В чем заключается отличительные черты географического мышления
Географическое мышление
Развивая эти мысли Баранского, отечественные ученые выделяют следующие черты географического мышления:
1) пространственный, территориальный подход;
2) географичность изучаемых объектов, которая тем больше, чем в большей степени их развитие и функционирование определяются их положением в пространстве, свойствами той территории, на которой они расположены;
3) комплексность, системность, максимальная степень синтеза в подходе к географической реальности, в ее отражении.
Содержание и структура географической науки: процессы дифференциации и интеграции
К числу основных тем в истории географического знания относятся вопросы о содержании географии, т.е. о том круге объектов и процессов, которые она призвана изучать, и о ее структуре, т.е. внутренней организации науки.
С целью общего ознакомления со структурной организацией науки познакомимся с двумя подходами в ее исследовании.
Позиция таких ученых, как Д.Л. Арманд и Ю.К. Ефремов, заключается в выделении внутри одной науки направлений, разделов и дочерних наук (при очень условных границах между ними).
Дочерние науки бывают двух родов: отраслевые и частные. Разница между отраслевыми науками и разделами (отраслями) основной науки чисто количественная. Когда какая-либо отрасль настолько разрастается, что объем обращающегося в ней материала становится соразмерным с объемом материала основной науки, когда наряду с общими в ней вырабатываются свои специфические методы и когда к ней предъявляются особые практические требования, она отрывается от общего корня и становится отдельной наукой. Отделение сопровождается уменьшением объема основной науки. Так от физической географии отделились гидрология, климатология, биогеография. Частными науками или частными разделами наук в географии удобно назвать науки или разделы, изучающие отдельные территориальные части ландшафтной сферы. Отраслевые науки вскоре сами начинают делиться. Так, гидрология выделила направления: гидрометрию, гидрографию, экспериментальную гидрологию; разделы: потамологию, лимнологию, динамику русловых процессов, учение о наносах и т.д.
Теперь обратимся к взглядам У.И. Мересте на иерархию наук, в которой он выделяет пять уровней:
— первый: наука в целом;
— второй: частная фундаментальная наука в виде системы самостоятельных наук (например, география, охватывающая большое число частных географических наук);
— третий: частная наука, входящая в систему фундаментальной науки (например, экономическая география);
— четвертый: теория, входящая в частную науку (например, теория экономического районирования);
— пятый: отдельное научное исследование в виде отдельной научной статьи, монографии, исследовательского отчета и т.д., рассматривающее какую-либо частную проблему (например, изменение районообразующих факторов в развитии восточных экономических районов России в последние десятилетия XX в.).
Однако закономерный, «естественный» процесс дифференциации имел и серьезные негативные последствия: он усиливал размежевание между двумя «блоками» системы географических наук, разрывал цельность этой системы.
В последние годы в качестве ведущего направления выступает гуманизация и гуманитаризация географической науки, что означает не только широкое использование в географических исследованиях частных результатов и методов различных гуманитарных наук. Прежде всего это выражается в том, что в центр внимания исследователей ставится человек, человечество, население во всем многообразии их жизнедеятельности, культуры, быта и т.д. Задачи исследований исходят из потребностей человека, и их результаты «возвращаются» к человеку.
С этим направлением тесно связана социологизация, которая означает применение социологических подходов, методов и частных теорий практически во всех географических науках, в которых это актуально и необходимо. В первую очередь это относится к тем отраслям географии, которые имеют дело с человеком и обществом (география населения, экономическая география, география образования, география науки, собственно социальная география и др.).
Наконец, особое значение приобретает экологизация географических исследований, что предполагает первоочередное внимание к проблемам взаимоотношений общества и среды его обитания.
Принципиально новые, «интегративные», подходы в географических исследованиях привели к возникновению новых ветвей науки, таких, как экономическая климатология, мелиоративная география, медицинская география, рекреационная география, в которых сливаются воедино физико-, экономико- и социально-географические идеи и методы, проявляются тесные связи с другими (негеографическими) науками. Так, медицинская география развивается на стыке географии и медицины; на стыке географии и ветеринарии уже с XIX в. развивается ветеринарная география, исследующая влияние географической среды на здоровье и продуктивность домашних сельскохозяйственных животных и распространение их болезней. Эта наука имеет тесные связи как с географией сельского хозяйства, так и с зоогеографией.
Дата добавления: 2015-06-30 ; просмотров: 578 ; Нарушение авторских прав
Географическое мышление
Как научиться думать и мыслить по-географически? Известный географ Н. Н. Баранский дал такое определение:
«Географическое мышление — это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту и, во-вторых, связанное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента” или одной «отрасли», иначе говоря, играющее аккордами, а не одним пальчиком».
Выделим в этом определении ключевые черты географического мышления, которые формируют географический кругозор и географическую культуру.
Прежде всего, это территориальность. Каждый географический объект занимает конкретную территорию на земной поверхности и акваторию на водной поверхности. Он имеет своё название (Кавказские горы, Тихоокеанское побережье России, Балтийское море). Географический объект как территория обладает географическим положением, размерами, особенностями хозяйственного использования. Существуя по общим законам, каждый из них неповторим и уникален.
В задачи географии входит выявление как общих черт географических объектов или процессов, типичных для гор, побережий, морей, так и установление их отличий и своеобразия.
Другая важная черта географического мышления — это комплексность. Географ не ограничивается изучением одного, пусть и очень важного компонента. Зная, что все компоненты природы и хозяйства взаимосвязаны друг с другом, он рассматривает их в единстве, то есть комплексно.
Территория каждой страны — неотъемлемая часть мирового пространства. Здесь проявляются все общие географические закономерности. Понимание развития особенностей конкретной страны как общепланетарных процессов и явлений означает глобальность географического мышления.
Мыслить по-географически нельзя без карты, которая помогает представить местоположение, размеры, взаимное размещение географических объектов. Географический кругозор поможет осознать себя в окружающем мире, положение своего района или города в стране, а страны — в мире. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Приобретённые знания и умения, осознание ценностей природного и социально-экономического окружения, географическое мышление помогут вам сформировать географическую культуру. Географическая культура связана с разумным поведением, ответственностью каждого из нас за сохранение окружающей среды.
Географическое мышление отличается территориальностью, комплексностью, глобализмом. Оно лежит в основе формирования географической культуры.
В чем заключаются отличительные черты географического мышления
Овладение географами способов научного познания, и непрерывное совершенствование в конечном итоге определили сущность их специфического (профессионального) географического мышления. В это понятие Н. Н. Баранский вкладывал два основных признака: «Географическое мышление — мышление, привязанное к территории, кладущее свое суждение на карту, связное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или одной «отрасли».
Развивая эти мысли Баранского, отечественные ученые выделяют следующие черты географического мышления: 1) пространственный, территориальный подход; 2) географичность изучаемых объектов, которая тем больше, чем в большей степени их развитие и функционирование определяются их положением в пространстве, свойствами той территории, на которой они расположены;
3) комплексность, системность, максимальная степень синтеза в подходе к географической реальности, в ее отражении. «Синтез, выявление взаимосвязей между различными характеристиками территории… — один из важнейших принципов географического мышления».
В современную эпоху, когда совершенно необходимо развитие целостной и комплексной географии, требуется и дальнейшее совершенствование географического мышления. «Оно должно быть абстрактным и конкретным, диалектически соединяя в пределах определенных территориально-иерархических уровней и на конкретных территориях общие и специфические, пространственно обусловленные и выраженные взаимодействия в макросистеме «территория — естественные условия и ресурсы — население — хозяйство — расселение — состояние окружающей среды».
Б. Н. Зимин и С. В. Одессер выделяют в качестве главных направлений трансформации географического мышления следующие:
а) усиление системности в осмыслении географических явлений и процессов;
б) усиление динамической и исторической направленности географического мышления;
в) экологизация географического мышления, осознание единства мира;
г) повышение точности и логической стройности географического мышления, унификация понятийного аппарата географии с системой общенаучных понятий.
Особенно важной в развитии географического мышления является пространственно-временная парадигма. Можно говорить об определенном «генетическом коде» каждого ландшафта, природного, природно-хозяйственного и экономического района, каждой геосистемы… Неразделимость времени и пространства, этих основных координат жизнедеятельности человека и общества, развития природы и ее использования человечеством — важнейшая составная часть целостной географии».
Таким образом, можно заключить, что не разрыв и противопоставление пространственного и временного подходов, а их органическое сочетание, соединение в географических исследованиях является в наше время непременным условием совершенствования системы географического мышления, прогресса географии в целом.
Тема 8 Географическое мышление
Самостоятельная работа Взгляды Э. Б. Алаева, Я. Г. Машбица, Н. Н. баранского на сущность понятия «Географическое мышление
Вопросы для проверки Характер методологических и методических основ применения различных подходов в географической науке Три позиции рассмотрения территориального фактора в географии. «Высший» и «частный» синтез в географии
Дополнительная литература Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-
Показывается сущность географической науки, исследующей территориальные особенности природных процессов и явлений и территориальную организацию производительных сил и социальных процессов
Самостоятельная работа
Изучить принципы территориальной организации социально-политической жизни общества
Вопросы для проверки
Показать принципы территориальной организации (аспектов0 процессов: естественного развития, ландшафтов, антропогенизации ландшафтов, промышленного освоения территорий, развития городской агломераций
Дополнительная литература Герасимов И.П. Советская конструктивная география. Задачи, терминологический словарь. М.: Мысль, 1983, 350 с
. Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М.: Мысль, 1973.
Семинары
Географическая картина мира. Система семинарских занятий призвана дополнить и расширить комплекс теоретических материалов лекционного курса. Задачей семинарских занятий является выработка у студентов умений и навыков конструктивного применения на практике (в частности, в конкретных географических исследованиях) теоретических знаний. Анализируются отдельные смысловые блоки в рамках конкретных тем лекционного курса
Самостоятельная работаПроверить навыки географического мышления путем анализа ассоциативного ряда, возникающего у студентов при произнесении названий конкретных географических объектов
Вопросы для проверки
Показать значение картографического анализа при географических исследованиях;
В чем должна проявляться комплексность географических исследований
Герасимов И.П. Советская конструктивная география. Задачи, подходы, результаты. М.: Наука, 1976, 207 с.
Специфика географического мышления.
Определения географии.
Специфика географического мышления.
Географическое мышление-мышление, привязанное к территории, кладущее свое суждение на карту, связное, комплексное, не замыкающее в рамках одного «элемента» или одной «отросли»
Специфика: 1)пространственный, территориальный подход.
3) Комплексность,сиситемность,максимальная степень синтеза в подходе к географической реальности
Предмет и предметная область географии. Место географии среди наук.
Географическая деятельность в виде географической картины мира которая представлена набором категориальных понятий и теорий о взаимодействии общества и природы в основном геопространстве Земли-геоверсуме
3 группы наук (естественные и общие науки)
1)фундаментальные анализирующие (каждая изучает соответствующую форму давления материи) и абстрактные (механика,физика,химия,биология,социология,математика,кибернетика)
2) Синтезирующие (антропология,психология,этнография,медицина,география,картография)
Она целостна и признает процессы пространственных отношений между самыми различными телами и явлениями.
4.Проблема единства географии.
Усиливаются диалектически взаимосвязанные процессы интеграции и дифференции
ИНТЕГРАЦИЯ-объединение отдельных разделов, отраслей, подотраслей, учений и теорий науки в одно целое, образование их единства. Закон ИНТЕГРАЦИИ- каждое новое открытие сопровождается новыми знаниями и требует широкого аспекта смежных исследований.
Зарождение географии. Великие географы древности.
1) Парменид( идея о шарообразии Земли )
2)Аристотель (сочинение «метеорологика»- вершина географической науки)
5)Демокрит( много путешествовал и составил ккарту, на основе которой были построены карты более поздниея)
География как наука зародилась в древней Греции. Гомер основоположник географии.
География в Средние века и эпоху Возрождения.
Средние века: ведущая роль в географических открытиях перешла к ученым Востока Средней Азии. Важные географические открытия в Исландии, Гренландии и Сев. Америке были сделаны норманнами. Венецианский купец МаркоПоло открыл для европейцев Вост.Азию. А Афанасий Никитинходивший по китайскому, черному и аравийскому морям и достигнув Индии, описал природу и жизнь этой страны.
Период возрождения-приод великих географических открытий.
7.Петровские реформы и развитие науки и образования в России.
В 1720 г. была издана карта Каспийского моря. В 1700 г. по указу Петра была организована государственная горноразведочная служба, занимавшаяся поиском полезных ископаемых. В 1703 г. крестьянин Шилов открыл на Урале месторождение медных руд. А в 1714 г. молотовый мастер Рябов открыл первые в России минеральные лечебные воды в районе Петрозаводска. Были также открыты месторождения каменного угля на юге России, бурые угли были обнаружены в Подмосковье.Сподвижник Петра Яков Брюс в 1699 г. организовал Навигацкую школу в Москве, в которой изучалась астрономия
8.Создание географии в России (И.К. Кирилов, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов).
В России существовали другие практические потребности –заселение и хозяйственного освоения самого большого в мире массива суши, своего рода «океана» тундры, лесов, степей, пустынь
Становление «новой» физической географии в России: А. И. Воейков В.В. Докучаев, Л.С. Берг, А. А. Григорьев.
Содержание основных глобальных проблем: демографической, продовольственной, экологической, ресурсной.
Демографическая проблема
продовольственная проблема
Суть проблемы – дефицит продуктов питания, необходимых для нормального развития человечества. Дефицит продуктов сопровождал человечество на всем протяжении его развития. В связи с развитием мировой торговли и транспорта эта проблема несколько ослабла, но не исчезла.. Продовольственная проблема имеет глобальный характер и в силу своей гуманистической значимости, и в силу своей тесной связи со сложной задачей преодоления социально-экономической отсталости бывших колониальных и зависимых государств Многие развивающиеся страны вынуждены обращаться за помощью в международные организации и к отдельным экономически развитым странам Запада. Однако часто это приводит к конкуренции на мировом рынке продовольствия, к обострению межгосударственных отношений, а также к зависимости развивающихся стран от иностранного капитала.
Экологическая проблема
Суть проблемы: Экологическая проблема возникла в сфере взаимоотношений человеческого общества с окружающей средой (природой). В последнее время обострился конфликт между обществом и природой, создающий реальную угрозу появления необратимых изменений в природных системахПричины возникновения экологической проблемы: многолетнее бесконтрольное и не всегда оправданное расходование природных ресурсов (добыча полезных ископаемых); индустриализация хозяйства (появление большого количества производств, выбрасывающих в окружающую среду вредные вещества);увеличение численности людей и их потребностей и др. В промышленно развитых странах экологические проблемы имеют преимущественно «индустриальный характер», а в развивающихся – обусловлены в первую очередь «переиспользованием естественных ресурсов» (лесов, почвенного покрова и других природных богатств).В настоящее время эпицентр экологических проблем переносится из развитых стран в развивающиеся в связи с тем, что туда переносится ряд вредных производств. В отдельных районах Земли конфликт между человеком и природой настолько обострился, что достиг уровня экологического кризиса. Экологические проблемы условно можно разделить на три группы: Деградация окружающей среды в результате нерационального природопользования Загрязнение литосферы, гидросферы и атмосферы твердыми, жидкими и газообразными отходами антропогенной деятельности над крупными промышленными агломерациями, «кислотные дожди. Отравление окружающей среды химическими веществами, создаваемыми в процессе производства (химикаты, пестициды, фреоны
Энерго-сырьевая проблема
Суть проблемы – противоречие междувсе возрастающими потребностями человечества в ресурсах и уменьшением их запасов (в первую очередь это относится к исчерпаемымневозобновляемым ресурсам).
Минеральные ресурсы. Имеющееся минеральное сырье и его использование как глобальная проблема приобрела в настоящее время новое звучание. За последние 30 лет человечество израсходовало столько же минерального сырья, сколько за всю историю своего существования!
Энергетические ресурсыЭлектрическая энергия — основа современной цивилизации. Во всем мире она рассматривается в качестве самого предпочтительного промежуточного вида энергии, универсального передаваемого на значительные расстояния и вызывающего наименьшее загрязнение окружающей среды в местах потребления
Земельные ресурсы.Земельные ресурсы и почвенный покров Земли, которые создавались тысячелетиями, — основа живой природы и сельскохозяйственного производства.
Лесные ресурсы.Уничтожение лесов такими темпами будет иметь катастрофические последствия для всего мира, так как сокращается поступление кислорода в атмосферу, усиливается «парниковый эффект», меняется климат на планете.
Водные ресурсы.Вода. Уровень потребления воды зависит, прежде всего, от условий жизни, климата и уровня оснащенности жилища современной бытовой техникой
Определения географии.
Специфика географического мышления.
Географическое мышление-мышление, привязанное к территории, кладущее свое суждение на карту, связное, комплексное, не замыкающее в рамках одного «элемента» или одной «отросли»
Специфика: 1)пространственный, территориальный подход.
3) Комплексность,сиситемность,максимальная степень синтеза в подходе к географической реальности
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.