В чем заключается особенность описательного метода исследования
В чем заключается особенность описательного метода исследования
Подробное решение параграф § 2 по географии для учащихся 5 класса, авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков 2016
1. Как древние люди изучали Землю?
Ответ: Например, идет речь о рельефе какой-либо страны. Древний географ считал бы свою задачу выполненной, если бы ему удалось описать, где и какие формы рельефа существуют.
2. Как современный человек изучает Землю?
Ответ: Современный географ не может этим удовлетвориться: он не только описывает существующие формы рельефа, но и выясняет причины такого размещения гор, равнин, возвышенностей, связь и взаимозависимость их с другими географическими факторами и т.д. Поэтому географию считают объяснительной наукой.
Как вы думаете:
Могут ли методы географических исследований быть применимы в других науках?
Ответ: Многие из этих методов применяются так же и в других нау-ках. Основные философские методы исследования, те же, что и у других наук.
Проверим знания:
1. В чем заключается особенность описательного метода исследования?
Ответ: Описательный метод в географии отвечает на вопрос: а) по-чему это происходит? б) где это расположено? в) что будет, если это произойдёт?
2. Что является основой картографического метода исследования?
Ответ: Картографический метод исследования — это метод исследо-ваний, основанный на получении необходимой информации с помо-щью карт для научного и практического познания изображенных на них явлений.
3. Как называется самый молодой метод исследования?
А теперь более сложные вопросы:
1. Чем отличаются древние карты от современных картографических изображений?
Ответ: Первыми географическими изображениями местности были наскальные изображения, рисунки на коре, коже, дереве, кости. В Римской империи картами пользовались для организации и проведения военных походов. Современные географические карты отличаются большей точностью и имеют гораздо больше географических объектов, так как со временем, исследователи открывали все больше и больше новых мест на Земле.
2. Как бы вы назвали метод исследования, связанный с организацией и проведением научных экспедиций?
Ответ: Экспедиционный, от слова «экспедиция».
От теории к практике:
1. Классифицируйте источники географической информации, используемые вами на уроках географии.
Ответ: Карты и атласы, газеты и журналы, радио, телевидение, ин-тернет, музейные экспонаты, экспедиции и пр.
2. Составьте описание учебного кабинета географии.
Ответ: На мой взгляд, самой примечательной вещью в нашем классе является огромный глобус, укрепленный на круглой подставке. Его обычное место – на специальной тумбочке в конце кабинета, но во время уроков он всегда стоит перед нами – на учительском столе. В кабинете географии каждый может найти что-нибудь интересное для себя. В специальном шкафу хранится целая коллекция биноклей, компасов, различных измерительных приборов, есть даже туристическое снаряжение. Особой любовью школьников пользуется маленькая полочка с многолетними подшивками журнала «Вокруг света», многие выпуски которого зачитаны до Дыр. Интересные рассказы и замечательное оформление кабинета географии помогли многим ученикам нашей школы не только хорошо разобраться в предмете, но и полюбить эту науку навсегда. Прямо передо мной доска, а слева и справа от нее множество географических карт, которые можно передвигать при помощи специального механизма. Нет необходимости их постоянно снимать и прикреплять на доску на веревочке, если нужно – карта сразу перед глазами. Политическая карта расскажет, как много в мире стран, как необычно называются в них города, на физической показано расположение рек и озер, гор и лесов. А на этой карте – температурный режим, здесь – подводные течения, здесь – горные породы. А вот и совсем удивительная карта – карта звёздного неба. Конечно, ведь человечество осваивает не только новые земли, но и космические просторы. Вдоль стены расположены стеллажи с книгами. На самой верней полке стоит большой разноцветный глобус, а за ним десяток поменьше; наверное нам будут их раздавать на уроке. А вот полочка с журналами «Вокруг Света». А вот книга о первых экспедициях и кругосветных путешествиях. На другой полочке я вижу атласы, аккуратные стопочки контурных карт. Вот и для нас подготовили местечко. С удовольствием буду приходить на уроки в наш кабинет географии.
Итоговые задания по теме раздела:
1. Кто из ученых древности впервые использовал слово «география»?
2. На русский язык слово «география» переводится как:
3. Основной причиной повышения точности карт в XV веке явилось:
4. Точные очертания материков и островов возможно получить при исполь-зовании:
5. Какой из перечисленных методов исследования был недоступен древним ученым?
6. Научные представления о природе Земли можно получить с помощью:
7. Установите соответствие между названием метода исследования и его характеристикой:
8. О каком методе исследования идет речь?
Ответ: Описательный метод
9. Дополните утверждение.
Ответ: 1 – картография, 2 – картографии, 3- XV
10. Дополните утверждение.
Описательные виды исследований и характеристики
Наряду со сравнительными и экспериментальными исследованиями, это одна из трех исследовательских моделей, используемых в области науки. Этот тип исследования не включает использование гипотез или предсказаний, но поиск характеристик изучаемого явления, которые интересуют исследователя.
Он также не отвечает на вопросы о том, почему, как или когда это явление происходит. Вместо этого он ограничивается ответом на вопрос «что такое явление и каковы его свойства?».
Когда это используется?
Эта модель исследования используется, когда мало информации о явлении. По этой причине описательное исследование, как правило, является предварительной работой для описательного исследования, поскольку знание свойств данного явления позволяет объяснить другие связанные с этим вопросы..
-Биолог, который наблюдает и описывает поведение стаи волков.
-Психолог, который наблюдает и описывает поведение группы людей.
В целом, эта модель используется для классификации населения в так называемые «описательные категории». Этот тип исследования обычно проводится до любого типа аналитического исследования, так как создание различных категорий помогает ученым лучше понять явление, которое они должны изучать.
Чтобы описать и понять явление, исследователь может сопровождаться количественными методами, такими как опрос.
Различия между описательным и аналитическим методом
Основное различие между этими двумя стилями исследования состоит в том, что описательные исследования только пытаются понять изучаемое явление, не пытаясь объяснить, почему оно происходит. Напротив, аналитические исследования направлены на понимание переменных, которые вызывают явление.
Методы исследования полностью различаются в описательных и аналитических исследованиях. Хотя существует несколько способов проведения каждого из двух типов исследований, мы можем сказать, что в аналитических исследованиях исследователь пытается каким-то образом влиять на то, что он наблюдает. Напротив, в описательных исследованиях он ограничен только.
Типы описательного исследования
По сути, мы можем найти три способа проведения описательного расследования:
Каждый из этих способов проведения описательных исследований показан для изучения различных типов явлений. Например, опросы очень полезны, чтобы узнать больше о различном поведении человека, в то время как наблюдение является предпочтительным методом для изучения различных популяций животных..
Далее мы подробно поговорим о каждом из трех методов.
Наблюдательный метод
Этот тип описательного исследования также известен как «натуралистическое наблюдение». Он используется в основном для наблюдения за различными событиями, которые происходят естественным образом в жизни животных или людей.
Натуралистическое наблюдение широко используется биологами и этологами, которые изучают поведение животных, чтобы понять различные виды. Одним из самых известных исследователей, специализирующихся на этом методе, является доктор Джейн Гудолл.
Гудолл наблюдает за сообществом шимпанзе в их естественной среде обитания в Танзании уже более 50 лет. Его работа заключалась в том, чтобы интегрировать себя в повседневную жизнь обезьян таким образом, чтобы он мог наблюдать явления, неизвестные до тех пор в его образе жизни.
Некоторые открытия его исследований позволили науке о поведении животных значительно продвинуться вперед. Например, этот исследователь обнаружил, что шимпанзе способны использовать инструменты, которые до недавнего времени считались исключительно человеческими способностями..
Что касается работы с людьми, наиболее актуальными являются исследования, проводимые психологами развития. Эти исследователи наблюдают за детьми в их естественной среде (например, в игровой комнате в присутствии их родителей).
Благодаря наблюдениям, сделанным этими психологами, сегодня мы знаем гораздо больше о том, как происходит интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. Это также позволяет нам более эффективно вмешиваться в проблемы, возникающие во взрослом возрасте..
Одной из наиболее важных мер метода наблюдений является «межправительственная надежность». По сути, это означает, что результаты наблюдательного исследования должны быть воспроизведены другим ученым, который занимается наблюдением тех же явлений..
Типы наблюдение
Наблюдение может быть двух типов: косвенное и прямое. Косвенное наблюдение происходит, когда исследователь изучает явление из письменных или аудиовизуальных записей: документов, книг, фотографий, видео и т. Д..
Этот метод имеет ограничения, так как записи об этом явлении могут быть не такими обильными, как хотелось бы исследователю..
В целом, этот инструмент для сбора используется, когда опасно наблюдать явление напрямую, не имеет необходимых средств для этого или явления, имевшего место в прошлом и более не существующего в настоящем..
С другой стороны, прямое наблюдение происходит, когда исследователь входит в среду, в которой разворачивается явление, или наоборот. В этом смысле исследователь не зависит от вторичных источников, но может сам наблюдать за объектом исследования.
Когда это возможно, исследователи предпочитают использовать прямое наблюдение, поскольку они больше полагаются на данные, полученные из собственного опыта..
При использовании этого типа инструмента необходимо следить за тем, чтобы простое присутствие наблюдателя не изменяло поведение явления. Если это произошло, данные не будут действительными.
Тематическое исследование
Этот тип наблюдательного исследования основан на изучении отдельного человека или небольшой группы из них. В этом случае мы подробно исследуем различный опыт и поведение субъектов исследования..
В зависимости от явления, о котором вы хотите узнать больше, тематические исследования могут проводиться с нормальными людьми или с людьми с определенным типом проблемы. Эти последние тематические исследования имеют тенденцию быть более интересными, поскольку они позволяют нам лучше понять различия между нормальными людьми и людьми с некоторым типом расстройства..
С другой стороны, изучая опыт людей, которые отклоняются от среднего, мы также можем узнать больше о природе человека в целом. Этот метод предпочел Сигмун Фрейд, один из первых и самых известных психологов в истории.
Вероятно, одним из самых известных и наиболее ярких примеров является пример Финеаса Гейджа, работника XIX века, который попал в аварию на работе, которая вызвала серьезное повреждение головного мозга. Его череп был полностью пересечен металлическим стержнем, получив очень серьезные раны в лобной доле..
В результате его несчастного случая, в тематических исследованиях того времени сообщалось, что работник подвергся внезапному изменению личности. Исследователи описали это как «их импульсы животных были сильнее, чем их рациональность».
Этот случай помог нейробиологу обнаружить роль лобной доли в смягчении инстинктов..
опросы
Последний тип описательного исследования заключается в проведении опросов. Опросы представляют собой серию стандартизированных вопросов, которые задаются группе лиц: лично, по телефону, в письменном виде или через Интернет..
Опросы помогают лучше понять убеждения, поведение и мысли группы опрошенных. Таким образом, отбирается определенное количество участников, которые должны быть репрезентативными для всего населения, имеющего отношение к исследователю..
Например, в области психологии опросы помогают лучше понять распространенность определенных явлений, таких как психические расстройства, гомосексуализм или определенные черты личности..
Однако, как и во всех видах исследований, в которых участники осознают свою роль, у опросов есть проблема: вы не можете гарантировать, что ответы верны. Таким образом, результаты, полученные с помощью этого метода исследования, должны быть сопоставлены с другими более надежными.
черты
— Информация, предоставленная описательным исследованием, должна быть правдивой, точной и систематической..
— Избегайте выводов об этом явлении. Что имеет значение наблюдаемые и проверяемые характеристики.
— Описательная работа фокусируется на ответах «что?» И «что?». Другие вопросы (как, когда и почему) не представляют интереса для исследований такого типа. Основные вопросы исследования такого типа: «что такое явление?» И «каковы его характеристики?».
— Вопрос исследования должен быть оригинальным и креативным. Не имеет смысла проводить описательное исследование по предмету, который уже был проработан со всех возможных точек зрения..
— Используемые методы сбора данных: наблюдение, опрос и тематические исследования. Из наблюдения обычно извлекаются качественные данные, в то время как опрос обычно дает количественные данные.
— Описательное исследование не включает переменные. Это означает, что это не зависит от факторов или условий, которые могут изменить полученные результаты..
— Поскольку переменных нет, исследователь не может контролировать изучаемое явление. Просто ограничивается сбором информации, предоставленной инструментами сбора данных.
— Недостаточно представить характеристики явления, которые были получены методами сбора данных. Также необходимо, чтобы они были организованы и проанализированы в свете соответствующей теоретической основы, которая послужит основой для исследований..
— В описательных исследованиях не проводится никакого сравнения между изучаемым явлением и другими явлениями. Это объект сравнительного исследования.
— Вы можете установить отношения между полученными данными, чтобы классифицировать их по категориям (так называемые описательные категории). Однако эти отношения не могут быть причиной и следствием, так как было бы невозможно получить этот тип информации, потому что нет переменных.
InnovaNews.ru
Описательный метод исследования — это такой научный метод, который включает наблюдение и описание поведения участника без какого бы то ни было влияния на него.
Многие научные дисциплины, включая социологию и психологию, используют этот метод, чтобы получить общий обзор предмета исследования.
Некоторые предметы не могут наблюдаться никаким другим способом. Например, социальное исследование конкретного случая индивидуального предмета — это описательный метод, который позволяет наблюдать, не затрагивая нормальное поведение.
Также данный метод полезен там, где нет возможности протестировать и измерить большое количество образцов, необходимых для большинства количественных экспериментов.
Описательные эксперименты часто используются антропологами, психологами и социологами для наблюдения естественного поведения без малейшего влияния. Также описательный метод используется маркетологами для оценки привычек покупателей, или компаниями для оценки морального облика персонала.
Результаты описательного метода не могут использоваться в качестве категорического подтверждения или опровержения гипотезы, однако, если ограничения понятны, описательный метод может быть полезным инструментом во многих сферах научного исследования.
Плюсы описательного метода исследования
Предмет наблюдается в полностью естественной и неизменной среде. Хороший пример — антрополог, изучающий племя без малейшего влияния на поведение его членов. Истинные эксперименты, хотя и дают поддающиеся анализу данные, часто неблагоприятно влияют на нормальное поведение предмета исследования.
Описательное исследование часто используется как предшественник количественного метода, общий краткий обзор, дающий некоторые ценные маркеры относительно того, что переменные стоит тестировать количественно. Количественные эксперименты зачастую являются дорогими и отнимающими много времени, а потому лучше всякий раз знать наверняка, какую именно гипотезу тестировать.
Минусы описательного метода исследования
Поскольку нет управляемых переменных, то нет и никакой возможности статистически анализировать результаты. Многие ученые расценивают этот тип исследования как весьма ненадежный и ненаучный.
Кроме того, результаты описательных исследований невозможно повторить, а потому и речи не может быть о репликации эксперимента и повторном анализе результатов.
Описательный метод исследования является действенным методом для исследования определенных предметов и предшественником большинства количественных методов. И хотя есть определенные проблемы, связанные со статистической валидностью, пока ограничения понятны ученым, этот тип исследования — неоценимый научный инструмент.
Описательный метод
Описательный метод — вид научного метода, представляющий собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения данных и их характеристик. Описательный метод имеет применение во всех дисциплинах социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов. Предельно широкая употребительность описательного метода в границах научного поиска обусловливается многоступенчатостью методологии современного научного познания, в иерархии которой описательный метод занимает первичные позиции (после наблюдения).
Содержание
Процедурные характеристики описательного метода
Традиционно принято выделять следующий состав процедур, системное применение которых обеспечивает результативность употребления описательного метода:
Традиционные нормы применения
Как правило, описание предваряет углубленное (собственно научное) исследование (или же является его первым этапом), поставляя образцы и материал для развёртывания дальнейших научных процедур и методов. Последовательное применение описательного метода предполагает следование следующему ряду традиционно принятых норм:
Описательный метод в контексте научной методологии
В области эмпирических научных методов описательный метод является необходимым (следуя после исходного первичного наблюдения), определяя в значительной мере успех работы в целом, развёртывающейся с использованием других методов, разрабатывающих, как правило, собранный и поставленный им материал в новых (собственно, научных) аспектах и новых (собственно, научных) предметных оформленностях. Нередко материал одного применения описания служит базой для проведения описания в совершенно ином аспекте. Описательный метод, как и другие методы исследования, исторически изменчив. Он расширяет границы своего применения, набор исследовательских приемов и процедур в зависимости от развития общенаучной теории и практики.
Описательные характеристики метода, этапы и примеры
описательный метод является одним из качественных методов, которые используются в исследованиях, целью которых является оценка некоторых характеристик определенной группы населения или ситуации.
В описательном исследовании, как указано его названием, цель состоит в том, чтобы описать состояние и / или поведение ряда переменных..
Описательный метод направляет исследователя во время научного метода в поиске ответов на такие вопросы, как: кто, что, когда, где, независимо от того, почему.
Опишите включает в себя систематическое наблюдение объекта исследования и каталогизации информации, которая наблюдается, так что она может быть использована и воспроизведена другими.
Целью этого типа метода является получение точных данных, которые можно применять в средних и статистических расчетах, которые отражают, например, тенденции.
Обычно этот тип исследований открывает путь к более глубоким и сложным исследованиям данного явления, предлагая информацию о его форме и функциях..
Аналогичным образом, у исследователя часто возникает искушение установить причинно-следственную связь с результатами описательных исследований, что представляет собой методологическую ошибку..
Характеристика описательного метода
Некоторые из наиболее представительных характеристик описательного метода:
Этапы описательного метода
1-Идентификация и определение проблемы
Это первый шаг расследования. Это момент, когда вы решаете, что вы собираетесь исследовать, и тип вопросов, которые вы будете искать.
2-Разработка и конструирование инструментов
В соответствии с тем, что предполагается исследовать, инструменты для сбора данных должны быть выбраны.
Эта фаза процесса должна быть выполнена с некоторым ожиданием, чтобы гарантировать, что инструменты будут адекватны для получения желаемой информации.
3-Наблюдение и запись данных
Это критический момент в процессе, поскольку он предполагает внимательное отношение к наблюдаемой реальности, чтобы принять к сведению как можно больше деталей..
В идеале это наблюдение не меняет природных условий, в которых изучается явление или ситуация.
4-Декодирование и категоризация информации
На этом этапе процесса воспринимаемые данные транскрибируются в некотором формате и организуются в соответствии с их важностью или значением.
Таким образом, будет легче обрабатывать информацию при работе с большими количествами или различными категориями, которые могут быть перепутаны.
5-анализ
После того, как данные каталогизированы, наступит момент их интерпретации и анализа со ссылкой на объект исследования..
Этот анализ не должен устанавливать причинно-следственные связи, так как природа метода не позволяет ему.
6-Предложения
Это момент процесса, в котором предлагаются следующие этапы исследования данного объекта исследования..
С собранной информацией, это нормально, что возникают новые вопросы, и именно здесь предлагается исследование по этим вопросам.
Некоторые примеры описательного метода
Тематические исследования
Это тип исследования, при котором вся возможная информация о существующей ситуации собирается в тот момент, когда применяются инструменты или выбранный метод..
Если вы говорите о человеке, вы считаете себя типичным персонажем, который впоследствии сможет сделать обобщения. В этом случае он должен включать информацию о людях и фактах, окружающих человека.
Эта информация должна поступать из разных источников; интервью, опросы, документальные исследования и физические и / или психологические измерения.
Серия чехлов
Это одно и то же тематическое исследование, проведенное между несколькими субъектами или субъектами со сходными характеристиками для составления одного отчета / отчета и предложения исследования взаимосвязи переменных..
Преобладающие исследования
Они заключаются в анализе распространенности определенных заболеваний в определенном географическом пространстве в течение определенного периода времени..
В этом смысле он заканчивается описанием здоровья населения..
этнография
Это прямое, пристальное изучение людей в течение определенного периода времени.
Обычно он применяется к группам людей со сходными характеристиками, таким как этнические группы или субкультуры, для извлечения информации об их обычаях, ритуалах и особенностях..
Цель состоит в том, чтобы получить очень реалистичное изображение изучаемой группы, чтобы исследователь входил в группу и участвовал в ее использовании и обычаях..
Короче говоря, описательный метод, используемый в исследованиях, очень помогает глубже узнать факт или ситуацию, являющуюся предметом научного любопытства..
опросы
Это структурированные анкеты, которые пытаются подробно описать изучаемое явление в данный момент времени. Чтобы достичь этого описания, опрос направлен на изучение мыслей, мнений и чувств отдельных лиц..
Они могут быть сделаны по почте, телефону или через личные интервью. Опросы требуют работы со статистически репрезентативными образцами.
наблюдение
Когда применяется метод наблюдений, важно помнить, что:
Некоторые исследования, которые используют описательный метод могут быть:
Выражение данных в описательных исследованиях
Данные, собранные с помощью описательных методов, могут быть выражены в качественном и количественном выражении, отдельно или совместно..
Качественные данные используются, когда целью является изучение природы явлений. В то время как количественные данные применяются для предоставления результатов расчета или измерения.