В чем заключается основная задача философии по мнению шопенгауэра
Философия А. Шопенгауэра
Философия Артура Шопенгауэра(1786-1861) представляет из себя иррационализм, который стал антитезой классическому рационализму немецкой философии.
Жизнь человека наполнена лишениями, беспрестанными усилиями, постоянной суетой, бесконечной борьбой, величайшим напряжением всех духовных и физических сил. Но какова же последняя цель всего этого?
Воля объективируется со ступени на ступень.
С появлением разума, с разделением на субъект и объект мир выступает не только как слепая сила, но и как представление. Мир познаётся в понятиях, и воля освещается познанием. Хотя познание у животных и большинства людей выступает в качестве средства сохранения индивида и рода, но у отдельных людей познание может освободиться от этой служебности, свергнуть своё ярмо и существовать чисто само по себе. Так возникает искусство.
При созерцании искусства мы освобождаемся от своих желаний и интересов, от назойливого напора воли, возвышаемся до чистых идей. Искусство вырывает нас из нашей субъективности, из рабского служения воле, переносит в состояние чистого познания. Напор желаний, мука хотения успокаиваются, человек вступает в другой мир. Но большинство людей не способны долго удерживаться в этом состоянии. Обыкновенный человек не способен на продолжительное, незаинтересованное наблюдение. Каждый извлекает из произведения искусства столько, сколько позволяет ему способности и образование.
Третий путь упразднения Мировой Воли – моральное совершенствование, переделка своего поведения.
Этическая концепция Шопенгауэра строится на онтологическом фундаменте. В основе этики философа лежит принцип отрицания Воли к жизни. Мировая Воля – это источник зла, поэтому её самоликвидация вполне оправдана. Это может произойти через определённую деятельность людей. Мораль Шопенгауэра складывается из следующих положений: покорное принятие мучений и страданий, аскетизм в отношении себя, альтруизм в отношении других и, следовательно, полное упразднение эгоизма.
Всякое желание возникает из нужды, из недостатка, следовательно, из страдания. Причиной страдания являются наши желания. Человек всегда желает, но полного удовлетворения не может дать никакой объект. Пока мы объекты хотения, мы не обретём ни счастья, ни покоя, а без спокойствия никакое истинное блаженство невозможно. Не нужно видеть цель жизни в счастье. Утверждая, что жизнь – это счастье, каждый думает, что он имеет законное право на счастье и наслаждение, и считает себя несправедливо обиженным, если счастье не выпадает на его долю. Правильнее видеть цель жизни в труде, лишениях, нужде и скорби, как это делает буддизм и подлинное христианство.
Человеческая жизнь – это борьба между состраданием и силами эгоизма и злобы. При этом эгоизм преобладает, так как для каждого собственное наслаждение важнее всего остального. Эгоисты составляют преобладающее большинство человечества. Шопенгауэр выделяет три типа характера: эгоистический, злобный и сострадательный. Если эгоизм хочет собственного блага, то злоба хочет чужого горя. Самым чистым чувством выступает сострадание, которое хочет чужого блага. Сострадать, по Шопенгауэру, это, значит, уметь встать на позицию другого человека, учитывать только его страдания, его нужду, его страх, его боли. Только тогда будешь ощущать по отношению к нему то сострадание, которое и есть любовь, к коей взывает Евангелие.
Артур Шопенгауэр: воля как двигатель жизни
«Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком сне, часто переходящем в кошмар.»
А. Шопенгауэр
Артур Шопенгауэр — самый известный философ-иррационалист. Он считал, что миром правит не разум, а стихийное животное начало, которое он называл волей. Поэтому ничего хорошего ждать от этого мира не приходится.
Пессимистичная философия Шопенгауэра
Артур Шопенгауэр считал, что в основе мира не может лежать разумное начало. Если бы это было так, то в мире не происходило бы столько зла, столько всего нелепого, нелогичного и ненужного. Что же правит миром и человеком? Шопенгауэр считал, что это воля. Под этим термином он понимал нечто бессознательное, неразумное, стихийное и непредсказуемое. Воля — это соединение инстинктов, желаний, страстей, всего того, что не поддается влиянию разума и логики. Это воля к жизни, которая есть в каждом существе, ведь и животное, и человек стремятся выжить, несмотря ни на что.
Как сорняки стремятся вырасти и заглушить культурные растения, как тигр пожирает антилопу, чтобы выжить, так же и человек: в своих поступках он руководствуется только слепой волей к жизни. У человека, в отличие от животных, есть разум, есть совесть и должны быть моральные принципы. Но на самом деле жизнью правят вовсе не они. Все люди предельно эгоистичны и стремятся лишь к тому, чтобы сделать свое существование комфортным, в том числе и за счет себе подобных.
Современники Шопенгауэра, особенно те, кто был с ним знаком, говорили, что его философия прекрасно иллюстрирует его личные качества и характер. «Каков человек, такова и его философия», — повторяли они слова Иоганна Фихте. Шопенгауэр крайне негативно относился ко всем окружающим, едва переносил присутствие других людей. Он вел уединенную жизнь, не имел друзей и славился своим злобным нравом. От него доставалось всем: и коллегам, и соседям, и просто прохожим, которые чем-либо ему не угодили.
«В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле» (А. Шопенгауэр)
Человек человеку волк
Человек имеет разум и интеллект, но тем не менее его жизнью движет только воля, считал Шопенгауэр. Почему же так происходит? Потому что воля всемогуща, она подчиняет себе все. Даже если нам кажется, что мы поступаем разумно, мы ошибаемся: нами в любом случае движет неразумная слепая воля. А интеллект — это только инструмент воли, который она использует для выживания, так же как звери используют зубы и когти.
Воля — это само мироздание, в мире нет ничего, кроме воли, которая проявляется в живых существах. Ведомый волей, мир развивается хаотично, в нем нет разумного начала. Человек — это всего лишь раб воли, он не управляется своими поступками, им управляет эта мощная стихийная сила.
«Здоровый нищий счастливее больного короля» (А. Шопенгауэр)
Для иллюстрации отношений между людьми Шопенгауэр рассказывал притчу о дикобразах. Как-то в холодный зимний день стадо дикобразов решило согреться. Для этого животные улеглись тесной кучкой. Но долго они так не продержались. Хоть вместе им и было тепло, но уколы от игл не давали расслабиться. Тогда они отодвинулись друг от друга подальше. Но им снова стало холодно.
В итоге дикобразам пришлось найти оптимальное расстояние, на котором они могли чувствовать тепло друг друга, но при этом не колоться иглами.
То же самое происходит и в человеческом обществе. Люди сближаются, чтобы выжить, но отталкивающие качества любого человеческого существа настолько сильны, что они не могут долго находиться близко.
Поэтому существует негласный общественный договор, называемый вежливостью и воспитанностью. Он позволяет людям держаться на оптимальном расстоянии, на котором они не ранят друг друга.
Самое известное произведение Шопенгауэра, которое он перерабатывал на протяжении всей жизни, — трактат «Мир как воля и представление»
Как победить волю
Философия Шопенгауэра была мрачной и пессимистичной, в связи с этим возникает вопрос: видел ли он для человека какой-нибудь выход? Философ считал, что человек может противостоять этой безучастной грозной силе, называемой волей, хотя сделать это очень сложно. Воля заставляет человека постоянно чего-то желать, к чему-то стремиться, гнаться за теми или иными достижениями. Он сам не понимает, зачем ему это нужно, но, покоряясь воле, вступает в эту бесполезную гонку.
Однако на самом деле у каждого человека есть выбор. Он может отказаться выполнять приказы воли: подавить свои желания, избавиться от устремлений, свести все потребности к минимуму. Только так он победит волю и обретет покой.
Эти воззрения Шопенгауэр заимствовал в основном из буддистской философии, которой восхищался. Как и буддисты, он проповедовал аскетизм и отказ от чувственных удовольствий и желаний. Образ жизни, полный самоограничения, может быть, и не даст ощущения счастья, но зато обеспечит покой — а это самое лучшее, к чему нужно стремиться в этом несовершенном мире, считал Артур Шопенгауэр.
«Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо — мысль природы» (А. Шопенгауэр)
Философская концепция Шопенгауэра
Шопенгауэр известен преимущественно как один из главных представителей пессимистического направления в философии. Шопенгауэр считает одной из величайших ошибок почти всех метафизических систем то, что они считают зло чем-то отрицательным; напротив, оно есть нечто положительное, нечто дающее себя чувствовать. Зло, по его мнению, неизбежно, как следствие утверждения желания жить. Существует не только утверждение желания жить, но и отрицании, даже полное упразднение его: в этом последнем случае являются совершенно иной мир, совершенно иное существование, о котором мы, правда, не имеем понятия и которое кажется нам ничем, но ничем не абсолютным, а лишь относительным. Шопенгауэр считает освобождение от мирового зла возможным, хотя, правда, лишь путем радикального лечения, полного возрождения и обновления. Шопенгауэр находит утешение против существующей в мире массы зла в росте познания.
В связи со взглядами Шопенгауэра на историю, на ее роль и значение, находятся и взгляды его на современные ему политические и социальные порядки. Из изучения истории он пришел к тому убеждению, что в очень редких случаях торжество остается на стороне правого дела, что правое дело чаще всего само себя компрометирует и гибнет в следствии избытка принципиальности. По мнению Шопенгауэра, правовое государство есть не что иное, как фикция: политика, чем яснее она сознает свою задачу, тем скорее становится наукой, имеющей в виду прежде всего ближайшие потребности. Он, с одной стороны, отрицает за каким либо смертным право властвовать над народом против воли последнего, но, с другой стороны, называет этот самый народ «вечно несовершеннолетним державцем», который постоянно должен находится под опекой.
Философские воззрения А. Шопенгауэра в рамках западной философии конца XIX—XX века
XIX и XX века обозначены в истории философской науки как период неклассической философии. Это время стало колыбелью для замечательных мыслителей, которые своим творчеством обогатили философскую культуру, а их глубокие идеи отразились в достижениях науки. И это касается как материального, так и духовного развития человеческого общества.
Западная философская мысль этого времени была представлена мыслителями различных школ, направлений и концепций. Отличным подтверждением этого служит творчество А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, А. Бергсона, Ч. Пирса, У. Джеймса, П. Дьюи, Э. Гуссерля, М. Шелера, П. Тейяр де Шарлей, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, О. Конта, Б. Рассела, Л. Витгенштейна, К. Леви-Стросса, К. Поппера. Эти философы представляли и направление иррационализма, американскую фиософию прагматизма, и герменевтику, и философское направление антропологии, и экзистенциализм, и позитивизм, и неопозитивизм, и структурализм, и критический рационализм.
Творчество А. Шопенгауэра
Говоря о философском западном учении конца XIX и XX в. невозможно не упомянуть имя А. Шопенгауэра. Он является одной из ключевых фигур представителей иррационализма. Он вместе с Л. Фейербахом не поддерживал оптимистические идеи рационализма и диалектику Г. Гегеля. Кроме того, А. Шопенгауэр не поддерживал фейербаховские идеи, скорее он был сторонником немецкого романтизма. Среди его увлечений было замечена и мистика, он тяготел к кантовской философии и восточным философским идеям.
На рабочем столе А. Шопенгауэра всегда стоял маленький бюст И. Канта и фигурка Будды из бронзы.
Основные идеи А. Шопенгауэра
А. Шопенгауэр выступал за то, чтобы уменьшить роль разума и увеличить роль эмоциональной составляющей. Он говорил о том, что разум не есть абсолютная воля, нельзя на него полагаться в моменты бессознательно-иррационального состояния. На фоне этого, философ выступил с идеей оспорить понятие разума в качестве осознанной ментальной деятельности человеческого сознания. Бессознательное в таком контексте теряет свой смысл и, согласно И. Канту, оно находится во взаимодействии с рассудком и осознаётся разумом в своей структуре. Это было бессознательное как универсальная иррациональная стихия, которая не поддаётся никаким рациональным методам исследования.
Согласно концепции А. Шопенгауэра, разум без собственного осознания, функционирует не согласно своему рациональному плану, а по указанию воли, которая, в свою очередь, является единой энергийной основой всех личных волей и самого объективного мира. Здесь имеется в виду, что интеллект – это инструмент воли к жизни. Стоит отметить, что интеллект имеет свойство утомляться, а вот воля, напротив – неутомима.
Исходя из всего вышесказанного, можно говорить о том, что А. Шопенгауэр работал в двух направлениях: с одной стороны он предпринимал попытки расширить человеческое представление о мире психики, которая до этого момента сводилась к рациональному началу, а с другой, он пытался остаться на позиции объективного идеализма, который проповедовал Г. Гегель, но при этом хотел заменить первопричину мира рациональную абсолютную идею иррациональным моментом человеческой психики, иными словами метафизической первоволей.
Реальной может быть только одна космически громадная воля, она проявляется во всех событиях Вселенной. Мир – лишь зеркало, для отражения этой воли, которая является его своеобразным представлением.
А. Шопенгауэр говорит о том, что воля – это абсолютное начало, корень всего сущего.
Мир в его представлении – это воля и представление. На основе таких идей А. Шопенгауэр говорит о том, что волюнтаризм – это универсальная основа и принцип всей его философии.
Этика А. Шопенгауэра
Этика мыслителя имеет пессимистичное начало. Он утверждал, что страдания и человеческая жизнь неотделимы друг от друга. Согласно воззрениям А. Шопенгауэра, счастье тоже имеет отрицательную окраску, и оно всегда заключается лишь в освобождении от страданий, но за ним всегда следует новое страдание либо томительная скука. Признавая
Доминирующую роль страданий преувеличивает ещё и сострадание, которое в данном контексте является важнейшим этическим принципом. Противоположное состояние духа, которое стоит напротив страдания является полное отсутствие желания. Симптом – перс-ход к полнейшему аскетизму.
Подводя итог всего вышесказанного, стоит отметить, что А. Шопенгауэр был величайшим писателем и блистательным стилистом. Читая его произведения, получаешь не только интеллектуальное, но и эстетическое удовлетворение.
По словам В. Виндельбанда, ни один филосов-литератор, не мог формулировать свои мысли так ясно и чётко, неся конкретную мысль и так ярко раскрашивать текст как великий А. Шопенгауэр.
Действительно, мыслитель имел дар представлять множество философских идей тонко и красочно. Идеи этого философа стали ключевыми для концепций многих философов.
Творчество Рихарда Вагнера формировалось под воздействием А. Шопенгауэра.
Философия и афоризмы Артура Шопенгауэра
Артур Шопенгауэр известен как крупный представитель философского течения под названием «иррационализм». Его работы, особенно по изучению воли людей, повлияли на таких крупных философов, как Карл Юнг и Зигмунд Фрейд. В своем труде «Афоризмы житейской мудрости» он объясняет природу тех или иных чувств и учит правильно строить жизнь. Философия Шопенгауэра многогранна и отражает дух эпохи.
Биография
Немецкий мыслитель появился на свет 22 февраля 1788 года. Отец Артура был коммерсантом, а мать занималась писательством. С самого детства Артуру была предоставлена возможность посвящать всего себя учебе. Уже в 9-летнем возрасте он учился в Гавре, затем – в Рунге, а в 15-летнем возрасте уехал получать образование в Англию. В это же время он много путешествует по Европе.
Будучи небедным молодым человеком, Шопенгауэр мог себе позволить долгие поиски призвания. Так, он два года провел в Геттингенском университете, учась на врача, а затем перевелся в Берлинский университет, чтобы изучать философию. Его особенно привлекали работы Шеллинга по изучению силы воли, а также исследования Локка. Он с большой тщательностью постигал учения Канта и Платона. Окончив учебу в 1813 году, он сразу же начинает писать главное произведение в своей жизни.
Отношения с родителями у Артура были напряженными. Отец долгое время тяготился семейных отношений и в конце концов бросил семью, после чего, спустя некоторое время, наложил на себя руки. А мать была слишком жизнерадостной, что чересчур резонировало с пессимистичной натурой будущего философа. Поэтому в 1814 году он принял решение жить отдельно от матери. Именно в этот период он вел наиболее активную социальную жизнь и обзавелся контактами в светских кругах.
Биография мыслителя завершилась 21 сентября 1860 года, когда его жизнь оборвалась.
Цитаты и афоризмы
«Афоризмы житейской мудрости» — книга, которую написал Артур Шопенгауэр и снискавшая популярность не только на родине философа. Под житейской мудростью он подразумевает умение вести жизнь в состоянии счастья и беззаботности. Личность, живущая счастливо, держится за свою жизнь не из страха умереть, а ради нее самой. Эта позиция получила название «эвдемонология».
Книга делится на пять разделов, кратко описать которые можно так:
Люди имеют разную судьбу только потому, что у них есть разница в:
Именно это – самые главные факторы, влияющие на способность человека жить счастливо. Внешний мир может влиять на человека исключительно в той степени, в какой он находит отклик в его внутреннем мире. Так, если речь идет о флегматике, то окружающая реальность, в которой он живет, будет скучной и безрадостной. А сангвиник сможет разглядеть любопытное событие в том, что покажется трагедией для меланхолика.
Таким образом, Шопенгауэр выдвигает теорию, в соответствии с которой только личность человека является главным условием для его счастья. Она имеет абсолютную ценность, в то время как другие блага – относительны.
Книга содержит множество интересных афоризмов и изречений, раскрывающих суть мудрости и глубокое понимание счастья, даже если оно сопряжено с лишениями и самоограничением. Наиболее важные из них – следующие:
Счастливая жизнь невозможна без умения находить общий язык с другими людьми и устанавливать гармоничные отношения.
Философия Шопенгауэра
Первые четыре года после окончания университета Артур Шопенгауэр работал над своим первым философским трудом под названием «Мир как воля и представление». Однако книга не вызвала бурного отклика у публики. Чтобы продолжить свою деятельность в качестве философа, Артур устраивается на работу в Берлинский университет в качестве преподавателя. Однако и здесь его таланты оказались незамеченными, поэтому он решил переехать в Испанию. После этого он перебрался во Франкфурт-на-Майне.
Философия Шопенгауэра близка к идеям Иммануила Канта в области критики разума, а также к идеализму Фихте. Он соглашается с Кантом, что пространственно-временные характеристики являются субъективными и представляют формы человеческого сознания. Ум человека, по его мнению, не способен постичь суть вещей, ибо он познает их субъективно. То, что люди принимают за реальный мир, на самом деле является лишь их представлениями, «мозговым призраком» или фикцией разума.
Мыслитель признает только за таким человеческим качеством, как воля, истинность и объективность. В то же время, только с помощью интеллекта люди могут познавать мир и жизнь. Воля является вторым источником познания, поскольку она является главной и настоящей душевной сущностью. Он делит мир на две категории:
Под первым понимается стремление к жизни, под вторым – иллюзии человека о мире, который его окружает.
Будучи пессимистически настроенным философом, Шопенгауэр окрестил этот мир «худшим из возможных», где воля к жизни бессмысленна. Он был убежден, что ценность человеческой жизни крайне низка, потому что страданий, которые необходимо пережить за отпущенное в этой жизни время, слишком велика по сравнению с наслаждениями.
Воле он приписывает такие качества, как иррациональность, инстинктивность и слепоту, утверждая, что преодолеть эту бессмысленность можно только методом пробуждения сознания. Процесс состоит из ступеней объективации воли, находящих свое отражение в определенных вещах. Постепенно человек возвышается до понимания этих идей и постигает их вне временно-пространственных субъективных рамок. Умение созерцать вещи освобождает от жизненных мук.
Как философ Шопенгауэр защищал идеи пессимистического мировоззрения, именуя это направление «решительным пессимизмом». Это течение было особенно популярно среди представителей высшего сословия. Несмотря на то, что не сформировалось школы его имени, у него были последователи, горячо разделявшие его идеи. На его труды в своей работе опирались Ницше и Гартман. Его можно назвать одним из самых ярких представителей «философии жизни».
В знак признания его влияния на германскую и мировую философию, в 1895 году Шопенгауэру установили памятник во Франкфурте.