В чем заключается персонализация личности
персонализация
Полезное
Смотреть что такое «персонализация» в других словарях:
персонализация — сущ., кол во синонимов: 1 • персонификация (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ — англ. personalization; нем. Personalisierung. Процесс, в результате к рого соц. отношения принимают личностный характер. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
персонализация — и, ж. personnalisation f. Но в задаче высшего сорта, которая не может быть партийно ограниченной в решительной персонализации и истинной эмансипации. Е. Дюрин Еврейский вопрос. // МГ 1998 9 326 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
персонализация — Подход к управлению знаниями, который ориентирован в большей степени на сохранение необъективированных (скрытых, неявных) знаний. Для этих целей обычно формируются Сообщества, в которых происходит обмен знаниями; выявляются эксперты по отдельным… … Справочник технического переводчика
Персонализация — возможность печати на каждом отдельном экземпляре тиража издания индивидуальных текстовых, цифровых и иллюстрационных данных (адрес, знак, дата, изображение) … Реклама и полиграфия
Персонализация — – 1. усвоение, присвоение, интериоризация, интернализация или, иными словами, процессы или механизмы превращения внешних, социальных побуждений, требований, ограничений и общественного опыта в элементы структуры собственной личности (в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ — англ. personalization; нем. Personalisierung. Процесс, в результате к рого соц. отношения принимают личностный характер … Толковый словарь по социологии
Персонализация — процесс обретения субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ — процесс обретения субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально неповторимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определенную соц. роль, творчески строить общение с др. людьми, активно влиять на их восприятие и… … Педагогический словарь
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ — процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность; сущность персонализации заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и… … Словарь по профориентации и психологической поддержке
Персонализация: зависимость от общественного мнения
Зацикленность на том, что именно ТЫ во всём виноват
Это еще уметь надо: считать себя источником всех бед! И таким «умением» обладают многие, возможно даже вы сами. Вы замыкаете на себе все события, происходящие вокруг вас, видите во всем свою причастность, часто – вину. И эта дурацкая склонность носит в психологии благозвучное название – персонализация. Поговорим о ней, а заодно затронем тему самокопания, так как одно является следствием другого, а стало быть и рассматривать их следует именно в связке, в тандеме.
Человеку свойственно думать, что он центр Вселенной, видя в себе причину всех событий, и негативных в том числе: из-за меня человеку плохо; все вокруг только и делают, что обсуждают мои недостатки; я кому-то мешаю и т.д. Человек озирается по сторонам, пристально вглядываясь в лица окружающих – что думают, как реагируют, что чувствуют?
Да всем плевать! Можно, конечно, выразиться более экспрессивно и доходчиво, но мы – люди культурные. В меру. Думаем, вы поняли посыл: всем фиолетово, индифферентно, параллельно, по барабану! Поверьте, если вы не являетесь объектом чьего-то обожания, то никто о вас не думает. Также и наоборот: если вы не объект чьей-то ненависти, о вас тоже не думают. Люди в первую очередь зациклены на своей персоне и на том, как они сами выглядят в глазах других. Это даже не эгоизм или комплексы – это просто так есть! Особенность (или закономерность) человеческой сущности.
Нет, для них вы – не пустое место, не «никто», вас идентифицируют как живого человека, коллегу, знакомого, обращаются по имени и т.д. Вы просто не вызываете у них ярких эмоций (положительных или отрицательных), переживаний, воспоминаний, чтобы о вас еще думать. И это нормально!
Идем дальше. Под влиянием персонализации вы не только интерпретируете каждый чих как враждебный выпад, так еще и генерируете негативные мысли, беспрестанно крутя их в своем сознании. Доходит до того, что окружающие, видя вашу дерганность и неуверенность, действительно начинают относиться к вам хуже. А вы будто и рады этому подтверждению ваших мыслей: ну, и что я говорил – меня ненавидят!
Параллельно вы занимаетесь самоанализом, но не тем, продуктивным, который помогает понять себя лучше, а его рефлексивной, деструктивной формой – самокопанием. Бездеятельное переживание – вот как еще можно назвать это процесс. Снова и снова вы переживаете эмоциональную бурю, в тысячный раз гнобите себя и сравниваете с другими, с тем же постоянным, не в свою пользу, результатом! Ситуация патовая, вы не знаете, что делать. Вы словно корабль с порванными парусами и сломанными мачтами, который швыряет из стороны в сторону жестокими волнами по воле стихии. Бесконтрольность, безнадежность, обреченность, страх! И спасительного берега (выхода из ситуации) не видно…
Так выход есть или нет?
Выход там же, где и вход…
Персонализация – склонность видеть свою причастность ко всему негативному, возникает из-за потребности в самореализации и проявлении себя как личности. Будет даже правильнее сказать, что персонализация и есть та самая потребность в самореализации, из-за которой возникают проблемы. На первый взгляд связи между нашим утверждением и вашими бедами не видно. Объясняем.
Самореализоваться вы хотите, но ничего для этого не делаете, или делаете, но ваши жалкие попытки «уходят в песок». Срабатывает негативная установка: у меня ничего не получается, я лузер. Призма вашего восприятия сформирована – вы смотрите на мир глазами неудачника, и подсознательно ищите опровержение этому у других. И не находите, что еще больше усугубляет ситуацию. Вам кажется, что окружающие настроены враждебно, потому что вы – неудачник, способный причинять только вред. Хотя объективно они так не считают, и им – все равно. Не забывайте, вы воспринимаете все в искаженном свете. Вот, собственно, и весь механизм. Мы говорим максимально упрощенно для удобства вашего восприятия.
А выход простой и сложный одновременно – надо самореализоваться, но подойти к этому с умом. Отбросьте всякое избыточное желание! Вы, под влиянием некогда прочитанного или услышанного, начинаете судорожно метаться в поисках своего предназначения, превращая реализацию своего потенциала в сверхидею, в «священную корову». Пока вы читаете умные книжки ни о чем, трётесь в тематических интернет-сообществах, внимаете сладким речам лайф-коучей и умничаете перед родными на кухне, уходит драгоценное время.
И нет никакой теории! Вся теория: оторвать седалище от дивана и начинать делать! Должны быть конкретные действия, полезная активность, реальные шаги. Просто молча делайте свое дело и делайте его хорошо(!), а общественное признание и удовлетворение от реализации своих талантов придут сами. Награда сама найдет своего героя!
Будет еще полезным умение находить простые альтернативные объяснения всему непонятному. Если ваш коллега сидит с кислой рожей, это совсем не означает, что при виде вас у него испортилось настроение – возможно у него просто болит живот.
А насчет самокопания можете даже не беспокоиться: если вы избавились от персонализации, то и склонность к самокопанию отпадет сама собой, если, конечно, она была следствием именно персонализации, а не других негативных установок или паттернов иррационального мышления.
Персонализация
От лат. persona (персона) — особа, маска, личность. Социальная роль, которую индивид играет в соответствии с требованиями, обращенными к нему со стороны окружающих (К.Г.Юнг)
Процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Сущность персонализации заключается в действенных преобразованиях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы личности другого человека, которые происходят в результате деятельности индивида. Понятие персонализации в этом значении введено В. А. Петровским. Поскольку единство понятий “индивид” и “личность” не означает их тождественности, возникают различные парадоксы персонализации.
1. Во-первых, теоретически возможно существование индивида, не реализовавшего себя как личность (например, человек, который в силу каких-то обстоятельств оказался исключенным из социального взаимодействия).
С другой стороны, возможно существование “личности” (в этом случае квазиличности) вне (без) индивида (например, некоторые библейские персонажи).
При этом преобразующее влияние исторической квазиличности может оказаться не менее действенным, чем влияние иного реально жившего человека.
2. Во-вторых, возможна как деперсонализация творца (архитектора, изобретателя и др.) в результате отчуждения продукта труда от его создателя, так и персонализации посредством присвоения плодов чужого труда. Т. е. персонализация возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как “трансляция” своих недостатков и ошибок кому-нибудь другому.
3. Третий парадокссвязан с проблемой личного бессмертия: если личность не сводится к ее представленности в конкретном индивиде и продолжается в других людях, то со смертью индивида личность не исчезает полностью. С помощью феномена персонализации можно объяснить многие переживания людей, вызванные трагичностью разрыва между сохраняющейся у них персонализации индивида и его материальным несуществованием. В подобной ситуации целостная структура личности оказывается разрушенной, сохраняется лишь одно звено — отраженная субъектность индивида как результат его персонализации.
Человека характеризует разная степень выраженности потребности и способности к персонализации. Потребность в персонализации (потребность быть личностью) — не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизма, аффилиации, стремления к самоопределению и общественному признанию и др.). Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в персонализации — деятельность, поскольку именно посредством своей деятельности человек продолжает себя в других людях, “транслирует” другим свою индивидуальность. Способность к персонализации представляет собой совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, которые позволяют ему осуществлять социально значимые деяния, преобразующие других людей. Способность к персонализации обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, с помощью которых он может в общении и деятельности осуществлять персонализирующее воздействие. Во многих экспериментальных работах выявлено, что персонализация субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. При других условиях персонализация отсутствует. Экспериментально показано (см. Принцип отраженной субъектности), что полноценное и социально-позитивное проявление способности к персонализации обнаруживается в общностях такого типа, как коллектив, тогда как в группах низкого уровня развития персонализации одного человека (лидера) может оказаться причиной деперсонализации остальных людей.
Персонализация
Персонализация – одно из проявления иррационального мышления, вернее ошибки такого мышления, когда человек везде и во всем видит свое присутствие, считает себя участником всех без исключения событий, и в целом думает что все сконцентрировано именно на нем, весь мир крутится вокруг него. Однако в персонализации я наблюдаю два противоположных эффекта ее проявления, с одной стороны человек может испытывать дискомфорт от подобного заблуждения в свой адрес, а с другой, это не такое уж и плохое заблуждение. Если говорить про иррациональное мышление как таковое, то основоположник когнитивной психологии А. Бек определил его как глубинное, бессознательное мышление, которым мы собственно и будем руководствоваться в своих выводах. Для нашего бессознательного мира, работа именно с подсознанием является основной, и если мы посмотрим на все что нас о чем-то информирует, то в подавляющем большинстве случаев, это все направленно именно в самые глубины нашего разума, где мы по-видимому вообще не разбираем, что у нас есть и что с этим делать.
Благо есть психотерапевты, которые помогают выявить все подсознательные установки и проанализировать их должным образом, чтобы разобраться в тех или иных проявлениях человека. Так вот персонализация, имеет свои определенные преимущества, скажем если это позитивная установка, когда человек быть может неадекватен по отношению к себе, может быть он и слишком все преувеличивает или преуменьшает, что характерно при проявлении персонализации, но отвечает ли это его интересам, и если да, то в какой степени? Быть центром вселенной для себя это хорошо, это достаточно уверенное поведение, в отличии от того, когда человек думает что он круглый неудачник и весь мир настроен против него. У каждого из нас есть определенное о себе представление, не то, что мы хотим о себе думать, и более или менее осознаем это, а то, что есть на самом деле, что иногда заставляет нас сомневаться, либо принимать не столь обдуманные решения.
Вот именно такие вот убеждения о нас самих, закладываются нам в подсознание с самого детства, если нас часто ругали и унижали, то естественно проявление нашей персонализации будет основываться на тех установках и неуверенности, которые тянуться из самого детства. Проще говоря, что чаще всего, мы вокруг себя видим и к каким результатам мы приходим, будет основополагающим убеждением для нас. Легко ли убедить человека в том, что он неудачник? Конечно, не принимать все что он делает, постоянно критиковать и так далее и тому подобное, это же фактически его программирование, программирование его подсознания, той глубинной части человеческого разума, которое и определяет то, что мы называем иррациональным мышлением. Поэтому различные ошибки иррационального мышления, будь то персонализация или крайности в которые бросает человека, чувство вины, чувство долга и так далее, ошибками-то на самом деле не являются.
Мы думаем так, как нас учили думать, мы являемся отражением того мира, в котором жили, точнее наше мышление на уровне подсознания, отражает его. Когда человек замыкает все на себе, это ведь о чем-то да говорит нам, разве только об ошибках его выводов? Нет друзья мои, это нам указывает на то, откуда у человека берутся такие установки, на первоисточник заполнивший его мышление. Мы же не станем с вами осуждать чай в чашке, если он нам не нравится, мы будем искать причину этого в том, кто его нам налил. Чего же добивается личность, персонализирующая себя, очевидно реакции со стороны окружающих, и эти реакции должны быть в виде переубеждения человека в том, в чем он сам себя убедил. Однако не всегда, мне вот иной раз попадались люди, которым просто была нужна поддержка их точки зрения, согласно которой они сами себя обманывали, но настолько хотели в это верить, что верили, они верили в себя если уж на то пошло.
Да, это неадекватно, к примеру, считать, что тебе явно повезет, если тебе так нагадали, или что все люди только и думают что о тебе. Однако некоторые из таких убеждений, дают возможность добиваться потрясающе больших результатов, более того, уверенное проявление своей персонализации, заставляет убедить окружающих в том, что человек представляет сам о себе. Это точно так же, как скажем убедить всех в том, что ты неудачник, ты же ведь сам в это веришь, а значит ты очень убедителен и для остальных. Понимаете, далеко не все может быть и должно связано логикой, далеко не все ведь в этой жизни поддается рациональному мышлению, и не все можно рассчитать. Когда-нибудь мы к этому придем, я даже нисколько не сомневаюсь, но пока наше понимание мира далеко от совершенства. Потому-то психологические установки до сих пор очень эффективны, и реклама направленная на человеческое подсознание дает свои плоды.
Что же касается персонализации и того что с ней следует делать, то здесь по моему опыту есть несколько вариантов, применив которые можно несколько переделать укоренившиеся установки, сделав их более приемлемыми для человека. Первый способ весьма прост, он направлен на внушение, то есть если можно так выразится — на перепрошивку тех установок, которые засели у человека в голове. Если человеку кажется, что он неудачник, что все только и делают что отравляют ему жизнь, его можно просто переубедить в этом, примитивно, без особой логики, специальными сеансами на которых он будет подвергаться определенному воздействию направленному на удовлетворение его умственного состояния.
Скажем, человек морально слаб, и не любит брать ответственность на себя, чего он в таком случае ждет от вас, правильно, что вы укажите ему на того, кто виноват в его проблемах, кто так сказать сделал его таким, и почему он теперь уверен, что все только ему зла и желают. То есть этот метод позволяет переключить внимание человека с них, на него, и это уже успех, по крайне мере на первом этапе, человек во всяком случае не считает, что весь мир против него и что все ему желают зла, теперь у него один враг. Дальше можно уже и этого врага искоренять, но это может быть длинной цепочкой разного рода внушений, но в целом идея проста, но сложно по исполнению, ведь здесь важно быть убедительным, и чувствовать человека. Второй метод лечения персонализации, это собственно разбор той логики, согласно которой человек приходит к тем или иным умозаключениям, не стоит удивляться, если окажется, что никакой логики там нет, она есть, но она не столь безупречна как мы привыкли.
Здесь главное иметь терпение, и сливаться с человеком в единый поток хода его мыслей, но при этом, не придавая значения его тревогам. Вы понимаете то, что понимает он, вы признаете это, пытаетесь понять, но вы не разделяете тот негатив, который видит во всем этом человек страдающий персонализацией, вы видите в этом вполне естественное и здоровое проявление самого человека и общества, которое просто суетится как муравьи и думает о том, о чем его заставят думать. То есть тут важно снизить значимость общества, показать человеку, что оно на самом деле не так уж и связано с ним, в плане того, что он не зависит от его мнения, его мыслей и прочего. А если ему что-то надо от людей, он всегда может управлять ими и их мыслями, просто создавая у людей определенные впечатления о себе, какие захочет.
Конечно способов работы с человеком страдающим персонализацией и другими проявлениями иррационального мышления на порядок больше, тут опыт и чувственность имеют значение, все относительно и не может носить обобщающий характер, что кстати тоже также является проявлением персонализации, ведь обобщение, ставит крест на множестве вопросов. Но основная идея – это конечно снижение значимости общества в жизни человека, только другие люди заставляют нас определенным образом относится к самим себе. И даже если человек постоянно считает себя хуже других, и во всем видит свои неудачи, то опускание планки в виде значимости общества, помогает в том числе и при таких проявлениях иррационального мышления, где персонализация также является и сравнением своей личности с личностями других людей.
В конце концов все подобные расстройства психики связаны с людьми и их деятельностью, которая значима для нас в определенной степени. Решая любую проблему с восприятием этого мира, опытный психолог будет искать в пациенте уровень его зависимости от других людей, и то, какую роль они играют в жизни этого человека, почему он чувствует дискомфорт, где та линейка измерения, которой он меряет себя как личность, а свои поступки, как верные или нет? Ведь все определенно сводится к сравнению с другими людьми, выделении себя на их фоне, как нечто особенное или нечто ничтожное, чем по существу и является персонализация, определяющая отношения человека к себе и обществу, с точки зрения их взаимосвязи между собой.
Персонализация: потребность быть личностью
Личностями рождаются или становятся? Это вопрос, на который многие люди, да и сама психология, до сих пор пытаются найти ответ. Но что психологии известно наверняка, так это то, что осознание человеком своей личности, ценности, социальной значимости происходит постепенно. Этот процесс называют персонализацией.
Что такое персонализация
Название образовано от латинского слова persona, что означает «маска», «личность» и facere, что означает «делать». То есть дословно это можно перевести как «создавать свое лицо». Говоря научным языком, это процесс, в результате которого человек осознает себя как личность, значимого субъекта общества. А происходит это под влиянием образа значимого другого. Результат персонализации – выражение индивидуальности личности через активную деятельность.
Персонализация: что это в психологии
В психологии персонализация связана с именем А.В. Петровского. Он трактовал это как потребность индивида в выражении своей личности. Автор строго разграничивал понятия «индивид» и «личность». Более подробно его концепцию мы рассмотрим позже.
Согласно другому определению, персонализация – это процесс усвоения и развития индивидом общечеловеческих, общественно-значимых и неповторимых качеств. Проще говоря, это поиск баланса между общественным и индивидуальным, уникальной манеры поведения, речи, деятельности и т.д. Притом для каждого человека важно поддержка и принятие обществом его уникальности.
Персонализация личности – это процесс отождествления личности с подлинным «Я», осознание человеком своей уникальности и самобытности. Это нужно для всестороннего саморазвития и самоопределения, дальнейшего самосовершенствования. Проще говоря, персонализация – это потребность быть человеком с большой буквы, быть полезным миру, знать, что человек живет не зря.
Персонализация: что это в педагогике
В педагогике это один из принципов обучения и воспитания. Подразумевает ориентацию педагога на внутреннюю активность самого воспитанника, его самостоятельность, инициативность в обучении. Задача педагога – создать условия для максимального раскрытия индивидуальности, потенциала личности. Принцип персонализации предполагает свободу выбора образовательного пути, ребенок сам решает, в чем он хочет участвовать.
Вот что еще подразумевается под персонализацией в педагогике:
Особенности феномена
В процессе изучения феномена психологи выявили несколько его особенностей:
Выраженность потребности быть личностью и способность быть ей неодинаково проявляется у разных людей. Для реализации как личность человек должен быть значим, привлекателен и авторитетен для других людей. Наилучшая среда для персонализации – коллектив.
Концепция А.В. Петровского
А. В. Петровский – автор теории о персонализации. Он полагал, что личность определяет себя только через группу. А процесс проходит в три этапа:
Три этапа совпадают с тремя эпохами: детство, отрочество, юность. Детство – период от рождения до начальной школы, адаптация преобладает над индивидуализацией. Отрочество – поиск себя, своего места и призвания (подростковые годы), преобладает индивидуализация. Юность – выбор жизненной позиции и профессии, осознание своего положения в обществе. Юность завершается социальной зрелостью.
Механизм развития
Первые проявления заметны уже в раннем детстве. Процесс набирает силу в первую треть жизни индивида. Потребность быть личностью, значимым и ценным членом общества, не всегда осознается самим индивидом. В связи с этим она принимает разные формы: открытые попытки вести за собой или, например, альтруизм, помощь обездоленным. Без самореализации человек испытывает психологические трудности.
Становление персонализации проходит в несколько этапов:
На последнем этапе человек достигает пика в самовыражении, проявлении индивидуальности. Но со временем наблюдается обратный процесс: индивид все больше становится зависим от внимания других людей.
Персонализация и деперсонализация
Существует понятие, противоположное персонализации – деперсонализация. Это процесс отчуждения личности, при котором человек не понимает, чем он может быть полезен обществу. Индивид теряет ориентиры, разрушается его система ценностей и идеалов. В особо запущенных случаях при деперсонализации человек будто бы наблюдает за собой со стороны, он не может соединить воедино свою личность и тело.
Большинство людей сталкиваются с деперсонализацией после выхода на пенсию или при длительной болезни, социальной изоляции. Взаимодействие с социумом, возможность привносить в мир что-то новое, признание заслуг обществом – обязательные условия персонализации.