В чем заключается особенность человеческого бытия
Специфика человеческого бытия
Непосредственно существуя как природное тело, человек, как мы видели, подчиняется законам существования и развития конечных, преходящих тел. Вместе с тем законы развития и потребности тела не полностью, не однозначно воздействуют на бытие человека.
Можно сказать, что особенность человеческого существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой природы, «нежесткой» и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в таких, например, фактах, как способность человека регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и самосознанием индивида. Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека, которые могли бы определяться (и иногда определяются) своего рода эгоизмом телесных потребностей, очень часто регулируются другими мотивами — духовно-нравственными, социальными. Наиболее ярко это проявляется в жертвенных поступках, но не только в них.
Существование человека — не внеприродное, но и не только природно-телесное. Специфика его состоит в соединении — пересечении, взаимодействии — трех относительно разных бытийственных измерений.
Реально существует отдельный человек, прежде всего как данная мыслящая и чувствующая «вещь» (тело). Это первое измерение человеческого существования. Но одновременно человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapiens и взятая на данном витке его развития, эволюции мира. Тут — второе измерение бытия человека. Человек существует и как социально-историческое существо (третье измерение его существования). Все три измерения человеческого существования, взятые в единстве,— исходные характеристики бытия человека.
Мы уже говорили о преходящем характере бытия индивида, но поскольку жизнь его связана с жизнью рода, то для каждого из индивидов, живущих сейчас на Земле, есть место на едином гигантском «генеалогическом древе» человечества, идущем от самых первых человеческих существ, а через них — от животных предков человека и т. д. Каждое преходящее существование включено, таким образом, в необозримую историческую цепь человеческого бытия и цепь бытия природы, в эволюцию социального мира и образует одно из звеньев социально-исторического бытия.
Человеческое бытие — реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Но бытие людей отнюдь не абсолютно независимо от сознания, от духа, ибо является комплексным и уникальным единством природного, вещественного и духовного, индивидуального и родового, личностного и общественного. Каждый из нас — реальность для самого себя. Мы существуем, а вместе с нами реально существует наше сознание.
Каково же место и значение бытия человека в целостном единстве бытия? Это очень важный и актуальный вопрос. Было немало философских идей и концепций, общий смысл которых: человек — не более чем песчинка в необозримом мире. Даже бытие человеческого рода рассматривалось лишь как «краткий» эпизод в безграничной длительности мира. Но сегодня все энергичнее актуализируются другие идеи (их выражают не только философы): миллион лет, столетия и даже десятилетия жизни человека и человечества — важные «мгновения», ибо они включены в уникальный «человеческий эксперимент».
Люди не просто существуют в мире, но способны особенно мощно (в том числе и пагубно) влиять на мир и на самих себя. Но они же способны познавать собственное бытие и бытие как таковое, испытывать тревогу за «судьбу бытия». Поэтому человек может и должен осознавать свою противоречивую роль в единой системе бытия и исполнять ее с величайшей ответственностью. Еще тревожнее стоит вопрос об ответственности каждого человека за судьбы человечества, за бытие человеческого рода и человеческой цивилизации, за планету Земля. И раз надежды возлагаются на духовное величие и разумность людей, то особенно важно осмыслить духовное как особое бытие.
Специфика человеческого бытия
3. Специфика человеческого бытия
Специфика существования человека: в соединении пересечении взаимодействия трех относительно разных измерений бытия. Человек это: данная мыслящая и чувствующая «вещь» (тело); индивидуальная особь, эволюционировавшая к виду homo sapiens и взятая на данном витке его развития, существующего мира; социально – историческое существо. Все 3 измерения, взятые в единстве – исходные характеристики бытия человека.
Жизнь человека связана с жизнью рода, следовательно, для каждого из индивида есть место на едином “генеалогическом” древе человечества; каждое переходящее существование включено в необратимую историческую цепь человеческого бытия и цель бытия природы в эволюции социального мира и образует одно из звеньев социально – исторического бытия.
Человеческое бытие – реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Каждый из нас – реальность для самого себя: мы существуем, а вместе с нами реально существует наше сознание.
Каково же место и значение бытия человека в целостном единстве бытия?
Было немало философских идей и концепций, общий смысл которых: человек не более чем песчинка в необозримом мире. Даже бытие человеческого рода – «краткий» эпизод в безграничной длительности мира.
Сейчас актуализируются другие идеи: миллионы лет, столетия и даже десятилетия жизни человечества – важные «мгновения», ибо они включены в уникальный «человеческий эксперимент», люди не только существуют в мире, но способны и влиять на мир и на самих себя. Они способны познавать собственное бытие и бытие как таковое. Человек должен осознавать свою противоречивую роль в единой системе бытия и исполнять ее с большой ответственностью.
Природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют. Различные по формам своего существования, они образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира.
Особенно тревожно стоит вопрос об ответственности каждого человека за судьбы человечества, за бытие человеческого рода и за планету земля.
Итак, особенность человеческого бытия определяется:
1) возможностью регулировать свои потребности в пределах и формах, определяемых обществом;
2) человек – пересечение относительно разных бытийных измерений
а) реально существует отдельный человек (мыслящая и чувствующая вещь);
б) человек – существо разумное, находящееся на определенном витке развития;
в) человек – социально-историческое существо.
Человеческое бытие – реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных поколений и людей.
Элементы философского пространства, в частности, такие основные измерения человеческого бытия как история, общественная жизнь, политика, выступающие в качестве взаимосвязанных предметных секторов.
4. Взаимосвязь человека и общества
Важнейшим продуктом общественного производства является, конечно же, само общество. В процессе совместного производства людьми своей общественной жизни складывается форма общества. Она определяет все социальные взаимодействия людей. Исторически сложились такие формы как традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. Связи подразделяются на короткие (личностные: семья, работа) и длинные (опосредованные: право, деньги). Связи осуществляются с помощью определенных социальных «механизмов», таких как язык; социальные институты, организованные формы человеческой деятельности, наиболее явно воплощенные в социально-государственных учреждениях; процесс публичного и законодательного признания конкретного социального порядка.
Отсюда, и предмет социальной философии: совокупность условий, которые определяют способы связи отдельных людей в обществе; совокупность условий, которые придают продуктам труда определенную общественную форму и делают продуктом само общество. К примеру, при капитализме, главной формой, связывающей людей в общество, является товарная. При капитализме все является товаром. Все продается и покупается.
С позиций социальной философии, предметом которой является общество, сфер деятельности, не связанных с производством, в общественной жизни не существует. Тем самым, вся жизнь общества подлежит интерпретации через основополагающую категорию – производство. В этом смысле, воспроизведение символических форм, воспроизведение ценностей также является производством, порождающей специфические «товары»: идеи и ценности, символическая форма которых является основной формой, связывающей людей в современных капиталистических, индустриальных и постиндустриальных обществах.
При этом, в контексте диалектико-материалистического подхода феномен существования как такового подразделяется на два уровня: существование (мир) физических состояний и существование (мир) состояний сознания.
Среди вещей, явлений и процессов бытие человека специфично тем, что он принадлежит одновременно двум мирам: природному и феноменальному (миру сознания). Можно считать, что человек есть диалектическое единство объективно-предметного и субъективного начал бытия, единство тела и духа.
Наряду с бытием индивида и социума можно говорить о таких измерениях бытия как «бытие в возможности» и «бытие в действительности». При этом, возможность не есть небытие, но есть «потенциальное бытие», а его антитезой является «актуальное бытие».
Само содержание бытия как феномена и как понятия не исчерпывает философского определения бытия. Важными являются такие проблемы и аспекты онтологической сферы как единство бытия, его неизменность-изменчивость, упорядоченность-хаотичность и другие.
Философия человеческого бытия
Слово «бытие» всегда было окрашено в том числе и повседневным смыслом. Однако, если примерять его к философии, то всегда можно увидеть в нём не только обыденный оттенок или житейски достоверное существование. Скорее наоборот, нужно понимать, что бытие скрывается за наличностью.
Отечественная литература тому хороший пример, особенно касательно последнего периода, когда наметилась определённая тенденция, которая заключается в том, что множество учёных-мыслителей возводят бытие в ранг повседневного существования человека. В своих работах они рассуждают о социокультурном, культурном, цивилизованном человеческом бытии. На самом же деле речь идёт о том, какие условия созданы для жизни человека и в каком социальном измерении он рассматривается.
Проблемы бытия человека
Важно понимать, что в истории философии проблема бытия носит отнюдь иной характер. Специфическая особенность данной темы в том, что наличные обстоятельства жизни человека выходят за рамки. Личность закрепляется в нетипичных, критических или словами философов пограничных ситуациях.
Бытие – это свобода человека, его наивеличайшее напряжение сил.
Отечественный философ В. Бибихин писал так: «Перелетные птицы каждый год дважды подвергают себя предельному, на последней границе выносливости напряжению всего своего существа, пускаясь в путь на тысячи километров. А человек благодаря своей исключительности может теперь, в наше время – и большинство пятимиллиардного населения земного шара так и ведёт себя – прожить всю жизнь от рождения до смерти, не поставив себя на грань даже биологической, не говоря уже о духовной выносливости, не зная, до самого смертного часа, что такое предельное».
Но здесь возникает вопрос о том, разве человечество и так не находится на грани возможного выживания? Ответ очевиден – находится. Но если говорить об в контексте интерпретации бытия, то речь не идёт о каких-либо внешних условиях жизни. В силу того, что любую экстремальную ситуацию человек априори воспринимает с напряжением, мобилизуя для этого все свои внутренние резервы.
Предположим, что человек умирает. Силы его практически покинули. С биологической точки зрения он практически труп, он почти полностью потерял способность воспринимать жизнь.
А вторая ситуация такая: на смертном одре человек может почувствовать глубину собственной заброшенности и покинутости. Он способен понять, что его судьба мучительна и это приносит ему сильные душевные страдания. Именно так описывал предсмертное состояние Ивана Ильича Л. Толстой в одноименной повести.
Истинное бытие человека нельзя все обнять в его целостности. Это происходит потому, что оно расколото на куски. Личность появляется на свет определённого пола, либо мужского, либо женского, и уже это оказывает влияние на то, к чему будет устремлён человек, к реализации каких функций бытия. Кстати, об этом впервые заговорил ещё Платон. Человеческое существо очень далеко от того, чтобы представлять из себя абсолютное законченное единство в себе самом, но стоит заметить, что многие философы именно таким образом его себе представляли. В реальных условиях индивид находит в себе только относительное и фрагментарное единство. Даже, если представить ситуацию, когда индивид будет рассмотрен во всей его полноте самораскрытия, то он никогда не сможет достичь полноты бытия. Его предельная величина быть частичным проявлением бытия.
Человек нацелен преодолеть границы собственного существования, постоянно их расширять. Это характерно ему в различных проявлениях. Но важно учитывать тот факт, что большинство людей могут удовлетворить свои потребности в малой доле и не претендовать на исключительное существование, тем самым раствориться в недрах социальной анонимности, не предпринимая попыток познать истину бытия. В такой ситуации философы используют выражение: «… бытие ускользает, не проявляется. Жизнь мира драматична, полна трагизма. В ней есть противоборство противоположных начал – жизни и смерти, добра и зла, свободы и рабства».
Первым, кто заговорил о верховенстве свободы был адепт европейской философии немецкий мистик и мыслитель Я. Бёме.
Н. Бердяев писал: «Быть может, впервые в истории человеческой мысли Я. Бёме увидел, что в основе бытия. лежит безосновная свобода, страстное желание ничто стать чем-то, тьма, в которой загорается огонь и свет. «
Человеческое бытие и его раскрытие
Человеческое бытие – это то, к чему стремится человек; некий идеал, как магнит притягивающий его, предельное жизненное и духовное напряжение; полнота самораскрытия.
Так выдели проблему человеческого бытия русские религиозные философы, которые совершали попытки открыть тайну человеческого существования. До романтиков, человека рассматривали как существо природное и социальное. В силу этого, его существование представлялось в определённых формах, которые были заданы исторически.
Крестьянин, добывающий хлеб, аристократ, ведущий светский образ жизни, монах, посвящающий всю свою жизнь служению Богу. В данном контексте человеческое бытие реализовывалось посредством его социального статуса. Однако, личность, запертая в наличном историческом пространстве, страдает от дискомфорта.
При таких условия, важно понимать, что индивид достаточно просто примеряет с помощью собственного воображения различные культурные миры, которые сам способен сотворить. Отрекаясь от реальности мира, романтик входит в неизвестные области собственного бытия. Приукрашивая действительность, он может постичь нечто уникальное, независимое, принадлежащее лишь ему как живому созданию.
Основываясь на романтических представлениях, только человек может открыть в себе беспредельные миры. Романтическое создание, помимо прочего может не только воспроизводить идеи самобытной индивидуальности, но и создавать принципиально новые представления о богатстве и неисчерпаемости индивидуального мира. Образ человека в романтизме отождествляется с перманентной и глубокой тоской по человеческой невосполненности, незаконченности. Именно поэтому в романтических произведениях мотивы «мировой скорби» и трагизма существования так актуальны.
Интерес к различным культурным и духовным мирам, несомненно, способствовал постоянному поиску личностного идеала, создавая при этом возможности для развития и возвышения человека в качестве личности. Романтики часто концентрировали собственное внимание на ключевых аспектах человеческого бытия: любви, творчестве, смерти. При этом они много говорили о подорванности человеческого существования и раскрывали такие состояния человеческой души, как горечь, тоска, печаль, скорбь, которые так же важны, как и веселье, жизнерадостность или ликование.
Взгляд романтиков на человеческое бытие отличался неиссякаемыми проявлениями в судьбе отдельного человека и эти проявления ограничены. Он может не познать глубины человеческой страсти, не чувствовать истинного призвания человека, но исследовать иные состояния человека. Чтобы это понять, нужно объяснить одну мысль, которую поможет интерпретировать стихотворение Б. Чичибабина, которое пестрит романтическими проявлениями:
Не подари мне легкой доли,
В дороге друга, сна в ночи,
Сожги мозолями ладони,
К утратам сердце приучи.
Доколе длится время злое,
Да буду хвор и неимущ.
Дай задохнуться в диком зное,
Веселой замятью замучь
И отдели меня от подлых,
И дай мне горечи в любви,
И в час, назначенный на подвиг,
Изначально может показаться, что поэт из-за собственной беспечности кличет на себя неприятности. Но автор делает это не зря, и не потому, что он испытывает удовлетворение от мук, а потому, хочет раскрыть философскую мысль: чтобы прорваться к своему человеческому бытию, нужно дойти до стадии максимального напряжения, а лёгкого пути достижения такого состояния нет. Только испытания, мучительные противостояния и трудности помогают человеку понять глубину собственного существования. Именно поэтому философам требуется использовать словосочетание «человеческое бытие» в качестве обобщения предельных человеческих возможностей.
Специфика человеческого бытия
Непосредственно существуя как природное тело, человек, как мы видели, подчиняется законам существования и развития конечных, преходящих тел. Вместе с тем законы развития и потребности тела не полностью, не однозначно воздействуют на бытие человека.
Можно сказать, что особенность человеческого существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой природы, «нежесткой» и неуниверсальной обусловленности бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в таких, например, фактах, как способность человека регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с проявлениями природы, а в пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и самосознанием индивида. Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека, которые могли бы определяться (и иногда определяются) своего рода эгоизмом телесных потребностей, очень часто регулируются другими мотивами — духовно-нравственными, социальными. Наиболее ярко это проявляется в жертвенных поступках, но не только в них.
Существование человека — не внеприродное, а природно-телесное. Специфика его состоит в соединении — пересечении, взаимодействии — трех относительно разных бытийственных измерений.
Реально существует отдельный человек, прежде всего как данная мыслящая и чувствующая «вещь» (тело). Это первое измерение человеческого существования. Но одновременно человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapies и взятая на данном витке его развития, эволюции мира. Тут — второе измерение бытия человека. Кроме того, человек существует также и как социально-историческое существо (третье измерение его существования). Все эти три измерения, взятые в единстве, — исходные характеристики бытия человека.
Мы уже говорили о преходящем характере бытия индивида, но поскольку жизнь его связана с жизнью рода, то для каждого из индивидов, живущих сейчас на Земле, есть место на едином гигантском «генеалогическом древе» человечества, идущем от самых первых человеческих существ, а через них — от животных предков человека и т. д. По существу, каждый из людей, ныне живущих на Земле, является потомком «знатного» рода, ибо все мы — через необозримое количество предков и поколений — восходим к тем первым представителям рода Homo sapiens, которые в незапамятные времена начали обживать нашу планету. И поэтому такие «стрелы» — ведущие и в самое отдаленное прошлое, и в будущее (которое, хочется верить, есть у человеческого рода) — характерны для бытия каждого индивида.
Вдумайтесь в то, сколь уникальной является общность людей, ныне живущих на Земле! «Человечество» в самом широком бытийном смысле — это общность, в которую в принципе входят все индивиды, когда-либо существовавшие на Земле, и те, кому еще предстоит родиться и прожить свою жизнь. Но те люди, которые сейчас, в данный момент живут на Земле, — это человечество в реальном, конкретном смысле слова. Это «живое» бытие человеческого рода, его «сегодняшний день», неразрывно связанный с настоящим и будущим. Каждое преходящее существование включено, таким образом, в необозримую историческую цепь человеческого бытия и цепь бытия природы, в эволюцию социального мира и образует одно из звеньев социально-исторического бытия.
Человеческое бытие — реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Но бытие людей отнюдь не абсолютно независимо от сознания, от духа, ибо является комплексным и уникальным единством природного, вещественного и духовного, индивидуального и родового, личностного и общественного. Каждый из нас — реальность для самого себя. Мы существуем, а вместе с нами реально существует наше сознание.
Каково же место и значение бытия человека в целостном единстве бытия? Это очень важный и актуальный вопрос. Было немало философских идей и концепций, общий смысл которых заключался в том, что человек — не более чем песчинка в необозримом мире. Даже бытие человеческого рода рассматривалось лишь как «краткий» эпизод в безграничной длительности мира. Но сегодня все энергичнее развиваются другие идеи (их выражают не только философы): миллион лет, столетия и даже десятилетия жизни человека и человечества — важные «мгновения», ибо они включены в уникальный «человеческий эксперимент». Люди не просто существуют в мире, они способны особенно мощно (в том числе и пагубно) влиять на мир и на самих себя. Но они же способны познавать собственное бытие и бытие как таковое, испытывать тревогу за «судьбу бытия». Некоторые философы даже видят в способности человека «озаботиться» бытием главное его определение. Например, М. Хайдеггер пишет: «Ясно, что человек — нечто сущее. Как таковое он, подобно камню, дереву или орлу, принадлежит целому бытия. Здесь „принадлежит“ все еще значит: „встроен в бытие“. Но отличие человека покоится на том, что он как мыслящее существо открыт бытию, поставлен перед ним, пребывает отнесенным к бытию и так ему соответствует. Человек, собственно, есть это отношение соответствия, и только оно. „Только“ значит здесь совсем не ограниченность, но избыток. В человеке правит принадлежность к бытию, и эта принадлежность прилежна и послушна бытию, ибо предана ему» [1]. Поэтому человек может и должен осознать свою противоречивую роль в единой системе бытия и исполнять ее с величайшей ответственностью. Еще тревожнее стоит вопрос об ответственности каждого человека за судьбы человечества, за бытие человеческого рода и человеческой цивилизации, за планету Земля. И раз надежды возлагаются на духовное величие и разумность людей, то особенно важно осмыслить духовное как особое бытие.
Специфика человеческого бытия — Сущность бытия
Категория бытия — это оригинальная категория в философии. В этой категории запечатлена вера человека в существование окружающего мира, а также самого человека своим сознанием. Вещи конечны, явления исчезают, а мир в целом бесконечен и сохраняется. Утверждение бытия является исходной предпосылкой для дальнейшего осмысления мира. Она конкретизируется по сравнению с другими категориями философии, которые формируют учение о бытие — онтологию.
Быть наиболее полным и, следовательно, наиболее абстрактным понятием. Четкое определение категории «бытие» еще не выработано. Чаще всего дается описательная характеристика этой категории, которая исправляет все существующие. Вера в неизменность окружающего его мира постоянно сопровождает человека, вера в то, что «мир есть, был и будет», что бытие всегда сохраняется.
Философы доказали, что мир в целом неизменен, вечен, но его конкретные объекты и явления, временные, преходящие. В то же время, несмотря на все разнообразие мира, объекты и явления природы, общества, различные человеческие личности, мысли, идеи схожи в том, что они «есть», существуют. Философское осмысление проблемы бытия не ограничивается фактом существования мира, а подчеркивает сам смысл этого существования. Быть спекулятивным по своей природе, это не реальный объект.
Философская категория «бытие» характеризуется сложностью содержания. Она объединяет утверждения о целом мире и взаимосвязи его частей, отличается универсальностью и многоуровневыми отношениями ко всем остальным категориям философии.
Категория «бытие» — это наиболее общее и абстрактное философское понятие, которое в мировой философской традиции используется в основном в двух основных значениях: как понятие, обозначающее объективный мир, существующий независимо от сознания людей, и как понятие, обозначающее существование чего-то вообще.
В мировой философской традиции обычно выделяются три типичных аспекта проблемы существования: 1) вопросы и ответы о существовании мира и его природе. 2) Вопросы и ответы о единстве мира. 3) Вопросы и ответы о мире как совокупной реальности, имеющей внутреннюю логику существования и развития.
Древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540-470 гг. до н.э.) первым использовал понятие бытия как специфическую категорию для обозначения существующей реальности. Парменид ассоциируется с самим фактом существования мира. При этом философ ставит вопрос, который затем проходит через всю философию — вопрос идентичности бытия и мысли. Парменид утверждает идею примата бытия над мыслью, что, в свою очередь, ведет к признанию узнаваемости мира посредством разума. В его толковании бытие есть то, что не создано и нерушимо; оно неизменно и незыблемо. Она содержит в себе всю полноту совершенства, среди которой пронумерованы истина, доброта и благость. Быть — это свет, который можно «увидеть» только «глазами» разума.
Платон уделил этому большое внимание. Он отождествляет себя с миром идей, которые кажутся реальными, неизменными, вечно существующими. Идеи — это суть вещей, то есть то, что делает каждую из них тем, чем она является. Платон не вводил чувственный мир в сферу бытия; он называл его промежуточным звеном между бытием и небытием.
Сущность бытия
В средневековой христианской философии истинное существо — это Бог, свободный и личный, творящий Своей волей и мудростью. Бог, по сути, есть существо. Творение — это участие в бытии. Бог не сотворен Бытием, но все сотворенные вещи не являются Бытием, а только обладают Бытием, получили Бытие через участие в Бытие.
В Новую эру люди перестали осознавать свою тотальную зависимость от Бога, узурпировали право творить мир и самонадеянно верят в то, что человек творит и создает себя и свои способности. Они стали считать свое сознание, свою жизнь, свои потребности единственным и несомненно подлинным существом. Распространяя активистскую энергию и способность к рациональному пониманию только на себя, человек оправдывал свое право преображать природу и изменять мир. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой был человек как источник и причина всего, что происходит с ним и с миром.
Выдающийся философ современности Рене Декарт отождествлял мысль с бытием и провозглашал человека творцом мысли. Быть субъективным. Декарт признает первичную действительность всех вещей, прежде всего, в мышлении «я» и в осознании человеком своей деятельности. Развивая эту мысль, Декарт утверждает, что если мы отвергаем и объявляем ложным все, в чем можно усомниться, то легко предположить, что нет ни Бога, ни Неба, ни тела, но мы не можем сказать, что нас не существует, что мы не думаем. Было бы неестественно полагать, что то, что считается, не существует. И поэтому вывод, выраженный в словах «Я думаю, поэтому я существую», является первым и наиболее достоверным из тех, которые предстанут перед каждым, кто правильно философствует. Нетрудно установить, что и здесь, как в существе, есть духовное происхождение, а это — мыслящее «я».
Английский философ Джордж Беркли объясняет сущность бытия с позиции субъективного идеализма. Суть его взглядов состоит в утверждении, что все вещи являются лишь «комплексами наших ощущений», которые сначала даются нашим сознанием. Согласно Беркли, реальное бытие, то есть вещи, идеи, объективно, на самом деле, не существуют в их земном воплощении; их прибежищем является человеческая мысль. Хотя Беркли склонен интерпретировать природу бытия объективно и идеалистически, его интерпретация этой проблемы в целом носит субъективно-идеалистический характер.
Гегель истолковал бытие как «исчезающее существо» и подчеркнул, что все в мире находится в состоянии становления.
Немецкий философ Мартин Хайдеггер не дает академического определения бытия. Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из негативности небытия, в то время как небытие позволяет бытию «погрузиться», тем самым раскрывая бытие. Для того, чтобы быть раскрытым, Существо нуждается в том, что называется существованием. Быть — это «очищение», которое раскрывает тайну бытия, делает его понятным. По словам Хайдеггера, именно в этой функции раскрытия тайны состоит «смысл бытия». Такой смысл может проявляться только в «присутствии» человеческого существования, то есть в раскрытии существования через настроения. С другой стороны, смысл Дайсейна заключается в том, чтобы дать возможность обнаружить бытие как «клирование» всего существа.
Для Ж. П. Сартра бытие является чистой, логической идентичностью с самим собой; по отношению к индивидууму эта идентичность проявляется как «бытие в себе», репрессированная, мерзкая умеренность и снисходительность к себе. Как существование, бытие теряет смысл и может выдержать только включение небытия. Существует метафизическая неприязнь ко всему: вещи так ужасно застенчивы, так самодостаточны, так полны, так совершенны.
Бытие и небытие
Русская философия религии утверждала примат абсолютного Бытия, который открывается человеку в мистическом опыте. Знание этого Бытия невозможно посредством логического познания; разум не может доказать его существование. От абсолютного Бытия можно исходить только, предполагая его изначально перед всеми знаниями. Знание не является отражением бытия. Знание — это самораскрытие бытия, его самоопределение и самопредставление.
Постмодернистские философы принимают идею бытия как постоянно становящуюся, вечно изменяющуюся, и отвергают понимание бытия как неизменного, абсолютного, существенного. В этом отношении перед ними стоят две задачи: во-первых, обосновать идею бытия как становления, доказать свое право на доминирование в культуре; во-вторых, найти соответствующую терминологическую и концептуально-интеллектуальную форму ее выражения в тексте и устной речи. Главной онтологической особенностью природы и общества является неопределенность как процесс взаимодействия противоречивых тенденций: хаоса и порядка, организации и дезорганизации, стабильности и нестабильности. Отвергая такую философию, которая направлена на выработку самоидентификации через отношение к сверхчеловеческому, абсолютному существу, постмодернисты пытаются показать людям, что смысл жизни и нравственная идентичность могут быть найдены только в общении с другими людьми. Если нет Бога, нет правды, нет причины, то есть только люди, которым нужна стратегия сосуществования и солидарности.
Термин «бытие» аналогичен таким терминам, как «реальность», «действительность», «существование», и в некоторых контекстах их можно считать синонимами. В то же время бытие — это такое свойство мира, которое своим существованием утверждает целостность мира.
Параллельно с категорией «бытие» можно описать категорию «неблагополучие». Тема бытия является одной из наиболее значимых в классической европейской философии, уже упоминавшейся выше. В нем понятие «небытие» не получило статуса центральной онтологической категории. Иногда его признавали (атомисты, Платон, Аристотель и их последователи), иногда не признавали (Элеатика, Эмпедокл и Р. Декарт). Тем не менее, понятие «небытия», интерпретируемое как разделяющее и связующее звено бытия, как источник его множественности и разнообразия, играло важную идеологическую и методологическую роль в древней философии. Высшая оценка небытия, интерпретируемая как божественное небытие, встречается в средневековой европейской философии. По своему статусу, как исходному материалу для создания, он выше, чем созданное существо. В восточной философской и религиозной традиции (особенно в буддизме и философии Вайшьяка) признание небытия является основополагающим принципом.
Существование делится на два мира: мир физических вещей, процессов, материальной реальности и идеальный мир, мир сознания, внутренний мир человека, его душевные состояния.
Эти два мира имеют разные способы существования. Физический, материальный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания человека. Психический мир — мир человеческого сознания — существует субъективно, так как зависит от воли и желания людей, индивидуумов. Вопрос о том, как эти два мира соотносятся друг с другом, является фундаментальным вопросом философии. Сочетание этих двух основных форм бытия позволяет выделить несколько других вариантов форм бытия.
Существование человека
Существование вещей, процессов, состояний природы существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Объективные законы присущи этому миру, и задача людей — понять их во всей полноте.
Человеческое существование специфично. Человек принадлежит к двум мирам: к естественному миру тела, как его органической части, и в то же время к миру духовному, миру сознания, творчества, свободы. Уникальность человеческого существования заключается в том, что оно постоянно преобразует современную реальность, прорывается через узкие рамки сложившихся обстоятельств и выходит за рамки настоящего. Человеческое бытие воплощает диалектическое единство объективного и субъективного, тела и разума. Это явление само по себе уникально. Материальная, естественная природа человека является основной предпосылкой его существования. Однако многие человеческие поступки руководствуются социальными, духовными и нравственными мотивами. В самом широком смысле, человечество — это сообщество, которое включает в себя всех людей, живущих на Земле сейчас или в прошлом, а также тех, кто еще не родился. Необходимо помнить, что люди существуют до, вне и независимо от сознания человека. Здоровое, нормально функционирующее тело является необходимым условием для умственной деятельности и здорового ума. Известная пословица гласит: «У здорового тела здоровый ум». Хотя пословица верна в сущности, она допускает исключения, так как человеческий интеллект, его психика не всегда подчинены здоровому телу. Но дух, как он называется, также оказывает или может оказывать большое положительное влияние на жизненно важные функции человеческого тела.
Необходимо также обратить внимание на такую особенность существования человека, как зависимость его телесных действий от социальных мотивов. В то время как другие природные вещи и тела функционируют автоматически и можно с достаточной уверенностью предсказать их поведение в краткосрочной и долгосрочной перспективе, в отношении человеческого тела это невозможно. Его проявления и действия часто руководствуются не биологическими инстинктами, а духовными, моральными и социальными мотивами.
Человеческое общество также характеризуется своеобразным образом существования. Материал и идеал, природа и дух переплетаются в социальном существе. Социальное бытие делится на бытие индивида в обществе и в процессе истории и бытия общества.
Генезис духовного обретает свою автономию через своеобразное функционирование индивидуального и общественного сознания. Индивидуальное сознание или субъективный ум — это внутренний психический мир человека. В процессе социальных отношений и деятельности человека возникают объективированные формы психики. Это язык, мораль, искусство, научные теории, религия, традиции.
Истинный смысл
Особая тема — вопрос о смысле жизни. Основным недостатком этих исследований является сведение смысла к цели жизни. Таким образом, жизнь сводится к выполнению определенной деятельности, которая ограничивает свободу и стремления человека. Низкая практическая эффективность изучения проблемы смысла жизни отражается в отсутствии специально созданных программ, помогающих человеку найти этот смысл. Исключение составляет логотерапия В. Франкля (1990), но она наиболее эффективна только в кризисных жизненных ситуациях. Он обратил внимание на то, что есть значения, присущие людям определенного общества, а тем более значения, общие для многих людей на протяжении всей истории. Эти значения относятся к состоянию человека в целом, а не к отдельным ситуациям. Эти значения — то, что подразумевается под ценностями.
По мнению Франкла, смысл жизни можно представить как триаду, состоящую из созидательных ценностей, эмпирических ценностей и мировоззренческих ценностей. Ценности — это значимые универсалы, возникшие в результате обобщения типичных ситуаций. Ценности позволяют нам обобщить возможные способы, с помощью которых человек может разобраться в своей жизни:
Соответственно, выделяются три группы ценностей: творчество, опыт и отношение. Ценности, в свою очередь, являются универсалами смысла, возникшими в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человечеству приходилось сталкиваться в истории. Совесть человека, которая является интуитивной способностью находить единственный смысл ситуации, помогает ему найти смысл.
Когда человек понял ценность, он понял смысл. Смысл жизни можно найти в создании творческого продукта, в совершении дела, или в опыте добра, истины и красоты, в опыте природы и культуры; или в столкновении с другим уникальным человеком, его уникальностью, то есть в любви. Более важными, по мнению Франкла, являются относительные ценности. «Реляционные значения — самые высокие». «Самый благородный и возвышенный смысл жизни для тех людей, которые, лишенные возможности найти смысл в деле, в создании, в любви, подняться выше его именно по отношению к их затруднительное положение, которое они не выбирают, и переступить через свои собственные ограничения».
По мнению Фромма, смысл человеческой жизни заключается в способности человека к самореализации. Человек может постичь смысл своего собственного бытия только тогда, когда он занимается «нашим главным делом — полным развитием наших сил, естественно, в рамках законов бытия». «Если человек осмелится взглянуть правде в глаза, он увидит, он поймет, что нет другого смысла жизни, кроме того, что он дает ей через разворачивание своих сил в продуктивной, творческой жизненной деятельности…»
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института