В чем заключается основные черты проектирования
Основные черты проекта
Анализ работ по вопросам проектирования позволяет определить основные черты проекта, к которым относятся:
• отнесенность проекта к будущему;
• ориентация проекта на желаемое состояние будущего;
• представление проекта как системы средств достижения будущего;
• определенность начала и окончания проектной работы;
• четко и ясно сформулированные критерии эффективности (10).
Многие авторы выделяют следующие черты, определяющие сущность
• непосредственную связь с актуальными потребностями и определенным комплексом объективных условий;
• заданный характер, непосредственную связь с необходимостью
последовательно принимать ответственные решения;
• итерационный характер, когда для приближения к удовлетворен
ному решению многократно моделируется объект и принимаются соответствующие решения;
• наукоемкий характер, постоянную опору на использование научных основ и поиск необходимой научной информации;
« практико-ориентированный характер. В своих целях и критериях завершенности проектирование исходит из реализуемости своих объектов;
• готовность использовать разнообразные практико-ориентированные и научно необоснованные схемы деятельности.
2.2. Факторы, влияющие на проектирование
Рассматривая инновационный проект как сложный синтезированный продукт проектно-практической деятельности, направленный на создание или преобразование существующей действительности, который в силу своей сложности и специфичности содержит немало направлений, как структурных, так и содержательных, для разработки и реализации инновационного проекта необходимо и целесообразно учитывать факторы и специфические особенности, влияющие на проектирование,
2.3. Факторы, оказывающие влияние на процесс проектирования
Основными факторами, необходимыми для успешной проектной деятельности, являются:
• участие руководства в организации или поддержке проектной деятельности (согласованного руководства на всех уровнях управления:
руководства федерального, регионального, городского, муниципального управления образованием, отдельного учебного заведения и прочих субъектов);
• желание и готовность педагогического (или какого-либо другого)
коллектива к участию в проектной деятельности (создание условий,
мотивирующих педагогов на разработку и освоение педагогических
новшеств, преодоление кризиса в мотивационном обеспечении, то есть
предоставлении возможности проявить себя с определенной стороны: научной, профессиональной, общественной). Этот фактор имеет особое значение в силу неоднозначного отношения сотрудников коллектива к инновациям и наличия в коллективе: лидеров, нейтралов,
позитивистов, негативистов;
• наличие стратегии инновационной деятельности (в зависимости
от целей и задач, которые ставят перед собой регион, город, муниципалитет, учебное заведение и прочие в процессе разработки, освоения и внедрения новшеств, будь то локальные, модульные или системные новшества);
• объединение специалистов и разделение труда;
• обеспеченность ресурсами: научными, кадровыми (профессиональными), финансовыми, материально-техническими, информационными, а также стратегией их использования;
• отлаженность в организации действий по управлению системой,
ее развитию и принятию решений внутри системы и за ее пределами;
• предельная четкость постановки цели проекта, постановка множества целей или их дополнение в процессе проектирования приводит к тому, что они реализуются лишь частично, с минимальной степенью эффективности;
• учет специфических особенностей при проектировании (местных
особенностей и специфики культуры). Поэтому ключом к успеху проектирования является руководство его осуществлением, учитывающее эти особенности.
Исследования показывают, что на самом деле факторов этих значительно больше, но здесь указываются лишь самые значимые на начало разработки проекта.
2.4. Специфические особенности педагогических проектов (или специфика педагогических проектов)
Педагогические проекты могут быть рассмотрены как социальные проекты с их специфическими особенностями:
«’цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов. Однажды сформулированные цели не должны рассматриваться как нечто неизменное. В ходе реализации инновационного проекта под воздействием изменений в окружении проекта и получаемых промежуточных результатов цели проекта могут претерпевать изменения. Поэтому целеполагание нужно рассматривать как непрерывный динамичный процесс, в котором анализируются сложившиеся ситуации, тенденции, а при необходимости осуществляется корректировка целей;
• количественная и качественная оценка социальных (педагогических) проектов существенно затруднена. Во-первых, при работе с людьми достаточно сложно оценить, какой из факторов оказал существенное воздействие на субъект, а во-вторых, воздействие того или иного фактора часто бывает отсрочено по времени;
• сроки и продолжительность проекта, которые зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению. Необеспеченность инновационной деятельности научными и профессиональными кадрами, несвоевременное выделение средств: как финансовых, так и материально-технических; стихийные бедствия и чрезвычайные происшествия могут оказывать существенное влияние на изменение сроков проекта и его отдельных составляющих;
• расходы на проект, как правило, зависят от бюджетного финансирования (ассигнований);
• ресурсы выделяются в рамках возможного обеспечения. В соответствии с обеспеченностью ресурсами (кадровыми, материально-техническими, информационными) и определяются масштаб разработки проекта, его цели и задачи.
2.5. Что такое проект?
Приступая к проектированию, необходимо рассмотреть основные подходы к понятию самого проекта. На сегодня какого-то единого общепринятого определения проекта нет, но существует множество трактовок этого понятия. Рассмотрим некоторые из них.
1. Совокупность документов (расчетов, чертежей) с целью создания какого-либо сооружения или изделия.
2. Предварительный текст какого-нибудь документа.
Проект— это предприятие (намерение), которое, в значительной степени характеризует неповторимость условий в их совокупности (см. Projektmanagement, 1987).
Проектозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете поставленных задач с четко выраженными целями (см. информацию Мирового Банка).
Проект— это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (2).
Под педагогическим проектоммы будем понимать комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданною периода времени, при установленном бюджете, с ориентацией на четкие требования к качеству результатов, и специфической организации.
Проектирование
Существует несколько определений термина «проектирование». В основном они характеризуют его с двух сторон, как общераспространенное понятие и с научно-технической позиции [1] :
Проектирование — деятельность человека или организации (ий) по созданию проекта, то есть прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния; комплекта документации, предназначенной для создания определённого объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых был разработан данный объект.
От специфического для машиностроения, строительства и других отраслей науки и техники понятия «проект» (англ. design) в значении «проектная документация» следует отличать используемое в области деятельности управление проектами в контексте менеджмента понятие «проект» (англ. project, от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий) в значении «некоторая задача с определёнными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ её решения», «программа», «комплекс работ» и т. п.
Проектирование может включать несколько этапов от подготовки технического задания до испытания опытных образцов. Объектом проектирования является проект материального предмета.
Понятие «проектирование» не включает в себя стадию реализации проекта.
Проектирование обладает своей методологией, которая включает структуру деятельности, принципы и нормы деятельности, субъектов, объект и его модели, методы и др.
Содержание
История
Понятие конструирования
Внутри процесса проектирования, наряду с расчетными этапами и экспериментальными исследованиями, часто выделяют процесс конструирования.
Конструирование — деятельность по созданию материального образа разрабатываемого объекта, ему свойственна работа с натурными моделями и их графическими изображениями (чертежи, эскизы, компьютерные модели). Эти модели и изображения, а также некоторые виды изделий называют конструкциями.
Например, конструирование форм одежды, конструирование интерьеров, разработка конструкции машины, конструктивные и объёмно-планировочные решения объекта капитального строительства, металлоконструкция, строительные конструкции.
Слово «конструкция» часто употребляется в значении «структура», «устройство», например, конструкция предложения в лингвистике или организация эстетического материала в искусстве.
Конструирование может осуществляться:
Виды проектирования
По отраслям деятельности
По видам разрабатываемых объектов выделяют следующие виды проектной деятельности:
По подходу к проектированию
Функциональное проектирование
Любой объект служит лишь материальным носителем функции, то есть функция — первична, объект — вторичен и создается по причине невозможности иными, нематериальными средствами удовлетворить потребности людей. Так, автомобиль нужен для перевозки грузов и людей (функция — перемещать в пространстве, создан вследствие нереальности перемещения предметов только усилием мысли), назначение ручки — писать, а книги — хранить информацию и т. д.
Наряду со словом «функция» часто используется слово «назначение», особенно при рассмотрении не технических объектов.
Функциональное проектирование нацелено, прежде всего, на создание эффективно работающего объекта. Выполнение требуемой функции — главная цель и основа разработки объекта. Во внимание принимаются, прежде всего, функциональные показатели качества и показатели надёжности.
Функциональное проектирование лежало в основе массового проектирования разнообразных объектов, особенно в эпоху СССР. При индивидуальном проектировании (отдельных зданий, предметов потребления и т. д.) разработчик стремился учитывать пожелания и особенности заказчика.
Правильный выбор функции и приоритетов сильно влияли на конечный результат. Например, известна следующая шутка времён 80-х годов:
Если считать, что назначение автомобиля — езда по дорогам, то его главной частью является двигатель. Тогда разработку автомобиля начинаем с двигателя, а в оставшееся место помещаем пассажиров. Если считать, что назначение автомобиля — перевозить пассажиров, то разработку автомобиля начинаем с салона, а в оставшееся место помещаем двигатель. В итоге, в первом случае получаем «Запорожец ЗАЗ-965», во втором — «Фольксваген Жук».
Оптимальное проектирование
Процесс проектирования всегда подчинён необходимости учёта интересов двух групп людей: производителей и потребителей продукции (товаров, работ, услуг). Каждая из групп стремится к удовлетворению своих требований к продукции, часть из которых может быть взаимоисключающей. Также, процесс решения практической задачи всегда многовариантен, и перед разработчиком встаёт проблема аргументированного выбора окончательного варианта.
Например, автомобиль должен не только обладать высокой скоростью и мощностью двигателя, но и низкой стоимостью, комфортабельностью, экологичностью, быть выгодным для производителя и т. д.
Проектирование, целью которого является не только поиск функционально эффективных решений, но и удовлетворение разных, порой противоречивых потребностей людей, обоснованный выбор окончательного варианта, стали называть оптимальным проектированием (критериальным проектированием, вариантным проектированием). Активно оно начало применяться со второй половины 20 века благодаря достижениям теории принятия решений и теории исследования операций и широкому распространению вычислительной техники, позволившим разработать соответствующие методы, в обозримые сроки просчитывать многочисленные варианты и решать сложные математические задачи.
Большое значение в оптимальном проектировании отводится подготовке на этапе технического задания полного перечня требований к разрабатываемому объекту, выделению среди них показателей качества и преобразованию наиболее важных из них в критерии оптимизации. Показателен в этой связи девиз одной японской фирмы — «Мы не создаем технику, мы создаем человека».
К типовым требованиям к научно-технической продукции относят требования функциональные (показатели назначения), надёжности, технологичности, стандартизации и унификации, ограничения вредных воздействий (эргономичность и экологичность), эстетичность, экономичность, патентно-правовые. Требования к другим видам продукции во многом совпадают с перечисленными.
Системное проектирование
К концу 20 века не только существенно возросла сложность проектируемых объектов, но и их воздействие на общество и окружающую среду, тяжкость последствий аварий из-за ошибок разработки и эксплуатации, высокие требования к качеству и цене, сокращению сроков выпуска новой продукции. Необходимость учёта этих обстоятельств заставляла вносить изменения в традиционный характер и методологию проектной деятельности.
При создании объектов их уже необходимо было рассматривать в виде систем, то есть комплекса взаимосвязанных внутренних элементов с определенной структурой, широким набором свойств и разнообразными внутренними и внешними связями. Сформировалась новая проектная идеология, получившая название системного проектирования.
Системное проектирование комплексно решает поставленные задачи, принимает во внимание взаимодействие и взаимосвязь отдельных объектов-систем и их частей как между собой, так и с внешней средой, учитывает социально-экономические и экологические последствия их функционирования. Системное проектирование основывается на тщательном совместном рассмотрении объекта проектирования и процесса проектирования, которые в свою очередь включают ещё ряд важных частей, показанных на рисунке 1.
Принципы системного проектирования
Системное проектирование должно базироваться на системном подходе. На сегодняшний день нельзя утверждать, что известен его полный состав и содержание применительно к проектной деятельности, однако можно сформулировать наиболее важные из них:
Нисходящее и восходящее проектирование
Ведение разработки объекта последовательно от общих черт к детальным называется нисходящим проектированием. Его результатом будут требования к отдельным частям и узлам. Возможен ход разработки от частного к общему, что образует процесс восходящего проектирования. Такое проектирование встречается, если одна или несколько частей уже являются готовыми (покупными или уже разработанными) изделиями.
Нисходящее и восходящее проектирование обладают своими достоинствами и недостатками. Так, при нисходящем проектировании возможно появление требований, впоследствии оказывающихся нереализуемыми по технологическим, экологическим или иным соображениям. При восходящем проектировании возможно получение объекта, не соответствующего заданным требованиям. В реальной жизни, вследствие итерационного характера проектирования, оба его вида взаимосвязаны.
Например, разрабатывая при нисходящем проектировании автомобиль (от общей схемы к его частям, например, — к мотору), необходимо увязать общую компоновку с размерами и мощностью уже выпускаемых двигателей. В противном случае придётся разрабатывать применительно к данной компоновке новый двигатель, либо изменять первоначальные варианты его расположения или схему компоновки всего автомобиля.
Структура проектирования
Проектирование, как осознанная целенаправленная деятельность, обладает определённой структурой, то есть последовательностью и составом стадий и этапов разработки проекта, совокупностью процедур и привлекаемых технических средств, взаимодействием участников процесса.
В настоящее время существуют два представления структуры проектирования, подобные по форме, но различные по целям и подходам к деятельности. Это — структура в виде стадий разработки проектной документации (стадий проектирования) и структура процесса проектирования.
Стадии проектирования
Стадии проектирования регламентированы стандартами ГОСТ 2.103-68 [5] и ГОСТ Р 15.201-2000. [6] Последовательность выполнения всех стадий образует официальную структуру процесса разработки проектной документации, которая, как правило, используется при официальных взаимоотношениях между заказчиком и исполнителем или между соисполнителями работ. Сама документация необходима для отчета перед заказчиком о проделанной работе, возможности проверки или повторения разработок другими исполнителями, подготовки производства и обслуживания изделия в период эксплуатации.
Стадии создания других систем регламентируются своими стандартами, например, для автоматизированных систем — ГОСТ 34.601-90. [7]
Структура устанавливает стадии разработки конструкторской документации на изделия всех отраслей промышленности и этапы выполнения работ внутри каждой стадии, то есть состав документации и виды работ, что помогает ответить на вопрос «Что нужно делать?» в процессе проектирования. Основные стадии структуры показаны на рисунке 2 и включают:
В процессе разработки проектной документации в зависимости от сложности решаемой задачи допускается объединять между собой ряд этапов. Этапы постановки ТЗ и технического проектирования могут входить в цикл научно-исследовательских работ (НИР), а этапы технического предложения и эскизного проектирования — образовывать цикл опытно-конструкторских работ (ОКР).
Структура процесса проектирования
Проектирование — это ещё и целенаправленная деятельность, которая обладает последовательностью процедур, ведущих к достижению эффективных решений. Соответственно, должна быть структура процесса решения задачи проектирования, которая помогает ответить на вопрос «Как это делать?». В настоящее время предложен ряд структур и алгоритмов проектирования, совпадающих в основных чертах и различающихся только в содержании или названии отдельных этапов. На рисунке 3 представлена обобщённая такая структура.
Решение любой задачи начинается с её осмысления и уточнения исходных данных. Те (технические) требования (ТТ), которые выдаются заказчиком, формулируются на языке потребителя-неспециалиста и не всегда бывают технически чёткими и исчерпывающими. Перевести требования на язык предметной области, сформулировать задачу максимально полно и грамотно, обосновать необходимость её решения, то есть сформулировать техническое задание (ТЗ), — первый и обязательный этап работы. Исполнитель выполняет его в тесном контакте с заказчиком.
В машиностроении этот этап иногда называют внешним проектированием. Этим подчеркивают, что разработка объекта уже начинается с постановки задачи (ТТ) и формирования ТЗ и активно ведётся совместно с заказчиком. Важным результатом этапа является согласование целей разработки и назначения проектируемого объекта (его функций), системы показателей качества.
Следующие этапы образуют внутреннее проектирование. Они нацелены на поиск решения задачи и выполняются разработчиком. Сюда входят этапы синтеза принципа действия, структуры и параметров проектируемого объекта:
Вследствие неполноты начальных знаний о задаче процесс проектирования — итерационен, что на рисунке 3 отражается стрелками обратных движений. С каждым циклом итерации цели проектирования всё более уточняются, появляется необходимость в дополнительных функциях и, как следствие, — потребность в разработке дополнительных частей и узлов. Решение частных проектных задач, дополняющих основное решение, также проводится в соответствии с представленной последовательностью.
На каждом этапе внутреннего проектирования выполняются следующие процедуры:
Замечено, что эффективность проектируемого объекта определяется: в первую очередь — выбранным принципом действия, во вторую — предложенной структурой и в третью — соотношением параметров.
Методы проектирования
Участники (субъекты) проектных работ
Проектирование — это один из видов работ, результатом которых является продукция-проект. Поэтому участников этих работ можно разделить на потребителей (заказчиков проектных работ) и поставщиков (исполнителей этих работ). Исполнителя-специалиста по разработке проекта обобщенно называют проектировщиком или разработчиком. Если продукция создается для собственного потребления, то возможно соединение в одном лице заказчика и исполнителя.
Поставщиком, как и потребителем, продукции, может быть организация (юридическое лицо) или конкретный человек (физическое лицо). Работы по созданию такой продукции в соответствии с Гражданским кодексом относятся к подрядным. В этой ситуации исполнитель называется подрядчиком, то есть стороной по договору подряда, которая обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать её результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Подрядчик рассматривается как первая сторона в коммерческой деятельности. Субподрядчик — организация, представляющая продукцию поставщику.
Существует ещё один участник этих работ — государство, которым создана система мер по защите потребителя посредством контроля, лицензирования, выпуска нормативной документации, регламентирующей в том числе проектную деятельность.
Основные черты проекта
Анализ работ по вопросам проектирования позволяет определить основные черты проекта, к которым относятся:
• отнесенность проекта к будущему;
• ориентация проекта на желаемое состояние будущего;
• представление проекта как системы средств достижения будущего;
• определенность начала и окончания проектной работы;
• четко и ясно сформулированные критерии эффективности (10).
Многие авторы выделяют следующие черты, определяющие сущность
• непосредственную связь с актуальными потребностями и определенным комплексом объективных условий;
• заданный характер, непосредственную связь с необходимостью
последовательно принимать ответственные решения;
• итерационный характер, когда для приближения к удовлетворен
ному решению многократно моделируется объект и принимаются соответствующие решения;
• наукоемкий характер, постоянную опору на использование научных основ и поиск необходимой научной информации;
« практико-ориентированный характер. В своих целях и критериях завершенности проектирование исходит из реализуемости своих объектов;
• готовность использовать разнообразные практико-ориентированные и научно необоснованные схемы деятельности.
2.2. Факторы, влияющие на проектирование
Рассматривая инновационный проект как сложный синтезированный продукт проектно-практической деятельности, направленный на создание или преобразование существующей действительности, который в силу своей сложности и специфичности содержит немало направлений, как структурных, так и содержательных, для разработки и реализации инновационного проекта необходимо и целесообразно учитывать факторы и специфические особенности, влияющие на проектирование,
2.3. Факторы, оказывающие влияние на процесс проектирования
Основными факторами, необходимыми для успешной проектной деятельности, являются:
• участие руководства в организации или поддержке проектной деятельности (согласованного руководства на всех уровнях управления:
руководства федерального, регионального, городского, муниципального управления образованием, отдельного учебного заведения и прочих субъектов);
• желание и готовность педагогического (или какого-либо другого)
коллектива к участию в проектной деятельности (создание условий,
мотивирующих педагогов на разработку и освоение педагогических
новшеств, преодоление кризиса в мотивационном обеспечении, то есть
предоставлении возможности проявить себя с определенной стороны: научной, профессиональной, общественной). Этот фактор имеет особое значение в силу неоднозначного отношения сотрудников коллектива к инновациям и наличия в коллективе: лидеров, нейтралов,
позитивистов, негативистов;
• наличие стратегии инновационной деятельности (в зависимости
от целей и задач, которые ставят перед собой регион, город, муниципалитет, учебное заведение и прочие в процессе разработки, освоения и внедрения новшеств, будь то локальные, модульные или системные новшества);
• объединение специалистов и разделение труда;
• обеспеченность ресурсами: научными, кадровыми (профессиональными), финансовыми, материально-техническими, информационными, а также стратегией их использования;
• отлаженность в организации действий по управлению системой,
ее развитию и принятию решений внутри системы и за ее пределами;
• предельная четкость постановки цели проекта, постановка множества целей или их дополнение в процессе проектирования приводит к тому, что они реализуются лишь частично, с минимальной степенью эффективности;
• учет специфических особенностей при проектировании (местных
особенностей и специфики культуры). Поэтому ключом к успеху проектирования является руководство его осуществлением, учитывающее эти особенности.
Исследования показывают, что на самом деле факторов этих значительно больше, но здесь указываются лишь самые значимые на начало разработки проекта.
2.4. Специфические особенности педагогических проектов (или специфика педагогических проектов)
Педагогические проекты могут быть рассмотрены как социальные проекты с их специфическими особенностями:
«’цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов. Однажды сформулированные цели не должны рассматриваться как нечто неизменное. В ходе реализации инновационного проекта под воздействием изменений в окружении проекта и получаемых промежуточных результатов цели проекта могут претерпевать изменения. Поэтому целеполагание нужно рассматривать как непрерывный динамичный процесс, в котором анализируются сложившиеся ситуации, тенденции, а при необходимости осуществляется корректировка целей;
• количественная и качественная оценка социальных (педагогических) проектов существенно затруднена. Во-первых, при работе с людьми достаточно сложно оценить, какой из факторов оказал существенное воздействие на субъект, а во-вторых, воздействие того или иного фактора часто бывает отсрочено по времени;
• сроки и продолжительность проекта, которые зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению. Необеспеченность инновационной деятельности научными и профессиональными кадрами, несвоевременное выделение средств: как финансовых, так и материально-технических; стихийные бедствия и чрезвычайные происшествия могут оказывать существенное влияние на изменение сроков проекта и его отдельных составляющих;
• расходы на проект, как правило, зависят от бюджетного финансирования (ассигнований);
• ресурсы выделяются в рамках возможного обеспечения. В соответствии с обеспеченностью ресурсами (кадровыми, материально-техническими, информационными) и определяются масштаб разработки проекта, его цели и задачи.
Что такое проект?
Приступая к проектированию, необходимо рассмотреть основные подходы к понятию самого проекта. На сегодня какого-то единого общепринятого определения проекта нет, но существует множество трактовок этого понятия. Рассмотрим некоторые из них.
1. Совокупность документов (расчетов, чертежей) с целью создания какого-либо сооружения или изделия.
2. Предварительный текст какого-нибудь документа.
Проект— это предприятие (намерение), которое, в значительной степени характеризует неповторимость условий в их совокупности (см. Projektmanagement, 1987).
Проектозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете поставленных задач с четко выраженными целями (см. информацию Мирового Банка).
Проект— это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (2).
Под педагогическим проектоммы будем понимать комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданною периода времени, при установленном бюджете, с ориентацией на четкие требования к качеству результатов, и специфической организации.