В чем заключается особенности феодализма в
ЛЕКЦИЯ по курсу всеобщей истории. «Основные черты западноевропейского феодализма».
§ 13. Основные черты западноевропейского феодализма.
Слово «феодализм» происходит от слова «феод» — наследственное земельное владение за службу.
Существовало правило: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Это означало, что вассал служил только своему непосредственному сеньору. Король, например, не мог призвать на службу барона — вассала герцога, а герцог — простого рыцаря. Именно поэтому власть королей была слабой.
Сеньор, наделяя вассала землей, помогал ему, защищал от врагов. Вассал по призыву сеньора становился в ряды его войска. Как правило, военная служба была для вассала обязательной в течение сорока дней в году. За остальные дни, проведенные в седле, он получал от сеньора особую плату. В определенных случаях вассал также дарил подарки сеньору, выкупал его из плена и т.д. Феод после смерти владельца наследовал старший сын.
Феодальные порядки обеспечивали существование достаточно надежной военной силы для защиты всего общества.
В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных людей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими Западной Римской империи. Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а некоторые рыцари иногда были очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми.
В отличие от воюющих и работающих духовенство было открытым сословием. Это означает, что священниками могли стать выходцы из двух других сословий. Для содержания духовенства с работающих взимали подать в размере десятой части дохода ( церковная десятина ). В непосредственном владении Церкви находились немалые земли.
Успехи земледелия во многом были связаны с изобретением тяжелого плуга с сошником — приспособлением для отвала земли. Придумали и хомут для лошади. Он позволил использовать этих животных для вспашки полей.
Крестьянами было освоено трехполье (чередование севооборота: пар — вспаханное поле, не занятое посевами; озимые — засев под зиму; яровые — засев весной). На поля стали вносить навоз и другие удобрения. Широкое распространение получило выращивание овощей и фруктов. Виноградники постепенно распространялись даже в северных районах, вплоть до Англии.
Каждая крестьянская семья обрабатывала свой надел. Этот надел представлял из себя длинную полосу земли в большом поле. Рядом располагались наделы других семей и полосы господской земли. После сбора урожая на общее поле выгонялся скот. Скот не только пасся, но и удобрял пашню. В таких условиях все работы должны были проводиться одновременно, все сажали одну культуру. Жители деревни помогали попавшим в беду соседям, совместно защищались от грабителей, расчищали новые поля, пользовались лесами и лугами.
Важнейшие вопросы решались на общих сходах, там же избирали старосту — главу крестьянской общины. Община была необходима крестьянам и в их отношениях с феодалом. Староста следил за полнотой уплаты оброка и одновременно за тем, чтобы с крестьян не брали сверх нормы.
Правила рыцарской чести предписывали защищать Церковь и ее служителей, а также всех слабых — вдов, сирот, нищих. Но в реальной жизни правила часто нарушались. Среди рыцарей встречалось немало необузданных, жестоких, лживых, жадных людей.
Любимыми развлечениями феодалов были охота и турниры — военные состязания рыцарей в присутствии зрителей. Правда, Церковь осуждала турниры. Ведь на них рыцари тратили свое время и силы, необходимые для борьбы с врагами христианства. Однако, несмотря на огромный авторитет Церкви, ее призывы в этом случае оказывались напрасными.
1. Что такое феодализм? В чем состояли причины его зарождения?
2. Из каких сословий состояло феодальное общество? Каковы были функции этих сословий?
3. Почему, по вашему мнению, средневекового крестьянина называют универсальным работником?
10. Основные черты западноевропейского феодализма
Классическое Средневековье в Европе ‘. — XIII вв.) являлось временем расцвета феодализма. Слово « феодализм » происходит от слова «феод» — наследственное земельное владение за службу. Человек, получавший феод, был вассалом (слугой) того, кто предоставлял ему землю. Тот, кто наделял феодом, являлся сеньором (старшим). И сеньоров, и вассалов называли феодалами. Феодал также был сеньором для всех жителей его феода.
К Х—XI ни. в Европе почти вся земля оказалась поделен ной на феоды. В то время так и говорили: « Нет земли без сеньора ». Все феодалы стали фактически независимыми правителями в своих владениях. Однако между феодалами сохранялась связь, которая предохраняла государства от полного распада. Эту связь изображают в виде так называемой «феодальной лестницы». На ее верхней ступени находился король или император — верховный владелец всех земель и верховный сеньор б государстве. Считалось, что король раздавал большие области споим вассалам — князьям, герцогам, графам. Те. в свою очередь, выделяли отдельные части своих княжеств, герцогств и графств собственным вассалам — баронам. У баронов тоже 61,1:111 вассалы — рыцари. Слово « рыцарь » в переводе с немецкого означает всадник, кавалерист. В качестве феода рыцари получали имение — деревню или часть деревни. Рыцари составляли нижнюю ступень «феодальной лестницы».
Существовало правило: » Вассал моего вассала — не мой вассал ». Это означало, что вассал служил только своему непосредственному сеньору. Король, например, не мог призвать на службу барона — вассала герцоги, а герцог — простого рыцаря. Именно поэтому власть королей была тогда очень слабой.
Сеньор давал вассалу землю, помогал ему и защищал от врагов. Вассал по призыву господина становился в ряды его войска. Как правило, военная служба была для вассала обязательной в течение 40 дней в году. За остальные дни. проведенные и седле, он получало1 сеньора особу к> плату. В определенных случаях вассал также дарил подарки сеньору, выкупал его из плена и т.д. Феод после смерти владельца наследовал его старший сын.
2. Главные черты европейского феодализма
2. Главные черты европейского феодализма
Проще всего начать нашу характеристику с перечисления того, чего в феодальном обществе не было. Не было родственных кланов как основы общества. Родственные связи продолжали играть значительную роль, но они не были главными. Феодальные связи, собственно, и возникли именно потому, что кровные узы ослабели. Понятие государственной власти сохранялось, оно воспринималось как доминирующее над множеством мелких властей, но при этом государство было крайне ослаблено и не могло исполнять своих функций, в частности, функций защиты. При этом нельзя сказать, что феодальное общество резко отличалось от общества, построенного на родственных связях, или от общества, управляемого государством. Оно было сформировано именно такими обществами, и, естественно, сохраняло на себе их отпечаток. Отношения личной зависимости, характерные для него, были чем-то вроде искусственных родственных уз, и дружины на первоначальном этапе были подобием родственных кланов; власть мелких господ, которые появились во множестве, по большей части представляла собой подобие королевской власти.
Европейский феодализм — результат распада более древних обществ. Он будет непонятен без потрясений, вызванных нашествием германских племен, в результате которого произошло насильственное совмещение двух обществ, расположенных на разных ступенях развития. Структуры как одного общества, так и другого были разрушены, и на поверхности вновь появились социальные привычки и образ мыслей древних времен. Феодализм окончательно сформировался в атмосфере последних варварских натисков. Для этого общества характерно замедление общественной жизни, почти полная атрофия денежного обмена, что делало невозможным функционирование оплачиваемого чиновничества, и переключение сознания на чувственное восприятие непосредственно близкого. Как только все эти характеристики стали меняться, стало меняться и феодальное общество, превращаясь во что-то иное.
Феодальное общество было скорее обществом неравенства, чем обществом иерархии, обществом господ, а не аристократов, сервов, а не рабов. Если бы рабство продолжало играть в нем значительную роль, формы собственно феодальной зависимости в применении к нижним классам не возникло бы. А что касается социума, то в атмосфере всеобщего хаоса главная роль принадлежит искателям приключений, — память людей слишком коротка, социальное положение слишком неустойчиво, чтобы возникла и поддерживалась четкая кастовая лестница.
Между тем феодальный режим предполагал подчинение множества неимущих небольшому количеству могущественных. Унаследовав от романского мира зачаточные сеньории в виде вилл, а от германских деревень институт старост, этот режим укрепил и распространил эксплуатацию человека человеком, крепко связав воедино право на доходы с земли с правом управлять, в результате чего и возникли настоящие сеньории. К выгоде олигархии прелатов и монахов, обязанных добиваться благосклонности небесных сил. А главное, к выгоде военной олигархии.
Нам будет достаточно краткого сравнительного анализа для того, чтобы показать: отличительной чертой феодальных обществ было почти полное совмещение сословия господ-сеньоров с сословием профессиональных воинов, тяжело вооруженных конных рыцарей. Мы уже успели убедиться: там, где в качестве войска использовали вооруженных крестьян, либо не было феодальных институтов, вроде сеньорий, либо и сеньории, и рыцарство были в зачаточной форме — так было в Скандинавии, так было в Астуро-Леонских королевствах. Еще более яркий пример того же самого — Византийское государство, поскольку и его политика, и его учреждения формировались более осознанно. После антиаристократических выступлений VII века византийское правительство, со времен Римской империи традиционно располагавшее административной властью, испытывая нужду в надежном и постоянном войске, создало систему военно-податных наделов, их арендаторы должны были поставлять воинов государству. Чем не феод? Но в отличие от Запада владельцем его был скромный крестьянин. Отныне государь должен был заботиться только о сохранности этого «солдатского имущества», оберегая как его, так и других малоимущих от посягательств богатых и могущественных. Между тем в конце XI века из-за тяжелых экономических условий отягощенные долгами крестьяне начинают терять свою независимость, а государство, ослабленное внутренними распрями, не может их защитить. В результате государство теряет не только налогоплательщиков. Оно лишается собственного войска и попадает в зависимость от магнатов, которые одни только могут набирать теперь нужное количество воинов среди зависимых от них людей.
Честно говоря, в том, что практически все связи в обществе приобрели вид вассальных, было что-то искусственное. Умирающая государственность империи Каролингов пыталась выжить с помощью института, который возник, потому что она умирала. Система взаимозависимостей сама по себе могла бы служить сплоченности государства, примером тому англо-нормандская монархия. Но в этом случае центральная власть должна была быть усилена — нет, не силой завоевателей, — а новыми моральными и материальными стимулами. В IX веке слишком велика была тенденция к дробности.
На карте западной цивилизации в эпоху феодализма мы видим несколько белых пятен: скандинавский полуостров, Фризия, Ирландия. Может быть, важнее всего сказать, что феодальная Европа никогда не была феодальной целиком, что феодализм затронул те страны, в которых мы можем его наблюдать, в разной степени и существовал в них в разное время, ни одна из стран не была феодализирована полностью. Ни в одной из стран сельское население не попало целиком в личную, передаваемую по наследству, зависимость. Почти повсюду, — в одном районе больше, в другом меньше — сохранились аллоды, большие или маленькие. Никогда не исчезало понятие государства, и там, где государство сохраняло хоть какую-то власть, люди продолжали называть себя «свободными» в старом понимании этого слова, потому что они зависели только от главы всего народа и его представителей. Крестьяне-воины сохранились в Нормандии, датской Англии и Испании. Взаимные клятвы — противоположность клятвам подчинения — сохранились в «движениях мира» и восторжествовали в городских коммунах. Конечно, несовершенство воплощения — удел любого человеческого начинания. В европейской экономике начала XX века, безусловно, развивающейся под знаком капитализма, тем не менее остаются институты, остающиеся вне этой схемы.
Начиная воображать себе карту феодализма, мы густо штрихуем область между Луарой и Рейном, затем Бургундию по обеим берегам Соны, в XI веке эту область норманнские завоевания резко раздвинут в сторону Англии и южной Италии; вокруг этого центрального ядра штрихи становятся все бледнее, едва затрагивая Саксонию, Леон и Кастилию, — такова в окружении белизны зона феодализма. В наиболее четко обведенной зоне нетрудно угадать области, где влияние законов Каролингов было наиболее сильным, где наиболее тесно переплелись, уничтожая друг друга, германские и романские элементы, развалив в конце концов общественную структуру и дав возможность развиться древним зернам: земельной сеньории и личной зависимости.
Читайте также
Начало феодализма?
Начало феодализма? Некоторые ученые делают вывод о том, что уже в IV в. в германском обществе пользовалась влиянием лишь узкая группа знатных лиц, которые обладали сильным вооружением и свитой из воинов. Однако существует немало погребений III–IV вв., не говоря уже о
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. «РОСКОШЬ ФЕОДАЛИЗМА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. «РОСКОШЬ ФЕОДАЛИЗМА» Период, в котором оказалась наша историческая наука, не очень благоприятен для обобщений. Как выяснилось, категориальный аппарат обветшал, базовые понятия по многим причинам утратили свою эвристическую ценность, хотя бы потому, что
Развитие феодализма в Швеции
Развитие феодализма в Швеции Хотя и в Швеции постепенно возрастал слой держателей, не имеющих собственной земли, число крестьян, сохранявших независимость от крупных землевладельцев, было велико. В ходе борьбы за укрепление королевской власти и начавшегося с XII в.
Развитие феодализма в Дании
Развитие феодализма в Дании В течение XII в. в Дании также развернулась междоусобная борьба, но уже король Вальдемар I (1157—1182), устранив соперников, усилил свою власть союзом с церковью. Влияние церкви на государственные дела в Дании было очень велико. Духовенство получило
ГЛАВА II ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ ЖЕНСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ДОПЕТРОВСКОЕ ВРЕМЯ
ГЛАВА II ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ ЖЕНСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ДОПЕТРОВСКОЕ ВРЕМЯ Языческое время: княгиня Ольга. Влияние византийской культуры. Постнический идеал. Происхождение терема. Боярыня Морозова. Царевна Софья и значение царского девичьего терема в конце XVII ст. На пределах нашей
2. ОТ КАРЛА ВЕЛИКОГО ДО ФЕОДАЛИЗМА
2. ОТ КАРЛА ВЕЛИКОГО ДО ФЕОДАЛИЗМА Многообразие монет и колебания относительной стоимости золота и серебра сильно усложняли использование монет в раннем средневековье. Карл Великий положил конец этой путанице и создал в своей империи намного более упорядоченную
2. Оммаж в эпоху феодализма
2. Оммаж в эпоху феодализма Вот друг перед другом два человека: один хочет служить, второй соглашается или желает быть хозяином. Первый соединяет ладони и сложенные таким образом руки вкладывает в руки другого: откровенный знак подчинения, который иногда подкреплялся и
Глава II. ПОСЛЕДСТВИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ФЕОДАЛИЗМА
Глава II. ПОСЛЕДСТВИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ФЕОДАЛИЗМА 1. Пережитки и обновление Начиная с середины XIII века европейские общества окончательно прощаются с феодальным строем. Но все изменения, происходящие в среде, наделенной памятью, происходят медленно, ни одна социальная
14. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА
14. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (V–XVI вв.). Политические и правовые учения в Западной Европе рассматриваемой эпохи постоянно
В чем заключается особенности феодализма в
4.4 пУПВЕООПУФЙ ЬФБРПЧ ЖЕПДБМЙЪНБ
тЩГБТШ УФБОПЧЙМУС ЧБУУБМПН РП ПФОПЫЕОЙА Л УЕОШПТХ (ВПМЕЕ ЪОБФОПНХ ТЩГБТА ЙМЙ УБНПНХ ЛПТПМА), Й Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ, ВЩМ УЕОШПТПН ЪБЧЙУЙНЩИ ПФ ОЕЗП ДЕТЦБФЕМЕК ЪЕНЕМШОЩИ ОБДЕМПЧ Ч РТЕДЕМБИ ВЕОЕЖЙГЙС.
ьФЙ ДЧБ РТБЧБ ПЪОБЮБМЙ ОБ ДЕМЕ УХДЕВОХА Й ЧПФЮЙООХА ЪБЧЙУЙНПУФШ ЛТЕУФШСО ПФ ЖЕПДБМПЧ. ъЕНМЕДЕМШГЩ УФБОПЧЙМЙУШ ЛТЕРПУФОЩНЙ.
рЕТЙПД ЖПТНЙТПЧБОЙС ЛТХРОПЗП ЪЕНМЕЧМБДЕОЙС Й РПУФЕРЕООПЗП ЪБЛТЕРМЕОЙС УЧПВПДОЩИ ПВЭЙООЙЛПЧ, РТПДПМЦБМУС У V ДП ЛПОГБ X Ч. ч ЬФП ЧТЕНС ЪЕНМЕДЕМЙЕ ВЩМП РТБЛФЙЮЕУЛЙ ЕДЙОУФЧЕООПК ПФТБУМША РТПЙЪЧПДУФЧБ, ИПЪСКУФЧП ОПУЙМП ОБФХТБМШОЩК ИБТБЛФЕТ, Б ПВНЕО ВЩМ ТБЪЧЙФ ЛТБКОЕ УМБВП. лТЕУФШСОЕ ОЕ ФПМШЛП РТПЙЪЧПДЙМЙ УЕМШУЛПИПЪСКУФЧЕООХА РТПДХЛГЙА, ОП Й РЕТЕТБВБФЩЧБМЙ ЕЕ: РТСМЙ, ФЛБМЙ, ДЕМБМЙ ПВХЧШ, НЕВЕМШ, ИПЪСКУФЧЕООЩК ЙОЧЕОФБТШ, УФТПЙМЙ ДМС УЕВС Й УЧПЕЗП ЖЕПДБМБ. чПУРТПЙЪЧПДУФЧП ОПУЙМП РТПУФПК ИБТБЛФЕТ, Ф.Е. РТБЛФЙЮЕУЛЙ ОЕ ТБУЫЙТСМПУШ ОБ РТПФСЦЕОЙЙ НОПЗЙИ УФПМЕФЙК.
дМС УЕМШУЛПЗП ИПЪСКУФЧБ ИБТБЛФЕТОБ ОЙЪЛБС ТХФЙООБС ФЕИОЙЛБ Й НЕДМЕООПЕ ЕЕ ТБЪЧЙФЙЕ. зПУРПДУФЧХЕФ ОБФХТБМШОПЕ ИПЪСКУФЧП, ПВНЕО ОЕЪОБЮЙФЕМЕО Й ФПТЗПЧЩЕ УЧСЪЙ УМБВПТБЪЧЙФЩ. тЕНЕУМП ФПМШЛП ПФДЕМСЕФУС ПФ УЕМШУЛПЗП ИПЪСКУФЧБ. рТЕПВМБДБЕФ ПФТБВПФПЮОБС ТЕОФБ Й УЧСЪБООБС У ОЕК РТПДХЛФПЧБС.
тБЪЧЙФЙЕ ОПЧЩИ ПФОПЫЕОЙК Ч еЧТПРЕ Л X Ч. РТЙЧЕМП Л РПДЯЕНХ ЬЛПОПНЙЛЙ. тБУЮЙЭБМЙУШ МЕУБ, ПВТБВБФЩЧБМЙУШ ОПЧЩЕ ЪЕНМЙ, РТПЧПДЙМЙУШ ЙТТЙЗБГЙПООЩЕ ТБВПФЩ, ХМХЮЫБМЙУШ РПТПДЩ ДПНБЫОЙИ ЦЙЧПФОЩИ, ТБЪЧЙЧБМПУШ ТЕНЕУМП Й ПВНЕО.
ч РЕТЙПД X-XI Ч. ЧПФЮЙОБ, ПВПУПВЙМБУШ ЛБЛ ОЕЪБЧЙУЙНПЕ ЗПУХДБТУФЧП УП УЧПЙН УХДПН, БДНЙОЙУФТБГЙЕК, ЧПЕООЩНЙ Й РПМЙФЙЮЕУЛЙНЙ УЙМБНЙ. ьФП РТЙЧЕМП УФТБОЩ Л РПМЙФЙЮЕУЛПК ТБЪДТПВМЕООПУФЙ.
ф.П. Ч ЬФПФ РЕТЙПД РПСЧЙМЙУШ ТПУФЛЙ ЖЕПДБМЙЪНБ: ЪЕНМС ЛПОГЕОФТЙТПЧБМБУШ Х ЧЩУЫЙИ УМПЕЧ ПВЭЕУФЧБ, ЖПТНЙТПЧБМУС УМПК ЪБЧЙУЙНПЗП ЛТЕУФШСОУФЧБ, ХУФБОБЧМЙЧБМЙУШ ЧБУУБМШОП-МЕООЩЕ ПФОПЫЕОЙС.
оБФХТБМШОПЕ ИПЪСКУФЧП, ЗПУРПДУФЧПЧБЧЫЕЕ ОБ РТПФСЦЕОЙЙ ЧЕЛПЧ, ОБЮБМП ЛПМЕВБФШУС. уЙМШОЕКЫЙН ФПМЮЛПН ДМС ТБЪЧЙФЙС НЕОПЧЩИ ПФОПЫЕОЙК РПУМХЦЙМЙ ЛТЕУФПЧЩЕ РПИПДЩ, РТЕДРТЙОСФЩЕ Ч XI-XIII ЧЧ., ЧУЛПМЩИОХЧЫЙЕ, РТЙЧЕДЫЙЕ Ч ДЧЙЦЕОЙЕ ПЗТПНОЩЕ НБУУЩ ОБТПДБ. рПИПДЩ РТПВЙМЙ РХФШ ОБ чПУФПЛ, ЛПФПТЩК ТБОЕЕ ЪБЛТЩЧБМБ чЙЪБОФЙКУЛБС йНРЕТЙС, МЕЦБЧЫБС ОБ РЕТЕРХФШЕ НЕЦДХ чПУФПЛПН Й ъБРБДПН. еЧТПРЕКГЩ РПЮХЧУФЧПЧБМЙ ЙОФЕТЕУ Л РТЕДНЕФБН ТПУЛПЫЙ Й РТПДХЛФБН У ЧПУФПЛБ, Б Х ЦЙФЕМЕК чПУФПЛБ РПСЧЙМУС УРТПУ ОБ ФПЧБТЩ ЙЪ еЧТПРЩ. пЦЙЧЙМЙУШ ПФОПЫЕОЙС НЕЦДХ УБНЙНЙ ЕЧТПРЕКУЛЙНЙ УФТБОБНЙ. тПНБОФЙЮЕУЛЙЕ РПИПЦДЕОЙС ЛТЕУФПОПУГЕЧ РТПВХДЙМЙ ЧЛХУ Л РХФЕЫЕУФЧЙСН Й РТЙЛМАЮЕОЙСН, ЮФП Ч ЛПОЕЮОПН ЙФПЗЕ УРПУПВУФЧПЧБМП ПФЛТЩФЙА бНЕТЙЛЙ.
ф.П., ЛБОПОЙЮЕУЛПЕ РТБЧП ЕЭЕ Ч 325 З. О. Ь. ЪБРТЕФЙМП ДХИПЧЕОУФЧХ УУХЦБФШ ДЕОШЗЙ РПД РТПГЕОФЩ, Б Ч IX Ч. ЬФП ВЩМП ЪБРТЕЭЕОП Й НЙТСОБН. ч XIV Ч. ДБЦЕ УПНОЕОЙЕ ЗТЕИПЧОПУФЙ РТПГЕОФБ ПВЯСЧМСМПУШ ЕТЕУША Й ЗТПЪЙМП УПЦЦЕОЙЕН.
рПДЯЕН ГЕО ПИЧБФЙМ ЧУА еЧТПРХ Й РПМХЮЙМ ОБЪЧБОЙЕ «ТЕЧПМАГЙС ГЕО»
тБЪТХЫЕОЙЕ УТЕДОЕЧЕЛПЧПЗП УФТПС ПЪОБЮБМП ТБЪМПЦЕОЙЕ ЖЕПДБМШОПЗП ИПЪСКУФЧБ Й РПСЧМЕОЙЕ ОБЕНОЩИ ЪЕНЕМШОЩИ ПФОПЫЕОЙК, ЪБНЕОХ Ч РТПНЩЫМЕООПУФЙ УФТПЗПЗП ГЕИПЧПЗП РПТСДЛБ ЗПУРПДУФЧПН ЛБРЙФБМЙУФПЧ?РТЕДРТЙОЙНБФЕМЕК, УФПСЭЙИ ЧОЕ ГЕИПЧЩИ ПЗТБОЙЮЕОЙК. ч УЖЕТЕ ПВНЕОБ ПЗТБОЙЮЕОЙС, ОБМБЗБЧЫЙЕУС ЛБОПОЙЮЕУЛЙН РТБЧПН ОБ ФПТЗПЧМА Й ЛТЕДЙФ, ВЩМЙ РТЕПДПМЕОЩ. рПСЧЙМЙУШ ЧЕЛУЕМС, ВБОЛЙ, БЛГЙПОЕТОЩЕ ПВЭЕУФЧБ. фБЛЙН ПВТБЪПН, УТЕДОЕЧЕЛПЧЩК УФТПЗЙК РПТСДПЛ ЪБНЕОЙМУС ВПМЕЕ УЧПВПДОЩНЙ ПФОПЫЕОЙСНЙ. пДОБЛП ЬФП ОЕ ПЪОБЮБМП РЕТЕИПДБ Л РПМОПК ВЕУЛПОФТПМШОПУФЙ ДМС РТЕДРТЙОЙНБФЕМС. рТПУФП ЖХОЛГЙЙ ЛПОФТПМС ПФ ЗПТПДУЛЙИ Й ГЕИПЧЩИ УПЧЕФПЧ РЕТЕЫМБ Л ЗПУХДБТУФЧХ, ЛПФПТПЕ ОЕ НПЗМП ПУХЭЕУФЧМСФШ ФБЛПК НЕМПЮОЩК ОБДЪПТ, ЛБЛ ГЕИПЧЩЕ ОБДЪЙТБФЕМЙ.
ч ЛПОГЕ УТЕДОЕЧЕЛПЧШС РТПЙЪПЫЕМ РЕТЕЧПТПФ Й Ч ДХИПЧОПК ЦЙЪОЙ, ОБУФХРЙМБ ЬРПИБ чПЪТПЦДЕОЙС. лХМШФХТБ тЕОЕУУБОУБ, БОФЙЖЕПДБМШОБС Ч УЧПЕК ПУОПЧЕ, ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС БОФЙГЕТЛПЧОЩН ИБТБЛФЕТПН, ЗХНБОЙЪНПН, ПВТБЭЕОЙЕН Л ЛХМШФХТОПНХ ОБУМЕДЙА БОФЙЮОПУФЙ, РТПОЙЛОХФБ ЧЕТПК Ч ВЕЪЗТБОЙЮОЩЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ ЮЕМПЧЕЛБ, ЕЗП ТБЪХНБ Й ЧПМЙ, ПФТЙГБОЙЕН ЛБФПМЙЮЕУЛЙИ ДПЗН. йНЕОБ ЕЕ ДЕСФЕМЕК УПИТБОЙМЙУШ ОБ ЧЕЛБ: мЕПОБТДП ДБ чЙОЮЙ, нЙЛЕМБОДЦЕМП, тБЖБЬМШ, фЙГЙБО, тБВМЕ, ыЕЛУРЙТ, уЕТЧБОФЕУ, рЕФТБТЛБ, ьТБЪН тПФФЕТДБНУЛЙК. зЕТПК ТЕЖПТНБГЙЙ, РПЬФ ТЩГБТУФЧБ зХФФЕО ЧПУЛМЙГБЕФ: «оБХЛЙ РТПГЧЕФБАФ, ХНЩ РТПВХЦДБАФУС, ЧЕУЕМП ЦЙФШ!».
«Государственный феодализм», взаимопомощь селян, городское ополчение и другие особенности древнерусского общества XI — XII вв. (Конспект 13)
Аполлинарий Васнецов, Вече
Сегодня поговорим о структуре древнерусского общества раннего Средневековья. Был ли на Руси XI — XII вв. феодализм в строгом смысле этого слова? Кто такие «служилые люди»? Какое положение в древнерусском обществе занимало духовенство по сравнению с Византией? Было ли городское население безропотной массой? В чем заключался «коллективизм» сельской общины? Было ли на Руси рабство? Кто такие смерды?
Вопрос о том, когда в Древней Руси началось формирование класса феодалов-землевладельцев — оставался долгое время спорным. Улучшить ситуацию помогло сопоставление немногочисленных восточнославянских источников с более многочисленными рукописными источниками западных соседей Древней Руси, находившихся в X — XII веках на сходной ступени общественного развития.
Административная структура. Налоги и пошлины.
В X — XII веках на смену племенных территорий пришли большие административные округа —«земли», называвшиеся по имени их главных центров — «градов» (Ростовская земля, Новгородская земля и т.д.).
Земли делились на более мелкие административные единицы, названия которых нам неизвестны. В центре такого небольшого округа находилась крепость — град. Управлял градом член княжеской «старшей» дружиной — посадник (посаженный князем в этом граде). Посадник опирался на княжеских дружинников — «отроков». Посадник выполнял военно-административную функцию: организовывал оборону града, следил за состоянием крепости, мобилизовал население не ее ремонт, управлял сельским населением.
Важнейшей обязанностью посадника и «отроков» было обеспечить сбор дани. В результате сбора дани в руках князей скапливались значительные средства. Скорее всего, единой системы налогообложения не было. Так например, в Смоленской земле размеры дани колебались от 400 да 10 гривен с округа (1 гривна — кусок серебра в 50 гр.). Если дань исчислялась в гривнах (определённом количестве серебра), это не значит, что она собиралась в серебре. В условиях раннего Средневековья с господством натурального хозяйства, сбор дани с сельского населения в серебре был маловероятным. Поэтому большая часть дани собиралась в виде эквивалентов денег — шкурках пушных зверей, различных ремесленных изделий, продуктов. На населении лежала повинность свозить все это на «княж двор». Повинность эта называлась «повозом». Такие дворы находилась во многих местах, где постоянно стояла дружина и которые князь посещал во время объезда страны. На их территории размещались кладовые, амбары, хранилища вина и бортного мёда, конюшни, бани, погреба и даже тюрьмы.
Также посадник сосредоточил в своих руках судебную власть. Взимались виры (штраф за убийство) и продажи (за другие преступления). Суд был значительным источником дохода для княжеской казны, также часть судебных штрафов шла в пользу посадника и «отроков». Часто они злоупотребляли судебной властью и искусственно возбуждали уголовные дела, что вызывало большое недовольство населения. Во времена ослабления, либо смены княжеской власти это недовольство могло выливаться в нападение на посадника и отроков и их ограбление. Князь часто объезжал земли как представитель верховный власти. Это процесс назывался по-старому — «полюдье», однако суть его была теперь несколько иной. Князь не просто осуществлял кормление, он вершил суд (разбирал спорные дела), принимал жалобы на своих подчиненых, решал различные вопросы управление.
Алексей Максимов, В усадьбе князя
Господствующим классом древнерусского общества XI — XII веков была дружина, в своём развитии уничтожившая или включившая в себя верхушку местного населения. Дружина — являлась административным аппаратом и главной военной силой страны.
Князь являлся физическим воплощением государственной власти. Собранные с населения доходы стекались в руки князя, и он играл решающую роль в их распределении между дружинниками. В то же время князь зависел от дружины, и поэтому советовался с дружинниками и щедро награждал их за службу.
Дружина XI — XII веков имела достаточно сложную и разветвлённую структуру:
а. «Старшая» дружина («боярство») — ближайшие приближенные и советники князя. Бояр князь назначал посадниками в градах, они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства.
б. «Младшая» дружина состояла из рядовых воинов — «отроков», были военной и административной опорой посадника.
Дружинники резко отличались от основного населения своим положением в обществе, образом жизни и правовым статусом. «Правда Ярослава» устанавливала штраф в 40 гривен за убийство обыкновенного свободного человека и «младшего» дружинника, а за убийство «старшего» взималась двойная плата. Однако за дружинника виру платил князь, в то время как обыкновенный свободный человек выплачивал ее сам, что зачастую могла полностью разорить его, если бы не поддержка членов общины.
«Такое состояние общества, когда основная масса населения — члены деревенских соседских общин — являлась объектом коллективной эксплуатации со стороны княжеской власти, опиравшейся на дружину, есть основание оценивать как особый, характерный для эпохи раннего Средневековья вариант «государственного феодализма».
История России с древнейших времён до конца XVII века. Под редакцией Милова. С.149-150
На что тратилась собранные с населения средства?
а. Оплата мастеров, руководивших строительством крепостных сооружений, мостов, деревянных мостовых (сами эти работы были повинностью зависимого населения).
б. Часть средств шла на строительство церковных сооружений.
в. Содержание посольств в других странах.
г. Главная часть доходов шла на содержание дружины.
Обеспечить высокие жизненные стандарты для дружины и ее высокую боеготовность было делом не из легких. Продукты, собранные с сельских жителей, и товары заморской торговли (из Византии) не могли удовлетворить возрастающие потребности дружины. Для решения этой задачи государственная власть попыталась создать ряд институтов, получивших в научной литературе название «служебной организации». Из подчиненного власти населения были выделены группы людей, наследственно прикреплённые к выполнению тех или иных «служб» для удовлетворения потребности дружинников, за это им предоставлялись наделы земли, свободные от уплаты дани.
Виктор Васнецов. Баян.
Чем занимались «служилые люди»?
а. Некоторые из этих людей занималось ловлей пушного зверя — важного предмета международной торговли. Теперь это было их эксклюзивное право.
б. Охота в охотничьих угодьях — также была разрешена не всем. Добытое на охоте поставлялось к столу дружинников.
в. Особая группа людей занималась выпасом конских табунов, в которых выращивали боевых коней для воинов.
г. Часть людей, проживавших в округе городов занимались приготовлением пищи и обслуживанием дружины.
Всю эту организацию, созданную для обслуживания потребностей дружины, можно рассматривать как своеобразную форму «государственного» хозяйства, необходимую в обществе, где господствует натуральное хозяйство и отсутсвует развитая хозяйственная специализация.
«Концентрация в предместьях градов ремесленного населения, обслуживавшего потребности дружины, имело важное объективное значение для последующего развития древнерусского общества. «Град»-крепость, местопребывание дружины, стал постепенно превращаться в «город»-поселение, в котором основным занятием значительной части жителей стало ремесло и торговля. Здесь же стали селиться торговцы, рассчитывавшие, что дружинники купят привезённые ими товары».
Там же. С.149
Духовенство занимало в древнерусском обществе особое привилегированное положение. Оно выполняло функцию воспитания всего общества в духе новой христианской религии, это относилось и к верховной власти. В соответсвии с церковными канонами духовенство должно было подчиняться суду и руководству только церковных иерархов.
Однако это идеальное положение духовенства не всегда соответствовало реальному положению церкви в древнерусском обществе. Церковь получала десятую часть от доходов князя, что делало ее зависимой от государственной власти. Именно характер материального обеспечения церкви вносил значительные коррективы в ее положение в сравнении с церковью в Византии. Также церковь сильно нуждалась в поддержке государственной власти в борьбе с язычниками. В Византии церковь пользовалась более стабильным положением: она уже давно имела обширные земельные владения и подданных. Митрополитами на Руси были приезжие греки (Георгий, Иоанн, Никифор I и II), однако они не смогли добиться такого же положения в условиях древнерусского общества в первые столетия крещения Руси. Княжеская власть считалась с предписаниями митрополитов, однако не всегда им следовала. Также настоятелями монастырей и приходских храмов, а также епископами часто назначались люди, приближённые к князю. Митрополиты были вынуждены утверждать кандидатур, предложенных князем. Также ни митрополит, ни епископы не пытались воздействовать на политические конфликты XI — XII веков, а если и принимали какое-то участие в урегулировании конфликтов, то делали это по инициативе князей той или другой стороны.
Иной характер носило участие в общественной жизни настоятелей ряда монастырей, более тесно связанных с русским обществом. Особенно выделялся Киево-Печерский монастырь, основанный в середине IX века по инициативе подвижника Антония. Монастырь не располагал сколько-нибудь значительными средствами, однако оказывал значительное влияние на умы современников. Печерские старцы стремились к утверждению в жизни общества христианских ценностей, обличали несправедливость общественных порядков, боролись за прекращение княжеских усобиц.
Население города представляло собой большую самоуправляющуюся общину, во внутренние дела которой княжеская власть не вмешивалась. Жителей города, как и деревни, подчинялись суду посадника и уплачивали дань в княжескую казну. Однако в отличие от сельского населения, городское ополчение представляло собой серьёзную военную силу. Население города делилось на сотни — ячейки социальной организации, из которых формировались отряды. Во главе сотен стояли сотские, а во главе всего объединения сотен — тысяцкий, который руководил ополчением. На должности сотских и тысяцкого князь стремился назначить своих людей. Княжеская власть опиралась на помощь ополчения как на часть вооружённых сил государства, в то же время управление городским ополчением было делом не из лёгких.
Вооруженное население города не было безропотной массой, готовой подчиниться любому приказу княжеской администрации. Так например, в 1068 году киевляне изгнали князя Изяслава Ярославича, потерпевшего поражение от половцев. Когда через несколько месяцев князь вернулся с польским войском, киевляне приняли его назад, но только с условием, что он отошлёт польское войско назад, в противном случае они сожгут город. Изяслав был вынужден согласиться. В 1113 году, когда в Киеве умер князь Святополк Изяславич, киевляне напали на тысяцкого Путяту и сотских и разграбили их дворы. Волнения прекратились лишь с призванием на киевский стол Владимира Мономаха, прославленного своими победами над половцами.
Сельская община раннего Средневековья.
Поселения общины располагались, как правило, вблизи рек. Небольшая часть общинных земель была распахана. Община состояла из малых семей, каждая из которых вела самостоятельное хозяйство, обрабатывая примыкавший к ее поселению надел. По территории общины были разбросаны мелкие поселения из нескольких дворов. Более крупным поселением был погост, где стояла приходская церковь. На погосте общинники собирались для решения общих вопросов.
«Однако то, что крестьяне обрабатывали свои окультуренные наделы самостоятельно, вовсе не исключало существование между ними и иных разнообразных прочных соседских связей. Всех членов общины объединяло совместное владение обширной не поделённой территорией, на которой лишь они могли пасти скот, охотиться на зверя, ловить рыбу, выделять в случае необходимости новые земельные наделы. Каждая община хорошо знала свои границы и упорно защищала их от посягательств соседей. В неблагоприятных природных условиях, которые существовали в Восточной Европе, взаимопомощь соседей было необходимым условием для сохранения отдельного крестьянского хозяйства. В отношениях с государственной властью одним из проявлений взаимопомощи было участие членов общины в выплате штрафов за преступление, совершённое одним из них».
Там же. С.157
Основным видом деятельности сельского населения к XI — XII веках уже давно было земледелие. В хозяйстве использовались деревянные пахотные орудия с металлическими частями, а также серпы, жернова, в качестве тягловой силы — лошадь. Главной зерновой культурой стала рожь, также возделывали пшеницу, просо, ячмень. Из огородных культур — репу, капусту, лук, чеснок, морковь. Если говорить о скотоводстве: держали коров с целью получения молока, на мясо же разводили свиней. БОльшую роль, по сравнению с более поздним временем, играли охота и собирательство.
Жили в деревянных «полуземлянках», а также в наземных жилищах, которые постепенно вытеснили землянки. В домах имелись печи двух видов — каменные и глиняные.
Холопство (рабство). Смерды и закупы.
Рабство появилось у восточных славян ещё в великое переселение народов и получило все большее распространение с учащением воин, когда в рабов обращали иноплеменников. Рабы первоначально были предметом торговли, однако со временем их труд все чаще стал использоваться в домашнем хозяйстве.
В XI — XII веках с ростом социального расслоения появились новые источники рабства: люди, потерявшие средства к существованию сами сдавали себя в рабство. Также в рабов обращали должников, не способных выплатить долг, и преступников. Холопы трудились в «государственном» хозяйстве, пахали землю под присмотром «сельских» старост, были свои холопы и у дружинников. Среди населения, подчиненного власти социальных верхов, холопы составляли сравнительно немногочисленную прослойку, подавляющее его большинство — это лично свободные люди — члены общины.
Огромные споры вызывает вопрос, кто такие смерды. Наиболее распространенная точка зрения гласит, что это были лично свободные крестьяне, посаженные на княжеской земле и занятые трудом в княжеском хозяйстве. По мере усиления зависимости крестьянских общин от государственной власти смердами все чаще стали называть всех жителей деревни, что получило выражение в текстах, отражавших взгляды социальных верхов.
Была и другая группа людей — так называемые закупы. Закупами были обедневшие крестьяне, вынужденные брать у более состоятельного человека в долг средства производства: коня, плуг, борону и т.д. Таким образом закуп работал в хозяйстве кредитора, на его земле, с его скотом и орудиями и по его указке. Такой человек находился уже в определённой зависимости от господина, отрабатывая свой долг.
«Появление у княжеских «мужей»-дружинников зависимых людей, поселённых на их земле и работавших на них, означало новый важный шаг в развитие древнерусского общества. Противостоящие друг другу социальные типы раннего Средневековья — княжеский дружинник и свободный общинник — входили в систему отношений, которую исследователи склонны определять, как «государственный феодализм», когда господствующий слой живет за счёт распределения и потребления государственных доходов. Им на смену стали постепенно приходить типы, характерные уже для развитого феодального общества: господин-феодал и сидящий на его земле зависимый крестьянин. На вторую половину XI — XII в. приходится лишь начальный момент в формировании этого общества, а ведущим типом остаётся общинник на государственной земле».
Там же. Стр. 161
От «государственного феодализма» к «государственному капитализму»?
«Государственный феодализм» — звучит знакомо, не правда ли? Сегодня мы часто слышим термин «государственный капитализм». Почему же в России все «государственное»? Думаю, постановка вопроса не совсем корректаня. Дело в том, что историческое развитие России проходило через те же этапы, что и Западная Европа. Так в более позднюю эпоху «государственный феодализм» был все же сменен на крупное феодальное землевладение. С другой стороны, несмотря на общность развития с Западом, Россия всегда развивалась своим особым путём, в своем особом темпе. Связано это не с менталитетом, православием и прочим идеализмом. Связано это с природно-климатическим фактором, который оказывал фундаментальное влияние на развитие сельского хозяйства. Столь кардинальные различия в функционировании земледельческих обществ радикальным образом влияло на экономическое, политическое и культурное развитие запада и востока Европы. Данное внешнее обстоятельство заставляло общество вырабатывать характерные толко для него общественные институты, помогавшие преодолевать негативное влияние окружающей среды:
— крестьянская община, просуществовавшая тысячелетие, всегда приходила на помощь индивидуальному хозяйству в критические моменты производства;
— самодержавие, возникшее после окончательного объединения русских земель, создало жесткие механизмы изъятия прибавочного продукта для обеспечения функционирования всего государства.
1/ История России с древнейших времён до конца XVII века. Под редакцией Милова. М. 2006
Читайте цикл «История России»:
Часть 1. Введение. Древнейшая история. Этногенез славян.
Часть 2. Раннее Средневековье.
Следующая статья по плану:
Культура Древнерусского государства (в картинках)
Лига историков
8.2K поста 35.9K подписчик
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
В основе полюдья все же лежит не желание князя судить и власть демонстрировать, а необходимость что-то есть.
40 гривен за убийство = 2кг серебра, по нынешним ценам
200к рублей
в принципе, согласен на введение такого штрафа, за депутатов готов уплатить вдвое
Не так всё просто было.Или народ с жиру бесился,что уходил в Сибирь?
Мечта сбылась
Клиентоориентированность
– Здравствуйте! Мы всё сделали!
– Мы делаем для вас сайт.
– Но мы у вас ничего не заказывали.
– Вы позвоните нам завтра и скажете, что нужно надо было сделать сайт вчера.
Эххх. а мы где в отношениях с нашими девушками свернули не туда?
Неожиданно
Папина дочка
Вчера ходил в игровую зону в ТЦ с мелкой (2,5 года). Ну захотел ребенок писать.
Куда нам идти? Женский? Мужской?
Зашел в женский с мелкой: А там как начали орать:
Закрылся в кабинке, подержал ребенка, она сделала дела, вышли, помыли руки и без тени косых взглядов ушли на фудкорт.
Заплати
Когда обкакался, но не стыдно
Как привиться и не изменить принципам
Клей ПВА + Вата
Нет цели, только путь
Ответ на пост «Про душнил. И я такой же»
Сыну 9 лет, необходима консультация невролога. В поликлинике его нет, дали направление в детскую городскую больницу. Жена позвонила. это были 20-е числа октября, в регистратуре ей сказали, что всё занято, звоните в конце ноября, возможно будут талоны на декабрь.
Я захожу на сайт этой больницы, в форме обратной связи описываю ситуацию, пишу что такое лечение не устраивает, прошу назначить приём врача в ближайшее время или я напишу жалобу в Департамент здравоохранения города и в страховую (ОМС).
Через 4 часа жене перезвонили и недовольным тоном предложили прийти уже на следующий день.
К слову сказать, со слов жены, в больнице было пусто и на приём вообще никого не было, ни до прихода, ни после. Хотя они пришли на 20 минут раньше.
И чего это они вдруг?
Новый Год
Хочу Новый Год! И Каникулы.
Мне 53, но я все равно верю в Новогоднее Волшебство. Уже слабее, да. Но, верю.
Под бой Курантов наивно загадать желание.
Чтобы взять фляжечку коньяку и выйти в снег с собаками и никуда не спешить.
А потом съездить к родителям с подарками. И поесть маминого салата.
Окунутся в Новогоднее Волшебство.
Я верю, что Настоящее Желание сбудется.
Наверно, я многого прошу. Наверно, вы скажете, что ебанулся старый дурак. Может, вы и правы.
Но я, все равно, верю в Новогоднее Волшебство.