В чем заключается подготовка учителя к уроку
Подготовка учителя к уроку
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ
Учитель готовится к системе уроков по теме, рассматривая урок как ее отдельное звено. При этом устанавливается взаимосвязь понятий внутри темы и между отдельными темами.
Содержание урока и объем представлений и понятий определяется по программе, учебнику и методической литературе. В зависимости от содержания и целей выбирается соответствующая структура урока.
Подготовка учителя к уроку проходит через два этапа.
Предварительная подготовка включает знакомство с программой, учебником, учебными пособиями и методической литературой; подбор наглядных пособий. На этом этапе проводится календарно-тематическое планирование, т.е. учебный материал в пределах каждой темы распределяется по урокам с указанием календарных сроков их проведения.
Для составления календарно-тематического плана учителю нужно знать количество учебных недель в году, число недельных часов, отводимых на изучение предмета и количество программных часов, требующихся для прохождения каждой темы.
2. Непосредственная (текущая) подготовка включает написание учителем конспекта урока. Конспект может быть составлен в удобной для учителя форме, но обязательно должен содержать следующие элементы: тема урока; цели (планируемые результаты); оборудование (для учителя и учащихся); ход урока с указанием основных этапов и распределением времени на их проведение.
Перед уроком необходимо продумать и оформление доски.
При подготовке конспекта решается проблема отбора материала, выбора обоснованных методических приемов его изложения, продумывается методика применения средств наглядности.
Вместе с тем задачи обучения не могут быть решены без вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность. Этому должны способствовать подробные и систематические вопросы, задания, активизирующие познавательную деятельность учащихся, организующие их самостоятельную работу с учебником, раздаточным материалом, заполнение рабочей тетради и т.д. Вопросы и задания должны учить школьников приемам умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сопоставление и т.д.) и приемам выполнения практических работ.
В то же время учитель всегда обладает свободой творческого решения педагогических проблем, возникающих в ходе учебной работы. Невозможно предусмотреть все факторы, влияющие на методические решения, поэтому в ходе урока учителю иногда приходится отступать от конспекта.
Вместе с тем теоретический анализ задач курса и содержания урока, педагогический опыт учителя позволяют выявить ряд устойчивых зависимостей, касающихся отбора материала, логики его раскрытия, применения тех или иных средств наглядности и приемов, дающих оптимальные результаты в обучении младших школьников.
Во многих школах требуют составления технологической карты урока – современной формы планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Согласно требованиям ФГОС НОО, в ней должна фиксироваться реализация системно-деятельностного подхода. Технологическая карта – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных ме- 221 тодов работы.
Есть рекомендации, в которых выделены ее структурные элементы (Копотева Г.Л., Логвинова И.М.):
цели урока заявлены через планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные);
задания дифференцируются: базового и повышенного уровня; знаю, умею, применяю;
действия учащихся формулируется как универсальные учебные действия (УУД); деятельность учащихся соотносится с формируемыми у них УУД.
Ниже приведен один из вариантов технологической карты.
Первое слагаемое качественной подготовки учителя к уроку
Какое бы образование, какую бы категорию, какой бы стаж работы не имел учитель, всё равно ему необходимо готовиться к урокам. Почему это необходимо? Потому что наша познавательная психика такова, что мы не можем в отношении умственного развития стоять на месте. Мы или работаем над собой и движемся вперёд, или же мы постоянно будем забывать, и терять приобретённые ранее знания и отступать назад.
Подготовка учителя к уроку включает в себя различные аспекты:
— содержательный (учитель должен на уроке свободно ориентироваться в теме),
— методический (должна быть грамотно организована деятельность учащихся),
— эмоционально-психологический (учитель должен прийти на урок в настроении и в хорошей форме),
— имиджевый (забота учителя о качестве своего внешнего вида).
При подготовке к уроку учитель должен стремиться чётко выделить главную цель для каждого урока. Цели могут быть самыми разными по объему и по характеру, прежде всего в зависимости от особенностей и специфики учебного предмета. Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной программы. В эту систему, в зависимости от основной дидактической цели, могут войти как уроки различного типа и вида, так и другие формы организации внеклассной и внеурочной работы учащихся. Успех тематического планирования зависит главным образом от того, насколько четко учитель представляет себе, что должны учащиеся твердо усвоить, с чем познакомиться, что уметь, что знать и т.д. Поэтому тематическое планирование начинается с тщательного изучения учителем учебной программы по предмету, образовательных стандартов, выделения основных воспитательных целей и целей развития учащихся в рамках изучения предмета в целом и в ракурсе решения дидактических задач по данной теме. «Поскольку результаты воспитания и развития учащихся проявляются не сразу после проведения того или иного урока, планировать эти задачи надо на более длительный период, т.е. по курсу в целом (что определено программой), и по целой теме или разделу (что намечает сам учитель, исходя из знания им особенностей учащихся того или иного класса». (Ильина Т.Н. Педагогика. М., 1984. С. 363-364). Только в результате такой предварительной работы можно увидеть и понять значение каждого «рождающегося» в тематическом плане урока. Непосредственная подготовка учителя к уроку — это планирование урока, конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определено основное содержание и направленность урока. План урока необходим каждому учителю, независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки. В планировании урока и разработке технологии его проведения выделяются При определении целей учитель также должен исходить из требований программы, учитывая при этом уровень подготовки учащихся данного класса. Иначе говоря, необходимо исходить прежде всего из задач обучения, воспитания и развития умственных способностей учащихся.
Овладение знаниями, умениями и навыками не может считаться единственной целью урока. Цели должны предусматривать формирование взглядов и убеждений учащихся, развитие их познавательных и творческих способностей. И, конечно, они должны быть предельно четкими и конкретными. При подготовке к уроку учитель должен руководствоваться всеми принципами дидактики и владеть всеми необходимыми правилами их реализации.
Учитель постоянно получает какую-то информацию, набирается опыта, поэтому при подготовке к каждому уроку он найдет какие-то новые средства и приемы, которые дадут более заметные результаты, чем прежде.
Помимо учебников и методической литературы многие учителя используют при подготовке свои собственные методические материалы. Это может быть картотека по каждому разделу, или папка с вырезками из периодической печати, записями выдержек из литературы, какие-то иные дидактические материалы и т. п.
1. Урок не должен сводиться только к процессу передачи учащимся определенной суммы сведений, предусмотренных программой. Каждый урок по любому учебному предмету должен быть нацелен на формирование личности школьника (его мировоззрения, нравственности, общего развития, творческих способностей, познавательной самостоятельности).
2. Традиционно формируя на различных уроках так называемые предметные умения и навыки (математические, лингвистические, географические и др.), необходимо большее внимание уделять формированию общих умений и навыков, умений интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т. п.).
Методический аспект (должна быть грамотно организована деятельность учащихся)
Необходимо наряду с фронтальными формами работы (работа с классом) использовать групповые формы (взаимопроверка, консультирование и пр.).
При подготовке к уроку, учитель выстраивает определённую структуру урока, т.е. организацию системы элементов урока, способствующая эффективному взаимодействию учителя и учащихся. Она определяется прежде всего тем, на что ориентируется учитель при подготовке к уроку: на продумывание своей работы или на организацию познавательной деятельности учащихся. А это, в свою очередь, зависит от того, какая цель должна быть достигнута на конкретном уроке. Если учитель хочет «рассказать», «показать», «ознакомить» (из таких целей исходят около 60% учителей), то он планирует только характер своей деятельности, если же исходит из целей типа: «установить», «уяснить», «найти», «определить», «сформулировать», то это значит, что он ориентируется на активную работу самих учащихся. Урок по ФГОСу предполагает, что тему урока формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания; совместно с учащимися планируются способы достижения намеченной цели. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля. Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учетом индивидуальных возможностей.
За годы работы у учителей накопилось много планов, так как удачные мы сохраняем. В текущем году мы просматриваем старые планы, но никогда слепо им не следуем: ведь всегда есть что-то новое и в программе, и в жизни, а главное, в самих учащихся. Когда просматриваешь прежние планы, вспоминаются прежние ошибки; и стараешься теперь не допустить их. Иногда делаешь иначе, чтобы избежать трафарета. Ведь и учителю надоедает однообразие, оно мешает творческому настрою мыслей». Такой подбор материала не только накануне урока, а в течение всего года, конечно, очень обогащает уроки.
Психологический настрой.
Уважаемые коллеги, наш семинар мне хотелось бы начать с психологической разминки.
«Сядьте удобнее, расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно». (На фоне музыки)
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.
Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.
Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, в этом кабинете, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы поработаем на нашем педсовете. Создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе. Продуктивность урока во многом зависит от качества его подготовки. Учитель, систематически готовящийся к урокам, работает творчески и с интересом. А творческий труд, полный энергии, не воспринимается как тяжелый — такова психологическая особенность человека.
Начало нашей деятельности на уроке – это организационный момент. Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться.
На цветной бумаге нарисованы красивые улыбающиеся мордашки.
Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. (Вместе с улыбкой дети обмениваются картинками.)
№ 4. Чтобы тему урока узнать,
Надо вычислить и расшифровать.
Я тетрадь свою открою,
Под наклоном положу,
И от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
№ 5 . Отбросим в сторону переживания и неудачи.
Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг,
И на уроке этом мы опять
Все поработаем на пять.
№ 5. Заходите, дети, в класс,
Прозвенел звонок сейчас.
Все тихонько быстро встали,
Подравнялись и собрались.
Скажем: «Здравствуйте» друг другу
И посмотрим на столы
Всё, что нужно принесли?
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
В наших руках, уважаемые коллеги, возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя уютно, успешно и ком фортно.
Что о современном учителе говорят ученики:
справедливый, не кричит, умный, отзывчивый, с чувством юмора;
привлекательный, понимающий; умеющий хорошо объяснять;
веселый, рассудительный; интересный;
любящий детей, общительный;
энергичный, аккуратный, строгий, но добрый;
мудрый, доброжелательный; жизнерадостный,
помогающий советом, имеющий хорошо поставленную речь, хорошо одет, следящий за своим внешним видом;
сдержанный, с уважением относящийся к ученикам.
Вот что о современном учителе говорят родители:
Учитель должен быть тактичен, образован, сдержан, внимателен,
требователен (строг, но справедлив), способен на компромисс, компетентен
С чего начать формировать свой имидж педагогу?
разрешите всё-таки определить слагаемые имиджа современного учителя.
Учитель начинается с того, как он выглядит.
В структуре имиджа профессионала, выделяются компоненты:
Внешний вид учителя может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчать или затруднять педагогическое общение. Он может сделать его экспрессивным или способствовать естественному общению с учениками и коллегами.
Своё выступление мне хотелось бы закончить притчей:
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Методический доклад “Подготовка учителя к уроку”
Подготовка учителя к уроку
Подготовка учителя к уроку включает два этапа:
1. Общую подготовку к преподаванию учебного материала
2. Подготовка к каждому уроку.
Многие учителя, кроме календарного составляют тематический план по разделам программы. Это планирование не входит в круг обязательных. Основной смысл тематического планирования в том, чтобы в каждом разделе предусмотреть все типы уроков и таким образом охватить все стороны учебно-воспитательного процесса- усвоение знаний, умений и навыков.
Все работы, связанные с переустройством или дооборудованием класса, выполняется учителем в конце года или к началу занятий.
Наиболее сложной и ответственной является подготовка учителя к каждому уроку.
Учитель должен знать больше, чем в учебнике. В результате тщательной подготовки к занятиям, продумывания всех элементов урока, учитель составляет письменный план каждого урока. Без тщательно продуманного плана урок будет проходить стихийно и даже у опытного педагога не даст должных результатов. Насколько подробным должен быть план урока? План должен помогать учителю в четкой организации и проведении урока. Его и надо составлять, чтобы помощь была оптимальной. Например, начинающему учителю желательно составлять подробный план- конспект урока, в котором отражается как содержание учебного материала, так и способы преподавания. На второй-третий год преподавания план-конспект может быть более кратким, в нем отражаются наиболее главные положения в виде тезисов, отдельные формулировки. Но при всех условиях даже наиболее опытным учителям план каждого урока необходим. Нужно взять себе за правило: без плана не проводить ни одного урока.
Как пользоваться планом во время урока?
Обычно планом на уроке почти не приходится пользоваться. Тщательно разработанный план отражен в сознании учителя как четкая модель занятия, поэтому нет необходимости во время урока заглядывать в записи. Но такая необходимость может возникнуть там, где план составлен небрежно, наспех, формально, механически. В памяти учителя он не оставляет заметных следов. Это приводит к непоследовательности в проведении урока, расплывчатости в изложении. Если учитель излагает материал по конспекту или постоянно в него заглядывает, это его сковывает и создает трудности в восприятии материала учащимися. Если учитель не очень уверен, что он хорошо запомнит последовательность работы на уроке, можно записать необходимые детали плана на отдельном листе бумаги, с тем, что бы в нужную минуту все данные были под руками и ими легко было бы воспользоваться.
Методическая разработка по теме «Подготовка преподавателя к уроку»
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Чистопольский сельскохозяйственный техникум им. Г.И.Усманова»
« Подготовка преподавателя к уроку»
Подготовка преподавателя к уроку.
Хороший урок-дело не простое даже для опытного преподавателя. Успешное проведение урока и достижение поставленных целей во многом определяется согласованной деятельностью преподавателя и обучающихся, которая в свою очередь зависит от подготовки к уроку. К сожалению, этому вопросу не уделяется должного внимания в практической работе многими преподавателями. Между тем целенаправленная подготовка обучающихся к следующему уроку создает у них положительный психологический настрой, вызывает повышенный познавательный интерес .
Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему преподавателя. Подготовку преподавателя к уроку можно разделить на следующие этапы.
Первый этап. Подготовка к учебному году:
Перед началом учебного года преподаватель распределяет во времени изучение всех тем программы, устанавливая соответствующие календарные сроки с учетом количества недельных часов, отводимых учебным планом на изучение данной дисциплины, и расписания учебных занятий. Размеченная таким образом рабочая программа служит для преподавателя календарным планом работы по учебной дисциплине, помогая ему контролировать сроки прохождения отдельных разделов программы, с тем, чтобы избежать излишней поспешности и не допускать отставания в изучении материала.
В методических журналах преподавателям рекомендуется тематическое планирование учебной работы по предмету. При этом определяется тема каждого урока содержание и основные виды работ, выполняемых на уроке. Непосредственная подготовка преподавателя к уроку заключается в конкретизации тематического планирования применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков, отборе и проверке необходимых пособий и оборудования. Преподаватель изучает цели и задачи учебной дисциплины-требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Второй этап. Подготовка методической литературы.
Изучается содержание учебной программы и темы программы. Преподаватель подбирает соответствующие учебники, методическую литературу, методические рекомендации, собирает материал для общего плана изучения темы (тематическое планирование).
Третий этап. Изучение материала конкретного урока.
Преподаватель изучает учебник, мысленно соотнося характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников. Большое внимание он уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть учебного материала поручить обучающимся для самостоятельного изучения. И зучает состояние знаний и умений обучающихся, т. е. их подготовленность к работе по дисциплине или новому курсу. Но недостаточно только установить уровень сформированности знаний и умений, необходимо также знать, за какое время, с помощью каких методов и приемов он был достигнут.
Четвертый этап. Подготовка имеющихся в учебном заведении средств обучения.
Преподавание любой учебнойдисциплины опирается на использование разнообразного оборудования. Преподаватель должен располагать определенными натуральными объектами, моделями, рисунками, схемами, картами, набором современных технических средств и т. д.
В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека.
В учебном процессе важную роль играют технические средства обучения. Главная задача их применения – повысить эффективность обучения и оптимизировать учебный процесс в связи с модернизацией российского образования. Это выдвигает новые требования к подготовке учителя-предметника, ставит перед ним новые проблемы, заставляет осваивать новую технику и создавать новые методики преподавания, основанные на использовании современной информационной среды обучения.
Технические средства обучения (ТСО) – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.
Таким образом, ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.
Дидактические функции ТСО :
Уменьшение затрат времени;
Передача необходимой для обучения информации;
Рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;
Обеспечение деятельности учащихся и педагога.
Оборудование уроков включает в себя демонстрационные пособия, а также раздаточный материал индивидуального пользования и приспособления для хранения, размещения на столахобучающихся. Многие демонстрационные пособия изготовляются руками преподавателя, обучающихся, поэтому преподаватель не только определяет вид пособия, его содержание, способ подачи информации, но и размер пособия, его эстетический вид, удобство использования на уроке.
Пятый этап . Разработка плана урока.
План урока – это конечный результат подготовительной работы преподавателя к проведению урока. Поэтому качество и правильность плана определяется качеством и правильностью выполнения всех основных этапов подготовки к уроку. План урока составляется на каждый конкретный урок с учетом всех существующих особенностей.
План урока составляется на основе тематического плана с учетом реального продвижения в изучении темы. В плане урока указываются: тема урока; цели и задачи урока; структура урока – последовательность учебных ситуаций при изложении учебного материала и проведении самостоятельной работы обучающихся; перечень и место учебных демонстраций; время, отведенное на каждый этап урока; необходимое для проведения урока оборудование и учебные пособия.
План урока (иногда его называют рабочим планом урока в отличие от тематического плана) необходим для каждого преподавателя.
Начинающему преподавателю целесообразно писать подробный план, а по сложным и трудным темам – краткие конспекты уроков. При наличии же достаточного опыта преподавателю будет достаточно пересмотреть конспекты уроков, применяемые в предыдущие годы работы, и внести в них изменения, которые могут быть вызваны частичным изменением программы или концепции обучения, корректировкой учебных часов, отведенных на изучение данной темы, уровнем подготовленности группы.
Также возможна ситуация, когда группа успевает выполнить все приготовленные преподавателем задания, и при этом остается лишнее время. Для избегания подобного необходимо всегда иметь резервный материал, которым можно заполнить оставшееся время. В подобную ситуацию обычно попадают молодые, неопытные преподаватели.
Привожу примерную схему плана урока.
По учебной дисциплине «Основы агрономии»
Для студентов группы 110809 «Механизация сельского хозяйства»
Тема: Происхождение и одомашнивание культурных растений
Методическая тема (цель): подготовка конкурентоспособных специалистов, владеющих общими и профессиональными компетенциями, необходимыми для работы в условиях перехода к инновационной экономике
Сформировать знания : _З1 Основные культурные растения ,З2 Происхождение и одомашнивание ,З3 Возможности хозяйственного использования культурных растений
_____________________________________________________________________________ Развивающая: развитие логического мышления, памяти
Воспитательная: воспитание уважения, ответственности.