В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения

В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения

Умственная работоспособность детей зависит от состояния здоровья, режима умственной деятельности, пола, возраста, времени года, дня недели, времени суток (М. В. Антропова и др.).

Активность умственной деятельности учащихся зависит от расписания учебных занятий, места в нем уроков физического воспитания и труда (М. В. Антропова и др.).

Продуктивность обучения зависит от уровня организации педагогического труда.

Принципы и правила обучения

Дидактика стремится открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учителям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по обучению закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, mnqyhu название дидактических принципов и правил.

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в конкретноисторическом виде. Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Правила — это основанные на общих принципах описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения намеченной цели. Чаще всего это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Правила — переходное звено от теории к практике. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Действуя по правилам, учитель не должен задумываться над тем, какие научные положения лежат в их основе. Правила автоматически обеспечивают выполнение принципов обучения. Принципы реализуются через правила.

Источник

Принципы и правила обучения, их характеристика

Понятие о закономерностях обучения

Фундамент теории обучения, ее методологическую основу составляют закономерности и принципы, в которых отражаются научные подходы к педагогической деятельности.

Закономерностьэто категория, в которой раскрываются объективные связи, неопровержимо действующие зависимости между явлениями.

Закономерности обучения представляют собой объективно существующие, устойчивые, необходимые связи между условиями этого процесса и его результатами.

Существуют следующие группы закономерностей:

дидактические – характеризуют связи между целями, содержанием, методами, формами и средствами обучения;

гносеологические – определяют связи между познавательной деятельностью учащихся и объективной действительностью;

психологические – раскрывают связь между познавательной деятельностью учащихся и характером организации учебного процесса;

организационные – отражают связь результатов обучения с материально-техническим оснащением преподавания и учения.

В современной дидактике в качестве приоритетных выделяются следующие конкретные закономерности.

— цели, содержание и методы обучения всегда носят социально обусловленный характер, отражающий требования общества к уровню образованности личности;

— обучение всегда связано с воспитанием;

— эффективность процесса обучения зависит от условий, в которых он осуществляется (материально-технических, гигиенических, психологических);

— успешность учения зависит от внешних стимулов и внутренних побуждений деятельности учащихся.

Закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.

Принципы и правила обучения, их характеристика

Принциписходное положение, на которое надо опираться в какой-либо деятельности.

Принципы обучения – положения, на которые надо опираться при преподавании основ наук. Они отражают основные требования к организации обучения, деятельности учителя и учащихся.

Анализ педагогической литературы позволяет в качестве основополагающих выделить следующие принципы.

1. Принцип научности.

Принцип научности означает опору на науку как источник системы фактов, понятий и закономерностей, изучаемых в школе по соответствующим предметам.

Данный принцип проявляется в отборе материала и применяемых методах обучения, предупреждает проявление вульгаризации, излишнее упрощение, искажение отдельных научных положений, употребление ненаучных терминов.

2. Принцип проблемности.

Проблемность обучения обусловлена сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Учащиеся включаются в познавательный процесс только при условии необходимости разрешения проблем, вопросов и задач. Противоречие между знанием и незнанием возбуждает у школьников внимание и потребность в решении возникшей познавательной проблемы. Реализация проблемного обучения включает выполнение ряда обязательных этапов. Важным является создание проблемной ситуации. Это состояние интеллектуального затруднения, которое переживают ученики и которое стимулирует потребность самостоятельного добывания знаний. Функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации познавательной деятельности учащихся, развития их мышления и воображения.

3. Принцип наглядности обучения.

Наглядность обучения основана на особенностях развития мышления учащихся, которое развивается от конкретного к абстрактному.

На ранних этапах развития ребенок мыслит больше образами, чем понятиями. Понятия же и абстрактные положения осмысливаются легче, если они подкрепляются фактами и примерами.

Многие трудные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными.

Различают следующие виды наглядности:

— естественная наглядность: реальные предметы и явления в их натуральном виде, модели, муляжи;

— иллюстративные пособия: картины, рисунки, фотографии;

— графические пособия: диаграммы, графики, схемы;

— различные аудиовизуальные средства: кинофильмы, компьютерная техника, магнитофонные записи, телевизионные передачи.

Я. А. Коменский дал четкую формулировку принципу наглядности в известном «золотом правиле» дидактики: «Все, что возможно предоставлять для восприятия чувствами: видимое – для восприятия зрением, слышимое – для восприятия слухом, запаха – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания».

4. Принцип активности и сознательности.

В таком парном сочетании данный принцип был предложен известными советскими дидактами Б. П. Есиповым и М. А. Даниловым. Это сочетание имеет глубокий смысл: сознательность предполагает осмысление, активность – стремление к знаниям, включение ведущих мотивов, характеризующих познавательную активность, что означает единство мышления и деятельности.

Данный принцип обусловлен двусторонним характером процесса обучения, в котором учение возможно лишь тогда, когда активен и деятелен ученик. Без активной и сознательно осуществляемой учебно-познавательной деятельности учащиеся не могут овладевать изучаемым материалом и развивать свои умственные способности.

Сознательность усвоения является важнейшим условием запоминания, поскольку чрезвычайно трудно заучить то, что не поддается осмыслению.

5. Принцип доступности обучения.

Принцип доступности отражает необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения, не допускает его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. Сущность данного принципа сводится к тому, чтобы изучаемый материал был доступен по уровню трудности, но требовал определенных усилий для его усвоения.

Сделать обучение доступным – значит правильно:

— определить его содержание: общий объем знаний, умений, навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся;

— определить по каждому предмету степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала, доступного для школьников данного возраста и уровня развития;

— определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета.

Правильно определенная посильность обучения способствует развитию познавательной активности и ускорению развития личности учащихся в целом.

6. Принцип систематичности и последовательности обучения.

Принцип систематичности отражает логику самого учебного предмета. В каждом предмете имеется система взаимосвязанных понятий, вытекающих одно из другого.

Данный принцип обосновывает необходимость изучения учебного предмета в системе, т.е. предполагает усвоение знаний в таком порядке, когда новая информация опирается на предшествующую, уже усвоенную, и в свою очередь определяет следующий этап познавательной работы.

Материал считается усвоенным, если у человека образовалась система ассоциаций, связей между новым и старым. Мозг работает эффективно, если получает нагрузку небольшими порциями, но систематически и регулярно.

Систематичность проявляется в установлении связей между отдельными темами, предметами, находит место в работе учителя в системе требований, оценки знаний.

Систематичность должна быть и в работе ученика: в оформлении тетрадей, в последовательности выполнения домашних заданий.

К. Д. Ушинский отмечал: «Только система дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».

7. Принцип прочности обучения.

Принцип прочности усвоения знаний предполагает такую проработку учебного материала, когда он становится достоянием учащихся: частью их сознания, основой привычек и поведения.

Принцип прочности тесно связан со всеми другими принципами дидактики, поскольку знания будут прочными, если в их восприятии участвовали разные органы чувств, если ученик воспринимал их сознательно и его мысль работала активно, если материал был ему доступен, но имелись посильные трудности, стимулирующие работу мысли, если знания давались ему систематично, последовательно и укладывались у него в голове в определенную систему, если формировался интерес и позитивное отношение к изучаемому материалу.

Принцип прочности обучения требует, чтобы учащиеся совершали в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали работу по его запоминанию, применению знаний на практике и их повторению.

8. Принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Реализация данного принципа имеет ряд аспектов:

— необходимость тщательного продумывания конкретных образовательных, развивающих и воспитательных задач;

— подбор фактического материала, позволяющего глубоко осмысливать изучаемый материал, развивать мышление и творческие способности, способствовать формированию мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

— выбор методов обучения, которые активизировали бы мышление, самостоятельность, обеспечивали бы глубокое овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями;

— реализация тесной связи теории с практикой, обучения с общественно-полезной деятельностью и производительным трудом.

Принципы обучения выполняют нормативную функцию. Это означает, что они не просто советуют или подсказывают учителю, как ему действовать, а являются руководством к действию через правила.

Правилоэто описание деятельности учителя и ученика в определенных условиях, это алгоритм действий в конкретной ситуации для достижения намеченной цели.

Например, реализация принципа прочного усвоения знаний, требует от учителя соблюдения следующих правил:

— не приступать к изучению нового учебного материала предварительно не сформировав интерес к нему;

— четко выделять в изучаемом материале главную и дополнительную информацию, соблюдать логику подачи учебного материала;

— для каждого урока определять способы активного включения учащихся в процесс учения, чередовать устную и письменную работу, применять систему тренировочных и творческих упражнений и т.д.

Дата добавления: 2017-01-29 ; просмотров: 15826 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Принципы обучения: определение, виды, характеристика

В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения. 5fce6a979d625. В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения фото. В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения-5fce6a979d625. картинка В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения. картинка 5fce6a979d625

Обновлено: 04 Апреля 2021

Знакомим с принципами, закономерностями и правилами обучения, рассказываем, как они применяются и для чего используются.

Что такое принципы обучения

Принципы обучения — это методы и средства, используемые для достижения различных образовательных целей и развития личности. Направлены на организацию и реализацию эффективного обучения, сохранение его целостности. Представляют собой теоретическое построение учебного процесса и применение системы на практике.

Цели, для достижения которых принципы обучения применяются, бывают весьма разнообразны. Несмотря на это, все принципы объединены в одну систему и не могут существовать друг без друга. В образовательном процессе одновременно могут быть задействованы сразу несколько принципов, очень редко встречается применение только одного.

В педагогике

В повседневной жизни принципами обучения сознательно пользуется очень маленький процент общества, причем они слабо выражены и практически не выделяются на фоне остального воспитания. В педагогике идеальной моделью является регулярное применение таких принципов. Их изучение — обязательная часть педагогического образования. Понимание психологии каждого принципа и его применение делает процесс обучения эмоционально легче как для ученика, так и для преподавателя. Это как раз и увеличивает эффективность образования.

Чем обусловлено возникновение принципов обучения

Принципы обучения основаны на законах и закономерностях образования, соответственно, существуют с появления первого образовательного учреждения, но не всегда фиксировались или выделялись из всего педагогического процесса.

Принципы являются исторически переходящими, так как закономерно развитию новых теорий и практик обучения видоизменяются старые принципы и появляются новые. Изменения зависят не только от развития международных законов дидактики. Имеют значение, например, территориальные факторы: потребности конкретного государства и его населения. Однако всегда остаются неизменные основные принципы, которые применяются на всех ступенях образования, независимо от принадлежности к какой-либо образовательной системе.

Виды и характеристика принципов обучения

Из всех трудов по работе над формулировкой и систематизацией принципов обучения особо выделяются работы следующих ученых:

Основные

Специфические
Сформировались в том числе и из-за возникновения специального образования — обучения детей с психическими и физическими особенностями.

Современные

Педагогические
Видоизмененные основные принципы с внедрением особенностей из других разделов.

Проанализировав эту классификацию, можно подтвердить суждение, что все принципы обучения тесно взаимосвязаны. Вследствие взаимодополнения возникают новые, более узконаправленные принципы. Например, единства и разнородности целей и путей обучения, пропедевтики и концентричности, коммуникативной направленности и множество других, которые реже упоминаются, но широко используются в современном образовании и воспитании.

В чем различие принципа и правила обучения

Принципы обучения составлены на основе законов и закономерностей обучения, они являются дидактическим материалом, который изучается и применяется в действии. Правила — это тезис, наставление и рекомендация для учителя.

Так, например, принцип наглядности формулируется правилом «Обучай наглядно!», принцип прочности усвоения — «Заботься, чтобы ученик не забыл то, что выучил!», а принцип развития инициативы — «Вызывай интерес!».

Правило субъективно и формулируется каждым учителем по-своему, поэтому имеет разную эмоциональную и психологическую окраску.

Как связаны принципы и закономерности обучения

Закономерности обучения — особенности, которые выявлены в ходе изучения образовательного процесса. Это теоретическая база, к которой обращаются при составлении систем для осознанного обучения.

Закономерности являются фундаментом, на котором строятся все принципы обучения. Закономерности не являются объективным фактом, это общепринятые, но субъективные и изменчивые истины.

В итоге мы имеем взаимосвязь:

В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения. ae26d4 shema 1588271271. В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения фото. В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения-ae26d4 shema 1588271271. картинка В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения. картинка ae26d4 shema 1588271271

Принципы обучения все-таки нельзя привести к одной общей классификации, так как на их беспеременное изменение влияет множество различных факторов, но в этой статье мы собрали для вас наиболее важную и понятную информацию.

Если же вам понадобиться помощь уже во время учебного процесса, всегда можно обратиться к авторам «Феникс.Хелп».

Источник

Взаимосвязь и различие законов, закономерностей, принципов и правил обучения

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»

Тема: «Взаимосвязь и различие законов, закономерностей, принципов и правил обучения».

В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения. hello html m1f89b295. В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения фото. В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения-hello html m1f89b295. картинка В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения. картинка hello html m1f89b295

Конкретные примеры из педагогической практики, иллюстрирующие реализацию одного из принципов обучения.

Принципы и правила обучения. Правила — переходное звено от теории к практике. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Действуя по правилам, учитель не должен задумываться над тем, какие научные положения лежат в их основе. Правила автоматически обеспечивают выполнение принципов обучения. Принципы реализуются через правила.

Принцип сознательности и активности

Принцип наглядности Принцип систематичности и последовательности Принцип прочности Принцип доступности Принцип научности

Это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. В его основе — строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. Информация, поступающая в мозг через органы зрения, не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

Источник

Принципы обучения как дидактические категории. Соотношение закономерностей, принципов и правил обучения.

В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения фото. В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения фото. В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения фото. В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения фото. В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения фото. В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения фото. В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

С конца 50-х ХХ в. научным коллективом под руководством Л. В. Занкова было начато масштабное экспериментальное исследование по изучению объективных закономерностей процесса обучения. Усилия коллектива были направлены на разработку системы обучения младших школьников, имеющей целью их общее психическое развитие, которое понимается как развитие ума, воли, чувств.

В разработанной Л. В. Занковым системе развивающего обучения заложены следующие принципы:

— принцип обучения на высоком уровне трудности.

— принцип ведущей роли теоретических знаний,

— принцип осознания школьниками собственного учения.

— принцип работы над развитием всех учащихся.

В концептуально новой системе обучения с направлением обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному В.В. Давыдов основывается на иной, собственно психологической интерпретации существующих дидактических принципов:

· принцип преемственности трансформируется в принцип качественного различия стадий обучения, каждая из которых соотносится с разными этапами психического развития;

· принцип доступности трансформируется в принцип развивающего обучения, наполняясь новым содержанием, когда можно закономерно управлять темпами «содержанием развития посредством организации обучающего воздействия»;

· принцип сознательности имеет новое содержание как принцип деятельности. При этом ученики получают сведения не в готовом виде, а лишь выясняя, устанавливая условия их происхождения как способов деятельности;

· принцип наглядности фиксируется В.В. Давыдовым как принцип предметности. Реализуя этот принцип, обучающиеся должны выявить предмет и представить его в виде модели. Это существенная характеристика преобразующее-воспроизводящей деятельности обучения, когда модельное, знаково-символичное представление её процесса и результата занимает значительное место;

принцип генетический. Его смысл заключается в том, что в процессе познания большую стимулирующую роль играет изучение исторического процесса рождения, развития и становления того или иного научное знание.

Рассмотренные классификации принципов обучения, говорят о том, не существует какой-либо универсальной классификации. Вместе с тем, есть классические принципы, которые признаются всеми авторами. Эти принципы можно объединить в следующие четыре группы:

собственно дидактические (принцип доступности, наглядности, индивидуализации и др.)

Принцип обучения направляет деятельность педагогов, реализуя нормативную функцию дидактики (В. В. Краевский, М. Н. Скаткин)

Принцип обучения – это исходные, основополагающие положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности ученика (С. П. Баранов).

современных классификаций принципов обучения.

В основе принципов обучения польского педагога K.Лexa лежит своеобразная доктрина, суть которой состоит в признании автором аналогии между системой производительного труда и системой обучения. Он выделил пять принципов, первые три из которых должен соблюдать прежде всего учитель, организующий труд учащихся, а два последних — учащиеся.

Это следующие принципы:

1. Гуманизация труда — принцип, требующий, чтобы любая работа учащегося становилась его личной задачей, пробуждала его интерес и интеллектуальную активность, а также создавала перспективу успеха.

2. Кооперация и гармония в работе, т. е. коллективное выполнение задач, рациональная организация труда в коллективе, признание общих задач своими собственными и ответственность каждого за свою работу.

В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения. 640 1. В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения фото. В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения-640 1. картинка В чем заключается отличие понятий принципы обучения и правила обучения. картинка 640 1

3. Экономия в труде или целенаправленность в работе, ее производительность, т.е. правильное и полное использование запасов времени, сил и возможностей.

4. Наказание, организация и порядок в труде, аккуратность и точность, соблюдение обязательств и сроков, правильное распределение времени на труд и отдых.

5. Рационализация труда, его опытная проверка и на этой основе дальнейшее совершенствование.

Можно привести пример, подтверждающий, что цели общества, реализуемые через школьное образование, находят свое отражение и в существующих классификациях принципов обучения. Так, М.А.Данилов и М.Н.Скаткин в 1975 г. сформулировали следующие принципы обучения:

· — принцип коммунистического воспитания в процессе обучения;

· научность обучения и его доступность;

· систематичность обучения и связь его с практикой;

· сознательность и активность учащихся при руководящей роли учителя;

· принцип единства конкретного и абстрактного, принцип наглядности в обучении;

· принцип прочности усвоения знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся;

· принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

Здесь ясно видна взаимосвязь между целями воспитания молодежи — формированием личности коммунистического общества — и общими законами обучения. На основе этого был сделан вывод, что принципы обучения действуют на протяжении времени существования отдельной социально-экономической формации.

Однако в этом же, 1975 году Л.В. Занков проводил опытно-экспериментальное обучение в начальных классах, в основу которого были положены следующие четыре принципа обучения.

Первый принцип — обучение на высоком уровне трудности. Здесь имеется в виду не только превышение «средней нормы» трудности, но, прежде всего, то, что этот принцип позволяет раскрыть духовные силы ребенка, дает им простор и направление. С первым принципом тесно связан второй принцип обучения, который требует быстрого продвижения в изучении программного материала. Благоприятные условия для более глубокого осмысления получаемых сведений достигаются путем непрерывного обогащения ума школьника разносторонним содержанием.

Третий принцип обучения — ведущая роль теоретических знаний в начальном обучении. Этот принцип требует выдвижения познавательной стороны обучения на первый план и использования этого фактора и как мощного средства развития школьников, и как надежной основы подлинного овладения умениями и навыками. Четвертый принцип обучения — это осознание школьниками процесса учения.

Существует еще один принцип обучения, который занимал особое место в экспериментальной системе обучения Л.В. Занкова. Этот принцип требует, чтобы учитель вел целенаправленную и систематическую работу над развитием всех учащихся класса, в том числе и наиболее слабых.

Если сравнить классификации принципов обучения, предложенные М.А. Даниловым, М.Н. Скаткиным и Л.В. Занковым, то можно сделать вывод, что, несмотря на то что ученые по-разному подходят к объекту исследования — целенаправленному управлению познавательной деятельностью обучающего, предложенные ими классификации не являются вариативными. Неустойчивость этих классификаций говорит о том, что, во-первых, у авторов нет уверенности, что сформулированные принципы охватывают все стороны педагогического процесса, и, во-вторых, что все эти положения выведены эмпирическим путем. Кроме того, эти принципы не выстроены каким-либо образом иерархически, они разноуровневы, иногда трудно увязываемы друг с другом. Так, принцип доступности порой заставляет обучение отходить от принципа научности. Содержание дидактических принципов, к сожалению, не показывает, каким образом снимаются эти противоречия и трудности.

В. Оконь предлагает поставить вопрос о том, должны ли принципы обучения быть сформулированы в дидактике. Он считает, что глубокий анализ процесса обучения, показывающий его основные закономерности, может привести к отказу от формулирования принципов. Так, например, учитель, понимающий, что овладение определенными понятиями связано с познанием самих предметов, явлений или процессов, поймет смысл принципа наглядности; а тот, кто поймет, что познание живого организма или сложной машины невозможно без познания их частей и связей этих частей, тот почувствует существо принципа систематичности.

В.Оконь формулирует следующие дидактические принципы:

· системности, или упорядочения, знаний учащихся, что относится не только к содержанию обучения, но и к самому ходу обучения, его процессуальной стороне;

· наглядности, или заполнения пространства между конкретным и абстрактным. Имеется в виду совокупность норм, которые исходят из закономерностей процесса обучения и касаются познания действительности на основе наблюдения, мышления и практики на пути от конкретного к абстрактному и обратно;

· самостоятельности, или ограничения зависимости учащихся от учителя, когда учитываются все проявления естественных склонностей детей к самостоятельной деятельности, а также сознательное создание оптимальных условий для развития самостоятельности в деятельности и мышлении учащихся;

· связи теории с практикой. Основой этого принципа является понимание связи между познанием действительности, следствием которого является теория, и практикой;

· эффективности, или связи между целями и результатами обучения. Данный принцип касается функционирования и оптимизации многих факторов, оказывающих непосредственное (методы работы учителей и учащихся, количество рабочего времени, знания и умения учащихся) или косвенное (уровень умственного развития, способности учащихся, образование и педагогическая культура учителей, семья и окружение) воздействие на дидактический процесс;

· доступности, или преодоления трудностей учащимися в познании и преобразовании действительности, что связано с необходимостью поиска учителем таких способов установления контакта с каждым учащимся, подбора таких методов и средств обучения, которые в максимальной степени способствовали бы приведению в движение сил и возможностей большинства учащихся, соответствующих данной фазе их умственного, морально-социального и физического развития;

· сочетания индивидуального подхода и коллективизма в обучении, или связи интересов личности и общества, что предполагает гармоничное сочетание в процессе обучения различных форм работы (индивидуальной, фронтальной, групповой). Это способствует социализации и воспитанию чувства коллективизма, когда учитываются интересы личности и общества.

Отечественный психолог В.В.Давыдов провел анализ дидактических принципов и пришел к следующим выводам.

Принцип преемственности означает, что, например, при построении школьных учебных предметов для начальной школы сохраняется связь с теми житейскими знаниями, которые ребенок получил еще до школы. При распространении обучения за пределы начальной школы не выделяются особенности и специфика следующей ступени обучения. В психолого-педагогической литературе обычно ведется речь о том, что в средних классах усложняется содержание, увеличивается объем получаемых учениками знаний, однако не рассматриваются внутренние изменения содержания и форм обучения. Они описываются лишь на количественном уровне, без выделения качественного своеобразия знаний, которые даются в начальной школе, и знаний, которые нужно дать ученику в последующих классах. Подобная преемственность, фактически реализуемая в школьной практике, приводит к неразличению научных и житейских понятий.

Принцип доступности, с одной стороны, означает, что на каждой ступени образования детям дается лишь то, что им посильно в данном возрасте. Однако эта «мера посильности» складывалась эмпирическим путем, стихийно, из реальной практики преподавания. Это и предопределяло уровень требований к детям школьного возраста, которые затем превращались в «возможности» и «нормы» психического развития ребенка.

С другой стороны, школьная теория и практика исходят из того, что обучение лишь утилизирует уже сложившиеся и наличные психические возможности ребенка. Поэтому содержание образования и требования к ребенку ограничиваются этим реальным «наличным» уровнем. Это приводит к игнорированию конкретно-исторической природы самих возможностей ребенка и подлинно развивающей роли обучения.

Практический смысл принципа доступности противоречит идее развивающего обучения, делает вывод В.В.Давыдов.

Принцип сознательности направлен против формальной зубрежки и схоластики в обучении. Традиционное обучение исходит из того, что любое знание получает свое оформление в виде отчетливых и последовательно развернутых словесных абстракций, каждая из которых должна быть соотнесена ребенком с вполне определенным чувственным образом — представлением. Подобная сознательность замыкает круг приобретаемых человеком знаний в сфере связи значений слов с их чувственно-наглядными коррелятами, а это один из внутренних механизмов эмпирико-классифицирующего мышления, противостоящего теоретико-постигающему мышлению.

Кроме того, сознательность соседствует с постоянно фиксируемым в школе фактом отрыва знаний от их применения. В связи с этим в дидактике сформулирован принцип необходимости их «соединения», а «соединять» приходится изначально разорванные сферы. В диалектической логике установлено, что реальность знаний заключена прежде всего не в форме словесных абстракций, а в способах деятельности познающего субъекта, для которого преобразование предметов, фиксация средств таких преобразований являются столь же необходимыми компонентами знаний, как и их словесные оболочки. Но обращение к таким способам чуждо всей традиционной дидактике.

Практика применения принципа наглядности ведет, по мнению В. В. Давыдова, к трагическим последствиям. По мнению большинства ученых, в основе понятия «наглядность» лежит сравнение чувственного многообразия вещей, которое приводит к вычленению сходных, общих признаков этих вещей. Фиксация этого общего словом приводит к абстракции содержания понятия. Установление родовидовых зависимостей таких понятий по степени общности признаков составляет основную задачу мышления, закономерно взаимодействующего с чувственностью как своим источником.

Таким образом, принцип наглядности не просто утверждает чувственную основу понятий, а сводит их по существу к эмпирическим понятиям, конституирующим эмпирико-классифицирую-щее мышление, в основе которого лежит лишь отражение внешних, чувственно-данных свойств объекта.

Ориентация на принцип наглядности способствует формированию у детей лишь эмпирического мышления.

Принцип научности обычно понимается в узкоэмпирическом, а не в подлинно диалектическом значении, т.е. не в значении особого способа мысленного отражения действительности, восхождения от абстрактного к конкретному. Подлинная реализация принципа научности обучения связана с изменением типа мышления, проектируемого всей системой образования, т.е. с переходом к формированию у детей основ теоретического мышления уже начиная с начальной школы.

В.В. Давыдов предлагает следующую классификацию и характеристики принципов преподавания:

1. Преемственность как сохранение во всяком преподавании связи, но это должна быть связь качественно различных стадий обучения.— различных как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям.

2. Доступность как принцип развивающего обучения, т.е. построение обучения таким образом, чтобы можно было закономерно управлять темпами и содержанием развития посредством организации обучающих воздействий.

3. Принципу сознательности целесообразно противопоставить принцип деятельности, понимаемой как основа и средство построения, сохранения и применения системы.

4. Принципу наглядности необходимо противопоставить принцип предметности, т. е. точного указания тех специфических действий, которые необходимо произвести с предметами, чтобы, с одной стороны, выявить содержание будущего понятия, а с другой — изобразить это первичное содержание в виде знаковых моделей.

В.В.Давыдов считал, что применение новых психолого-педагогических принципов позволяет конкретно определить существенные черты будущей школы и прежде всего указать условия, при которых формирование средств теоретико-научного мышления станет нормой.

Таким образом, понятие «принципы обучения» как дидактическая категория развивается вместе с развитием дидактики.

Идея В. А. Сластенина и его последователей, заключающаяся в том, что целостная, гармоническая личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. В контексте целостного педагогического процесса ученые выделяют две группы принципов: организации педагогического процесса и руководства деятельностью воспитанников.

К первой группе относятся:

· принцип гуманистической направленности педагогического процесса, который является ведущим принципом образования, выражающим необходимость сочетания целей общества и личности;

· принцип связи педагогического процесса с жизнью и производственной практикой, который предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами;

· принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу,

· принцип научности, который является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией;

· принцип ориентированности на единство знаний и умений, сознания и поведения, требующий организации такой деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения;

· принцип обучения и воспитания детей в коллективе, который предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса;

· принцип преемственности, последовательности и систематичности, который направлен на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование;

· принцип наглядности, основанный на закономерностях познания окружающей действительности и развития мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному, и обеспечивающийся применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов;

· принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания, реализация которого позволяет развить у воспитанников высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

Ко второй группе относятся:

· принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;

· принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе;

· принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

· принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;

· принцип согласованности требований школы, семьи и общественности;

· принцип сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий, сущность которого состоит в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания; принцип доступности и посильности;

· принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

· принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Рассмотрев различные классификации принципов обучения, можно сделать вывод, что не существует какой-либо универсальной классификации, хотя есть классические принципы, которые признаются всеми авторами. Эти принципы можно объединить в следующие 4 группы:

· методологические (философские), отражающие концептуальную стратегию образования (принципы гуманизации, демократизации, связи с жизнью, уровнем развития психологии, философией образования и др.);

· научные, касающиеся как содержания образования, так и самого образовательного процесса (принцип научности, систематичности и др.);

· психологические (принцип учета возрастных особенностей, психологии личности, группы и др.);

· собственно дидактические (принципы доступности, наглядности, индивидуализации и др.).

По мнению В.К. Чернышевой, в историко-теоретических работах дидактические принципы выступают как система, т. е. как положения, связанные в самом объекте исследования — педагогических взглядах какого-либо ученого-дидакта.

Естественно поэтому, что иерархия этих принципов складывалась в зависимости от ведущей социально-философской идеи педагога, которая, в свою очередь, определялась как историко-социальным контекстом, так и уровнем развития науки того времени.

О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк обозначили взаимосвязь закономерностей обучения и принципов обучения. Но, в отличие от большинства исследователей, они идут от принципов к закономерностям. Ими выделяется три группы принципов обучения.

В первую группу входят принципы, регулирующие прежде всего формирование у учащихся предметных знаний и умений. К ним относятся: принципы научности, наглядности, прочности и пр.

Вторую группу образуют принципы, обеспечивающие эффективность педагогического процесса: принципы активности и самостоятельности, оптимизации, сочетания коллективной и индивидуальной работы, единства образовательных, обучающих и развивающих функций и т. д.

Третья группа включает принципы, позволяющие педагогам в учебно-воспитательном процессе развивать интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную и другие сферы ребенка. К ним относятся принципы целостности, проблемности, мотивации, профессиональной направленности, индивидуализации обучения и воспитания. Каждый принцип (обучения или воспитания) описывается через последовательность из пяти шагов: первый – какие закономерности лежат в его основе; второй – на преодоление каких противоречий он направлен; третий – какие требования к обучению (воспитанию) вытекают из него; четвертый шаг – какие правила надо соблюдать для выполнения требований; пятый шаг – какие надо создать условия для его реализации.

Предложенная Ю. К. Бабанским совокупность дидактических принципов является системой, в основе которой лежит деятельностный подход к обучению. Такой подход в дидактике позволяет выявить основные компоненты учебного процесса, каждый из которых, как и весь процесс в целом, должен соответствовать определенным принципам обучения.

Ю. К. Бабанский выявил соотношения основных компонентов учебного процесса с принципами обучения

Принцип направленности обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания и общего развития обучаемых

Принципы: научности обучения; связи обучения с жизнью; систематичности и последовательности обучения; доступности обучения

Принципы: наглядности обучения; сознательности и активности обучаемых при руководящей роли преподавателя; сочетания различных методов, а также средств обучения в зависимости от задач и содержания обучения

Принцип сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения

Принцип создания необходимых условий для обучения

Принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития

Расположение принципов обучения в логике развития компонентов целостного цикла процесса делает их перечень не только четко последовательным, но и относительно целостным.

5. Принципы обучения в трактовке современных исследователей (Б.А. Голуб, В.И. Загвязинский, П.И. Подласый, В.А. Сластёнин и др.).

Количество и формулировки принципов обучения изменялись и в последующие десятилетия (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин и др.). Работа над ними продолжается и сегодня. Предпринимаются попытки вывести единые принципы целостного педагогического процесса, отражающие закономерности обучения и воспитания.

Сегодня не существует единства мнений в вопросе о принципах обучения, авторы разных учебных пособий предлагают различные формулировки и различное количество принципов.

Так, И.П. Подласый, считает, что система основных дидактических принципов должна включать следующие принципы: 1) сознательности и активности; 2) наглядности; 3) последовательности и систематичности; 4) прочности; 5) доступности; 6) научности; 7) связи теории с практикой.

П.И. Пидкасистый и В.В. Воронов добавляют к ним принцип развивающего и воспитывающего характера обучения и принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Основные компоненты и условия обученияПринципы обучения
Задачи обучения Содержание обучения Методы обучения и соответствующие им средства Формы организации обучения