В чем заключается особенность общения как вида деятельности
Виды деятельности человека.
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Виды деятельности человека« из раздела кодификатора (1.5. Мышление и деятельность)
Содержание:
↑ Виды деятельности
В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная.
По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная — творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам: законная — незаконная, моральная — аморальная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
↑ Общение как вид деятельности
Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию.
Субъекты — те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
Содержание — это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому
Средства — это способы передачи (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)
Еще раз то же самое
Общение — это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.
Субъекты: Реально существующие партнёры; иллюзорные партнёры (им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным); воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)
Цели (то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях): передача и получение знаний; согласование разумных действий людей; организация совместной деятельности людей; установление и прояснение межличностных отношений и др.
Содержание (информация, передаваемая в процессе общения): знания, опыт, умения, эмоции, чувства
Средства общения (способы передачи, переработки и расшифровки информации):
↑ Игра как вид деятельности
Характерные черты игры:
↑ Учение как вид деятельности
Учение — это вид деятельности, целью которой является приобретение, закрепление, совершенствование человеком знаний, умений и навыков.
↑ Труд как вид деятельности
В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации, например: шахтёр не может провести хирургическую операцию.
Характерные черты труда:
↑ Материальная и духовная деятельность
По объектам и результатам деятельность делится на материальную и духовную.
Материальная (практическая) деятельность связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей.
Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную.
Материально-производственная деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло.
Социально-преобразовательная деятельность связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ.
Духовная деятельность представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира.
К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.
Познавательная (учебно-познавательная) деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях.
Результатами духовной деятельности являются новые идеи, ценности, представления, которые впоследствии воплощаются в философских концепциях, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных нормах.
Деятельность также может различаться и по характеру. Так, выделяют сознательный (осознанная постановка целей и их достижение), продуктивный (создание полезного продукта), орудийный (создание орудий труда), преобразующий (изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование) и общественный (взаимодействие с людьми) характер деятельности.
↑ Творчество как вид деятельности
Основными компонентами творческой деятельности являются вдохновение, фантазия, воображение и интуиция
Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании
Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
Интуиция – знания, условия получения которого не осознаются.
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
Раскрытие понятия «общение» в психологии
В общение, как правило, входит практическое взаимодействие людей в виде совместного труда, обучения, коллективных игр. Общение в психологии способствует планированию, осуществлению и контролированию деятельности людей.
Отношение определяется через понятие «связи», а общение является процессом взаимодействия людей, который осуществляется при помощи речевого и неречевого взаимодействия. Понятие об общении преследует цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, поведенческой и эмоциональной сферах лиц, которые участвуют в общении. Во время общения между участниками происходит обмен не только физическими действиями, результатами труда или продуктами, но и идеями, намерениями, мыслями, переживаниями и т.д.
Человек учится общаться с самого детства, изучает разные виды общения в зависимости от среды, в которой проживает, от людей, с которыми происходит взаимодействие. Все это имеет стихийный характер, происходит в житейском опыте. Зачастую данного опыта не хватает, к примеру, для овладения определенными профессиями, а в ряде случаев и просто для цивилизованного и продуктивного общения. И в данной ситуации особое место необходимо отвести совершенствованию и изучению закономерностей общения, навыков и умений их использования и учета.
Любые общности людей располагают своими методами воздействия, используемые в различных формах коллективной деятельности, где происходит концентрация на социально-психологическом содержании образа жизни. Все это находит отражение в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, танцах, праздниках, песнях, мифах, сказаниях, в театральном, музыкальном и изобразительном искусстве, в литературе, радио, телевидении и кино. Все эти массовые формы общения имеют мощный потенциал взаимовлияния людей. В истории человечества они воспринимались в качестве средств воспитания, приобщения человека посредством общения к духовной атмосфере жизни.
Основное внимание во всех аспектах общения отводится проблеме человека. При увлечении исключительно инструментальным аспектом общения ведет за собой нивелирование его духовной (человеческой) сущности и приводит к упрощенной трактовке понятия «общение» в виде информационно-коммуникативной деятельности. Во время неизбежного научно-аналитического деления общения на составные части необходимо не потерять в них человека в качестве духовной и активной силы, которая преобразует в данном процессе и других и себя.
Формы проявления и функции общения
Существует пять сторон, в которых проявляется общение:
Межличностная сторона общения служит для отражения взаимодействия человека с его непосредственным окружением. Речь идет о других людях и общностях, с которыми человек связан в жизни.
Когнитивная сторона служит ответом на вопросы о том, кто является собеседником, какой он человек, что от него можно ожидать, а также на множество других вопросов, которые связаны с личностью партнера.
Коммуникативно-информационная сторона необходима для обмена между людьми разными идеями, представлениями, интересами, чувствами, установками, настроениями и т. д.
Эмотивная сторона является важнейшим компонентом во время функционирования чувств и эмоций, настроения в личных контактах людей.
Конативная, или как ее еще называют поведенческая сторона, общения важна для целей согласования внешних и внутренних противоречий в позициях партнеров.
Существует несколько функций общения:
Виды общения
Понятие общение в психологии имеет множество сторон. Существует ряд видов общения.
Существует межличностное и массовое общение. Межличностное общение подразумевает непосредственные контакты людей в парах или группах, в которых состав участников является постоянным. Массовое же общение является множеством непосредственных контактов людей, которые незнакомы, а также коммуникация, которая опосредована разными видами СМИ.
Помимо этого существует еще межперсональное и ролевое общение. При межперсональном общении конкретные люди являются участниками общения, они обладают рядом специфических индивидуальных качеств, раскрывающихся во время общения и организации коллективных действий. Во время ролевого общения участники общения являются носителями определенных ролей. К примеру, учитель – ученик, покупатель – продавец или начальник – подчиненный. Ролевое общение лишает человека спонтанности своего поведения, потому что совершаемые действия диктуются исполняемой ролью.
Данный вид общения подразумевает проявление человека не в качестве индивидуальности, а как некоторую социальную единицу, которая выполняет определенные функции.
Еще есть доверительное и конфликтное общение. Особенность доверительного общения заключается в том, что во время него передается особо важная информация. Доверительность считается существенными признаком всех видов общения, без него невозможны переговоры, решение интимных вопросов. Конфликтное же общение проявляется во взаимном противостоянии людей, выражении неудовольствия и недоверия.
Также бывает личный вид общения, который подразумевает обмен между людьми информацией, имеющей неофициальный характер. Деловой вид общения характеризуется процессом взаимодействия людей, которые выполняют совместную работу или включены в один вид деятельности.
Кроме того, существует прямой и опосредованный вид общения. Прямое общение предстает как исторически более ранняя форма взаимодействия людей. Данный вид общения служил поводом возникновения различных видов опосредованного общения во время более поздних периодов развития цивилизации. Опосредованное общение является взаимодействием с использованием дополнительных средств, таких как письма, видео- и аудиотехника и т.д.
Знаковые системы делают общение возможным. И тут выделяют вербальное и невербальное общение. Вербальное общение подразумевает устную и письменную речь. При невербальном общении используются неречевые способы общения.
Во время вербального общения, как правило, используются два вида речи: устная и письменная. Устная речь предстает в виде самостоятельной речи, имеющей свои правила и грамматику. Письменной же речи обучают в школе, она является признаком образованности человека.
Для регулирования течения процесса общения, создания психологического контакта между людьми, обогащения значения, которое передается через слова, направления истолкования словесного текста, выражения эмоций и отражения ситуации служат невербальные средства общения. Существует несколько разновидностей невербальных средств общения:
Структура общения
Существует структура общения. Она включает в себя ряд компонентов:
Соотношение мотивов общения может колебаться от конфликта до полного совпадения. Исходя из этого, общение может быть дружественного или конфликтного характера.
В качестве основных целей общения можно выделить получение или передачу определенной полезной информации, снятие напряженности, активизацию партнеров, управление совместной деятельностью, оказание влияния на других людей.
Цели партнеров могут противоречить, совпадать или исключать друг друга. Это и влияет на характер общения.
Важно отметить, что при взаимной социальной перцепции во время общения высока вероятность ее субъективизма. Это проявляется и в неправильном определении целей партнера, его мотивов, установок на взаимодействие и отношений.
Особая роль в общении отводится коммуникативному компоненту.
Под коммуникацией понимается связь, в процессе которой происходит обмен информацией между людьми во время межличностных отношений.
Коммуникативный компонент имеет несколько особенностей:
Есть два типа информации:
Стимуляция бывает трех видов:
Информация в обществе распространяется посредством своеобразного «фильтра доверия-недоверия», действующего таким образом, что истинные данные могут быть отвергнутыми, а ложные – принятыми. Помимо этого, есть средства, которые способствуют принятию информации и которые ослабляют действие фильтров. Синтез данных средств называют фасцинацией. В качестве примера можно привести музыкальное, цветовое или пространственное сопровождение речи.
Существует пять элементов, которые входят в модель коммуникативного процесса. Таким образом, модель коммуникативного процесса выглядит так: коммуникатор – сообщение в виде текста – канал – аудитория или иными словами реципиент – обратная связь.
Основной целью информационного обмена в общении является формирование общего смысла, одной точки зрения и приход к согласию по теме разных ситуаций или проблем. Для данного обмена, как правило, применяется механизм обратной связи. Согласно ему процесс обмена информацией во время межличностной коммуникации удваивается, а также кроме содержательных сторон, информация, которая поступает к реципиенту от коммуникатора, может содержать данные о том, как реципиент оценивает и воспринимает поведение коммуникатора.
Во время коммуникации участники общения должны не только передать друг другу информацию, но и прийти к ее адекватному пониманию. Иными словами, во время межличностной коммуникации особой проблемой является интерпретация сообщения, которое поступает от коммуникатор к реципиенту.
Во время коммуникации возможно возникновение барьеров – психологического препятствия на пути к корректной передачи данных между партнерами по общению.
Особенности во взаимопонимании между людьми
Под взаимопонимание понимается социально-психологическая особенность, сущность которой проявляется в нескольких нюансах:
Для того чтобы достичь взаимопонимания между партнерами по общению важно обеспечить специальные условия. Рассмотрим некоторые из них:
При соблюдении рассмотренных выше условий в практике повышает шансы на взаимопонимание, которое будет тем выше, чем более приемлемы для коллективной деятельности созданные правила взаимодействия.
Правила, которые разработаны для взаимодействия, не должны сковывать партнеров, поэтому важно их периодически корректировать, то есть согласовывать коллективные усилия людей и обстоятельства, которые позволят реализовать эти правила. Наилучшим способом это делать в случаях равноправного положения людей.
Для того чтобы достигнуть взаимопонимания важно, чтобы люди исходили из одинаковых постулатов общения и взаимодействия. Также важно соотносить предмет общения с единым социальным образцом, нормой поведения. Невозможно понять другого человека, пока не вступишь с ним в отношения, которые имеют личный характер, не проявив к нему эмпатию.
Возможно спланировать взаимопонимание, если в качестве основы рассматривать отношения индивидов к их ценностно-смысловым и психологическим позициям. В данной ситуации критерии, которые помогут сложить мнение о вероятном взаимопонимании, являются:
Но важно отметить, что всегда возможен факт непонимания, которое возникает между людьми. И на это есть несколько причин:
Определение понятия общения
Само понятие общения имеет несколько определений, что связано с разными взглядами ученых и специалистов на данную проблему. Каждый из специалистов в этой области предлагает свое виденье и трактовку. Мы же просто попытаемся свести все к общему знаменателю.
Согласно краткому психологическому словарю, понятие общения – это сложный многоплановый процесс, направленный на установление и развитие контактов и связей, включающих обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание собеседника.
Значение слова «общение» может меняться. Как было сказано выше, связано это с различными точками зрения, характерными для разных ученых и разного времени. Однако, в целом сущность общения остается неизменной – это обмен информацией с применением различных средств коммуникации.
Характерные свойства и черты общения
Понятие межличностного общения имеет три характеристики – это содержание, функции и средства. К содержанию относится передача информации, понимание и восприятие, взаимодействие собеседников, влияние друг на друга, взаимная оценка и обоюдное управление деятельностью. Из содержания вытекают основные функции общения, которые разделяются на коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, контативную и креативную. В случае отсутствия или нарушения хотя бы одной функции общения, оно страдает.
Природа возникновения общения и потребности в нем
Общительный человек смело шагает навстречу новому – новым знаниям, новой информации, новым людям. Открытые и любознательные личности, сами того не замечая, обеспечивают себе массу интересных встреч, событий, знакомств, новых целей, но ведь сущность общения, как и само общение, заключается не только в этом. Для каждого человека возможность пообщаться с себе подобными является залогом постоянного пополнения жизненного багажа, интеллектуального и психологического развития. В этом же проявляются и основные цели общения. Дарованная природой особенность помогла человеку выжить и утвердиться среди других, более сильных видов.
Как вы думаете, открыли бы вы в себе тягу к точным наукам или музыке, если бы не ходили в школу и не посещали эти предметы, какими бы скучными они ни казались вам изначально? Нет, ведь общение играет крайне важную роль, а учитель, преподавая нам в школьные годы какой-либо предмет, беседуя с нами, учениками, не только выявляет те или иные способности, но и помогает развивать их, параллельно прививая и основные правила общения.
Становление личности
На этапе становления человека, как личности, то есть, еще со школьных лет, особенно важную роль играет общение с родителями. В идеале, необходимо стараться беседовать с ними, как можно больше и чаще, делиться новостями, происходящими событиями. Предельно важно в разговорах с родителями не обманывать их, быть откровенным, искренним и честным. Таковы цели общения и их основные правила на данном этапе.
То, что школьникам кажется непонятным, к примеру, родительский запрет, в большинстве случаев оказывается правильным решением. Только представьте, если бы в юношеские годы нам было позволено абсолютно все. Наверное, неприятности преследовали бы нас на каждом шагу, и мы, будучи еще детьми, понятия бы не имели, как из них выбраться.
Как все зарождалось?
Задумывались ли вы когда-то над тем, зачем человеку общение? Попробуйте представить, что в ходе эволюции речевой аппарат так и не начал бы развиваться, а сами люди не проявляли бы стремления хоть как-то контактировать друг с другом. Как вы считаете, если бы стремление к коммуникации и получению новой информации у человека отсутствовало, а значит, отсутствовали бы и все функции общения, была бы эволюция в том виде, в котором мы ее видим сейчас и видели с тех пор, как человечество заинтересовалось развитием всего живого? Имели бы мы хоть малейшее понятие о том, что это такое – эволюция? Ответ однозначный – ничего этого бы не было. Общение сыграло свою роль, собственно, в нем и состоит основа выживания всех сложных видов, которая развита у многих живых организмов. И пусть у них это представлено не в том виде, к которому мы привыкли, тем не менее…
Общение – залог развития цивилизации, нерушимый фундамент социума. Однако, стоит понимать, что под этим подразумеваются не только звуки, которые мы способны воспроизводить своим речевым аппаратом. Глухонемые люди ведь тоже «разговаривают» друг с другом, правда, используют для этого не слова, а жесты.
Общение в любой его форме – это обмен информацией, единственный возможный вариант передачи новых знаний, навыков, опыта другим людям, ведь только так можно помочь друг другу, помочь выжить человеческому виду и развиваться дальше, но ведь и это не единственная функция общения.
Какую роль играет коммуникация в человеческой жизни?
На вопрос, зачем человеку общение, отвечает история первобытного общества. Человеческая речь – это «первое дитя» коммуникации, которая у первобытных людей происходила посредством жестов. Именно тогда формировались первые правила общения, зарождались общие понятия, обозначение предметов, а затем уже формировалась и письменность. Так родился социум и общество в целом, установились правила межличностного общения, действующие и по сей день.
Нормальное, полноценное формирование психики, как и ее дальнейшее развитие, невозможно представить без коммуникации. Следовательно, роль общения в жизни человека предельно высока. Это ведь единственный способ обмена информацией, восприятия и понимания окружающего мира. Общение – это то, что отличает человеческий вид от других биологических видов, обитающих на Земле.
Невозможно недооценить и роль общения в профессиональной деятельности человека. Это специфический вид межличностного взаимодействия, так как в профессиональной деятельности есть свои правила общения, ограниченные общепринятыми правилами поведения и межличностных отношений в пределах одной организации (компании). Это еще называют корпоративной этикой.
Зачем коммуникация нужна человеку?
Общение играет важнейшую роль в жизни человека. Разница может заключаться разве что в его количестве и частоте. Так, кому-то будет достаточно один-два раза в неделю выбраться куда-то с друзьями и побеседовать с ними, чтобы поднять настроение и улучшить самочувствие, а все оставшиеся дни такой человек вполне может находиться в одиночестве. А для кого-то общение играет более важную роль – такой человек и 20-ти минут не может провести наедине с собой, начинает страдать от скуки и испытывать непреодолимое желание с кем-то контактировать. К слову, такое желание в большей степени нацелено на сам процесс, а не на его конечный результат.
Что порождает желание коммуницировать?
Люди жаждут общаться, можно назвать это банальным желанием, но более правильный термин – это потребность.
Так, с большой вероятностью можно сказать, что у детей общение – это неврожденная потребность. Формируется она под влиянием активности, которую проявляют присутствующие рядом взрослые, и возникает, зачастую, приблизительно к двум месяцам.
А вот подростки убеждены, что испытывают непреодолимое желание пообщаться. Убеждены они и в том, что делать это они могут ровно столько, сколько сами посчитают нужным. Именно поэтому большинство подростков протестуют против попыток взрослых контролировать их потребность в проведении времени с друзьями, а значит, и в дружественных беседах. На данном этапе не стоит забывать об основных функциях общения, которые играют свою роль в формулировке коммуникативных навыков.
У взрослых людей нужда в коммуникации тоже проявляется довольно сильно. Многие мужчины и женщины, контактируя с кем-либо меньше, чем им самим этого хочется, начинают погружаться в негатив.
Отсутствие межличностных контактов и его последствия
То, какова степень потребности человека контактировать и взаимодействовать с себе подобными, определяет его жизнь в целом и нахождение (место) в обществе. Это может быть семья, рабочий коллектив, друзья, школа, группа в университете. Человек, лишенный возможности разговаривать и контактировать с другими людьми, а значит, неспособный выполнять все функции общения, никогда не сможет стать социальной личностью, приобщиться к социуму и культурно развиться. Человека он будет напоминать разве что внешне.
«Дети-маугли», лишенные возможности контактировать и взаимодействовать с представителями своего вида непосредственно после рождения или в раннем детстве, доказывают этот факт, а значит и то, насколько важной является роль общения в жизни человека. Находясь в изоляции от человеческой речи, они, естественно, даже не догадываются о том, каково это – побеседовать с кем-то. Организм у таких личностей развивается естественным образом, а вот развитие психики задерживается, а то и вовсе не происходит. Основная причина этого кроется в отсутствии коммуникативного опыта с другими людьми, а значит, и в отсутствии всех функций общения. Собственно, такие случаи, как ничто иное, доказывают то, насколько человеку важно контактировать и разговаривать с другими людьми.
Многогранность общения в целях
То, ради чего и почему человек, как и любое другое живое существо, проявляет такого рода активность как коммуникация и потребность в ней – это и есть главные цели общения. Так, животные общаются для побуждения себе подобного к определенным действиям либо предупреждение о воздержании от какого-либо действия. Этот процесс подчиняется исключительно животным инстинктам, которым, собственно, и руководствуются представители фауны.
Стили и классификация
Исходя из некоторых особенностей, общение в жизни человека можно разделить на прямое (непосредственное) и косвенное (опосредствованное). В первом случае общение собеседников происходит напрямую, они общаются друг с другом, применяя соответствующую мимику, жесты, интонацию и тон.
Во втором случае информация между собеседниками передается не напрямую, а опосредовано (письма, документация, СМИ и т. д.). Стоит отметить, что прямое общение обладает лучшей результативностью и воздействием на собеседника, чем косвенное. Однако, первый вид в большей степени может быть подвергнут эмоциям, так как такое общение в жизни каждого человека происходит в реальном времени, а второй – здравому рассудку, так как есть время для того, чтобы осмыслить ситуацию, проанализировать ее.
Существуют также формальный и неформальный типы общения, из которых следует, что отношения между людьми бывают деловыми и личными. Следовательно, и правила общения для каждого из двух типов будут отличаться. В первом случае выражается симпатия или антипатия в отношении друг друга, уважение или его отсутствие, доверие или недоверие. А вот деловое общение – это отношения, которые складываются между людьми, состоящими в тех или иных социальных группах, организациях. В его основе лежат права и обязанности, действующие в той или иной группе (организации). Следовательно, роль общения в профессиональной деятельности человека и роль такового в повседневной, бытовой жизни существенно отличается. Если в первом случае человек ограничен определенными рамками и правилами, продиктованными организацией (компанией), то во втором он ограничен лишь своим собственным мнением, желаниями и особенностями характера. Общей здесь может быть разве что роль воспитания, но не роль общения в целом.
Искусство межличностной коммуникации
Общение – это естественный процесс. При идеальных обстоятельствах все люди должны беспрепятственно контактировать друг с другом. Вот только на деле, в реальной жизни некоторые особи испытывают боязнь коммуникации, которую называют социофобией. Потребность в контакте с другими людьми в таком случае отсутствует практически или полностью. Зачастую подобный страх возникает еще в подростковом возрасте, который является самым сложным этапом в жизни любого человека.
В случае, когда первый опыт осознанного вхождения в общество, первое общение с кем-либо имеет негативный характер, то и в дальнейшем такой человек будет испытывать проблемы с межличностными связями. Это сводит к минимуму потребность в разговорах и беседах с себе подобными, нередко приводит к замкнутости или же порождает желание избегать подобных «раздражителей», то есть социума в целом.
Значение общения в человеческой жизни невозможно переоценить. Это искусство и навыки, которые приобретаются с годами. Вполне естественно, что коммуникативные навыки человека зависят не только от его личностных характеристик, но и от окружения, в котором он находился (находится) на разных этапах своей жизни.
Однако соблюдая правила межличностного общения, можно избежать многих неприятностей:
Соблюдая простые правила
Как правило, беседы с родными, близкими и друзьями не вызывает у нас затруднений. Мы испытываем наиболее сильную тягу к разговорам с такими людьми, тем более, что мы прекрасно знаем об их реакции на те или иные высказывания, реплики, новости. С незнакомыми людьми желание пообщаться не столь высоко, но нередко оно является вынужденным, необходимым. Говорить с незнакомцами нужно только в положительном ключе, проявляя лишь положительные свойства и черты характера, будучи доброжелательными. Делать это лучше с улыбкой на лице, соблюдая существующие правила общения. Еще более важно, чтобы фразы, сказанные вами, были к месту.
Напоследок предлагаем вашему вниманию несколько эффективных рекомендаций для грамотного построения межличностных отношений и взаимодействия с окружающими: