В чем заключается педагогическое новаторство к д ушинского
Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования
Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики
Дата публикации: 13.11.2016
Статья просмотрена: 51112 раз
Библиографическое описание:
Кондукторова, Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования / Н. В. Кондукторова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1621/ (дата обращения: 30.11.2021).
Статья посвящена педагогическим идеям К. Д. Ушинского. Обсуждается вопрос о народном воспитании и реформировании народной школы. Автор рассматривает основные взгляды великого педагога на связь теории и практики, отмечает, что труд — основа воспитания. С цель уточнения роли педагогики в воспитании, автор обращает внимание на идеи Ушинского о личности педагога. В статье отмечается, что родной язык-средство воспитания. Поднимаются проблемы воспитания с целом, воспитания нравственности и женского образования с точки зрения великого педагога.
Среди наиболее значимых выводов следует отметить, что «Ушинский — наш народный учитель, его идеи актуальны в наши дни».
Ключевые слова: Константин Дмитриевич Ушинский, народная педагогика, педагогические идеи Ушинского
The article deals with the pedagogical ideas of K. D. Ushinsky. The debate about national education reform and public schools. The author examines the main views of the great teacher on the relationship of theory and practice, notes that work — based education. With the aim of clarifying the role of pedagogy in education, the author draws attention to the ideas Ushinsky about the personality of the teacher. The article notes that native language is a means of education. The problems of education in General, education of morality and female education from the perspective of the great teacher.
Among the most significant findings, it should be noted that «core — our national teacher, hisideas relevant in our days».
Key words: Konstantin Dmitrievich Ushinsky, folk pedagogy, pedagogical ideas Ushinsky
Реформирование современной системы образования, принятие ФГОС заставляют нас ответы на вопросы воспитания. Если обратиться к педагогическим мыслям прошлого, можно найти много мудрости и подсказок для решения современных проблем в воспитании детей. В галерее ярких исторических личностей хочу выделить и остановиться на выдающемся лице Ушинском Константине Дмитриевиче.
Для каждого человека свой Ушинский. Для младшего школьника и дошкольника — «это детский писатель», для педагогов — «народный учитель». Каждый из нас найдет свое определение для этой знаменитой личности. Константин Дмитриевич — великий основатель научной педагогики, «учитель русских учителей». Слова Л. Н. Модзалевского исчерпывающе характеризуют Ушинского, «это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор».[2, с. 502]
Большую роль в становлении взглядов Ушинского сыграли его учителя, Константин Дмитриевич слушал лекции профессоров Т. Н. Грановского и П. Г. Редкина. Поработав и. о. профессора камеральных наук в Ярославском Демидовском лицее, департаменте духовных дел, Ушинский занялся журналистикой. Позже назначен преподавателем, потом «инспектором классов» Гатчинского сиротского института. Именно эта работа повлияла на его превращение в теоретика педагогики. [1, с. 359]
Среди основных педагогических идей Ушинского, конечно же, нужно назвать идеи народности воспитания; реформирования народной школы. В своих трудах Константин Дмитриевич пишет о труде, как основе воспитания; о роли родного языка в воспитании; о связи теории и практики; о педагогике и ее связи с другими науками; о воспитании в целом, о воспитании нравственности; о женском образовании; о личности педагога.
По мнению великого педагога, «ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».
4. Традиции и родной язык. Воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т. е. традиции, географию, исторические особенности. Народность — изучение и уважение родного языка и родной истории. Такое воспитание развивает у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости.
Ушинский говорит, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое и не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь».[3]
«В том то и беда, что не многие у нас еще и до сих пор убеждены, что воспитание есть искусство, и притом искусство не легкое», — говорит Ушинский К. Д.
Педагог должен понимать душу ребенка во всех ее явлениях и много думать о целях, предмете и средствах воспитания. «В воспитании все должно основываться на Личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания… Преподаватель должен иметь необыкновенно много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной учительской жизни». Такой педагогический манифест Ушинского особенно актуален в наши дни.
Идеи Ушинского вдохновляли замечательных педагогов прошлого и не утратили своей значимости в современной системе образования.
Основные труды и статьи великого русского педагога:
‒ статья «О пользе педагогической литературы» (1857);
‒ статья «О народности в общественном о воспитании» (1857);
‒ статья «О средствах распространения образования посредством грамотности» (1858);
‒ статья «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860);
‒ «Детский мир и Хрестоматия». (1861);
‒ статья «Педагогические сочинения Н. И. Пирогова» (1862);
‒ «Родное слово» для 1-го и 2-го года обучения (1864);
‒ статья «О первоначальном преподавании русского языка» (1864);
‒ «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867);
‒ «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» I том (1868), II том (1869);
‒ «Общий взгляд на возникновение наших народных школ» (1870);
‒ «Родное слово» для 3-го года обучения с «Руководством» к нему (1870).
В честь К. Д. Ушинского и его заслуг в развитии отечественного образования 25 мая 1946 г была учреждена медаль имени Ушинского для награждения «особо отличившихся учителей и деятелей в области педагогических наук».
Ключевые слова
Похожие статьи
Нравственное воспитание как основа становления личности
Нравственное воспитание неотрывно от гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Воспитательная деятельность педагогов в школе реализуется в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной и во внешкольной деятельности.
Выдающиеся идеи основоположников народной педагогики
народная педагогика, народ, национальная система воспитания, этнос, воспитание, родной язык, национальное воспитание, национальное образование, национальный характер, система воспитания.
Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность
Педагогические идеи К. Д. Ушинского и современность. Автор: Гуськова Елена Александровна. Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики. Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.
Народная педагогика — основа формирование личности
народная педагогика, народ, национальная система воспитания, этнос, воспитание, родной язык, национальное воспитание, национальное образование, национальный характер, система воспитания. Опыт народной педагогики в социально-нравственном.
Опыт народной педагогики в социально-нравственном.
Ключевые понятия: социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, народная педагогика, опыт народной педагогики.
С. А. Козлова отмечает, что великие педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой считали, что воспитание ребенка должно быть.
Вклад отечественных ученых в развитие проблемы.
Нравственное воспитание как основа становления личности. Нравственное воспитание неотрывно от гражданского и патриотического воспитания
Воспитание нравственности младших школьников — это одна из главных и наиболее сложных задач педагога.
Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи
Нравственное воспитание как основа становления личности.
Методы формирования нравственности у детей. ребенок, нравственное воспитание, метод воспитания, метод стимулирования, нравственное сознание, педагог, метод убеждения, вид деятельности.
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка.
4. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе /Ж. «Воспитание школьника», № 2–2012. 5. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Народные и фольклорные традиции в системе воспитательной работы школы — это совокупность словесных текстов.
Реформы Ушинского: рецепты по модернизации из XIX века
Педагогические идеи и преобразования Ушинского, о которых не будет лишним вспомнить и сегодня.
В начале 60-х памятник Ушинскому поставили у входа в Педагогический институт имени А.И. Герцена в Петербурге. Так было решено почтить вклад в народное образование, которое внёс Ушинский, настаивавший на том, что общественность должна иметь доступ к управлению учебными делами.
Об Ушинском вспоминают и сегодня, перекатывая на языке слова «модернизация» и «инновации», которые приелись ещё до того, как приобрели чёткое значение. Возможно, в очередной раз раздумывая о том, как модернизировать школу, имеет смысл обратиться к опыту 1860-х годов, когда консервативная образовательная среда получила встряску.
Путь неравнодушия и конфликтов
Константин Ушинский закончил юридический факультет Московского университета и получил кандидатскую степень по юриспруденции, однако основной сферой интересов избрал педагогику. Какое-то время он побыл профессором кафедры законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославле, но оттуда его вскоре уволили из-за разногласий с руководством. Примерно такая же история приключилась и в Смольном инстиуте — Ушинский разошёлся во взглядах с начальницей заведения и покинул должность инспектора классов.
«Деятельность Ушинского пришлась настолько не по душе нашему начальству, что оно мало скрывало это даже от нас, грубо порицая его нововведения, вкривь и вкось перетолковывая его слова, осуждая всех новых учителей и презрительно подсмеиваясь над ними», — пишет Е.Н. Водовозова, которая была воспитанницей Смольного института в то время, когда Ушинский менял принципы обучения.
Тем не менее, ему удалось существенно улучшить качество преподавания и в Смольном, и в Гатчинском сиротском институте, где он тоже провёл значительные реформы. Бурная активность Ушинского привела к тому, что его отстранили от работы в российских учебных заведениях, отправив за границу под предлогом поправки здоровья и изучения школьного дела. Он в самом деле начал активно изучать педагогику в Швейцарии, Германии, Франци, Бельгии и Италии, чтобы вернуться на родину в качестве видного общественного деятеля.
Словом, в работе Ушинский не боялся заявлять о своих взглядах и вступать в конфронтацию. Он был нетерпим к равнодушию, застою, попустительству и всему, что обычно выражают фразой «и так сойдёт».
Читайте также :
В центре педагогики — личность
Нововведения Ушинского в институтах базировались на теоретической базе, которую он сформировал во время собственного обучения. Педагогами он ценится в первую очередь как мыслитель, который предпринял усилия, чтобы превратить сборник бытовых противоречивых представлений о воспитании юношества в полноценную дисциплину со своей методологией.
Самым ценным в процессе обучения Ушинский считал самостоятельную деятельность ребёнка, ведь только личная инициатива, собственные действия и оценка результатов позволяют по-настоящему понять, как идут те или иные процессы. Гимназический учитель или классная дама, скороговоркой начитывающие что-то по книге, не завладеют вниманием детей, поскольку в их действиях нет ничего, что обращалось бы к личности учащегося.
Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока.
По мнению Ушинского, педагогика не должна существовать в вакууме. Ей следует обогащаться опытом других наук, используя принципы и знания из психологии, физиологии и философии. Таким образом, процесс обучения — это антропологические штудии и практическое исследование принципов формирования человеческой личности.
Ушинский много изучал начальную и женскую педагогику, составлял хрестоматии и книги для классного чтения, писал научные статьи («О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении»). Но главный его труд — работа с говорящим названием «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Новые учителя для благородных девиц
Отдельно нужно отметить то, как Ушинский повлиял на развитие женского образования. Он помог огромному количеству девушек, которые прежде помышляли только о замужестве после окончания института, ощутить интерес к чтению, устройству общества и природы, работе и общественной деятельности.
Его не устраивало, что девушек учат, в основном, танцам, рукоделию и музицированию, а «серёзные» предметы преподаются кое-как. Педагогический состав института поменялся, были приглашены более сильные и самобытные преподаватели, которые разделяли взгляды Ушинского на образование.
За эти полтора года, проведенные нами в институте после реформы Ушинского, мечты и стремления институток совершенно изменились. Никто из нас не мечтал более о балах, о выездах, об эффекте, произведенном роскошью туалета и легкостью танца, — теперь все хотели работать, все мечтали о серьезных занятиях, даже девушки, совершенно обеспеченные в материальном отношении.
Ещё по этой теме :
С подачи Ушинского В. И. Водовозов, читавший смолянкам литературу, ввёл практику, которой прежде не было в институте — между занятиями и во время прогулок по саду начал беседовать с девушками об интересных вещах не из программы. Так смолянки впервые узнали названия литературных журналов и имена Добролюбова, Некрасова, Островского и Тургенева. В 1860-х все эти писатели были представителями современной литературы, а её изучение институтская программа не предполагала.
Однажды одно из сочинений, попавшее в руки классных дам, показалось им интимным письмом учителю. В сочинении девушка лишь описывала свои переживания от прочитанных книг. В частности, там говорилось о том, что Печорин и Онегин, оставаясь антигероями, обладают тёмным обаянием, противиться которому трудно.
Я чувствую, я вполне уверена, если бы я встретилась с личностью вроде Онегина, и тем более Печорина, я с наслаждением записалась бы в число его жертв, лишь бы только он, хотя на одну минуту, остановил на мне свое внимание. (. ) Прошу Вас, добрый, хороший Василий Иванович, составить мне программу на целый год, имея в виду 12 часов в день работы в продолжение шести дней, воскресенье же я буду проводить в Вашей школе и только вечером посещать подруг, которых очень люблю. Для моей пошленькой натуры необходим целый день тяжелого труда, иначе я совсем погибну.
Искренний и экзальтированный (что вполне естественно для девушки, которая погрузилась в литературные грёзы) тон письма показался классным дамам непристойным. Они стали подозревать смолянок в вещах, которые тем и в голову не приходили, а именно в романах с новыми преподавателями, которых набрал Ушинский.
Между тем, открытое обсуждение эмоций, которые вызывают байронические герои, шло ученицам на пользу куда больше, чем сухие и выхолощенные фразы учебников. Водовозов говорил, что полезные продуктивные занятия служат хорошим противоядием от сентиментальных фантазий (такой совет вполне подошёл бы и современным школьницам, увлечённым очередной «Сумеречной сагой»).
Елизавета Водовозова (в девичестве Цевловская), которая приводит эту историю в своих воспоминаниях, после окончания института вышла за своего прежнего учителя литературы замуж, а также стала писательницей и педагогом.
Это может быть интересно :
Образование — каждому
«Дружественный тон, которым автор «Родного слова» говорил с учителями, мягкость обращения и простота быстро привлекали к нему всех. Он смотрел на каждого учителя, как на равного себе товарища, и скромно, терпеливо, с непритворным уважением слушал всякое замечание и возражение…» — такое впечатление об Ушинском составил учитель Симферопольской казённой мужской гимназии И. П. Деркачев (Ушинский ездил по учебным заведениям с лекциями).
Другие мемуаристы отмечают, что он был человеком требовательным и надменным. К тем, кто проявлял неприятные ему качества, он мог быть строг и презрителен.
Ценным в преобразованиях Ушинского было то, что ему удалось демократизировать порядки в учебных заведениях и обосновать необходимость этого в педагогических трудах. Прежде учащихся делили на «благородных» и «неблагородных» (мещан). Его реформы не только поспособствовали тому, что значительное количество девушек стало самостоятельно мыслить и интересоваться науками, но послужили упразднению сословных предрассудков.
Педагогические идеи Ушинского. Основоположник научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский
К. Д. Ушинский является известным педагогом, который создал основы Русской педагогики. Он жил в 1824-1873 гг. и стал автором многочисленных трудов в области науки обучения. Вклад Ушинского в педагогику проявился и в России, и за рубежом – во многих странах мира. До сегодняшнего дня отрывки его работ приводятся в качестве цитат в научных исследованиях.
Биография
Краткая биография Ушинского берет начало в Туле 1824 года. В феврале того года в семье мелкопоместных дворян родился Константин Дмитриевич. Его детские годы проходили в фамильном имении вблизи города.
В 1840 году он стал выпускником Новгород-Северской гимназии. Сразу после этого будущий деятель в области педагогики К. Д. Ушинский поступил в Московский университет. Он выбрал юридический факультет. Как утверждал он сам, именно в этот период времени он определился с собственной специализацией – его влекло преподавание.
По окончанию в 1844 году основного курса он продолжил деятельность в учебном заведении, готовясь получить степень магистра. В том же году он приобретает кандидатскую степень. А спустя два года Ушинский уже исполняет обязанности профессора в Демидовском лицее в Ярославле.
Конфликты
Вам будет интересно: Брестский мед. колледж: специальности, проходные баллы, отзывы. Брестский государственный медицинский колледж
Но вскоре Ушинский с педагогическими идеями, которые впоследствии прославят его на весь мир, вступает в конфликт с руководством на почве стиля преподавания, и происходит его отставка. Это случилось в 1849 году.
Константин становится инспектором в Гатчинском сиротском институте. Параллельно он занимает ту же должность в Смольном институте благородных девиц. Примечательно, что и там, и там он меняет стиль преподавания, и эффективность его возрастает. Но руководство снова недовольно нововведениями молодого преподавателя. В 1862 году он оказался уволенным из Смольного института. Его направили в долгую командировку за границу, назвав в качестве предлога изучение им теории преподавания в других государствах.
По рассказам Ушинского, он посчитал эту поездку ссылкой. Но сумел извлечь пользу из данного события.
Вам будет интересно: Как правильно: Томара или Тамара? Происхождение, значение, написание и характеристика имени
Он действительно принялся изучать образовательные системы стран мира. В итоге он написал сразу несколько статей, в которых ярко прослеживаются особенности педагогических идей Ушинского. Кроме того, он издал несколько книг. В 1867 году вернулся на родину, где приступил к работе над уже третьим томом книги «Человек как предмет воспитания». Несмотря на то что он не смог довести начатое до конца, он успел сделать серьезный вклад в развитие образования в России. Прожил он 47 лет, умер в 1870 году.
Учения
Основная суть педагогических идей Ушинского заключалась в демократии в области преподавания. Он утверждал, что в основу обучения должны быть положены философские, психологические, физиологические особенности людей. Он заявлял, что в области преподавания ни в коем случае нельзя полагаться исключительно на свой, пусть и удачный, опыт. Теория обязательно должна сопровождаться практикой.
Кроме того, рассказывая о пользе педагогической литературы, Ушинский отмечал, что теория без основания является бесполезной. Теория без практики не значит ничего. Она ни в коем случае не может отрицать реальность.
Константин заметил, что в воспитании и преподавании в обязательном порядке нужно брать в расчет отличительные особенности национальности, географические и исторические нюансы. Народность, по рассказам Ушинского, проявляется в уважении собственного национального языка, истории своей государственности. Такое воспитание, по его мнению, должно воспитывать патриотизм в подрастающем поколении, внушать национальную гордость. В то же время нельзя бросаться в крайности – шовинизм он отрицал. Уважение, как считал Константин, должно проявляться и в отношении других народностей.
Воспитание он определял в качестве сознательного процесса построения личности человека с ориентиром на гармонию. Важнейшее место в преподавании он отводил развитию нравственных начал в учениках. Он заявлял о том, что главнейшей целью воспитания и является развитие нравственности. Личные качества провозгласил как нечто более ценное, нежели чем наличие знаний в голове. Кроме того, в развитие нравственности он вкладывал привитие ученикам дисциплины, гуманности, старательности. Отмечал он чувство собственного достоинства, скромность.
Средства воспитания
В их роли, по мнению Ушинского, выступает непосредственно пример педагога, его тактичное поведение. Обязательно в учебный процесс включаются поощрительные и предупреждающие меры. Руководства учебных заведений были недовольны Константином, поскольку он отрицал традиционную дисциплину, бывшую распространенной в любой школе прежних лет. Тогда ученики слепо повиновались педагогам, а обучение включало физические наказания. Ушинский же провозглашал гуманность в качестве основы образовательного процесса.
Труды
Вам будет интересно: Значение слова «лахудра», от Ренессанса до жаргона.
Примечательно, что даже спустя века с момента смерти великого педагога издаются его произведения. Книга «Детский мир. Хрестоматия» продолжает весьма успешно издаваться и покупаться по всей российской территории. Она считается одним из самых популярных сборников. В книге «Детский мир. Хрестоматия» содержатся отобранные Ушинским лучшие произведения, когда-либо написанные для лиц в возрасте 6-13 лет.
Учебная книга «Родное слово» Ушинского издавалась с 1864 года вплоть до революции. Это были учебники для лиц младшего возраста. Уроки сопровождались рассказами, сказками Ушинского, скороговорками, пословицами.
В выборе произведений для данного сборника автор руководствовался принципами, закрепленными впоследствии большинством российских детских поэтов. Стихи эти почти не имеют эпитетов, но они наполнены глаголами. Благодаря такой особенности подобные произведения легко применять в играх для детей.
Во второй же части «Родного слова» Ушинского имеется множество познавательных статей, автором которых выступил сам великий педагог. Они усложняются со временем, оставляя ученика с достаточно цельной картиной действительности.
Проявились инновационные представления об образовательном процессе Ушинского в дополнениях к основному материалу. Он постоянно смешивает подачу новых тем со стихами, рассказами, сказками и загадками. Деловые статьи написаны простым и строгим слогом. Считается, что это приучает детей к ясности мысли. Ушинский активно поощряет беседы с детьми, наличие дискуссий в классе. Задания в его учебнике наполнены вопросами, которые побуждают учеников сравнить то, что они прочитали, с собственным опытом.
Художественные статьи написаны с подчеркнутой эмоциональностью, и это также не случайно. Они весьма занимают юных учеников.
Статьи
Известность приобрели его статьи, содержащие основополагающие принципы педагогики, многочисленные научные труды. Идеи его, изначально активно отвергаемые деятелями в образовательной сфере, приобрели широкое распространение и повлияли на дальнейшее развитие российской педагогики коренным образом.
Память
В 1946 году в его честь переименовали Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского – ЯГПУ. На данный момент в нем имеется девять факультетов. Каждый год он выпускает примерно 3000 педагогов.
Требования
Главнейшее требование этого выдающегося педагога заключалось в том, чтобы с ранних лет ученики знакомились с произведениями устного народного творчества. Благодаря этому они становились ближе к народной культуре, больше любили и понимали родную речь. Передовым было его требование, которое неоднократно высказывалось в научных работах – обучение необходимо строить с учетом индивидуальных психологических особенностей детей, которые присущи им в разные возрастные периоды. Учеников педагогу нужно на постоянной основе изучать заново, а не полагаться слепо на собственный опыт, каким бы он ни был успешным. Важно узнавать обучающегося таким, какой он есть – со всеми недостатками и достоинствами.
Особенно много внимания в своих трудах Ушинский уделял психологическим аспектам. Он считал, что психология дает множество знаний, которые попросту необходимы в воспитании подрастающего поколения. Кроме того, мало лишь знать и владеть законами этой науки – необходимо постоянно действовать в соответствии с ними. Здесь важен творческий подход, чтобы это было максимально эффективным.
Историческая заслуга
Важная историческая заслуга педагога была в том, что он обозначил передовые для своего времени идеи, изложил достижения дидактики того времени, включив их в теорию педагогики. Он собрал множество ценных указаний о том, каким образом развивается внимание учеников, как включать их сознательную память.
Константин Дмитриевич дал инструкцию и о том, как именно повторять пройденный материал, чтобы он становился частью учебного процесса и надолго запоминался. Ушинский утверждал, что повторяется материал не с целью возобновить забытое, а чтобы предупредить саму вероятность того, что что-то забудется. Каждый новый шаг в образовательном процессе базируется на уже пройденных темах.
В современности
На сегодняшний день образовательные реформы в стране снова актуальны. Вопросы воспитания регулярно пересматриваются. И многие исследователи считают, что в опыте прошлого содержится немало подсказок касательно того, какой путь сегодня будет наиболее актуальным и эффективным, и позволит решить назревшие проблемы в образовательной сфере. И центральное место здесь принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому.
Это центральная фигура русской педагогики. Для детей это детский писатель, для преподавателей – учитель. У каждого человека определение этой фигуре будет своим собственным.
Известно, что на самого Ушинского как на специалиста существенное влияние оказали Грановский, Редкин. Он впитал в себя немало знаний в ходе обучения в лицее. В последующей своей работе Ушинский реализовывал то, что было задумано еще в ходе обучения, на практике. И выяснилось, что это было эффективным.
Реформирование школы
Константин Дмитриевич ратовал за то, чтобы народное образование проводилось обществом, а в основу школ должен быть положен «общественный почин». Труд он считал основой воспитательного процесса, важнейшим фактором жизни.
С его точки зрения, задачей любого преподавателя является приучение учеников к нравственным началам, а вовсе не внушение им множества знаний. Сама способность к интеллектуальному труду оценивалась им выше, нежели передача сухих знаний предмета.
Воспитание Ушинский называет частью искусства. Он отмечает, что здесь соединяются теория с практикой.
Женское образование
Прославился Ушинский и своими взглядами на этот вопрос. Он отмечал, что если смотреть на женщину как на равноправного в любом отношении человека с мужчиной, меняется и взгляд на ее образование. Женщина – проводник «успехов науки цивилизации», по утверждению великого педагога.
Он отмечал, что преподавателю необходимо понимать ученика, больше задумываться непосредственно о цели воспитательного процесса. Все в нем зиждется непосредственно на личности педагога, так как воспитание происходит лишь из живых источников, личных примеров. Ни одно искусственное заведение, даже при максимально хитрой системе образования, не сумеет выполнить столь же важную роль в воспитательном процессе, как личность.
Педагогу необходимо обладать запасом энергии, уметь продуцировать ее снова и снова, чтобы не увязнуть в однообразной преподавательской деятельности.
Педагогические идеи Ушинского никак не способны потерять своей актуальности на сегодняшний день. Они по-прежнему считаются весьма значимыми, на них основывается современная образовательная система, пусть и не все реализуется на практике. Пришло время им стать ступенькой, фундаментом для последующих инноваций.