный характер судьбы простого человека, на его проблемы и заботы, на человеческие страдания и людскую боль. Главный герой Некрасова – народ, самые обычные, простые русские люди. А суть поэзии Некрасова наиболее точно отражена в одной его строке: «Я лиру посвятил народу своему». И главная задача для поэта была не в том, чтобы скорбеть о порабощённом народе и сокрушаться о его печальной судьбе, а в том, чтобы самому приобщиться к народу, сделать свою поэзию его подлинным голосом, его криком и стоном, воплощением его мыслей и чувств. Основным источником этой поэзии было сочувствие угнетаемым людям:
Иди к униженным, Иди к обиженным – Там нужен ты.
Эту свою заповедь Некрасов не нарушал никогда. И в этом основное его отличие от всех других русских поэтов той эпохи. Жалеющих народ было много, но говорить от лица народа умел в ту пору один лишь Некрасов.
Ему, выросшему в дворянской среде, необходимо было пережить страшную ломку, чтобы сделать «мужицкие очи» своими, и научиться глядеть на мир и на самого себя этими очами. Его сердце было ранено ещё в самом начале жизни, в нём с детства укрепилась боль за страдания своего народа. Ведь уже в те ранние годы поэт до мельчайших подробностей знал жизнь крепостного крестьянства. Он часто тайком убегал к деревенским ребятам, удил с ними рыбу, купался в реке, ходил в лес за грибами. Их усадьба стояла у самой дороги, которая в ту пору была многолюдной и бойкой. Здесь мальчик встречался со всяким рабочим народом: с печниками, кузнецами, землекопами, плотниками, переходившими из деревни в деревню. Будущий поэт с увлечением слушал их рассказы. Водился мальчик и с рыбаками на Волге. «Благословенная река, кормилица народа!» — говорил позднее поэт. Но именно здесь, на этой реке, ему довелось испытать первое глубокое горе, когда он увидел бурлаков, стонавших от непосильной работы. Потрясённый, испуганный мальчик долго бежал вслед за ними и услышал, как один из них без всякой жалобы, очень спокойно сказал, что ему хотелось бы скорей умереть. Эти слова ужаснули Некрасова:
О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз её назвал Рекою рабства и тоски.
Этому дворянскому подростку открылось «зрелище бедствий народных», к которому были так нечувствительны многие другие дворянские дети. Но не жалость, а протест вызывали в нём эти бедствия. И уже став взрослым, поэт по-новому прочувствовал впечатления детства, вспомнил горькую жизнь крестьян и решил посвятить своё творчество борьбе за народное счастье.
Разве смог бы он написать «Коробейников», «Крестьянских детей», «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо», если бы не провёл своё детство в непосредственной близости к родному народу. По этим произведениям можно изучать жизнь и быт крестьян, их верования, обычаи, народный язык. В них вершина некрасовского мастерства. Так поэма «Крестьянские дети» полна самобытности, лиричности, которая придаёт повествованию характер восторженной песни о русском народе, у которого «привычка к труду благородная» начинается уже с шестилетнего возраста. Основой этого произведения можно считать диалог маленького мальчика с незнакомым прохожим. Уже с первых его слов автор показывает нам, как чувствует себя этот «мужичок с ноготок», как великолепно умеет он постоять за себя и дать отпор всякому, кто вздумает обидеть его. Вековое рабство не растлило народ, чувство свободы и чести сохранилось даже в малолетних его представителях:
В рабстве спасённое Сердце свободное – Золото, золото Сердце народное!
Но поэт не довольствуется только изображением крестьян, он пытается говорить от их лица, воспроизвести в поэзии их подлинный голос. Такова поэма «Коробейники», в ней все эпизоды, предметы и лица представлены так, как их видят герои: Ванька, Катерина, Тихоныч. Конечно, в характере этих людей есть немало отрицательных черт, объясняемых их темнотой, но в основном они человечны, талантливы, полны бодрого, житейского юмора, помогающего им нести свои тяготы. Нравственная сила героини поэмы заключается в том, что она видит своё право на жизнь в труде. Труд для Катерины – норма её бытия. Трудом определяется вся её личность. Даже любовь к «сердечному дружку», коробейнику Ваньке, выражается у этой труженицы в готовности облегчить своему будущему мужу его нелёгкую жизнь, стать его помощницей и другом. Да и сами коробейники- это типичные « пахари», уходящие из дому на временный промысел. Как и всё к угнетающему их строю. Горестные картины русской действительности, звучащие в рассказах Тихоныча, болью отзываются в сердце поэта, но его душа полна глубокого, искреннего уважения к простому человеку.
Наиболее полное слияние с народными массами мы чувствуем в поэме « Мороз, Красный нос». Она словно продиктована поэту народом. Особенно это выражается в том « внутреннем монологе», который произносить героиня поэмы, когда бежит поздней ночью сквозь лесную чащу по безлюдной тропе, чтобы спасти своего гибнущего мужа. Поэт словно говорит от её лица и живёт её жизнью. Он преклоняется перед простотой и в тоже время величием русской женщины.
Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц, —
таков женский образ у Некрасова. Его женщины способны «коня на скаку» остановить, в «горящую избу » войти. Это женщины труженицы:
В ней ясно и крепко сознанье, Что всё их спасенье в труде, И труд ей несёт воздаянье: Семейство не бьётся в нужде…
Все образы поэма « Мороз, Красный нос » — яркое свидетельство того, что народ, у которого даже его «слабая половина» так мужественна, так богата духовными силами, так устойчива и крепка, невозможно сломить.
Хотя в творчестве поэма иногда слышатся и нотки сомнения по поводу будущего русского народа, его размышления о том суждено ли ему всегда быть таким бесправным, угнетённый, или же он воспрянет. Так в « Размышлениях у парадного подъезда » автор обращается к народу с вопросом: « Ты проснёшься ль, наполненный сил?» И вновь сомнения:
Иль судеб повинуясь закону, Всё, что ма, ты уже совершил.
Но как бы ни было ужасно положение народа, Некрасов верит в лучшее будущее для него. Этой верой наполнена поэма «Кому на Руси жить хорошо». Героем этой поэмы автор избрал не какого-нибудь одного человека, а весь русский народ, всё «мужицкое царство», всю «сермяжную Русь». С первого взгляда народная жизнь, изображённая в этой поэме, представляется очень печальной. Уже названия деревень- Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Нелово, Неурожайка – говорят о безрадостном существовании их жителей. И хотя одна из глав поэты изображается деревенских счастливцев и даже носит название «Счастливые», но на самом деле эти «счастливые» глубоко несчастны. Это замученные нуждою, больные, голодные люди. И вот среди этих людей назревает бурный протест. В главе «Крестьянка» перед нами престаёт Савелий «богатырь святорусский», человек огромных душевных и физических сил, могучий представитель тех слов трудового крестьянства, которые уже не желают мириться с помещичьим гнётом. Создавая образ народного мстителя, Некрасов показывает, что народ собирает силы для борьбы:
Рать подымается- Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!
Савелий не единственный богатырь на Руси. Рядом ним в поэме встают такие же величавые образы русских крестьян: Якима Наголо – вдохновенного защитника чести трудового народа, Ерлилла Грина — деревенского праведника, обладающего чувством ответственности, справедливости, умом и бескорыстной преданностью простым людям. А образ Матрены Корчагиной сумевшей отстоять своё человеческое достоинство в условия произвола и рабства. И, наконец, единственный истинный «счастливец» в поэме – Григорий Добросклонов, для которого главная цель жизни заключается в служении Григория трагично:
Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.
Но предстоящая испытания не пугают его, потому что он твёрдо верит в торжество своего дела. Появления в народной массах таких нравственно сильных людей служило для поэта порукой будущей победны народа:
Сила народная, Сила могучая – Совесть спокойная, Правда живучая!
Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную – Вынесет всё, что господ ни пошлёт! Вынесет всё – и широкую, яснею Грудью дорогу проложить себе.
Поэзия Некрасова, полная горячей любви к народ, с его огромной жаждой иной, лучшей жизни, заставляет и нас трудится, бороться, отдавать свои силы тяжёлому дню настоящего во имя света завтрашнего дня.
Некрасовская женщина
Несмотря на то что литератор очень много писал о женских страданиях. Он не ковырялся самозабвенно, вынося на всеобщее обозрение грязное бельё. Старался показать ту внутреннюю силу, которая всегда была свойственна русским женщинам.
С сочувствием и пониманием он описывает жизнь простой крестьянки в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…» написанное в 1862 году, сразу ставя читателя перед фактом:
Доля ты!- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.
И тут же, как гимн русской женщине, в поэме «Мороз, Красный нос» в 1863 году Николай Алексеевич пишет:
Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц…
Вот настоящий образ, который пронесен через десятилетия, и сейчас с удовольствием цитируемый, когда нужно описать сильную духом и физическим здоровьем женщину, способную справится с жизненными трудностями самостоятельно, и обойтись без помощи мужчины.
Некрасовская женщина не спасует, не подведёт:
В беде не сробеет — спасет: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет!