В чем заключается основные положения мусульманского вероучения
Основы мусульманской религии
Мы живём в такое время, когда большинство людей поглощено мирской суетой и прожигает жизнь в погоне за иллюзорными благами этого бренного мира. Многие даже не задумываются о смысле жизни, об истинных и вечных ценностях. И когда заканчивается отпущенный для этой жизни срок и наступает время отправиться в долгий путь, перейти в Жизнь вечную, мы оказываемся без необходимого в пути багажа или, что ещё хуже, с бесполезным, но обременительным и даже опасным грузом, от которого уже невозможно избавиться. Чтобы в конце жизни не оказаться в печальном и безвыходном положении, человеку следует провести дарованное ему Аллахом время жизни в соответствии с Его велениями и наставлениями.
Что же собой представляет религия? Истинная религия – это путь, указанный Всевышним, это нормы и правила жизни, ниспосланные человечеству Господом через Своих посланников. Каждый разумный человек, достигший возраста совершеннолетия, обязан соблюдать их с глубокой искренностью и крепкой верой. Всевышний говорит, что единственная религия, ниспосланная и принимаемая Им, – это религия покорности Ему во всём. Ислам в переводе с арабского означает «покорность, повиновение воле Господа». Именно эту религию Единобожия и доводили до людей все пророки, начиная от Адама и заканчивая Мухаммадом.
Религия имеет три основы: 1. Иман, т.е. наличие у человека правильного вероубеждения. 2. Ислам, т.е. следование повелениям и запретам Всевышнего. 3. Ихсан, т.е. проявление искренности во всех деяниях.
Давайте рассмотрим эти основы подробнее.
ИМАН (ВЕРА).
Вера состоит из следующих шести обязательных составных частей – столпов:
2. Вера в ангелов Аллаха. Что касается смысла веры в Его ангелов, то мы должны быть убеждены, что ангелы – рабы Аллаха. Они строго выполняют Его повеления и никогда не ослушиваются Его. Они созданы Аллахом из света (нура). Они не едят, не пьют и не имеют пола. Они умрут вместе с другими созданиями и в Судный день воскреснут из мёртвых.
3. Вера в Книги Аллаха. Смысл веры в Книги Аллаха заключается в убеждённости в том, что все ниспосланные Всевышним писания, общее количество которых было 104, являются несотворённой, предвечной Речью Аллаха. Из них сто было в виде свитков, а четыре – в виде Книг, таких как Тора – ниспосланная пророку Мусе, Псалтырь – Давуду, Евангелие – Исе и Коран – пророку Мухаммаду (мир ему и благословение).
Коран – последняя Книга Аллаха, завершающая цепь Божьих посланий, после которой не будет других книг. Изо всех Книг только Коран остался в неизмененном первозданном виде. Он содержит всю информацию, необходимую человечеству вплоть до Судного дня. Поэтому Аллах сохранил его от изменений и сохранит в дальнейшем.
К человечеству были посланы 124 тысячи пророков, в том числе и 313 посланников, начиная от пророка Адама до последнего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), который является завершающим звеном в цепочке пророков. Все они были братьями по вере и призывали людей к покорности Всевышнему, т.е. к Единобожию.
6. Вера в предопределение судьбы, в то, что всё хорошее и плохое происходит по воле Аллаха. Что касается смысла веры в предопределение судьбы с её добром и злом, исходящими от Всевышнего, то мы должны быть убеждены, что всё происходящее во Вселенной, хорошее или плохое, происходит по воле Аллаха. Но людям дано право выбора между добром и злом, а иначе послание пророков и ниспослание Книг не имели бы никакого смысла.
ИСЛАМ (ПОКОРНОСТЬ). Каждый человек, у которого есть вера (иман), должен соблюдать требования Ислама. По тому, насколько тщательно человек соблюдает предписания Аллаха, можно судить о глубине и крепости его веры.
Ислам имеет очень много предписаний и норм, регулирующих жизнь и деятельность каждого человека и общества в целом, а пять следующих столпов являются первостепенными и основополагающими обязанностями мусульман:
1. Произнесение формулы свидетельствования (шахады): Ашhаду алля иляhа илляллаh, ва ашhаду анна Мухаммада-р-расулюллаh.
2. Совершение ежедневного пятикратного намаза. После произнесения шахады, означающей принятие веры, совершение намаза является самым важным и ценным деянием для мусульман. Намаз – это опора религии и ценнейший дар человеку от Аллаха. Пренебрегающий намазом не может быть истинным мусульманином. В хадисе Пророка (мир ему иблагословение)сказано: «Рухнет религия того, кто оставит намаз».
3. Соблюдение поста в месяце Рамазан.
4. Выплата закята – налога из имущества в пользу бедных и некоторых других нуждающихся категорий мусульман.
5. Совершение паломничества (хаджа) к Каабе, которая находится в городе Мекке, в определённое для него время при наличии возможности (материальной, физической, а также безопасной дороги). Хадж необходимо совершить хотя бы раз в жизни.
Поклонение, выполненное без искренности, не принесёт нам особой пользы. Чтобы достичь полной искренности, человек должен быть чистым от всех пороков души. Исламская наука, занимающаяся лечением таких пороков и ведущая человека к подобной искренности, называется суфизмом или же тарикатом. А лекарей этой науки называют устазами, шейхами или духовными наставниками, без которых замечать в себе тонкости проявления этих плохих качеств и очищать от них своё сердце почти невозможно. Поэтому каждый человек должен быть убеждён в том, что ему для этой цели необходим истинный и живой наставник, который знает все тонкости в столь важном деле. Под руководством такого шейха ему будет легче достичь степени Ихсана. Без такого воспитателя человеку крайне трудно искренне поклоняться Всевышнему.
Да поможет нам Аллах познать красоту Ислама! Амин!
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Вероучение Ислама
Появление религии Ислама относят к началу седьмого века в Западной Аравии в период формирования раннего классового строя.
Перед смертью Мухаммад ﷺ сверил с ангелом Джабраилом (архангел Гавриил), насколько точен и истинен заученный им текст, причем сверил дважды.
Полный письменный текст Священной Книги был поручен к составлению сподвижнику Мухаммада ﷺ Зайду ибн Сабиту – такое решение принял халиф Абу Бакр. В результате у Зайда получилась единая книга, в которой смысл посланий не был им изменен ни какими добавлениями или примечаниями. Этот текст был передан Абу Бакром халифу Умару, который затем передал его жене Пророка ﷺ Хафсе, которая приходилась дочерью халифа Умара. Установление единого окончательного текста Корана, совершенное по приказанию халифа Усмана, датируется периодом с 650 по 656 года. Было принято решение, что именно текст, составленный Зайдом, будет считаться основой канонического текста, и этот текст вероучение признает единственно верным.
В доме у верующего мусульманина Священное Писание хранится на самом почетном месте. Являясь символом покорности Аллаху, Священная Книга создает в доме атмосферу молитвы и благопристойности. Во время чтения вслух Корана мусульманам запрещено разговаривать и вести себя шумно. Мусульманки перед тем, как взять в руки Священное Писание, должны взять омовение, как перед совершением молитвы, а во время регул и роженицам брать в руки Коран запрещено. Прежде, чем начать читать, следует очистить свое сердце осознанными размышлениями о Всевышнем, попросить у него защиты от дъявола. Для чтения можно принять особую позу, сесть на пол и положить Коран на особую подставку, но ни в коем случае не на пол. Тилява – так называется чтение Священного Писания с прилежанием и умом, с душой и сердцем. Таджвид – так называется правильное произношение, которому учатся в медресе, мусульманских религиозных школах.
Основы вероучения Ислама
В начале каждой, кроме девятой, суре произносится восхваление Аллаха. Коран говорит о том, что все существующее сотворено Богом, который всемогущ, всеведущ и вездесущ. Бог – абсолютный владыка мира, управляющий людьми и природой, и покорность перед Богом является благочестием.
Коран рассказывает об ангелах как о существах, которые выполняют волю Всевышнего, в том числе и ангелы смерти, стражи Рая и Ада. По вероучению Ислама, человеку дается два ангела при жизни, которые, знают обо всех его делах, греховных и добрых, которые определяют судьбу человека в дальнейшей загробной жизни, попадание в Рай или Ад.
Коран упоминает о многих библейских персонажах, начиная с Адама и до Иисуса Христа, упоминаются пророки Авраам, Моисей, Ной, Лот, Иаков, Иосиф, Юнус, Давид, Соломон мир им всем, и Пророк Мухаммад ﷺ, которого называют «Печатью пророков».
Один из важнейших принципов исламской веры – это вера в Божественное предопределение: все, что происходит в мире, в жизни общества и жизни каждого человека, происходит по воле Божьей и Божьему предначертанию.
Душа человека бессмертна, она покидает в момент смерти его тело, а в день Страшного суда мертвые воскреснут.
5 столпов Ислама
У правоверного мусульманина, согласно вероучению Ислама, существует пять обязанностей. Ислам требует, чтобы эти пять обязанностей исполнялись верующим неукоснительно, поскольку они являются столпами вероучения. Это:
Первый столп
Первый из столпов – это шахада, что в переводе означает «свидетельство», исповедание веры. Звучит как: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха» (Ля иляха илла Ллаху ва Мухаммаддун расулу Ллахи). Шахада объединяет в себе исповедание единобожия или «таухид» и признание миссии Пророка Мухаммада ﷺ или «нубувва». Веруя в Единого Бога как в первопричину всего существующего на земле, верующие не допускают возможности существования двух первопричин, так как ничего подобного Богу в мире не существует. Вероучение Ислама считает, что многобожие является самым страшным грехом. Мухаммад ﷺ представляет собой высшее заключительное звено в цепи Божьих посланников-пророков.
Второй столп
Перед намазом совершается омовение «вуду», физическое очищение или «тахара». Молитва сопровождается «ниййа», то есть осознанным намерением для совершения молитвы, и «такбиром», отрешенностью от мира тревог и страстей.
Руку ‘ – поясной поклон, который делают во время намаза и произносят во время этого хвалу Богу. Суджут – земной поклон, для совершения которого необходимо опуститься на колени, коснувшись коврика ладонями, лбом и носом. Джальса –сидение после двух земных поклонов.
При обращении друг к другу мусульмане произносят приветствие «Мир вам и милосердие Аллаха» («Ас-салям алейкум ва рахматуллах»), такими же словами правоверные приветствуют ангелов-хранителей и завершают тем самым свою молитву.
Дуа – личная молитва, с которой можно обращаться к Всевышнему в любое время, выражая благодарность Всевышнему за оказанные благодеяния, уповая на его помощь.
Пятничная молитва в мечети с имамом, называемая «салят аль-джума», является обязанностью мусульманина. На ней предписано присутствовать всем мусульманам-мужчинам, достигшим взрослого возраста. Если человек не присутствует на салят аль-джума больше, чем три недели подряд, то «Аллах запечатает сердце того, кто по пренебрежению пропустит три пятничные молитвы!». Магазины и предприятия в мусульманских странах во время молитвы аль-джума закрыты.
Третий столп
Четвертый столп
Пятый столп
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Вероучение и культ ислама
Источниками вероучения ислама являются: Коран, Сунна и мусульманское законодательство «шариат». Коран (от араб, «куран» — чтение) является высшим и наиболее полным из священных писаний. Мусульмане считают, что Коран вечно существующий под престолом Аллаха, содержание которого он передал пророку Мухаммеду рез архангела Джебраила. В действительности же Коращ был окончательно отредактирован при халифе Османе B 644—656 гг. Содержание Корана во многом определялось проповедями и изречениями самого Мухаммеда, которые, по преданию, записывали за ним ученики. Подобно Библии, Коран представляет собой собрания религиозно-бытовых правил, законов, легенд и преданий, как ранее распространенных среди арабов, так и позаимствованных других народов.
Наряду с Кораном важным источником исламского вероучения и права является Сунна. Сунна — мусульманское священное предание, представляющее собой совокупность хадисов — рассказов о высказываниях и действиях В пророка Мухаммеда. Сунна (от арабского «обычай» — В пример) стала основным источником, дополняющим и поясняющим Коран.
Положение Корана и Сунны легли в основу феодально-мусульманского права — шариата. Шариат (с араб. — надлежащий путь) определяет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.
Суть вероучения ислама состоит в следующем: вера в единого бога, в Аллаха, ангелов и демонов; святость Корана, пророков и в посланничество Мухаммеда; вера в рай и ад; в божественное предопределение; вера в бессмертие души.
Основные культовые предписания ислама сформулированы в форме пяти обязанностей мусульманина: 1) вера в единого бога Аллаха — «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед посланник его»; 2) ежедневная В пятикратная молитва (намаз); 3) соблюдение поста-ураза (в месяц рамазан); 4) налог — узаконенная милостыня — закят, раздача милостыни бедным; 5) паломничество в Мекку — хадж.
Основным содержанием веры ислам является требование покорности Аллаху. Кроме этих обязанностей, в мусульманской культовой системе имеются такие важные обряды, как культ Каабы, чтение Корана, культ мазаров, обрезание (сунет), намаз, хадж, брак (нике), похороны и т.д. А также множество праздников.
Ид аль-адха (ид аль-кябир, курбан-байрам, курмандык) — праздник жертвоприношения — главный мусульманский праздник. Хотя его существование относится к доисламским временам, ид аль-адха — прямое продолжение домусульманских языческих культов древней Аравии. Этот праздник нередко воспринимается как национальный.
Праздник разговения (ид аль-фитр, ураза-байрам) — завершает пост в месяц рамадан и длится три дня. Это — второй по значению мусульманский праздник после ид аль-адха.
День поминовения имама Хусейна (ашура, шах-сей-вахсей) — главный праздник мусульман-шиитов, а также последователей некоторых суфийских братств.
День рождения пророка Мухаммеда (мавлюд, мав-люд-ан-наби). Дата рождения Мухаммеда точно не известна. Обычно ее определяют 570 г.
Ночь предопределения (лейлят аль-кадр) — ночь на 27 число месяца рамадана, в которую, согласно мусульманской традиции, началось ниспослание пророку Мухаммеду Корана.
Мирадж (исра ва-ль-мирадж, раджаб-байрам) — праздник, посвященный памяти фантастического путешествия пророка Мухаммеда на мифическом крылатом животном Бураке в Иерусалим (исра) и вознесению оттуда к небесному престолу Аллаха.
Мусульманский новый год, как и другие праздники отмечается по лунному календарю. Отсчет дат мусульманского летоисчисления ведется от момента переселения: (хиджра) пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 г. 15 июля.
Сегодня многие праздники и обряды тесно переплелись с национальными, поэтому значительная часть неверующих людей исполняет религиозные требования, считая их своими национальными традициями
Основные положения вероучения ислама
2 Основные положения вероучения ислама
Основные положения вероучения ислама изложены в главной «священной книге» — Коране. Согласно преданию, текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредничество Джебраила (библейский архангел Гавриил; служил посредником между Богом и людьми). Мусульманские богословы объясняют многочисленные совпадения текстов Библии и Корана тем, что Аллах и раньше передавал свои священные заповеди пророкам — Моисею, Иисусу, но эти заповеди были искажены иудеями и христианами. Только Мухаммед смог передать их в полном и истинном виде. Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухаммеда, затем при халифе Османе составлен текст, объявленный каноническим (Мусхаф). Этот текст относится к концу VII в.
Коран разделен на 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов (стихов) — от 286 до 3. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (в зависимости от вариантов счета). Суры размещены не по содержанию и не по времени их появления, а в порядке убывания длины, за исключением первой суры, фатихи. Коран состоит из эсхатологических проповедей, предписаний, регулирующих имущественные, правовые, семейные отношения, в нем содержатся бытовые правила и поучения, заимствованные из иудейской и христианской мифологии, древнего арабского фольклора.
Для того чтобы охарактеризовать Коран как источник мусульманского права, важно иметь виду, что среди его норм, регулирующих взаимоотношения и, заметно преобладают общие положения, имеющие форму отвлеченных религиозно-моральных ориентиров и дающие простор для толкования правоведами. Что же касается немногочисленных конкретных правил поведения, то большинство из них было сформулировано пророком при разрешении конкретных конфликтов, оценке им отдельных фактов или в ответ на задаваемые ему вопросы. Важнейшей частью религиозно-культовой системы ислама является шариат. Шариат (от араб, «шариа» — надлежащий путь) — свод морали, права, культурных предписаний, регулирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина. Шариат базируется на Коране и Сунне — святом предании ислама.
Сунна — сборник хадисов, т.е. изречений и деяний Мухаммеда. Шариат формировался в течение двух веков. В начале его формирования все действия мусульман разделялись на два вида: запретное и одобренное, в конце действия были разделены на пять категорий: 1) такие, выполнение которых считалось строго обязательным; 2) желательные; 3) добровольные; 4) нежелательные; 5) строго запрещенные.
Соблюдение комплекса юридических норм, принципов и правил поведения, предусмотренных шариатом, означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина к идеальному устройству общественной жизни на земле и обеспечивающей попадание в рай после смерти. В исламе нет различия между политической и религиозной сферами, между светским и духовным миром. Существует один мир, который должен жить по священному религиозному закону, ниспосланному Богом в Коране, воплощенному в образе жизни и деяниях пророка (Сунне) и истолкованному в шариате.
Согласно ортодоксальному толкованию суннитской доктрины, ислам, основанный на идее таухида — абсолютного единобожия, — представляет собой всеохватывающую систему, в которой при безусловном и абсолютном суверенитете Аллаха находят свое место и религиозная вера, и социальная и политическая структуры. Жизнь общины и каждого мусульманина обусловлена божественной волей и регулируется ниспосланным Богом сводом законов — шариатом. Только община в целом способна безошибочно толковать волю Аллаха. Основная же функция земной власти — избираемого общиной руководителя — халифа, совмещающего духовную и политическую власть в рамках шариата при консультации с общиной (принцип шура), — состоит в том, чтобы обеспечить верующим возможность выполнять предписания шариата.
Ислам содержит следующие основные догматы:
1. Вера в Аллаха. В противовес христианскому учению о 6ожественной Троице ислам утверждает, что Бог един. В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях.
2. Вера в ангелов и демонов. В представлении мусульман это 6естелесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся Джабраил, Микаил, Асрафил, Азраил. Мусульмане также верят в существование ангелов смерти — Накира и Мункара, стража рая — Ридвина, стража ада — Малика. Согласно исламскому вероучению, каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые фиксируют его добрые и злые (греховные) дела, определяющие его загробную жизнь в раю или в аду.
3. Вера в святость Корана. Он считается Словом Божьим, Божественным «Откровением, которое передавал Аллах в виде видении Мухаммеду в течение 22 лет, т. е. до конца его жизни. Поэтому в мусульманском богословии принят догмат о несотворенности, вечности Корана.
4. Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране встречается множество библейских персонажей от Адама до Иисуса Христа. Приводятся имена пророков: Ибрахим (Авраам), Муса (Мой-рви), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Среди всех пророков предпочтение отдается «посланнику Аллаха», «печати пророков» Мухаммеду.
6. Вера в божественное предопределение. Это один из важнейшим догматов, согласно которому не существует ничего, не зависящего от воли Аллаха.
7. Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти, в воскресение из мертвых в день Страшного суда.
Ислам опирается на пять «столпов веры» (аркан ад-дин), указывающих на важнейшие обязанности мусульманина.
Первая обязанность — исповедование веры, т. е. произнесение шахады («Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед — посланник его») вслух, понимание смысла этой формулы вероучения, искреннее убеждений в ее истинности.
Вторая обязанность — ежедневный пятикратный ритуал — намаз (молитва). Намаз состоит из 11 частей, порядок которых строго регламентирован. Перед каждым намазом мусульманин должен совершать ритуальное омовение. Пятница (яум-джума) является днем коллективной молитвы в главных мечетях, сопровождающейся проповедью.
Третья обязанность — соблюдение поста (перс, ураза) в месяц рамазан. Тридцать дней в году постящийся мусульманин с рассвета до наступления темноты не имеет права ни пить, ни есть, ни курить, в исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин и др.
Четвертая обязанность— закят — обязательная уплата налога, которого предписано в Коране, а размеры обложения в шариате. Размеры закята — 1/40 часть годового дохода.
Питая обязанность — хадж — паломничество в Мекку, которое должно совершаться в 12-й месяц мусульманского календаря. Хадж состоит в посещении Мекки, главного храма Каабы, поклонении главной святыне ислама — гробнице Мухаммеда в Медине, а также посещение других священных мест Хиджаза. Совершившие обряд паломничества получают почетное наименование — хаджи.
Помимо выполнения этих обязательных предписаний, в мусульманской культовой системе имеются такие важные элементы, как культ Каабы и поклонение святым местам — мазарам, к которым относятся различные древние сооружения, могильные холмы, места захоронения святых, кладбища, деревья, камни и т. д. Обычно эти мазары освящены легендами, мифами. Их святость в глазах верующих опирается на многовековые предания, рассказы, привычки, традиции, поражающие воображение. Значительную роль в культовой системе ислама играют религиозные праздники. Среди них особое значение имеют ураза-байрам, курбан-байрам, мирадж, мавлют.
По учению мусульман люди должны жить в соответствии с волей Аллаха и предписаниями, изложенными в Коране. Чувство духовной избранности и осознание того, что послание Аллаха записано на арабском языке, помогло мусульманам-арабам легко ассимилировать высокоразвитые культуры, восходящие к древним государствам Месопотамии, Восточного Средиземноморья, Эгейского моря, Греции, Египта, и преодолеть гегемонию христианского мировоззрения на Ближнем Востоке. С самого начала мусульмане объявили, что арабский язык является языком Корана, языком Аллаха, поэтому Коран не может быть адекватно переведен на другие языки. Когда люди принимали мусульманство, им приходилось учиться читать Коран по-арабски, что привело к разработке арабской грамматики, лексики и правил стихосложения. Поэзия и изящная словесность стали частью исламской культуры, которая, в свою очередь, формировала искусство «красивой жизни».
В период арабского завоевания Ирака в местных христианских школах изучали греческую философию, медицину, астрономию, логику, математику и другие науки, многие из основных греческих работ были переведены на сирийский язык, язык тогдашней учености. Перевод иноземных трудов на арабский язык начался еще до IX в. Однако этот процесс получил широкий размах после того, как в 800 г. в Багдаде была построена первая бумажная мельница, на которой стали изготовлять бумагу по китайским рецептам. (Для сравнения: бумажные мельницы появились в Италии и Германии лишь в XIV в.) В конце I тыс. сложились крупные научные центры в Медине, Дамаске и Багда де, мусульманская наука оставалась на высоком уровне по крайней мере до XVII в. Ислам не только дал Европе новые знания, но и существенно повлиял на характер развития культурных процессов, во многом способствовал формированию европейского самосознания. ( само понятие «христианская Европа», да и вообще представление о Европе как определенной территориальной и культурной целостности складывалось у европейцев только в ходе Реконкисты (отвоевание с 718 по 1492 г. испанцами и португальцами земель Пиренейского полуострова, захваченных арабами) и крестовых походов (XI—XIII вв.), т.е. оно возникает из противопоставления себя мусульманскому миру. Более того, контакты Европы с миром ислама ускорили интеллектуальную революцию в Европе, известную как Ренессанс (XV—XVI вв.), благодаря ознакомлению европейцев с мусульманской наукой, особенно г грудами арабских толкователей творчества Аристотеля.