В чем заключается основная функция звуков речи
Основные функции звуков русского языка следующие:
— различительная – эта функция связана с опознаванием и различением значимых единиц языка – слов, морфем. В свою очередь в ней можно выделить опознавательную и смыслоразличительную функции, в основе которых лежат контраст, оппозиция разных звуков;
— разграничительная функция связана с сигнализацией границ слов и морфем. К ней же относятся звуковые сигналы о наличии или об отсутствии границы;
— кульминативная функция состоит в обеспечении целостности слова, это достигается, в основном, благодаря ударению.
Таким образом, разнообразные звуки русской речи, выполняя эти функции, обеспечивают различение слов в речи.
Кроме того, очень важный компонент звукового облика речи – ударение. Звуковой строй русского языка характеризуется разноместным ударением в словах, что также значительно повышает его богатство. Напомним, что ударение в языках бывает фиксированным (связанным), т. е. закреплённым за определённой позицией в слове (как, например, во французском языке – на последнем слоге), и свободным (разноместным, т. е. может приходиться на начальные слоги, на последние или серединные, что устанавливают орфоэпические нормы). В русском языке силовое ударение не просто акустико-физиологическое явление, оно также выполняет несколько важных функций: выделяет слово в потоке речи и способствует его узнаванию (служит как бы «фонетическим паспортом»), играет роль важного смыслоразличительного средства и, наконец, участвует в ритмической организации не только поэтической, но и прозаической речи. Русское ударение отличается разноместностью и подвижностью. Действительно, в русском языке ударение может падать и на приставку (вЫрезать), и на корень (рЕзать), и на окончание (вырезнОй), при словоизменении оно свободно переходит с одного слога на другой (землЯ, зЕмлю) и даже выходит за пределы орфографического слова (нА землю). Ударение иногда является единственным средством различать слова по смыслу (Атлас – атлАс, трУсит – трусИт, погрУженный на платформу – погружЁнный в воду) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лист, но в ботанике: семейство лАвровых).
Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ: анализ крОви (родительной падеж) – в кровИ (предложный падеж); рукИ не подаст (родительный падеж) – чистые рУки (именительный падеж множественного числа); обрЕзать (совершенный вид) – обрезАть (несовершенный вид); грУзите (изъявительное наклонение) – грузИте (повелительное наклонение); пальто малО (краткая форма прилагательного) – спал мАло (наречие); крУгом (творительный падеж существительного «круг») – кругОм (наречие и предлог); мудрЁно говорит (наречие, обстоятельство) – мудренО в этом разобраться (категория состояния, сказуемое).
Таким образом, подвижность русского ударения не только устраняет монотонность речи, способствуя её ритмической организованности, но и является важным различительным фонологическим (как говорят лингвисты) средством.
С помощью словообразовательных моделей слова приобретают следующие основные значения:
— значения, состоящие в характеристике предмета или признака по его отношению к другому предмету или признаку, например, от существительного «вода» образовано относительное прилагательное «водный», от глагола «читать» образовано существительное «читатель» и т. д.;
Образование новых слов обеспечивает в русском языке разнообразные способы словообразования, среди которых основными являются следующие:
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 2031 ; Мы поможем в написании вашей работы!
1.1. Звуки речи
Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова.
Звук есть самая мелкая единица языка.
1. Звуки речи, как и все другие звуки природы (звуки шагов человека, гудки машины, пение птиц и т.д.), порождаются колебаниями воздуха, то есть звуки речи [а], [б], [в], [о] относятся к акустическим явлениям, они воспринимаются органами слуха как разные звучания.
2. Колебания воздуха возникают при прохождении воздушной струи через речевой аппарат.
Речевой аппарат состоит из лёгких, гортани с голосовыми связками, глотки, полости рта (с языком, губами, твёрдым и мягким нёбом) и полости носа.
Функция лёгких – дать воздушную струю.
Все другие органы речевого аппарата принимают непосредственное участие в образовании звуков. При «говорении» одни из них двигаются (голосовые связки, мягкое нёбо, язык, губы), эти органы речи называются активными; другие остаются неподвижными (твёрдое нёбо, зубы), они называются пассивными.
В результате работы голосовых связок (или отсутствия таковой) и трения воздуха о преграды создаются различные звучания – разные звуки.
Преграды создаются неодинаковым положением активных органов речи в момент образования звука. Следовательно, звук есть также явление физиологическое: для его возникновения требуется определённая работа органов речи.
3. Звуки [а], [б], [в], [о] и др. являются элементами языка, функция которого, как известно, состоит в том, чтобы передавать смысл. Поэтому звуки речи связаны со значениями слов и их частей (морфем – корней, приставок и т.д.). С помощью изменения звуков можно превратить одно слово в другое.
Ср.: дом, дым, дам (тебе книгу), (много) дум; дом, том.
4. Звуки речи употребляются не изолированно, а в определённых звуковых комплексах – словах. Это приводит к тому, что один и тот же звук русского языка в разных словах может звучать по-разному.
Ср.: в слове ре́зок на месте буквы з звучит звук [з]; в слове ре́зкий – на месте буквы з звучит звук [с].
5. Слова могут состоять из одного и более звуков. Союзы, предлоги, местоимения обычно самые короткие. Например, из одного звука состоят предлоги к, в, с; союзы а, и. Слова знаменательных частей речи обычно состоят из трёх и более звуков.
Дом, стол, велосипед, подошёл, красивый.
6. Раздел науки, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой (от греч. «фоне» – звук).
7. С фонетикой тесно связана орфоэпия – наука, занимающаяся изучением нормативного литературного произношения (от греч. «орфо» – правильный; «эпос» – слово, речь). Орфоэпическим нормам подчиняются произношение звуков речи, постановка ударения и др.
Например, по орфоэпическим нормам литературного языка первый звук в местоимении что произносится как [ш]; согласный [н] в ударном слоге слова фонетика произносится твёрдо; ударение в существительном алфавит ставится на последний слог.
Правильность произношения слов можно проверить по орфоэпическим словарям.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВера Ступишина
Похожие презентации
Презентация на тему: » Звуки речи Вопросы: 1.Понятие о звуке речи. 2.Природа, признаки и функция звуков. 3.Три аспекта изучения звуков языка.» — Транскрипт:
1 Звуки речи Вопросы: 1.Понятие о звуке речи. 2.Природа, признаки и функция звуков. 3.Три аспекта изучения звуков языка.
2 ЛИТЕРАТУРА 1.Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении // Хрестоматия по истории русского языкознания. М., Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении // Хрестоматия по истории русского языкознания. М., 1973.
3 1.Понятие о звуке речи Звук речи – это минимальная, исторически сложившаяся, далее не делимая чувственным восприятием звуковая единица. Звук речи – это минимальная, исторически сложившаяся, далее не делимая чувственным восприятием звуковая единица. Звук Звукобъективенматериален не имеет значения
4 2.Природа, признаки и функция звуков Звуки – это неделимые, но очень сложные единицы, которые состоят из целого ряда компонентов или имеют определённый набор признаков. Звуки – это неделимые, но очень сложные единицы, которые состоят из целого ряда компонентов или имеют определённый набор признаков. Поэтому самостоятельность любого звука обусловливается совокупностью его индивидуальных признаков. Поэтому самостоятельность любого звука обусловливается совокупностью его индивидуальных признаков.
5 Признаки звуков ФизиологическиеАкустические
6 Функции звуков Производящая функция состоит в том, что звуки являются строительным материалом, из которого строятся звуковые оболочки слов и морфем. Производящая функция состоит в том, что звуки являются строительным материалом, из которого строятся звуковые оболочки слов и морфем. Перецептивная функция заключается в том, что звуки являются объектом слухового восприятия и доводят до слуха материальную оболочку слов и морфем. Перецептивная функция заключается в том, что звуки являются объектом слухового восприятия и доводят до слуха материальную оболочку слов и морфем. Сигнификативная функция опирается на дифференциальные признаки звуков и заключается в разграничении значения слов и морфем: например, дом – том – тон ([д] – [т], [м] – [н]). Сигнификативная функция опирается на дифференциальные признаки звуков и заключается в разграничении значения слов и морфем: например, дом – том – тон ([д] – [т], [м] – [н]).
7 3.Три аспекта изучения звуковой стороны языка Анатомо-физиологический; Анатомо-физиологический; акустический; акустический; функциональный (лингвистический). функциональный (лингвистический).
8 Анатомо-физиологический аспект изучения звуков речи Звук является результатом работы центральной нервной системы. Изучение звуков с точки зрения работы органов речи, участвующих в произнесении звука Звук является результатом работы центральной нервной системы. Изучение звуков с точки зрения работы органов речи, участвующих в произнесении звука
9 Устройство речевого аппарата 1)дыхательный аппарат (грудная клетка, диафрагма, лёгкие, бронхи, дыхательное горло – трахея); 2) гортань (трубка из хрящей и мускулов и 2 пучка голосовых связок, которые образуют голосовую щель); 3) надгортанные полости (полость глотки, носа, рта, в которой выделяется маленький язычок – увула, мягкое нёбо, иначе нёбная занавеса, твёрдое нёбо, альвеолы, зубы, язык, губы).
10 РЕЧЕВОЙ АППАРАТ 1 твердое небо; 2 альвеолы; 3 верхняя губа; 4 верхние зубы; 5 нижняя губа; 6 нижние зубы; 7 передняя часть языка; 8 средняя часть языка; 9 задняя часть языка; 10 корень языка; 11 голосовые связки; 12 мягкое небо; 13 язычок; 14 гортань; 15 трахея. 1 твердое небо; 2 альвеолы; 3 верхняя губа; 4 верхние зубы; 5 нижняя губа; 6 нижние зубы; 7 передняя часть языка; 8 средняя часть языка; 9 задняя часть языка; 10 корень языка; 11 голосовые связки; 12 мягкое небо; 13 язычок; 14 гортань; 15 трахея.
11 Работа голосовых связок Связки участвуют в образовании звуков русского языка четырьмя способами: Связки участвуют в образовании звуков русского языка четырьмя способами: 1.Голосовые связки предельно напряжено, активно работают и производят сильный голос – голос – гласный звук. 1.Голосовые связки предельно напряжено, активно работают и производят сильный голос – голос – гласный звук. 2.Голосовые связки напряжены не до предела, работают менее активно и производят менее сильный голос – голос + шум – согласный (сонорный). 2.Голосовые связки напряжены не до предела, работают менее активно и производят менее сильный голос – голос + шум – согласный (сонорный). 3.Голосовые связки слабо напряжены, работают неактивно и производят слабый голос – шум + голос – согласные (звонкие). 3.Голосовые связки слабо напряжены, работают неактивно и производят слабый голос – шум + голос – согласные (звонкие). 4.Голосовые связки расслаблены, не работают, не производят голоса – шум – глухие согласные. 4.Голосовые связки расслаблены, не работают, не производят голоса – шум – глухие согласные.
12 Понятие артикуляции Артикуляция (от латинского articulatio – articulare «членораздельно выговаривать») – это работа, которую совершают органы речи, для образования звука. Состоит из: Артикуляция (от латинского articulatio – articulare «членораздельно выговаривать») – это работа, которую совершают органы речи, для образования звука. Состоит из: приступа (экскурсии); приступа (экскурсии); выдержки; выдержки; отступа (рекурсии). отступа (рекурсии).
Понятие звука речи
Фонетика как раздел языкознания
Гипотеза спонтанного скачка
Трудовые гипотезы
Жестовая теория
Гипотеза общественного (социального) договора.
Биологическая гипотеза
Выдвинул гипотезу немецкий лингвист Август Шлейхер (1821-1868) под влиянием дарвинизма.
Эту гипотезу поддерживал английский философ Томас Гоббс (1588-1679): чтобы выжить, людям пришлось объединиться в государство, заключив между собой договор. Для этого потребовалось изобрести язык, который возник по установлению.
Выдвигали эту теорию Этьен Кондильяк (1715 – 1780), Жан Жак Руссо и немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920):
Язык образуется произвольно и бессознательно. Но сначала у человека преобладали физические действия (пантомима). Эти «мимические движения» были трех видов: рефлекторные, указательные и изобразительные.
а) Коллективистская гипотеза (теория трудовых выкриков)
Язык появился в ходе коллективной работы из ритмичных трудовых выкриков.
Выдвинул гипотезу Людвиг Нуаре (1827-1897), немецкий ученый второй половины XIX века.
б) Трудовая гипотеза Энгельса
Труд создал человека, а одновременно с этим возник и язык.
Теорию выдвинул немецкий философ Фридрих Энгельс (1820-1895)
По этой гипотезе язык возник скачком, сразу же с богатым словарем и языковой системой.
Высказывал гипотезу немецкий лингвист Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835)
Тема № 4 Фонетика
1. Фонетика как раздел языкознания
2. Понятие звука речи
3. Физический аспект фонетики: сведения из акустики
4. Физиологический аспект фонетики: Анатомия речевого аппарата и физиология органов речи
5. Классификация звуков речи
6. Фонетическое членение речи
Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка (звуковые средства языка): звуки и их комбинации, ударение, интонацию.
В зависимости от объема материала различаются:
1. общая фонетика — исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка.
2. сопоставительная фонетика — занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков.
В фонетике отдельных языков различаются:
Ø историческая фонетика –изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т. д.
Ø описательная фонетика –изучает звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.
Звуковой строй – это особый ярус в структуре языка.
Звук речи – это акустический феномен, создаваемый в результате эффекта колебательных движений выдыхаемой воздушной струи по мере ее прохождения через систему органов речи.
Звуки как материальные знаки языка – выполняют две функции:
а) перцептивную – функцию доведения речи до восприятия
б) сигнификативную – функцию различения значимых единиц языка морфем и слов.
Звуки речи— это минимальные, далее неразложимые фонетические единицы.
Они могут быть описаны в трех аспектах:
Ø с артикуляционной
Ø с функциональной (смыслоразличительной) стороны.
3. Физический аспект фонетики: сведения из акустики
Акустика – раздел физики, который занимается общей теорией звука.
С точки зрения акустики, звук – это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия.
Звуки делятся на Тоны (музыкальные звуки) и Шумы (немузыкальные звуки).
Тон— это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок.
Шум— это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ.
Гласные состоят из тона, т. е. голоса при отсутствии преграды.
Согласные из шума (или шума и тона), т. е. с участием преграды.
Акустика различает в звуке следующие признаки:
1. Высоту, что зависит от частоты колебаний. Чем выше частота колебаний, тем выше звук.
2. Силу, что зависит от амплитуды (размаха) колебаний, т. е. от расстояния высшей точки подъема и низшей точки падения звуковой волны; чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звук.
3. Длительность или долготу, т. е. продолжительность данного звука с его количеством колебаний во времени; для языка важна главным образом соотносительная длительность звуков.
4. Тембр звука, т. е. индивидуальное качество его акустических признаков.
Для образования звуков, и в частности звуков речи, очень важную роль играет резонанс. Резонанс возникает в замкнутой воздушной среде.
Роль стенок резонатора основана на известном физическом законе: гладкая поверхность отражает, а рыхлая поглощает.
Поэтому напряженная мускулатура языка содействует излучению резонаторных тонов, рыхлая же поверхность ненапряженного языка впитывает тоны и смазывает характерные резонаторные тоны.
4. Физиологический аспект фонетики: Анатомия речевого аппарата и физиология органов речи
Речевой аппарат в широком смысле охватывает:
1. центральную нервную систему,
2. органы слуха и зрения,
Центральная нервная система ►
представлена головным мозгом, ►
который через моторный центр речи (зона Брока́) ►
посылает определенные импульсы ►
через нервную систему ►
к органам произнесения (артикуляции) речи.
К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят:
Ø дыхательный аппарат(легкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка), который создает воздушную струю, обеспечивающую образование звуковых колебаний, необходимых для артикуляции;
Ø органы произнесения(артикуляции) речи, которые обычно называют также органами речи (в узком смысле).
Речевые центры мозга
Зона Ве́рнике (1). Зона Брока́ (2) – отвечают за речевую деятельность.
Дугообразный пучоксоединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь
Т.о. весь речевой аппарат с точки зрения образования звуков речи, можно разделить на три части:
1) Все, что ниже гортани– нижний этаж речевого аппарата
Нагнетает струю выдыхаемого воздуха напряжением мускулов диафрагмы.
Образовать звуки речи в нижнем этаже речевого аппарата нельзя.
2) Гортань – средний этаж речевого аппарата.
Состоит из двух больших хрящей. Выступ одного из них (щитовидного хряща) в просторечии называется «адамовым яблоком» или «кадыком»). Эти хрящи образующих остов гортани, внутри которого наклонно натянуты мускулистые пленки в виде занавеса. Центральные края занавеса из мускулистой пленки – голосовые связки.
2. выдох и при произношении глухих согласных и глухих гласных (топот, локоть)
3. человек запыхался и тяжело дышит или гортанный шуршащий звук, придыхание
4. щелчок в гортани, или, иначе, гортанный взрыв
3) Все выше гортани– верхний этаж речевого аппарата – резонатор, источник образования звуков речи.
Подразделяется на две полости: ротовую и носовую
полость глотки(фаринкс), где расположен хрящ надгортанника
Носовая полость – неизменяемый по объему и форме резонатор, придающий звучанию носовой (назальный) тембр
Ротовая полость может менять свою форму и свой объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, маленького язычка, мягкого неба и в некоторых случаях надгортанника.
Нёбо разделяет ротовую и носовую полости: передняя часть – твёрдое нёбо; задняя часть – мягкое нёбо(нёбная занавеска), заканчивающаяся маленьким язычком.
Язык – самый подвижный из органов речевого аппарата. Состоит из: корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости); спинки (задняя, средняя и передняя части); особо можно выделить кончик языка.
Фонетика (краткий курс лекций)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Звуковая сторона языка
2. Акустические признаки звуков речи
3. Артикуляционные признаки звуков речи
4. Классификация звуков речи
5. Фонетическое членение речи
6. Фонетические процессы.
6.1. Комбинаторные изменения звуков
6.2. Позиционные изменения звуков. Ударение. Редукция
7. Фонемы, позиции, вариации и варианты
8. Система фонем и фонетическая система языка. Орфоэпия
Ключевые слова: фонетика, фразы, такты, слоги, звуки, количественные и качественные отношения, интонация, ударение, волна сонорности, относительна акустическая и артикуляционная однородность, колебательные движения, высота, сила, длительность, тембр звука, шумы, резонатор, гармонические обертоны, резонаторные тоны, форманта, артикуляция, экскурсия, выдержка, рекурсия, гласные, согласные, спиранты, активные и пассивные органы речи, палатализация и веляризация, консонантизм, вокализм, артикуляционные и акустические признаки звуков, сегментные и суперсегментные единицы, дифтонг, фразовое ударение, пауза, пограничные сигналы, комбинаторные и позиционные изменения звуков, аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диэрезы, эпентезы, гаплология, редукция, протеза в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, перцептивная и сигнификативная функции звуков речи, фонемы, звукотипы, оппозиции, дифференциальные и интегральные признаки фонем, произносительные условия, дистрибуция фонем, сильные и слабые позиции фонем, варианты и вариации фонем, омофония, делимитативная функция звуковых единиц, нормировка произношения
1. ЗВУКОВАЯ СТОРОНА ЯЗЫКА
Фонетика – наука, изучающая звуковые единицы языка – фразы, такты, слоги, звуки, которые связаны между собой количественными и качественными отношениями. Единство фразы создается интонацией, единство такта – ударением, единство слога – волной сонорности, а единство звука – его относительной акустической и/или артикуляционной однородностью. Фонетические единицы связаны между собой и зависят друг от друга, поэтому они составляют систему.
2. АКУСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЗВУКОВ РЕЧИ
Акустика – наука, изучающая теорию звука. Звук – это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия. К акустическим признакам звука относятся: высота, которая зависит от частоты колебаний: чем выше частота, тем выше звук; сила, которая зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда, тем сильнее звук; длительность (или долгота), которая связана с количеством колебаний во времени, тембр – индивидуальное качество его акустических признаков.
Колебаниямогут быть периодическими и непериодическими. В результате периодических колебаний возникают тоны, а в результате непериодических – шумы. Тоны имеют абсолютную высоту, а шумы – относительную.
Тоны в резонаторе могут возникать и самостоятельно. Это резонаторные тоны. В этом случае резонаторы резонируют задней и передней частью отдельно. Удлинение и укорочение резонатора меняют его тоновую окраску. Область резонирования и его результат называются формантой.
Таким образом, тембр звука – сложное явление, содержит основной тон, шум, гармонические обертоны и резонаторные тоны.
3. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ ЗВУКОВ РЕЧИ
Источником образования большинства звуков речи служит воздушная струя, выталкиваемая из легких по бронхам, трахее через гортань и далее через глотку и полость рта (или носа) наружу. С точки зрения образования звуков речевой аппарат делится на три части: 1) все, что ниже гортани; 2) гортань; 3) все, что выше гортани.
Звуки делятся на гласные и согласные, различающиеся как акустически, так и артикуляционно.
Акустически звуки делятся на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них либо не присутствуют (это гласные), либо они минимальны (например, в артикуляции (р), (л), (м), (н). В шумных (это только согласные) тембр звука определяется характером шума. Крайними точками сонорности служат (а) и (п). Между этими двумя полюсами – чисто тональных звуков типа (а) и далее в убывающем по сонорности порядке, благодаря уменьшающемуся раствору рта, (э), (о), (и), (у), и чисто шумовых (п) – находятся звуки, переходные от сонорных к шумным. Так, в пределах сонорных это согласные (м), (н), (л), (р), (й), (w), а в пределах шумных это звонкие длительные (в), (з), (ж) и мгновенные (б), (д), (г); глухие длительные (ф), (с), (ш), (х), мгновенные (п), (т), (к). Следовательно, акустически гласные являются чисто тональными звуками.
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ
4.1. Классификация согласных
Все согласные могут быть подразделены на шумные и сонорные. К шумным относятся фрикативные, которые бывают звонкими и глухими, а также взрывные и аффрикаты, как глухие, так и звонкие. Носовые, боковые, дрожащие относятся к сонорным.
Взрывные и аффрикаты относятся к мгновенным звукам, а гласные, фрикативные, носовые, боковые и дрожащие звуки – к длительным.
Палатализация – это подъем средней части языка к твердому небу, что повышает характерный тон и шум. Это явление называют смягчением. Веляризация – это подъем задней части языка к мягкому небу, что понижает характерный тон и шум. Это явление называется отвердением (ср. люк – лук).
Дополнительные гортанные артикуляции могут различать придыхательные и смычно-гортанные согласные.
Система согласных называется консонантизмом.
4.2. Классификация гласных
Признаки, характеризующие согласные, не подходят для определения гласных. Гласные делятся по широте раствора рта. По этому признаку они бывают: широкие (а), средние (э), (о), узкие (и), (у). Акустически это деление соответствует степени сонорности: максимально сонорные, средней сонорности и минимально сонорные.
Различия гласных по высоте резонаторного тона зависят от того: а) как перегорожен ротовой резонатор; б) как расположены губы; в) включен или выключен носовой резонатор. Положение губ – важное условие для характеристики гласных. Растягивание губ укорачивает переднюю часть резонатора, что повышает резонаторный тон; округление губ в колечко и вытягивание их в трубочку увеличивает переднюю часть резонатора, что понижает резонаторный тон. Эта артикуляция называется огублением или лабиализацией. Не растянутые и не вытянутые губы не влияют на резонаторный тон. Лабиализованные гласные ниже нелабиализованных. Лабиализовать легче узкие гласные (сильная лабиализация), труднее средние (средняя лабиализация) и труднее всего широкие (слабая лабиализация).
Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произношении данного звука. Выделяются гласные: переднего ряда – (и), (и), (э),(о),( ); заднего ряда – (ы), (у), (о), ( ), (а) заднее и его огубленная пара ( ); среднего ряда – (ы) и его огубленная пара (у).
Вертикально гласные распределяются по подъему, то есть по степени приподнятости той или иной части языка. Выделяются: гласные верхнего подъема – (и), (и), (ы), (у), (ы), (у); среднего – (э), (о), (а), (о); нижнего – это разные (а), см. таблицу № 3.
Гласные могут различаться и долготой.
5. ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ РЕЧИ
Такт – группа слогов, объединенная одним ударением. В обычной звучащей речи (нестихотворной) безударные слоги группируются вокруг ударного слога. Ударный слог выделяется своей силой и длительностью. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение. Незнаменательные (служебные) слова, не имея своего ударения, примыкают к слову, имеющему ударение, либо спереди (проклитика) либо сзади (энклитика).
Фраза – несколько тактов, объединенных интонацией. Интонация – изменение основного тона по высоте, которое может быть осложнено сопутствующими явлениями: увеличением силы ударения в отдельных тактах, убыстрением и замедлением темпа. Иногда к интонации относят и тембр всего высказывания. Во фразе выделяются три части: предцентровая, центр и постцентровая. Центр – это ударный слог в том такте, который выделяется по силе среди других тактов фразы. Эти такты, произношение которых усилено, несут фразовое ударение. Одна фраза от другой отделяется с помощью: 1. интонации; 2. пауз; 3. фразового ударения. Членение текста на такты и фразы имеет смыслоразличительную функцию.
К числу суперсегментных единиц относятся и так называемые пограничные сигналы (диэремы), так как на границах слов (и морфем) действуют иные звуковые закономерности, чем в середине значимых языковых единиц. Пограничные сигналы являются суперсегментными единицами по той причине, что всегда обусловлены особыми звуковыми сочетаниями, возникающими на границах значимых единиц.
6. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Звуки могут влиять друг на друга. Это влияние вызывает комбинаторные изменения, к которым относятся аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диэрезы, эпентезы, гаплология. Кроме этого на звуки могут влиять общие условия произношения. Это вызывает позиционные изменения звуков. К ним относятся протеза в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция безударных гласных и т.д.
6.1. Комбинаторные изменения звуков
Аккомодация имеет место при приспособлении согласных и гласных, стоящих рядом. Она бывает прогрессивной и регрессивной. В любом случае это частичное приспособление звуков. Вопрос о том, что аккомодирует: согласные гласным или гласные согласным, решается по-разному в разных языках и даже в одном языке в разные периоды его существования.
Ассимиляция – это процесс уподобления звуков того же рода. Она может быть полной или неполной; прогрессивной или регрессивной, контактной или дистактной. Ассимиляция может затрагивать тот или иной признак звука. Так, для согласных это: способ и место образования твердости и мягкости; участие-неучастие голоса (оглушение и озвончение). Для гласных это признаки ряда, подъема, лабиализации. Каждая ассимиляция может быть охарактеризована со всех указанных точек зрения.
Диссимиляция – это процесс расподобления звуков одного типа, когда из двух одинаковых или подобных звуков получается два различных или менее похожих звука. Они касаются как гласных, так и согласных; могут быть контактными и дистактными; регрессивными и прогрессивными.
Ассимиляция не угрожает фонетическому облику языка, и поэтому шире допускается литературным языком, а диссимиляция более резко меняет фонетические нормы языка, и поэтому более характерна для ненормированной речи, а именно диалектов, просторечия и т.д.
Наряду с этим имеют место и так называемые прочие фонетические процессы. Они основываются либо на диссимиляции, либо на ассимиляции. К ним относятся: диэрезы (выкидки), основанные на ассимилятивных процессах; гаплологии, когда выкидке подвергается один из двух одинаковых или подобных слогов; эпентезы (вставки), основанные на диссимиляции; протезы (надставки), приставляющиеся к началу слова; метатезы (перестановки).
6.2. Позиционные изменения. Ударение. Редукция
Позиционные изменения связаны прежде всего с ударением, то есть с позицией слога относительно ударения.
Ударение – это выделение из группы слогов одного слога. Оно достигается в разных языках различными средствами, а именно: силой или интенсивностью артикуляции – динамическое (или силовое, экспираторное) ударение; долготой произношения – квантитативное (количественное или долготное) ударение; движением голосового тона (восходящего, нисходящего или комбинированного) на фоне нейтрального тона прочих слогов – тоновое (мелодическое, музыкальное) ударение. Эти приемы могут выступать как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.
Кроме этого ударение может быть как фиксированным, так и нефиксированным; как одноместным, так и разноместным.
Динамическое и динамически-комплексное ударение является источником редукции.
Редукция – это ослабление и изменение звучания безударных слогов и прежде всего слоговых звуков этих слогов.. В связи с этим она касается преимущественно гласных звуков. Различают количественную и качественную редукцию.
Однако позиционные изменения характерны и для согласных звуков. Это позиционные изменения шумных согласных в конце слова, когда имеет место оглушение звонкого. Это явление представляет собой редукцию согласного звука.
7. ФОНЕМЫ. ПОЗИЦИИ. ВАРИАЦИИ И ВАРИАНТЫ
Реальное содержание фонем данного языка – это совокупность смыслоразличительных признаков в их составе, благодаря чему одинаковые звуки разных языков как фонемы различны. Фонемы существуют в языке в составе слогов, тактов, фраз, и поэтому попадают в разные произносительные условия. Распределение фонем по этим произносительным условиям называется дистрибуцией. Эти условия называются позициями. Они бывают сильными и слабыми. Сильная позиция является благоприятной для выполнения фонемой смыслоразличительной функции, а слабая неблагоприятная. Поскольку фонемы выполняют две функции – перцептивную и сигнификативную, то понятия сильная и слабая позиция понимаются по-разному применительно к указанным функциям. Применительно к перцептивной функции сильная позиция та, в которой фонема выступает в своем основном виде, а слабая та, в которой фонема меняет свое звучание и выступает в виде оттенка или вариации. В отношении сигнификативной функции сильная позиция та, в которой фонемы сохраняют противопоставление внутри своей пары, и поэтому различают значимые элементы языка, а слабая та, в которой противопоставленные фонемы совпадают в одинаковом звучании, то есть перестают различаться и различать значимые элементы языка. В этом случае мы имеем дело с вариантами фонем. Таким образом, перцептивно сильные и слабые позиции принадлежат одной фонеме, а сигнификативно сильные и слабые позиции – не одной какой-либо фонеме, а противопоставлению двух и более фонем. Вариации фонем не затрагивают смысла и даже не замечаются говорящим. Варианты, напротив, влияют на понимание речи и приводят к омофонии.
8. СИСТЕМА ФОНЕМ И ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКА. ОРФОЭПИЯ
Система фонем, а тем самым каждый ее член – одно из характерных свойств самобытности языка народности, нации. Фонемы – всегда члены данной фонетической системы, ее содержание и значимость определяются ее положением в системе. Они могут быть выстроены в виде оппозиций, организованных на основе тех или иных дифференциальных признаков.
Оппозиции бывают коррелятивными, двучленными, различающимися одним дифференциальным признаком; ступенчатыми (градуальными), состоящими более чем из двух членов, которые усиливают какой-то признак. Для определения состава фонем в языке необходимо понимание позиций, поскольку подсчет фонем может быть осуществлен только на основании сравнения сильных позиций. При этом надо брать морфемы, а не слова и определять состав фонем каждой морфемы независимо от той позиции, в которой они оказались в рамках слова.
Особую роль в связной речи могут выполнять звуковые единицы для обозначения начал и концов морфем и слов. Это делимитативная (или разграничительная) функция.
Орфоэпия – дисциплина, занимающаяся нормировкой практической стороны фонетики и индивидуальных случаев произношения отдельных слов. Орфоэпия буквально значит «правильное произношение». При этом нормировать можно только литературное произношение. Вспомогательным разделом орфоэпии являются так называемые «правила чтения».
ЛИТЕРАТУРА