В чем заключается особенности европейского феодализма

В чем заключается особенности европейского феодализма

Сословия- обособленные группы населения средневекового общества, наделенные своими правами и обязанностями.

Сословная структура средневекового общества оформилась к XI столетию. Сложились три сословия:

— оratores (молящиеся), то есть духовенство;

— bellatores (сражающиеся), то есть рыцарство;

— laboratores (работающие), то есть горожане.

Подавляющее большинство населения Европы в средние век а составляли крестьяне. За их счет жили все категории феодалов — церковные (епископы, настоятели монастырей — аббаты и др.) и светские (герцоги, графы, бароны и др.).

Большая часть земель, на которых работали крестьяне, к XI в. принадлежала феодалам. Во время непрерывных междоусобных войн крестьяне искали защиты у соседнего сеньора или монастыря. Найдя могущественного покровителя, крестьянин вынужден был признать свою зависимость от него, передать ему в собственность свой земельный надел. Зависимый крестьянин продолжал вести хозяйство на прежнем своем наделе, но за пользование им господин требовал исполнения барщины и уплаты оброков. Барщиной называют все работы крестьян в хозяйстве феодала (обработка господской пашни, строительство домов и сараев, возведение оборонительных сооружений, ловля рыбы, заготовка дров и т. п.). Оброком называют платежи крестьян владельцу земли — продуктами (зерном, скотом, птицей, овощами) и изделиями своего хозяйства (полотном, кожами). Власть феодала над крестьянином проявлялась не только в том, что тот работал на барщине и платил оброк (поземельная зависимость), крестьянин и лично был подвластен феодалу (личная зависимость), землевладелец судил его в своем суде, крестьянин не имел права без позволения своего господина переселиться в другую местность.

Однако, несмотря на поземельную и личную зависимость от феодала, крестьянин не был абсолютно бесправен. Сеньор не мог казнить его, согнать с надела (если тот выполнял свои обязанности), продать или обменять без земли и отдельно от семьи. Огромную роль в жизни средневековых людей играл обычай, который соблюдали как крестьяне, так и сеньоры. Размеры оброка, виды и продолжительность барщинных работ не менялись из поколения в поколение. То, что было раз и навсегда установлено, считалось разумным и справедливым.

Сеньоры не могли по своей воле увеличить крестьянские повинности. Сеньоры и крестьяне были нужны друг другу: одни были «всеобщими кормильцами», от других трудовой люд ждал защиты и покровительства.

В средние века было распространено учение, согласно которому все население Европы в соответствии с Божьей волей делится на три группы — три сословия (входящие в эти сословия люди обладают разными правами и обязанностями). Служители церкви (священники и монахи) составляли особый слой населения — духовенство, считалось, что оно руководит духовной жизнью людей — заботится о спасении душ христиан; рыцари защищают страну от чужеземцев; крестьяне и горожане занимаются сельским хозяйством и ремеслом.

Тот факт, что на первом месте стояло духовенство, вовсе не случаен, ведь главным для средневекового европейца были его отношения с Богом, необходимость спасения своей души после окончания земной жизни. Служители церкви в целом были образованнее рыцарей и, тем более, крестьян. Почти все ученые, писатели и поэты, художники и музыканты той эпохи были духовными лицами; они же часто занимали высшие государственные должности, оказывая влияние на своих королей. Духовенство делилось на белое и черное, или монашество. Первые монастыри — общины монахов — появились в Европе уже после падения Западной империи. Монахами в основном становились глубоко верующие христиане, желавшие посвятить свою жизнь исключительно служению Богу. Они давали обеты (обещания): отказаться от семьи, не жениться и не выходить замуж; отказаться от имущества, жить в бедности; беспрекословно подчиняться настоятелю монастыря аббату (в женских монастырях — аббатиссе^, молиться и трудиться. Многие монастыри владели обширными землями, которые обрабатывали зависимые крестьяне. При монастырях часто возникали школы, мастерские по переписке книг, библиотеки; монахи создавали исторические летописи (хроники). В средние века монастыри были центрами образования и культуры.

Второе сословие составляли светские феодалы, или рыцарство.сажнейшими занятиями рыцарей были война и участие в военных состязаниях — турнирах; досуг рыцари проводили на охоте и на пирах. Обучение письму, чтению и математике не было обязательным. В средневековой литературе описаны правила достойного поведения, которым должен был следовать каждый рыцарь: быть беззаветно преданным Богу, верно служить своему сеньору, заботиться о слабых и беззащитных; соблюдать все обязательства и клятвы. В действительности рыцари далеко не всегда следовали правилам чести. Во время войн они часто творили всяческие бесчинства. Феодалы жили в крепких каменных замках (в одной только Франции их было около 40 тысяч). Замок окружал глубокий ров, проникнуть внутрь можно было только при опущенном подъемном мосте. Над стенами замка высились оборонительные башни, главная — донжон, состояла из нескольких этажей. В донжоне находилось жилище феодала, пиршественный зал, кухня, помещение, где хранились припасы на случай длительной осады. В замке, кроме феодала, жила его семья, воины и слуги.

Усложнение социальной структуры средневекового общества было связано с возникновением городов, обусловленным глубинными экономическими процессами, прежде всего развитием сельского хозяйства. В X—XI вв. агрикультура достигла высокого уровня: распространилось двуполье, увеличилось производство зерна, технических культур, развивалось садоводство, виноградарство, огородничество, животноводство. В результате как в домениальном, так и в крестьянском хозяйстве возник избыток сельскохозяйственной продукции, который можно было обменять на ремесленные изделия, — создавались предпосылки для отделения ремесла от сельского хозяйства.

Совершенствовались и навыки сельских ремесленников — кузнецов, гончаров, плотников, ткачей, башмачников, бондарей, прогрессировала их специализация, в результате они всё меньше занимались сельским хозяйством, работая на заказ для соседей, обменивая свою продукцию, пытаясь реализовать её в более широких масштабах. Такие возможности предоставлялись на ярмарках, сложившихся в результате межрегиональной торговли, на рынках, возникавших в местах скопления людей — у стен укреплённых бургов, королевских и епископских резиденций, монастырей, у переправ и мостов и т. д. Сельские ремесленники начинали переселяться в такие места.

Светские и духовные сеньоры были заинтересованы в возникновении торгово-ремесленных поселений на своих землях, поскольку эти центры давали им значительную прибыль. Они поощряли бегство чужих крестьян в города, гарантируя им свободу. Позднее это право закрепилось за самими городскими корпорациями, в Средневековье сложился принцип «городской воздух делает свободным».

Городское население было весьма пёстрым: основную его массу составляли ремесленники, торговцы и люди, занятые в сфере обслуживания, — грузчики, водоносы, угольщики, мясники, пекари, цирюльники. Особую привилегированную группу горожан представляли собой феодальные сеньоры, владевшие городскими землями, и их окружение, представители духовных и светских властей. Городскую верхушку составлял патрициат — богатое купечество, ведущее международную торговлю, дворяне-землевладельцы, позже в него вошли и наиболее зажиточные цеховые мастера. Главными критериями принадлежности к патрициату были богатство и участие в управлении городом.

Город был органическим порождением и составной частью феодальной экономики. Возникнув на земле феодала, он зависел от сеньора и был обязан выполнять платежи, натуральные поставки и отработки, подобно крестьянской общине. Высококвалифицированные ремесленники отдавали сеньору часть своих изделий, остальные работали на барщине, чистили конюшни, несли постойную повинность. Города стремились освободиться от этой зависимости и добиться свободы и торгово-экономических привилегий. В XI—XIII вв. в Европе развернулось коммунальное движение — борьба горожан против сеньоров, принимавшая очень острые формы. Результатом коммунального движения стало почти повсеместное освобождение городов от сеньоров (которые тем не менее могли оставаться там на правах жителей) и формирование органов самоуправления. К власти в городах пришёл патрициат, контролировавший мэрию, суд и другие выборные органы. Всевластие патрициата привело к тому, что масса городского населения встала в оппозицию к нему, череда восстаний XIV в. завершилась тем, что патрициату пришлось допустить к власти верхушку городских цеховых организаций.

Городские корпорации. В большинстве западноевропейских городов ремесленники и торговцы объединялись в профессиональные корпорации — цехи и гильдии, что было продиктовано общим состоянием экономики и недостаточной ёмкостью рынка, поэтому требовалось ограничить количество производимой продукции, чтобы избежать перепроизводства, снижения цен и разорения мастеров. Цех противостоял конкуренции со стороны сельских ремесленников и иностранцев. В своём стремлении обеспечить всем мастерам равные условия существования он выступал аналогом крестьянской общины. Цеховые статуты регулировали все стадии производства и реализации продукции, регламентировали время работы, количество учеников, подмастерьев, станков в мастерской, состав сырья и качество готовых изделий.

Ремесленные корпорации и союзы торговцев — гильдии — выполняли самые разные функции, в том числе политические и культурные: способствовали сплочению горожан в борьбе за коммунальные вольности, организовывали отряды городской милиции, строили гильдейские холлы, возводили церкви, посвящённые святым — покровителям цеха, устраивали в дни праздников процессии и театрализованные представления.

Город и феодализм. Роль города как нового явления в жизни Западной Европы классического Средневековья была чрезвычайно высока. Он возник как порождение феодальной экономики и был её неотъемлемой частью — с господствовавшим в нём мелким ручным производством, корпоративными организациями, подобными крестьянской общине, подчинением до определённого времени феодальным сеньорам. В то же время он был очень динамичным элементом феодальной системы, носителем новых отношений. В городе концентрировались производство и обмен, он способствовал развитию внутренней и внешней торговли, формированию рыночных связей. Он оказывал огромное воздействие на экономику сельской округи: благодаря наличию городов в товарный обмен с ними втягивались как крупные феодальные вотчины, так и крестьянские хозяйства. Этим в значительной мере был обусловлен переход к натуральной и денежной ренте.

В политическом отношении город вырвался из-под власти сеньоров, в нём начала формироваться собственная политическая культура — традиции самоуправления, выборности, состязательности. Рост городов привёл к складыванию совершенно нового сословия феодального общества — бюргерства, включавшего купечество и ремесленников, полноправных и лично свободных горожан. Со временем благодаря развитию системы образования и университетов в городах сформировалась прослойка интеллектуалов — учёных, университетских преподавателей, юристов, врачей. В городской среде сложилась новая система этических ценностей, психология и культура. Позиция европейских городов сыграла важную роль в процессе государственной централизации и укрепления королевской власти.

Вопросы и задания:

Каковы были предпосылки складывания феодальных отношений?

Охарактеризуйте структуру западноевропейского общества в начале и в конце развитого Средневековья. Какие изменения произошли в положении основных групп населения в этот период?

Объясните, что лежало в основе отношений сеньора и вассала. Какую роль играли при этом личные обязательства?

. Какие аргументы можно привести для обоснования правильности выражения «Городской воздух делает свободным», опираясь на историю Раннего Средневековья?

Назовите функции городов Средневековья, охарактеризовав каждую из них

Источник

10. Основные черты западноевропейского феодализма

Классическое Средневековье в Европе ‘. — XIII вв.) являлось временем расцвета феодализма. Слово « фе­одализм » происходит от слова «феод» — наследственное земель­ное владение за службу. Человек, получавший феод, был васса­лом (слугой) того, кто предоставлял ему землю. Тот, кто наделял феодом, являлся сеньором (старшим). И сеньоров, и вассалов называли феодалами. Феодал также был сеньором для всех жителей его феода.

К Х—XI ни. в Европе почти вся земля оказалась поделен ной на феоды. В то время так и говорили: « Нет земли без сеньора ». Все феодалы стали фактически независимыми правителями в своих владениях. Однако между феодалами сохранялась связь, которая предохраняла государства от полного распада. Эту связь изобража­ют в виде так называемой «феодальной лестницы». На ее верхней ступени находился король или император — верховный владелец всех земель и верховный сеньор б государстве. Считалось, что ко­роль раздавал большие области споим вассалам — князьям, герцогам, графам. Те. в свою очередь, выделяли отдельные части своих княжеств, герцогств и графств собственным вассалам — баронам. У баронов тоже 61,1:111 вассалы — рыцари. Слово « рыцарь » в переводе с немецкого означает всадник, кавалерист. В качестве феода рыцари получали имение — деревню или часть деревни. Рыцари составляли нижнюю ступень «феодальной лестницы».

Существовало правило: » Вассал моего вассала — не мой вас­сал ». Это означало, что вассал служил только своему непосред­ственному сеньору. Король, например, не мог призвать на службу барона — вассала герцоги, а герцог — простого рыцаря. Именно поэтому власть королей была тогда очень слабой.

Сеньор давал вассалу землю, помогал ему и защищал от вра­гов. Вассал по призыву господина становился в ряды его войска. Как правило, военная служба была для вассала обязательной в течение 40 дней в году. За остальные дни. проведенные и седле, он получало1 сеньора особу к> плату. В определенных случаях вас­сал также дарил подарки сеньору, выкупал его из плена и т.д. Феод после смерти владельца наследовал его старший сын.

Источник

Феодальное государство и право в Западной Европе

В период феодализма жестокость и произвол уголовной репрессии не подвергались сомнению. Лишь во второй половине XVIII в. была проведена европейская реформа уголовного права (запрет пыток, введение права на защиту, сдерживание произвола судей, ограничение применения смертной казни).

Общая характеристика феодального строя, пути его формирования

Феодализм — это общественно-экономическая формация, которая утвердилась и существовала на территории Западной Европы в V—XVII вв. Феодализм считается универсальной стадией, через которую прошли почти все народы, однако в наиболее классическом виде он проявился в Западной Европе.

Основные черты, характерные для европейского феодализма:

2. Основу экономического строя составляет крупное феодальное землевладение, которое носит привилегированный характер.

3. Основными классами являются феодалы-землевладельцы и зависимые крестьяне-производители, которые имеют собственное хозяйство, находятся в зависимости от землевладельцев, являются держателями господской земли, выплачивают земельную ренту.

4. Социальная неоднородность общества, которая проявляется в делении на благородных и неблагородных, мирян и служителей церкви, а также горожан и крестьян.

Сословная принадлежность возникала от рождения и определяла статус человека в обществе: в праве закреплялся принцип социального неравенства, многочисленные сословные ограничения, привилегии, монополии.

5. Иерархия класса феодалов — вассально-сеньориальная лестница, в которую входило благородное (служивое) сословие, при этом нижестоящие вассалы подчинялись вышестоящим. Вершиной вассально-сеньориальной лестницы является глава государства (император, король, князь). Нижестоящие вассалы были связаны с вышестоящими присягой верности, обязанностью военной службы и правом держания земли.

Феодальная структура формировалась, как правило, в течение длительного времени и в ней еще долго сохранялись значительные пережитки рабовладельческого строя (например, сервы во Франции).

Пути формирования феодальных отношений:

Развитию феодальных отношений способствовали следующие факторы:

Особенности феодальной государственности, ее формы

Особенностями феодальной государственности в Западной Европе являются:

Церковь в Западной Европе была богатейшей корпорацией, на содержание которой население платило десятину; была крупнейшим землевладельцем, пользовалась правовой автономией и многочисленными привилегиями.

1. Раннефеодальное (варварское) государство. Утвердилось в европейских государствах в V-IX вв. (Королевство франков).

а) сильная королевская власть;
б) преобладание родовых, общинных форм организации;
в) феодальные отношения находятся в стадии формирования;
г) основную роль в управлении играла сельская община, выполнявшая судебные, административные, хозяйственные функции;
д) примитивный государственный аппарат; отсутствие постоянной, регулярной связи между центром и регионами;
ж) идет процесс делегирования государственных полномочий на местах крупным землевладельцам.

2. Сеньориальная монархия. Утвердилась в европейских государствах в X-XIII вв.

а) территориальная раздробленность;
б) ослабление центральной государственной власти, сосредоточение власти на местах, в руках крупных феодалов — землевладельцев;
в) отсутствие единого рынка и единого экономического пространства (следствие господства натурального хозяйства);
г) феодальные войны и произвол как постоянная политическая ситуация.

3. Сословно-представительная монархия (XIII-XV вв.).

а) развитие товарно-денежных отношений, межрегиональных экономических связей, преодоление натурального типа хозяйства как социально-экономический фон политических процессов;
б) развитие городов, заинтересованных в сильной королевской власти;
в) постепенное ослабление территориального сепаратизма, укрепление связей центра с регионами, усиление центральной королевской власти;
г) ослабление политической власти крупных феодалов на местах;
д) возникновение и функционирование сословно-представительных учреждений (германский рейхстаг, английский парламент, французские Генеральные штаты, Земский собор в России), которые являлись опорой центральной власти и выполняли законосовещательные, финансовые и судебные функции.

4. Абсолютная монархия. Утверждается в европейских государствах в XV-XVII вв. в условиях разложения феодальных отношений и формирования капиталистического уклада.

а) концентрация законодательной, исполнительной, судебной, военной, а иногда и духовной власти в руках монарха-главы государства;
б) ограничение политического и экономического влияния церкви, над которой устанавливается государственный контроль;
в) формирование централизованного бюрократического аппарата, постоянной армии, налоговой системы, государственных границ;
г) усиление роли общегосударственного (королевского) права;
д) отмирание сословно-представительных учреждений;
е) ограничение правовой автономии городов.

В чистом, классическом виде абсолютизм сложился во Франции и Испании. В других европейских государствах абсолютная монархия имела местные особенности, так, например, в Англии укрепление королевской власти проходило при сохранении парламента и местного самоуправления. В Германии абсолютизм утвердился лишь в отдельных государствах и княжествах (княжеский абсолютизм).

На определенном этапе своего развития выделяется такой вариант абсолютной монархии, как просвещенный абсолютизм (Франция, Пруссия, Австрия, Россия).

Концепция просвещенного абсолютизма предполагала проведение политики протекционизма и меркантилизма (поощрение развития отечественной торговли и промышленности, а также культуры, науки, просвещения), проведение реформ в целях общественного блага и прогресса.

Феодальное право

Феодальное право представляет собой особую историческую правовую систему, которая по сравнению с древневосточным и римским правом обладала ярко выраженными особенностями:

1. Партикуляризм права (пестрота). Каждое феодальное государство имело свое право, которое, в свою очередь, было неоднородным и включало в себя несколько правовых подсистем (королевское право, феодальное право, местное право, городское право). Отсутствовало представление о единстве права; зачастую нормы права противоречили друг другу.

2. Взаимосвязь права и религии. Феодальное право было связано с религиозными нормами, имело религиозное обоснование. На ранних этапах феодальное право испытывало влияние как со стороны языческой, так и со стороны христианской религии. В зрелом виде феодальное право защищало христианскую (католическую) форму вероисповедания, отличалось нетерпимостью. Самыми тяжкими уголовными преступлениями являлись религиозные (отступления от истинной веры, богохульство, ересь).

3. Феодальное право по сравнению с римским правом является примитивным, неразработанным с точки зрения юридической техники. Примитивность феодального права проявляется в бессистемности норм, отсутствии представления об отраслях, институтах, пробелах и коллизиях в праве.

4. Основным принципом феодального права была сословность, проявлявшаяся в юридическом неравенстве отдельных социальных групп (благородные — неблагородные, свободные — зависимые).

Источниками феодального права были правовые обычаи, судебные прецеденты, церковные и светские нормативно-правовые акты, издаваемые королем, кодификации, римское право, городские судебники. ^шКраткая характеристика источников феодального права:

1. Основным и наиболее распространенным источником права в период V-XIII вв. были правовые обычаи, сложившиеся в данной местности или феодальной курии. Правовые обычаи бывали писаные и неписаные, регулировавшие отношения между благородными (ленное право) и неблагородными (земское право).

Одним из вариантов обычного права были судебники, представлявшие собой систематизацию местных обычаев, включавшие нормы гражданского, семейного, наследственного, уголовного права.

Примером ранних судебников являются многочисленные варварские правды, которые содержали обычаи, сложившиеся у европейских народов в период становления раннефеодальной государственности (Салическая правда, Лангобардская правда, Остготская правда, англо-саксонские правды и др.)

В XIII в. в период укрепления королевской власти начинается вторая волна систематизации местных правовых обычаев, которая производилась по инициативе королей. Появляются такие судебники, как Саксонское зерцало, Швабское зерцало в Германии, Кутюмы Бовези во Франции.

2. В Англии основным источником права, начиная с XII в., явился судебный прецедент. Именно с этого периода стали записывать в особые книги — свитки тяжб — судебные решения, вступившие в силу. Сложилось правило, в соответствии с которым судебные решения, вынесенные вышестоящим судом и занесенные должным образом в свитки тяжб, имеют силу закона для всех нижестоящих судов, когда они рассматривают аналогичное дело. Совокупность прецедентов в своей основе составила общее право Англии, которое отличалось эластичностью, строгой формальностью. Было выработано 39 так называемых приказов, под которые судьи подводили все возможные варианты исковых притязаний. Когда это не удавалось, отказывали в иске. В связи с этим в Англии в начале XV в. возникают суды справедливости, одним из первым стал суд лорда-канцлера. Суд справедливости не был связан не только с нормами общего права, но и абсолютно ни с какими нормами права в целом.

Решения лорда-канцлера имели значение прецедента лишь для судов справедливости. В итоге возникли две системы прецедентного права.

3. Одним из правовых источников в Англии стала юридическая доктрина: трактаты известных английских юристов по вопросам права. Наибольшим авторитетом пользовались трактаты: Г. Брактон «О законах и обычаях Англии (XIII в.)», Институции Э. Кока (XVII в.).

4. Начиная с XIV в. в связи с оживлением правотворчества главы государства развивается королевское право. Это нормы и правила, содержавшиеся в актах королевской власти (ордонансы, прокламации).

В Англии юридическая доктрина осуждала единоличное правотворчество короля. Издаваемые им прокламации имели значение подзаконных актов. Высшей юридической силой обладали статуты — акты парламента, получившие санкцию короля.

С XVII в. появляются систематические собрания законов, действие которых распространяется на всю страну. Большой ордонанс (1670 г. Франция), «Каролина» (Священная Римская империя германской нации, 1532 г.), Прусское земское уложение (1794 г.).

5. В связи с тем, что римско-католическая церковь и ее глава являлись субъектами правотворчества, то следует выделить такой источник права, как церковные кодексы, в которых содержались нормы канонического (церковного) права. Первый кодекс канонического права был составлен в XII в. монахом Грацианом. Он представлял собой системное уложение институтов, регулировавших положение церкви, ее служителей, имущества, семейно-брачные отношения. Источниками канонического права официально считались (кроме кодекса Грациана) Библия и Священное Писание (труды великих отцов церкви, постановления церковных соборов, распоряжения папы Римского).

6. Самостоятельным источником права в средние века было римское право. С XII в. ранее преданное забвению римское право стало преподаваться в европейских университетах и развивалось как учебная и научная дисциплина. Создавались обширные руководства по изучению и применению римского права, из которых особенную известность приобрели сочинения итальянского профессора Аккурсия, автора Glossa ordinaria («расположенная в порядке»), содержащей 96940 глосс («глосса» с греческого языка «речь») — примечаний к римскому праву.

Комментаторы римского права образовали школу глоссаторов, заслугой которой является систематизация римского права, его приспособление к нуждам судебной практики. С XV в. римское право приобрело силу закона, конкурируя с национальным правом в таких странах, как Германия, Франция и Южная Италия.

7. В XI—XII вв. развитие и рост городов, добившихся политической и правовой автономии, повлекло за собой формирование особой правовой системы — городского права, которое регулировало различные отношения в черте города.

Нормы городского права содержались в городских статутах, судебниках, хартиях, уставах цехов и гильдий. В них содержались постановления о полиции, рынке, обязанностях по отношению к собственнику земли, об уголовном и гражданском праве. Типичным было то, что один город заимствовал право у другого. В Германии в этом отношении образцом служили статуты Кельна, Магдебурга, Любека.

Гражданское право. Регулирование имущественных отношений:

1. Регулирование имущественных отношений осуществлялось на основе принципа «нет земли без сеньора», т.е. право собственности на землю было привилегией дворянского сословия. Купля-продажа земли была крайне затруднена.

2. Феодальная собственность на землю имела ряд особенностей:

а) расчлененный характер — одну часть своей земли сеньор держал для себя, другую отдавал своим вассалам, но не в собственность, а в держание, на условиях феодальной службы;
б) феодальному праву земельной собственности не было свойственно право неограниченного распоряжения;
в) категорически воспрещалась передача феода церкви;
г) наследовать право собственности на землю мог только старший сын (принцип майората);
д) наследование земли осуществлялось только по закону, но не по завещанию;
е) крестьянин не имел права собственности на землю, а в ряде случаев право собственности феодала на землю распространялось на личность крестьянина, его детей и имущество. Однако следует отметить, что в Западной Европе, в отличие от России, крепостное право не получило широкого распространения;
ж) феодальные отношения возникали на договорной основе. Существовало два типа договоров: ленный договор и договор между сеньором и крестьянином.

Ленный (благородный договор) регулировал отношения между сеньором и нижестоящим вассалом; последний был обязан нести военную службу в пользу сеньора в обмен на право владения землей. Договор между сеньором и крестьянином предполагал право сеньора требовать выплаты ренты и выполнения повинностей трудового характера в обмен на право получения земли. Обязательства из подобных договоров передавались по наследству.

С развитием городов в праве стали развиваться нормы, регламентировавшие торговые отношения:

При этом в феодальном праве существовали значительные ограничения предпринимательской деятельности, установленные государством либо торговыми и цеховыми уставами.

Семейное право рассматриваемого периода развивалось под влиянием христианской церкви. Брачные обязательства возникали только на основании церковного венчания, считавшегося таинством, подобным крещению.

Церковь не допускала развода между супругами: брачные отношения прекращались на основании смерти одного из супругов, или ухода в монастырь. Семья имела патриархальный характер, замужняя женщина находилась под опекой супруга. Приданое, которое приносила жена, становилось общей собственностью семьи. Ограничивались взаимные дарения супругов. Супружеское прелюбодеяние считалось преступлением. Внебрачные дети не имели наследственных прав в отношении имущества своих родителей.

Уголовное право. По сравнению с современностью феодальное уголовное право средневековья отличалось множественностью, неопределенностью составов преступлений и предоставляло судье возможность свободного усмотрения. Судья не был связан предписаниями закона, мог ввести не предусмотренный законом вид наказания.

Считалось, что целью уголовного наказания было искупление греха, причинение страданий преступнику, вид которых предупреждает других от совершения подобного деяния, поэтому широко применялись мучительные виды смертной казни (четвертование, сожжение, утопление), телесные и позорящие наказания. Приговор приводился в действие публично, при массовом стечении народа.

Характерным было и то, что не существовало различий между нормами уголовного и уголовно-процессуального права.

Основные виды преступлений:

В Англии преступления делились на три группы: государственные (treason), тяжкие (felony), легкие (misdiminor).

Для Франции были свойственны такие преступления, как:

В период феодального права преобладают следующие виды наказаний:

Необходимо отметить, что уголовному преследованию подвергались не только люди, но и животные.

Вместе с тем на размер и вид наказания влияло сословное положение преступника. Так, отличались мягкостью наказания, налагаемые церковными судами в отношении служителей церкви.

Наиболее ярко особенности феодального уголовного права проявляются в таких нормативных актах, как «Каролина» (Германия, 1532 г.), уголовный ордонанс (Франция, 1670 г.)

До XIII в. при рассмотрении как уголовных, так и гражданских дел практиковался состязательный (обвинительный) процесс.

Основные черты состязательного процесса:

С XIII в. после запрещения церковным собором ордалий, в церковных, а затем и светских судах стал развиваться розыскной (инквизиционный) процесс при рассмотрении политических и религиозных преступлений.

Основные признаки инквизиционного процесса:

Между тем в Англии инквизиционный процесс не получил распространения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *