В чем заключается педагогическое изобретательство и рационализаторство
Рационализаторы и изобретатели: от царской России до наших дней
История появления современных Левшей и Кулибиных
Сегодня изобретательство и рационализаторство – не такое популярное направление. Хотя во многом благодаря ему некогда в СССР произошел промышленный прорыв. Узнаем, как все было.
Изобретательство в Российской империи
«О существе привилегий на изобретения и открытия»;
«О порядке выдачи привилегий»;
«О форме привилегий»;
«О сроке и пошлинах»;
«О прекращении привилегий»;
«О судебном разбирательстве».
Справка
Первую заявку на получение привилегии в соответствии с Манифестом подал некто Яков Белугин, изобретатель «машины для выволочки соли из озер и для ломки оной в озерах». Самый первый указ «О выдаче привилегии Американских соединенных штатов города Нового Йорка жителю Роберту Фултону на устроение и употребление в России изобретенного им водоходного судна, приводимого в движение парами» был издан 10 декабря 1813 года.
Со временем успехи отечественной промышленности потребовали доработки Манифеста. Так, в ноябре 1833 года Николай I утвердил «Положения о привилегиях», позволяющие, например, выдавать привилегии не только на открытия и новые изобретения, но и на их усовершенствования. Следующей важной новацией стало положение, утверждающее, что изобретатель имеет право на патент, удостоверяющий исключительные права его владельца. Указ утвердил Александр II в 1870 году.
С конца XIX века промышленное производство в России начало активно расти, страна богатела, и это способствовало изобретательской активности населения.
СССР: ваше = наше
Журнал «Изобретатель»
Индустриализация и техническая реконструкция народного хозяйства в довоенные годы Советского Союза сопровождалась ростом инициативности работников. Массовое движение изобретателей-рационализаторов вывело на передний план вопрос о его организационном оформлении.
«Изобретатель» сыграл видную роль в организации рационализаторства и изобретательства в СССР.
Статья «Массы, вместо единиц» раскрывает глубокое понимание Эйнштейном задачи научных изобретений. В этом труде ученый критически отзывается о рыночной экономике с присущей ей стихийностью изобретений. Напротив, сознательное изобретательство при плановом хозяйстве способно на бОльшую эффективность, по его мнению. Не считанные гении, но массы должны непосредственно участвовать в процессе изобретательства.
В этих словах нетрудно разглядеть аналогию с бережливым производством, популярным сейчас.
Популяризация изобретательства – основа для активного развития производства и, соответственно, промышленного и экономического роста. Но при бездумном подходе ничего бы не вышло. Необходимо было правильно воспользоваться благами плановой экономики по советам Эйнштейна: там, где нет коммерческой тайны и монопольного права на изобретения, абсолютно каждый может усовершенствовать и применить инновацию на пользу социуму.
Мы имеем ассоциацию изобретателей, организацию, где собираются специалисты и создают касту изобретателей. Нет, надо понести изобретение к тому рабочему, который стоит у станка…
Председатель ВСНХ СССР
Не всем (в особенности простым рабочим) легко поверить в то, что их идея может оказаться достойной. Организаторы промышленности должны были обладать навыками грамотных педагогов. Людей еще нужно убедить в их собственных творческих способностях, в том, что не нужно бояться пробовать. Но нельзя было и распылять усилия на ненужные изобретения.
В журнале, в частности, поднимались проблемы массового изобретательства – насколько оно необходимо? В стране в большом количестве создавались действительно прорывные технологии, но реализовывать их тут же было невозможно из-за недостатка средств. Изобретательство, представляющее из себя творческое направление, работающее во многом на полете мысли, требовало более четкой, системной организации.
В 1958 году в стране установили конкретный день конкурса на наиболее полезные изобретения. В этом же году журнал вновь начали выпускать, но уже под названием «Изобретатель и рационализатор».
ВОИЗ и ВОИР
В марте 1938 года ВОИЗ ликвидировали, а его функции полностью передали профсоюзам.
Об этом, по словам историка, свидетельствуют конкретные цифры. Так, на Кировском заводе в Ленинграде ежемесячно поступало зачастую чуть меньше 500 предложений, а внедрялось около 170. Когда ВОИЗ ликвидировали, количество предложений сократилось до 175-180 в месяц, а внедрять стали около ста. Подобное наблюдалось и на других предприятиях.
Преемником ВОИЗ в 1958 году стало ВОИР. Общество занималось созданием фондов материальной поддержки своих членов, социальной защитой изобретателей, консультировало предприятия и граждан, контролировало соблюдение законов и так далее.
Работа региональных ВОИР активизировалась, проводились различные профессиональные мероприятия, количество рациональных предложений росло. Например, в Тульской области активисты общества провели соревнования на лучшее изобретение и предложение по автоматизации производства, сокращению ручного и физического тяжелого труда и вредных условий, экономии сырья и энергии. Комиссия конкурса рассмотрела более 1,5 тыс. предложений, экономический эффект от которых составил больше миллиона рублей.
В 1979 году был учрежден Всесоюзный день изобретателя и рационализатора. Праздник отмечали в последнюю субботу июня. Сейчас в России в тех же числах отмечают День изобретателя и рационализатора.
Распад СССР привел к тому, что ни одно из независимых государств не имело соответствующих законов, регулирующих изобретательскую деятельность. В России Патентный закон приняли в 1992 году. Новый закон регулирует не только все, что связано с изобретениями, но и вопросы с промышленными образцами и полезными моделями.
Сегодня общество изобретателей имеет задачи вполне естественные.
Задачи ВОИР
совершенствование законов в изобретательской и рационализаторской сфере за счет взаимодействия с госорганами;
формирование общественной инициативы, активизация изобретательства в РФ;
распространение, популяризация знаний и опыта в сфере изобретательства и рационализаторства с использованием современных ИТ-технологий; вовлечение молодежи;
освещение достижений отечественных изобретателей и рационализаторов;
Особенности педагогической профессии
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А.Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу.
Главное ее отличие от других профессий типа «человек–человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа «человек–человек» также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача — понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.
Особенность обучения и воспитания как деятельностей по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.
Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям, в частности В.А.Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающиеся «барьеры» общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако, если начинающие учителя испытывают психологические «барьеры» по неопытности, то учителя со стажем — по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные контакты с детьми, без эмоционального богатства которых невозможна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.
Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности.
С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.
Воспитание во имя счастья ребенка — таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А.Сухомлинского, а его практическая деятельность — убедительное доказательство тому, что без веры в возможности ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны.
Сказанное не означает, что учитель не должен готовить своих учеников к конкретным запросам жизни, в которую им в ближайшем будущем необходимо будет включиться. Воспитывая ученика, не адаптированного к наличной ситуации, учитель создает трудности в его жизни. Воспитывая слишком адаптированного члена общества, он не формирует у него потребности целенаправленного изменения как самого себя, так и общества.
Речь, собственно, идет о том, что учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение своей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманистическое будущее. А для этого он должен быть активным сам. При этом имеется в виду не любая его активность. Так, нередко встречаются учителя сверхактивные в своем стремлении «воспитывать». Выступая субъектом образовательного процесса, учитель должен признавать право быть субъектами и за учащимися. Это значит, что он должен быть способным довести их до уровня самоуправления в условиях доверительного общения и сотрудничества.
Коллективный характер педагогической деятельности. Если в других профессиях группы «человек–человек» результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека — представителя профессии (например, продавца, врача, библиотекаря и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности — воспитанника.
С осознанием закономерного усиления коллективистических начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком — круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.
Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Такое явление получило название психологического климата коллектива.
Неоценимый вклад в развитие теории и практики формирования педагогического коллектива внес В.А.Сухомлинский. Будучи сам на протяжении многих лет руководителем школы, он пришел к выводу об определяющей роли педагогического сотрудничества в достижении тех целей, которые стоят перед школой. Исследуя влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, В.А.Сухомлинский установил следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчетливее коллектив воспитанников выступает как активная, действенная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель.
Творческая природа труда учителя. Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее особенностью. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.
В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало аксиоматичным. Однако известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее присущего ей творческого начала.
В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку учитель на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые, оригинальные пути и способы ее решения. Но опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей.
Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.
В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, учитель, так же как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристического поиска: анализом педагогической ситуации; проектированием результата в соответствии с исходными данными; анализом имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценкой полученных данных; формулировкой новых задач.
Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.
Творческую личность отличает особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих ее креативность. Е.С.Громов и В.А.Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.
Итак, педагогическое творчество – это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено в педагогическом опыте (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего педагогического опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя (А.К. Маркова).
В.И. Загвязинский выделяет следующие уровни педагогического творчества:
— новаторство. В педагогике оно связано с открытиями, их авторы утверждают идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность;
— изобретательство. Педагоги разрабатывают и внедряют новые элементы педагогических систем;
— рационализаторство. Оно воплощается в усовершенствованиях, связанных с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.
Каждый учитель продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.
Педагогические особенности развития технической изобретательской деятельности студентов университета: на материалах технических специальностей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кобилов, Вали Абдурахимович
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кобилов, Вали Абдурахимович
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
§1.1 Методология и психолого-педагогические закономерности
технической изобретательской деятельности
§1.2 Проблема развития технической изобретательской деятель ности студентов
§1.3 Научный анализ становления технической изобретательской деятельности будущего специалиста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
§2.1. Дидактические основы развития технической изобретательской деятельности студентов
§2.3. Анализ хода и результатов опытно-экспериментальной
Выводы по второй главе
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Подготовка учащихся средних профтехучилищ к рационализаторской и изобретательской деятельности на производстве 1985 год, кандидат педагогических наук Пархоменко, Владимир Павлович
Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образования: На материале Республики Дагестан 2003 год, кандидат педагогических наук Абдуллаев, Абдулла Бабаевич
Созидательная деятельность учащихся в контексте изобретательской культуры: Теория и практика развития 2002 год, доктор педагогических наук Бычков, Анатолий Васильевич
Интегративная технология обучения курсу «научно-техническое творчество» студентов технических вузов 2000 год, кандидат педагогических наук Шимшек Дженгиз
Педагогическая система развития технического творчества в учреждении профессионального образования 1997 год, доктор педагогических наук Новоселов, Сергей Аркадьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические особенности развития технической изобретательской деятельности студентов университета: на материалах технических специальностей»
В прогностическом плане важно определиться: станет ли человек иждивенцем все более совершенных машин или же, напротив, научно-технический прогресс будет сопровождаться утверждением и возвышением человека, дальнейшим развитием его интеллекта. В условиях, когда новые совершенные машины, механизмы и автоматы, вызванные к жизни НТГТ, способны, в случае отсутствия должного противодействия, сделать человека «деталью» сложной технической системы и вытеснить из производства неквалифицированного работника, особую значимость приобретают такие социально-нравственные факторы, как: профессиональная квалификация, компетентность, мастерство, искусство специалиста в общении со средствами производства. Все это, однако, невозможно без технической изобретательской деятельности. Одна из важнейших задач НТП состоит еще и в том, чтобы оградить молодежь от технократического подхода, опасность распространения которого усиливается в связи с возрастающим насыщением техносферы.
Наше исследование исходит из наличия существенных противоречий, возникших между особой значимостью избранной нами сложной и многогранной проблематики и ее недостаточной теоретической разработкой в педагогике, отсутствием эффективного механизма развития технической изобретательской деятельности, что, в свою очередь, порождает трудности в практической реализации развития НТТМ. По нашим данным, основная часть выпускников высшей школы Республики Таджикистан пассивно относится к технике, к производству, не участвует в рационализаторской деятельности. Занимаются в технических кружках всего лишь от 2 до 6% студентов. К недостаткам, которые отрицательно сказываются на развитии технического
изобретательства, следует отнести и репродуктивный характер усвоения
технических знаний, умений и навыков, слабую техническую подготовку многих руководителей. ведущих эту работу в учебное и внеучебное время
Процесс развития технической изобретательской деятельности рассматривается нами с позиций системного и личностно-деятельностного подхода к интеллектуальной, профессионально-технической и трудовой деятельности, основы которого получили отражение в трудах ученых: Г.С. Альтшуллера /4-6/, Т.Рибо /158/, Б.М.Кедрова /95/, О.К.Тихомирова /199/, А.Н.Леонтьева /125/, Я.А.Пономарева /150-151/, Ю.В.Шапиро /211/, П.М. Якобсона/227/, С.Кодирова /86/и других/56-115/.
Констатируя ценность существующих в этой области исследований для построения общей теории развития технической изобретательской деятельности, необходимо, однако, отметить, что, в основном, они были посвящены разработке отдельных ее аспектов и проблем, но научно-педагогическое комплексное обеспечение этого процесса не осуществлялось и не опиралось на новые тенденции профессиональной педагогики (интеграция профессий, взаимосвязь общего и профессионального образования, интенсификация процесса учения, кооперация школы, вуза и предприятия). Такое положение сдерживает разработку теории развития технического изобретательства и возможности ее реализации в профессионально-технической и трудовой подготовке студентов.
современных процессах обновления общества и вуза, определяла бы
возможности взаимодействия субъектов образования в непрерывном учебно-воспитательном процессе университета, направленного на формирование у студентов данного интегративного качества.
Между тем, изучение уровня сформированности технического изобретательства студентов, обучающихся в условиях университета, показало, что сложившаяся система подготовки будущих специалистов не способствует развитию профессиональной мотивации, которая служит побудителем к творческим действиям, поиску новых способов решения профессионально-технических, инженерных задач.
Таким образом, налицо объективно сложившееся противоречие между всемерной потребностью общества в специалистах с высоким уровнем сформированности технической изобретательской деятельности и реальным состоянием решения этого вопроса как в теории, так и в практике высшей школы.
Поиск педагогически эффективных условий разрешения данного противоречия обозначил проблему нашего исследования и предопределил выбор темы исследования: «Педагогические особенности развития технической изобретательской деятельности студентов университета».
Цель исследования: разработка научно-педагогических основ развития технической изобретательской деятельности студентов университета.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в учебное и внеаудиторное время, включающий элементы творческой конструктивно-технической деятельности студентов.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие развитию технической изобретательской деятельности студентов университета.
Цель и предмет исследования обусловили следующую гипотезу: развитие технической изобретательской деятельности студентов будет эффективным, если:
— рассматривать техническое изобретательство как качество личности
студентов университета в единой системе личностных свойств;
— разработать научно обоснованные педагогические условия развития технической изобретательской деятельности, основанные на взаимосвязи профессиональной подготовки и творческой технической деятельности в учебном процессе и во внеаудиторной работе;
— добиться включения студентов младших курсов в различные формы технической изобретательской деятельности, учитывающие их индивидуальные особенности, интересы и склонности;
— обеспечить подготовку и переподготовку профессорско-преподавательского состава университета к руководству технической изобретательской деятельностью студентов на основе разработки новых программ и методических рекомендаций.
В соответствии с выдвинутой гипотезой для достижения намеченной цели, мы определили следующие задачи исследования:
— обосновать понятие «техническая изобретательская деятельность студентов университета»;
— раскрыть теоретические основы развития технической изобретательской деятельности студентов университета;
— определить основные направления и педагогические условия развития технической изобретательской деятельности студентов младших курсов;
— разработать и экспериментально проверить дидактические средства, направленные на развитие технической изобретательской деятельности студентов младших курсов.
Ведущая идея исследования состоит в том, что формирование основ технического изобретательства будущего специалиста должно осуществляться в условиях целостного педагогического процесса университета с позиций личностно-деятельностного и системно-аксиологического подходов к определению целей, содержания и технологии их формирования.
Методологическую основу исследования составляют: положения материалистической диалектики о непреходящей ценности понимания сущности
человеческой деятельности, участие в которой преобразует личность,
возвышает ее потребности; идеи о всестороннем гармоничном развитии личности, ее профессиональном становлении; о труде и общественном производстве, о связи теории с практикой; о соединении обучения с производительным трудом; об интеграции науки, техники и производства.
В процессе исследования применялись следующие теоретические и эмпирические методы: анализ психолого-педагогической литературы, теоретическое моделирование, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнение, обобщение, идеализация, экстраполяция, интервьюирование, анкетирование, анализ продуктов технической изобретательской деятельности специалистов, выпускников вузов, а также развернутый педагогический эксперимент в вузах и на промышленных предприятиях.
Практическая значимость исследования состоит в массовом внедрении разработанной системы обучения основам технического изобретательства в процессе учебной и практической профессиональной подготовки и во внеаудиторной работе в университете, что повышает уровень квалификации, стимулирует формирование профессиональной направленности личности, создает предпосылки творческого отношения будущих инженеров к своей деятельности, сокращает сроки включения в техническое изобретательство на производстве и повышает их удельный вес в рационализаторстве и изобретательстве, обеспечивает условия непрерывного профессионального образования.
Результаты исследования легли в основу разработанных автором программы предмета «Основы технического изобретательства»; методических рекомендаций по проведению теоретических и практических занятий по курсу «Основы технического изобретательства»; учебно-методических пособий; программы для самообразования преподавателей втузов; программы организации внеаудиторной работы по научно-техническому изобретательству.
Этапы и процедура исследования: на первом этапе (2007-2008 гг.) осуществлялась разработка теоретических подходов к проблеме формирования основ технического изобретательства у студентов младших курсов университета, определялся понятийный и научный аппарат, анализировался и систематизировался собранный материал по проблеме исследования;
на втором этапе (2009-2010 гг.) был организован поисковый (констатирующий) эксперимент, направленный на диагностику развития технической изобретательской деятельности студентов инженерных факультетов втузов, и осуществлен переход к обучающему эксперименту;
на третьем этапе (2011-2012 гг.) был продолжен формирующий эксперимент, осуществлялся анализ результатов исследования. Были систематизированы и обобщены результаты экспериментальной работы, разработаны научно-методические рекомендации.
На защиту выносятся следующие положения:
— педагогическая теория развития технического изобретательства включает характеристику процесса технического изобретательства, ее многокомпонентную структуру и совокупность условий эффективного функционирования этого процесса.
Достоверность и обоснованность проведенного исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций автора, логичностью научного аппарата, применением комплекса методов исследования, тщательным анализом экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации, выводы и результаты исследования докладывались на
республиканских научно-практических конференциях в г.Худжанде (2010,2011), ежегодных научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава ХГУ имени академика Б.Гафурова (2007-2011), обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности и одобрены.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения и содержит 6 таблиц, 5 иллюстраций.
Во введении обосновывается актуальность избранной проблемы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель, задачи, рабочая гипотеза, раскрываются ведущая идея, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, излагаются этапы и методы исследования, выделяются положения, выносимые на защиту, характеризуются апробация и внедрение результатов исследования.
В заключении изложены выводы и рекомендации по итогам экспериментальной работы, намечены перспективы дальнейших исследований.
Список использованных источников характеризует философскую, социологическую. психологическую, педагогическую и гпеттияттьную пителатупу
проанализированную в ходе исследования.
В приложении представлены материалы диагностических данных.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Методическая система формирования у студентов технических вузов способностей к инновационной инженерной деятельности в процессе обучения общетехническим дисциплинам 2009 год, доктор педагогических наук Наумкин, Николай Иванович
Теоретические и экспериментальные основы технологии обучения студентов изобретательской и инновационной деятельности 1998 год, доктор педагогических наук Анисимов, Николай Михайлович
Педагогические условия развития готовности старшеклассников к инженерному творчеству в процессе факультативного обучения 2001 год, кандидат педагогических наук Бондарев, Юрий Алексеевич
Научно-методические основы формирования конструкторских умений студентов технических вузов средствами инженерной графики 2001 год, доктор педагогических наук Нилова, Валентина Ивановна
Развитие технического творчества как средство повышения профессионального мастерства учащихся ВПУ (лицея). 1996 год, кандидат педагогических наук Маврин, Борис Михайлович
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кобилов, Вали Абдурахимович
Эффективным способом развития технической изобретательской дея- «» тельности студентов является работа с ними над решением систем продуктивных задач в процессе учебных и практических занятий. Причем наилучший результат достигается в том случае, когда сначала на занятиях осуществляется теоретическая подготовка к решению продуктивной задачи, актуализация необходимых знаний, предварительное мысленное, а потом графическое конструирование. Затем на практических занятиях организуется комплексное мысленное и предметно-манипулятивное конструирование, необходимое для завершения решения задачи и воплощения его в предметную форму. И, наконец, по мере необходимости на занятиях дорабатывается решение задачи, проводится анализ, выявляются ошибки, иногда перестраиваются принципы последующего графического конструирования, изменяется оценка значения найденного и выполненного варианта решения задачи.
Интенсификация развития технической изобретательской деятельности студентов достигается путем сознательного использования ими в процессе решения продуктивных задач приемов умственной деятельности. А формирование у студентов в ходе обучения умений и навыков применения этих приемов должно осуществляться на основе конкретного учебного материала и в соответствии с учебным планом и программой данного курса. Практически специфика предлагаемого метода обучения способствует также более глубокому и интенсивному изучению студентами учебного материала при высоком уровне активизации их мыслительной деятельности.
Установлено, что обучить студентов решению продуктивных задач трудно из-за необычайной сложности и своеобразия, неповторимой индивидуальности протекания творческого процесса у каждого из них в каждом отдельном случае. Однако передовой педагогический опыт и результаты экспериментальных исследований показывают, что сформировать навыки использования ряда методов и приемов, активизирующих поиск путей решения творческой задачи возможно при условии развития навыков применения эвристических методов и приемов, активизирующих протекание мыслительных операций, и комбинирование знаний, направляющих и регулирующих их функционирование.
Проведенное исследование в основном подтвердило выдвинутую гипотезу, что дает основание для ряда общих выводов.
2. Поскольку развитие технической изобретательской деятельности и формирование общенаучных знаний и умений взаимообусловлены, организация целостного процесса технической творческой подготовки требует соблюдения следующих правил и дидактических условий: включать студентов в доступную и посильную самостоятельную, творческую и техническую деятельность, как в учебное, так и во внеучебное время с первых дней обучения в университете; индивидуализировать познавательно-профессиональную и творческую деятельность студентов на занятиях и вне их; развивать познавательно-творческие умения, связанные с самостоятельной творческой деятельностью, и формировать в студенческом коллективе общественное мнение, стимулирующее такую деятельность студентов.
4. С учетом данных, полученных и проверенных на различных этапах исследования, в диссертации показаны педагогические условия и средства повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в развитии технической изобретательской деятельности студентов. В числе внешних условий определены: непрерывность технической и учебно-познавательной деятельности студентов, ее ориентированность на задачу развития технической изобретательской деятельности студентов; обеспечение единства теоретической и практической подготовки, усовершенствование содержания всех учебных предметов и практических занятий с позиции отражения в них вопросов развития технической изобретательской деятельности студентов; активное включение студентов в решение реальных научных, технических и производственных проблем и учебного процесса в целом, обеспечение ситуации ответственности и самостоятельности; высокий уровень развития технической изобретательской деятельности преподавателей, • под руководством которых студенты овладевают опытом творческой технической деятельности; организация учебно-познавательной и производственно-практической деятельности студентов в формах активного сотрудничества с новаторами и рационализаторами производства в режиме творческого технического поиска.
К внутренним условиям мы отнесли: наличие у студентов потребности в овладении основами технического изобретательства; переживание личной ответственности за результаты своей творческой технической деятельности; потребность в рефлексии, анализе собственного творческого технического опыта, выработка объективных критериев и самооценки; чувство удовлетворенности собственной творческой технической деятельностью.
Таким образом, в условиях современного развития Республики
Таджикистан подготовка специалистов-изобретателей, инициативных и образованных, подлинных хозяев производства является делом первостепенной
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кобилов, Вали Абдурахимович, 2012 год
Список использованных источников
12.Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и способности,- Л.:
16.Арцимович Л.А. Энергия, рожденная синтезом //Правда.-1973.-27 апр.
19.Афзалов X. Рахимов Б. История педагогики таджикского народа, (на тадж яз.). Душанбе: Маориф, 1994.
20.Атахонов Т. Лутфуллоев М., Шарифов Ф. Очерки педагогической мысли, (на тадж яз.). Душанбе: 2005.-224
40.Восприятие и понимание учащимися геометрического чертежа и условия задачи в процессе ее решения.Автореф.дисс.канд.наук.-М., 1959.- 16 с.
47 Галь гон Ф. Наследовательность таланта и ее законы и последствия,- СПб., 1875.-70 с.
48.Гангли И.И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии
50.Гозман И.Г. Экспериментальное изучение развития мышления в ходе трудового обучения //Вопросы психологии труда и трудового воспитания.-Ярославль, 1965.-с. 31.
66.Добрынин Н.Ф. Учение об индивидуальной одаренности //Элементы
83.Ивашкин B.C. Психологическая структура поисковой деятельности при творческом решении задач по техническому конструированию //Материалы III Всесоюзного съезда Общества 1968.-Т. 1.-е. 71-78.
86.Кадиров С. Труд-основа гражданского воспитания молодёжи. Душанбе: Сино, 1995, 240с.
98.Кирпичев В.Д. Значение фантазии для инженеров-СПб., 1911-68 с.
102.Клопоред Э. Профессиональная ориентация, ее проблемы и методы.-М., 1927.-60 с.
107.Кодиров К.Б. История педагогической мысли таджикского народа, (на тадж яз.). Душанбе: 1996.
110. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 2003.
111. Концепция национальной школы Республики Таджикистан (на тадж. языке), Душанбе, 1994.
131. Лутфуллоев М. Книга наставлений Аджама. Душанбе, 2004.
132. Лутфуллоев М. Независимость Таджикистана и современное образование. Душанбе, 2006.
133. Лутфуллоев М. Урок. (Даре), Душанбе 1995.
139. Мухачев В. Как рождаются изобретения.-М., 1961.-160.
141. Национальная концепция образования Республики Таджикистан. Душанбе: Матбуот, 2003.
142. Национальная концепция воспитания Республики Таджикистан. Душанбе. 2007.
143. Национальный план действий по защите прав и интересов ребенка на 20032010 годы, утвержден Постановлением Правительства РТ от 4 июля 2003 года, № 309.
156. Рахимов X., Нуров А. Педагогика, (на тадж яз.).Душанбе, 2000.
157. Решетников П.Е. Нетрадиционная система подготовки учителей: Рождение мастера, М., 2000, 304с.
159.Рихве Э.В. Взаимосвязь трудового и исполнительского компонентов
161. Российская педагогическая энциклопедия. В двух томах. М., 1999, 672 с.
164. Рубинштейн C.J1. Принципы и пути развития психологии. 1959.-71 с.
166. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума, М.: АПН РСФСР. 1962 160 с.
174. Сейтешев А.П., Ахметова Г.А. Научные подходы к разработке
теоретических основ методики развития технической изобретательской
187. Смирнова С.А. Формирование профессионального интереса к инженерной
деятельности у учащейся молодежи на различных этапах обучения //Тезисы
Республиканской научно-теоретической конференции «Преемственность в
198. Тихомиров O.K. Решение мыслительных задач как вероятный
201.Товмасян С.С. Философские проблемы труда и техники. Мысль, 1972.-278 с.
204. Шарифзода Ф., Каримова И.Х. Педагогика, (курс лекций).Душанбе: «Ирфон», 2008.-284с.
205. Шарифзода Ф. Актуальные проблемы современной педагогики. Книга 1. Душанбе, «Ирфон», 2009, 459с.
206. Шарифзода Ф. Актуальные проблемы современной педагогики. Книга 2. Душанбе, «Ирфон», 2010, 328с.
213.Шаропов Ш.А. Общение и взаимоотношение людей. Худжанд, «Нури маърифат», 2009, 240с.
214. Шацкий СТ. Собр. соч. T.I, М., 1962, 198 с.
215. Штоф В.А. О роли моделей в познании. Л.:ЛГУ, 1963.-284.
218.Шукурова 3. Национальный куррикулум: основа реформы образования. Бюллетень №7, ЦУП образования ВБ, Душанбе, 2000.
223. Эмомали Рахмон. Ответственность за будущее нации. Душанбе, 2003.
228. Barnes S.I. Creative behavior guidebook. IN.Y., 1967.
229. Barnes S.L, Harding H.F. (Eds.). A sourcf-N.Y.:Scribners, 1962.
233. Guilford LP. Measurement of crativity //In: N.Y., 1967.
236. Pernes S.J. The need for developing. Creative behavior. In: C.W. Taylor (Ed.). Widening Horizons in creativity. N.Y.: Wiley, 1984.
239. Toylor C.V., Barron F, (Ed.). Scientific creativity: Its recognition and development.-N.Y., 1963.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.
Digital Science & Education LP, 85 Great Portland Street, First Floor, London, United Kingdom, W1W 7LT