В чем заключается основная задача философии
Задачи философии. Философия в современном образовании
Основные задачи философии
Философия выполняет следующие функции:
Понятие о мировоззрении
Под мировоззрением понимают систему взглядов на окружающую реальность и место человека, социума и человечества в мире, на то, как человек относится к самому себе и к окружающей действительности, а также какие жизненные позиции людей соответствуют этим взглядам, человеческие убеждения, принципы деятельности, идеалы, ценности.
Мировоззрение – это не сумма всех представлений и взглядов о действительности, а их обобщение. Оно обладает сложным, описательно-оценочным характером и, по большей части, имплицитно, не артикулировано. С понятием мировоззрения схожи такие понятия как «мировосприятие», «общая картина мира», «миросозерцание», «мироощущение», «миропонимание».
На протяжении исторического развития мировоззрение менялось от эпохи к эпохе и складывалось под воздействием культуры эпохи в качестве целого, а не как результат воздействия какой-либо из сторон социальной жизни и, конечно, не из-за воздействия идей, которые были популярны в ту или иную эпоху. Основная составляющая мировоззрения, которая является отражением мира (прежде всего культурного) и ценностей – это стиль мышления исторической эпохи, который задает общие принципы теоретического изучения мира и определяющий само мышление эпохи.
Философия играет важную роль в формировании мировоззрения. Философия лежит в его основе, мировоззрение, как и философия, движется к универсальному, целому, конечному и включает в себя не только то, что известно о мире и человеке, но и оценки.
По М. Шелеру, немецкому философу, который является основоположником философской антропологии, мировоззрение – это «вид членения и селекции, который управляет личностью или всей культурой, в процессе которого мировоззрение фактически вбирает в себя саму сущность психических, физических и идеальных вещей, вне зависимости от того, каким образом происходит их осознание и происходит ли оно вообще».
«Чистая сущность» того, что находится вокруг человека и того, как он обязан действовать в будущем – это результат философского мышления, которое пытается объединить в одно целое различные формы познания мира от результатов конкретных наук до анализа духа эпохи, ее традиций и свойственного ей мышления.
Было бы опрометчиво утверждать вслед за марксизмом-ленинизмом то, что некая определенная философская система будет способна стать ядром общественного мировоззрения. Само по себе мировоззрение будет определяться культурой в ее целостности, а не какой-то одной идеологией, как, к примеру, марксизм-ленинизм пытался определять мировоззрение коммунистического общества.
Философия в современном образовании
Философия – это обязательный элемент современного высшего образования. Однако, следует задаться вопросом, не ограничивает ли обязательное преподавание философии мировоззренческий плюрализм? Этот вопрос возникает в связи с тем, что отрицание возможности государственной идеологии и признание плюрализма мировоззрений – это указание на то, что мировоззрение, в первую очередь, является субъективным делом каждого.
В то же время, философию нельзя назвать просто мировоззрением. Она также является и наукой. Таким образом, философия – это мировоззрение, которое претендует на научный статус. Изучая всеобщие, универсальные основания культуры (время, пространство, бытие, истина, благо, смысл жизни и др.) философия обращается к логическому мышлению, разуму и претендует на эмпирическую достоверность своих утверждений. В данном смысле философию можно назвать способом утверждения науки, рациональности, научного знания в качестве решающей основы продуктивной и ответственной практической деятельности. Отличие философского мировоззрения от религиозного, этно-национального, политико-идеологического в том, что оно стремится опираться на научное знание и именно поэтому несет в себе всеобщее значение. Оно выполняет незаменимую функцию во время выработки и усвоения определенного языка ценностей, позволяющего вступить в диалог людям, которые принадлежат к различным социальным, этническим группам, конфессиям. Философия представляет собой особый уровень знания, который позволяет ему приобрести прочность последнего основания ответственных действий и суждений. Без философии образование не будет ни высшим, ни современным.
Одна из основных задач философии в рамках высшего образования – помочь студенту, обучающемуся на любой специальности, увидеть то, где она находится в структуре научного знания, понять и усвоить общие идеалы и нормы научного метода, уяснить то, где находится место науки в современном социуме. Вместе с тем, хорошо обученный специалист также должен уметь рационально обсуждать возникающие проблемы, руководствоваться общегражданскими ценностями в своем поведении. Для выполнения всех этих задач необходимо знание философии на определенном уровне.
Предмет философии и ее основные задачи
Филосо́фия др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.
Философия-логико-теоретический взгляд на мир,человека и его место в жизни.Попытка понять и объяснить мир,себя и свое место в жизни.
Философия зародилась примерно три тысячи лет назад в древних культурах Индии,Китая,Греции.
На протяжении всей истории философии ее содержание изменялось.Но философия никогда полностью не теряла из виду задачи,поставленные еще античными мыслителями.
С древности и до наших дней предметом философских размышлений являются самые общие и глубокие идеи и принципы,из которых человек должен исходить в своей жизни и деятельности,в понимании окружающей действительности и в отношении к ней.
1. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
• онтология (учение о бытии);
• гносеология (учение о познании);
Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.
Предмет философии (из википедии).
Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает. Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (например, «Для чего существует человек?»). Польза философии – формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления.
14. Рационализм философии нового времени (Р.Декарт)
Становление научного метода познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм. (Ф. Бекон и Р. Декарт).
Эпоха Возрождения посредник между философией Средневековья и Нового времени. Делится на три периода: гуманистический, неоплатонический, натурфилософский. На первый план выдвигается природа, ее хотят изучать практически, т.о. рождается новая наука – механика (для того, чтобы природа показала свою сущность). Это и есть начальная ступень Нового времени. Возрождение создает предпосылки для научной революции. Научная революция – революция представлений о знании и науке, создание новых теорий в области наук. Сформировалось знание, которое объединяет теорию и практику. Человек начинает рассматривать себя как деятеля, это связано с внутренней зрелостью человека. Идеологи начинают разрабатывает новую рациональную философию основанную на разуме и направленную против религиозной идеологии, основанной на вере. Усиливается соединение математики и естествознания. Падает авторитет церкви и растет авторитет науки, государство выходит на первый план. Если раньше шла речь о теоретической науке, чтобы познать мир, то сейчас – практическая наука, чтобы изменить мир.
Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания
Эмпиризм – направление в философии, считающее основным источником познания чувственный опыт (Т. Гоббс: нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах). Особая форма – сенсуализм, выводящий все знания из ощущений..
Сторонники ЭМПИРИЗМА (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона. Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики. Идолы – искаженные образы действительности, ложные представления, понятия, предрассудки, которыми обременено сознание человека. Существует четыре вида: А) Идолы рода – это ложные представления о мире, кот. присущи всему чел. роду и явл. результатом ограниченности чел. ума и органов чувств. Это самый опасный вид идолов, т.к. они коренятся в чел. сущности: в чувствах и особенно в разуме. Идолы рода относятся к врожденным. Б) Идолы пещеры – искаженные представления о действительности, связанные с субъективным восприятием человека окружающего его мира. Кроме ошибок, свойственных человеку, у человека существует своя пещера, свой внутренний субъективный мир, следовательно, «сколько людей, столько и мнений». Этот вид наиболее многочисленен и разнообразен. Идолы пещеры – врожденные идолы. Врожденные идолы нельзя полностью искоренить. Полезными являются сомнения во всем том, что сильно укоренилось в разуме. В) Идолы рынка (площади) – ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов. Поскольку люди объединены речью, то установление такого неправильного понимания слов ведет к тому, что разные люди в одни и те же слова вкладывают различный смысл. Эти идолы приобретенные. Г) Идолы театра (теории) – ложное представление о мире. Каждая философская система – это театральные действия, представляющие собой вымышленные миры. Это приобретенные идолы.
Рационализм – противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность разума от чувств, ограниченность чувственного опыта и на этой основе приоритет разума в познании.
Представители Ф.Бэкон, Т.Гоббс,
Дж. Локк, Дж. Беркли,Д.Юм
Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц
Основные отличия 1)связан с номинализмом;
2)критикует «теорию» врожденных идей;
3)как правило, критикует категорию «субстанции» как одно из абстрактных понятий;
4)уделяет заметное место проблемам индуктивного метода.
1) связан с реализмом;
2) признает врожденные идеи» как основу истинного познания;
3) категория «субстанции» — одна из основных;
4) исследует в основном рациональные средства познания, развивает теорию дедукции.
Философия: Конспект лекций
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Философия». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Возникновение философии, ее понятие и основные функции
Возникновение философии и становление ее предмета
Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» («люблю») и «софия» («мудрость»), что означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580–500 гг. до н. э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27-347 гг. до н. э.).
Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире — в Древней Греции и Древнем Риме. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности, отделение умственного труда от физического.
Предмет философии изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была так называемая натурфилософия, а первые философы были натурфилософами, то есть и философами, и естествоиспытателями одновременно.
По мере накопления знаний о мире происходил процесс их выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии.
Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях. Аристотель назвал философию наукой «о наиболее общем». Многие исследователи и сегодня считают данное определение самым удачным. Ф. Шлегель дает следующую дефиницию философии: «…познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней…» Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе». По мнению С. Франка, философия есть «общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, то есть назначения человека и места его в бытии» и т. д. По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: его место в мире или способ освоения мира и т. п. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «мир-человек» или как отношение человека — субъекта познания — к миру, объекту, материи.
Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.
Определяя предмет философии как «мир — человек», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя классические, смысложизненные вопросы: Какова природа мира? Есть ли в нем общие начала, связи и законы? Познаваем ли мир? Что есть человек? Какова его природа? Каково соотношение телесного и духовного, социального и биологического начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных условий и субъективного фактора в истории, личности и обществе? Каковы формы взаимодействия человека с миром? В чем смысл жизни человека? И многие другие.
Таким образом, философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.
Основные функции философии
Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.
1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.
2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.
4. Гносеологическая — это познавательная функция философии.
5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача — разрушение догм, увеличение достоверности знания.
6. Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.
7. Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.
8. Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали.
9. Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.
10. Общекультурная — функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.
11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений.
Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.
Предмет философии и её основной вопрос
Предмет, структура, функции и основной вопрос философии.
1.Философия как разновидность мировоззрения.
2.Предмет, методы и функции философии.
3.Основной вопрос философии и основные направления философии.
1. ФИЛОСОФИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
1. Христианство.
2. Ислам.
3. Буддизм.
Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
1. Основано на знании (а на вере либо вымысле);
2. Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
3. Логично (имеет внутреннее единство и систему);
4. Опирается на четкие понятия и категории.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретической системой мировоззрения, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
Основными МЕТОДАМИ ФИЛОСОФИИ (путями, средствами, с помощью которого осуществляется философское исследование) являются:
1. Диалектика.
2. Метафизика.
3. Догматизм.
4. Эклектика.
5. Софистика.
6. Герменевтика.
1.ДИАЛЕКТИКА – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
2.МЕТАФИЗИКА – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
а) Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности).
б) Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития).
в) Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
3. ДОГМАТИЗМ – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
4. ЭКЛЕКТИКА – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.
5. СОФИСТИКА- метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.
Одновременно и НАПРАВЛЕНИЯМИ в философии, и ФИЛОСОФСКИМИ МЕТОДАМИ являются:
1. МАТЕРИАЛИЗМ.
2. ИДЕАЛИЗМ.
3. ЭМПИРИЗМ.
4. РАЦИОНАЛИЗМ.
1. При МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание- ее модус- есть проявление материи.
2. Суть ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО философского метода- признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.
3. ЭМПИРИЗМ- метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
4. РАЦИОНАЛИЗМ – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное. Абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:
1. Мировоззренческую.
2. Методологическую.
3. Гносеологическую.
4. Критическую.
5. Аксиологическую.
6. Социальную.
7. Воспитательно-гуманитарную.
8. Прогностическую.
3.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.
ОСНОВНЫМ В ФИЛОСОФИИ традиционно СЧИТАЕТСЯ ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ, А БЫТИЯ К МЫШЛЕНИЮ (сознанию).
МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют ДВЕ СТОРОНЫ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – онтологическая и гносеологическая.
1. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
2. Суть ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали. Что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
1. Материя реально существует
2. Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет)
3. Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
4. Материя существует и развивается по своим внутренним законам.
5. Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю).
6. Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей.
7. Сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон, Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Макс; Энгельс;Ленин.
ИДЕАЛИЗМ («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношении материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
1. ОБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
2. СУБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Беркли, Юм).
В противоположность объективным идеалистам, СУБЪЕКТИВНЫЕ идеалисты (БЕРКЛИ, ЮМ, ФИХТЕ и др.) считали, что:
1. Все существует только в сознании познающего субъекта (человека).
2. Идеи существуют в разуме человека.
3. Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения.
4. Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
ДУАЛИЗМ как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления).
ДЕИЗМ – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители 18 века) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ(познавательная) сторона основного вопроса философии представлена:
1. ЭМПИРИЗМОМ (сенсуализмом).Основателем эмпиризма является Ф.Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях ( в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях».
2. РАЦИОНАЛИЗМОМ. Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р.Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.
В качестве особого направления выделяется ИРРАЦИОНАЛИЗМ (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители ГНОСТИЦИЗМА (как правило, материалисты) считают, что:
1. Мир познаваем.
2. Возможности познания неограниченны.
Противоположной точки зрения придерживаются АГНОСТИКИ (как правило, идеалисты):
1. Мир непознаваем.
2. Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.