В чем заключается основная задача геологии
Геология, ее предмет, задачи
Геологические термины и понятия – это своеобразный язык геологов, имеющий в основании, в основном, греческий и латинский, много слов и понятий из немецкого, французского, английского языков. Освоение и понятие профессионального языка – один из основных путей овладения специальностью.
Географияизучает устройство земной поверхности, ее ландшафты, атмосферу и гидросферу планеты и их взаимодействие, а также их взаимоотношения земных оболочек с населяющим планету органическим миром.
Геофизиказанимается изучением внутреннего строения Земли, физического состояния недр, гравитационного, магнитного, теплового и электрического полей Земли.
Геохимияизучает химическое строение Земли и ее отдельных оболочек, поведение и миграцию химических элементов, их изотопов и соединений.
Геология – наука о строении Земли, ее происхождении и развитии, основанная на изучении горных пород и земной коры в целом всеми доступными методами с привлечением данных астрономии, астрофизики, физики, химии, биологии и др. наук.
Как видно по определению объект исследований весьма объемен и сложен, поэтому в геологии существует более 100 специальностей и специализаций, связанных с химией, физикой, биологией, математикой и кибернетикой, астрономией и астрофизикой ит.д.
Объектами геологических исследований являются:
-природные тела, слагающие верхние горизонты твердой оболочки Земли, т.е. минералы, руды и горные породы;
-различные геологические процессы, в результате которых появляются, развиваются и исчезают природные тела, а также формируется рельеф земной поверхности;
-взаимное расположение природных тел в земной коре, которые определяют геологическое строение и геологическую структуру, время их возникновения и историю развития;
-причины и закономерности возникновения и развития геологических процессов, а также закономерности развития Земли.
Специфические особенности геологических объектов и процессов:
— исключительно большие масштабы, могут захватывать целые континенты;
— исключительно большая длительность воздействия, охватывают сотни миллионов лет;
— высвобождение огромных количеств энергии в короткое время, землетрясения, гигантские обвалы;
— невозможность проведения экспериментов, соизмеримых по масштабам, времени и количеству факторов влияния.
Вследствие этого судить о процессах, проявившихся в образовании различных горных пород, руд и минералов, геологических напластований и структур, можно лишь по их конечным результатам, которые тщательно изучаются. Понять действие геологических процессов возможно только путем восстановления их природы и истории развития.
Разделы геологии.
С некоторой долей условности геологию можно разделить на два направления: практическую или прикладную и теоретическую.
Геология прикладная объединяет следующие отрасли: геологию полезных ископаемых (рудных, нерудных, горючих), гидрогеологию (пресных, минеральных и термальных вод), инженерную геологию, нефтепромысловую, рудничную, мониторинг опасных геологических процессов (эндогенных и экзогенных), космическую геологию и т. д.
Теоретические проблемы геологии рассматриваются в рамках следующих наук:
1. минералогии, петрологии, кристаллографии, кристаллохимии, литологии, геохимии,
2. динамической геологии с разделами геотектоника, геоморфология, вулканология, сейсмология,
3. историческая геология с разделами палеогеография и палеотектоника, стратиграфия, палеонтология, экологическая геология,
4. региональная геология.
Геология полезных ископаемыхраздел геологии, изучающий условия образования и закономерности распространения в земной коре м-ний полезных ископаемых, особенности их строения и связи рудных тел с вмещающими их породами.
Полезное ископаемое –природное скопление минералов в земной коре, которое может быть использовано в народном х-ве. Скопления п. и. образуют месторождения.
Гидрогеология –наука о подземных водах: об их происхождении, условиях залегания, законах движения, режиме, физ. и хим. свойствах.
Инженерная геология – отрасль геологии изучающая геологические условия и динамику верхних горизонтов земной коры в связи с инженерной деятельностью человека.
Нефтепромысловая геология – изучает вопросы разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений.
Рудничная геология – геол. обслуживание рудников в процессе эксплуатации месторождения, поиск и доразведка, обеспечение добычи.
Мониторинг опасных геологических процессов (ОГП) – регулярные наблюдения за условиями и динамикой развития ОГП в пространстве и во времени с целью прогнозирования их возможного негативного (катастрофического) развития и выработке мероприятий по предупреждению отрицательных экологических последствий.
Минералогия (поздне. лат. minera – руда) – наука о минералах.
Петрология – наука всесторонне изучающая магматические и метаморфические г.п. с точки зрения их вещественного состава, геологических особенностей и генезиса.
Кристаллография – наука о кристаллах и кристаллическом веществе; делится на геометрическую, физическую и химическую. Кристаллохимия – раздел кристаллографии.
Литология – наука о составе, структурах, текстурах и генезисе осадочных горных пород, включая и руды.
Геохимия – наука о распределении (концентрации и рассеянии) и процессах миграции химических элементов в земной коре и насколько возможно в Земле в целом.
Динамическая геология – раздел геологии, изучающий процессы, происходящие на поверхности Земли и в её недрах.
Историческая геология – раздел геологии, изучающий историю и закономерности развития Земли с момента образования земной коры до современного её состояния.
Стратиграфия – раздел исторической геологии, охватывающий вопросы исторической последовательности, первичных взаимоотношений и географического распространения осадочных, вулканогенных и метаморфических образований, слагающих земную кору и отражающих естественные этапы развития Земли и населяющего её органического мира.
Региональная геология – раздел геологии, изучающий геологическое строение отдельных участков земной коры (целых континентов, складчатых систем, платформ или их крупных частей).
Методы геологии
Все перечисленные наукибазируются на огромном естественном полигоне, который зовется планета Земля. Все разработки и исследования начинаются с полевых наблюдений и носят название полевая геология. Окончательная обработка материалов полевых исследований производится в камеральный период.
Сейчас, как и раньше, основным инструментом при полевых исследованиях является человек, вооруженный знаниями и опытом предыдущих поколений геологов. Кроме горного компаса и геологического молотка у современного геолога на вооружении имеются аэро- и космосъемка, техника для проходки поверхностных и подземных горных выработок и буровых скважин, геохимические и геофизические методы для производства геологического картирования и поисков полезных ископаемых.
Геология обладает собственными методами исследования.
В настоящее время геологические работы начинаются с предварительного изучения интересующей территории или объекта – имеющихся материалов предыдущих исследований; фотографий, полученных с самолета и из космоса, картографических материалов и данных других специальных исследований.
Основной этап работ начинается с полевых исследований, описания состава горных пород, типа, характера напластований, условий залегания, взаимоотношения слоев по естественным и искусственным (канавы, шурфы, скважины) обнажениям. Для более точного определения типов пород, их минерального и химического состава, производится отбор образцов и проб различных типов.
В толщах осадочных пород ведется поиск и отбор ископаемых остатков флоры и фауны, для определения возраста отложений. Образцы и пробы обрабатываются в специализированных лабораториях как во время полевого, так и во время камерального периодов.
Полевые и камеральные работы завершаются составлением отчета с комплектом геологических карт и разрезов (геологическое картирование).
В 20 веке геологические исследования с континентов распространились на Мировой океан. Появилась морская геология. Это было вызвано тем обстоятельством, что на дне и под дном морей и океанов были найдены различные полезные ископаемые в больших количествах. Прежде всего это нефть и газ – 40% мировой добычи, фосфориты, железо-марганцевые руды, монацитовые россыпи и т.д.
Работы ведутся со специальных научно-исследовательских судов, спускаемых манипуляторов и обитаемых станций, которые работают на больших глубинах. (Советские аппараты: «Пайсис» до 2000м; «Мир-1» и «Мир-2» до 6000м»). Могут под водой проходить большие расстояния.
Нефть и газ добываются со спец. платформ.
Геология, как и любая естественная наука, собирает факты, обобщает их различными методами и способами, которые помогают выявить закономерности, а также выдвигает гипотезы и теории, которыми объясняются геологические явления.
В геологии осуществляется синергетический подход к обобщению фактов, т.е. всеприродные явления и предметы, а не только геологические, рассматриваются всесторонне, в их естественной взаимосвязи и взаимозависимости, идет поиск противоречий и закономерностей, с помощью которых раскрывается движущая сила развития, вскрывается переход количественных взаимоотношений в качественные, объясняются природа и ход эволюционных развитий.
Если теории противоречит хоть один факт – выбрось теорию и начинай разрабатывать новую.
Построения ведутся на основе метода актуализма.
Так как при развитии Земли условия в её недрах и на поверхности существенно изменялись, то для реконструкции геологических событий прошлого применяется метод сравнительной планетологии и метод сравнительно-исторического анализа.
Широко применяется математическоеили компьютерное моделирование.
Дата добавления: 2016-10-17 ; просмотров: 1820 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Практическое значение геологии
Деление геологии на самостоятельные дисциплины.
Ключевые слова:Геосфера, литосфера, гидросфера, атмосфера, земная кора, земная оболочка, минерал, геологическая летоисчисления, мантия Земли, кристаллография, петрография, минералогия, геохимия, динамическая геология, геотектоника, ювенильная недра Земли, космическая пространства.
Объектом геологии служит литосфера – внешняя твёрдая оболочка планеты толщиной 50-250км, состоящая из горных пород и слагающих их минералов. Менее доступны для исследований глубинные оболочки Земли – её мантия и ядро, изучаемые специальными методами.
Земная кора является источником минерального сырья, вместилищем подземных вод и средой для различных сооружений. Поэтому начало накопления знаний о строении земной коры восходит к истокам истории человечества. На самой ранней стадии развития человек использовал каменные материалы, различные руды, соль, подземную воду и т.п.
В настоящее время геология располагает достоверными знаниями о строении земной коры на глубину 15 км, пройденную буровыми скважинами. Изучая прохождение сейсмических волн при землетрясениях, и проводя геофизические, геохимические, космические и другие исследования, человек раскрывает тайны строения более глубоких горизонтов земной коры и Земли как планеты в целом.
Практическая деятельность человека и потребности в использовании природных ресурсов привели к возникновению, а в дальнейшем к широкому развитию геологических знаний. История геологии показывает, что на всех этапах развития человеческого общества требования к геологии и уровни её развития были различными.
На основании вышеуказанного, геология разделилась на ряд отраслей. Можно указать три основных направления или отрасли геологических наук, изучающих земную кору с различных сторон:
1. Науки, изучающие состав земной коры, часто объединяемые под названием наук геохимического цикла (кристаллография, минералогия, петрография и др.)
2. Науки, изучающие геологические процессы или динамику Земли (вулканизм, землетрясение горообразование, деятельность рек, морей, подземных вод, ледников, ветра и др.)
3. Науки, изучающие историю развития Земли.
Кристаллография – наука о кристаллах, их внешней форме и внутренней структуре, отражённой во внешнем строении. Природные минералы в большинстве случаев тела кристаллические, поэтому изучение их формы и законов, управляющих их образованием, имеет большое теоретическое и практическое значение.
Минералогия – наука о минералах. Минерал – кварц, слюда, пирит и др. – представляет собой естественно – химически однородное тело, обладающие отдельным химически составом, возникшие в результате различных физико–химических процессов, протекающих в земной коре и в данное время определённой геологической обстановке. Минералогия изучает химический состав минералов и их ассоциаций.
Петрография – наука о горных породах, из которых состоит земная кора. Она изучает свойства горных пород, химический и минералогический состав, отношение между различными породами, изменения, которые они претерпевают с течением времени, и устанавливает закономерности их образования и распределения в земной коре.
Геохимия изучает химические элементы земной коры, их распределение, миграцию. Геохимия является синтезирующей наукой по отношению к минералогии и петрографии, объекты изучения которых – минералы и горные породы – представляют собой лишь определённые этапы в жизни химических элементов. Геохимия изучает атомы, минералогия – сочетание атомов, молекул (минералы), а петрография – сочетание молекул.
Динамическая геология – наука о процессах, в земной коре. В зависимости от источника энергии они подразделяются на процессы внешней динамики (экзогенные) и процессы внутренней динамики (эндогенные).
Эндогенные связаны с проявлением внутренней энергии, вулканизм, землетрясение, тектонические движения;
К ведению динамической геологии относится геотектоника – наука об условиях залегания горных пород, о движениях земной коры и вызванных ими деформациях.
Земная кора испытывает движения, в результате которых пласты, первоначально залегающие горизонтально, выводятся из этого положения, наклоняются, изгибаются, а местами и разрываются.
Геотектоника опирается на достижения исторической и динамической геологии, а так же на данные наук геохимического и геофизического циклов.
В некоторых отношениях геотектоника соприкасается с геоморфологией – наукой о рельефе земной поверхности, его происхождении и развитии. Формы рельефа отражают внутреннее строение и историю движений земной коры. Поэтому геоморфологический метод находит широкое применение в геологических исследованиях, в том числе и при поисках полезных ископаемых.
Историческая геология – наука об истории Земли. Она восстанавливает последовательный ход геологических событий от древнейших времён до настоящего момента.
Практическое значение геологии определяется, в конечном итоге, тем, что она служит теоретической базой учения о полезных ископаемых, с одной стороны, и инженерной геологии с другой.
Строительство большого числа крупных предприятий, заводов, электростанций, плотин и т.п. требует знания всех деталей местной геологической обстановки, что и входит в компетенцию инженерной геологии. Развитие промышленности и вовлечение в народное хозяйство всё новых и новых видов минерального сырья требует знания геологии месторождений полезных ископаемых и условий их эксплуатации, что и является предметом учения о полезных ископаемых.
Таким образом, можно сделать вывод, что геологические знания приносят неоценимую научную и практическую пользу. Они не только помогают целенаправленно искать и обнаруживать месторождения полезных ископаемых, но и способствуют развитию методологических основ самой геологии и многих, смежных с ней естественных наук.
Достижения геологии позволили правильно представить время и особенности формирования нашей планеты, её место в космическом пространстве, дали возможность проследить эволюцию её недр и земной поверхности вместе с атмосферой, гидросферой, биосферой, установить изменения химического и минерального состава земной коры планеты в целом.
Контрольные вопросы:
1. Основные задачи геологии?
2. Каковы этапы развития науки – геологии?
3. Расскажите о практическом значении геологии?
Цель, задачи, объект и предметы изучения геологии. Структура геологии
Цель, задачи, объект и предметы изучения геологии. Структура геологии
Предмет геологии, её цели и задачи (составные части геологии и предмет их изучения)
Геология – это наука о строении Земли, ее происхождении и развитии, основанная на изучении горных пород и земной коры в целом всеми доступными методами с привлечением данных астрономии, астрофизики, физики, химии, биологии и других наук.
Основным объектом изучения геологии является литосфера (литос – камень), представляющая твердую наружную оболочку Земли. Главными объектами изучения геологии являются минералы, горные породы, геологические тела, вымершие организмы (окаменелости), газовые и жидкие среды, физические поля.
Предметом геологии является пространственно-временные модели развития геологических процессов.
Чтобы познать строение Земли, геология вынуждена исследовать литосферу в различных направлениях. Научные направления в изучении Земли, получивших свои названия:
Методы геологических исследований.
Геологические методы исследований – при геологических исследованиях изучаются главным образом верхние горизонты земной коры непосредственно в естественных обнажениях (выходах на поверхность Земли горных пород из-под наносов) и в обнажениях искусственных – горных выработках (закопушках, канавах, шурфах, карьерах, шахтах, буровых скважинах и др.). Для изучения глубинных частей земного шара применяются главным образом геофизические методы. Объектами геологических исследований являются:
1. природные тела, слагающие верхние горизонты земной коры (горные породы, руды, минералы и др.), в частности их строение и состав;
2. расположение природных тел в земной коре, определяющее геологическое строение или структуру последней;
3. различные геологические процессы, как внешние, так и внутренние, в результате которых природные тела появились и появляются, изменяются и исчезают, а также формируется рельеф земной поверхности;
4. причины и закономерности возникновения и развития геологических процессов, а также закономерности развития Земли в целом.
Содержание
1. Возникновение и развитие геологических методов исследований
2. Система геологических методов исследований
3. Основные направления исследований
Основные направления исследований
В геологических исследованиях можно различить три основных направления. Задачей первого из них (описательная геология) служит описание минералов, горных пород и их типов; изучение состава, формы, размеров, взаимоотношений, последовательности залегания и всех прочих вопросов, связанных с современным размещением и составом геологических тел (слоев горных пород, гранитных массивов и др.). Второе направление (динамическая геология) заключается в изучении геологических процессов и их эволюции. К числу этих процессов относятся как внешние по отношению к земной коре и более глубоким геосферам (разрушение горных пород, перенос и переотложение ветром, ледниками, наземными и подземными водами; накопление осадков на дне рек, озёр, морей, океанов и др.), так и внутренние (движения земной коры,землетрясения
Часть I. Донаучный этап развития геологических знаний (от древности до середины XVIII века).
Период становления человеческой цивилизации (с древнейших времен до V в. до н.э.). Накопление эмпирических знаний о камнях, рудах, солях и подземных водах. Развитие земледелия, горнорудного дела, первые ирригационные системы.
Античный период (V в. до н.э.– V в. н.э.). Зарождение представлений о минералах, горных породах, а также о геологических процессах, в рамках античной натурфилософии. Зарождение идей плутонизма и нептунизма. Главнейшие представители школы греко-римской натурфилософии (Фалес, Анаксимандр, Ксенофан, Анаксадор, Аристотель, Аристарх Самосский, Демокрит, Лукреций, Птоломей, Страбон, Плиний и др.)
Схоластический период (V–XV вв. в Западной Европе, VII–XVII вв. в других странах). Застой в развитии науки, преобладание догматов церкви в Западной Европе. Развитие ремесел и горнорудного дела. Основание первых университетов.
Арабская цивилизация и ее роль в развитии естествознания в VII–XIII вв. Горные промыслы и зарождение горнорудных знаний в странах Восточной, Средней и Южной Азии (Абу Рейхан аль-Бируни, Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна)). Ремесла Древней Руси, учреждение в 1584 г. Иваном Грозным Приказа Каменных дел.
Период Возрождения (XV–XVII вв. до середины XVIII в.). Великие географические открытия. Возрождение философских взглядов античного периода. Утверждение гелиоцентрической картины мира (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно). Геологические представления Леонардо да Винчи, Бернара Палисси, Николауса Стенона, Георга Бауэра (Агриколы)). Космогонические концепции Р. Декарта и Г. Лейбница. Плутонизм (Р. Гук, А.Л. Моро, Г.В. Рихман и др.) и делювианизм (А. Кирхер, Д. Вудворд, Я. Шейхцер и др.).
Развитие геологических знаний в России в эпоху петровских реформ. Создание Приказа рудокопных дел (1700 г.) Бергколлегии (1718 г.), открытие Академии наук (1725).
Созидательная работа ветра
Корразия. Постоянно бомбардируя какую-либо стенку или выступ породы миллионами гонимых ветром мелких песчинок, ветер обтачивает и разрушает их. В результате такой бомбардировки стекло, поставленное перпендикулярно к ветровому потоку, несущему песчинки, через несколько дней становится матовым, так как его поверхность оказывается шероховатой от появления тысяч мельчайших ямок. Также и скалы, когда о них ударяется лавина песчинок, начинают истачиваться, истираться.
Корразия может быть точечная, царапающая (бороздящая) и сверлящая. В результате корразии в породах возникают ниши, борозды, царапины. Максимальное насыщение ветрового потока песком наблюдается в нескольких сантиметрах от земли, поэтому именно на небольшой высоте в породах, однородных по составу, выбиваются ветром наиболее крупные ниши.
В слоистых породах истираются и выдуваются в первую очередь более мягкие прослои, в которых образуются ниши; крепкие прослои создают карнизы со слегка закругленными и отполированными краями. Такие формы можно наблюдать в юрских слоистых известняках Чатыр-Дага и в конгломератах горы Демерджи в Крыму, в меловых слоистых песчаниках и глинистых сланцах в Копет-Даге и во многих других местах.
Корразия способствует расширению трещин. Первоначально узкие, еле заметные трещины, расширяясь, часто могут обособлять какой-либо участок породы, сначала придавая им вид призм, а затем округлых столбов. Несомненно, что корразия имела большое значение при окончательном оформлении широко известных уральских камней «братьев» или красноярских столбов.
Сверлящая корразия способствует образованию своеобразных сотовых, или ячеистых форм. Источенные ветром скалы действительно сильно напоминают увеличенные в размерах пчелиные соты, так как вся скала состоит из мелких ниш, часто расширяющихся в глубину.
Как происходит образование подобных форм? Очень часто порода разрыхляется выветриванием более сильно не на самой поверхности, а под нетолстой «защитной» корочкой. Песчаные частицы, ударяясь в такую корочку, где-то, наконец, ее пробивают, из углубления ветер начинает выдувать более мягкий слой, образуя ячейку соты.
По своему происхождению эти формы близки описанным ранее ячеистым, или сотовым, формам.
В пластах со скрытоконцентрической текстурой (эффузивные породы, иногда песчаники) ветер способствует созданию шарообразных форм. В массивных трещиноватых породах, удаляя продукты разрушения из трещин и расширяя их, ветер создает формы с крутыми стенками, отвесные обрывы. Примером могут служить торткули (четырехугольные плато, ограниченные обрывами) и чинки (обрывы) наших среднеазиатских пустынь (Устюрт).
Очень разнообразные формы с нишами и карнизами, а также грибообразные формы образуются при эоловой обработке слоистых пород.
Наиболее причудливые формы микрорельефа возникают в неоднородных по составу породах, например в конгломератах, в мягких песчаниках или мергелях, содержащих твердые кремнистые конкреции, или в вулканических туфах, содержащих вулканические бомбы. В этих случаях образуются столбы, обелиски, пирамиды, формы, напоминающие скульптуры животных и птиц, формы с различными барельефами и т. п. В создании этих форм принимает участие ряд геологических факторов (физическое выветривание и др.), но роль ветра здесь главенствует.
Эоловый перенос. Работа ветра особенно заметна при переносе мелкого обломочного материала. Ветер способен переносить обломочный материал — песчинки, пылеватые частицы и даже мелкие камешки путем волочения их по земле или во взвешенном состоянии. На высоте 10 см от поверхности земли ветер при скорости — 4—7 м/сек переносит частицы диаметром до 0,25 мм, при скорости 7—8,5 м/сек — до 0,5 мм, 10—11 м/сек — до 1 мм и, наконец, при скорости 11 —13 м/сек могут быть перенесены частицы с диаметром до 1,5 мм.
Ветер переносит обломочный материал на огромные расстояния. Пыль и песок, подхваченные в пустынях Афганистана, переносятся в район Каракумов, пыль пустыни Сахары переносится сильным пассатным ветром в Атлантический океан на расстояние 2000—2500 км. Чернозем, подхваченный ветром 1 мая 1892 г. на Украине, был занесен очень далеко. 2 мая он частично выпал в районе г. Ковно, 3 мая — в Германии, а 4 мая над Петербургом прошел черный грязевой дождь.
Особенно далеко может переноситься пыль, поднявшаяся на большую высоту. Так, например, пепел, выброшенный из вулкана Кракатау в 1883 г., облетел вокруг земного шара и держался в воздухе около трех лет, вызвав при этом в ряде мест розовые зори, красные «кровавые» дожди и т. п.
Во время полета песчинки часто сталкиваются друг с другом, в связи с чем при очень сильном ветре слышно гудение и звон движущейся массы песка.
Количество переносимого ветром песка и пыли иногда бывает очень велико. Б. А. Федорович наблюдал в Закаспии облако, насыщенное пылью, шириной 25 км. Эта пыль проносилась с востока на запад на высоте 3200 м и осела где-то в Каспийском море. В 1859 г. в Зальцбурге выпала пыль, принесенная из Африки в количестве 100 тыс. ц. В 1863 на Канарских островах выпала пыль, занесенная из Сахары, вес которой был определен в 10 млн. т.
Эрозия временных водотоков.
Аккумуляция рек.
Речная аккумуляция. При движении потока воды она ударяется в берега и дно русла, отрывая от них частицы грунта, тем самым разрушая горные породы. Струйное перемешивание обеспечивает перенос их на значительные расстояния. При замедлении скорости течения частицы грунта осаждаются и накапливаются, то есть аккумулируются. В низовьях рек, где происходит интенсивная аккумуляция, русла рек могут оказаться гораздо выше окружающей местности.
Развитие речных систем.
Для появления речной системы нужны дожди и земля, на которую они выпадают и по которой стекают. Все начинается с момента попадания дождя на вновь образованную или измененную поверхность земли. Это происходит, например, в результате образования нового вулкана после серии сильных извержений или если медленно «выдавливается» горный хребет при столкновении двух плит твердой оболочки Земли. Как только любая порода соприкасается с воздухом, начинается ее естественная эрозия. Главной причиной эрозии в районах влажного климата является дождевая вода, образующая иногда потоки, стекающие по земле при любом уклоне ее поверхности.
Подобные ландшафты типичны для Южной Англии с ее грядами холмов из устойчивых пород известняка и мела. Между холмами лежат широкие долы с глинистой почвой, по которым текут притоки консеквентных рек. Геоморфологи называют такие притоки субсеквентными водотоками. Консеквентные реки, прорезающие в холмах ущелья и текущие в направлении основного уклона местности, вместе с субсеквентными водотоками, текущими по глинистым долам перпендикулярно основному уклону, часто образуют прямоугольную гидрографическую сеть.
В субсеквентные водотоки часто впадают другие относительно длинные притоки, стекающие по более пологим склонам, образованным гребнями твердой породы, и называемые вторичными консеквентными водотоками (текущими параллельно падению пластов). Притоки короче текут в противоположном направлении по крутому обрывистому склону и также вливаются в субсеквентные водотоки. Их называют обсеквентными или анаклинальными водотоками.
Строение речной долины.
В основании аллювиальных отложений каждой террасы всегда располагается цоколь, сложенный коренными горными породами. В зависимости от высотного положения цоколя и мощности аллювия выделяются три типа террас.
Эрозионные террасы (размыва), в которых почти вся террасовидная площадка и уступ слагаются коренными породами, и лишь местами на поверхности сохраняется аллювий. Они образуются в молодых горных сооружениях в результате интенсивных тектонических движений.
Аккумулятивные террасы, в которых площадка и уступ полностью сложены аллювиальными отложениями, а цоколь из коренных пород всегда ниже уровня реки и никогда не обнажается. Они образуются в пределах низменных платформенных равнин, в межгорных и предгорных впадинах.
Цокольные или смешанные, эрозионно-аккумулятивные террасы характеризуются тем, что в нижней части уступа выходит на поверхность цоколь, а верхняя часть уступа и площадка сложены аллювием. Они образуются в переходных зонах от поднятий к погружениям, реже к равнинам.
Карст.
Карст (от нем. Karst, по названию известнякового плато Крас в Словении) — совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород и образовании в них пустот, а также своеобразных форм рельефа, возникающих на местностях, сложенных сравнительно легко растворимыми в воде горными породами — гипсами, известняками, мраморами, доломитами и каменной солью.
Наиболее характерны для карста отрицательные формы рельефа. По происхождению они подразделяются на формы, образованные путём растворения (поверхностные и подземные), эрозионные и смешанные. По морфологии выделяются следующие образования: карры, колодцы, шахты, провалы, воронки, слепые карстовые овраги, долины, полья, карстовые пещеры, подземные карстовые каналы. Для развития карстового процесса необходимы следующие условия:
а) наличие ровной или слабо наклонной поверхности, чтобы вода могла застаиваться и просачиваться внутрь по трещинам;
б) толща карстующихся пород должна иметь значительную мощность;
в) уровень подземных вод должен стоять низко, чтобы было достаточное пространство для вертикального движения подземных вод;
г) минерализация воды на входе в грунт должна быть меньше растворимости породы.
По глубине уровня подземных вод различают карст глубокий и мелкий. Различают также «голый», или средиземноморский карст, у которого карстовые формы рельефа лишены почвенного и растительного покрова (например, Горный Крым), и «покрытый» или среднеевропейский карст, на поверхности которого сохраняется кора выветривания и развит почвенный и растительный покров.
Карст характеризуется комплексом поверхностных (воронки, карры, желоба, котловины, каверны и др.) и подземных (карстовые пещеры, галереи, полости, ходы) форм рельефа. Переходные между поверхностными и подземными формами — неглубокие (до 20 м) карстовые колодцы, естественные туннели, шахты или провалы. Карстовые воронки или иные элементы поверхностного карста, через которые в карстовую систему уходят поверхностные воды, называются поноры.
Существуют также формы, внешне очень похожие на карст — псевдокарстовые формы. Одной из разновидностей псевдокарста является термокарст, связанный с таянием погребённого льда или протаиванием мёрзлых пород в областях распространения вечной мерзлоты.
Другой разновидностью является глинистый карст. Это глубокие подземные ходы и провалы, очень напоминающие настоящий карст, возникающие в сильнокарбонатных суглинках и глинах при условии хорошо развитой трещиноватости
Цель, задачи, объект и предметы изучения геологии. Структура геологии