В чем заключается основной конфликт произведения классицизма

Классицизм в литературе

Алексей Цветков.
Классицизм.
Классицизм – художественный стиль речи и эстетическое направление в художественной литературе XVII-XVIII века, сформировавшийся во Франции в XVII веке. Основоположник классицизма является Буало, в частности его произведение «Поэтическое искусство» (1674 г). Буало основывался на принципах гармонии и соразмерности частей, логической стройности и лаконизма композиции, простоты сюжета, ясности языка. Франции особого развития достигли «Низкие» жанры – басня (Ж. Лафонтен), сатира (Н. Буало). Расцвет классицизма в мировой литературе послужили трагедии Корнеля, Расина, комедии Мольера, басни Лафонтена, проза Ларошфуко. В эпоху просвещения с классицизмом связанно творчество Вольтера, Лессинга, Гёте и Шиллера.

Важнейшие черты классицизма:
1. Обращение к образам и формам античного искусства.
2. Герои четко делятся на положительных и отрицательных.
3. Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.
4. В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
5. Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.

Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров:
1. «Высокие» жанры – трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина.
2. «Низкие» жанры – комедия, сатира, басня, жанровая картина. (Исключением является лучшие комедии Мольера, они были приписаны к «высоким» жанрам)

Представители классицизма придавали огромное значение воспитательной функции искусства, стремясь в своих произведениях создавать образы героев, достойный подражания: стойких перед жесткостью судьбы и превратностями бытия, руководствующихся в своих поступках долгом и разумом. Литература создавала образ нового человека уверенного, что жить нужно для пользы общества, быть гражданином и патриотом. Герой проникает в тайны мироздания, становиться активной творческой натурой, такие литературные произведения превращаются в учебник жизни. Литература ставила и решала наболевшие вопросы своего времени, помогала читателям разобраться, как жить. Создав новых героев, разнообразных по характеру, представляющих разные сословия, писатели классицизма дали возможность последующим поколением узнать, как жили люди XVIII века, что их волновало, что они чувствовали.

Источник

В чем заключается основной конфликт произведения классицизма

Классицизм — это направление, главной особенностью которого является естественное стремление человека к целостности, гармонии, красоте, идеалу. В области литературы это проявилось в полной мере, раскрыв миру плеяду новых имён и бессмертных произведений.

Место рождения классицизма – Франция.

История возникновения

Определённые исторические условия породили этот жанр. Когда в Европе господствовал абсолютизм, была полная идеология власти, человек тогда считался лишь рабом государства и главной целью его жизни должно было быть служение своей стране, гражданское мышление, готовность исполнить свой гражданский долг. Поэтому в произведениях классицизма главное внимание уделялось конфликту между разумом и чувствами, долгом и своими личными интересами. Здесь нет психологической углубленности в характерах персонажей, поскольку в то время никому не было дела до того, что чувствует обычный человек. Более того, в данном направлении в большей степени сложилось так, что отрицательными героями становятся те, кто живёт чувствами, а положительными – кто руководствуется рациональностью и умом, благодаря чему побеждают первых. Таким образом вырисовывался тот идеал, к которому должен был стремиться каждый человек.

Главной опорой, на которой возник классицизм, была философская концепция Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую». Этими словами утверждалось, что всем правит разум, рационализм, осмысленность.

Особенности классицизма

Правило триединства:

1. Единство действия – сфокусирована главная мысль, идея, на которой строится сюжет, именно ему автор уделяет главное внимание, а второстепенных сюжетных линий должно быть как можно меньше.

2. Единство места – всё действие происходит в одном конкретном месте, не выходя за его пределы.

3. Единство времени – ограничитель по времени действия – сутки.

Высокие жанры: ода, трагедия, эпопея;

Низкие жанры: комедия, басня, сатира.

Смешивать жанры не разрешалось.

— Античное искусство – это основа, источник вдохновения для классицизма, поэтому все античные идеалы воплощаются в этом новом направлении.

— Главная цель классицизма – воспитание нравственных чувств долга и ответственности.

— Главный конфликт в произведениях классицизма – борьба между чувствами и разумом.

— Преобладание государственных интересов над личными: воспитание гражданских чувств, патриотизма.

— Возвышение разума и рациональности.

— Чёткое разделение героев на положительных и отрицательных, часто каждый персонаж являлся воплощением какого-либо определённого качества: порока либо добродетели (мужества, жадности и т.д.). Таким образом, характер не получал развития, а герои не были наделены какими-либо индивидуальными чертами. Они воплощали конкретные образы, которые служили бы ориентиром для читателей.

— Жанр определяет форму и тему.

— Гармония, логичность, чистота языка, строгость, конкретика.

Представители классицизма в мировой литературе

Классицизм в русской литературе

В России данное направление появилось лишь спустя 100 лет после его возникновения в Европе. Это было связано в первую очередь с преобразованиями Петра 1, с тем, что он «прорубил окно в Европу», привнеся огромный вклад не только в промышленность, экономику и политику, но и в культуру.

Первый период

До этого момента основные книги, которые мог тогда прочитать русский человек, были исключительно религиозного, церковного содержания. Классицизм же предполагал светскую литературу, поднимавшую социальные темы и проблемы. Первыми произведениями этого направления стали работы зарубежных авторов в переводе.

Но вскоре в России появились свои представители классицизма, и ими стали А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков и В.К. Тредиаковский. Благодаря этим авторам активно развивались жанры сатиры и оды.

Второй период – 1730-1770-е гг.

Это самый яркий этап развития классицизма в России. Тогда главным его представителем стал М.В. Ломоносов, стремившийся развивать родной язык и отечественную литературу, желающий чётко разделить её на светскую и духовную.

Третий период – конец XVIII века.

Это время А.Н. Радищева, Д.И. Фонвизина и Г.Р. Державина. Они являются последними представителями классицизма в России. И даже они уже начинают нарушать строгие правила, что явно говорило о кризисе направления.

Особенности классицизма в отечественной литературе

Основной конфликт – между разными социальными классами (аристократия и буржуазия)
Классицизм в России процветал в период просвещённого абсолютизма, поэтому быстро стал очень популярным жанром. Патриотизм, чувство долга перед отечеством – всё это закладывалось в основу произведений данного направления. Авторы славили своё государство, его прошлое, его богатую историю.
Если у европейцев в основе была античная культура, то в России её аналогом стала собственная история.
Особое внимание уделяется сатирической направленности, развиваются такие жанры, как комедия, басня, где высмеивались пороки и утверждалась добродетель.
Воспитание в читателе нравственных чувств, установка моральных правил, гуманность, доброта.
Традиционный сюжет состоял из 3 главных героев – участников любовного треугольника.

Источник

В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. 119181573. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма фото. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма-119181573. картинка В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. картинка 119181573

Что такое классицизм?

Как любой большой стиль, классицизм затронул все сферы искусства, его можно проследить в архитектуре, литературе, скульптуре, живописи, театре и музыке.

Когда появился классицизм?

Классицизм в Европе и России

Конец XIX- начало XX века

Идеи классицизма

В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. 826377152. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма фото. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма-826377152. картинка В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. картинка 826377152

Иерархия жанров классицизма

В эпоху классицизма считалось, что искусство должно нести в себе в первую очередь воспитательную роль. Благодаря этой логике, в живописи и литературе установилась строгая иерархия, где каждый жанр был на своем месте, а смешивать их считалось дурным тоном:

В художественных академиях выше всего ценилась историческая живопись, картины, которые описывали и трактовали события истории и мифологии, основываясь на определенной морали. Низким жанром считались картины на повседневные темы, портреты, пейзажи и натюрморты.

В литературе высокими жанрами считались трагедии, оды, эпопеи, мифологические и религиозные сюжеты и тд, а басни, комедии и сатира считались низким жанром. Тем не менее, и низкие жанры ярко развивались в эпоху классицизма: к этому жанру относятся, например, басни Лафонтена и комедии Мольера.

Признаки классицизма

Для классицизма характерны в первую очередь подражание и канонизация античности. К темам античности художники стали обращаться почти сразу же после конца средневековья, но в 17 веке благодаря идеологии просвещения, Древний Рим и Греция действительно стали «золотым стандартом». Античные мотивы можно проследить во всех сферах искусства классицизма.

В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. 895884050. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма фото. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма-895884050. картинка В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. картинка 895884050

В театре

В поэзии

В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. 749471251. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма фото. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма-749471251. картинка В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. картинка 749471251

В архитектуре

В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. 208831958. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма фото. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма-208831958. картинка В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. картинка 208831958

В архитектуре классицизм пришел на замену стилю барокко. Принципы стиля в архитектуре были сформулированы венецианским мастером Андреа Палладио.

Архитектуру классицизма отличает четкость и логичность форм, строгий, сдержанный декор и античный храмовый ордер, который был перенесен буквально на все, вплоть до частных домов.

Классицизм и сентиментализм

Сентиментализм возник на рубеже XVIII и XIX веков как антитеза рациональности классицизма. Если классицизм обращается к разуму, ставит долг и героизм превыше всего, то сентиментализм обращается к чувствам и эмоциям, к внутреннему миру. Для сентиментализма характерны отказ от пафоса и прямоты классицизма, и подчеркнутая чувствительность персонажей. Логика и ум больше не являются залогом гармонии, границы жанров стали мягче, а античные элементы используются уже без такой педантичности.

Источник

Типология конфликта в литературе классицизма

Порождаемая рационалистическим типом сознания картина мира отчетливо делит реальность на два уровня: эмпирический и идеологический [2]. Внешний, видимый и осязаемый материально-эмпирический мир состоит из множества отдельных материальных предметов и явлений, между собою никак не связанных — это хаос отдельных частных сущностей. Однако над этим беспорядочным множеством отдельных предметов существует их идеальная ипостась — стройное и гармоничное целое, всеобщая идея мироздания, включающая в себя идеальный образ любого материального объекта в его высшем, очищенном от частностей, вечном и неизменном виде: в таком, каким он должен быть по изначальному замыслу Творца. Эта всеобщая идея может быть постигнута только рационально-аналитическим путем постепенного очищения предмета или явления от его конкретных форм и облика и проникновения в его идеальную сущность и назначение.

И поскольку замысел предшествует творению, а непременным условием и источником существования является мышление, эта идеальная реальность имеет высший первопричинный характер. Нетрудно заметить, что основные закономерности такой двухуровневой картины реальности очень легко проецируются на основную социологическую проблему периода перехода от феодальной раздробленности к единодержавной государственности — проблему взаимоотношений личности и государства. Мир людей — это мир отдельных частных человеческих сущностей, хаотичный и беспорядочный, государство — всеобъемлющая гармоничная идея, творящая из хаоса стройный и гармоничный идеальный миропорядок. Именно эта философская картина мира XVII—XVIII вв. обусловила такие содержательные аспекты эстетики классицизма, как концепция личности и типология конфликта, универсально характерные (с необходимыми историко-культурными вариациями) для классицизма в любой европейской литературе.

В области отношений человека с внешним миром классицизм видит два типа связей и положений — те же самые два уровня, из которых складывается философская картина мира. Первый уровень — это так называемый «естественный человек», биологическое существо, стоящее наряду со всеми предметами материального мира. Это частная сущность, одержимая эгоистическими страстями, беспорядочная и ничем не ограниченная в своем стремлении обеспечить свое личное существование. На этом уровне человеческих связей с миром ведущей категорией, определяющей духовный облик человека, является страсть — слепая и безудержная в своем стремлении к реализации во имя достижения индивидуального блага.

Второй уровень концепции личности — это так называемый «общественный человек», гармонично включенный в социум в своем высшем, идеальном образе, сознающий, что его благо является неотъемлемой составляющей блага общего. «Человек общественный» руководствуется в своем мировосприятии и поступках не страстями, а разумом, поскольку именно разум является высшей духовной способностью человека, дающей ему возможность положительного самоопределения в условиях человеческой общности, основанной на этических нормах непротиворечивого общежительства. Таким образом, концепция человеческой личности в идеологии классицизма оказывается сложной и противоречивой: естественный (страстный) и общественный (разумный) человек — это один и тот же характер, раздираемый внутренними противоречиями и находящийся в ситуации выбора.

Отсюда — типологический конфликт искусства классицизма, непосредственно вытекающий из подобной концепции личности. Совершенно очевидно, что источником конфликтной ситуации является именно характер человека. Характер — одна из центральных эстетических категорий классицизма, и ее интерпретация значительно отличается от того смысла, который вкладывает в термин «характер» современное сознание и литературоведение. В понимании эстетики классицизма характер — это именно идеальная ипостась человека — то есть не индивидуальный склад конкретной человеческой личности, а некий всеобщий вид человеческой природы и психологии, вневременный в своей сущности. Только в таком своем виде вечного, неизменного, общечеловеческого атрибута характер и мог быть объектом классицистического искусства, однозначно относимого к высшему, идеальному уровню реальности.

Основными составляющими характера являются страсти: любовь, лицемерие, мужество, скупость, чувство долга, зависть, патриотизм и т.д. Именно по преобладанию какой-то одной страсти характер и определяется: «влюбленный», «скупой», «завистник», «патриот». Все эти определения являются именно «характерами» в понимании классицистического эстетического сознания.

Однако эти страсти неравноценны между собой, хотя по философским понятиям XVII—XVIII вв. все страсти равноправны, поскольку все они — от природы человека, все они естественны, и решить, какая страсть согласуется с этическим достоинством человека, а какая — нет, ни одна страсть сама по себе не может. Эти решения осуществляет только разум. При том, что все страсти в равной мере являются категориями эмоциональной духовной жизни, некоторые из них (такие как любовь, скупость, зависть, лицемерие и пр.) меньше и труднее согласуются с велениями разума и больше связаны с понятием эгоистического блага. Другие же (мужество, чувство долга, честь, патриотизм) в большей мере подвержены рациональному контролю и не противоречат идее общего блага, этике социальных связей.

Так вот и получается, что в конфликте сталкиваются страсти разумные и неразумные, альтруистические и эгоистические, личные и общественные. А разум — это высшая духовная способность человека, логический и аналитический инструмент, позволяющий контролировать страсти и отличать добро от зла, истину ото лжи. Наиболее распространенная разновидность классицистического конфликта — это конфликтная ситуация между личной склонностью (любовью) и чувством долга перед обществом и государством, которое почему-либо исключает возможность реализации любовной страсти. Совершенно очевидно, что по природе своей это конфликт психологический, хотя необходимым условием его осуществления является ситуация, в которой сталкиваются интересы человека и общества. Эти важнейшие мировоззренческие аспекты эстетического мышления эпохи нашли свое выражение в системе представлений о законах художественного творчества.

Эстетика классицизма

Представления о законах творчества и структуре художественного произведения в той же мере обусловлены эпохальным типом мировосприятия, что и картина мира, и концепция личности. Разум, как высшая духовная способность человека, мыслится не только орудием познания, но и органом творчества, и источником эстетического наслаждения. Один из самых ярких лейтмотивов «Поэтического искусства» Буало — рациональная природа эстетической деятельности:

По скользкому как лед опасному пути Вы к смыслу здравому всегда должны идти. Кто путь покинул сей — немедля погибает: Путь к разуму один, другого не бывает [3].

Отсюда вырастает совершенно рационалистическая эстетика, определяющими категориями которой являются иерархический принцип и нормативность. Вслед за Аристотелем классицизм считал искусство подражанием природе:

Невероятным нас не мучьте, ум тревожа: И правда иногда на правду непохожа. Чудесным вздором я не буду восхищен: Ум не волнует то, чему не верит он [4].

Однако природа понималась отнюдь не как наглядная картина мира физического и нравственного, предстающая органам чувств, а именно как высшая умопостигаемая сущность мира и человека: не конкретный характер, а его идея, не реально-исторический или современный сюжет, а общечеловеческая конфликтная ситуация, не данный пейзаж, а идея гармоничного сочетания природных реалий в идеально-прекрасном единстве. Такое идеально-прекрасное единство классицизм нашел в античной литературе — именно она была воспринята классицизмом как уже достигнутая вершина эстетической деятельности, вечный и неизменный эталон искусства, воссоздавшего в своих жанровых моделях ту самую высокую идеальную природу, физическую и нравственную, подражать которой должно искусство. Так получилось, что тезис о подражании природе превратился в предписание подражать античному искусству, откуда произошел и сам термин «классицизм» (от лат. classicus — образцовый, изучаемый в классе):

Пусть от природы вас ничто не отдалит. Примером будет вам Теренция картина: Седой отец бранит влюбившегося сына Нет, это не портрет, а жизнь. В такой картине Живет природы дух — в седом отце и сыне [5].

Таким образом, природа в классицистическом искусстве предстает не столько воспроизведенной, сколько смоделированной по высокому образцу — «украшенной» обобщающей аналитической деятельностью разума. По аналогии можно вспомнить так называемый «регулярный» (т. е. «правильный») парк, где деревья подстрижены в виде геометрических фигур и симметрично рассажены, дорожки, имеющие правильную форму, посыпаны разноцветной галькой, а вода заключена в мраморные бассейны и фонтаны. Этот стиль садово-паркового искусства достиг своего расцвета именно в эпоху классицизма [6]. Из стремления представить природу «украшенной» — вытекает и абсолютное преобладание в литературе классицизма стихов над прозой: если проза тождественна простой материальной природе, то стихи, как литературная форма, безусловно, являются идеальной «украшенной» природой».

Во всех этих представлениях об искусстве, а именно как о рациональной, упорядоченной, нормированной, духовной деятельности реализовался иерархический принцип мышления XVII—XVIII вв. Внутри себя литература тоже оказалась поделена на два иерархических ряда, низкий и высокий, каждый из которых тематически и стилистически был связан с одним — материальным или идеальным — уровнем реальности. К низким жанрам были отнесены сатира, комедия, басня; к высоким — ода, трагедия, эпопея. В низких жанрах изображается бытовая материальная реальность, и частный человек предстает в социальных связях (при этом, разумеется, и человек, и реальность — это все те же идеальные понятийные категории). В высоких жанрах человек представлен как существо духовное и общественное, в бытийном аспекте своего существования, наедине и наряду с вечными основами вопросами бытия. Поэтому для высоких и низких жанров оказалась актуальной не только тематическая, но и сословная дифференциация по признаку принадлежности персонажа к тому или иному общественному слою. Герой низких жанров — среднесословный человек; герой высоких — историческое лицо, мифологический герой или вымышленный высокопоставленный персонаж — как правило, властитель.

В низких жанрах человеческие характеры сформированы низменными бытовыми страстями (скупость, ханжество, лицемерие, зависть и пр.); в высоких жанрах страсти приобретают духовный характер (любовь, честолюбие, мстительность, чувство долга, патриотизм и пр.). И если бытовые страсти однозначно неразумны и порочны, то страсти бытийные подразделяются на разумные — общественные и неразумные — личные, причем этический статус героя зависит от его выбора. Он однозначно положителен, если предпочитает разумную страсть, и однозначно отрицателен, если выбирает неразумную. Полутонов в этической оценке классицизм не допускал — ив этом тоже сказалась рационалистическая природа метода, исключившего какое-либо смешение высокого и низкого, трагического и комического.

Поскольку в жанровой теории классицизма были узаконены в качестве основных те жанры, которые достигли наибольшего расцвета в античной литературе, а литературное творчество мыслилось как разумное подражание высоким образцам, постольку эстетический кодекс классицизма приобрел нормативный характер. Это значит, что модель каждого жанра была установлена раз и навсегда в четком своде правил, отступать от которых было недопустимо, и каждый конкретный текст эстетически оценивался по степени соответствия этой идеальной жанровой модели.

Источником правил стали античные образцы: эпопея Гомера и Вергилия, трагедия Эсхила, Софокла, Еврипида и Сенеки, комедия Аристофана, Менандра, Теренция и Плавта, ода Пиндара, басня Эзопа и Федра, сатира Горация и Ювенала. Наиболее типичный и показательный случай подобной жанровой регламентации — это, конечно, правила для ведущего классицистического жанра, трагедии, почерпнутые как из текстов античных трагиков, так и из «Поэтики» Аристотеля.

Для трагедии были канонизированы стихотворная форма («александрийский стих» — шестистопный ямб с парной рифмой), обязательное пятиактное построение, три единства — времени, места и действия, высокий стиль, исторический или мифологический сюжет и конфликт, предполагающий обязательную ситуацию выбора между разумной и неразумной страстью, причем сам процесс выбора должен был составлять действие трагедии. Именно в драматургическом разделе эстетики классицизма рационализм, иерархичность и нормативность метода выразились с наибольшей полнотой и очевидностью:

Но нас, кто разума законы уважает, Лишь построение искусное пленяет Но сцена требует и правды, и ума. Законы логики в театре очень жестки. Вы новый тип взвести хотите на подмостки? Извольте сочетать все качества лица И образ выдержать с начала до конца [7].

Все, что сказано было выше об эстетике классицизма и поэтике классицистической литературы во Франции, в равной мере относится практически к любой европейской разновидности метода, поскольку французский классицизм был исторически наиболее ранним и эстетически наиболее авторитетным воплощением метода. Но для русского классицизма эти общетеоретические положения нашли своеобразное преломление в художественной практике, так как были обусловлены историческими и национальными особенностями становления новой русской культуры XVIII в.

Источник

Классицизм

В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма фото. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма фото. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма фото. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма фото. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма фото. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма фото. В чем заключается основной конфликт произведения классицизма-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается основной конфликт произведения классицизма. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

После Генриха IV к власти приходит Людовик XIII, реальным правителем стал кардинал Ришелье, который ввел политику централизации, и вот эта жесткая абсолютная власть касалась всех сторон жизни страны, в том числе культуры и искусства. Жесткая власть устанавливает равновесие между силами дворянства – старой аристократической стороны и новыми силами страны. Отсюда: стабильность в стране, что дает возможность развиваться экономике, торговле, промышленности и как следствие получает развитие и искусство. В частности возникает периодическая печать во Франции (1706), Французская Академия Наук, которая была призвана следить за литературной жизнью страны. И кстати говоря, сам Ришелье неоднократно участвовал в обсуждениях того или иного произведения и связано это с тем, что литература должна была иметь воспитательную функции и влиять на общественное мнение. Активно развивает театральная деятельность.

На развитие классицизма во Франции значительное влияние оказала философия Рене Декарта. Он представлял идеалистическую философию, т.е. опирался на разум человека. В философии Декарта появился противостояние двух начал в человеке –низкое, чувственное и высокое благородное начало, связанное с разумом. Также, большое влияние оказала античность на становление классицизма, т.к. считалось, что лучшие образцы были уже воплощены в античности и многое принимается из античности. Поэтому большое развитие получает драматургия. Многие деятели классицизма заимствуют литературную теорию из античности, темы, сюжеты, но при этом через античную тематику затрагиваются проблемы современности – французской жизни 18 века.

Еще одним важным тезисом классицизмом было подражание античности, но оно должно было быть неполным, а отражать выпуклое зеркало, т.е. брать не общие, а частые случаи в изображении искусства, т.е. искусство должно воспитывать, а в жизни мы не всегда видим то, что приемлемо реальному примеру.

Тематика: темы гражданского и политического содержания, которые прославляли мощь государства и власть монарха. Также, герои трагедий классицизма должны быть сильными личностями, которые могут разрешить трудный конфликт. Герои в трагедиях классицизма статичны, с тем набором качеств, с которым они предстают в начале произведения, они предстают и в финале произведения.

Основной конфликт классицизма – конфликт долга и чувства; страсти и разума.

Сохраняется пресловутое правило трех единств: время, место, пространство. Появляется в классицизме деление на жанры – высокие и низкие, т.е. высокие жанры связаны с высоким духовным началом, низкие к низким материальным жанрам. Язык произведения классицизма должен быть высоким, они должны быть написаны стихом, а не прозой. Герои, как правило, брались из высокого сословия, либо использовались древние герои. Наибольшее развитие получили объективные жанры (трагедия, комедия, басня, афоризма) поэтому такие жанры, как лирика, поэзия, роман не получают высокого развития в этот период. Известный баснописец Жан Лафонтен.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *