В чем заключается поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры

В чем заключается поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры

1. Что понимается под индивидуальным физическим развитием и по каким основным показателям оно оценивается?

2. В чем заключается поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры?

3. Какие профилактические меры надо соблюдать для предупреждения развития плоскостопия (требования к обуви; общеразвивающие, корригирующие и специальные упражнения)? Расскажите и покажите несколько упражнений.

1. Что понимается под индивидуальным физическим развитием, по каким основным показателям оно оценивается?

Основными показателями физического развития человека являются:

1. Показатели телосложения : рост, вес, окружность груди, развитие мускулатуры, величина жироотложения и др. Эти показатели характеризуют биологические формы (морфологию) человека.

2. Показатели развития физических качеств человека: выносливость, силу, гибкость, быстроту и др. Эти показатели характеризуют состояние костно-мышечной системы.

3. Показатели функционирования систем организма: ЦНС, ССС, ДС (дыхательной системы), ЖКТ, эндокринной системы (гормональной).

Физическое развитие человека зависит:

От наследственности (тип нервной системы, телосложение, предрасположенность к заболеваниям, склонность к определённому виду деятельности и др.) Фактор наследственности определяет потенциальные возможности и предпосылки физического развития, но не гарантирует их проявления.

От окружающей среды: климато-географическая, социальная, культурная. К социальным условиям относят: условия быта, труда, воспитания, материальная обеспеченность, качество питания. Культурная среда предполагает определённый уровень усвоения знаний, начитанность, духовное развитие.

От двигательной активности. Величина и характер двигательной деятельности человека, вид спорта, которым он занимается, во многом определяют морфофункциональные показатели физического развития.

Чаще всего физическое развитие оценивают по антропометрическим данным. Это показатели роста, веса и окружности грудной клетки. Полученные данные сравнивают со стандартом (центильные таблицы) и определяют соматотип и гармоничность физического развития.

Сумма цифр коридоров менее 9 – микросоматический тип;

Сумма цифр коридоров от 10 до 14 – мезосоматический тип;

Сумма цифр коридоров более 15 – макросоматический тип;

Разница между коридорами не более 1 – гармоничный;

Разница между коридорами не более 2 – дисгармоничный;

Разница между коридорами более 2 – резко дисгармоничный;

2. В чем заключается поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры?

Репродукция происходит от слова воспроизведение. Репродукция биологическая — это воспроизведение организмами себе подобных, то же самое, что и размножение. Репродуктивное здоровье можно определить как основную составляющую здоровья человека и общества, характеризующую их способность создать и реализовать необходимые условия для рождения здорового ребенка и воспитания здорового поколения, способного обеспечить социальную безопасность и развитие общества.

Дети наследуют признаки своих родителей, в том числе и признаки физического развития и здоровья. Наследственность оказывает несомненное влияние на формы и функции организма, а также на здоровье человека в целом. В частности, она обусловливает тип нервной системы, телосложение, осанку и многие другие компоненты физического развития. Причем генетически наследственная предрасположенность в большей мере определяет потенциальные возможности или предпосылки хорошего или плохого физического развития.

Занятия физическими упражнениями родителей с целью укрепления своего здоровья и повышения функциональных возможностей организма благоприятно сказываются на развитии их будущих детей, на здоровье и устойчивости детского организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

Современная наука установила, что для здоровья женщины полезны регулярные занятия физическими упражнениями и во время беременности, причем не только в целях подготовки организма к деторождению, но и для рождения здорового ребенка.

Во время беременности отдают предпочтение прогулкам в лесу (сквере), самомассажу, гимнастическим упражнениям. Беременным полезны дыхательная гимнастика, упражнения для укрепления мышц брюшного пресса, мышц спины и упражнения на расслабление.

Употребление алкоголя и курение угнетающе действуют на развитие будущего ребенка, ведут к ослаблению его формирующего организма, к задержке его развития.

Пренебрежительное отношение будущей матери к своему здоровью может обернуться негативными последствиями как для нее самой, так и для ребенка: преждевременными и искусственным родам, слабым здоровьем новорожденного, отклонениями в развитии его физических и психических процессов и даже инвалидностью.

3. Какие профилактические меры надо соблюдать для предупреждения развития плоскостопия?

Плоскостопие — опущение (уплощение) сводов стопы.

Плоскостопие чаще всего появляется вследствие ослабления, переутомления или перегрузки мышц стопы и голени, которые обусловливают ее нормальный свод.

При деформации свода стопы постепенно утрачивается рессорная функция и амортизационная роль свода и внутренние органы подвергаются резким толчкам при различных движениях (например ходьбе, беге).

Обнаружить плоскостопие можно следующим образом. Нужно намочить ногу или смазать маслом, а потом встать на лист бумаги, чтобы получить отпечаток формы стопы. Внешний контур должен быть непрерывным, а внутренний имеет изгиб, т.е. только узкая полоска соединяет носок и пятку на отпечатке. Если полоса больше половины ширины отпечатка, значит, имеется плоскостопие.

Плоскостопие встречается у школьников довольно часто Уплощение свода стопы (продольного или поперечного) вызывает болезненные симптомы: быструю утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.

Для предупреждения развития плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические меры:

не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или на плоской подошве. Оптимальная высота каблука — не более 3-4см;

для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супинаторами, постоянно выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;

выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения для нижних конечностей. Например, для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, применяются такие упражнения, как круговые движения стоп, их сгибание и разгибание, обхват небольшого мяча (или шарика) подошвенной поверхностью стоп, подскоки, ходьба на носках, наружном крае стопы, ходьба и бег босиком по песку и гальке, плавание стилем кроль и др.

Примерные упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия следующие:

1. Ходьба на носках и на пятках.

2. Ходьба на внешней стороне стоп.

3. Ходьба на носках в полуприседе.

4. Ходьба на носках скрестным шагом.

5. Подъемы на переднюю часть стопы (пружинистые покачивания), стоя обеими ногами на рейке гимнастической стенки, с разным положением стоп:

б) носки вместе, пятки врозь;

в) носки врозь, пятки вместе.

6. Перенесение предмета с одного места на другое, захватив его пальцами.

7. Катание мяча (палочки) серединой стопы, сидя на стуле.

8. Передвижение вперёд, захватывая пальцами ног полотенце («гусеница»).

9. Ходьба боком и прямо по гимнастической палке, канату.

10. Сидя на стуле, перекладывать пальцами ног разбросанные на полу различные предметы (игрушки, карандаши, ластик, пуговицы и т.д.)

Источник

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОХРАНЕНИИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ

1 Доцент, кандидат биологических наук, 2 доцент, доктор биологических наук; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет»

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОХРАНЕНИИ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

В статье показано, что одной из наиболее важных проблем современного общества является здоровье населения. В связи с этим возрастает значимость физической культуры в сохранении репродуктивного здоровья.

Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, репродуктивное здоровье.

1 Associate Professor, Cand. Sc. (Biol.); 2 Associate Professor, Dr. Sc. (Biol.) Federal State Government-financed Establishment “Penza State University”

THE ROLE OF PHYSICAL TRAINING AND EXERCISE IN KEEPING UP REPRODUCTIVE HEALTH

Abstract

According to the study the public health is one of the pressing challenges faced by the modern society. In this respect, physical training and exercise become increasingly important as a means of keeping up reproductive health.

Keywords: recreational exercise, reproductive health.

Одной из наиболее важных проблем общества является репродуктивное здоровье населения, которое в условиях экономической нестабильности, падения рождаемости и высокого уровня общей смертности приобретает особую значимость. Выявление основных закономерностей и тенденций репродуктивного здоровья позволит наметить эффективные пути его сохранения и укрепления, а значит, и надежду на рождение здорового потомства.

Репродуктивное здоровье женщин выделяется своей общественно- политической значимостью, так как напрямую связано со здоровьем детей, с будущим государства и нации. В последние десятилетия в 5-6 раз увеличилась заболеваемость репродуктивной системы у девочек-подростков, отмечено увеличение в 3-4 раза нарушений менструального цикла у девушек [1]. Заболевания женщин приводят к осложнениям беременности, родов, к слабому здоровью новорожденных; в 14% случаев причина гибели новорожденных связана с болезнью матери [2]. Репродуктивное здоровье имеет сложную структуру, включает анатомическую, физиологическую, психологическую и нравственную компоненты. Оно складывается из состояния репродуктивной системы до беременности и в период беременности; репродуктивного поведения, репродуктивной установки и сексуального поведения; репродуктивно-демографических показателей. Репродуктивное здоровье обеспечивается не только физической и психической компонентами, влияние гендерной идентичности также очень важно для продуктивного существования индивида в обществе. От того, насколько правильно пройдет этот процесс, зависит жизнь человека в частности и всего социума в целом.

В настоящее время имеется существенный сбой в системе гендерного самоопределения, что особенно выражено в мужской популяции. В мужской популяции изменения происходят не только на социальном уровне, но и на биологическом уровне. Это проявляется не только в поведении, но и в медико-биологических показателях репродуктивного здоровья мужчин. В больших городах процветают новые формы существования мужчин, такие как метросексуализм, мажорство и т.д. Все эти новшества в мужском поведении разрушают менталитет российского общества и институт брака. Выявлена разница в гендерной идентичности у мужчин разных возрастов, а именно, молодое поколение обладает наибольшим количеством феминных черт в поведении среди всех возрастных категорий. В женской популяции проблемы маскулинизации более выражены в социальном поведении – независимости, самодостаточности [3].

Введение в школе предмета «Этика и психология семейной жизни» не привело к повышению уровня знаний подрастающего поколения в области сексуального и репродуктивного поведения. 80% подростков сведения об интимной стороне жизни получают из некомпетентных источников. На фоне снижения рождаемости среди женщин основных групп репродуктивного возраста число родов у подростков растет ежегодно, составляет в популяции 2,5%; число абортов –10,0%; осложнения после родов – 76-90% [1].

Определяющая роль в формировании здоровья населения принадлежит образу жизни, и в первую очередь, физической культуре и спорту. Это определяется как общебиологическим, так социальным, психологическим, духовным и нравственным значением физической культуры. Оптимальные физические нагрузки способствуют гармоничному развитию организма и личности [4,5].

Физическая культура и спорт в системе интересов подростков занимают одно из ведущих мест, являются одним из направлений, позволяющих с определенной легкостью пройти социальную адаптацию в период полового созревания и решить проблему правильной половой самоидентификации, особенно в мужской популяции [6].

Физическая культура для девочек и женщин имеет выраженные особенности, направленные на сохранение репродуктивного здоровья. Это, в первую очередь, физические упражнения, способствующие развитию дыхательной группы мышц, мышц брюшного пресса, мышц таза, мышц бедра.

Влияние физической культуры в период беременности возрастает многократно из-за обеспечения физиологического оптимума развития плода; особого внимания требует освоение женщинами навыков правильного ритмичного дыхания, это предотвращает гипотонию плода и развитие патологий плода. Одним из основных физических качеств, необходимых для женщины в период родовой деятельности, является выносливость, так первые роды могут длиться достаточно долго. В связи с этим эволюционно женский организм содержит большее количество красных мышечных волокон, от которых зависит выносливость. В процессе лечения и реабилитации гинекологических заболеваний большое значение имеет не только медикаментозная терапия и физиотерапия, но и лечебная физическая культура [7,8].

Оптимальные физические нагрузки способствуют формированию всех составляющих здоровья – физического, соматического, репродуктивного, психического, нравственного и духовного. Наиболее соответствует специфике женского организма легкая атлетика, лыжный и конькобежный спорт, туризм, плавание, спортивные игры, гимнастика, спортивная гребля. Опасность для репродуктивного здоровья женщин представляют тяжелая атлетика, прыжки с шестом, прыжки на лыжах с трамплина из-за резкого повышения внутриутробного давления, резких сотрясений тела и ряда других повреждений.

Литература

Источник

Вопросы и ответы к теоретической части экзамена по физкультуре

9 класс

В чем заключается поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры?

Проявление наследственности до возраста осознания самого себя протекает как бы автоматически, полностью под влиянием окружающей среды, которую обеспечивают родители. С момента осознания себя человек приобретает способность влиять на ход собственного развития, умственную и двигательную деятельность.

Наследственность человека невозможно рассматривать отдельно от целостности его физической сущности, поэтому использование средств физкультуры в той или иной мере, несомненно, оказывает влияние на поддержание репродуктивной функции человека. Вопрос состоит лишь в том, как определить достаточность использования средств физической культуры, чтобы не нанести вреда.

Вспомним основные средства физической культуры. Это гигиена, закаливающие процедуры и физические упражнения. Необходимо помнить, что гигиена – не только залог здоровья и бодрости, а еще и необходимое условие предупреждения травм, получения от каждого тренировочного занятия максимальной пользы. Личную и общественную гигиену необходимо соблюдать всегда и везде: в быту, в школе, на отдыхе. Опрятность и чистота необходимы человеку, как и высокие моральные качества.

Личная гигиена – это уход за кожей, гигиена одежды, обуви и другие составляющие повседневного быта. Уход за кожей имеет большое значение для сохранения здоровья. Кожа – не только орган осязания, она защищает тело от внешних вредных воздействий и играет важную роль в теплорегуляции организма, в процессе дыхания. Для эффективного выполнения кожей вышеперечисленных функций необходимо содержать ее в чистоте и хорошо за ней ухаживать: регулярно мыть тело горячей водой с мылом, ежедневно обтирать его прохладной водой с последующим растиранием кожи полотенцем. Лицо, шею, руки следует мыть не реже двух раз в день: утром и вечером. Умываться утром лучше холодной водой: она придает бодрость, способствует закаливанию. Особенно тщательным должен быть уход за кожей при занятиях физическими упражнениями.

Люди веками боролись и продолжают бороться с болезнями, опираясь при этом на естественное закаливание. Рецепт этого «эликсира здоровья» прост: солнце, воздух и вода (см. билет № 4 – ответ на вопрос № 3).

Если занятия физическими упражнениями построены разумно, нагрузки увеличиваются постепенно, интервалы отдыха обеспечивают нормальное и своевременное восстановление сил и энергии, то они не могут быть причиной возникновения болезней и травм. Только при неправильном режиме и методике тренировки, использовании чрезмерных нагрузок, тренировок в болезненном состоянии или при других нарушениях режима (сочетание больших физических и умственных напряжений, употребление алкоголя и наркотиков, нарушения сна, режима питания и т. д.) могут возникнуть различные нарушения, сопровождающиеся снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья, что отрицательно сказывается и на репродуктивной функции человека.

В чем видится целесообразность индивидуального контроля за результатами двигательной подготовленности (составить личный план индивидуального контроля)?

Зачастую путают два понятия: «физическая подготовленность» и «физическая подготовка».

Физическая подготовленность – это результат физической подготовки, выражающийся в определенном уровне развития физических качеств, а также двигательных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности (трудовой, спортивной и т. п.). В зависимости от цели контроля за результатами двигательной подготовленности выбирается наиболее целесообразная система оценки. С помощью специальных нормативов оценивается физическая подготовленность в следующих случаях: на уроках физической культуры, на экзаменах по физической культуре, при поступлении в военно-учебные заведения, в отряд космонавтов, во время классификационных соревнований на присвоение спортивного разряда по какому-либо виду спорта.

Опираясь на определенные единицы измерения (метры, сантиметры, километры, секунды, разы и т. п.), физическую подготовленность можно оценить по приростам, что в большей мере подходит для индивидуального контроля за результативностью использованных во время занятий физическими упражнениями средств и методов. Например, двое юношей при равном физическом развитии (вес, рост и т. д.) в сентябре показали одинаковый результат в прыжке в длину с места, и он был равен (условно) 168 см. Повторное измерение в конце учебного года (май) показало, что у одного из них результат стал 185 см, а у другого – 170 см. Индивидуальный прирост у первого составил 17 см, у второго –
2 см. Рассматривая эти приросты с учетом того, как они занимались физическими упражнениями и какой образ жизни вели, можно выработать для них индивидуальные рекомендации по нагрузкам во время занятий физическими упражнениями, режиму питания, труда и отдыха.

Порядок выполнения упражнений индивидуального контроля

1. Бег на 30 м с высокого старта. По команде «На старт!» подойти к линии старта и занять исходное положение. По команде «Внимание!» наклониться вперед и по команде «Марш!» бежать к линии финиша по своей дорожке. Время определяется с точностью до 0,1 сек.

2. Поднимание туловища выполняется в положении лежа на спине (на гимнастическом мате или на полу) за 30 сек. И.п. – лежа, ноги зафиксированы носками под нижней рейкой гимнастической стенки или удерживаются партнером, колени согнуты, руки за головой. По команде «Упражнение начинай!» включают секундомер. Участник поднимается до положения сидя (вертикально), касается локтями коленей и возвращается в и.п.

3. Бег на 2000 м (3000 м) может проводиться как по беговой дорожке на стадионе, так и по среднепересеченной местности.

4. Бег на скорость выполняется на месте с максимальной частотой и с высоким подниманием бедра в течение 10 сек. По истечении этого времени подсчитывается число касаний коленями ладоней рук, согнутых под углом 90° (руки сначала опускаются вдоль туловища, а затем сгибаются в локтевых суставах до 90° – это и будет положением рук во время выполнения бега).

5. Подтягивание (мальчики выполняют упражнение из виса хватом сверху на высокой перекладине, девочки – из виса лежа на подвесной перекладине, устанавливаемой на высоте, индивидуально подобранной для каждой школьницы). По команде «Упражнение начинай!» производят подтягивание до уровня подбородка, а затем опускание на прямые руки. Упражнение выполняется ровно, без рывков. При выгибании тела и сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Девочки подтягиваются, не отрывая ноги от пола.

6. Шестиминутный бег можно выполнять как в спортивном зале (по размеченной дорожке), так и на стадионе (по кругу). Для более точного подсчета беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегун останавливается и определяется его результат (в метрах).

В чем заключается поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры?

Проявление наследственности до возраста осознания самого себя протекает как бы автоматически, полностью под влиянием окружающей среды, которую обеспечивают родители. С момента осознания себя человек приобретает способность влиять на ход собственного развития, умственную и двигательную деятельность.

Наследственность человека невозможно рассматривать отдельно от целостности его физической сущности, поэтому использование средств физкультуры в той или иной мере, несомненно, оказывает влияние на поддержание репродуктивной функции человека. Вопрос состоит лишь в том, как определить достаточность использования средств физической культуры, чтобы не нанести вреда.

Вспомним основные средства физической культуры. Это гигиена, закаливающие процедуры и физические упражнения. Необходимо помнить, что гигиена – не только залог здоровья и бодрости, а еще и необходимое условие предупреждения травм, получения от каждого тренировочного занятия максимальной пользы. Личную и общественную гигиену необходимо соблюдать всегда и везде: в быту, в школе, на отдыхе. Опрятность и чистота необходимы человеку, как и высокие моральные качества.

Личная гигиена – это уход за кожей, гигиена одежды, обуви и другие составляющие повседневного быта. Уход за кожей имеет большое значение для сохранения здоровья. Кожа – не только орган осязания, она защищает тело от внешних вредных воздействий и играет важную роль в теплорегуляции организма, в процессе дыхания. Для эффективного выполнения кожей вышеперечисленных функций необходимо содержать ее в чистоте и хорошо за ней ухаживать: регулярно мыть тело горячей водой с мылом, ежедневно обтирать его прохладной водой с последующим растиранием кожи полотенцем. Лицо, шею, руки следует мыть не реже двух раз в день: утром и вечером. Умываться утром лучше холодной водой: она придает бодрость, способствует закаливанию. Особенно тщательным должен быть уход за кожей при занятиях физическими упражнениями.

Люди веками боролись и продолжают бороться с болезнями, опираясь при этом на естественное закаливание. Рецепт этого «эликсира здоровья» прост: солнце, воздух и вода (см. билет
№ 4 – ответ на вопрос № 3).

Если занятия физическими упражнениями построены разумно, нагрузки увеличиваются постепенно, интервалы отдыха обеспечивают нормальное и своевременное восстановление сил и энергии, то они не могут быть причиной возникновения болезней и травм. Только при неправильном режиме и методике тренировки, использовании чрезмерных нагрузок, тренировок в болезненном состоянии или при других нарушениях режима (сочетание больших физических и умственных напряжений, употребление алкоголя и наркотиков, нарушения сна, режима питания и т. д.) могут возникнуть различные нарушения, сопровождающиеся снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья, что отрицательно сказывается и на репродуктивной функции человека.

Требования безопасности перед занятиями по легкой атлетике.

Во всех видах легкой атлетики чаще всего встречаются повреждения голеностопного и коленного суставов, особенно растяжения и разрывы связочного аппарата, сухожилий (ахиллова сухожилия, головки двуглавой мышцы плеча), а иногда и мышц (задней поверхности бедра, спины, поясничного отдела позвоночника).

Прежде чем приступить к занятиям, необходимо выполнить следующие условия:

тщательно изучить все пункты требования мер безопасности;

правильно спланировать ход занятия и физические нагрузки;

проверить состояние площадок, исправность инвентаря и оборудования;

в жаркое время резино-битумные и синтетические дорожки следует побрызгать водой, а зимой очистить; в случае оледенения посыпать беговую дорожку поваренной солью или специальной смесью;

перед выполнением прыжков в длину необходимо перекопать песок в прыжковой яме и убедиться, что в нем нет предметов, которые могут стать причиной травмы (битых стекол, обрезков металла, камней и т. д.);

надеть спортивный костюм, соответствующий погодным условиям, и спортивную обувь с нескользкой подошвой;

Необходимо учитывать, что при общих стартах на кроссовых дистанциях возможно травмирование друг друга шиповками, а также острое физическое перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Иногда наблюдается гравитационный шок – кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки после интенсивного бега.

Каким образом могут повлиять занятия физическими упражнениями (на уроках и самостоятельные) на развитие телосложения?

Систематические и правильно организованные занятия физическими упражнениями влияют на весь внешний облик человека. Люди, с детства занимающиеся различными физическими упражнениями, отличаются красивым, соразмерно развитым телом. Вопрос о пропорциях тела издавна интересует ученых. Еще в древности считали, что пропорциональным следует считать телосложение, при котором ширина разведенных в стороны рук равняется росту тела. Высота головы должна, по мнению некоторых ученых, укладываться в длине тела взрослого человека восемь раз, ширина плеч – составлять четверть роста, окружность груди – равняться удвоенной окружности талии.

Занятия тем или иным видом спорта накладывают свой отпечаток на формы тела. Бегуны на средние и длинные дистанции худощавы, стройны, с нерезко выраженной мускулатурой, с хорошо развитой грудной клеткой. Прыгуны обычно обладают высоким ростом, относительно небольшим весом, тонким строением скелета, значительной окружностью бедер при сравнительно небольшой их длине. Пловцы характеризуются высоким или средним ростом, хорошей подвижностью грудной клетки и высокой жизненной емкостью легких. Они имеют правильно и равномерно развитое тело с мягкими, нерезко выраженными линиями мускулов. Тяжелоатлеты (гиревики), наоборот, часто имеют относительно недлинные ноги, мощное широкое туловище, очень рельефные мышцы спины, плечевого пояса, рук.

Чтобы иметь хорошее телосложение, надо регулярно заниматься физическими упражнениями. Это увеличивает силу мышц и оказывает благотворное влияние на состояние костей и суставов. Мышцы при выполнении физических упражнений выступают в качестве активного раздражителя, влияющего на питание костей и их рост. Кости начинают приобретать прочность, движения в суставах – большую свободу, плавность.

Правильно проводимые занятия могут способствовать росту костей в длину и после 20 лет, и даже после 25 лет, когда окостенение скелета в основном уже завершено. Особенно ценными считаются упражнения, которые включают прыжки и всякого рода подскоки.

Недостаток движений ослабляет не только наши мышцы и кости, но и наш мозг, который погружается в глубокий «сон». Детям с развитой мускулатурой легче учиться. Они меньше устают, быстрее восстанавливаются, сделать успевают больше, чем их сверстники, ведущие малоподвижный образ жизни.

Чтобы мышцы украсили торс своим рельефом и были сильными, а связки могли выдерживать большие нагрузки, их надо тренировать. Однако следует учитывать, что увеличение одних мышц при заметном отставании других может привести к искривлению позвоночника. Преобладание силы сгибательной мускулатуры над разгибательной вызывает сутулость. Преимущественное развитие силы мышц груди при отставании развития мышц плечевого пояса и спины уменьшает подвижность грудной клетки. Вот почему в подростковом возрасте главной задачей во время любых тренировок должно быть предупреждение нарушений осанки и ее исправление.

Особенности подготовки и проведения туристских походов (выполнить практическое задание по укладке рюкзака).

Участие в туристских походах способствует развитию таких качеств, как инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и дисциплинированность.

Документом, дающим право на проведение однодневных и многодневных некатегорийных пеших походов (путешествий), является маршрутный лист, экспедиционное удостоверение или путевка, а для походов I–III категорий сложности – маршрутная книжка. В категорийных путешествиях могут участвовать школьники не моложе 14 лет, имеющие опыт участия в небольших туристских путешествиях. Каждый участник похода должен пройти медицинский осмотр и получить разрешение врача.

Прежде всего надо точно определить цель похода, район проведения, а затем приступить к разработке маршрута (наметить путь следования, остановки для наблюдений и отдыха, определить продолжительность похода, составить расписание маршрута в часах). Намечая маршрут, необходимо придерживаться следующих норм. Для однодневных походов протяженность пути (в оба конца) не должна превышать 15 км – для учащихся 13–14 лет, 20 км – для туристов 15–17 лет. Протяженность двухдневных походов – соответственно 24 и 35 км. Средняя скорость движения – 3–4 км/ч. Привал на обед занимает около 4 ч; назначать его следует в самое жаркое время дня (11.00–15.00). На месте ночлега (при многодневном походе) туристы должны быть не позднее чем за 2 ч до наступления темноты.

Руководитель похода предварительно проходит по намеченному маршруту и проверяет, не перегорожен ли где-нибудь путь, не разрушен ли мост, удачно ли намечены места для привала, купания, ночлега; нет ли в районе проведения похода эпидемических заболеваний и т. д. По результатам разведки маршрут похода уточняется.

Перед отправлением участники похода знакомятся на схематическом плане (самодельном или скопированном с карты) с путем следования, местами остановок, купания, ночлега. Следует заранее продумать и наметить план проведения похода. От того, как будет организовано движение группы в пути, во многом зависит успех похода.

В походе необходимо экономить энергию. Один из способов ее сохранения – выработка походки. Не надо раскачиваться на ходу; в этом случае путешественник выполняет за день огромное количество лишней работы. Идти надо, слегка согнув ноги в коленях, не полностью распрямляя ногу во время отталкивания, и не стремиться делать большие шаги. На ровной дороге ногу ставят сначала на каблук, потом на всю ступню; на подъемах – на всю ступню; на крутых песчаных спусках – только на пятку, резко вдавливая ее в грунт; при движении поперек склона одну ногу ставят вдоль склона, носком вниз, а другую – поперек. При подъеме в гору не следует разговаривать и кричать: это сберегает энергию и не нарушает необходимого при подъемах равномерного дыхания.

Скорость движения группы зависит от качества дороги и тренированности туристов. На ровной, гладкой дороге скорость может достигать 4 км/ч. На подъемах и крутых спусках, на скользкой и каменистой дороге группа идет медленнее. В начале пути (15–20 мин.) тоже следует идти не торопясь, чтобы постепенно все втянулись в темп движения.

В эти первые минуты выявляются все недочеты снаряжения. На остановке, после 15–20 минут хода, каждый устраняет обнаруженные неполадки с обувью, одеждой или рюкзаком. В дальнейшем останавливаться можно не чаще, чем через 40–50 мин. Короткие (не более 10 мин.) остановки-передышки надо делать в таких местах, где приятно отдохнуть (в тени, на мягкой траве).

После 2–3 ч движения устраивается большой привал. На этом месте должны быть проточная (лучше ключевая) вода, топливо для костра, укрытие от ветра и солнца. Отличное место для привала – берег реки, пологий склон сухого оврага, опушка леса. Здесь туристы должны прежде всего снять свои рюкзаки и сложить их в одном месте, а затем уже заниматься оборудованием лагеря. Обязанности на привале надо распределить так, чтобы каждому нашлось дело. Когда разведен костер и все готово для приготовления пищи, можно выкупаться, если поблизости есть хорошее, проверенное место для купания. После купания – обед, а затем – отдых. Когда привал окончен, костровой тушит костер: угли и золу заливает водой, а кострище закладывает дерном или засыпает землей.

Группа продолжает путь, все время сверяя свой маршрут по карте. Во время остановок на ночлег назначаются ночные дежурные (по двое). Задача дежурных – охранять покой отдыхающих и поддерживать огонь в костре. Каждая смена дежурит 2 ч. В установленное время дежурные производят побудку группы. В случаях каких-нибудь происшествий (появление посторонних лиц, сильный дождь, гроза) дежурные будят руководителя группы, докладывают ему и действуют по его указаниям.

Укладка рюкзака. К спине укладывают мягкие вещи (одеяло, запасное белье и т. п.), сложенные по ширине спинки рюкзака. На дно помещают тяжелые предметы, сверху – легкие. В карманах рюкзака находится то, что может пригодиться в пути и на привалах. Рюкзак должен быть уложен так, чтобы он стал как бы частью туриста и способствовал сохранению правильной осанки.

Требования безопасности перед началом и во время занятий в тренажерном зале.

Тренажеры избирательно воздействуют на определенные группы мышц, помогают существенно уплотнить цикл занятий и сокращают срок обретения нужных двигательных навыков и умений в 2–3 раза. Эффективны они и в том случае, когда человеку, ведущему малоподвижный образ жизни, необходимо восстановить силы, дать необходимую нагрузку обычно бездействующим мышцам. Занятия на тренажерах – прекрасное средство для профилактики гиподинамии. К занятиям допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский контроль и инструктаж по технике безопасности.

Перед началом занятий следует:

тщательно проветрить помещение, где установлены тренажеры;

надеть спортивную одежду и обувь с нескользкой подошвой;

убедиться в исправности и надежности установки и крепления тренажеров, обнаруженные неисправности устранить.

Во время занятий необходимо:

выполнять упражнения на тренажерах только с разрешения учителя (тренера);

при обнаружении неисправностей во время выполнения упражнений немедленно прекратить тренировку и доложить об этом учителю (тренеру);

внимательно слушать и выполнять команды (сигналы) учителя (тренера);

соблюдать установленный режим тренировки и отдыха.

После занятий тщательно проверяются наиболее нагружаемые детали тренажеров. Затем проверяются люфты. Выявленные во время осмотра неисправности устраняются.

Что понимается под физической культурой личности и в чем выражается ее взаимосвязь с общей культурой общества?

О людях, которые много знают, умело пользуются полученными знаниями на работе, дома, во время отдыха, говорят, что это люди высокой духовной культуры. Но человек должен быть еще и здоровым, сильным, ловким, выносливым. Такой человек может много и долго трудиться, не утомляясь, а устав, быстро восстановить силы. Про него можно сказать, что он обладает высокой физической культурой.

Физическая культура – часть общей культуры общества. Она включает систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, спортивные достижения. В понятие физической культуры входят общественная и личная гигиена быта и труда, правильный режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание.

На ранних ступенях истории человек состязался в силе, быстроте, ловкости, выносливости с животными, на которых он охотился. Бег, прыжки, метание в цель способствовали развитию необходимых физических качеств, помогали совершенствовать навыки, нужные для удачной охоты. Так зародилась физическая культура.

На каждом историческом этапе она имела свои специфические черты. В первобытном обществе физическими упражнениями занимались все. Бег, борьба, прыжки, метания, занятия с тяжестями, игры – вот средства физического воспитания того времени. Во времена рабовладения физическая культура в основном существовала для правящего класса. Важной формой физической культуры в то время были различные состязания, например, Олимпийские игры, лучшие традиции которых продолжены в наши дни. Для всех «свободных» людей, т.е. рожденных не в рабстве, обязательной тогда была военно-физическая подготовка. Свои черты физическое воспитание имело в эпоху феодализма. Военно-физическая подготовка феодалов велась в специальных рыцарских школах. Среди крестьян и ремесленников были популярны различные игры, перетягивание каната, кулачные бои. Передовые представители буржуазной интеллигенции Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци выдвигали в свое время проекты реформ системы образования, в которых подчеркивалась мысль о необходимости физического и духовного воспитания с начальных ступеней образования.

В настоящее время физкультурное движение охватывает в той или иной мере всех людей и имеет непосредственную связь с общей культурой общества. На занятиях физкультурой люди не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но и воспитывают волевые и нравственные качества. Возникающие во время соревнований и тренировок ситуации закаляют характер спортсменов, учат их правильному отношению к окружающим. Таким образом, физическая культура, являясь важной составляющей общей культуры общества, служит мощным и эффективным средством физического воспитания всесторонне развитой личности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *