В чем заключается патриотизм древнерусской литературы
Сочинение на тему: патриотизм в древнерусской литературе
Сочинение на тему: патриотизм в древнерусской литературе.
Тема патриотизма – пожалуй, самая древняя тема русской литературы: ведь в первом дошедшем до нас памятнике искусства слова – “Слово о полку Игореве” (XII век) речь идет именно о русской земле, о ее бедах, невзгодах и величии, о горечи расставания с родиной и о подвиге русских воинов- дружинников. Образ русской земли – центральный в этом памятнике нашей древней литературы и в то же время наиболее выразительный, сохраняющий свое эстетическое и нравственное значение до
В XVIII веке, вскоре после петровских преобразований, связанных с ориентацией на Европу, в России быстро сформировалось национальное самосознание, нашедшее отражение в литературе. Особенно этому способствовали успехи внешней политики России, слава “екатериненских орлов”, между которыми – имя величайшего русского полководца Суворова. С гордостью отмечали писатели и поэты, что русская земля ни в чем не уступает Европе. Так, Ломоносов
Он же определенно высказался о богатстве и могуществе русского языка, который, по мнению поэта-ученого, сочетает в себе все преимущества языков европейских, обладая помимо этого еще и своими собственными. К концу XVIII века сформировалось уже представление о национальной гордости, и Фонвизин в комедии “Бригадир” умно и весело издевается над бездумным подражанием иностранному – мотив, который подхватит затем грибоедовский Чацкий.
Related posts:
Древнерусская литература как фактор патриотического воспитания
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Дата публикации: 05.03.2015
Статья просмотрена: 2594 раза
Библиографическое описание:
Колпачева, О. Ю. Древнерусская литература как фактор патриотического воспитания / О. Ю. Колпачева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7470/ (дата обращения: 30.11.2021).
Русская литература с момента своего возникновения служила средством патриотического воспитания народа.
На протяжении столетий важнейшим средством формирования патриотизма у россиян являлась литература. В отсутствии эффективных средств массового воздействия на читателя она являлась «учительницей народной», а русские писатели проявили себя подлинными патриотами.
Древней Руси, к концу XI века сформировавшейся как раннефеодальное государство с единой религией — христианством, для утверждения своего статуса недостаточно было только воинских побед, внешнеэкономических и политических связей и расширения территории. Молодому государству необходимо было доказать свое право на равное место среди других народов, сопричастность с событиями мировой истории, прославить героизм пращуров. Данные проблемы нашли отклик во многих произведениях литературы, отразивших надежды и стремления наших предков.
В «Слове о законе и благодати», написанном митрополитом Иларионом в первой половине XI века, автор, обосновывая равноправие всех народов, исповедующих христианство независимо от времени его принятия, отстаивает национальную и религиозную независимость русского государства. Показывая Русь в ряду других держав мира, Илларион не только славит родную землю, которая «ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли». но и предсказывает ей великое будущее: «и събысться о нас языцех реченое: открыет мышцу свою святую предо всеми языки и узрят вси конци земля спасение бога нашего». Прославляя Владимира Святославовича, принесшего христианство на Русь, он с гордостью говорит о великих предшественниках князя, язычниках Игоре и Святославе, полагая, что героической историей предков «мужъством же и храбръством прослуша в странах многах» можно и нужно гордиться.
При большой разбросанности территорий Древняя Русь не имела достаточно прочных внутренних связей, ее постоянно сотрясали усобицы и набеги врагов. Будущее страны виделось в создании централизованного государства, и идея единения красной нитью проходит через все письменные памятники того времени, отражая глубокие раздумья наших предков о судьбе родной страны. «Чтобы удержать единство, требовались высокая общественная мораль, высокое чувство чести, верности, самоотверженности, развитое патриотическое самосознание и высокий уровень словесного искусства — жанров политической публицистики, жанров, воспевающих любовь к родной стране, жанров лиро-эпических, — отмечал Д. С. Лихачев. — Нужны были произведения, которые ясно свидетельствовали бы об историческом и политическом единстве русского народа. Нужны были произведения, которые активно выступали против раздоров князей» [1,c.81].
Протестом против княжеских усобиц, ведущих к разорению страны половцами, проникнута «Повесть временных лет». Подчеркивая происхождение всех русских князей от единого корня — легендарных братьев Рюрика, Синеуса и Трувора, летописец осуждал междуусобные войны как братоубийственные и призывал беречь землю, «которую оборонили отцы ваши и деды трудом великим и храбростью».
Идея единения Руси перед опасностью извне — ведущая в самом патриотическом произведении древнерусской литературы — «Слове о полку Игореве». В период, когда княжеские усобицы ослабляли страну, а местнические интересы вели к резкому размежеванию, автор Слова требовал от князей согласованных действий в борьбе с общим врагом, обвиняя их в нежелании вместе выступить на защиту страны: «Но врозь у них полотнища развиваются, копья поют!». Воспевая славу и силу русских князей, он осуждал тех, из-за кого «по русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля». «Здесь мы видим …русского человека, сознающего тесную связь со всею землею, с народом, — отмечал В. Я. Стоюнин, — сознание единства русской земли, несмотря на ея раздробленность, ясно высказывается поэтом; он чужд всякого местного, удельного патриотизма, он страдает равно за всех русских, терпящих беды за княжеские крамолы» [2, c.188].
Нравственный идеал пекущегося о русской земле человека представлен в «Поучении» Владимира Мономаха, считающегося его политическим завещанием преемникам. Князь учил быть верным своему слову, не нарушать данных клятв даже во имя выгоды: «аще ли вы будеть крест целовать к братии, или к кому, …и целовавшее блюдете, да не преступни погубите душа своея». В понятие любви к Отечеству он включал заботу о ближнем («кормите и придавайте сироте, и вдовицю оправдите сами»), считал долгом выступить в защиту слабого («не вдавайте сильным погубити человека»). Мономах призывал князей заботиться о своих подданных: «не дайте пакости деяти, отрокам ни своим ни чюжим, ни в селех, ни в житех, да не кляти вас начнут». Важнейшей идеей «Поучения» является идея защиты Отечества. «Смерти бо ся, дети, не боячи, — писал великий князь, — ни рати, ни от зверя, но мужское дело творите…». Патриотизм Мономаха носил деятельностный характер — князь представлен в «Поучении» человеком, честно исполнявшим свой долг перед Родиной и призывавшим к этому своих преемников.
Если у большинства полководцев патриотизм ассоциировался с защитой Отечества, то представители духовенства в первую очередь связывали его с верностью православной вере, терпимостью, человеколюбием, с помощью ближнему в трудную минуту.
В поучениях, житиях святых, посланиях и обращениях Русская православная церковь стремилась поддержать верующих, вселить в них веру в будущее, давала нравственную оценку поступков. «Осуждения в письменных произведениях страшились, похвал добивались», — писал по этому поводу Д. С. Лихачев, особо отмечая значимость церковной оценки для выбора линии поведения в тяжелейший для страны период татаро-монгольского нашествия [3,c.24]. В условиях жесточайшего порабощения, сопровождающегося междоусобной борьбой за великое княжение и вотчины, православная вера оставалась одним из немногих связующих население страны оснований. Ее защита приравнивалась к защите родной земли.
Идеалом поведения почиталось мученичество за веру, отказ перейти на сторону врага, что нашло отражение в житиях и летописных рассказах XIII — XIV веков. Авторы стремились вселить в читателей уверенность в том, что военной силе завоевателей можно противопоставить силу духа. Рассказы о Васильке Константиновиче, рязанском князе Романе, Михаиле Черниговском, не покорившимся захватчикам и отдавшим жизнь за Родину и веру, имели ярко выраженную общерусскую патриотическую окраску.
Если идеологию древнерусского общества отражали церковные наставления, летописи, жития, повести, то психологию народных масс, их понимание долга перед Родиной наиболее ярко выражали эпические произведения. В отличие от житийной литературы, повестей, летописей, былины существовали в устной форме, передавались из уст в уста и пользовались популярностью как в народной среде, так и среди знати.
В образах богатырей воплотился нравственный идеал народа. Истинным героем в былинах выступает не тот, кто силен и храбр, а тот, кто направил силу и храбрость на защиту родной земли, православной веры и своих соотечественников. Добрыня Никитич просит благословенья у матери не на рыцарские подвиги, а на помощь людям. «Как наехали поганы люди, супостатные, — говорит он, — они режут, бьют моих собратиев. Не сидится мне здесь без работушки, им помочь идти — одна заботушка». С юных лет он выступает народным защитником, «топча малых змеенышей, выручая полоны русские». По дороге на службу к князю Владимиру Илья Муромец расправляется с «силой великой», осадившей город Чернигов, берет в плен Соловья — разбойника, грабящего и убивающего проезжих путников.
Богатыри служат князю не в силу вассальной зависимости, а добровольно, понимая свой долг перед ним как долг перед народом. Илья Муромец поступает на службу к князю Владимиру «прибрать себе дружиночку храбрую», «съездить во чисто поле, с неприятелем побороться». Когда враги подступили к городу, он выходит на бой «за веру, за отечество, за стольный Киев-град, за церкви за божии, за князя за Владимира», и к тому призывает других русских богатырей. Вся мощь богатырей направлена на защиту родной земли, ради нее они не щадят жизни, сражаясь с ордами противника: от ран, полученных в схватках с «погаными» погибает старший из братьев Дородовичей, двенадцатилетним подростком, с благословения отца, выходит на бой с татарами сын Данилы Игнатьевича.
В былинах показан и идеал русской женщины, способной на жертвы во имя родной земли. Это и мать, благославляющая богатыря на служение Отчизне, на «добрые дела», жена, хранящая дом в его отсутствие или это волевая, непреклонная в достижении цели женщина, как Авдотья Рязаночка, освободившая из плена своих соотечественников из плена и тем самым возродившая «Рязань-город наново».
Процесс политического и экономического объединения разрозненных княжеств способствовал формированию общерусской культуры, идейному единению страны. Немалую роль в последнем сыграло летописание. В московском летописном своде митрополита Киприана (1408 г.) были собраны летописи Твери, Новгорода, Ростова, Рязани, Смоленска и других княжеств, формируя у россиян, таким образом, представление о единстве русской истории.
После создания единого Московского государства в XVI веке летопись, по выражению Д. С. Лихачева, постепенно стала «школой патриотизма, школой уважения к государственной власти, …должна была любыми средствами внушить читателям убеждение в её безошибочности и святости» [1,c.163]. Данная идея отчетливо просматривается и в написанном в первой трети XVI века «Сказании о князьях Владимирских», выводившем род московских властителей от римского императора Августа и его потомка Рюрика. Это ставило их в один ряд с ведущими правителями Европы и доказывало законные права Москвы на объединение со всеми областями древнерусского государства, отторгнутыми в разное время захватчиками. В середине XVI века была создана «Степенная книга», включавшая в себя жизнеописания великих князей, царей и митрополитов. Автор не ставил своей целью идеализацию их деятельности как таковой, но стремился в идеальном свете представить историю Руси, показать мировое значение Русского государства, обосновать идею божественности как светской, так и церковной власти и вселить веру в непоколебимость государственных основ, в мудрость правителей. Единению страны, утверждению общей культуры, обычаев и нравов способствовала литературная деятельность митрополита Макария, выступившего инициатором составления «Великих Четий Миней», куда были включены предания о русских национальных святых, как древних, так и канонизированных на церковных соборах первой половины XVI века. Таким образом Макарий задумал «организовать свой национальный Олимп, делающий Московскую Русь достойной занятого ею в христианском мире …положения» [5,c.433].
Данный подход отражал сущность зарождавшегося официально-государственного патриотизма, требующего безоговорочного принятия существующих порядков, однако он не являлся единственным. Несколько иные, более демократичные взгляды на патриотизм высказывали отдельные представители русского общества, что свидетельствовало о начале формирования альтернативного государственному понимания проблемы. Так, Иван Пересветов в своих литературно-публицистических выступлениях выдвинул принцип равенства всех перед царской властью и предлагал отличать людей по заслугам перед Отечеством, а не по знатности и богатству. «А который воин начнет против недруга твердо стояти и смертною игрою играти, и таковым воином имян возвышати, и тем сердца их утешати», — писал он в «Сказании о Петре, волоском воеводе». Достойным защитником страны, по мнению И. Пересветова, не мог быть человек обленившийся, пекущийся только о своем богатстве, и вместо честной службы тешащий себя лишь потехами «цветно и конно и людно». Такие, по его мнению, лишь «царство оскужают». Отказывая в патриотизме знатным вельможам, которые «смертного меча остерегаются», «мыслят о покое», он, в тоже время считал, что нельзя требовать патриотических чувств и от человека несвободного, холопа. «Порабощенный бо человек срама не боится, а чести себе не добывает, — отмечает И. С. Пересветов в «Сказании о Магмете-салтане».
Смутное время явилось испытанием Московского государства на жизнестойкость. С честью выдержав это испытание, наши предки не только отстояли свою независимость, но и вышли из него более сплоченными и уверенными в своем будущем. О патриотических настроениях, господствовавших в обществе ещё долгое время, косвенно может свидетельствовать популярность «Сказания» об осаде Троицко-Сергиевского монастыря Авраамия Палицына (1620 г.), дошедшая до нас в многочисленных списках XVII и XVIII веков. Оптимистический настрой произведения, гордость за сумевший преодолеть тяжелейшее испытание народ, пробуждал в читателях веру в будущее России.
1. Лихачев Д. С. Избранные работы в 3-х тт. — Л., 1987.
2. Стоюнин В. Я. О преподавании русской литературы. — СПб., 1904.
3. Памятники литературы Древней Руси: XIII век. — М., 1981. — С. 24.
4. Ключевский В. О. Исторические портреты. — М., 1991.
5. История русской литературы.- М-Л.: Изд-во АН СССР. — 1945. — Т. II. Ч. 1.
6. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства XIV –XVII вв. — М., 1985.
Зарождение патриотической темы в древнерусской литературе
Начало истории русской литературы самым тесным образом связано с принятием христианства. Именно после крещения на Русь пришла письменность и грамота. Поэтому первые произведения древнерусской литературы тесно связаны с Библией. Это были библейские комментарии, молитвы и жития святых. Доля светской литературы была совсем незначительной. Большинство литературных произведений по-прежнему имело церковно-религиозный характер. Но уже во многих из них к религиозному содержанию начинала прибавляться светская тематика. Ведь литература не могла избежать тех изменений, которые происходили в общественной жизни и общественном сознании. А знаменитые средневековые сборники рассказов о животных «Физиологи», древнейший научный трактат по математике и астрономии «Учение о числах» Кирика Новгородца, «Поучение» Владимира Мономаха и другие с полным правом можно отнести к светской литературе.
Несмотря на церковно-религиозное содержание первых произведений, тема патриотизма, идея защиты, сохранения и приумножения родной земли довольно рано возникает в древнерусской литературе. Основной вопрос, который ставит перед собой и своими читателями первый летописец, — «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и с коих пор известна Русская земля» — предполагает наличие патриотического чувства. Именно в «Повести временных лет» возникают три большие идеи, которые явно или скрыто будут соперничать на протяжении всей последующей русской и российской истории: приверженность к Земле-Отечеству, услужение
Власти и стремление к личному благополучию, не зависящему ни от Отечества, ни от Власти.
Открытый действенный патриотизм проповедует неизвестный автор «Слова о полку Игореве». Соединение идеи княжеского единовластия с широким пониманием понятия «Русская земля» является отличительной чертой его политического мышления. Русская земля у автора не ограничивается только Киевом, Черниговом или Новгородом-Северским. Она включает в себя и другие древнерусские княжества. В этом и находит свое яркое отражение патриотическое сознание автора произведения. В его трактовке именно Русская земля в широком понимании является истинным героем «Слова о полку Игореве». И именно в создании образа Русской земли автор поднимается до необычайного мастерства. В созданном им образе родины ощущается необыкновенный темперамент, чувство страстной любви и преданности. Этот образ пронизывает все произведение и одухотворяется через единение человека и природы.
В исключительности патриотического чувства автора содержится великая правда. Ее смысл заключается в том, что народ, как и любой отдельный человек, имеет вечное назначение. Народ, вся Русская земля должны стать главной и незаменимой формой для совершенной полноты жизненного содержания.
И тогда автор возлагает на себя обязанность будителя и просветителя человеческой памяти. Ведь чтобы его высшая правда не превратилась в пустой звук, ненужную претензию, нужно изъявительное наклонение патриотического чувства: «я люблю свою Родину», — изменить на повелительное наклонение патриотического долга: «помогай Родине в сознании и исполнении ее высшего предназначения». Следуя избранным принципам, он в порядке старшинства обращается к русским князьям Рюриковичам и призывает их вспомнить о долге перед Родиной. Он требует от них защитить «достояние Даждьбожа внука» — Русскую землю от опустошительных набегов степняков.
Но у автора «Слова» были непосредственные предшественники и современники, обладавшие ярким литературным талантом. Это Владимир Мономах, Климент Смолятич и Кирилл Туровский. Ближе и понятнее автору «Слова о полку Игореве» были идеи и взгляды Владимира Мономаха, изложенные в его «Поучении». Мономах писал о том, что с властью возрастает ответственность, а потому призывал князей быть справедливыми. По его мнению, в основе правосудия должна быть «правда» — закон. Он выражал идею защиты «убогого человека» и завещал: «Не позволяйте власть имущим погубить человека». В понятие «правды» Мономах включал также требование о недопустимости смертной казни, потому что любой человек имеет право на срок жизни, отпущенный Богом. Казнь — это убийство и преступление перед Богом. Материал с сайта //iEssay.ru
Значительное место в «Поучении» Мономах отводил последствиям княжеских усобиц. Усобицы приводят к войнам, гибели и разорению смердов, что ослабляет Русскую землю. В противовес удельно-церковной формуле: «каждый пусть держится своей вотчины», он выдвинул призыв: «отныне соединимся в единое сердце и блюдем Русскую землю».
В произведениях церковных писателей Климента Смолятича и Кирилла Туровского через аллегорическое истолкование происходит превращение сверхъестественного в нечто доступное умственному познанию. Климент Смолятич, например, делал вывод, что для познания Бога нужно обращаться к природе. Вопреки церковным взглядам, он защищал мирского человека и был сторонником чувственного познания. Он считал, что ум дан человеку для разумения природной сообразности.
Зарождение светских элементов в общественном мировоззрении прослеживается и в произведениях Кирилла Туровского. Это и суровое осуждение претензий духовенства на имущество, власть и славу, и идея причастности Бога к мирской жизни, и выработка моральных критериев жизни и деятельности светского человека. Эти и другие положения становились духовными зернами, которые затем прорастали чувством действенного патриотизма в душе русского человека.
. Конспект урока литературы в 9 классе по теме «Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. Патриотизм древнерусской литературы».
Конспект урока литературы в 9 классе по теме
« Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. Патриотизм древнерусской литературы».
(урок рассчитан на 2 часа)
Люблю твою, Россия, старину…
Патриотизм начинается с любви и
уважения к тому, что завещано отцами,
дедами, предками. Не только завоеваниями
науки и покорением природы можно
гордиться нам, но и великой культурой.
Русь в XI – XII веках.
Культура Древней Руси:
в) ремёсла и ювелирное искусство;
г) письменность и просвещение;
Культура Древней Руси – новый шаг в духовном развитии человечества.
1) познакомить обучающихся с культурой Древней Руси и исследовать её особенности; показать, как культура отразила многогранный талант народа, населявшего Древнюю Русь;
2) развивать коммуникативные умения и навыки: монологическую речь обучающихся, умение рецензировать ответы ;
3) дать возможность обучающимся почувствовать гордость за высокие достижения культуры Древней Руси; заставить задуматься над историческим прошлым своей Родины.
научить работать в группе, находить нужную информацию для выступления; формировать умения и навыки чтения наизусть поэтических произведений; обогащать словарный запас учащихся;
развивать творческие способности обучающихся; содействовать развитию у обучающихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
воспитывать высокие патриотические чувства, интерес к культуре Древней Руси, литературе, ценностное отношение к слову; создать на уроке благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
устойчивый познавательный интерес к культуре Древней Руси; стремление к речевому самосовершенствованию.
формулировать собственное мнение; осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.
поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать.
планирование самостоятельного выполнения заданий; выбор темпа работы; умение действовать самостоятельно.
осознание значимости изучения культуры и литературы своей страны для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; обеспечение культурной самоидентификации; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
осуществление поиска информации с использованием различных ресурсов; умение давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать вывод.
формирование устойчивого познавательного интереса к культуре своей страны; воспитание патриотизма.
Формы работы учащихся : групповая работа, индивидуальная
Выставка книг о Древней Руси (Сергей Голицын «Сказание о земле Русской»,
Презентация «Архитектурные памятники Древней Руси» (Софийский собор в Киеве 1037 год при Ярославе Мудром, Софийский собор в Новгороде, Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли 1156 год);
Презентация «Гербы древнерусских городов»;
Презентация «Древнерусские летописи» (страницы летописей, рассказывающих историю Бориса и Глеба, похода князя Игоря на половцев)
Русь в XI – XII веках.
Архитектура Древней Руси.
Иконопись Древней Руси.
Ремёсла и ювелирное искусство Древней Руси;
Письменность и просвещение Древней Руси;
Возникновение литературы на Руси. Летописи.
Каждая группа обучающихся готовит ответ на вопрос и презентацию.
Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие в далёкое прошлое нашей страны, урок-исследование. К этому уроку вы готовились в группах по заранее данным вопросам, которые вы видите на слайде презентации. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Тема урока: «Культура Древней Руси».
Тема урока путешествия и исследования: «Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. Патриотизм древнерусской литературы».
Сегодня вы будете выступать по этим вопросам. Внимательно слушайте друг друга, дополняйте, задавайте вопросы, попытайтесь дать оценку ответа одноклассника. Чья группа будет активнее, та получит выше отметку. Оценивая выступление ученика, учитывайте правильность, самостоятельность и оригинальность ответа.
Основные мысли из выступлений групп, выводы вы должны записать в тетрадь.
Итак, мы отправляемся в прошлое.
Учитель читает стихотворение Николая Рубцова «Видения на холме»:
И древностью повеет вдруг из дола!
Засвищут стрелы будто наяву,
Блеснёт в глаза кривым ножом монгола!
Пустынный свет на звёздных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг в крови и в жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
Эпиграфом к уроку взята строка из этого стихотворения Николая Рубцова «Видения на холме»: Люблю твою, Россия, старину…
Мы живём в XXI веке, от Древней Руси нас отделяет 10 веков.
— Как вы думаете, зачем нам изучать культуру далёкого прошлого в век компьютеров и космических открытий?
А полнее ответить на этот вопрос помогут ваши выступления, в которых вы должны рассказать о самобытном характере и высоком уровне культуры Древней Руси.
— Как вы понимаете значение слова «самобытный»?
В толковом словаре находят значение слова.
Самобытный – своеобразный, не похожий на других, самостоятельный в своём развитии.
Прежде, чем говорить о культуре Древней Руси, мы должны вспомнить, что собой представляло древнерусское государство.
Выступление 1 группы обучающихся
Русь опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
Так писал о Древней Руси знаменитый русский поэт Александр Блок.
Степи бескрайние, тучными травами поросшие, расстилались к северу от Чёрного моря, к западу от Волги на Дон, от Дона к Днепру, от Днепра к Днестру и далее к Дунаю. И хоть плодородна была чернозёмная степная почва и урожаи могла давать обильные, а мирным народам –земледельцам там жилось тяжело. Нападали на них с востока и юга воинственные кочевники. Человеческой кровью были напитаны степи. Земледельцы – русичи были оттеснены кочевниками к северу, туда, где степи сменялись рощами. Разделялись русичи на племена. Все они были язычниками, поклонялись силам природы. Великий князь киевский Святослав в X веке после многих победоносных походов сумел сплотить большинство этих племён в единое и могучее государство. В начале XI века древнерусское раннефеодальное государство имело свой политический центр в Киеве, было Киевским государством. Но уже в первой половине XI века от Киева обособляется ряд княжеств. В XII веке прежде единое Киевское государство окончательно распадается. Наступает длительный период феодальной раздробленности Руси. Князья стремятся стать политически самостоятельными, не зависимыми от киевского князя. Идёт борьба одного княжества против другого, возникают братоубийственные войны. И сейчас мы расскажем об одном из таких событий русской истории.
«Сказание о Борисе и Глебе»
Феодальная раздробленность Русского государства подрывала политическую мощь страны и приносила много бед народу. От междоусобных воин тяжко страдало население Руси. Борьбой князей пользовались половцы, степные кочевники, занимавшие степи между Волгой и Днепром. Половцы нападали на южную Русь, убивали и угоняли в рабство её жителей, разоряли города и деревни. Эти события отразил в своей замечательной картине «Битва славян с кочевниками» известный русский художник Васнецов. Русичи, страдавшие от раздоров князей и нападений половцев, много раз обращались к князьям с призывом прекратить братоубийственные войны и единодушно встать на защиту государства от внешних врагов. Можно сделать вывод, что Киевская Русь была сильным государством в 10-11 –х веках, но в 12 веке в результате междоусобиц оно ослабло.
— Полностью ответила первая группа на вопрос или у вас есть, что дополнить?
— Какие вопросы у вас будут к выступающим?
— Каково ваше мнение о выступлении?
— Оцените ответы одноклассников, внесите оценку в оценочный лист.
Оценка выступления одноклассника
1.Ответ был полный (неполный), всё (не всё) было сказано правильно.
2. Во время ответа соблюдалась (не соблюдалась) логическая последовательность.
3.Выступавший делал (не делал) обобщения, выводы.
4. Была (нет) заинтересованность в раскрытии своего вопроса.
5. Почему ошибся? В чём?
6.Речь выступавшего (выразительная, логичная, эмоциональная или нет).
7. Выступавший рассказывал (читал) сообщение.
8. В своём выступлении использовал (не использовал) презентацию, музыкальное оформление, стихотворения и т.д.
Ваша группа добросовестно готовилась, материал отобран строго по теме, хорошо, что вы проиллюстрировали свой ответ и использовали летописные источники. Выступавшие говорили выразительно, логично, с пониманием того, о чём говорят. Первой группе желаю дальнейшего заинтересованного участия в путешествии по Древней Руси, так как при оценке вашей работы будет учитываться ваша активность в течение всего урока.
— Сильным или слабым было государство Киевская Русь?
— Входил ли Смоленск в состав Киевской Руси или нашего города тогда ещё не было? ( в X-XII веках Смоленск был крупнейшим городом Руси, вслед за Киевом и Новгородом. Одни учёные считают, что Смоленск появился в 6 веке, другие – в 9 веке. Первое упоминание о Смоленске относится к 863 году).
— Какие племена населяли Смоленскую землю? (Кривичи)
— Перечислите крупные города киевской Руси. (Киев, Новгород, Владимир, Полоцк, Чернигов, Рязань, Муром, Смоленск, Суздаль)
Несмотря на то, что жизнь русичей была суровой и трудной, они развивали свою культуру.
— Что входит в понятие культуры государства?
Это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом.
А сейчас мы рассмотрим, каков был уровень культуры Древней Руси. начнём со знакомства с архитектурой.
Выступление 2 группы обучающихся
На высоком берегу Днепра стояла столица Древней Руси – Киев. Золотые купола белокаменных храмов возвышались над маленькими домиками и над княжеским дворцом. Город был окружён крепкой стеной, а въезжали внего через Золотые ворота (показ слайда презентации).
Столица к концу X века была большим и богатым городом, украшенным величественными зданиями. Уже по одному этому городу можно судить о красоте и своеобразии русской культуры X – XI веков, о разных видах искусства, процветавших в Древней Руси.
Архитектура как строительное искусство стояла на большой высоте. Раскопки открыли, например, развалины дворца киевской княгини Ольги (середина X века). Это было великолепное двухэтажное кирпичное здание светло-коричневого цвета, украшенное мрамором и живописью. Архитектура в древнерусском государстве отличалась такими чертами, как величественность построек, обилие света, яркость красок, красота внутреннего убранства зданий. Выдающимся памятником архитектуры XI – XII веков является Софийский собор в Киеве, заложенный в 1037 году (показ слайда презентации).
Своим характером архитектура X – XI веков отражала мощь Руси, уверенность русичей в своих силах. Почти все соборы и церкви были богато расписаны. Изображения отдельных фигур или целых картин исполнялись способом мозаики или фрески. Мозаика – это живопись, составленная из кубиков стекла, камней, дерева разных цветов. Фрески – это живопись по сырой штукатурке.
Ещё в дохристианский период развивалась в Древней Руси и скульптура. Статуи богов делались из дерева и камня, с золотыми и серебряными украшениями. В Киеве была воздвигнута деревянная статуя Перуна с серебряной головой и золотыми усами. Широко представлена скульптура и позднее. Так, в стены Дмитриевского собора во Владимире вделано 566 резных камней с изображениями разных птиц и зверей (показ слайда презентации).
Посоветовавшись в своей группе, мы решили подробнее рассказать о церкви Покрова на Нерли, уединённо стоящей на бескрайних просторах Владимирских равнин (показ слайда презентации).
Церковь Покрова на Нерли поражает чистотой пропорций, мягкостью контуров и слиянием с природой. Строение лёгкое, нежное, как облака, плывущие по небу и отражённые рекой. Стройность храма, его «плывучесть» создаётся прежде всего пропорциями (показ слайда презентации).
Трёхчастность – основа этих пропорций. Первый, второй этаж и купол примерно равны по высоте, ширина фасадов чуть уже высоты двух этажей. Выступающий фасад разделён на три части. Редкие украшения, прорези окон и входа создают мягкую игру света и тени. Красив резной убор церкви. В центре каждого фасада наверху находится рельефная фигура знаменитого библейского царя Давида. Царь играет на лире, а слушают его львы, птицы и грифоны. Птица – древний символ человеческой души, а лев – символ Христа. Купол церкви – это небо, простёртое над землёй. Под львами и птицами в кладку вставлены загадочные маски: юные лики с огромными очами и распущенными волосами. Это ангелы, явившиеся послушать Давида. Сооружение кажется лёгким, точно облако, чудом коснувшееся невысокого холма. Строгость и сдержанность, чистота и мягкость, спокойствие и естественность, видимо, были свойствами, которые для строителей Покрова на Нерли необходимы для создания прекрасного и вечного.
Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания. Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше девяти веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж – луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков.
Е.И.Осетров в книге «Живая Древняя Русь» так описывает красоту церкви: Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года. На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь – храм плывёт и плывёт среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами… Храм посвящается покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат – покров, защитив город от врагов.
Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с незапамятных языческих времён было распространено почитание Девы – Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.
Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга с травами и цветами, которые, как ковёр, ведут к храму. А в воде, подступающей к холму, отражается храм, как сказочное видение. Храм плавает в подводной глубине. Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм.
Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадётся осень. Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей. Столетиями перед храмом умирали цветы и травы, а звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой, недвижно возвышаются над окрестностью.
Покров на Нерли надо увидеть во время дождя, когда огромная туча останавливается, словно для того, чтобы полюбоваться храмом. Окрестные воды делаются мутно-зелёными. А строение приобретает задумчивость, словно ожидает кого-то. И с неба на землю опускается осенняя радуга, освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.
Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни. Холодные своды храма по-прежнему полны жизни и чувства.
Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме.возвратившись из победоносного похода против волжских булгар. Андрей скорбел о сыне, и сам выбрал место для этого храма.
Хорошо, ответ был очень интересный, особенно понравилось художественное описание храма Покрова на Нерли. Положительным было и использование иллюстративного материала, презентации.
— Может быть, кто-то из вашей группы нашёл материал об архитектурных памятниках Древнего Смоленска? (Свирская церковь на западной окраине города, церковь Петра и Павла на улице Кашена)
— Какие храмы Древней Руси, помимо Покрова на Нерли, поразили вас своей красотой?
Русские храмы XI – XII веков настолько прекрасны, что не могут никого оставить равнодушными. Храмы напоминают богатырей в золотых шлемах и вызывают наше восхищение. Неотделимой частью убранства храма были иконы. Иконопись – один из самых прекрасных видов искусства на Руси. Послушаем выступление 3 группы, которая расскажет о самобытности и своеобразии русской иконописи.
Выступление 3 группы обучающихся
Иконы писали на липовых и сосновых досках. Доску сверху покрывали меловым грунтом. Затем наносили контуры рисунка, по которому писали красками. Краски иконописцы растирали на яичном желтке, поэтому они были очень прочными и яркими. Сверху икону покрывали олифой.
На Руси было известно более трёхсот сюжетов изображения Богоматери. Все сюжеты укладывались в три основных композиционных типа:
1) Богоматерь «Знамение» и «Богоматерь Панагия».
Богоматерь Знамение изображалась до пояса с поднятыми вверх руками, ладони которых обращены к зрителю. Богоматерь Панагия изображалась в полный рост.
2) «Богоматерь Одигитрия».
Младенец Христос сидит на коленях богоматери, не прикасаясь к её щеке, и смотрит строгим взором перед собой.
3) «Богоматерь Умиление».
На иконе изображена Богоматерь с младенцем, который прикасается своей щекой к щеке матери.
Владимирская Богоматерь была самой чтимой иконой на Руси (показ слайда презентации).
Мария с младенцем. Несчетны произведения искусства на этот сюжет. На Владимирской иконе Богоматерь прижимается щекой к щеке ласкающего её младенца. Это иконографический тип, получивший в русской иконописи особое распространение под так красиво звучащим названием: «Умиление». Умиление. Да, вот именно это изображено на иконе. Сколько поколений русских людей возносились духом перед этим образом, проникаясь сияющим в нём умилением. Растроганная лаской младенца, Мария своими широко раскрытыми, грустными глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания сына. Образ благородной материнской скорби, переданной с таким вдохновенным живописным мастерством, глубоко захватил русских людей. Владимирская богоматерь вошла в историю древнерусской иконописи.
Но вернёмся в 12 век. До нас дошло несколько русских икон того времени. Это «Богоматерь Великая Панагия» (показ слайда презентации), «Ангел Златые Власы» (показ слайда презентации), «Успение» (показ слайда презентации).
Ваша группа много работала с материалами об иконах Древней Руси и вам многое есть, что сказать. Вы прочитали прекрасную книгу-альбом Михаила Алпатова «Краски древнерусской иконописи».
— О каких ещё знаменитых иконах вы прочитали, готовясь к уроку?
— В чём видят искусствоведы своеобразие русских икон? (Яркие, звонкие и чистые краски, как будто ты смотришь на лужайку, усеянную яркими цветами)
— Какой цвет любили иконописцы больше всего? (Алый, красный)
Русскими иконами восхищаются во всём мире, так как они говорят о милосердии, любви, спасении от зла и бед, а кроме того – их создавали очень талантливые люди.
Восхищение вызывало у чужеземцев и художественное творчество наших умельцев – ремесленников.
Послушаем сообщение о ремёслах Древней Руси.
Выступление 4 группы обучающихся
Что представляло собой ювелирное искусство Древней Руси? В эпоху, когда Киев был столицей Древнерусского государства, восточные славяне любили украшать себя множеством драгоценностей. В моде были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты и, конечно же, бусы (показ слайдов презентации). Они были самые разнообразные: из цветного стекла, горного хрусталя, сердоликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота. К ним привешивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), украшенные тонким орнаментом: невиданными волшебными зверями, сложными плетёными конструкциями, очень напоминающими изображения на монетах.
Выступление вашей группы было интересным, вы показали знание материала, убедительны были примеры художественного творчества русских ремесленников.
— Славился ли Смоленск своими ремесленниками? (Древний Смоленск славился своими ювелирами, большим спросом на западе пользовались изделия из золота, серебра, меди)
Неотъемлемой частью любой культуры является письменность и просвещение.
Выступление 5 группы обучающихся
Письменность на Руси появилась ещё до X века, до принятия ею христианства (988 г.). Её возникновение было вызвано прежде всего потребностями государства. Заключение договоров с греками и вообще отношения Руси с другими государствами требовали наличие письменности. Письменность применялась и в крупной торговле (надписи на сосудах), и в развитом ремесле (надпись на изделиях имени мастера), и в быту состоятельных людей (письменные завещания, надписи, удостоверяющие собственность). Такое разнообразное применение письменности в X веке свидетельствует о том, что возникла она задолго до этого времени и к X веку прошла уже значительный период своего развития. Возможно, что в различных местах государства существовали разные алфавиты.
В конце X века на Русь пришёл более совершенный алфавит – славянская азбука, составленная ещё в IX веке (863 г.) двумя братьями-славянами Кириллом и Мефодием. Эта азбука, вследствие родства русского языка со славянским, оказалась пригодной и для Руси.
Книги того времени не были похожи на современные. Во-первых, они были рукописные (показ слайда презентации). Печатать книги на Руси стали с середины XVI века, а до этого времени книги переписывались. Во-вторых, в те времена не было бумаги. Книги писались на пергаменте, то есть на тонко выделанной и отбелённой коже: телячьей, козьей или свиной. Выписывались буквы кисточкой, палочкой или птичьим пером. Текст писался чёрными чернилами, а первые буквы абзаца (отступа в начале строки) – красной краской (показ слайда презентации). Буквы состояли из толстых прямых линий и правильных углов и овалов. Такой почерк назывался уставом. Писать было трудным делом: надо было тщательно вычертить каждую букву. От пишущего требовалось большое искусство, тем более, что переписчики старались придать книге красивый вид, для чего рисовали сверху, перед началом главы, украшения, называвшиеся заставками. Первые буквы глав обычно рисовались большого размера, сложно и красиво, разными красками (показ слайда презентации). Иногда книга иллюстрировалась (показ слайда презентации). Книги переплетались. Переплёт делался из тонких дощечек, обложенных кожей, бархатом или парчой. Нередко на переплётах бывали золотые или серебряные украшения.
Появившаяся на Руси письменность облегчила развитие просвещения в стране. В крупных городах стали создаваться школы. Среди князей встречались образованные люди; Ярослав Киевский, Владимир Мономах, Ярослав Галицкий. При монастырях и соборах создавались целые библиотеки. Летопись с похвалой отзывается о Ярославе Мудром (умер в 1054 г.), который любил книги, собрал много переводчиков и писцов и широко поставил дело перевода и переписки книг.
Наша группа пришла к выводу, что письменность и просвещение Древней Руси достигли высокой ступени развития.
Выступление интересное материал отобран правильно, использовались иллюстрации. Группа поработала плодотворно.
— Что вы можете рассказать о письменности в древнем Смоленске?
Обратите внимание на то, какого расцвета достигла письменность уже в Древней Руси. В X веке появляются первые произведения древнерусской литературы. Как она возникла? Какие черты были ей присущи? Об этом сообщение 6 группы.
Выступление 6 группы обучающихся
Борьба за объединение Руси, оборона родины, защита мирного труда – эти темы устной поэзии проникали в лучшие произведения литературы: «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве».
Рукописный способ создания книг затруднял появление произведений в большом количестве экземпляров, а пожары и нашествия степных кочевников уничтожали иногда целые библиотеки. Поэтому многие произведения погибли, не дошли до нашего времени. Но и то, что сохранилось, даёт ясное представление о древней русской литературе, её самобытности, оригинальности, разнообразии её жанров.
Создавали древнерусские писатели житийную литературу («жития»), то есть повествования о жизни людей, которые были признаны церковью святыми. Таково, например, «Сказание о Борисе и Глебе».
Широко представлена в древней литературе летопись. Этот жанр имел большое историческое и литературно-художественное значение. Летописи рассказывали об истории Русского государства, включали художественные произведения. Летописи велись в разных городах Древней Руси.
Летопись является одним из самых древних видов светской (не церковной) литературы Руси. Первые летописные записи появились в Новгороде в начале XI века. Слово «лето» в древнерусском языке означало год; отсюда и название «летопись». Ранние новгородские записи, ведшиеся по годам, представляют собой краткие сообщения о каких-либо необычных случаях из жизни Новгорода: о битвах, пожарах, голоде, стихийных бедствиях. Обращение к летописанию было вызвано прежде всего борьбой Руси за свою политическую самостоятельность.
В начале XII века летописцем Нестором, широко образованным человеком, имевшим литературный талант, на основе первоначальных летописных произведений была составлена летопись, подлинное заглавие которой было такое: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть». Кратко она называется обычно «Повестью временных лет».
Эта летопись отличалась от предыдущих (киевских и новгородских) тем, что устанавливала связь русской истории с историей мировой. Своей задачей она ставила, во-первых, обосновать равноправие Руси с другими государствами Европы, во-вторых, доказать законность и права княжеской династии «рюриковичей», и тем самым возвысить авторитет государства.
А.С.Пушкин в трагедии «Борис Годунов» создал прекрасный образ монаха-летописца Древней Руси (показ слайда презентации). Пимен относится к своему труду как к высокому гражданскому долгу:
Ещё одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдёт мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет.
Являясь по своему содержанию историей нашего государства на заре его существования, древнерусская летопись представляет собой в то же время литературный памятник большой идейной и художественной ценности. В ней собрано много народных поэтических сказаний и легенд, приводятся пословицы и поговорки, народные «плачи» и песни. В ней содержатся разнообразные в жанровом отношении произведения древнерусской книжной письменности: воинские повести, церковные сказания, рассказы о взаимоотношениях между князьями.
Выступление вашей группы было интересным, вы показали знание материала, положительным было то, что вы указали на связь древнерусской литературы с устным народным творчеством, рассказали о патриотизме литературы, использовали наглядность и музыкальное сопровождение. Хорошо, что вы вспомнили материал прошлых лет, упомянули о трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».
— Какие жанры устного народного творчества вам известны?(Сказки, былины, песни, плачи, загадки, пословицы, поговорки)
Мы прикоснулись к культуре наших далёких предков и убедились в том, что это были люди талантливые, трудолюбивые. Культура Древней Руси была самобытной и достигла высокого уровня своего развития. Русичи вынуждены были отстаивать свою независимость, защищать свою землю от нашествий кочевников. Поэтому многие древнерусские памятники культуры проникнуты идеей утверждения единства Русской земли. Особенно сильно патриотические чувства проявились в древнерусских летописях. И мы убедимся в этом, изучая выдающийся памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
Вернёмся к вопросу, на который мы пытались ответить в начале урока:
— Зачем нам изучать культуру далёкого прошлого?
Обратимся к словам выдающегося учёного, академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва (показ слайда презентации) :
Древняя русская культура наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины.
Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами, предками. Не только достижениями науки и покорением природы можно гордиться нам, но и великой культурой.
Подведём итог нашего урока.
— Что вы узнали нового?
— Что понравилось на уроке? Что, может быть, не понравилось? Что бы вы хотели сделать по-другому?
— Чьё выступление было самым интересным?
— Речь кого из выступающих была самой эмоциональной?
-Оцените работу на уроке своих одноклассников.
Учитель объявляет и комментирует оценки за урок.
Домашнее задание разноуровневое (обучающиеся самостоятельно выбирают то задание, которое будут готовить к следующему уроку):
прочитать статью Д.С.Лихачёва «Заметки о русском» и составить тезисы по этой статье;
подготовить пересказ одного из отрывков «Повести временных лет»;
подготовить выразительное чтение отрывка из «Повести временных лет».
подготовить сообщение на тему «Исторические источники «Повести временных лет»;
подготовить сообщение на тему «Фольклорные источники «Повести временных лет».