В чем заключается общественная природа личности
Вопрос 51. Проблема человека, личности в философии. Общественная природа человека
1. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человеказанимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках» информационно-техногенного общества.
Человек— особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность»— совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность— это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Таким образом, человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно — биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).
Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. 2. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности— врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.
По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.
В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.
В философии выделяются позитивные моральные качества:
Общественная природа личности и ее формирование
Итак, человек — социальное, общественное существо, в то же время и существо природное, биологическое. Поэтому личность, являясь социальной по своей природе, несет на себе известный отпечаток своей биологической организации.
Какова же роль биологического и социального факторов в формировании личности? Иначе говоря, каково соотношение, взаимозависимость и взаимосвязь в развитии личности человека природного, биологического, врожденного, с одной стороны, и социального, приобретенного — с другой, какова роль внутренних и внешних факторов (наследственности и среды)?
Когда мы ставим вопрос о природе личности, о происхождении индивидуально-психологических различий — особенностей темперамента, характера, способностей, интересов, то мы имеем в виду вопрос о том, являются ли эти особенности природным, прирожденным образованием или они складываются, формируются и развиваются под влиянием внешних условий жизни и деятельности человека, личности, под влиянием обучения и воспитания.
Буржуазная психология исходит из представления о том, что психика человека биологически обусловлена. С этой точки зрения все особенности личности предопределены природой, являются врожденными, и психическое развитие представляет собой процесс «созревания», «вызревания» этих наследственно предопределенных свойств. В последнее время в связи с успехами микробиологии в деле раскрытия генного механизма наследственности физических свойств человека сторонники этой точки зрения стали говорить о том, что и свойства личности, характер, способности «запрограммированы» так же, как, скажем, цвет глаз, и соответствующая наследственная информация содержится в генах в особой «закодированной» форме.
Правильное решение вопроса о природе личности строится на основе марксистско-ленинского учения. Каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими членами общества. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность. Во-первых, это означает, что человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы. Во-вторых, отметим, что, согласно определению К. Маркса, сущность человека есть совокупность общественных отношений. А это означает, что психические особенности личности определяются тем местом, которое занимает человек в системе общественных отношений, в которые он включен и как член общества, и как член определенного класса, и как член той или иной социальной группы, и, наконец, как член определенных конкретных коллективов. Положение, место человека в обществе, или, говоря словами К. Маркса, его общественное бытие, и формирует особенности его личности. Поэтому сущность личности по своей природе социальна; источники развития всех ее психических свойств, ее творческой активности находятся в окружающей социальной среде, в обществе. Процесс развития личности в этом смысле есть процесс усвоения личностью социального, общественного опыта многих поколений людей. Этот опыт усваивается в процессе общения с людьми, в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этого и складываются психические особенности личности: ее моральные качества, характер, волевые черты, интересы, склонности, способности.
До сих пор мы рассматривали человека как общественное, социальное существо. Но ведь, помимо этого, он все-таки и природное существо. Допустимо ли игнорировать, не принимать во внимание его биологическую сущность? Нет; его биологическую, природную, естественную сущность игнорировать нельзя. «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он. наделен природными силами. »[3]. Разумеется, соответствующие природные, биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и человеческая нервная система, чтобы на этой основе стало возможным формирование психических особенностей человека.
Природные особенности человека — это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Ни одна психическая особенность личности не может быть врожденной. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления личности — продукт общественного бытия человека.
Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее Человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности. Известен случай, когда в Индии в 1920 г. были найдены две девочки, живущие в волчьей стае. Младшая быстро умерла, а старшая (ее назвали Камалой), которой было 6—7 лет, прожила более 10 лет. В последние годы печать сообщала еще о нескольких подобных случаях: один мальчик был обнаружен снова в Индии и снова среди волков и два мальчика обнаружены в Африке в стае обезьян. По-видимому, дети были похищены животными, но оставлены в живых. Во всех этих случаях наблюдалась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, ни ходить, но быстро передвигались на четвереньках или ловко лазали по деревьям; не владели речью и не могли произносить членораздельные звуки; отказывались от человеческой пищи, питались сырым мясом или дикими растениями, жуками и стрекозами; воду лакали, срывали с себя одежду, кусались, выли, спали на голом полу.
Нервная система обладает врожденными органическими предпосылками для познания окружающего мира. Но только в деятельности, в условиях социальной жизни, в процессе обучения и воспитания формируется соответствующая способность человека.
Как уже отмечалось, общественный строй существенным образом влияет на личность. Духовный облик человека — типичного представителя классового общества, основанного на угнетении человека человеком, существенно отличается от облика человека — члена социалистического общества.
При капитализме общество распадается на эксплуататоров и эксплуатируемых: в результате складываются уродливые отношения между людьми. На одном полюсе — изнурительный труд, безжалостная эксплуатация, на другом — богатство и пресыщение жизнью.
В капиталистическом обществе отношения между людьми строятся на основе частной собственности, на корыстном расчете. Исходя из принципов «человек человеку волк», «мое дело — сторона», проповедуя законы джунглей, культивируя расовую и национальную вражду, капитализм разрушает у людей элементарное представление о человеческой морали. Капитализм создает тупик, в котором невозможно свободное развитие личности и выход из которого дает только социалистическое переустройство общества.
Все возможности для полноценного и всестороннего развития личности создаются только при социализме и коммунизме. Навсегда покончив с классовыми противоречиями, социалистическое общество создало совершенно иную, качественно новую основу для развития нравственных сил личности. «Раньше весь человеческий ум, весь его гений, — указывал В. И. Ленин, — творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации»[4].
Конституция СССР, принятая Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г., законодательно закрепляет великие достижения нашей страны за прошедшие 60 лет. В Основном Законе СССР отмечается, что в нашей стране построено развитое социалистическое общество, при котором все полнее раскрываются созидательные силы народа, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности. Укрепилось социально-политическое и идейное единство советского общества. На основе сближения всех классов и социальных слоев, равенства всех наций и народностей сложилась новая историческая общность людей — советский народ.
Советское социалистическое государство стало общенародным, главной задачей которого является создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические. Среди главных задач социалистического государства в Конституции указывается и задача воспитания человека коммунистического общества.
По мере постепенного перехода к коммунизму расширяются возможности физического и духовного расцвета каждого человека, всех членов общества. Формирование нового человека происходит в процессе общественного обучения и воспитания, активного участия в строительстве коммунизма, под воздействием всей системы воспитательной работы партии, государства и общественных организаций. Совместный труд членов общества, развитие коммунистических отношений, товарищеского сотрудничества и взаимной поддержки ведут к формированию людей в духе коммунизма.
Новый общественный строй формирует новую личность, человека всесторонне развитого, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Нельзя забывать, однако о том, что остатки идеологии и морали старого общества вместе с его традициями и предрассудками еще сохраняются в виде отдельных пережитков прошлого в сознании некоторых людей. Само общество ведет с этими пережитками успешную борьбу.
И наконец, последнее. В нашем обществе исчезает то неравенство между людьми, которое было связано с существованием классов, но индивидуальные различия между людьми в потребностях, интересах, способностях, характере остаются. Социализм не означает выравнивания личностей по некоторому стандартному образцу. Напротив, открываются безграничные просторы для развития каждой личности, для ее полного расцвета.
XXV съезд Коммунистической партии Советского Союза уделил большое внимание вопросам коммунистического воспитания советского народа и особенно молодого поколения — будущего нашей страны. В Отчетном докладе ЦК КПСС XV съезду была подчеркнута необходимость дальнейшего повышения уровня и эффективности нашей воспитательной работы, в частности в связи с расширением и усложнением идеологической борьбы между силами социализма и капитализма. Были сформулированы положения о том, что важнейшей задачей коммунистического воспитания является формирование у советских людей активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, что воспитание внутренней потребности трудиться на общее благо является условием формирования всесторонне, гармонично развитой личности. В этой связи Л. И. Брежнев выдвинул идею комплексного воспитания советских людей на основе единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Советские педагоги и психологи в настоящее время разрабатывают конкретную систему воспитания, реализующую эту задачу.
Общественная природа личности и, ее формирование
Итак, человек — социальное, общественное существо, в то же время и существо природное, биологическое. Поэтому личность, являясь социальной по своей природе, несет на себе известный отпечаток своей биологической организации.
Какова же роль биологического и социального факторов в формировании личности? Иначе говоря, каково соотношение, взаимозависимость и взаимосвязь в развитии личности человека природного, биологического, врожденного, с одной стороны, и социального, приобретенного — с другой, какова роль внутренних и внешних факторов (наследственности и среды)?
Когда мы ставим вопрос о природе личности, о происхождении индивидуально-психологических различий — особенностей темперамента, характера, способностей, интересов, то мы имеем в виду вопрос о том, являются ли эти особенности природным, прирожденным образованием или они складываются, формируются и развиваются под влиянием внешних условий жизни и деятельности человека, личности, под влиянием обучения и воспитания.
Буржуазная психология исходит из представления о том, что психика человека биологически обусловлена. С этой точки зрения все особенности личности предопределены природой, являются врожденными, и психическое развитие представляет собой процесс «созревания», «вызревания» этих наследственно предопределенных свойств. В последнее время в связи с успехами микробиологии в деле раскрытия генного механизма наследственности физических свойств человека сторонники этой точки зрения стали говорить о том, что и свойства личности, характер, способности «запрограммированы» так же, как, скажем, цвет глаз, и соответствующая наследственная информация содержится в генах в особой «закодированной» форме.
Правильное решение вопроса о природе личности строится на основе марксистско-ленинского учения. Каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими членами общества. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность. Во-первых, это означает, что человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы. Во-вторых, отметим, что, согласно определению К. Маркса, сущность человека есть совокупность общественных отношений. А это означает, что психические особенности личности определяются тем местом, которое занимает человек в системе общественных отношений, в которые он включен и как член общества, и как член определенного класса, и как член той или иной социальной группы, и, наконец, как член определенных конкретных коллективов. Положение, место человека в обществе, или, говоря словами К. Маркса, его общественное бытие, и формирует особенности его личности. Поэтому сущность личности по своей природе социальна; источники развития всех ее психических свойств, ее творческой активности находятся в окружающей социальной среде, в обществе. Процесс развития личности в этом смысле есть процесс усвоения личностью социального, общественного опыта многих поколений людей. Этот опыт усваивается в процессе общения с людьми, в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этого и складываются психические особенности личности: ее моральные качества, характер, волевые черты, интересы, склонности, способности.
До сих пор мы рассматривали человека как общественное, социальное существо. Но ведь, помимо этого, он все-таки и природное существо. Допустимо ли игнорировать, не принимать во внимание его биологическую сущность? Нет, его биологическую, природную,/естественную сущность игнорировать нельзя. «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он. наделен природными силами. ». Разумеется, соответствующие. природные, биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека, Необходимы человеческий мозг и человеческая нервная система, чтобы стало возможным формирование психических особенностей человека.
Природные особенности человека — это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Ни одна психическая особенность личности не может быть врожденной. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления личности — продукт общественного бытия
Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности. Известен случай, когда в Индии в 1920 г. были найдены две девочки, живущие в волчьей стае. Младшая быстро умерла, а старшая (ее назвали Камалой), которой было 6—7 лет, прожила еще более 10 лет. В последние годы печать сообщала о нескольких подобных случаях: один мальчик был обнаружен снова в Индии и снова среди волков и два мальчика обнаружены в Африке в стае обезьян. По-видимому дети были похищены животными, но оставлены в живых. Во всех этих случаях наблюдалась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, ни ходить, но быстро передвигались на четвереньках или ловко лазали по деревьям; не владели речью и не могли произносить членораздельные звуки; отказывались от человеческой пищи, питались сырым мясом или дикими растениями, жуками и стрекозами; воду лакали, срывали с себя одежду, кусались, выли, спали на голом полу.
Как уже отмечалось, общественный строй существенным образом влияет на личности Духовный облик человека — типичного представителя классового общества, основанного на угнетении человека человеком, существенно отличается от облика человека — члена социалистического общества.
При капитализме общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых: в результате складываются уродливые отношения между людьми. На одном полюсе — изнурительный труд, безжалостная эксплуатация, на другом – богатство и пресыщение жизнью.
В капиталистическом обществе отношения между людьми строятся на основе частной собственности, на корыстном расчете. Исходя из принципов «человек человеку волк», «мое дело — сторона», проповедуя законы джунглей, культивируя расовую и национальную вражду, капитализм разрушает у людей элементарное представление о человеческой морали.
Все возможности для полноценного и всестороннего развития личности создаются только при социализме и коммунизме. Навсегда покончив с классовыми противоречиями, социалистическое общество создало совершенно иную, качественно новую основу для развития нравственных сил личности.
Конституция СССР законодательно закрепляет великие достижения нашей страны. В Основном Законе СССР отмечается, что в нашей стране построено развитое социалистическое общество, при котором все полнее раскрываются созидательные силы народа, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности. На основе сближения всех классов и социальных слоев, равенства всех наций и народностей сложилась новая историческая общность людей — советский народ.
Формирование нового человека происходит в процессе общественного» обучения и воспитания, активного участия в строительстве «»коммунизма, под воздействием всей системы воспитательной работы партии, государства и общественных организаций.
Новый общественный строй формирует новую личность, человека всесторонне развитого, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Нельзя забывать, однако, о том, что остатки идеологии и морали старого общества вместе с его традициями и предрассудками еще сохраняются в виде отдельных пережитков прошлого в сознании некоторых советских людей. Само общество ведет с проявлениями чуждой идеологии и морали успешную борьбу.
И наконец, в. нашем обществе исчезает то неравенство между людьми, которое было связано с существованием классов, но. индивидуальные различия между людьми в потребностях, интересах, способностях, характере остаются. Социализм не означает выравнивания личностей по некоторому стандартному образцу. Напротив, открываются безграничные просторы для развития каждой личности, для ее полного расцвета.
В Программе КПСС, принятой XXVII съездом КПСС, уделяется большое внимание вопросам коммунистического воспитания советских людей и особенно молодого поколения. Была подчеркнута необходимость дальнейшего повышения уровня и эффективности воспитательной работы в условиях обострения идеологической борьбы между силами социализма и силами империализма и агрессии. В Программе КПСС подчеркивается, что воспитание внутренней потребности трудиться на общее благо, коммунистического отношения к труду является одним из важных условий формирования всесторонне, гармонично развитой, духовно богатой личности советского человека.
Направленность личности
Важнейшая характеристика личности — ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.
Как уже указывалось, активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности. Потребность— это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей.
Потребности человека разнообразны. Прежде всего выделяют потребности естественные (природные), которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище. В основе своей это биологические потребности, но по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей животных:, способ удовлетворения человеческих потребностей носит социальный характер, т.е. зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды. Сравним, например, потребность в жилище у животных (нора, берлога, гнездо) и у человека (дом). Даже потребность в пище, у человека социализирована: «. голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов».
Наряду с естественными у человека есть и чисто человеческие, духовные, или социальные, потребности: потребность в словесной общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребности (чтение книг и газет, слушание радиопередач, посещение театров и кино, слушание музыки). Очень важное значение имеет потребность в труде. Особо отметим и такую потребность, свойственную людям, воспитанным в коммунистическом духе, как потребность в добросовестном выполнении своего долга. Отсюда следует, что в процессе воспитания ребенка, школьника надо постепенно, настойчиво и тактично добиваться того, чтобы выполнение требований, предъявляемых ему, выполнение правил поведения стало потребностью, привычкой, когда ребенок выполняет соответствующие действия без принуждения, охотно, отчетливо сознавая их необходимость. Условием этого является, во-первых, понимание ребенком значения определенных требований и правил и, во-вторых, длительная тренировка в их неуклонном выполнении.
Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную деятельность человека (а они всегда чрезвычайно разнообразны), надо знать мотивы или побудительные причины этих поступков, действий или конкретной деятельности. Мотивами могут быть конкретные проявления потребностей или побуждения другого рода. Например, ученик тщательно готовит уроки, Мотивом может быть и желание порадовать родителей хорошей отметкой, и желание понравиться учительнице, и необходимость избежать двойки в четверти, и потребность в приобретении знаний. Поэтому, оценивая поступок человека, необходимо принимать во внимание мотив этого поступка. Только тогда можно правильно оценить его. Например, два ученика получили плохую отметку и скрыли ее от родителей. Но в одном случае это объяснялось нежеланием огорчить тяжелобольную мать, а в другом — стремлением получить обещанную награду. Познавательная потребность человека проявляется в интересах. Интересы — это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Значение интересов велико — они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, заставляют ученика активно искать пути и способы углубленного познания, преодолевая трудности и препятствия. Это надо принимать во внимание, организуя учебную деятельность школьников. Интересный предмет, интересные уроки обычно вызывают желание усердно заниматься этим предметом и в результате дают хорошую успеваемость.
Интересы характеризуют по их содержанию, широте, глубине, устойчивости и действенности.
По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены (интерес к технике, музыке, театру, шахматам и т. д.). Различные по содержанию интересы оцениваются с точки зрения их общественной значимости: одни — положительно, если в них правильно сочетаются общественные и личные моменты; другие — отрицательно, как мелкие, обывательские, связанные только с удовлетворением своих чувственных потребностей или низких страстей.
Для интересов советских людей характерна глубокая идейность и общественная ценность; эти интересы порождаются задачей совершенствования социалистического общества.
Различают широкие и узкие интересы. Всестороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность интересов при наличии основного, центрального интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека одного-двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному.
Глубокий интерес означает потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях. Он противопоставляется поверхностному интересу, когда человек скользит по поверхности явления и не интересуется объектом по-настоящему.
Выделяют устойчивые интересы (они длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закрепленными особенностями его личности) и неустойчивые интересы (они сравнительно кратковременны, быстро возникают и быстро угасают). Человек с неустойчивыми интересами легко увлекается и быстро охладевает.
Действенными интересами называют интересы, глубоко воздействующие на жизнь и деятельность человека, побуждающие его к систематическим и целеустремленным действиям в определенном направлении, к активным и инициативным поискам источников удовлетворения интересов. Бывает и пассивный интерес, не побуждающий к такого рода деятельности. К сожалению, интерес к спорту у школьников порой носит именно такой характер: они готовы часами сидеть у телевизора, наблюдая за всеми футбольными или хоккейными матчами, на память знают биографию каждого игрока, читают спортивные книги, журналы и газеты, но сами спортом не занимаются. Соответствующая перестройка пассивных интересов совершенно необходима.
Различают также прямые (непосредственные) и косвенные (опосредствованные) интересы. Прямые интересы вызываются самим содержанием той или иной области знаний или деятельности, занимательностью, увлекательностью ее. Косвенные интересы вызываются не содержанием объекта, а тем значением, которое он имеет, будучи связанным с другим объектом, непосредственно интересующий человека (например, школьник интересуется математикой лишь потому, что она нужна для авиамоделирования, которым мальчик очень увлечен).
Воспитание косвенных интересов имеет большое значение. Надо добиваться, чтобы школьник тщательно, ответственно и с увлечением мог выполнять и такую деятельность, которая сама по себе для него неинтересна, но он понимает ее необходимость. Для этого в убедительной форме раскрывают значение и важность неинтересной для ученика деятельности, пытаясь найти и в ней увлекательные и занимательные стороны. Человек делает не только то, в чем испытывает непосредственную потребность, и занимается не только тем, что его интересует. Поведение личности регулируется и определяется также моральными мотивами, чувством долга, общественными обязанностями и т. д. Моральные мотивы поведения человека выражаются в идеалах и убеждениях.
Моральный (или нравственный) идеал — это образец, которому следует человек в деятельности и поведении. Советскому общественному строю соответствует нравственный идеал человека, в образе которого воплощаются лучшие, передовые черты строителя коммунизма. Наша повседневная жизнь рождает множество передовых людей, самоотверженных строителей коммунизма, примеру которых подражает и следует наша молодежь. Такими людьми являются Герои Социалистического Труда — труженики заводов и полей, крупнейшие ученые нашей страны. Примерами для подражания служат общественные и государственные деятели нашей страны, виднейшие деятели мирового коммунистического движения, Герои Советского Союза, наши летчики-космонавты.
Важный мотив поведения — убеждения, тесно связанные с идеалами. Убеждения — определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Эмоциональная сторона убеждений связана с глубоким их прочувствованием. Убеждения — это то, что не только понято, осмыслено, но и глубоко прочувствовано, пережито.
Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека. Мировоззрение всегда носит классовый характер. В нашем обществе господствует коммунистическое, марксистско-ленинское мировоззрение, которое отражает объективные законы развития природы и общества и служит интересам всех трудящихся.
Коммунистическое мировоззрение лежит в основе формирования коммунистической направленности каждой отдельной личности — ее убеждений и чувств, ее воли и характера, ее поведения и деятельности, ее отношения к труду. Поэтому типичным представителем советского общественного строя является гармонически развитая личность, сочетающая в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, отличающаяся целым рядом высоких моральных качеств, из которых важнейшие — коммунистическая идейность, принципиальность и целеустремленность, советский патриотизм и пролетарский интернационализм, коммунистическое отношение к труду, коллективизм и социалистический гуманизм.
Личность и коллектив
Человек живет и действует не сам по себе, а в коллективе я формируется как личность под влиянием коллектива. В коллективе и под его влиянием складываются черты направленности и воли человека, организуется его деятельность и поведение, создаются условия для развития его способностей.
Социалистический коллектив сочетает в себе интересы общества с интересами отдельной личности: с одной стороны, коллектив утверждает в качестве высшей нормы поведения человека его служение общественному благу, с другой — обеспечивает расцвет индивидуальности человека, его личных способностей, содействует его всестороннему развитию.
Коллектив обладает огромной силой воздействия, способной перевоспитывать и делать полезными членами общества даже, казалось бы, самых неисправимых людей. Не случайно на использовании огромной силы воздействия коллектива построена советская педагогика в теоретическую и практическую разработку, которой большой вклад внес выдающийся педагог Л. С. Макаренко.
Велика роль комсомола в формировании личности молодых советских людей. Комсомольская организация под руководством Коммунистической партии Советского Союза целенаправленно формирует духовный облик молодого поколения и направляет молодежь на замечательные практические дела. Все великие стройки нашего времени — дело рук и комсомольцев. Практические дела большого общественного значения формируют полноценную личность нового человека общества развитого социализма.
Имея в виду огромную роль коллектива и взаимоотношений в коллективе в деле формирования личности, советские психологи за последние годы стали интенсивно изучать психологию групп и коллективов. Изучают так называемые малые группы, под которыми понимают относительно устойчивое, немногочисленное по составу (не более 30—40 человек) объединение людей, связанных общими целями. К малым группам относятся такие объединения, как семья, школьный «класс, бригада на производстве, экипаж самолета или небольшого судна, коллектив зимовщиков полярной станции и т. д.
Исследователи различают формальные (официальные) малые группы, которые создаются на основе устава или каких-либо официальных документов (класс, пионерское звено, октябрятская звездочка) и неформальные (неофициальные) группы — свободные и стихийные» объединения людей на основе симпатии, взаимных интересов (дворовые компании, группы школьников по интересам и т. д.).
Группы (и формальные, и неформальные) достигают различного уровня развития. Высшей формой развития является коллектив. Всякий коллектив есть группа, но не всякая группа — коллектив. Коллектив — такая организованная и сплоченная группа, которая преследует общественно полезные цели.
Все эти тонкости взаимоотношений учителю — организатору классного коллектива — надо выяснять. Только хорошо зная коллектив и тонко чувствуя взаимоотношения в нем, учитель может опираться на коллектив в воспитательной работе.
Вопросы для повторения
1. Что такое личность?
2. В чем заключается общественная природа личности?
3. Какие факторы влияют на формирование личности?
4. Что понимают под направленностью личности?
5. Какова роль коллектива в развитии личности?
6. В чем суть межличностных отношений в коллективе?
Глава V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Понятие о деятельности
Нормальное состояние человека, если только он не спит, — активное, деятельное состояние. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят — трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т. д. Словом, он проявляет активность — внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и т. д.). Однако различать внешнюю и внутреннюю активность можно лишь условно. Как показали исследования, работа мысли даже тогда, когда человек внешне не проявляет активности, связана с речедвигательными микродвижениями (которые можно зарегистрировать). То, что мы называем «мышлением про себя», есть проговаривание «про себя», так как мышление взрослого нормального человека существует в речевой форме. Поэтому любая деятельность человека всегда связана с внешним движением, движением его мышц.
Деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государстве.
Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он tie может существовать, — пищу, одежду, жилище. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись. В процессе деятельности человек изменяет окружающую действительность, своим трудом преобразует окружающий мир: пустыни становятся цветущими садами, реки изменяют русло и направление, в тундре и тайге возникают города. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности.
Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложно. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер — человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда. В-третьих; деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива.
Деятельность определяется (детерминируется) общественно-историческими условиями. В зависимости от требований общества деятельность человека приобретает различный характер. Рассмотрим, например, трудовую деятельность человека. Во все времена и эпохи человек занимался трудовой деятельностью. Но в условиях капиталистического общества трудящийся человек становится придатком машины, и его деятельность направляется капиталистом только на то, чтобы получить большую прибыль.
В нашей стране в связи с изменением общественных условий сама трудовая деятельность все больше и больше становится потребностью человека, в ней раскрываются лучшие стороны личности советских людей. Они познают счастье труда.
Изменился и характер такого вида деятельности, как учение. Дореволюционная школа учила молодое поколение тому, что необходимо было для закрепления господства класса угнетателей. А само учение носило характер зубрежки и муштры. Учение в советской школе носит совсем иной характер. Оно дает знания, необходимые человеку для выполнения своего общественного долга— труда на общую пользу. А само обучение носит развивающий характер, оно ориентировано на формирование у школьников активного, самостоятельного, творческого мышления.
Необходимые условия человеческой деятельности — психические процессы. Они являются, с одной стороны, обязательной характеристикой всякой деятельности человека: играет ли ребенок, учится ли школьник, трудится ли человек — всегда все виды деятельности неразрывно связаны с вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением, без которых не может осуществляться никакая деятельность человека. С другой стороны, все психические процессы протекают, формируются и регулируются в деятельности. Так осуществляется взаимосвязь психических процессов и деятельности человека,
Структура деятельности
Деятельность обычно рассматривают с точки зрения ее структуры (состава). Прежде всего различают цели и мотивы деятельности.
Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Деятельность вызывается определенными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по ее достижению. Цель — это то, ради чего действует человек; мотив — это то, почему действует человек. Рассмотрите под этим углом зрения ваше учение в педагогическом училище. Какова ваша цель? Успешно окончить его и получить профессию учителя. А почему вы стали учиться? Почему поставили перед собой цель окончить педагогическое училище? И сразу у вас в памяти возникнут мотивы, побудившие вас к данному решению. Они могут быть различными, но у всех будут какие-то мотивы, определившие постановку цели вашей учебной деятельности.
Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов — ближайшими и все более общими и отдаленными.
Например, вы изучаете этот учебник. Ближайшая цель — усвоить содержание данной главы. За ней стоит более отдаленная цель — хорошо знать психологию. За ней — еще более общая и отдаленная — стать хорошо образованным специалистом — учителем, и, наконец, самая общая цель — принести пользу Родине, людям. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие перспективы, цели, но и отдаленные — это придает силы бороться с трудностями и преодолевать препятствия, а достижение промежуточного результата не демобилизует человека.
Деятельность оценивают и по уровню мотивации, по тому, носят ли мотивы общественный или ярко выраженный узколичностный характер. У хорошо воспитанного человека общественные мотивы приобретают личностный смысл, становятся и его личным делом.
Составную часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности называют действием. Действия человека также совершаются по тем или иным мотивам и направлены на достижение определенных целей. Действия человека всегда осознанны, но степень осознанности действий может быть различна. Действия бывают вполне осознанными, когда поставлена и осознана цель, намечен порядок и последовательность движений и предполагаются определенные результаты действия. Действия не вполне осознанны, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие малоосознанные действия, производимые под влиянием сильных чувств, сильнодействующих раздражителей, часто неожиданных, называют импульсивными. Из окна классной комнаты виден старый парк, деревья которого спускаются к пруду. Выпал снег. В классе тишина, ученики самостоятельно решают задачи. Кто-то крикнул: «Заяц, собаки!» Сразу головы ребят повернулись к окну, затем все вскочили и бросились к окнам. Зайца преследовали собаки, он белым комком катился с горки к пруду, а собаки за ним. При виде этой картины ребята и учитель невольно подались к окну, смотрели и не могли оторваться до тех пор, пока заяц не исчез в кустах.
Под влиянием сильного и внезапного раздражителя действия учеников И учителя (их движение к окну) совершились без ясно осознанной цели, без обдумывания, что указывает на их недостаточную осознанность. Это действия импульсивные.
Различают действия практические и умственные. Они тесно связаны между собой. Практические действия (манипулирование предметами, конструктивные действия, действия на пришкольном участке и т. д.) имеют большое значение в познавательной деятельности (при восприятии и мышлении). С ранних лет ребенок начинает овладевать практическими действиями с предметами и способами обращения с ними и тем самым познает эти предметы. Практические действия с предметами не утрачивают своего значения и в учебной работе школьника, они помогают лучше понять и усвоить учебный материал. Так, при решении математических задач ученик обращается к практическим действиям с предметами.
На основе практических действий возникают умственные действия — действия в уме. Умственная познавательная деятельность позволяет полнее и глубже познать изучаемые предметы и явления действительности.
Действия человека неотделимы от речевой деятельности. Речевая деятельность, слово (в том числе и внутренняя речь — мысленное проговаривание) регулируют поведение и деятельность человека, помогают ему осознавать свои действия, словесно оформлять задачи действия и намечать его план, изменять характер действия, исправлять допущенные ошибки.
Во всякой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, звенья, этапы): этап постановки цели (ясное осознавание конкретной задачи); этап планирования работы, выбор наиболее рационального способа действия; этап выполнения, осуществления деятельности, сопровождаемый текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости; далее следует проверка результатов, исправление ошибок, если они были, сопоставление полученных результатов с запланированными, подведение итогов работы и ее оценка. Все эти компоненты легко проследить, анализируя конкретную учебную деятельность ученика (разумеется, если она правильно организована учителем).
Виды деятельности
Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к трем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразный вид деятельности.
Труд, основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта.
Любой вид труда, в котором проявляется что-то новое, вносится рационализация, усовершенствование в процесс деятельности, приобретает творческий характер. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание художественного, музыкального, литературного произведения, разработка нового метода хирургической операции, разработка новых методов обучения и воспитания и т. д.). Творческая деятельность, конечно, требует наличия способностей, капитальных знаний, страстного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения. Но главное — огромный, напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий. Ошибочно считать, что талантливому человеку все дается легко, без труда. Наоборот, многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде. «Талант — это терпение», «Талант — это склонность к бесконечному труду», — говорили они. Л. Н. Толстой называл труд писателя «страшной работой».
Учение лишь подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения профессии. Игра, разумеется, не дает общественно значимого продукта. Различны и мотивы этих видов деятельности: мотивом труда и учения является, прежде всего, осознание общественного долга, игра мотивирована интересом. Существенны различия и в организации этих видов деятельности — труд и учение, как правило, осуществляются в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте, Игра связана со свободной организацией — ребенок обычно играет в отведенное для этого время, но в пределах этого времени — как хочет, когда хочет и сколько хочет.
Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение. У ребенка до поступления в школу основной вид деятельности — игра, хотя в детском саду он и немного учится и трудится по силам. Основной вид деятельности школ