В чем заключается новаторство чехова

Новаторство Чехова как драматурга: краткий ответ на вопрос

Содержание:

Пьесы Антона Павловича вызывали большой интерес среди литературоведов, критиков. Современники видели в них нечто новое, необычное. Вскоре были сформулированы определенные критерии, выделяющие новаторство драматургии Чехова. Писатель смог четко передать обстановку, сложившуюся в России в девятнадцатом веке. Большинство трудов написано не просто в стиле реализма. Автор указывает на кризисные моменты, отражающиеся на внутреннем мире людей.

Характерная черта драматургии писателя – частые отступления от основного смысла. Он переводит внимание читателя с поверхностных фактов на глубинный смысл. Многослойная реальность позволяет изучить бытие человека в определенных условиях. Автор повествует про повседневную жизнь обычных людей, стараясь определить главную суть человеческой жизни.

Новаторство Чехова-драматурга – основные принципы

Произведение Чехова – это совокупность внутренних переживаний, ассоциаций, методов художественной выразительности. Писатель часто применял различные литературные приемы, чтобы подчеркнуть важные детали. В чем заключается новаторство Антона Павловича:

Писатель определял свои пьесы как способ глубже познать реальные проблемы людей. Для него класс личностных переживаний, радостей важнее конфликтного сюжета.

В чем заключается новаторство Чехова-драматурга – кратко

Новаторство Чехова в пьесе «Вишневый сад» проявляется в полной мере. Это последнее произведение Антона Павловича, ставшее самым нестандартным. Обедневшая дворянская семья, Раневский, Гаев, другие персонажи символизируют русскую жизнь в период кризиса. Пьеса говорит о том, как разрушается вишневый сад. Писатель подразумевает крах всего государства под влиянием событий 1917 года.

Название пьесы уже стало новаторским решением. Писатели классической драматургии использовали имена главных персонажей, тематику или конфликт в заглавии. Вишневый сад – это место, где происходят события. В пьесе отсутствует внешняя конфликтная ситуация. Персонажи рассуждают о судьбе любимого сада, отсутствует агрессия, негативные отношения между героями. Выделим основные признаки новаторства Антона Павловича, которые он первым внес в русскую литературу:

Источник

Новаторство драматургии А. П. Чехова

Вы будете перенаправлены на Автор24

Драматургия А. П. Чехова – это пьесы, положившие начало такому направлению в литературе, как психолого-ориентированная драма.

Драматургия А. П. Чехова. Рождение нового жанра

Драматургия А. П. Чехова положила начало возникновению нового направления в русской и мировой литературе. Это направление получило название психолого-ориентированной драмы, когда на первый план в произведении выходят не внешние коллизии, а переживания героев.

Чехова уже знали как писателя, когда он заявил о себе еще и в качестве драматурга. Поначалу публика ждала от писателя юмористических произведений, наподобие его коротких рассказов. Но писатель решил обратиться к животрепещущим и серьезным темам.

Первая пьеса «Чайка», поставленная на сцене Художественного театра, поразила зрителей. Сюжет пьесы был необычен для драмы: вместо ярких любовных перипетий и острых страстей в произведении рассказывалось о простом провинциальном юноше, мечтающем о режиссуре. Молодой человек ставит пьесу для близких и друзей, а на главную роль приглашает девушку Нину, к которой испытывает нежные чувства. Но пьеса не находит отклика в зрителях не только потому, что автор не сумел в ней передать собственные переживания и понимание смысла жизнь, а из-за того, что его мать – известная и уже немолодая актриса – недолюбливает сына и сомневается в его успехе.

В итоге судьба Нины складывается трагически. Она бросается в любовь как в пропасть. Девушка мечтает о счастливой семейной жизни и сцене. Но в конце пьесы зрители узнают, что девушка, сбежав со своим любовником Тригориным, в итоге осталась совсем одна. Нина потеряла ребенка и была вынуждена работать на сцене третьесортных театров. Несмотря на выпавшие на ее долю испытания, Нина продолжает верить в жизнь и в людей. Она рассказывает человеку, который в нее был когда-то влюблен, что поняла истинную суть жизни. По мнению Нины, смысл жизни человека заключается в терпении и в необходимости преодолеть все жизненные испытания и трудности.

Готовые работы на аналогичную тему

При этом Чехов не предлагает своим зрителям готовые ответы на это вопросы. Писатель просто показывает жизнь в таком виде, какая она есть, и предоставляет каждому делать выбор самостоятельно.

«Чайка» поразила современников драматурга своей жизненностью, однако, несмотря на это произведение было принято далеко не всей критикой и не всей публикой. Первая постановка пьесы провалилась, но вторая постановка в МХАТе имела большой успех, а критика писала о появлении нового драматического жанра.

Драматические произведения нового жанра

Особенности чеховской драматургии заключаются в том, что все пьесы, написанные им после «Чайки», еще глубже погружали зрителя в мир человеческих переживаний и чувств. Причем эти переживания от пьесы к пьесе становились все более трагическими.

Такой является пьеса «Дядя Ваня», написанная в 1897 году. В ней речь идет о судьбе провинциального дворянина, который создал себе кумира в лице своего родственника профессора Серебрякова.

Дядя Ваня воспитывает свою племянницу, дочь профессора, Соню, помогает своему родственнику материально и морально и считает, что его жизнь наполнена самым высоким смыслом. Но когда Серебряков приезжает к нему погостить со своей второй женой, дядя Ваня понимает, что он глубоко ошибался. Войницкий не смог перенести этого разочарования.

Свое понимание смысла человеческой жизни автор выражает в словах доктора Астрова, в которого безнадежно влюблена Соня: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Главные героини пьесы «Три сестры» тоже находятся в поиске смысла жизни и не находят его в мире потребительства и мещанских интересов. Девушки верят в чистые, светлые мечты, но с годами эта вера постепенно угасает.

Новаторство драматургии А. П. Чехова особенно проявилось в его самой необычной пьесе «Вишневый сад», которая стала самой последней пьесой драматурга. Она лишь внешне рассказывает о судьбе одной обедневшей дворянской семьи. На самом же деле в пьесе представлен слепок всей русской жизни той эпохи, а разрушение вишневого сада – это словно предчувствие драматурга разрушения царской России.

Особенности драматического метода А. П. Чехова

Новаторство пьес А. П. Чехова, так сильно поразившее современников, нашло отклик и в сердцах критиков. Именно критики сформулировали главные принципы драматического метода писателя.

Критики в первую очередь в драматургии Чехова отмечали то, что в ей отразились черты кризиса реализма конца 19 века. часто «чеховская драма» отходит от точного реалистического изображения действующих лиц для того, что как можно глубже проникнуть в их внутренний мир. Чехов предлагает для своих зрителей многослойную реальность с наличием разного рода «подводных течений» и отступлением от основной темы. Трагичность человеческого существования растворяется в обыденности, в стремлении драматурга постичь его смысл.

Главное в диалогах персонажей чеховской драмы – не буквальное значение слов, а внутренний контекст, их тайный смысл. Часто при этом персонажи, произнося слова и обращаясь к своему собеседнику, друг друга не слышат, понимают лишь собственную позицию. В произведениях Чехова нередко отсутствует явно выраженный конфликт, в них нет исключительно положительных или исключительно отрицательных героев. Сами пьесы Чехова часто написаны в рамках так называемого «открытого финала», что позволяет зрителям самим додумывать окончание сюжета.

Таким образом, драматургия А.П. Чехова – это уникальное явление в русской литературе. Произведения писателя стремятся помочь человеку найти смысл жизни, пойти по пути нравственного совершенствования.

Источник

Поэтика чеховской драмы. Новаторство Чехова-драматурга

Драматические произведения Чехова. Рождение нового жанра. Пьеса «Чайка»

Чехов был уже известным писателем, когда заявил себя еще и как драматург. Публика поначалу ждала от него юмористических произведений, сродни его коротеньким рассказам. Однако писатель обратился к темам серьезным и животрепещущим.

Зрителей поразила его первая, поставленная на сцене Художественного театра (созданного знаменитыми режиссерами К.С. Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко) пьеса «Чайка» (написанная в 1895 году). Сам сюжет был необычен для драмы: вместо острых страстей и ярких любовных перипетий в нем рассказывалось о провинциальном юноше, который мечтает о режиссуре. Он ставит пьесу для друзей и близких, на главную роль в ней приглашает девушку Нину, в которую влюблен. Однако пьеса не нравится зрителям, не только потому, что автор не смог передать в ней свои переживания и понимание смысла жизни, а еще из-за того, что мать главного героя – известная и уже немолодая актриса – недолюбливает своего сына и не верит в его успех.

В итоге трагически складывается судьба Нины, она бросается в любовь как пропасть. Мечтает о семейной жизни и сцене. Однако в конце пьесы зрители узнают, что Нина, сбежав с любовником Тригориным, оказалась в итоге одна. Она потеряла ребенка и вынуждена работать на сцене третьесортных театров. Однако, несмотря на все испытания, Нина не теряет веру в жизнь и людей. Она рассказывает человеку, влюбленному в нее когда-то, что поняла суть жизни. По ее мнению, смысл бытия человека состоит в терпении, в необходимости преодолеть все жизненные трудности и испытания.

Новаторство Чехова-драматурга заключалось в том, что он создает свое произведение, обращаясь к нравственным вопросам человеческой жизни. Что есть правда и любовь? Можно ли, преодолев все испытания судьбы, сохранить веру в людей? Что такое искусство? Человек, занимающейся творчеством, должен бескорыстно служить искусству или для него возможно ублажать собственное самолюбие? При этом автор не предлагал своим зрителям готовые ответы на все вопросы. Он просто показывал жизнь такой, какая она есть, предоставляя ему право делать свой выбор самостоятельно.

Пьеса «Чайка» поразила современников своей уникальностью. При этом пьесу приняли далеко не все критики и не вся публика. Впервые пьеса была поставлена в Александрийском театре, но там ее ждал полный провал. Однако новую драму поставили в МХАТе. И здесь пьеса была встречена восторженно. Публика рукоплескала таланту автора, а критики писали о создании нового драматического жанра.


От водевилей до трагедий повседневности

Исследователи, проводившие анализ пьес Чехова, выделяют в его драматическом творчестве несколько периодов. Ранние его произведения (за исключением «Иванова») созданы в жанре водевиля и отличаются еще не устоявшейся художественной системой. В то же время такие пьесы Чехова, как «Медведь», «Свадьба», концептуально сближаются с его поздними, лирически-грустными «Чайкой» и «Вишневым садом». Их центральными мотивами становятся опошление человека и попытка воспрепятствовать этому процессу. С одним отличием: в водевилях драматург сосредоточивается на мещанах – людях, бытие которых слилось с повседневностью и тем самым превратилось в быт.

Драматические произведения нового жанра. Триумф МХАТа

Особенности драматургии Чехова заключались в том, что все его пьесы, написанные после «Чайки», еще глубже погружали зрителей в мир человеческих чувств и переживаний. Причем от пьесы к пьесе эти переживания становились все более трагическими.

Такова пьеса «Дядя Ваня» (1897), которая рассказывает о судьбе провинциального дворянина, создавшего себе кумира из своего родственника – профессора Серебрякова. Дядя Ваня, воспитывая дочь профессора – свою племянницу Соню и помогая своему родственнику морально и материально, всегда считал, что жизнь его наполнена высоким смыслом. Когда же профессор приехал к нему погостить со своей второй женой, главному герою стало понятно, как глубоко он заблуждался. Войницкий («дядя Ваня») не смог перенести постигшего его разочарования. Авторское же понимание смысла человеческой жизни выражено в словах доктора Астрова, человека, в которого Соня безнадежно влюблена: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Главные героини другой пьесы – «Три сестры» также ищут свой смысл жизни. Однако они не находят его в мире мещанских интересов и потребительства. Девушки верят в светлые и чистые мечты, однако с годами этой веры в них остается все меньше. Однако сам Чехов замечал по поводу этой пьесы: «Когда опускается занавес, у зрителей остается чувство, что действие на этом не заканчивается, угадывается перспектива более чистой, содержательной жизни».

Новаторство драматургии Чехова в полной степени проявилось в его последней и самой необычной пьесе «Вишневый сад». Эта пьеса только внешне рассказывает о судьбе одной обедневшей дворянской семьи, а, на самом деле, она передает оттиск всей русской жизни того периода. Разрушение вишневого сада – это предчувствие Чеховым будущего разрушения царской России в страшном вихре 1917-1918 гг.

Все пьесы Чехова были поставлены еще при его жизни на сцене МХАТа. Именно творчество писателя принесло этому театру всероссийскую славу на долгие годы.

Основные особенности драматургии Чехова и эпического театра

Творческая практика Чехова предопределила развитие эпического театра и выявила его основные черты. Основные особенности драматургии Чехова следующие.

В пьесах Чехова принято выделять лирическое начало, хотя сам автор многие драматические произведения назвал комедиями («Чайка». «Вишневый сад»). Лирическая драматургия — своеобразное явление в новой литературе XX века, это своеобразная «поэзия в драме», ей свойственна эмоциональная напряженность, поэтичность монологов, насыщенность метафорами, мелодичность, повышенный интерес к внутренней, а не к внешней жизни героев.

В любом драматическом произведении герой — категория очень важная, но в лирической драме нет главного героя. Каждый персонаж важен автору для того, чтобы выразить все оттенки настроения пьесы, показать всю многомерность человеческой психики. Герой лирической драмы всегда находится в состоянии поиска, пытается уйти от вопросов, которые задает ему совесть. В такого рода пьесах незначительные жизненные факты становятся основой сюжета, но даже они не столь интересны автору. Внимание драматурга сконцентрировано на том, как передать зрителю определенные чувства, эмоциональную заразительность, яркий диалог характеров.

Чехов не использует в драме самого важного приема — действие в пьесах не вызывается событиями. Как писал Б. Зингерман, «драматург компрометирует событие», считает его лишь случайностью. На самом деле событий в пьесах очень много: герои Чехова переживают любовные драмы, соперничают в любви, стреляются на дуэлях, покушаются на самоубийство, разоряются, запутываются в долгах, обстоятельства гонят их из дома, но все это не главное. Особенность концепции театрального действия у Чехова состоит не в отсутствии событий, а в их оценке на протяжении всей человеческой жизни.

Настроение в пьесах Чехова создается не только внешними изобразительными приемами (с помощью пейзажа, звуков и пауз), но и в репликах актеров, на первый взгляд абсурдных, но значимых для понимания вечности. Такую роль художественного подтекста выполняет звук лопнувшей струны в «Вишневом саде». Этот звук возвращает героев к настоящему, стирает границы времени, дает возможность осознать, что жизнь однообразна и скучна.

Действие во всех чеховских пьесах происходит в усадьбе, даже городской дом Прозоровых («Три сестры») ее напоминает, и это не случайно. Время и пространство соотнесены как мгновение и вечность. Разрушаются русские дворянские гнезда, но вечна природа. Ее красоту очень тонко чувствовал Чехов, и поэтому в ремарках ко всем пьесам он дает выразительный образ природы, делает ее чуть ли не главным образом.

Весна выражает тему радостного ожидания счастья, а лето — период томления и разочарования, осенью герои ощущают неизбежность старости и того, что все проходит. Действие «Вишневого сада» начинается в мае, а заканчивается осенью, но сад остается цветущим и чистым. Через восприятие природы проявляет себя эмоциональная жизнь действующих лиц. Словно сама природа переключает жизненную драму героев на лирический лад и вместе с тем придает ей эпический, надличностный характер. Пейзаж возвышает и поэтизирует обыденную жизнь.

Таковы основные особенности драматургии Чехова, пьесы которого известны во всем мире.

Источник: В мире литературы. 11 класс / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Тип конфликта

Опубликованная в 1896 году пьеса Чехова «Чайка» полностью соответствует принципам «новой драмы», в первую очередь благодаря новому типу конфликта. Еще со времен Шекспира повелось, что конфликт разворачивается между персонажами: Клавдием и Гамлетом, королем Лиром и его дочерьми. Они плетут интриги, сговариваются друг против друга, словом, действуют. Пьесы Чехова (в особенности «Чайку») можно интерпретировать как борьбу поколений: старшего, представленного Аркадиной, Тригориным, и младшего – Константином Треплевым и Ниной Заречной.

Но так ли это на самом деле? На этот вопрос косвенно отвечает сам Чехов, делая замечания по поводу «Мещан» Максима Горького: «Только не противопоставляйте его (рабочего Нила) Петру и Татьяне, пусть он сам по себе, а они сами по себе…»

Это утверждение вполне применимо и к «Чайке»: в самом деле, разве мешают каким-то образом Тригорин или Аркадина актерской карьере главного героя? Существуют ли какие-то объективные, обусловленные действиями других персонажей причины, по которым Андрей Прозоров забросил науку и свыкся с провинциальной жизнью? Отрицательный ответ на эти вопросы доказывает, что конфликт в «новой драме» проступает отнюдь не между персонажем и другими действующими лицами. Главным антагонистом в Чеховских пьесах выступает Стена (образ взят из одноименного произведения Леонида Андреева), Некто в Сером, сама Судьба, непредсказуемая и капризная.

Своеобразие

Чехов всегда выставлял на всеобщее обозрение всю сложность обычных жизненных явлений, что и отразилось в открытых и неоднозначных финалах его трагикомедий. Точки нет не сцене, как и в жизни. Мы ведь, например, только догадываемся, что произошло с вишнёвым садом. На его месте воздвигли новый дом со счастливой семьёй или он остался пустырём, который никому больше не нужен. Мы остаемся в неведении, счастливы ли героини «Трёх сестёр»? Когда мы с ними расстались, Маша была погружена в мечтания, Ирина в одиночестве покинула отчий дом, а Ольга стоически замечает, что «…страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благославят тех, кто живёт теперь».

Творчество Чехова начала 20 века красноречиво говорит о неизбежности революции. Для него и его героев — это способ обновления. Он воспринимает перемены как нечто светлое и радостное, что приведёт его потомков к долгожданной счастливой жизни, полной созидательного труда. Его пьесы рождают жажду нравственного преображения в сердце зрителя и воспитывают его, как сознательного и деятельного человека, способного изменить к лучшему не только себя, но и других людей.

Писателю удаётся запечатлеть внутри своего театрального мира вечные темы, которые насквозь пронизывают судьбы главные персонажей. Тема гражданского долга, судьбы отечества, истинного счастья, настоящего человека- всем этим живут герои Чеховских произведений. Темы внутренних терзаний автор показывает через психологизм героя, его манеру речи, детали интерьера и одежды, диалоги.

Лирический сюжет

Пьесы Чехова отличаются особым построением сюжета. Пожар недалеко от поместья Прозоровых, дуэль между Тузенбахом и Соленым, самоубийство Треплева – обо всех этих происшествиях сообщается как бы мимоходом, и, по сути, они не оказывают никакого влияния на ход событий.

Однако было бы преувеличением сказать, что в пьесах драматурга сюжет отсутствует как таковой. Он переходит в подтекст, становится лирическим. Все самое важное как бы скрыто от зрителя и лишь иногда дает о себе знать абсурдными фразами (вспомнить хотя бы «Тарара бумбия…» Чебутыкина) или неуместными действиями. Они выявляют непрекращающийся мыслительный процесс каждого из персонажей. Впрочем, этот поток сознания объективизируется, подается отстраненно, тем самым позволяя говорить исследователям о новом типе драмы – синтетическом, в котором соединяются эпическое и лирическое начала.

Персонажи

Герои пьес Чехова – люди в основном способные, одаренные. Причем их талант не ограничивается профессиональной деятельностью. Куда реже встречаются бездари наподобие профессора Серебрякова или учителя Кулыгина. Такая особенность объясняется мировоззрением Чехова, который полагал, что присутствие таланта – это неотъемлемая черта каждого человека, венца Вселенной. В юриспруденции существует презумпция невинности. Писатель оперировал бы другим термином – презумпцией талантливости, в соответствии с которой каждый из нас может проявить таящееся внутри дарование, было бы только подходящее для этого время.

Источник

Статья «Новаторство драматургии Чехова»

Новаторство драматургии Чехова.

Антон Павлович Чехов

Список использованной литературы и интернет – источников

«В человеке должно быть все прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Антон Павлович Чехов

( 29 января 1860 – 15 июля 1904 гг.)

Антон Павлович Чехов — русский писатель, драматург, прозаик. Он носил звание почетного академика Императорской Академии наук по разряду словесности, хотя по профессии был врачом. Он один из самых известных драматургов в мире Антон Чехов создал множество произведений, которые не утратили актуальности до настоящего времени. Примерно три сотни его работ в самых разных жанрах, в том числе и сатирическом, составляют высокохудожественное наследие не только у него на родине, но и далеко за ее пределами. Он внес в литературу художественные открытия – в его произведениях отсутствует финальный вывод, он воспользовался приемом «поток сознания», и благодаря этому не дает ответ на вопросы, а сам ставит их читателю.

Драматургия А. П. Чехова – это пьесы, положившие начало такому направлению в литературе, как психолого-ориентированная драма, когда на первый план в произведении выходят не внешние коллизии, а переживания героев. Чехова уже знали как писателя, когда он заявил о себе еще и в качестве драматурга. Поначалу публика ждала от писателя юмористических произведений, наподобие его коротких рассказов. Но писатель решил обратиться к животрепещущим и серьезным темам. В 1896 году Антон Павлович написал свою первую драму «Чайка», которую попытались через год поставить в Александринском театре, однако неудачно. Провал пьесы настолько расстроил автора, что он долго отказывался от повторной постановки. Но, в конце 1897 года, состоялась премьера пьесы в Московском художественном театре, которая имела большой успех. Следующими произведениями писателя стали пьеса «Дядя Ваня», написанная в 1897 году. Затем, в 1990 году, он пишет «Три сестры», и вершиной творчества становится пьеса «Вишневый сад», написанная в 1903 году. Эти пьесы Антон Павлович создавал уже специально для МХАТа.

Новаторские приемы Антона Павловича Чехова в драмах:

вещь, предмет, деталь создают основные мотивы в пьесе;

детализация направлена на раскрытие характера, внутреннего мира героя;

обращение к подтексту, или “подводное течение”. Это несоответствие внешнего текста и внутреннего монолога героя;

много действия происходит за сценой. Зритель не видит его, но понимает, что оно произошло, и повлияло на дальнейший ход событий;

нет деления на положительных и отрицательных героев;

открытый финал. Абсолютной завершенности нет на сцене, как нет ее и в самой жизни. Зритель может только предположить, что стало с героями.

раскрытие вечных тем счастья, долга, судьбы, патриотизма через психологизм героев, диалоги, случайно брошенные фразы, манеру говорить и одеваться.

Новаторство пьес Антона Павловича Чехова, так сильно поразившее современников, нашло отклик и в сердцах критиков. Именно критики сформулировали главные принципы драматического метода писателя. Критики в первую очередь в драматургии Чехова отмечали то, что в ей отразились черты кризиса реализма конца 19 века. Часто «чеховская драма» отходит от точного реалистического изображения действующих лиц для того, что как можно глубже проникнуть в их внутренний мир. Чехов предлагает для своих зрителей многослойную реальность с наличием разного рода «подводных течений» и отступлением от основной темы. Трагичность человеческого существования растворяется в обыденности, в стремлении драматурга постичь его смысл. Главное в диалогах персонажей чеховской драмы – не буквальное значение слов, а внутренний контекст, их тайный смысл. Часто при этом персонажи, произнося слова и обращаясь к своему собеседнику, друг друга не слышат, понимают лишь собственную позицию. В произведениях Чехова нередко отсутствует явно выраженный конфликт, в них нет исключительно положительных или исключительно отрицательных героев. Сами пьесы Чехова часто написаны в рамках так называемого «открытого финала», что позволяет зрителям самим додумывать окончание сюжета. Таким образом, драматургия Антона Павловича – это уникальное явление в русской литературе. Произведения писателя стремятся помочь человеку найти смысл жизни, пойти по пути нравственного совершенствования.

Влияние Чехова на мировую драматургию было огромно. С 50-х годов его пьесы ставятся на сценах театра в Китае, Корее, Японии. О влиянии творчества Чехова на американскую, английскую драматургию писали Т. Уильямс и С. Моэм. Уже больше века живут великие пьесы автора, в которых поднимаются вопросы, имеющие большую актуальность в наши дни.

Список использованной литературы и интернет – источников:

Ермилов Е.И. Драматургия Чехова. М., 1984г.

Турков А. М. А. П. Чехов и его время. М., 1987г.

Берковский Н.Чехов. От рассказов и повестей к драматургии//Руская литература. – 1965

Антон Павлович Чехов. Драматург на все времена // Театр.- 1991

Наш Чехов: деятели мирового театра о произведениях и творчестве А.п. Чехова// Театр.- 1985

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *