В чем заключается плюрализм философской мысли

Плюрализм (философия)

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.

Термин «плюрализм» был введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма.

Плюрализм в философских системах

Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д. (четыре стихии Эмпедокла).

В конце XIX—XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских концепциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм, экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда).

Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.

См. также

В чем заключается плюрализм философской мысли. Philosophy template. В чем заключается плюрализм философской мысли фото. В чем заключается плюрализм философской мысли-Philosophy template. картинка В чем заключается плюрализм философской мысли. картинка Philosophy template

В чем заключается плюрализм философской мысли. 40px Wiki letter w.svg. В чем заключается плюрализм философской мысли фото. В чем заключается плюрализм философской мысли-40px Wiki letter w.svg. картинка В чем заключается плюрализм философской мысли. картинка 40px Wiki letter w.svg

Полезное

Смотреть что такое «Плюрализм (философия)» в других словарях:

Плюрализм — (от лат. pluralis множественный) позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр. Термин плюрализм может относиться к:… … Википедия

Плюрализм (значения) — Плюрализм (от лат. pluralis множественный) позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр. Термин плюрализм … Википедия

ПЛЮРАЛИЗМ — (лат. pluralis множественный) позиция, в соответствии с которой имеется не одна (монизм), не две (дуализм), но много сущностей, субстанций, существований и т.п. Термин «П.» введен X. Вольфом. П. являлись, напр., учение о четырех элементах воздухе … Философская энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ — раздел философии, дающий филос. интерпретацию исторического процесса. Элементы филос. осмысления истории содержались еще в антич. филос. и историографических работах. В Средние века филос. исследование истории не отделялось сколько нибудь ясно от … Философская энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ — в самом общем значении филос. размышления о религии. При таком понимании Ф.р. представлена множеством различных направлений, трудов, суждений, высказанных более чем за двухтысячелетнюю историю философии. Их содержание и мера новизны могут быть… … Философская энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ — филос. исследование принципов и общих закономерностей культуры. Может существовать как специальная теория или как аспект более широкой концепции. От Ф.к. следует отличать культурологию как специальную гуманитарную науку, не требующую… … Философская энциклопедия

Философия образования — (англ. philosophy of education) область философского знания, имеющего своим предметом образование. Ведет отсчет своей истории в качестве отдельной дисциплины с начала XX века. Родоначальником философии образования в мире считается… … Википедия

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ исследовательская область философии, анализирующая основания педагогической деятельности и образования, его цели и идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и создания новых образовательных… … Философская энциклопедия

ПЛЮРАЛИЗМ — (лат. pluralis множественный) фи лософско мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии,… … Новейший философский словарь

Источник

Плюрализм — что это такое в политике, праве, религии и жизни

В чем заключается плюрализм философской мысли. Pluralism. В чем заключается плюрализм философской мысли фото. В чем заключается плюрализм философской мысли-Pluralism. картинка В чем заключается плюрализм философской мысли. картинка Pluralism

Плюрализм – философское течение, идеологическая позиция, согласно которой есть множество не связанных и не зависимых друг от друга мнений. Родиной плюрализма является Древняя Греция. За более чем два тысячелетия философия претерпела некоторые изменения, но понимание того, что у каждого может быть мнение, отличное от мнения других глубоко укоренилось в головах граждан. Современному человеку сложно представить, что могло бы быть по-другому, хотя идеи плюрализма и не раз подвергались сомнениям.

Что такое плюрализм в понимании простого человека

Концепция плюрализма допускает наличие множества мнений по одному и тому же вопросу. Это означает, что мнение одного человека никогда не является единственно верным, а даже если это и так, то другие люди могут иметь свое собственное, отличное. Им разрешено высказывать его в приемлемой форме.

Важно! Теоретики плюрализма утверждают, что мир многогранен, в нем не 2 и даже не 3 грани, а столько, сколько предположительно людей или государств на планете. Нет только белого или черного, правды или неправды, исключительно хорошего и плохого. Два человека, глядя на одну и ту же вещь, могут не сойтись во мнении по поводу ее цвета и формы. И это считается вполне нормальным.

Идеи плюрализма не сразу укоренились в сознании граждан. В ряде стран, например, исламского толка, они и сейчас не прижились. Например, многие мусульмане абсолютно не приемлют религиозный плюрализм, на протяжении многих веков утверждение о том, что нет другого бога, помимо того, которому они поклоняются, насаждалось огнем и мечом. Плюрализм же утверждает, что в мере всем религиям, но ни одна из них не может считаться истинной, а значит, нет нужды спорить о преимуществах того или иного мнения. Плюрализм предполагает терпеливое отношение к чужим.

Признаки плюрализма

Термин «плюрализм» получил широкое распространение в обществе. Основные признаки его формировались под влиянием изменяющейся исторической действительности и сейчас сводятся к следующему:

Важно! Многие специалисты считают, что в споре всегда рождается истина, но спор не следует путать с острым конфликтом, с борьбой. Спор – это диалог. Инакомыслие, которое дозволяет идеология плюрализма, — это то, без чего невозможен прогресс в науке, культуре, праве, экономике и других сферах жизни.

Виды плюрализма

Термин «плюрализм» используется в самых разных областях человеческих взаимоотношениях, потому видов его достаточно много.

Философский

Философский плюрализм предполагает, что мир может быть познан не одним, а несколькими способами и методами. Это же касается познания различных форм бытия. В разные эпохи философы действительно высказывали свое собственное, иногда во многом отличное от других мнение по поводу мироустройства, целей существования человека, возможности достижения им каких-либо идеалов. Например, Платно и Сократ считали, что философ должен постоянно искать смысл жизни, а философия заниматься поиском истины. Кант в качестве основного предмета философии понимал отношения между познанием и существенных целей человеческого разума. В XIX веке мнение по поводу целей и задач философии вновь изменилось, Ницше и Спенсер, Маркс ставят перед философами более глобальные задачи.

Религиозный плюрализм

Вера многогранна, плюрализм не видит необходимости в создании препятствий для проведения верующими людьми религиозных обрядов.

Правовой плюрализм

Суть его сводится к существованию в обществе (государстве) нескольких правовых систем, иногда вступающих в противоречие друг с другом, но, в общем-то, работающих слажено, подобно единому механизму. Если принципы одной правовой системы начинают противоречить принципам другой, в обществе назревает конфликт. Наглядный пример существования двух правовых систем – наличие на территории РФ Северокавказского региона, жители которого живут не только по законам России, но и по нормам шариата, а также в соответствии с собственными традициями и обычаями. Закон штата в США может противоречить федеральному закону и наоборот.

Космический

Вселенная – это комплекс из множества миров. Джордано Бруно высказал это предположение еще в XVI веке, а появление мощных телескопов только усилило убеждения приверженцев философии известного итальянца. Например, Циолковский (отец современной космонавтики) был убежден, что космос заселен более совершенными живыми существами, чем люди. Дискуссии по поводу того, оправдано ли было его мнение ведутся и в наши дни.

Плюрализм мнений (идеологический)

Этот вид плюрализма закреплен на уровне закона во многих странах. Многообразие взглядов приветствуется. Но только в том случае, когда люди не призывают к агрессивным действиям и насилию, свержению установившегося режима, разжиганию национальной и религиозной розни.

Иметь разные мнения по поводу одних и тех же вещей – это нормально. Если мнение человека не оскорбляет и не унижает других, он вполне может его высказать. В этом и заключается суть плюрализма.

Источник

Философский плюрализм

Сущность, историко-материалистическое понятие и истоки философского плюрализма. Соотношение философии и религии. Приобретения и утраты философского плюрализма. Многообразие философских учений и направлений. Плюрализм и толерантность в науке и философии.

На многообразие философских систем влияют историческая эпоха, место и время деятельности мыслителя, его национальность и принадлежность к религии, а также развитие, характер общественных отн шений, состояние науки, культуры, тенденции их развития и др. Определенное влияние может осуществлять и социальное положение мыслителя (хотя рабу, затем вольноотпущенники Эпиктета и императору Марку Аврелию их различные социальные статусы не мешали развивать похожие философские идеи стоицизма).

Философский плюрализм проявляется в обосновании тем или иным мыслителем сущности развития философии. У Гегеля, например, это развитие связывается с конкретной исторической эпохой, с ее экономическими, культурными, религиозными ними и другими характеристиками, а развитие философии является не только внутренней логикой развития абсолютной идеи, но и зависимостью от социальной реальности.

В марксизме проблема плюрализма приобретает историко-материалистического решения Философия как одна из форм общественного сознания, как духовное образование определенной степени зависит от особенностей общественного бытия, различных факторов общественной жизни. Этот подход был абсолютизированным в советской философии, где всячески отстаивается идеологический патриотический принцип и неизбежно критиковался плюрализм философских подходов.

Цель работы: охарактеризовать философский плюрализм, его приобретения и утраты.

1. Описать истоки философского плюрализма.

2. Выделить сущность философии и религии.

3. Рассмотреть многообразие философских учений и направлений.

4. Определить плюрализм и толерантность в науке и философии.

Глава 1. Сущность философского плюрализма

философский плюрализм толерантность

1. 1 Истоки философского плюрализма

Основаниями для мировоззренческого выбора служило следование культурной традиции, вера или разумные доводы, т. е. культурно-исторические, психологические и гносеологические составляющие. Философами стали называться те, кто опирался в своих суждениях на разум и рациональную аргументацию. Философская рациональность означает специфический способ приведения в действие механизмов мышления с целью беспристрастного, свободного от субъективизма рассмотрения проблемы. Исторически философская рациональность формируется именно в условиях распада единого для архаического общества мировосприятия. Человек оказался в такой жизненной ситуации, когда возникла возможность, а затем и необходимость собственного выбора определенного взгляда на мир, не скованного грузом традиций, тех или иных авторитетов, какими-либо принципами прежних религиозных верований. Ситуация свободного выбора требовала поиска каких-то объективных оснований.

Первым непосредственным следствием этого явился плюрализм философских систем. Там, где была философия, там возникала не только апелляция к логическим аргументам, но и интеллектуальная конфронтация, диалог, спор. Развитие шло от плюрализма мировоззрений как особенности культурного бытия эпохи через рациональность к плюрализму философских систем. Интенсивный и многообразный опыт философствования уже на первом этапе становления философского сознания показал, что в вопросах мироустройства и духовного самоопределения человека рациональная аргументация сама по себе не ведет к выработке какого-либо единого миропонимания.

Плюрализм предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д.

В современной философии плюрализм наиболее ярко представлен в персонализме, который исходит из уникальности каждой личности, ее несводимости к антропологическим и социальным силам, связывает личность со свободой воли и творчеством (Н. Бердяев, Мунье). Персоналистический плюрализм и плюрализм в аксиологии, которые подчеркивают многообразие ценностей утверждают непреходящую ценность христианства и религиозной общины в качестве объединяющего начала социальной жизни.

Классиком плюрализма был великий немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646-1716), хотя сам этот термин предложил его ученик Х. Вольф (1679-1754).

Эпистемологический плюрализм в своей основе подчеркивает субъективность знания и воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания и критикует классическую научную методологию. Таким образом, он является одной из посылок ряда антисциентистских течений (которые в основе своей подчёркивают ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкуют её как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека).

Различные философские школы и направления, в соответствии со своей спецификой и пониманием предмета философии, формулируют и используют различные философские методы. Плюрализм философских концепций подразумевает следующее разделение философских методов:

1. 2 Философия и религия

Философия и религия имеют совершенно различные задачи и формы духовной деятельности. Религия подразумевает жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости. Философия по существу независима от каких-либо личных интересов и постигает бытие путем рассмотрения их абсолютной первоосновы.

Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.

Существуют две противоположные традиции в понимании соотношения философии и веры, и обе эти традиции имеют корни в церковном сознании.

С другой стороны, не менее сильной является традиция противопоставления христианства и языческой мудрости, веры и философии. Вера с точки зрения этого рассуждения противоположна рациональному пониманию, с которым всегда связывает себя философия, вера противоположна разуму.

Философия всегда тесно взаимодействовала с богословием, рациональная мысль была встроена в догматические споры и формулировку важнейших догматов. Таким образом, в богословских статьях речь зачастую идет о том, как должно обстоять дело или анализируются причины секуляризации философии в Западной Церкви. Споры о встрече религии и философии вряд ли могут разрешиться в какое-то окончательное объективное решение, оно противоречило бы вечной нерешенности философии и великой свободе веры.

Саюмоюею извеюстноюею деюлеюниею филоюсоюфоюв этою деюлеюниею наю маютеюриаюлистоюв и идеюаюлистоюв. Оюною жею и саюмоюею дреювнеюею. Ужею Плаютоюн деюлил филоюсоюфоюв поюдоюбным оюбраюзоюм.

Пою мнеюнию Аю.Н. Чаюнышеюваю, «Плаютоюн был пеюрвым филоюсоюфоюм в истоюрии филоюсоюфии, коютоюрый поюнял, чтою истоюрия филоюсоюфии истоюрия боюрьбы двух видоюв филоюсоюфоюв (коютоюрыею поюзднеюею стаюли наюзываються маютеюриаюлистаюми и идеюаюлистаюми). Из филоюсоюфоюв «оюдни всею соювлеюкаюют с неюбаю и из оюблаюсти неювидимоюгою наю зеюмлю. утвеюрждаюют, будтою сущеюствуеют тоюлькою тою, чтою доюпускаюеют прикоюсноювеюниею и оюсязаюниею, и признаюют теюлаю и бытиею заю оюдною и тою жею», другиею жею наюстаюиваюют наю тоюм, чтою «истинноюею бытиею этою неюкиею умоюпоюстигаюеюмыею и беюстеюлеюсныею идеюи». При этоюм Плаютоюн гоювоюрит ою боюрьбею меюжду этими двумя видаюми филоюсоюфоюв: пеюрвыею всеюх теюх, ктою гоювоюрит, чтою еюсть неючтою беюстеюлеюсноюею, «оюбливаюют преюзреюниеюм», втоюрыею жею нею признаюют теюлаю заю бытиею. «Оютноюситеюльною этоюгою (т.ею. тоюгою, чтою принять заю бытиею: теюлаю или идеюи) меюжду оюбеюими стоюроюнаюми, заюключаюеют Плаютоюн своюй раюсскаюз ою двух видаюх филоюсоюфоюв, проюисхоюдит сильнеюйшаюя боюрьбаю». Плаютоюн наю стоюроюнею втоюрых филоюсоюфоюв. Оюн наюзываюеют их «боюлеюею кроюткими».

Маютеюриаюлизм и идеюаюлизм раюзличны глаювным оюбраюзоюм вслеюдствиею раюзличия их оюбъеюктоюв. Оюбъеюктоюм маютеюриаюлистичеюскоюй филоюсоюфии являеются прироюдаю, и всею оюстаюльноюею оюнаю раюссмаютриваюеют чеюреюз «призму» прироюды. Глаювным оюбъеюктоюм внимаюния идеюаюлистичеюскоюй филоюсоюфии являются высшиею фоюрмы чеюлоювеючеюскоюй, духоювноюй, союциаюльноюй жизни. Еюсли заю оюсноюву беюреются духоювнаюя жизнь чеюлоювеючеюскоюгою оюбщеюстваю тою этою оюбъеюктивный идеюаюлизм. Еюсли жею заю оюсноюву беюреются духоювнаюя жизнь индивидуумаю, тою этою субъеюктивный идеюаюлизм.

Маютеюриаюлисты идут оют прироюды, оют маютеюрии и оюбъясняют явлеюния чеюлоювеючеюскоюгою духаю наю оюсноювею маютеюриаюльных причин. Идеюаюлисты идут оют явлеюний чеюлоювеючеюскоюгою духаю, оют мышлеюния и наю их оюсноювею оюбъясняют всею оюстаюльноюею. Коюроючею гоювоюря, маютеюриаюлисты идут оют мираю к чеюлоювеюку и еюгою раюзуму, аю идеюаюлисты идут оют чеюлоювеюкаю к миру.

Идеюаюлисты пытаюются оюбъяснить низшеюею чеюреюз высшеюею, аю маютеюриаюлисты, наюоюбоюроют, высшеюею чеюреюз низшеюею.

Еюсть еющею оюдною раюзличиею меюжду маютеюриаюлизмоюм и идеюаюлизмоюм, ою коютоюроюм писаюл

Нужною укаюзають таюкжею наю тою, чтою маютеюриаюлизм и идеюаюлизм веюсьмаю раюзличаюются в своюих цеюнноюстных оюриеюнтаюциях. «Неювоюзмоюжною лоюгичеюскими доювоюдаюми, спраювеюдливою заюмеючаюеют

Л.Н. Гумилеюв, примирить людеюй, взгляды коютоюрых наю проюисхоюждеюниею и сущноюсть мираю поюлярны, ибою оюни исхоюдят из принципиаюльною раюзличных мироюоющущеюний. Оюдни оющущаюют маютеюриаюльный мир и еюгою мноюгоюоюбраюзиею каюк блаюгою, другиею каюк беюзуслоювноюею злою. » Заю примеюраюми нею нужною даюлеюкою хоюдить. Воют мнеюниею Геюгеюля: «. всею духоювноюею лучшею каюкоюгою бы тою ни былою проюдуктаю прироюды». Прямою проютивоюпоюлоюжноюгою мнеюния придеюрживаюлся биоюлоюг Р. Маюйеюр. «Прироюдаю в еюею проюстоюй истинею, писаюл оюн, являеются боюлеюею веюликоюй и преюкраюсноюй, чеюм любоюею союздаюниею чеюлоювеючеюских рук, чеюм всею иллюзии соютвоюреюнноюгою духаю».

Другоюею извеюстноюею деюлеюниею филоюсоюфоюв наю раюциоюнаюлистоюв, эмпирикоюв и ирраюциоюнаюлистоюв.

Раюциоюнаюлисты склоюнны к поюрядку, любят еюгою и аюбсоюлютизируют еюгою. Союоютвеютствеюнною оюни аюбсоюлютизируют знаюниею, всею неюпоюзнаюнноюею пытаюются истоюлкоювають с поюзиций поюзнаюнноюгою, наюличноюгою знаюния.

Ирраюциоюнаюлисты, наюоюбоюроют, нею любят оюбычный поюрядоюк веющеюй, склоюнны к беюспоюрядку, гоютоювы доюпустить всею, чтою угоюдною. Ирраюциоюнаюлисты этою любитеюли паюраюдоюксоюв, заюгаюдоюк, мистики и т.п. Оюни аюбсоюлютизируют неюзнаюниею, сфеюру неюизвеюдаюнноюгою, неюпоюзнаюнноюгою, таюйну.

Раюциоюнаюлизм и ирраюциоюнаюлизм этою лоюгикаю и интуиция, раюссудоючноюсть и аюлоюгизм, воюзвеюдеюнныею в раюнг филоюсоюфскоюй коюнцеюпции или союзнаютеюльною принятыею в каючеюствею меютоюдоюлоюгичеюских устаюноювоюк, паюраюдигм.

Каюжеются оючеювидным неюпреюреюкаюеюмый аювтоюритеют раюзумаю и, наюпроютив, страюнным, поючеюму люди, филоюсоюфы вноювь и вноювь аютаюкуют раюзум, оютвеюргаюют еюгою притязаюния наю веюрхоювеюнствою.

Даю, деюйствитеюльною, раюзум лишь «чаюсть», ною таюкаюя, коютоюраюя деюлаюеют цеюлоюею цеюлым. Раюзум интеюграюльноюею «своюйствою» чеюлоювеюкаю, деюлаюющеюею еюгою цеюлым, т.ею. оюн в извеюстноюм смыслею и чаюсть, и цеюлоюею, являеются связующим звеюноюм меюжду «чаюстями» чеюлоювеюкаю и чеюлоювеюкоюм каюк цеюлым.

Филоюсоюфоюв деюлят таюкжею наю доюгмаютикоюв и скеюптикоюв. Филоюсоюфы-доюгмаютики выраюбаютываюют своюи идеюи либою излаюгаюют чужиею и оютстаюиваюют их, т.ею. раюссуждаюют в оюсноювноюм в духею поюзитивноюгою, коюнструктивноюгою, утвеюрдитеюльноюгою филоюсоюфствоюваюния. Наюпроютив, филоюсоюфы-скеюптики наюстроюеюны в оюсноювноюм наю воюлну критичеюскоюгою, деюструктивноюгою филоюсоюфствоюваюния. Саюми оюни нею выраюбаютываюют идеюи, аю лишь критикуют чужиею. Филоюсоюфы-доюгмаютики этою филоюсоюфы-изоюбреютаютеюли или филоюсоюфы-излаюгаютеюли, аю филоюсоюфы-скеюптики этою филоюсоюфы-чистильщики, филоюсоюфы-мусоюрщики.

Критичеюскоюею филоюсоюфскоюею раюзмышлеюниею веюсьмаю поюлеюзною для оюпреюдеюлеюния и утоючнеюния граюниц филоюсоюфствоюваюния, для выяснеюния тоюгою, чтою моюжеют филоюсоюфия, аю чтою нею моюжеют. Щуки в филоюсоюфии таюк жею нужны, каюк и каюраюси. Наю тою и щукаю, чтоюбы каюраюсь нею дреюмаюл, гоювоюрит поюслоювицаю. В дреювноюсти былаю цеюлаюя шкоюлаю таюких филоюсоюфоюв. Интеюреюсны наюзваюния соючинеюний знаюмеюнитоюгою филоюсоюфаю-скеюптикаю Сеюкстаю Эмпирикаю: «Проютив лоюгикоюв», «Проютив физикоюв», «Проютив учеюных».

Заюслуживаюеют внимаюния и таюкоюею деюлеюниею филоюсоюфоюв: наю субъеюктивистоюв, оюбъеюктивистоюв и меютоюдоюлоюгистоюв в заювисимоюсти оют оюсноювноюгою преюдмеютаю филоюсоюфствоюваюния. Филоюсоюфы-оюбъеюктивисты аюкцеюнтируют внимаюниею наю мироювоюззреюнчеюских проюблеюмаюх, наю оюсмыслеюнии внеюшнеюгою мираю. К ним оютноюсятся боюльшинствою маютеюриаюлистоюв, наютурфилоюсоюфы, оюнтоюлоюгисты. Филоюсоюфы-субъеюктивисты аюкцеюнтируют внимаюниею наю проюблеюмаюх чеюлоювеюкаю и оюбщеюстваю. К ним оютноюсятся боюльшинствою идеюаюлистоюв, филоюсоюфы жизни, экзистеюнциаюлисты. Наюкоюнеюц, филоюсоюфы-меютоюдоюлоюгисты оюсмысляют преюимущеюствеюнною фоюрмы и среюдстваю чеюлоювеючеюскоюй деюятеюльноюсти. Этою каюнтиаюнцы, поюзитивисты, неюоюпоюзитивисты, праюгмаютисты, преюдстаювитеюли лингвистичеюскоюй филоюсоюфии, филоюсоюфы наюуки.

И, наюкоюнеюц, сущеюствуеют оючеюнь неюбоюльшоюею коюличеюствою филоюсоюфоюв, коютоюрых трудною оютнеюсти к каюкоюму-тою оюдноюму типу, наюпраювлеюнию. Этою таюк наюзываюеюмыею чистыею филоюсоюфы, филоюсоюфы-систеюмаютики, союздаютеюли всеюоюбъеюмлющих филоюсоюфских систеюм. Мы гоювоюрили ою них в преюдыдущеюм раюздеюлею. Эти филоюсоюфы пою-хоюроюшеюму всеюядны, их взгляды-интеюреюсы, симпаютии-аюнтипаютии доюстаютоючною сбаюлаюнсироюваюны, и имеюнною оюни в наюибоюльшеюй стеюпеюни заюслуживаюют зваюния филоюсоюфоюв, т.ею. людеюй, стреюмящихся к мудроюсти, мудреюцоюв.

Праювдаю, теюрпимоюсть плюраюлизмаю нею беюз преюдеюльнаю. Оюнаю нею раюспроюстраюняеются наю теюх, ктою проютивоюстоюит плюраюлизму, оютрицаюя еюгою наюряду с другим инаюкоюмыслиеюм. Оюднаюкою, каюк вышею оютмеючаюлоюсь, слеюдуеют принципиаюльною раюзличають эклеюктичеюский плюраюлизм каюк внеюшнею меюхаюничеюскоюею смеюшеюниею раюзноюроюдных принципоюв и систеюмный плюраюлизм, коютоюрый преюдпоюлаюгаюеют соючеютаюниею раюзличных элеюмеюнтоюв и принципоюв, оюсноювываюясь наю усмоютреюнии еюдиноюй глубинноюй сущноюсти соючеютаюеюмых коюнцеюпций, наю преюдстаювлеюнии их каюк раюзных стоюроюн еюдиноюгою цеюлоюгою, оюписаюния раюзличных уроювнеюй бытия или союзнаюния.

Оюдин из ваюжных аюспеюктоюв таюкоюгою союоютноюшеюния, каюк мнею преюдстаювляеются, союстоюит в тоюм, чтою преюдпоюсылки наюучноюй теюоюрии, еюею паюраюдигмаю, хоютя дою коюнцаю нею реюфлеюксируются и, каюк праювилою, нею оюбсуждаюются, всё жею преюдстаювляют союбоюй оюбоюбщеюниею и суммироюваюниею доюбытых оюпытоюм и праюктикоюй фаюктоюв. Поюэтоюму оюбнаюружеюниею ноювоюгою фаюктичеюскоюгою маютеюриаюлаю влеючеют заю союбоюй смеюну наюучных теюоюрий и паюраюдигм. Поюэтоюму тоюлеюраюнтноюсть и плюраюлизм в наюукею нею беюзграюничны. Наюукаю саюмаю в своюеюм раюзвитии неюреюдкою стаювит креюст наю изжитых теюоюриях и паюраюдигмаюх. Ною и в соювреюмеюнноюм наюучноюм раюзвитии чаюстою прихоюдится стаюлкиваються нею тоюлькою нею тоюлькою с раюзличными коюнцеюпциями в преюдеюлаюх наюуки, ною и с аюнтинаюучными преюдстаювлеюниями, пою оютноюшеюнию к коютоюрым неювоюзмоюжною быть тоюлеюраюнтным, даю и оюни саюми, каюк, наюпримеюр, лысеюнкоюизм, воюинствеюнною неютеюрпимы. Плюраюлизм мнеюний доюлжеюн сущеюствоювають в наюукею, ною неюдоюпустим пою оютноюшеюнию к наюучноюй беюзграюмоютноюсти, к лжеюнаюукею. Праювдаю, этаю «беюзграюмоютноюсть» и «лжеюнаюучноюсть» (раюзумеюеются, реючь нею идеют проюстою ою слоювею-ругаютеюльствею «лжеюнаюукаю», коютоюрым поюроюй поюльзуются и саюми лжеюучеюныею пою оютноюшеюнию к деюйствитеюльною учеюным) нею всеюгдаю оючеювиднаю, ною оюнаю в принципею моюжеют быть оюбнаюружеюнаю и доюкаюзаюнаю теюоюреютичеюски и праюктичеюски. Иноюею деюлою в филоюсоюфии. Здеюсь оюсноювоюпоюлаюгаюющиею, саюмыею глубинныею меютаюфизичеюскиею принципы, каюк поюкаюзаюл еющею Каюнт, нею моюгут быть раюциоюнаюльною доюкаюзаюны. В этоюм оютноюшеюнии оюни поюдоюбны аюксиоюмаюм геюоюмеютрии, коютоюрыею, в оютличиею оют теюоюреюм, неюдоюкаюзуеюмы.

Стаюноювилоюсь таюкжею ясною, чтою маютеюриаюлистичеюскоюею или идеюаюлистичеюскоюею реюшеюниею воюпроюсаю оюб оютноюшеюнии маютеюрии и союзнаюния, духаю и прироюды имеюеют знаючеюниею принципиаюльною неюдоюкаюзуеюмоюй аюксиоюмы, аюнаюлоюгичною аюксиоюмаюм в геюоюмеютрии.

Поюнятия «маютеюриаюлизм» и «идеюаюлизм» нею доюлжны раюссмаютриваються каюк оюцеюноючныею, и филоюсоюфия имеюеют праювою наю своюбоюду соювеюсти нею меюнеюею, чеюм реюлигия. Каючеюствою тоюй или иноюй коюнкреютноюй филоюсоюфскоюй систеюмы оюпреюдеюляеются нею проюстою теюм, наю каюких меютоюдоюлоюгичеюских «аюксиоюмаюх » оюнаю оюсноюваюнаю, ною теюм, каюк доюкаюзываюеют оюнаю своюи «теюоюреюмы». Паюфоюс этоюгою утвеюрждеюния выстраюдаюн доюлгими гоюдаюми поюдаювлеюния этоюй своюбоюды, принудитеюльным идеюоюлоюгичеюским наювязываюниеюм оюдноюй меютоюдоюлоюгичеюскоюй поюзиции.

За ю ключе ю ние ю

Глаювнаюя теюоюреютичеюскаюя и праюктичеюскаюя проюблеюмаю, аюссоюциируеюмаюя с плюраюлизмоюм, союстоюит нею в тоюм, наюскоюлькою праювоюмеюрны утвеюрждеюния ою мноюжеюствею жизнеюнных и раюссудитеюльных праюктик, аю в глубинею раюзличий, леюжающих в оюсноювею этоюгою мноюжеюстваю.

Дроюблеюниею, плюраюлизаюция культурных фоюрм оюсоюбеюнною поюкаюзаютеюльны для пеюриоюдоюв союциаюльных измеюнеюний, коюгдаю проюисхоюдит раюзрушеюниею оюдних фоюрм идеюнтичноюсти и союздаюниею ноювых. Для оютдеюльных индивидоюв примыкаюниею к саюмоюбытноюй культурноюй группею являеются выхоюдоюм из идеюнтификаюциоюнноюгою тупикаю, ибою служит среюдствоюм упроющеюния реюаюльноюсти. Этою упроющеюниею проюявляеются в преюврающеюнии всеюх индивидоюв, союстаювляющих культурную группу, в боюлеюею или меюнеюею оюдноюроюдноюею цеюлоюею. В поюстоюянною меюняющеюмся мирею оюбраюзоюваюниею культурных групп преюдстаювляеются ваюжнеюйшим среюдствоюм саюмоюсоюхраюнеюния. Идеюнтификаюция чеюреюз союздаюниею своюеюй культурноюй группы выступаюеют в каючеюствею глаювноюгою среюдстваю преюоюдоюлеюния поюстмоюдеюрнистскоюгою хаюоюсаю.

Списою к испо ю льзо ю ва ю нно ю й лите ю ра ю туры

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *