В чем заключается особенности воспитания приемных детей
Особенности воспитания приемного ребенка
Адаптация приемного ребенка к новой семье может происходить по-разному. Приемный ребенок определенное время слушается своих новых родителей во всем, а потом наоборот, становится непослушным. Поэтому, не будет ничего страшного если вы сделаете замечание ребенку о его плохом поведении сразу, несмотря на то, что он вынес немало страданий в своей «прошлой жизни». Приемные родители должны помнить о том, что, например, в доме ребенка малышам, как правило, делают замечания резко, зачастую криком. И, естественно, что приемный ребенок иногда не реагирует на ваши замечания, сделанные спокойным и ровным голосом. Выход из этой ситуации прост: покричать вы всегда успеете, поэтому попробуйте несколько раз повторить свое замечание ровным голосом, при этом глядя малышу в глаза. Воспитание приемного ребенка будет качественнее, если новые родители будут личным примером показывать как правильно поступать в той или иной ситуации, а как неправильно.
Адаптация приемного ребенка в новой семье будет связана с еще одной проблемой: с вещами ребенка, с его игрушками, с одеждой. Дело в том, что в доме ребенка у малышей, как правило, не бывает много своих собственных вещей. Например, курточка или шапочка, в которой сегодня гулял малыш, завтра может быть обета на другого ребенка. Оказавшись в новой семье, приемный ребенок просто не сможет определенное время понять: А почему нельзя брать ту или иную вещь? Поэтому задачей новых родителей будет объяснить, терпеливо и доходчиво, что теперь это личная вещь ребенка, а «эта шапочка» другого ребенка и ее брать нельзя.
Воспитание приемного ребенка может быть связано с еще одной проблемой: «бесстрашием» малыша. Приемные дети очень часто начинают лезть куда им не следует и брать дома и на улице все подряд. Такое поведение малыша объясняется тем, что у него просто отсутствует какой-либо опыт обращения с потенциально опасными предметами. Приемные родители должны быть очень бдительны и постоянно объяснять малышу, что можно брать, а что опасно и лучше это не трогать
Некоторые приемные родители сталкиваются в процессе воспитания с тем, что малыш начинает требовать к себе внимания от всех окружающих, даже незнакомых ему людей. Такое поведение легко объяснить. Ребенок, который привык что до него никому нет дела, вдруг видит, что в новой семье он стал центром внимания. Приемные дети в такой ситуации хотят как бы получить внимание на будущее, как бы впрок. Что делать в такой ситуации? Да ничего, просто пережить это время и все встанет на свои места.
Воспитание приемных детей требует от новых родителей повышенного внимания во время прогулок в общественных местах. Дело в том, что приемные дети очень часто обращают внимание на окружающих, которые им улыбаются, и ребенок запросто может куда-то пойти с чужыми дядей или тетей. Такое поведение объясняется тем, что малыш, во-первых, привык в доме ребенка безоговорочно слушаться взрослых, а, во-вторых, малышу просто нравится, что на него обращают внимание. Ведь раньше он этого не ощущал. Поэтому, находясь в общественном месте или просто на улице приемные родители не должны ни на секунду терять бдительность.
Адаптация приемного ребенка в новой семье моет быть связана с проблемами со сном малыша. В данном вопросе нет какого-то единого мнения. Каждый ребенок – это личность, индивидуальность. Приемный ребенок, в идеале должен засыпать в своей комнате. Но такое возможно не всегда, поэтому пробуйте разные варианты засыпания и, в конце концов, решение проблемы будет найдено.
Приемные родители, рано или поздно, зададутся вопросом: а правильно ли проходит адаптация приемного ребенка в семье? Конечно, самым лучшим вариантом в решении данного вопроса является помощь и консультация специалиста. Ну, а как быть, если приемные родители не имеют возможности консультироваться с психологом? Специалисты выделяют несколько признаков, по которым можно определить, что адаптация приемного ребенка проходит правильно.
Приемные родители должны обращать внимание на мимику ребенка. Если мимика приемного ребенка стала более живой, то значит, процесс адаптации проходит правильно. Приемный ребенок должен проявлять интерес к окружающему. Малыш должен активно брать различные предметы, изучать их на сенсорном уровне. При возникновении стрессовой ситуации малыш прячется за вас, ищет поддержки именно у родителей – это также признак того, что вы все делаете правильно и стали близки приемному ребенку.
Адаптация приемного ребенка проходит правильно, если малыш начинает проявлять свою волю и характер: он отказывается от чего-то, у него появляется любимая еда, любимые занятия, любимые игрушки. Успех адаптации и воспитания проявляется также в том, что приемный ребенок во время разговора не боится смотреть вам в глаза, а когда его спрашивают: где его родители, сразу же, не теряясь, указывает на вас. Если во время игры на детской площадке малыш периодически ищет вас глазами, отвечает отказом на разнообразные предложения и заигрывания посторонних, то это означает, что вы все делаете правильно. И последнее, если приемный ребенок понимает ваши запреты, которые сказаны спокойным голосом, то это означает, что взаимопонимание между вами и ребенком найдено.
Особенности воспитания приёмного ребёнка
Жукова
Особенности воспитания приёмного ребёнка
Что может быть важнее для ребенка, чем семья, уют родного дома, теплота маминых и сила папиных рук? К сожалению, многие дети бывают лишены этого, оказываясь в домах ребенка и детских домах после того, как от них отказались родители или родители были лишены родительских прав.
Также немало взрослых людей, которые хотят, но не могут иметь своего ребенка. А также тех, кто просто не равнодушен к проблеме брошенных детей и хотел бы, что бы добра на Земле стало чуть-чуть больше. Именно эти люди стремятся стать приемными родителями.
Чем младше ребенок, которого забирают из детских учреждений, тем легче ему адаптироваться в новой семье. Легче и для приемных родителей.
Однако именно дети постарше, которые понимают, что у них нет мамы и папы, нет своего дома, пронзительно хотят иметь свою семью. Конечно, взрослые должны обладать определенной смелостью и запастись терпением, чтобы сердечко такого ребенка «оттаяло» в домашнем тепле.
Но, несмотря на эти различия, в поведении детей можно отметить некоторые общие закономерности. Поведение и самочувствие ребенка не остается постоянным, оно меняется с течением времени по мере того, как он осваивается в новой обстановке. Как отмечают психологи, при адаптации ребенка в новых условиях имеется несколько стадий.
Первую стадию можно охарактеризовать как «Знакомство», «Медовый месяц». Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили — они только хотят полюбить новых родителей.
Вы заметите, что ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются.Учтите: перед ребенком в этот период появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить, ребенок пока не в силах запомнить и усвоить ту массу новых впечатлений, которая обрушилась на него. Особое значение для ребенка имеет подтверждение, что это действительно его новые родители.
Вторую стадию можно определить как «Возврат в прошлое», или «Регрессия». Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу — взаимная адаптация. Ребенок понимает, что это — другие люди, в семье — другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения.В эти месяцы могут обнаруживаться психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, ваших привычек и привычек ребенка.
У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное терпения дождаться пока ребенок сделает то, что им нужно. Особенноярко в этот период проявляются: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения. Попытки опереться на свой жизненный опыт, на то, что их так воспитывали, часто терпят поражение.
Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять поведение неожиданным образом. Поэтому вас не должно удивлять, что веселый, активный ребенок вдруг стал капризным, часто и подолгу плачет, начинает драться с родителями или с братом, сестрой (если они есть, делает назло то, что не нравится им. А угрюмый, замкнутый — проявлять интерес к окружающему, особенно, когда за ним никто не наблюдает, действует исподтишка либо становится необыкновенно активным.
Неподготовленные к этому родители могут испытывать испуг, шок. «Мы желаем ему добра — а он… Мы его так любим, а он нас не ценит», — обычные для этого периода жалобы.Некоторыми овладевает отчаяние: «Неужели всегда так будет!»
Третья стадия — «Привыкание», или «Медленное восстановление». Вы можете заметить, что ребенок как-то неожиданно повзрослел. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми. Ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении. Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям.
Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают прошлое. Если ребенку хорошо в семье, он почти не говорит о прежнем образе жизни, по достоинству оценив преимущества семьи, не хочет в него возвращаться. Дети дошкольного возраста могут спрашивать взрослых, где они так долго были, почему так долго его искали? Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства. Он без труда выполняет правила и правильно реагирует на просьбы. Проявляет внимание и интерес ко всем делам семьи, посильно участвуя во всем. Сам отмечает происходящие с собой изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение (если оно было, сочувствует и сопереживает родителям.
Итак, в семью вошел новый ребенок. До его появления взрослые были уверены в себе, в том, что готовы к решению всех проблем, готовы любить ребенка таким, какой он будет. Иллюзии и некоторая эйфория, уверенность в том, что хватит сил для преодоления всех препятствий и преодоления трудностей, — типичные состояния, характерные для большинства новых родителей. Почти все уверены в своих воспитательных способностях и в том, что смогут успешно использовать эти способности на благо чужого ребенка. Особенно это характерно для тех родителей, которые были успешны в воспитании собственных детей, и смогли создать атмосферу тепла и любви в своей семье. Но появление чужого ребенка — это серьезное испытание для всей семьи.
«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.
Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация «Особенности воспитания детей в дошкольный период». Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.
Психологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка «Психологические особенности среднего дошкольного возраста» В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.
Особенности адаптации первоклассника Особенности адаптации первоклассника Одним из самых сложных и ответственных периодов для первоклассников, обучающихся, как с 6, так и с.
Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.
Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.
Особенности сюжетного рисования старших дошкольников Особенности сюжетного рисования старших дошкольников Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления.
Социальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.
Приемный ребенок: особенности воспитания, проблемы. (советы психолога)
Воспитание приемного ребенка
У каждого ребенка есть право на семью, быть любимым папой и мамой, играться с младшими или старшими братиками и сестричками, заботиться о домашнем животном. Но вот у детей, которые выросли в детском доме, этого не было. Взяв ребенка из детдома, вы, естественно, попытаетесь дать ему всю свою любовь. Но вот очень часто родители сталкиваются с тем, что воспитание приемного ребенка становится большой проблемой.
В первое время приемному ребенку все кажется просто чудесным: собственные мама и папа, собственная комната, собственные игрушки. Да все теперь его! И ведет себя ребенок просто чудесно. Но это только в первое время. Затем же приемные родители замечают, что их новоиспеченное чадо начинает буквально злить их. Ребенок не слушается, слова приемных родителей могут казаться ему пустым местом. Что же случилось?
Воспитание приемного ребенка — это очень сложный процесс. И среди всего прочего особенное внимание следует уделить его адаптации в вашей семье. Адаптация приемного ребенка в семье должна происходить медленно и ненавязчиво. Поймите, что привычные для вас вещи являются чужими для нового члена семьи. Да и привык ребенок немного к другому отношению к себе.
С первых же дней не старайтесь давать ребенку волю во всем. Детей в детдомах воспитывают в строгости. Поэтому ребенок уже привык к строгости, как к чему-то, что само собой разумеется. Естественно, что в семье так строго с ребенком обращаться никто не будет. Но будьте осторожны, так как излишняя нежность может очень быстро превратиться в неуправляемую вседозволенность. Выход из этой ситуации есть: поначалу не жалейте ребенка, думая о том, что ему уже и так довелось многое пережить. Будьте к нему немного строги. Но постепенно эта строгость должна убывать. Так вы дадите ребенку адаптироваться к вашей семье.
Воспитание ребенка в приемной семье также усложнено тем, что очень часто из детского дома ребенок приносит и определенные плохие привычки. К таким привычкам относятся нецензурные выражения. Бороться с привычкой использовать нецензурные слова нужно, но нельзя это делать слишком резко. Не наказываете ребенка за его бранные выражения, а делайте замечания мягко и тактично. Обязательно покажите собственный пример, ведь ребенок все повторяет за людьми, которые его окружают. Если вы не используете нецензурные выражения, ребенок также перестанет их употреблять.
Часто воспитание приемного ребенка становится очень трудным, так как он перестает слушаться. Кажется, что он начинает делать все назло вам. Ребенок совершает одни и те же проступки. В этом случае не стоит выходить из себя и злиться. Да, ребенок делает все действительно назло вам, но только для того, чтобы проверить вас. Удивлены? А ведь приемный ребенок хочет удостовериться, что вы его будете любить независимо от его поступков.
Воспитание приемного ребенка — это очень сложное дело. Как приемным детям, так и родителям придется пройти очень сложный и длинный путь, пока между ними не наладятся хорошие доверительные отношения. Почаще бывайте с ребенком, следите за его мимикой. Чем чаще ребенок начинает проявлять эмоции, тем лучше как для него, так и для вас. Это значит, что адаптация проходит успешно. Если же у вас есть хоть какие-то причины для сомнений, обратитесь к специалисту. Он вам обязательно поможет.
Скажите ребенку о том, что он был усыновлен вами. Рано или поздно он узнает об этом от чужих, поэтому его реакция может мыть шокирующей и ребенок потеряет доверие к вам.
Полюбите свое дитя таким, какой он есть. Ребенок не виноват в том, что он вырос в таких обстоятельствах. Конечно, детский дом и специфическое воспитание оставили след на его поведении. Вы должны быть готовы к этому, трезво осознавать свои поступки.
Установите четкие правила и границы дозволенности ребенка. Не стоит стесняться запрещать ему что-то делать. Вы должны подготовить его к взрослой жизни, а это значит, что и разговаривать с ним необходимо по взрослому.
Никогда и ни при каких обстоятельствах не заставляйте ребенка быть благодарным вам за то, что его усыновили. Это может окончательно испортить ваши отношения с ним. Ребенок просто станет ненавидеть своих родителей и чувствовать себя в качестве вещи в вашем доме.
Не разделяйте любовь между приемным и собственным ребенком.
Никогда не сравнивайте приемного малыша с собственным, это приведет к развитию целого спектра комплексов личности.
Никогда не заставляйте приемного малыша делать что-то против его воли, лишь бы угодить вам.
Возможные проблемы при воспитании приемного ребенка в семье
Нужно быть готовым к тому, что могут возникнуть проблемы в воспитании приемных детей. И к ним желательно подготовиться заранее.
Нужно хорошо подумать и решить, говорить ли ребенку о его усыновлении или всегда молчать об этом.
Лучше, будет, если ребенок будет знать всю правду. Но если родители решают молчать, то необходимо все взвесить, и сделать так, чтоб ребенок не узнал правду от посторонних. Если ему кто-то раскроет эту тайну, доверие к родителям пропадет, и ребенок получит сильнейший стресс.
Если ребенок помнит своих биологических родителей, то он постоянно будет сравнивать с ними своих приемных родителей. Причем это сравнение в большинстве случаев «выигрывают» биологические родители. И пусть они сильно пьют, совершенно не заботились о ребенке, для него они всегда будут лучшие, и он будет стараться их найти. Не нужно в такой ситуации нелестно отзываться о биологических родителей, иначе в лице своих приемных родителей ребенок будет видеть врагов. Нужно продолжать заботиться о ребенке и любить его.
Если усыновленный ребенок достиг школьного возраста, наверняка он будет замечен в воровстве. Украсть он может и у родителей, брата, сестры, школы, магазина. Оставлять такое без внимания нельзя. Ребенку нужно объяснить, что это очень плохо и делать так нельзя. Чтобы этого избежать, изначально ребенка нужно обеспечить всем самым необходимым, но и не стоит его баловать.
Первое время с приемным ребенком будет не просто, но когда все трудности и проблемы воспитания приемных детей будут позади, он отблагодарит за все старания приемных родителей своей любовью и искренней улыбкой.
Воспитание приемного ребенка: зачем нужна помощь психолога?
О проблемах в школе, наказаниях и чувстве вины.
Автор книги «Когда я родился, тебя не было, мама!» усыновила мальчика из дома ребенка в конце Спустя 15 лет она описала свой опыт, достижения и трудности, с которыми пришлось столкнуться. В то время психологическая помощь приемным родителям еще не была налажена, и многое приходилось познавать методом проб и ошибок.
Школьные проблемы приемного ребенка
Когда я оформляла документы на Алешку, мне предложили «убавить» один год, сказав, что так поступают многие приемные родители. Я отказалась, ответив, что мы быстро догоним сверстников — с интеллектом у Алешки было все в порядке. Увы! Мне не объяснили, что интеллект и психика — две большие разницы, и что отставание в общем развитии «ликвидировать» гораздо легче, чем отставание в развитии психологическом.
Сама я поняла это, только когда настала пора идти в школу. В 7 лет мой сын оставался пятилетним ребенком. Все тесты, положенные первоклашке, он проходил, подтверждая, что с развитием, памятью, вниманием, логикой у него нормально. Но вот отношение к занятиям, дисциплина, необходимость сидеть полчаса за партой и слушать учителя. Заставьте пятилетнего малыша высидеть урок: он будет вертеться, вставать, разговаривать. Именно так и вел себя Алешка. Ничего, кроме раздражения, он, естественно, у учительницы не вызывал. Нас не спасли ни его отличная память, ни развитое воображение — к концу первого класса мы прочно заняли место самого слабого «троечника».
Вот тут-то я и пожалела, что не изменила дату рождения — лишний год до школы нам бы очень не помешал. Еще пожалела, что не оставила Алешку еще на год в детском саду. Такой вариант предложила мне умная и опытная заведующая, видевшая, что к школе ребенок совершенно не готов. Алешка уперся: «Хочу в школу!» И я пошла у него на поводу. Ну, и получила по полной программе.
Все одиннадцать лет в школе я постоянно доказывала учителям, что ребенок у меня золото, только вот неусидчивый очень. Винила себя — вырос, мол, в творческой среде, вот и раскован не в меру. А проблема упиралась в то, что, запустив первоначальные знания, мы так и не догнали программу. Заставить Алешку делать уроки первые два-три года было практически невозможно. Выручали хорошая память и сообразительность, но когда начались математика, физика, химия — начались и «двойки».
Особенно тяжело пришлось с русским. Имея богатый словарный запас (у Алешки правильная речь, он не путает ударения, не употребляет слов-сорняков, легко каламбурит) и легко поддерживая разговор даже со взрослыми, он пишет с ужасным количеством ошибок. Не помогли ни наказания, ни тренировки по переписыванию текстов и домашние диктанты, ни занятия с репетиторами.
Преподаватель литературы и русского в классе объяснила мне, что скорее всего это дисграфия, которая может быть последствием каких-либо психологических травм (уж мне ли не знать — каких!), и что исправить подобную неграмотность можно лишь в начальных классах. Но в начальных классах мой ребенок вызывал стойкую аллергию своим поведением, и легче (а возможно, и приятнее) было ставить ему плохие оценки, чем пытаться помочь освоить грамоту.
С тем и идем по жизни. Когда Алешка писал первое в своей жизни заявление о приеме на работу (дело было в школьные каникулы), я просто ушла из кабинета — пусть сам краснеет! Одно утешает: есть масса профессий, где знание грамматики и орфографии не обязательно. В общем, трагедию из этого факта мы не делаем, пытаясь приспособиться к обстоятельствам (в частности, получить хоть какое-то образование). Но если бы мне кто-то умный объяснил в свое время, что к чему, я сэкономила бы массу времени, средств и сил, а также нервов — как своих, так и чужих.
Психологические проблемы
Вообще-то во всех нормальных странах с приемными родителями работают психологи. Их помощь просто незаменима, особенно в первое время. Хорошо, конечно, что я начиталась книг по психологии, что среди моих друзей есть многодетные мамы и папы и что у меня есть друзья — профессиональные педагоги и психологи. А если человеку не с кем посоветоваться, если его жизненный опыт невелик и если психологией он не увлекался и умных книг не читал? (Забегая вперед, скажу, что огромным шагом стало создание школ подготовки приемных родителей. Теперь кандидаты в родители проходят обязательную подготовку, а семьи, в которых уже есть приемные дети, могут получать консультации и проходить тренинги. Главное, не надо этого бояться и, что еще важнее, не надо закрывать на проблемы глаза. Сами по себе они не решатся.)
Я, например, виню себя в том, что ничего не делала, чтобы справиться с инфантильностью сына. Он очень долго был наивен, в том числе и в суждениях. В шестнадцать он обладал психологией четырнадцатилетнего подростка, в восемнадцать оставался в душе пятнадцатилетним! И как мне было объяснить это той же призывной комиссии? Какие справки собирать, чтобы ему дали отсрочку от армии? Мотив — «до повзросления»?
Ну ладно — это не смертельно, есть даже категория вечных мужчин-детей. Но помощь психолога замещающим родителям нужна и по более серьезным поводам. Меня, например, умиляло, что Алешка всегда приходил после наказания просить прощения. А оказалось, что приемные дети всю жизнь живут с чувством вины в душе. Узнала об этом случайно, когда моя приятельница-психолог принесла почитать перевод отчета об исследованиях американских психотерапевтов. Они сделали вывод, что большинство приемных детей, даже став взрослыми, переживают свою отверженность. «Раз меня оставили, значит, я плохой» — с этим они идут по жизни! Неуверенность в себе, самокопательство, склонность к суицидам — вот чем это оборачивается.
Господи! Да знала бы я раньше, постоянно внушала бы сыну, что он самый хороший! А я? Накажу его, маленького, он проревется, как и все дети, а потом придет, сядет ко мне на колени, прижмется и, заглядывая с мольбой в глаза, начинает просить прощения. Правда, я его всегда успокаивала, начинала целовать, гладить по голове и объяснять, что мама наказала его за один, конкретный поступок, а на самом деле Алеша хороший, он будет слушаться маму.
Наверное, чисто интуитивно я понимала, что Алешке требуется большая, нежели его сверстникам, уверенность в себе, поэтому в детстве у нас была такая игра. Он устраивался у меня на коленях или подкатывался ко мне под бок, я прижимала его к себе и на ушко начинала перечислять все его достоинства. Вспоминала все: Алеша у меня очень веселый, хохотун, певун, очень ласковый, мамин помощник, главный дружок, звонкий петушок, кушает все-все-все, глазки моет каждое утро. Иногда достоинств набиралось не один десяток! И я говорила: «Вот какой у меня замечательный ребенок. Подумаешь, не слушается иногда — это с каждым бывает. А вот такого характера ни у кого нет. Повезло маме с тобой!»
В начальных классах эта игра превратилась в своего рода психологический тренинг. Замордовали Алешку основательно. Во втором классе, придя из школы, он начинал ходить за мной с выражением брошенного щенка на лице и, заглядывая с мольбой в глаза, то и дело спрашивал: «Мамочка, ты меня любишь?». Иногда, когда я сажала его к себе на колени и начинала рассказывать, какой он хороший и как много у него хороших качеств, он перебивал меня: «А в школе сказали, что я идиот», или: «А учительница меня дураком назвала».
Слава Богу, у меня хватило ума перевести его в другую школу — в третьем классе Алешка перестал комплексовать так сильно, и наших домашних «похвалушек» стало достаточно для того, чтобы он начал верить в себя. Но даже позднее, в старших классах, у него случались приступы самобичевания, и тогда я безудержно начинала хвалить его. А присказка: «Что бы я делала без тебя?!» — это сущая правда. И Алешка знает об этом, хоть и язвит: «Что — орать было бы не на кого?»
Наказания и другие способы воспитания
По поводу «ораний», наказаний и прочих воспитательных мер. Не знаю, правильно ли это с точки зрения психологии и педагогики, но ругать и наказывать Алешку я стала по принципу «как своего». Одна из моих приятельниц как-то сказала: «Вот вырастет он и скажет тебе, что ты наказывала его потому, что он — не родной». На что я ей ответила: «А я ему скажу, что никогда не чувствовала его неродным, потому и наказывала. Всех детей наказывают, чем он хуже?» Это действительно так. Я не хотела, чтобы Алешка вырос избалованным, эгоистичным, не уважающим общепринятые нормы поведения. К тому же у нас в доме не было «жесткой мужской руки», и мне приходилось быть и матерью, и отцом, то есть проявлять не только мягкость, но и твердость.
Что касается крика. Я эмоциональный человек, и громкий разнос — это скорее демонстрация обиды, недовольства, нежели наказание. Алешка это понял довольно рано, и для него гораздо большим наказанием было мое молчание. Когда я молча выходила из комнаты, он тут же чувствовал, что я обиделась, и бежал следом на кухню: «Мусечка, ну не сердись, сейчас все сделаю».
Думаю, что в наказании главное — адекватность. Нормальная мать не схватится за ремень, если ребенок разбил чашку. Если ребенок плохо ест, глупо ставить его в угол — он будет только рад, что его увели из-за стола. Я, например, просто молча снимала Алешку со стула: «Все, иди в комнату», — когда он начинал капризничать и говорить, что он это не будет есть. Не будешь? Не надо, оставайся голодным. Тут же бежал обратно: я передумал, я буду кашу, она вкусная. К слову, Алешка вырос совершенно не привередливым к еде, ест все что дадут, да еще и нахваливает.
Запомнился и другой прием воспитания. Он очень разбрасывал по комнате игрушки, а убирать их не любил — как и все дети, наверное. В каждой семье решают этот вопрос по-разному. Кто-то считает, что легче самому убрать, кто-то ругает ребенка и заставляет прибраться чуть ли не силой. Я поступила проще. Не хочешь — не убирай, я унесу все игрушки в подвал, тогда и заставлять тебя наводить порядок не надо будет. Собрала в коробку и вынесла.
Через день Алешка упросил принести игрушки обратно, после этого какое-то время складывал их на место, а когда снова начался бардак, я молча стала собирать их в коробку. Он вцепился в мою руку и, чуть не плача, стал просить не уносить игрушки: «Я уберу их, мамочка, уберу». Не скажу, что мой ребенок педант и каждая вещь у него имеет свое место, но относительный порядок он поддерживает, время от времени вываливая, например, учебники и тетради из шкафа на пол и начиная наводить чистоту. Делает это сам, без моих напоминаний.
Особенности детей из детских домов
Повторю: возможно, это неверно с точки зрения педагогики, но определенная твердость, даже жесткость в ограничениях на первых порах нужна непременно. Когда я дожидалась своей очереди на получение документов по усыновлению в органе опеки, рядом со мной оказалась супружеская пара, приехавшая оформлять усыновление еще одного малыша. Первый, мальчуган лет четырех, носился тут же по коридорам. Он был шумным и очень подвижным, совсем не слушал, что ему говорит мать, в общем, вел себя как избалованный и непослушный ребенок. Я тогда еще подумала, что его совершенно не воспитывают, вот и растет озорником. Как оказалось, дело не в этом.
Я на собственном опыте убедилась, что ребенок, взятый из дома ребенка не грудным, с уже сложившимся стереотипом поведения, трудно управляем. Он может бояться, но это не будет послушание и уж тем более понимание, что можно, а что нельзя. Его может остановить только страх перед наказанием. В самый первый день, дома, за обедом я протянула руку, чтобы погладить Алешку по голове — за то, что так аккуратно и с аппетитом кушает. А он моментально прикрыл голову руками и сжался. Его не гладили по голове, а били!
А сколько игрушек он переломал, сколько книжек изорвал, прежде чем в его сознании утвердилось такое понятие, как «мое»! Это чужие вещи не жалко портить, свое же обычно берегут. Но у ребенка, знавшего только казенный дом и казенное имущество, бережное отношение к вещам напрочь отсутствовало. Если ты не захватишь игрушку, ее захватит другой. Кто-то другой будет играть и сломает твою любимую машинку. Так что ничего страшного, если ее сломал я — зато успел поиграть.
Он долго не мог поверить, что у него есть собственный дом, своя — только его! — мама. В детском саду, когда я приходила за ним, всем родителям и детям, что находились в тот момент в раздевалке, он с гордостью объяснял: «Моя мама!», «Это моя мама!». А дома подходил, например, к двери и спрашивал: «Это моя дверь?», «Это мой стул?». Его удивляло и радовало, что есть своя тарелка, чашка, тапки. «Мое! Мое!», — мог гордо демонстрировать он гостям ту или иную вещь. Но в промежутке между удивлением и осознанием он успел перепортить кучу всего. Небрежность к вещам, к слову, осталась и по сей день.
Да что там говорить! В три года Алешка не знал массу элементарных вещей! Сначала он называл мамой не только меня, но и моих подруг, воспитательницу в детском саду, даже чужих женщин, сидящих рядом с ним в транспорте. Смысла слова он просто не знал, видимо, полагая, что так надо обращаться ко всем тетям. Он не знал, что такое «пойти в гости». И что такое день рождения, Новый год. Кто такие Дед Мороз или Чебурашка. Вначале он спрашивал, показывая на картофелину: это яблоко? И свеклу тоже считал яблоком. Он смело бросался на проезжую часть, прямо под машины, потому что никогда раньше не видел их, не знал, что это опасно.
К книжкам приучала с большим трудом. Сначала научила смотреть картинки. Потом стала рассказывать, что на них нарисовано. И только спустя почти год он научился слушать чтение.
Он не умел даже целоваться! Его первая ласка была казенной, как и вся жизнь до этого: примерно неделю спустя после того, как он уже жил у меня, Алешка. погладил меня по голове. А первый поцелуй выглядел так: он ткнулся носом в мою щеку, потом еще и еще, но так и не догадался коснуться губами. Зато потом бабушка звала его не иначе, как «лизуля» — оказалось, что он очень ласковый, чуть что — лезет целоваться, любит, когда целуют его. Ту ласку, что недобрал в первые годы жизни, он добирал потом долго-долго.
Был у нас и другой «бзик». Алешке не довелось поездить в колясках, и потому он смотрел на них восторженными глазами и тут же цеплялся за ручки, помогал везти. Мамам я объясняла, что сын без ума от техники, не иначе — вырастет автомобилистом, но понимала, что дело в другом. Пару раз знакомые позволили ему залезть в коляску, но Алешка был уже большим, не помещался, ему было неудобно, и он постепенно охладел, стал относиться к коляскам спокойно. А вот на санках его возили даже классе в третьем, просил бабушку покатать его. Бабушка ворчала, что, мол, жених уже, однако катала.
Статья предоставлена проектом «К новой семье»
- Антитела bau мл что это
- Stardew valley что выращивать весной