В чем заключается основная задача религиозного фундаментализма
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ
Полезное
Смотреть что такое «ФУНДАМЕНТАЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ» в других словарях:
Фундаментализм религиозный — возврат к традиционным религиозным ценностям, предшествующим Новому Времени. Особенно характерен исламский фундаментализм, имеющий антизападную направленность. В христианской цивилизации выделяются фундаментализмы протестантский (евангелистский)… … Геоэкономический словарь-справочник
Фундаментализм — (от лат. Fundamentum основание) собирательное наименование крайне консервативных философских, моральных и социальных течений. Фундаментализм часто является реакцией на протекающие в современном обществе процессы глобализации и… … Википедия
Фундаментализм — (от лат., основание) учения о «истинных» основах бытия. Общественное, идеологическое, религиозное движения, провозглашающие приверженность исходным идеям, принципам, ценностям определенных учений, доктрин, выдвигающие требования преодоления… … Геоэкономический словарь-справочник
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ — [ Словарь иностранных слов русского языка
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ — (от лат. fundamentum основание) тип мышления, согласно которому все в мире является несамостоятельным и производным от одного жесткого принципа, явления, вещи, которая и является фундаментом, главным принципом, базисом. Трактовка этого фундамента … Большая актуальная политическая энциклопедия
фундаментализм — а, только ед., м. Радикализм, крайний догматизм религиозного характера, религиозный фанатизм. Сектантский фундаментализм. Фундаментализм ваххабитов. Цели фундаментализма. Синонимы: ортодо/ксия (книжн.), экстреми/зм Родственные слова: фундаментал … Популярный словарь русского языка
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ — (лат. основание): термин в широком смысле употребляется применительно к различным крайне консервативным идейным течениям, в основе которых лежат слепая вера, религиозный, мировоззренческий или социальный фанатизм (ортоксальный протестантизм,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
МОДЕРНИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ — (лат. modernus современный) направление в теологии, настаивающее на необходимости своевременного обновления вероисповедания, культовой практики и организации церкви в соответствии с изменениями социально политического и культурного контекста.… … Философская энциклопедия
Митрохин, Лев Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Митрохин. Лев Николаевич Митрохин Дата рождения: 1 марта 1930(1930 03 01) Место рождения: деревня Детчино, Калужская область, СССР Дата смерти … Википедия
РЕЛИГИЯ — (от лат. religio восстановление или воспроизводство лиги, связи) стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней). В зависимости от… … Современный философский словарь
Религиозный фундаментализм
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и общая характеристика религиозного фундаментализма.
Анализ современной специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время существует множество политических, социокультурных, идеологических, морально-этических и иных концепций, объединяющих своих сторонников по всему миру.
Одним из таких течений в настоящее время выступает фундаментализм, определение которого в наиболее общем виде может быть сформулировано следующим образом:
Фундаментализм – это собирательное наименование крайне консервативных по своей направленности, социальных, морально-религиозных и философских течений.
При этом следует отметить, что в некоторых западных странах особую популярность приобрел, так называемый, религиозный фундаментализм, определение которого обнаруживается при анализе специальных научных источников:
Религиозный фундаментализм – это тенденция, отражающая негативную реакцию консервативных религиозных кругов на секуляризационные процессы, то есть активно развернувшееся в XIX-XX вв. обособление науки, культурны и общественной жизни от жизни религиозной, что, во многом, поспособствовало ухудшению положения последней.
Проводя общую характеристику религиозного фундаментализма следует отметить, что зачастую он выступает политической реакцией граждан и наиболее влиятельных представителей политической элиты на протекающие в обществе на современном этапе глобализационные и секуляризационные процессы.
В зарубежной литературе возникновение и широкое распространение данного термина на первых этапах связывалось с обозначением ряда протестантских течений в Соединенных Штатах Америки, последователи которых выступали за буквальное безальтернативное прочтения текста библии, категорически отвергая любые рациональные толкования.
Готовые работы на аналогичную тему
Впоследствии данное обозначение постепенно распространилось на любые подобные религиозные ответвления классических вероисповеданий.
Ключевой задачей сторонников и последователей идей религиозного фундаментализма выступает возвращение соответствующим конфессиональным структурам господствующих позиций в социальной системе. Одним из возможных способов обеспечения такого положения, по мнению соответствующих сторонников выступает необходимость строгого неукоснительного следования требованиям священных писаний, при решительной недопустимости критики или любого рода либерального прочтения их содержания.
При этом учитывая религиозный характер рассматриваемой совокупности теорий следует отметить, что фундаменталистские течения присущи двум мировым религиям – христианству и исламу, а также индуизму, и т.д. Кроме того, специалистами обращается внимание на наличие свойств религиозного фундаментализма и в некоторых нерелигиозных течениях.
Христианский фундаментализм
Останавливаясь подробнее на характеристике фундаменталистских концепций, сформировавшихся в рамках традиционных мировых религий – христианства и ислама, представляется целесообразным обратить внимание на то, что в христианском вероисповедании религиозный фундаментализм образовался, прежде всего, применительно к протестантизму. Даже само понятие «фундаментализм», исторически возникшее в США, первоначально использовалось именно в контексте протестантизма.
Принципы протестантского фундаментализма были предложены в 1895 году на библейской конференции в г. Ниагаре-Фоллс группой пасторов. Они получили название «фундаментальных» принципов и включали в себя:
В России некоторые авторы утверждаются существование православного фундаментализма, зарождение которого произошло еще в начале прошлого века, а всплеск интереса общественности и церкви к нему был связан с исторической и политической обстановкой в России в 1980-1990 гг.
В числе основ, вокруг которых происходило (и происходит до сих пор) утверждение русского православного фундаментализма принято называть бескомпромиссный антиэкуменизм, то есть несогласие с идеями всехристианского единства, сближения и объединения различных христианских конфессий, несогласие с либеральными и индивидуалистическими идеями и ценностями, их открытая критика, монархические настроения, и т.д.
Исламский фундаментализм
Как было отмечено выше, несмотря на то, что первоначально фундаменталистские воззрения выступали прерогативой христианства, а именно его протестантского направления, постепенно религиозный фундаментализм распространился на многие религиозные, и даже внерелигиозные сферы знаний. Ислам в этом отношении не является исключением, а соответствующий исламский фундаментализм может быть определен следующим образом:
Исламский фундаментализм – течение, последователи которого утверждают необходимость возвращения истинных мусульман к строгому, неукоснительному соблюдению требований Корана и иных священных для мусульман писаний, и призывают к «освобождению мусульманских земель от колонизаторов.
Применительно к характеристике исламского фундаментализма в специальной литературе отмечается, что как его теоретическое оформление, так и практические попытки внедрения в жизнь отличаются широким многообразием, обусловленным, в том числе тем, что оно фундаментализм в настоящее время характерен как для суннитского, так и для шиитского направления исламского вероисповедания.
Так, например, в ряде государств религиозный (исламский) фундаментализм не просто получил исключительно широкое распространение, но и прямо утвердился в качестве официальной государственной идеологии (в частности, в Иране).
Религиозный фундаментализм
Понятие и общая характеристика религиозного фундаментализма
Проведя анализ современной литературы по политологии, можно сделать вывод, что ныне реализовано огромное количество всевозможных политических, социокультурных, идеологических, морально-этических и прочих направлений, которые находят себе поклонников по всей планете.
И вот одним из таковых направлений сегодня является фундаментализм, дефиниция этого понятия в самом общем виде может быть представлена в таком образе:
Также стоит сказать о том, что в определенных странах Западного мира отдельной популярностью пользуется религиозный фундаментализм. Если формировать дефиницию данного понятия, то после анализа отдельных политологических источников, она может выглядеть так:
Если делать общую характеристику представленного течения, то нужно обратить внимание на то, что чаще всего такой вид фундаментализма является политической реакцией общественности и самых властных ее представителей на текущие процессы глобализации и секуляризации в социуме на нынешнем этапе.
Среди зарубежных исследователей было сформировано мнение о появлении и массовом распространении указанного термина, прежде всего, с определением ряда течений протестантства в США. Сторонники данного движения ратовали за безальтернативное прочтение библейского текста Святого Письма, на корню отвергая другие толкования рационального характера.
Главным заданием для поклонников и последователей принципов религиозного фундаментализма становиться возвращение определенным конфессиям их властвующее положение в общественной среде. И одним из методов для достижения поставленной цели согласно мнению этих самых сторонников становится необходимость строжайшего и беспрекословного следования идеям и принципам Святого Писания. Любая критика не допускалась ни в каком роде, как и либеральное прочтение или трактовка контекста.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
В тоже время принимая во внимание религиозную основу представленного объединения теорий, нужно сказать о том, что течения фундаментализма есть и в двух главенствующих мировых религиях – христианстве и исламе, а также еще и индуизме. Также научные деятели рекомендуют присмотреться на присутствие принципов религиозного фундаментализма в течениях, не имеющих ничего общего с религией.
Христианский фундаментализм
Говоря более детально об идеях и принципах концепций фундаментализма, которые появились в рамках классических религий мира, а именно христианства и ислама, в обязательном порядке стоит присмотреться к такому факту. В религии христианства фундаментализм с религиозной основой появился с применением к протестантским течением. И сам термин «фундаментализм» по историческим меркам появился в Соединенных Штатах, изначально он использовался именно в содержании протестантства.
Характеристика протестантского фундаментализма, его идеи и взгляды, были сформированы в конце девятнадцатого века. А именно в 1895 году. В городе Ниагара-Фоллс тогда проходила библейская конференция, на которой присутствовали пасторы. Эти принципы и стали основными для данного течения.
Вот список главных из них:
Среди базовых теорий, вокруг которых продолжает происходит становление русского фундаментализма на православное основе, принято называть безальтернативный антиэкуменизм. Если говорить проще, то это не соглашение с представленными идеями христианства, сближения и объединения разных конфессий христианского направления, не принятие либералистических и индивидуалистических принципов и ценностей, постоянная их критика, поддержка монархического режима и многое подобное.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Исламский фундаментализм
Выше мы уже говорили о том, что невзирая на тот факт, что изначально воззрения фундаментализма были больше по части христианских течений, а если быть точнее, то протестантства, со временам религиозный фундаментализм начал распространяться не только в сферы с религиозной основой, но и те, которые находились вне. Поэтому ислам не стал исключением из правила. Формируя определение для исламского фундаментализма, можно сделать его в представленном виде:
К идеям и взглядам исламского фундаментализма можно применить в политологической литература не только его оформление в теоретическом плане, но и практические попытки реализовать данные принципы. Они отличаются глобальным разнообразием, которое обусловлено еще и тем, что фундаментализм сейчас внедряется в ислам не только сторонников суннитов, но и шиитов.
К примеру, в нескольких странах представленное направление не только получило довольно значительную поддержку и распространение, но еще и стало официальной идеологией для самого государства. Ярким примером здесь выступает Иран.
Не нашли нужную информацию?
Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.
Гарантия низких цен
Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.
Доработки и консультации включены в стоимость
В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.
Вернем деньги за невыполненное задание
Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.
Тех.поддержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.
Тысячи проверенных экспертов
Мы отбираем только надёжных исполнителей – профессионалов в своей области. Все они имеют высшее образование с оценками в дипломе «хорошо» и «отлично».
Гарантия возврата денег
Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!
Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока
Гарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы
Отзывы студентов о нашей работе
«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами
Используя «Всё сдал!», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:
Принимаем к оплате
Чем опасен фундаментализм в России
Для начала определимся с терминологией.
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ — это общественные идеологические религиозные движения, провозглашающие приверженность исходным идеям, принципам, ценностям определенных учений, доктрин, выдвигающие требования преодоления появившихся в ходе их развития извращений, уклонов, ересей и восстановления первоначальной чистоты, «возвращения к истокам». Фундаментализм близок к различного типа ортодоксии и возникает в условиях кризиса какого-либо движения и, как правило, противостоит, в т. ч. насильственными средствами, процессу перемен, обновлению (Большой энциклопедический словарь).
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ — (лат. fundamentalis – лежащий в основании) – религиозные направления, свойственные любой религии, призывающие к возрождению традиционных ценностей и ориентирующиеся на консервативные социальные цели. Как правило, возникает в периоды социальной и политической нестабильности. Основными чертами являются буквальное восприятие религиозного учения и текстов священных книг, отвержение всякой возможности аллегорического истолкования Священного Писания, провозглашение неизменности догматики, требование строгого исполнения всех религиозных предписаний. Религиозный фундаментализм представляет собой специфическую форму сопротивления секуляризационным процессам, поиск путей религиозного решения социальных и нравственных проблем в современных условиях. (Секуляризация — это 1. В истории — изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. 2. В социологии — процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества).
Подавляющее большинство познакомилось с фундаментализмом в середине 90-х годов, когда Россия столкнулась с исламским фундаментализмом, пытавшимся свить себе гнездо на Северном Кавказе. Впоследствии негативное восприятие исламского фундаментализма было подпитано режимами Афганистана, Ирака, Ирана, деятельностью Аль-Каиды*, многочисленными террористическими актами и угрозами. Всем вроде бы стало понятно, что фундаментализм — это не очень хорошо, но это скорее что-то исламское и у христиан вряд ли возможно.
Это некоторое заблуждение. Фундаментализм как таковой возможен в любой стране при любой религии и любом режиме. За примером далеко ходить не надо, т.к. классическим примером христианского фундаментализма является протестантский фундаментализм, который с переменным успехом живет в пределах США с 1895 года. Другой вопрос, что христианство — учение несколько более древнее, чем ислам и, на сегодняшний день, секуляризация в христианстве куда более глубокая, чем в исламе. Поэтому христианский фундаментализм носит скорее локальный характер и не оказывает существенного влияния на социальный уклад в целом.
Однако в современной России угроза возникновения религиозного фундаментализма куда больше, чем где-либо. Объясняется это просто. Если сам по себе фундаментализм для христианства — явление вторичное, то возникнуть он может только при наличии достаточных предпосылок. А именно:
1. Глубокой секуляризации как в историческом, так и в социальном смысле;
2. Наличия существенного расслоения общества по социальному и имущественному статусу;
3. Наличия диаметрально противоположных векторов приложения усилий у власти и общества, когда общество желает больших свобод и большей демократии, а власть желает прямо противоположного — подавления свобод и автократии, вплоть до тоталитаризма.
4. Потеря авторитета представителей власти в обществе и отсутствие перспектив к его восстановлению демократическими ресурсами.
Все вышеозначенное в современной России имеется. Первые два пункта обусловлены историей государства российского в последние сто лет его существования. А третий и четвертый пункты — это заслуга последних 12 лет «суверенной демократии». И самое печальное, что иного ресурса, кроме опоры на церковь — у власти не осталось. Просто смешно думать о том, что можно всерьез надеяться на то, что 140 миллионов населения на 17 млн. кв. км можно держать в повиновении силами 2-3 млн. сотрудников силовых ведомств. Значит, выход только один: надо раздробить общество так, чтобы одна половина его сдерживала другую и наоборот. Кроме религии на сегодняшний день никаких иных механизмов воздействия на умонастроения в обществе у власти не осталось. Зато если в полном объеме использовать этот ресурс, то можно добиться интересного эффекта, когда каждый второй будет противостоять каждому первому. Вроде бы и не гражданская война, но все заняты делом и можно спокойно продолжать рулить страной, выкачивая из нее все то, что еще не успели выкачать. Разумеется не забывая особо активных усмирять в пенитациарных учреждениях. Иначе процесс может выйти из под контроля в силу своей малой стабильности и управляемости.
В чем же опасность религиозного фундаментализма в России?
Опора власти на религиозный фундаментализм неизбежно приведет к столкновению двух взаимоисключаюих моралей. Первая — это родовая мораль, суть фундаментализма — закрытая и запретительная, направленная на недопущение социальных новаций и на искоренение творчества, сакрально-иррациональная, не допускающая индивида до рефлексии моральных оснований, пользуется для социализации табу, мифом и ритуалом. Вторая — мораль личностная — открытая, направленная на поощрение продуктивных инноваций, секулярно-рациональная, активно формируемая индивидом и обществом в ответ на актуальные проблемы и вызовы, заменяет мифы и ритуалы, соответственно, самоограничением, коммуникацией, правом. Другими словами, личностная мораль не подавляет свободу, как первая, а реализует ее этически. Свобода* становится источником разума и порядка, а не хаоса и греха. Поэтому в условиях динамичного изменения социального мира она несомненно эффективнее выполняет собственные задачи этики. Любую этическую проблему современного общества личностная этика способна постигнуть как укорененную в источнике человеческой свободы и с той или иной мерой эффективности решить. Родовая мораль, эффективная на протяжении тысячелетий, не может постигнуть именно этот корень свободы, потому что свобода для нее — ничто, хаос и грех. Корень решения любой проблемы для родовой морали — не в устранении морального конфликта, а в устранении свободы.
Таким образом, если в России победит фундаментализм власти, то на долгие годы, если не десятилетия, можно забыть о том, что есть такие понятия, как свобода слова, собраний, права человека и вообще какое-либо право в принципе. Фундаментализм не признает никаких прав, кроме своего права диктовать условия подчинения.
Церковь же в данном вопросе исполняет роль не «генератора идеи», а лишь инструмента, который используется властью. Власти от Церкви нужна не вера, а табу, миф, культ, традиции. Т.е. то, что можно положить в основу, чем обосновать тот самый фундаментализм. Любая религия традиционна, т.к. неразрывно связана исторически и содержательно с культурой народа. В ней содержится весь опыт поколений, целые структуры и формы поведения общества. Религия имеет черты мифа, догматика — черты табу, богослужение — характер культа. В Церкви есть и иерархизм, и определенная социальная закрытость, и традиционалистское мировоззрение. Но не это делает ее Церковью, а связь с Богом, живой мистический опыт, трансцендентный зов. Видя в Церкви «социального» и «мировоззренческого» союзника, власть воспринимает ее зов и усваивает его. Но главное происходит дальше: принимая наличный социальный «консерватизм» Церкви, власть переинтерпретирует то остальное, что в ней находит. Вера и жизнь Церкви становится для нее дополнением «социальной программы», а не наоборот. Поначалу, это искажение церковной вести и губительные последствия для Церкви не заметны: власть берет на себя роль ревнителя веры, миссионера, защитника Церкви от недругов. Но вскоре проявляются и некоторые несообразности: то в Церкви, что не соответствует традиционализму, объявляется нецерковным. Война объявляется уже внутри Церкви и ведется с привычным ожесточением. Церковь, если не внешне, то внутренне, раскалывается. Далее, сама современность, т.е. весь внешний мир, объявляется властью противным и враждебным Церкви. От имени Церкви этому миру объявляется война. Церковная иерархия и духовенство, не замечая подмены, усваивают и подхватывают тезис фундаментализма власти. В ответ «внешний мир», со всей мощью своих институтов, средств массовой информации, культуры обрушивается на идеологию традиционализма, за которой стоит уже не кучка фундаменталистов от власти, а вся Церковь. Война между Церковью и обществом развязана.
Итог? Итог печальный. Позиций своих власть не удержит, а государство будет окончательно разрушено, т.к. противостояние моралей в таких масштабах не выдержит даже мононациональное и монорелигиозное государство. Поэтому я бы поостерегся навешивать на действующую власть ярлык «собирателей земель русских». Как бы не получилось совсем наоборот.