В чем заключается подвиг отрока киевлянина

Изучаем литературу Древней Руси

О «Подвиге отрока-киевлянина и хитрости воеводы Претича»

В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города был только небольшой отряд воеводы Претича.

Отрок-киевлянин совершил следующий подвиг: он вышел из города и прошел через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.

Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Кие­ва, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой от­ряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.

Повествование заканчивается тем, что Святослав возвраща­ется из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое важное для челове­ка — это мир.

Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрела­ми переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.

Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высокое положение: Претич — воевода, он за­ключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но его можно по справедливости назвать выдаю­щимся храбрецом.

Источник

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

понедельник, 4 октября 2021 г.

«Подвиг отрока-киевлянина». Ответы на вопросы учебника для 5 класса

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 51-53

Читаем древнерусскую летопись

1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?

Отрок сумел переплыть Днепр и рассказал воеводе Претичу о тяжелом положении осаждённых.

Воевода сказал печенежскому князю, что за ним идут во множестве силы Святослава. Тот испугался и снял осаду.

2. Обратите внимание на повторяющиеся союзы «И», «А». Какую роль они играют в тексте?

Эти союзы придают тексту напевность, музыкальность.

3. Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?

Повествование заканчивается призывом к Святославу позаботиться о родной земле. Автор хотел подчеркнуть необходимость беречь родную землю, а не думать о землях чужих.

Автор любит родной народ и не хочет, чтобы ему было плохо. Он видит в князе единственного заступника, опору. Он восхищается смелостью отрока и хитростью воеводы.

Размышляем о героях литературы древней Руси

1. Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа?

Отрок был обычным воином, дружинником. Он не занимал высокого положения, но был храбрецом, «иерархом духа».

Мы должны быть благодарны им за то, что они сумели сберечь нашу Родину, отстояли её от врагов. А благодарность наша должна выражаться, прежде всего, в памяти об их подвигах. А также в том, чтобы продолжать их дело, беречь Родину от врагов так же, как это делали они.

3. Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока служить современности?

Это повествование может служить примером для современных молодых людей. В нём показывается, как надо действовать в минуту грозной опасности для Родины: забывать о себе и действовать решительно и смело.

Обогащаем свою речь

1. Вспомните, какими словами начинается повествование о подвиге отрока-киевлянина.

В лето 6476 (968) пришли впервые печенеги.

2. О чём говорят первые слова этого повествования?

Эти слова говорят, что в то время использовалось летоисчисление от Сотворения мира параллельно с летоисчислением от Рождества Христова.

Также в первых словах говорится о вторжении печенегов и осаде Киева.

3. Прочитайте диалоги с отроком? Что для них более характерно (краткость, напевность и т.д.)? Какие ещё особенности повествования вы заметили?

Для этих диалогов характерна краткость:

Повествование очень конкретное, в нём нет описательного элемента, почти отсутствуют прилагательные.

4. Как вы понимаете слово отрок? Составьте предложение с этим словом.

Князь подозвал отрока и передал ему колчан со стрелами.

Отрок не выучил урока и получил двойку.

5. Подерите синонимы к словам отрок, осада, дружина.

Отрок: дружинник, юноша, молодой человек, новичок.

Осада: окружение, блокада.

Дружина: рать, войско, полк.

Литература и изобразительное искусство

1. Рассмотрите репродукцию картины Иванова «Подвиг молодого киевлянина». Подумайте, таким ли вы представляли этого героя?

Я представляла героя более одетым. Это молодой человек, с длинными чёрными волосами, подвязанными в пучок. Он невысок, но крепок. В руках у него была уздечка.

Он должен был немного походить на печенегов, раз те принимали его за своего.

2. Какие краски использовал художник? Какие особенности ситуации и характера героя ими передаются?

Художник использовал мрачные тёмные, почти чёрные краски. Они передавали напряжение ситуации, угрозу.

Чёрной вражеской силе противопоставлен светящийся отрок, он словно луч света, который прорезает мрак. И красная полоска ткани символизирует надежду, это как флаг, с которым идут в бой.

Пример сочинения по картине Иванова «Подвиг молодого киевлянина» для 5 класса

На полотне Александра Иванова изображён драматический момент истории, нам знакомый по летописи «Подвиг отрока-киевлянина».

Юноша побежал через лагерь печенегов, а достигнув берега, скинул одежду и бросился в воду.

Именно этот момент выбрал для своей картины художник. На первом плане мы видим отрока, который уже пробежал весь лагерь и даже сразил нескольких врагов, лежащих у его ног. Сейчас он бросится в воду. Полоска алой ткани развивается перед ним, как флаг.

Отрок кажется символом свободы, символом борьбы и мужества. Он решительно пренебрегает опасностью, ведь речь идёт не о его жизни, а о жизни всех киевлян.

Вокруг отрока простирается мрак, из которого художник выхватывает отдельные фигуры печенегов. Мрак не в силах остановить бег отрока, а вдали у горизонта солнечные лучи уже окрашивают небо.

Это символ возрождённой надежды. Отрок справился с трудным заданием и для киевлян появилась надежда. Она придёт с другого берега, с востока, где стоят рати воеводы Претича.

Это удивительно динамичная картина, полная символов и знаков. Она производит очень сильное впечатление и вызывает подъем патриотизма.

Фонохрестоматия

1. Вы прослушали рассказ о тревожных событиях, угрожавших Киеву разорением. Но тон повествования спокойный, бесстрастный. Ни автор летописи, ни актёр, не дают воли чувствам. Как вы думаете почему?

В этом отличительная особенность летописи, как жанра литературы. Она бесстрастно излагает факты и этим напоминает научно-позновательный текст из энциклопедии.

2. В одном месте спокойное повествование прерывается взволнованным обращением к Святославу. Как вы думаете, почему именно эти строки актёр читает с эмоциональным накалом?

Эти строки выражают личную позицию автора летописи. Они передают его чувства. А потому и отличаются совершенно другим тоном, эмоциональным.

Актёр подчеркивает боль автора и его переживания о судьбе Родины.

3. Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?

Главная мысль этого произведения в том, что нужно защищать Родину, а не думать о чужих землях.

Эту мысль автор сам выражает в своём эмоциональном призыве к Святославу.

4. Подготовьте текст диалога читателей, размышляющих о подвиге отрока-киевлянина.

Диалог читателей о подвиге отрока-киевлянина для 5 класса

— Кто такой отрок из этой летописи?

— Я думаю, что это младший дружинник, который остался в Киеве охранять княжну.

— Почему он вызвался идти, хотя знал, как это опасно?

— Отрок понимал, что если не передать весть Претичу, то все в Киеве погибнут. Он хотел спасти людей.

— И он совершил подвиг. А ты заметил, какие качества при этом продемонстрировал отрок?

— Да. Он показал безумную храбрость и решительность. Он проявил находчивость и целеустремлённость. И он трезво оценивал свои силы. Он знал, что способен переплыть Днепр.

— А если бы отрок погиб?

— Я думаю, обязательно нашёлся бы кто-то ещё, кто довёл бы его дело до конца. Тем более, что пример отрока воодушевил бы людей.

Источник

Сочинение: В чем заключается подвиг отрок-киевлянина?

(517 слов) Древнерусская литература представляет собой один из важнейших этапов развития отечественной литературы. Данный этап охватывает период с одиннадцатого по семнадцатое столетие. Не секрет, что древнерусские произведения выполняли в основном внелитературные задачи и носили прикладной характер. Основная миссия книжников того времени — спасение души читателя. Безусловно, одним из достижений древнерусской литературы является летопись «Повесть временных лет».

Древнерусская литература позволяет читателю ознакомиться с важными историческими событиями того периода и с легендами. Не секрет, что «Повесть временных лет» претерпевала различные переработки. Так, Подвиг отрока-киевлянина изложен уже на современном языке. Рассмотрим поподробнее, в чем именно заключался его подвиг?

Событие происходит в 968 году. Как известно, на русские княжества постоянно нападали восточные племена. В это время впервые напали печенеги. В городе в этот момент отсутствовал князь Святослав. В Киеве была лишь его мать с внуками: Олегом, Владимиром и Ярополком. Женщина вместе с детьми Святослава заперлись в Киеве, и они не могли оттуда выбраться. Печенеги осадили Киев. Население не имело возможности оказаться за пределами города, люди мучились от жажды и голода.

Люди, которые находились на противоположном берегу, увидели киевлянина, который плыл по направлению к ним. Жители на ладьях отправились навстречу отроку, они смогли доставить храброго юношу в дружину. Как заявил киевлянин, если воины не будут завтра рядом с городом, то людям ничего не остаётся, как сдаться противнику. Воеводой являлся Претич, который выдвинул предложение подойти к городу на ладьях, захватить Ольгу, а затем отправиться на противоположный берег. Ведь если они этого не сделают, то Святослав не сможет этого простить и их погубит. Отрок-киевлянин совершил настоящий подвиг и проявил невероятный героизм, когда заявил о сложном положении Киева.

Несмотря на то, что наступило перемирие, и печенеги отступили от города, все равно существовала опасность быть захваченными. Противник стоял на реке Лыбедь. В результате, жители города не имели возможности напоить лошадей. В этот момент жители приняли решение отправить гонца к Святославу, чтобы он передал ему известие о надвигающейся опасности. Они упрекали Святослава, что он оставил свою страну, в то время как они отважно пытаются её защитить. Печенеги едва не захватили мать князя и его детей. Как только Святослав узнал о произошедшем, он немедленно со своей дружиной отправился в Киев. На Родине князя встретила семья. Собрав свою дружину, он прогнал с родной земли захватчиков. Наступило мирное время.

Можно утверждать, что отрок-киевлянин совершил истинный подвиг, проявив невероятное мужество, отвагу и героизм. Юноша смог спасти жителей города. Это свидетельствует о безграничной любви киевлянина к родной земле.

Источник

Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича:
Краткое содержание

968 год, первый набег печенегов на Русь. Пока князь Святослав в Переяславце на Дунае, они осаждают Киев. В осаде и княгиня Ольга с внуками. Воды и пищи нет. И глядят на них люди с той стороны Днепра, а помочь ничем не могут. И тогда горожане ищут вестника к ним. Чтоб позвал их на помощь, или город падет. Вызывается отрок, знавший печенежский язык. Идет с уздечкой, как свой, будто коня ищет. А потом кинулся в Днепр – и айда на тот берег! Печенеги тучу стрел выпустили ему вслед – без толку.

Отвели его к дружине воеводы Претича. Передал отрок, что город вот-вот сдастся. Понял Претич, что надо спасать княгиню и княжеских детей. А то Святослав вернется – и накажет. Сели утром по ладьям, шум подняли. Печенежский князь с перепугу спрашивает: уж не Святослав ли нагрянул? Претич отвечает, что нет, но Святослав близко. Запросил печенег дружбы, отвел войско от города. Киевляне отправили гонца за Святославом. Пусть идет родную землю, мать и детей защищать. Святослав примчался, отогнал печенегов в степь, «и был мир».

Читательский дневник «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Сюжет

В 968 году печенеги окружили Киев, пока князь Святослав был в отлучке. Гонцом к людям с другой стороны Днепра идет отрок-киевлянин. Он притворяется, что ищет коня, а сам плывет на тот берег за помощью под стрелами печенегов. Воевода Претич, выслушав его, ведет своих людей на ладьях к городу. Печенеги думают, что вернулся Святослав. Претич объясняет, что Святослав скоро прибудет. Печенеги хотят мира. Вскоре через гонца Святослав узнает о беде. Он громит врагов, спасает город, свою мать Ольгу и детей.

Отзыв

Отрывок из «Повести временных лет» Нестора Летописца. Подвиг отрока в том, что он, рискуя жизнью, передал просьбу о помощи из осажденного города. От него зависела судьба целого города, матери князя и его детей. Хитрость воеводы в том, что он додумался выдать дружину за отряд князя Святослава, обманул печенегов, что сам князь с воинами уже близко, выиграл время. Печенеги отступили, киевляне смогли выйти из города и оповестить Святослава о беде. Автор прославляет бесстрашие, мужество, смекалку, самоотверженность, находчивость и силу духа народа. Герой летописи – простой юный киевлянин, человек из народа. Не только князья стояли на защите Родины. Для всех важен мир на Русской земле. Учит не сдаваться, побеждать умом, храбростью, хитростью.

Источник

Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича

В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце на Дунае. И затворилась Ольга в Киеве со внуками своими. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.

И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали:

— Нет ли кого, кто бы мог перейти на ту сторону и сказать им: если не подступите наутро к городу, сдадимся печенегам?

И сказал один отрок:

Он же вышел из города с уздечкой и побежал через стан печенегов, спрашивая их:

— Не видел ли кто коня?

Ибо умел он говорить по-печенежски, и принимали его за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него из луков, но не могли ему ничего сделать.

На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье и взяли его в ладью, и привезли его к дружине. И сказал он им:

— Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.

Сказал же воевода их, по имени Претич:

— Пойдём завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону. Если же этого не сделаем, погубит нас Святослав.

Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, и люди в городе закричали. Печенеги подумали, что пришёл сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и с людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил:

— Люди той стороны Днепра.

Печенежский князь снова спросил:

1 Сторожа — передовые, разведывательные отряды.

Так сказал он, чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу:

И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю, стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит, меч. И отступили печенеги от города.

И послали киевляне к Святославу со словами:

— Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придёшь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих.

2 Поле — степь к югу от Киева.

Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича анализ

Летопись подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича повествует о событиях 964-966 годов нашей эры, когда печенеги захватили Киев и его освободил воевода Претич хитростью. Киевлянин и Претич рисковали и выиграли в этом произведении.

Кто такой Претич?

Претич — древнерусский воевода, возглавлявший дружину, пришедшую на помощь княгине Ольге во время осады Киева печенегами в 968 году, и заключивший мир с печенежским ханом, во время отсутствия киевского князя Святослава Игоревича с основными войсками.

В чём заключалась хитрость воеводы Претича?

Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Кие­ва, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой от­ряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.

1.Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?

Отрок-киевлянин сделал подвиг: он вышел из городка и прошел через стан противников, говоря по-печенежски. Если б неприятели додумались, что он киевлянин, они бы схватили и уничтожили его.

Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далековато от Киева, а произнес ему, как будто он, воевода, возглавляет передовой отряд, а российский князь с бессчетным войском идет следом. Печенежский князь ужаснулся, попросил мира и отступил от городка.

2.Обратите внимание на повторяющиеся союзы «и», «а». Какую роль они играют в тексте?
«И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали. », «И сказал один отрок. », «И ответили ему. », «А тот ответил ему. », «А ты не князь ли?».

Союзы «и», «а» играют в тексте летописи огромную роль. Они присваивают ритмичность и плавность повествованию.

3.Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?

Повествование завершается тем, что Святослав возвращается из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое принципиальное для человека — это мир.

Летописец с почтением относится к геройскому поступку отрока, который сумел пройти через неприятельский стан и под стрелами переплыть Днепр, с осознанием относится к принужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул». Неудачи и голода могло бы не случиться, если б Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *