В чем заключается ограниченность возможностей рынка регулировать экономику
Государственное регулирование экономики
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
В чем заключается ограниченность возможностей рынка регулировать экономику
Подробное решение Параграф § 8 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014
Вопрос 1. Зачем государство вмешивается в рыночные отношения? Почему государство в рыночной экономике называют попечителем общественного интереса? Что выгодно экономике: рост или снижение налогов?
Все экономические системы, которые существуют в реальном мире являются смешанными (с усиленным влиянием государства или рынка). В таких системах государство и рыночная система делят между собой ответственность за выполнение пяти экономических функций:
• Формирование и осуществление правовой и социальной деятельности
• Поддержание конкуренции на рынках
• Стабилизация экономики страны
Данные экономические функции способствуют укреплению и упрощению работы рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества.
Рынок регулирует деятельность предпринимателей и фирм, а государство функционирование рынка, исходя из его собственных законов.
Это означает минимальное вмешательство государства в деятельность предприятий и рынка и то лишь в том случае, когда возникают нежелательные явления, с которыми рынок справиться не в состоянии (война, экономические кризисы, инфляция, стихийные бедствия, массовая безработица и т.д.)
Государство является одним из участников хозяйственной жизни, но последствия его действий для экономики несравнимы с воздействием фирм или домохозяйств. Как правило, действия государства сконцентрированы вне рыночного сектора и имеют свои особенности. Чтобы эффективно действовать, государство должно располагать необходимыми средствами, получаемыми преимущественно в виде налогов, и использовать их для реализации заявленных целей.
Экономике выгодно снижение налогов.
Вопросы и задания к документу
Вопрос 1. Как автор документа характеризует роль государственных институтов в едином рыночном пространстве? Какие, по мнению учёного, экономические функции государства способствуют стабильному развитию рыночной системы?
Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере — функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне её, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и. расширение производства общественных благ — особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, — создание правового поля в предпринимательской сфере. Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль — сохранение самой рыночной системы путём выражения общих, или общественных, интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества.
Вопрос 2. А. Н. Пороховский называет ряд социально-экономических явлений в жизни общества, находящихся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Перечислите эти явления и, опираясь на известные факты, проиллюстрируйте одно из них примером.
Расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, создание правового поля в предпринимательской сфере, национальные проекты по развитию образования, здравоохранения, поддержки семьи.
Вопрос 3. Автор документа подчёркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, поясните значение конкуренции для рыночной экономики.
Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере — функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне её, гарантируя стабильность рыночной системы в целом.
Конкуренция — основа рыночной экономики, мощный стимул экономического роста, улучшения качества продукции, ускорения научно-технического прогресса и снижения издержек производства и цен. Побуждая предприятия снижать свои производственные затраты, приводя к ликвидации обременительных для общества убыточных производств, конкуренция способствует интенсификации, повышению эффективности общественного производства. Ориентируя товаропроизводителя на потребности рынка, конкуренция создает возможности наиболее широкого выбора товаров и услуг, наиболее полного удовлетворения производственных запасов.
Вопрос 4. Автор подчёркивает регулирующую роль в обществе судебной системы наряду с рыночным механизмом. Раскройте значение правовой защиты участников экономической деятельности.
Экономика это чаще всего заключение разных контрактов, договоров, а как правильно это делать, как не потерять, что было вложено в дело, как заставить своих партнеров выполнить обязательства и заплатить, как привлечь к ответственности. Без права и правовой защиты не выживешь.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Вопрос 1. Какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику? Назовите основные методы воздействия государства на экономику.
Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей. Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике следующие: стимулировать экономический рост; создавать условия экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу экономической деятельности, методы её осуществления и использования дохода от неё); обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность (способность всей экономики получить максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов); заботиться об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу); оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.
Экономическая политика строится на сочетании перспективных и текущих целей. В экономической политике выделяют, в частности, финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику.
За государством всегда сохраняются такие классические функции, как стабилизация экономики; защита прав собственности; регулирование денежного обращения; перераспределение доходов; регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками; контроль над внешнеэкономической деятельностью; производство общественных благ и т. д.
Значительна роль государства и в тех сферах, в которых работают исключительно частные предприятия, действующие по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы вызвано проблемой внешних (побочных) эффектов или воздействий.
Внешние эффекты — это связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц. Экономическая деятельность одних может вызывать такие последствия, которые отражаются на людях, непосредственно не участвующих в производстве и потреблении данных товаров.
Компенсация внешних эффектов — важная функция государства в рыночной экономике.
Вопрос 2. Почему государство занимается производством общественных благ?
Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах. Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др. Эти блага одинаково доступны для всех людей, и за пользование ими, как правило, не взимается плата. Вы можете сами привести примеры подобных благ.
Производство общественных благ берёт на себя государство, потому что в большинстве своём это производство невыгодно для частных производителей, а развитие таких, например, сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ.
Вопрос 3. В чём заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику?
Реализация экономической политики предполагает применение определённого инструментария (методов, форм регулирования). Его выбор определяется состоянием национальной экономики, приоритетным направлением экономической политики, господствующей в данный момент теоретической концепцией регулирования.
В государственной экономической политике можно выделить два главных направления: стабилизационное и структурное. Если стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, то структурная — на обеспечение её сбалансированного развития.
Первое направление включает в себя в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (монетарную) политику. Второе направление использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др.
Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путём прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование предполагает использование преимущественно административных методов, а косвенное — экономических.
Проявлением прямого регулирования является прежде всего законодательная деятельность государства, расширение государственных заказов, развитие госсектора в экономике.
Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов фискальной и монетарной политики. Именно ему принадлежит приоритет в рыночной экономике. Схематично механизмы государственного регулирования рыночной экономики можно представить следующим образом:
Вопрос 4. Должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику? Если да, то почему?
Необходимость во вмешательстве государства в экономику неоспорима. Но в его контроле рыночных отношений должны существовать разумные пределы.
Своё вмешательство государство должно осуществлять, прежде всего, косвенными методами, при помощи которых оно может контролировать и совершенствовать рыночную модель. Прямое (административное) регулирование также целесообразно. Но любая из этих форм вмешательства должна быть экономически оправдана, а комплекс методов воздействия сбалансирован и направлен на компенсацию возникающих несовершенств рынка. А вот непосредственно производство (его организация, развитие и регулирование) должно происходить без прямого государственного вмешательства под влиянием рыночных законов.
Вопрос 5. Как государство оказывает поддержку рыночной экономике?
Для того чтобы были реализованы такие важные институты рынка, как частная собственность, свобода предпринимательства и свобода экономического выбора, необходима разработка специального законодательства.
Государство призвано играть активную роль в поддержании и защите конкуренции, ослаблении монополистических тенденций в экономике. Это вмешательство государства осуществляется посредством различных антимонопольных мер, разработкой антимонопольного законодательства.
Государственное регулирование рыночной экономики проявляется в виде поддержки предпринимательства. Это имеет особое значение в нашей стране, где бизнес проходит сложный этап становления на рынке. Помощь предпринимательству имеет такие формы, как льготное налогообложение в первые годы работы фирм, упрощение правил их регистрации, предоставление субсидий предприятиям малого бизнеса.
ЗАДАНИЯ
Вопрос 1. Россия имеет значительный внутренний государственный долг. Как найти эффективные пути его погашения? Аргументируйте свои предложения.
Во первых – развивать промышленность, а не газопотоки. Необходимо рационально использовать бюджет страны. Желательно развивать торгово-экономические отношения стран СНГ для более продуктивных решений накопившихся проблем.
Нужно выйти на новый экономический уровень в стране. Сегодня же мы зависим от нефти и газа, и если например, американская биржа сыграет на рынках, и нефть с газом упадёт в цене, то у нас разразится кризис.
Вопрос 2. Российскому государству удавалось на протяжении ряда лет добиваться бездефицитного бюджета. Охарактеризуйте негативное воздействие бюджетного дефицита на экономику. Какие сферы экономики могут в значительной степени испытывать это воздействие? Предложите действенные, на ваш взгляд, государственные меры по устранению дефицита бюджета в стране.
Пожалуй, самое действенная мера по избавлению от дефицита бюджета – это секвестрование бюджета. Такую меру можно наблюдать в США. При таком способе происходит реальная оценка происходящего и изменение льгот и налог пропорционально по приоритету в отношении дефицита.
Вопрос 3. Объясните смысл следующего высказывания: «Налоги — это цена, которую мы платим за услуги государства». Проиллюстрируйте своё мнение примерами.
Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.
Выплаченные налоги идут в казну государства из которой распределяются на различные социальные поддержки, пенсии, заработную плату работникам медицины, полиции и учителям. Заплатив налоги, человек получает гарантию того, что он получи квалифицированную медицинскую помощь, будет защищён правоохранительными органами, его дети получат образования и в старости ему принесут пенсию.
Вопрос 4. В России относительно высокий уровень сбережений населения, которые можно рассматривать как потенциальный источник развития экономики. Однако сбережений достаточно много, а инвестиций (вложение денежных средств в организацию своего дела, развитие производства) не хватает. Каковы, на ваш взгляд, причины подобной ситуации?
1.Нежелание отечественных и зарубежных инвесторов вкладываться в нашу экономику т.к. велик риск краха или обмана, мошенничества.
2.Несовершенство законодательной системы, отсутствие страхования вкладов.
3.Недостаточная поддержка со стороны гос-ва и чиновничьего аппарата.
4.Уровень бюрократизма и коррупции в нашей стране высок.
5.Возможен риск недостатка спроса на малоизвестный бренд.
Вопрос 5. Опираясь на материалы параграфа и Интернета, например обзоры состояния российской экономики, Федеральной службы государственной статистики, заполните в тетради таблицу.
Инструменты государственной экономической политики
Раздел 1. Общие основы экономического развития
Цель данной темы – выяснить законы рыночной экономики, сущность и функции рынка.
Оглавление
1.6.1. Экономические законы рыночной экономики
Рыночная экономика, как уже было отмечено ранее, – это сложная специфическая система экономических связей в обществе по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, имеющая в качестве своих основ частную собственность, мотив прибыльности и спонтанно функционирующая в результате действия объективных экономических законов.
Важнейшую роль в рыночной экономике играет закон стоимости. Его суть заключена в том, что в основе цены лежит стоимость, которая определяется общественно-необходимыми затратами. При этом механизм действия данного закона – постоянное отклонение цен от стоимости. В результате закон стоимости выполняет три важнейшие функции в экономике: 1) распределение капитала между отраcлями и видами производства; 2) стимулирование роста производительности труда, применения более совершенных технологий; 3) дифференциацию товаропроизводителей.
Закон стоимости выражает самые глубинные связи и зависимости в рыночной экономике. Конкретизируется он через целую группу экономических законов: закон спроса, закон связи спроса с ценами на другие товары, закон предложения, закон взаимной связи спроса и предложения и др.
Особую группу составляют законы денежного обращения. Важнейший из них – закон количества денег, необходимых для обращения:
где: М – количество необходимых для обращения денег;
PQ – сумма цен проданных товаров;
v – скорость оборота денежной единицы.
И, наконец, в рыночной экономике действуют общие экономические законы: закон роста производительности общественного труда, возрастания потребностей, закон экономии времени и др.
Все экономические законы взаимосвязаны и взаимозависимы и в этом своем взаимодействии образуют механизм функционирования экономики. Рыночный механизм представляет собой систему взаимосвязей, обеспечивающую равновесие цен, баланс произведенных и требуемых количеств продукции через движение спроса и предложения. Это механизм приспособления предложения к спросу, т. е. решения трех основных проблем экономики: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.
1.6.2. Преимущества и негативные стороны рыночной экономики
Преимущества рыночной экономики заключены в следующем (см. рис. 1).
Однако рыночная экономика имеет и негативные стороны (рис. 2). К числу важнейших из них относятся следующие.
Отсюда возникает социальная напряженность в обществе, возможность социальных конфликтов. Негативные стороны рыночной экономики порождают стремление создать регулируемую и социально-ориентированную рыночную экономику. Важнейшую роль при этом должно играть государство.
Регулируемая рыночная экономика характеризуется сочетанием рыночных (товарно-денежных) и плановых рычагов хозяйствования (см. рис. 3).
Сравнительная характеристика стихийного
и регулируемого капиталистического рынка
Источник: Бор М. З. История мировой экономики. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 1998. – С. 87.
1.6.3. Рынок, его функции, структура, рыночные индикаторы
Рынок – это неотъемлемая важнейшая часть, «сердце» рыночной экономики. Если в командно-административной системе сигналы идут от государства, то в рыночной экономики – от рынка (см. рис. 4).
В условиях рыночной экономики рынок выполняет ряд следующих важнейших функций (см. рис. 5).
Схему функционирования рынка характеризует модель замкнутого потока деловой активности (см. рис. 6).
Субъекты рынка: домохозяйства и фирмы (основаны на частной собственности) и государство (государственная собственность).
Домохозяйство – «householder» – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая является собственником какого-либо из факторов производства, самостоятельно принимает решения и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Фирма – экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, самостоятельно принимает решения, стремится к максимуму прибыли.
Под государством понимаются правительственные учреждения, имеющие юридическую, политическую и экономическую власть для осуществления контроля над другими хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Структура рынка многогранна. Обычно выделяют 3 основных вида:
Все виды рынка разделяются на субрынки или рыночные сегменты. Их классифицируют по различным признакам (см. рис. 7, 8).
Рынок товаров и услуг
Свою стабильность рынок обеспечивает через рыночные индикаторы. Они выступают элементами рынка как информационной системы.
Главный индикатор – цена. На основе цены потребитель формирует спрос, производитель – предложение.
Следующий индикатор – заработная плата. Она характеризует состояние рынка труда: какие профессии являются дефицитными, какие – избыточными.
Норма ссудного процента – дает информацию, что выгоднее: вкладывать деньги в производство или в ценные бумаги; тратить ли имеющиеся средства сегодня или сберегать.
Важным индикатором выступает валютный курс: цена валюты данной страны, выраженная в денежных единицах других стран.
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
1. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 57-83, 138-140.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 106-114.
3. Павлова И. П. Общая экономическая теория: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
4. Павлова И. П. Общая экономическая теория. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.
5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 50-56.