В чем заключается организаторская деятельность вышестоящих органов социального обеспечения
Статья 12. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания
Статья 12. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания
1. Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции:
1) осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
2) контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений;
3) внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 2 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.
2. Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
1) предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;
3) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
3. Должностные лица органов управления социальной защитой населения и учреждений социального обслуживания имеют право:
1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;
2) запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона
В чем заключается организаторская деятельность вышестоящих органов социального обеспечения
Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся:
1) правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;
2) определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, а также при необходимости уполномоченной организации;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 14.11.2017 N 324-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте Российской Федерации;
4) утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
5) утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации, нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями;
6) утверждение норм питания в организациях социального обслуживания субъекта Российской Федерации;
7) формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг;
8) разработка, финансовое обеспечение и реализация региональных программ социального обслуживания;
9) утверждение законом субъекта Российской Федерации перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, с учетом примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемого в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона;
10) утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;
11) установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
12) утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания с указанием органа субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление такого контроля;
13) установление предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;
14) утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания;
15) обеспечение бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети «Интернет»;
16) установление мер социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации;
17) организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг;
18) ведение учета и отчетности в сфере социального обслуживания в субъекте Российской Федерации;
19) установление порядка реализации программ в сфере социального обслуживания, в том числе инвестиционных программ;
20) организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев (волонтеров), осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 05.02.2018 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
21) разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания;
22) разработка и апробация методик и технологий в сфере социального обслуживания;
23) утверждение порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения;
24) утверждение номенклатуры организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации;
24.1) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания;
(п. 24.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 256-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 91-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
25) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Понятие организации работы органов социального обеспечения
Вне зависимости от уровня органа (федерального, регионального или местного) и организационной формы социального обеспечения (обязательного социального страхования или обеспечения за счет ассигнований из государственного бюджета) им свойственны одинаковые принципы, формы, методы и приемы организации своей работы, такие как:
— работа с обращениями граждан;
— работа с общественными организациями;
— ведение справочно-кодификационной работы.
В районных (городских) органах социального обеспечения составляются графики и планы работы. Графики работы утверждаются администрацией города (района) или руководителем органа социального страхового фонда. График работы предполагает обязательное указание рабочих и выходных дней, начала и окончания работы, перерыва в работе. Приемные дни указываются отдельно, с указанием времени приема. В органах социального обеспечения используются разные системы (способы) приема: участковая система или функциональная. При участковой системе в органе социального обеспечения обычно бывает 2-3 приемных дня. Если орган применяет функциональную специализацию, то, как правило, все рабочие дни считаются приемными.
Если в структуре учреждения социального обеспечения имеются структурные подразделения, например учреждения медико-социальной экспертизы, то в обязательном порядке вывешивается график их работы. Кроме того, на видном месте помещается график работы вышестоящего органа социального обеспечения.
Кроме графиков, в учреждении социального обеспечения составляется годовой перспективный план и текущий план работы.
Годовой план основных мероприятий утверждается администрацией района (города) или руководителем социального страхового фонда. В этот план обязательно включаются следующие разделы:
1) обеспечение граждан пенсиями;
2) обеспечение граждан социальными пособиями;
3) социальное обслуживание пожилых и инвалидов;
4) обеспечение трудового устройства и профессионального обучения инвалидов;
5) материально-бытовое обслуживание пенсионеров;
6) повышение квалификации работников органа;
7) методическая работа;
8) научная организация труда;
9) работа с общественностью;
11) культурно-массовая работа.
К рабочим планам предъявляются соответствующие требования. Они должны быть конкретными, реально выполнимыми, содержать дату исполнения и исполнителя.
Работа с обращениями граждан
Согласно законодательству, каждый гражданин имеет право на обращение в органы законодательной, исполнительной власти и иные ведомства, представляющие интересы государства. Должностные лица этих органов в пределах установленной для них компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированные ответы в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Обращения граждан бывают разного характера. Чаще всего обращения оформляются в письменной форме. Можно выделить три основных вида обращения: заявление, жалоба, предложения. (Хотя заявители могут именовать свои обращения по-разному: просьба, обращение и пр.)
а) субъективного права на какой-либо вид социального обеспечения;
б) охраняемых законом интересов гражданина в этой сфере.
Жалобы могут быть обоснованными или необоснованными.
Организация справочно-кодификационной работы
Во всех органах социального обеспечения проводится справочно-кодификационная работа. Такая работа позволяет правильно применять действующее отраслевое законодательство. Для этого необходимо обеспечить надлежащий учет, систематизацию и хранение нормативных правовых актов.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 3842 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Текст книги «Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации»
Автор книги: Владимир Галаганов
Жанр: Управление и подбор персонала, Бизнес-Книги
Текущая страница: 5 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]
3.2. Понятие об организации работы органов, осуществляющих социальное обеспечение
Одно из значений слова «организация» – это «организованность, планомерное продуманное устройство»[18] 18
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С. 824–825.
Вне зависимости от типа, класса и уровня органов (федеральные, региональные или местные) и организационно-правовой формы социального обеспечения (обязательное социальное страхование, обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета) им свойственны одинаковые принципы, формы, методы и приемы организации своей работы. Это касается планирования работы; работы с обращениями граждан; с общественными организациями; ведения справочно-кодификационной работы.
В основе планирования – основной метод осуществления организаторской функции и социальной политики государства. Планирование включает в себя следующие аспекты: разработку плана, организацию его осуществления, контроль его выполнения. С помощью планирования решаются многие задачи, в том числе задачи повышения эффективности работы органов социального обеспечения.
В районных (городских) органах социального обеспечения составляются графики и планы работы. Графики работы утверждаются администрацией города (района) или руководителем органа социального страхового фонда. График работы предполагает обязательное указание рабочих и выходных дней, начала и окончания работы, перерыва в работе. Приемные дни указываются отдельно, с указанием времени приема. В органах социального обеспечения используются разные системы (способы) приема: участковая система или функциональная. При участковой системе в органе социального обеспечения обычно бывает два-три приемных дня. Если орган применяет функциональную специализацию, то, как правило, все рабочие дни считаются приемными. Каждый специалист органа социального обеспечения (в дальнейшем – работник) имеет свой график работы. На двери его рабочего кабинета указываются фамилия, имя, отчество, занимаемая должность, дни и время приема.
Приемные дни должны совпадать у всех работников органа социального обеспечения. Это необходимо для того, чтобы гражданам в определенных случаях можно было обратиться к руководителю или заместителю руководителя учреждения.
Некоторые органы социального обеспечения имеют консультационные пункты, расположенные на территории района или города. В таких случаях обязательно должен быть график работы этих пунктов с указанием их адреса.
Если в структуре учреждения социального обеспечения имеются структурные подразделения, например учреждения медико-социальной экспертизы, то в обязательном порядке вывешивается график их работы. Кроме того, на видном месте помещается график работы вышестоящего органа социального обеспечения.
Кроме графиков в учреждении социального обеспечения составляются годовой перспективный план и текущий план работы.
Годовой план основных мероприятий утверждается администрацией района (города) или руководителем социального страхового фонда. В этот план обязательно включаются следующие разделы:
1) обеспечение граждан пенсиями;
2) обеспечение граждан социальными пособиями;
3) социальное обслуживание пожилых и инвалидов;
4) обеспечение трудового устройства и профессионального обучения инвалидов;
5) материально-бытовое обслуживание пенсионеров;
6) повышение квалификации работников органа;
7) методическая работа;
8) научная организация труда;
9) работа с общественностью;
10) просветительская работа – пропаганда правовых знаний;
11) культурно-массовая работа.
Эти разделы могут быть оформлены в виде самостоятельных годовых планов органа социального обеспечения.
На основе годового плана мероприятий составляются квартальные планы основных мероприятий, утверждаемые руководителем органа социального обеспечения.
Сотрудники учреждения составляют свои текущие рабочие планы на месяц, конкретизируя их с разбивкой на недели и дни.
К рабочим планам предъявляются соответствующие требования. Они должны быть конкретными, реально выполнимыми, содержать дату исполнения и исполнителя.
Все планы и графики, составляемые в учреждении социального обеспечения, подписываются его руководителем.
На практике применяется форма плана, содержащая следующие атрибуты: гриф утверждения (кем и когда утвержден план работы); наименование мероприятия; срок исполнения; исполнители (с указанием фамилии, имени, отчества, должности работника); отметка об исполнении; подпись составителя плана.
Работа с обращениями граждан
Согласно законодательству, каждый гражданин имеет право на обращение в органы законодательной, исполнительной власти и иные ведомства, представляющие интересы государства. Должностные лица этих органов в пределах установленной для них компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированные ответы в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В целях установления единого порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц, а также организации приема населения в каждом органе социального обеспечения должны быть приняты соответствующие нормативные акты[19] 19
Например, Инструкция по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей в Исполнительной дирекции ПФР и Ревизионной комиссии ПФР и Положение об организации приема граждан, застрахованных лиц, представителей организаций и страхователей в Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденные постановлением ПФР от 2 ноября 2007 г. № 275п.
Обращения граждан бывают разного характера. Чаще всего обращения оформляются в письменной форме. Можно выделить три основных вида обращения: заявление, жалоба, предложения. (Хотя заявители могут именовать свои обращения по-разному: просьба, обращение и пр.)
Заявление – это официальное обращение лица в орган или к должностному лицу органа социального обеспечения, например, по поводу реализации своего субъективного права на тот или иной вид обеспечения; реализации своего законного интереса в сфере социального обеспечения; по поводу недостатков в работе подразделений данных органов и пр. Заявления могут быть единоличными или коллективными.
Жалоба – вид обращения по поводу нарушения:
а) субъективного права на какой-либо вид социального обеспечения;
б) охраняемых законом интересов гражданина в этой сфере. Жалобы могут быть обоснованными или необоснованными. Предложения – вид обращения, целью которого является совершенствование работы органов социального обеспечения.
При работе с приведенными видами обращений применяется инструкция о работе с письменными обращениями граждан. В инструкции обычно устанавливается порядок рассмотрения таких обращений. Он состоит из нескольких этапов работы с ними: приема, регистрации, рассмотрении по существу, анализа, подготовки проекта ответа, ответа заявителю.
Схема анализа поступающих обращений может состоять из следующих разделов: 1) общее количество поступивших обращений, в том числе повторных; 2) характер (содержание) обращения; 3) откуда поступило обращение; 4) обоснованность или необоснованность обращения; 5) сроки рассмотрения обращения; 6) исполнитель; 7) принятые меры по конкретному обращению гражданина.
Работа с письмами складывается из нескольких этапов: приема, регистрации, учета, рассмотрения, подготовки ответа, отправки ответа. При приеме писем проверяется правильность указания их адреса; письма, доставленные не по назначению, немедленно возвращаются почтовому предприятию связи для возврата адресату. Вложения, содержащиеся в конверте, проверяются, пересчитываются и скрепляются с конвертом. Отсутствие указанных в письме приложений или их части отражается в акте, о чем сообщается заявителю. На письмах граждан, полученных на личном приеме, делается пометка «с личного приема».
Письма должны быть зарегистрированы в день их поступления в специальном журнале поступившей корреспонденции. Анонимные письма не регистрируются и не рассматриваются. На каждое письмо заводится регистрационная контрольная карточка установленного образца.
Зарегистрированное письмо гражданина в день регистрации подается руководителю органа социального обеспечения. Он поручает работнику органа рассмотреть поставленные в обращении вопросы и подготовить проект ответа на него. (Это называется письменная резолюция руководителя.)
Письма передаются исполнителю под расписку в журнале или в регистрационной контрольной карточке. Если исполнителей по письму несколько, то ответственным считается первый исполнитель, указанный в резолюции руководителя. Ответственность за это в таких случаях в равной степени несут все указанные в резолюции исполнители.
Запрещается передавать жалобы тем лицам, на которых жалуется заявитель.
Полученные от заявителя документы возвращаются ему заказным письмом вместе с ответом. В тех случаях, когда документы приобщены к материалам проверки, пенсионному или медицинскому делу или делу получателя социального пособия, об этом сообщается заявителю.
При возвращении документов в письме перечисляются наименования их подлинников (например, о составе семьи, медицинские или иные документы) и указывается общее число приложений.
Письма, находящиеся на контроле в вышестоящих органах социальной защиты или социального обеспечения, подлежат возврату вместе с ответом. В другие контролирующие органы письма возвращаются только по их требованию.
Подписанные письма передаются для отметки на алфавитно-регистрационной карточке. После этого регистрируются в журнале исходящей корреспонденции и потом отправляются адресату.
Сроки рассмотрения писем граждан и контроль за своевременным их рассмотрением предусмотрены Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
По общему правилу письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Кроме того, установлена и возможность продления срока рассмотрения обращения, но не более чем на 30 дней[20] 20
См. например, «Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации», утвержденный приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 353н.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другие органы может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностных лиц документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.
Началом срока исполнения дела в связи с обращением гражданина считается день поступления письма в учреждение, а его окончанием – день направления окончательного ответа заявителю или в контролирующий орган.
Для соблюдения установленных сроков в письмах-запросах обязательно указывается ожидаемый срок получения ответа.
Анализ писем граждан является обязанностью государственных органов и органов социальных страховых фондов.
Для изучения характера писем и причин, порождающих обращения граждан, ежеквартально проводится их анализ. При проведении анализа писем особое внимание уделяется тем жалобам, по которым были восстановлены нарушенные права и законные интересы граждан либо выявлены недостатки в деятельности органов или учреждений социального обеспечения, или отдельных должностных лиц, а также фактам несвоевременного рассмотрения писем.
На основании результатов проведенного анализа разрабатываются мероприятия по устранению причин и условий, порождающих обращения граждан, по улучшению социального обслуживания населения и других направлений деятельности органов или учреждений социального обеспечения.
Предложения, направленные на совершенствование законодательства о социальном обеспечении и улучшение работы органов или учреждений социального обеспечения, систематически обобщаются. Информация о них высылается в вышестоящие органы государственной власти и учреждения.
Таким образом, обращения граждан выполняют несколько функций:
1) это одна из форм участия граждан в управлении делами государства;
2) один из способов восстановления нарушенного права;
3) один из источников информации для органов государственной власти и местного самоуправления;
4) один из способов устранения нарушений законности и предотвращения правонарушений.
Однако в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» есть нормы, ухудшающие положение граждан по сравнению с ранее действовавшими нормами, содержащимися в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Во-первых, сужена сфера применения этого Закона. Ранее под обращением подразумевались предложение, заявление, жалоба, направляемые в государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, должностным лицам. Теперь под обращением подразумеваются предложение, заявление, жалоба, направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Должностное лицо определяется как лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления. А это не соответствует определению должностного лица, даваемому в других законодательных актах. Например, согласно ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ, к должностным лицам отнесены также лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Получается, данный Закон не регулирует порядок рассмотрения обращений граждан, направленных, скажем, руководителям предприятий, учреждений, общественных организаций, т. е. не является универсальным.
Во-вторых, если сравнить установленный в названных документах порядок рассмотрения обращений, то выяснится, что сроки рассмотрения обращений изменились не в пользу заявителя. В настоящий момент письменное обращение рассматривается 30 дней с момента регистрации. Ранее действовавшее законодательство предусматривало возможность безотлагательного, но не позднее чем в течение 15 дней, разрешения вопроса по существу, если обращение не требовало дополнительной проверки.
В-третьих, ст. 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в настоящее время регламентирующая порядок организации личного приема граждан в органах государственной власти и местного самоуправления, обязывает служащего только доводить до сведения граждан информацию о месте и времени приема. В то время как п. 6 Указа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» устанавливалось, что прием граждан должен проводиться в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы, в удобное для них время, по необходимости – в вечерние часы, по месту работы и жительства.
В-четвертых, Указ Президиума Верховного Совета СССР содержал положение о том, что предложения, заявления и жалобы граждан, поступающие из редакций газет, журналов, радио, телевидения и других средств массовой информации, и связанные с ними опубликованные в СМИ материалы рассматриваются в том же порядке и в те же сроки, что и письменные обращения граждан. Подобное положение отсутствует в действующем в настоящее время Федеральном законе. В-пятых, Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает возможность должностного лица принять решение о безосновательности обращения и прекращении переписки с гражданином в случае, если в обращении содержится вопрос, на который ему неоднократно давались ответы по существу. Это позволяет предположить, что должностные лица и заявители нередко будут иметь разные точки зрения на то, что является существом вопроса в каждом конкретном случае.
Таким образом, Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» несовершенен, так как не обеспечивает такого организационно-правового механизма рассмотрения обращений, который максимально способствовал бы защите интересов граждан, восстановлению их нарушенных прав и удовлетворению законных требований.
Организация справочно-кодификационной работы
Законодательство о социальном обеспечении, как отмечалось ранее, не кодифицировано. По этой причине правовая база не систематизирована в достаточной мере.
Во всех органах социального обеспечения проводится справочно-кодификационная работа. Такая работа позволяет правильно применять действующее отраслевое законодательство. Для этого необходимо обеспечить надлежащий учет, систематизацию и хранение нормативных правовых актов[21] 21
Под систематизацией понимается деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в определенную внутренне согласованную систему.
Правильное ведение систематизации законодательства позволяет работнику органа социального обеспечения быстро найти конкретную норму соответствующего нормативного правового акта, дать исчерпывающий ответ на любой вопрос. Иными словами, систематизация способствует правильному применению отраслевых норм. В настоящее время существует два вида (или формы) систематизации законодательства: в электронном виде и на бумажных носителях.
Электронная версия законодательства распространена в тех районах и городах, где установлены современные электронные средства связи и имеется компьютерная техника. Здесь применяются информационно-поисковые системы со специальными программами типа «КонсультантПлюс», «ГАРАНТ» и пр.
В районах и городах, где нет электронных средств связи, применяется бумажный («ручной») вид систематизации законодательства. Эта работа довольно сложная и трудоемкая и требует от работников определенных навыков. В таких случаях систематизация представляет собой подшивки нормативных правовых актов, контрольные экземпляры нормативных правовых актов, хронологические журналы регистрации нормативных правовых актов.
Подшивки ведутся по различным актам законодательства: федеральные законы, законы субъекта Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств, касающиеся социального обеспечения граждан (постановления, приказы, инструктивные письма), и пр.
Хронологические подшивки представляют собой подшиваемые нормативные правовые акты в строго хронологическом порядке (в одну папку) отдельно за каждый год.
Тематические подшивки ведутся по разделам законодательства: пенсии, пособия, социальное обслуживание, льготы и т. д. Они подшиваются в хронологическом порядке (в разные папки) до отмены основного нормативного акта.
В некоторых органах социального обеспечения ведутся контрольные экземпляры подшивок основных законодательных актов, например о пособиях, сборники нормативных правовых актов о социальном обслуживании, о льготах и т. д. В контрольные экземпляры вносятся отметки об отмене, изменении, дополнении акта точно так же, как и в подшивке. Вместо хронологических подшивок могут вестись хронологические журналы регистрации нормативных правовых актов. Акты в них регистрируются в строгом хронологическом порядке. Затем они вкладываются в тематические подшивки.
Имеются и другие формы и приемы систематизации, например алфавитно-предметные журналы, и т. д.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте общую характеристику органов, осуществляющих государственное социальное обеспечение.
2. Расскажите, какие органы осуществляют общее управление, а какие – оперативное управление.
3. Что представляет собой планирование работы в органах социального обеспечения?
4. Какими нормативными актами регламентируется работа органов социального обеспечения с обращениями граждан?
5. Изложите содержание организации справочно-кодификационной работы в органах социального обеспечения.
Глава 4
Организация работы государственных органов социального обеспечения населения
4.1. Осуществление социального обеспечения населения федеральными органами государственной власти
Функции[22] 22
Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами.
[Закрыть] по выработке государственной политики и по правовому регулированию в области социальной защиты и социального обеспечения населения в стране осуществляет специальный федеральный орган исполнительной власти. В настоящее время таковым органом является Минтрудсоцзащиты России[23] 23
В ходе административных реформ 2003–2004 гг. Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социального развития РФ были объединены в одно ведомство – Министерство здравоохранения и социального развития РФ. В 2012 году данное министерство было разделено на два самостоятельных – Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ.
Свои функции Минтрудсоцзащиты России осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями независимо от их организационно-правовой формы[24] 24
В настоящее время данное ведомство руководствуется Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610.
Полномочия Минтрудсоцзащиты России разнообразны. Оно вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ о социальном развитии. По вопросам, требующим решения федерального правительства, министерство готовит и другие документы – проекты планов работы, прогноз показателей своей деятельности и др.
Минтрудсоцзащиты России вправе самостоятельно принимать нормативные правовые акты по вопросам, которые отнесены к его компетенции. Так, оно утверждает административные регламенты, относящиеся к направлениям непосредственно как деятельности самого министерства, так и деятельности подведомственных ему федеральных государственных учреждений[25] 25
См. например, Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденный приказом Минтруда России от 29 июня 2012 г. № 10н.
Министерство принимает различные нормативные акты в соответствии с направлениями своей деятельности. Так, в деле организации медико-социальной экспертизы (МСЭ) граждан министерство утверждает форму направления граждан на МСЭ, форму акта МСЭ и порядок его составления, формы справки о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности и выписки из акта освидетельствования граждан с указанием результатов установления степени утраты профессиональной трудоспособности.
В сфере пенсионного обеспечения министерство также принимает разные виды актов, например Порядок организации работы по вопросам, касающимся ведения пенсионной документации, подтверждения периодов работы и стажа, дающей право на различные виды пенсий, их подсчета и т. п. Правила, регламентирующие обращение за пенсиями, их назначение и выплату, перерасчет размера пенсии, переход с одного вида пенсии на другой; Перечень документов, необходимых для установления пенсий; разъяснения о порядке применения законодательства о пенсионном обеспечении; Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и иные виды актов.
В сфере социального обслуживания граждан министерство принимает акты, аналогичные приведенным выше: Порядок заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов; Формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов; Перечни заболеваний, возникновение или обострение которых может быть связано с выполнением работ по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС и других территориях; Форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и пр.
Министерство также обобщает практику применения законодательства, проводит анализ реализации государственной политики в закрепленных за ним сферах деятельности. Работники аппарата министерства организуют прием граждан, обеспечивают своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принимают по ним решения и направляют ответы в установленные законодательством сроки. При этом они руководствуются Должностным регламентом федеральных государственных гражданских служащих в федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах.
Минтрудсоцзащиты России наделено соответствующими полномочиями по международному сотрудничеству в относящейся к его деятельности области.
Возглавляет этот федеральный орган министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Структурными подразделениями министерства являются департаменты, формируемые по направлениям деятельности. В их состав входят соответствующие отделы.
Помимо вопросов организационного характера, касающихся непосредственно самого министерства, министр наделен рядом полномочий в области взаимодействия с внебюджетными фондами обязательного социального страхования. Так, министр вносит в Правительство РФ предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей ПФР, ФСС России, ФФОМС; проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность названных фондов; по представлению руководителей указанных фондов – проекты федеральных законов о бюджетах фондов и об их исполнении.
Министр принимает нормативные правовые акты по направлениям деятельности перечисленных фондов и назначает проверки их деятельности[26] 26
Хотя, согласно положениям ст. 13 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», только Правительство РФ должно осуществлять управление системой обязательного социального страхования, а не какое-либо министерство. В действительности правительство, предоставив министру широкие полномочия, касающиеся деятельности фондов обязательного социального страхования, по существу, делегировало свои функции данному министерству.
Министр обладает также и другими правами, в частности дает поручения органам и учреждениям, подведомственным министерству, и контролирует их исполнение; отменяет противоречащие федеральному законодательству решения подведомственных федеральных служб и агентств; издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам в сфере деятельности министерства – приказы ненормативного характера.
Воссоздание министерства предполагает формирование надлежащей организационно-управленческой структуры, которая должна отвечать целям и задачам, поставленным перед ним. Поэтому в 2012 г. были образованы соответствующие структурные подразделения. Основными из них являются:
– Федеральная служба по труду и занятости;
– департамент развития государственной службы;
– департамент комплексного анализа и прогнозирования;
– департамент по делам инвалидов;
– департамент развития социального страхования;
– департамент пенсионного обеспечения;
– департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства;
– департамент управления делами;
– департамент демографической политики и социальной защиты населения и пр.
Указанные структурные подразделения в своей деятельности руководствуются положениями, утвержденными приказами министра. Например, на сотрудников департамента по делам инвалидов министерства распространяются нормы Положения об этом департаменте, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 сентября 2012 г. № 165. В соответствии с данным Положением к ведению указанного департамента относятся следующие вопросы:
– совершенствование законодательства и выработка единой стратегии в сфере социальной реабилитации и интеграции инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
– разработка и реализация государственной программы, а также координация исполнения иных программ по созданию и устойчивому развитию доступной для инвалидов среды и равных возможностей;
– нормативно-правовое регулирование и организация проведения медико-социальной экспертизы;
– организация деятельности по социальной реабилитации инвалидов, в том числе по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия;
– социальная поддержка лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф, а также граждан, пострадавших в результате иных чрезвычайных ситуаций, террористических актов, испытаний ядерного оружия;
– взаимодействие и государственная поддержка деятельности общественных объединений инвалидов и т. д.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на руководителя каждого структурного подразделения министерства возложена ответственность за организацию предоставления государственных услуг министерством и за координацию деятельности по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций. Перечень таких услуг содержится в приказе Минтруда России от 18 сентября 2013 г. № 469 «Об организации работ по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации». Предписания данного регламента распространяются на сотрудников каждого департамента министерства. Такие акты можно называть ведомственными нормативными актами общего назначения.
Наряду с регламентами общего назначения имеются регламенты, которые используются должностными лицами в узком направлении деятельности министерства. К примеру, приказом Минтруда России от 29 июня 2012 г. № 10н утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Само название регламента свидетельствует о его узком или специальном назначении – предоставление государственной услуги безработным гражданам.
Наряду с указанными структурными подразделениями министерство создает различные комиссии и советы. К примеру, в соответствии приказом Минтруда России от 12 марта 2013 г. № 97 образована Комиссия по проведению экспертной оценки последствий договоров аренды, заключаемых учреждениями, подведомственными Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, являющимися объектами социальной инфраструктуры для детей, для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей, а приказом министра от 27 февраля 2013 г. № 81 создан экспертный совет по вопросам демографического развития при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации. Возглавляют эти органы руководители, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Правительством РФ. Финансирование расходов на содержание служб и агентств осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Их самостоятельность определяется полномочиями, установленными для них соответствующими нормативными правовыми актами – положениями об этих органах.
Внимание! Это не конец книги.