В чем заключается полезность философии

Как философия помогает на практике

Валерия Шаповалова

Философия, кажется, существует с тех самых пор как человек научился осознавать себя и окружающую реальность. Но зачем она нужна? Существуют физика, биология и химия, объясняющие законы природы. Есть литература и история, которые погружают нас в совершенно новый контекст. Что же делает философия? И, самое главное, как она может быть полезна современному человеку? Прочитали сборник эссе «Философия. Кому она нужна?» от автора всемирно известного романа-антиутопии «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд и решили поделиться самыми интересными мыслями о том, как философия связана с жизнью обычных людей.

В чем заключается полезность философии. base 98806409e9. В чем заключается полезность философии фото. В чем заключается полезность философии-base 98806409e9. картинка В чем заключается полезность философии. картинка base 98806409e9

Философия. Кому она нужна?

Айн Рэнд
Издательство Альпина Паблишер, 2021

В чем заключается полезность философии. base db4aeea71a. В чем заключается полезность философии фото. В чем заключается полезность философии-base db4aeea71a. картинка В чем заключается полезность философии. картинка base db4aeea71a

Философия: что это и зачем нужна

Зачем нужна философия, хорошо иллюстрирует пример из жанра фантастики: предположим, вы астронавт, который потерпел крушение на неизвестной для него планете. Но выжил. Выбравшись из выведенного из строя корабля, вы задаете себе и окружающему миру три главных вопроса:

Будучи вдали от дома, действительно, первое, что интересует, — это то, куда я попал. Это та самая опорная точка, с которой начинается все остальное. Если планета нам незнакома, мы ищем подтверждение появляющимся в нашей голове гипотезам. Смотрим, пригодна ли планета для жизни, каково состояние воздуха и попадает ли сюда солнечный свет. Когда мы определяем хотя бы примерно, где мы оказались, встает главный вопрос: и что теперь с этим делать?

Пример с астронавтом — это аллегория жизни. Как правило, мы с легкостью понимаем, где мы находимся — когда речь идет о физическом местоположении, — но испытываем трудности, пытаясь понять, зачем мы здесь и, что самое главное, для чего. Большинство людей проживают большую часть дней в этом незнании, испытывая радость, гнев, грусть и прочие эмоции время от времени, но совершенно не ориентируясь в причинах и следствиях.

Для людей не очевидно, что проблема кроется в этих оставленных без ответа вопросах и что есть только одна наука, которая может на них ответить, — философия

Философия, конечно, не ответит вам буквально, где именно вы находитесь — в или Занзибаре, — но она, безусловно, предоставит методы, чтобы это выяснить. В отличие от любой другой научной области, философия работает с аспектами Вселенной, касающимися всего сущего. Находимся мы в понятной, структурной и полностью познаваемой среде — или же, наоборот, нас окружает хаос и мир неизученных объектов, природу которых нам лишь предстоит узнать? Каковы наши отношения с этими объектами? Чем они являются по отношению к нам — объектами или, может быть, субъектами? И вообще: действительно ли объект является тем, чем кажется?

Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и до лекций, стендапов и подкастов. Это сервис, который решает проблему чтения. Он позволяет слушать аудиокниги всегда и везде: во время тренировки, готовки еды, дороги на работу и обратно, в самолете, перед сном и когда угодно еще. Storytel создает и записывает собственный уникальный контент — лекционные проекты, подкасты, аудиосериалы, а также сотрудничает с лучшими голосами страны.

Теперь стало примерно понятно, из чего состоит философия, но все еще нет ответа на вопрос «зачем она нужна обычному человеку?». На первый взгляд может показаться, будто философия занимается изучением абстрактных идей, которые не имеют никакого отношения к реальной жизни. Но на самом деле это не так.

«Это может быть хорошо в теории, но не работать на практике» — так говорил Платон.

«Я не могу доказать, но чувствую, что это правда», — сказал Иммануил Кант.

«Это может быть истинно для тебя, но не истинно для меня», — говорил Уильям Джеймс.

«Это могло быть верно вчера, но неверно сегодня», — утверждал Гегель.

Не кажутся ли вам эти фразы слишком знакомыми? Скорее всего. Потому что мы с разной степенью регулярности используем их в работе, в общении с близкими людьми и дискуссиях. Но это не отменяет того факта, что мы согласны с выводами философов, которые, по нашему мнению, далеки от того, как устроена реальная жизнь. Тем не менее именно философы понимают, насколько противоречив человек и окружающий его мир, но они также осознают, что, несмотря на противоречия, все со всем связано. Философия помогает сформулировать мнение о мире, понять его нелогичность, определить, что правильно или неправильно для конкретного человека, ситуации и явления. Она, можно сказать, помогает познать мир целиком и применить это знание в повседневной жизни.

Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и до лекций, стендапов и подкастов. Это сервис, который решает проблему чтения. Он позволяет слушать аудиокниги всегда и везде: во время тренировки, готовки еды, дороги на работу и обратно, в самолете, перед сном и когда угодно еще. Storytel создает и записывает собственный уникальный контент — лекционные проекты, подкасты, аудиосериалы, а также сотрудничает с лучшими голосами страны.

Как мыслит философ

В философии такими основами выступают метафизика и эпистемология. Опираясь на то, что мир познаваем, а разум способен этим знанием овладеть, вы можете рассуждать об этике, политике и эстетике. Чего вы добьетесь, если, например, будете защищать честность как основу этики, но при этом утверждать, что реальности не существует?

Ошибка непрофессионалов в отношении философии — привычка видеть последствия, игнорируя их причины

В чем заключается полезность философии. base d5b5fb4b6d. В чем заключается полезность философии фото. В чем заключается полезность философии-base d5b5fb4b6d. картинка В чем заключается полезность философии. картинка base d5b5fb4b6d

«…Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Философ, в отличие от свиньи из басни, всегда анализирует факты, разложенные перед ним, находит причинно-следственные связи и только после этого делает выводы о мире, политике или искусстве.

В чем заключается полезность философии. base db4aeea71a. В чем заключается полезность философии фото. В чем заключается полезность философии-base db4aeea71a. картинка В чем заключается полезность философии. картинка base db4aeea71a

Получается, что философия — это одновременно теоретическая и прикладная дисциплина, которая позволяет познать основы мироздания, а также увидеть следствия и причины этих основ. Философия, можно сказать, помогает сформулировать мировоззрение, а также систему ценностей, опираясь на фактическое положение дел и истинное знание о мире.

В самой книге вы также сможете найти размышления Айн Рэнд о цензуре, инфляции, доктрине справедливости в образовании и прочих философских воззрениях, с которыми автор согласна или не согласна.

Источник

Полезна ли философия в жизни?

В чем заключается полезность философии. . В чем заключается полезность философии фото. В чем заключается полезность философии-. картинка В чем заключается полезность философии. картинка

Чтобы увидеть их, мы рассмотрим, с какими вопросами сталкивается человек, выбирающий обывательское отношение к жизни. Но, прежде чем подходить к этому вопросу, нужно вообще понять, что такое философия.

В дословном переводе философия (φιλοσοφία) означает «любовь к мудрости». Но мы понимаем, что эта «мудрость» не позволит нам собрать ракету, переплыть океан или починить машину. В чем же заключается её «мудрость»? Ведь, несмотря на непрактичность философии, греки ставили её на место царицы наук, хотя им были известны, например, астрономия и механика, математика и геометрия. И это при том, что практичный человек (πολιτικός) греками рассматривался как основа общества и высоко ценился. Мне кажется, что в понимании причин уважения греков к философии кроется и обоснование её полезности.

Аристотель в своих трактатах рассматривает эту проблему. Но, чтобы его понять, нужно иметь представление о его прикладной этике. Грубо говоря, он рассматривает человеческую жизнь как проект, требующий реализации, и о правильности поступков человека можно судить, исходя из целей человека в жизни и адекватности выбора средств для их достижения. Зададимся вопросом: для чего большинству людей нужна механика или химия? Их применение связано с практической полезностью, ведь они позволяют нам быстрее добираться до работы, пользоваться пластмассами и т. п. Таким образом, для подавляющего большинства людей они представляют лишь средства для достижения иных целей. Но ведь средство не является, в конечном счете, целью жизни. Проще говоря, изучение механики позволит заработать денег, но именно деньги будут целью работы, а деньги будут средством для достижения других целей, и так далее.

В чем заключается полезность философии. lg 3620a6412e57a2745768b25cc85a949d. В чем заключается полезность философии фото. В чем заключается полезность философии-lg 3620a6412e57a2745768b25cc85a949d. картинка В чем заключается полезность философии. картинка lg 3620a6412e57a2745768b25cc85a949d

Теперь посмотрим на философию как «любовь к мудрости». С такого ракурса, философия в первую очередь дает человеку критерии истины и саму истину (именно она выработала возможные понимания истины). Но ведь исходя из нашего понимания истины, наших представлений о правильном и неправильном мы в конечном счете решаем, как распоряжаться нашей жизнью. В этом смысле философия создает для человека реальное пространство частной свободы, поворачивая его к вопросу о конечной цели. Я имею в виду, что человек, максимально чуждый философии, обычно принимает все нормы окружающего его общества в пассивном режиме, не анализируя их. И тут уже даже не важно, кто его окружает, панки или аристократы. В таком случае правила жизни и её цели навязываются человеку окружающими его социальными структурами.

Тут можно привести яркий пример – критерии успешности. Общество имеет определенное представление об успешном человеке, и каждый стремится стать им, особо не задавая себе вопрос «зачем?». Сложно сказать, плохо это или нет, ведь именно такие конструкты и позволяют обществу функционировать. Однако, философское отношение к жизни позволяет как минимум взглянуть на это со стороны, дает возможность переоценки ценностей лично для себя.

Проницательный читатель заметит, что не обязательно читать Платона, чтобы в один день бросить надоевшую работу в офисе и уехать открывать для себя Индию. В этом есть доля правды. Но такой поступок будет спонтанным, и тот, кто так поступит, скорее всего не будет иметь в голове последовательного логического размышления. С моей точки зрения, философия расширяет нашу возможность рассуждать о своем положении в обществе и в жизни в целом, а следовательно – и обосновывать перемены в своем мировоззрении.

Греки прекрасно понимали, что для достижения благой жизни не менее важно осмыслить понятие блага, осознав, что может быть благим, а что – не может. Поэтому познание истины, которое философия делает возможным, они считали высочайшей добродетелью.

Источник

Кем работают философы и какая польза от их знаний

Содержание статьи

В чем заключается полезность философии. 1 53e464c7d570f53e464c7d575a. В чем заключается полезность философии фото. В чем заключается полезность философии-1 53e464c7d570f53e464c7d575a. картинка В чем заключается полезность философии. картинка 1 53e464c7d570f53e464c7d575a

Практическая польза философии для общества

Прежде всего, философия выступает как «наука наук», дающая смысл, цель и направление научным изысканиям в определенных областях, как естественнонаучных (физика, биология, химия и т.п.), так и гуманитарных (экономика, маркетинг и т.п.).

Хорошо продуманная философия может значительно изменить человеческое общество или внести настоящую революцию в отдельную науку.

Так, философия богословия, получившая большую силу в средние века, фактически запретила развитие какой-либо иной философской мысли в Европе, а также многих естественных наук, что, как следствие, привело к значительному торможению развития человеческой цивилизации в итоге.

Философия марксизма-ленинизма в корне изменила подход к экономике и общественному производству очень большого числа государств. С одной стороны, принципы данной философии дали мощный толчок интенсивному развитию промышленности и сельского хозяйства за счет концентрации всех средств производства в руках государства, мотивировали большое количество людей на упорную и продуктивную деятельность, благодаря им также получили сильное развитие естественные науки и вообще обеспечивалась высокая научно-техническая культура общества. С другой стороны, имелись явные недоработки (во всяком случае при практическом применении философии) в виде преследования других идеологий, свободного творчества, а также недостаточное развитие гуманитарных наук.

Философия фрейдизма внесла настоящий переворот в психологию, подарив ей новое направление – психоанализ. Его принципы успешно применяются и поныне.

Философия дарвинизма внесла не только переворот в биологию и, в частности, онтогенез (учение о развитии организмов), но также стала и отдельной моделью для человеческого поведения в обществе – социал-дарвинизмом. Последний, по сути, говорит, что социум является той же самой природой: в нем так же сильный «уничтожает» слабого, и в итоге выживает более приспособленный индивид.

Таким образом, можно увидеть, что, казалось бы, в высшей мере абстрактные знания дают тем не менее весьма ощутимый практический результат от своего применения.

Значение личной философии

Собственная философия есть практически у каждого из людей. Личные принципы, мораль, ценности, мировоззрение – все это основные философские понятия. В той или иной мере они присутствуют и всегда присутствовали у любого цивилизованного человека.

Без малого, понятия эти руководят жизнью отдельной личности. Сообразуясь со своими целями, человек выбирает деятельность для себя. Сообразуясь со своей моралью – человек выбирает практические средства достижения для своих целей, которые при любом раскладе влияют на окружающий мир и людей. Такое влияние может быть негативным или позитивным, слабым или весьма ощутимым.

Кем работают философы

В обычной жизни философы могут иметь разные профессии. Однако редко непосредственно сама философия будет приносить им деньги. Скорее всего, это будут другие специальности, которые, впрочем, хорошо дополняют идейные наработки определенного философа и сами обогащаются за счет философии.

К примеру, Маркс и Энгельс были экономистами. Многие немецкие философы (Гегель, Кант, Шопенгауэр и другие) являлись университетскими преподавателями. Никколо Макиавелли занимал пост секретаря второй канцелярии во Флоренции. Жан-Жак Руссо вообще многие годы своей жизни жил бедно и бродяжничал, пока некоторые его сочинения (в основном, политического толка) не принесли ему достаточно денег для жизни.

Источник

Ценность философии

Заключительная глава книги Бертрана Рассела «Проблемы философии» (1912 год), которая, наряду с «Историей западной философии» (1945), до сих пор считается в англосаксонских странах лучшим введением в философию.

Очень полезна для некоторых прозаиков с научными степенями по точным наукам вкупе с абсолютным непониманием сути философии, главная ценность которой заключается в том, что она освобождает человеческий разум из плена «предрассудков здравого смысла, привычных верований своего времени или своего народа, убеждений, возникших в его уме без критического их обдумывания», а также «устраняет самодовольный догматизм тех, кто никогда не устремлялся в область освобожденной мысли, и поддерживает в нас чувство удивления, когда знакомые вещи предстают в неожиданном ракурсе».

«Философия должна изучаться не ради определенных ответов на свои вопросы, поскольку, как правило, неизвестны такие истинные ответы, но ради самих вопросов» (Бертран Рассел).

«Заканчивая наш краткий и весьма неполный обзор проблем философии, имеет смысл рассмотреть в заключение, в чем состоит ценность философии и почему ее следует изучать. На этом вопросе обязательно надо остановиться, поскольку многие люди, под влиянием науки или практических соображений, склонны полагать, что философия является не чем иным, как безвредной, но бесполезной тратой времени на размышление о сверхтонких различиях и противоречиях там, где знание невозможно.

Это взгляд на философию является результатом частично неверной концепции целей жизни, а частично неверной концепции блага, которого стремится достичь философия. Физическая наука через посредство изобретений полезна множеству людей, которые совершенно не знают физики. Поэтому изучение физики может быть рекомендовано не только из-за оказываемого ею воздействия на того, кто ее изучает, и даже главным образом не из-за этого, но скорее из-за ее воздействия на человечество в целом. Таким образом, полезность не свойственна философии. Если изучение философии вообще имеет хоть какую-то ценность, она должна быть непрямой, воздействуя на жизнь людей, изучающих философию. Стало быть, ценность философии следует искать именно на этом пути.

Однако далее, чтобы избежать неудачи в нашей попытке определить ценность философии, мы должны освободиться от предрассудков, которые ошибочно называются предрассудками «людей практики». Термин «человек практики» часто используется для обозначения человека, который осознает только материальные потребности, понимает, что люди должны иметь пищу материальную, но не обращает внимания на пищу духовную. Если бы даже все люди жили хорошо, если бы нищета и болезни были сведены до минимума, еще много бы оставалось такого, что нужно было бы сделать для достижения по-настоящему ценного общества. Но даже и в нынешнем мире духовные блага столь же важны, как и блага материальные. Ценность философии следует искать исключительно среди духовных благ, и только того, кто не безразличен к этим благам, можно убедить в том, что изучение философии не является пустой тратой времени.

Философия, подобно другим наукам, имеет целью получение знания. Знание, с которым имеет дело философия, это знание, которое придает единство и системность всему зданию науки, знание, возникающее в результате критического рассмотрения оснований наших убеждений, предрассудков и вер. Но нельзя утверждать, что философия сильно преуспела в попытках дать определенные ответы на такие вопросы. Если вы спросите математика, историка, зоолога и вообще любого исследователя, какого рода круг истин достигается его наукой, его ответ займет столько времени, сколько вы захотите его слушать. Но если вы зададите такой же вопрос философу, он, если будет искренним, должен признаться, что в своих исследованиях не достигает позитивных результатов, как это происходит в других науках. При этом надо учитывать, что, как только в отношении какого-либо предмета становится возможным знание, этот предмет перестает называться философией и становится отдельной наукой. Исследование небесных тел, которое сейчас принадлежит астрономии, когда-то было частью философии; величайшая работа Ньютона называлась «Математические начала натуральной философии». Аналогично исследование человеческого ума, которое было частью философии, сейчас отделилось от нее и стало наукой психологией. Таким образом, в значительной степени неопределенность философии больше кажущаяся, чем реальная: те вопросы, на которые уже можно дать ответ, относятся к наукам, а те, на которые в настоящий момент времени такого ответа нет, принадлежат остатку, называемому философией.

Однако это только часть истины относительно неопределенности философии. Существует много вопросов — и среди них вопросы, имеющие величайшее значение для нашей духовной жизни, — которые, как мы видели, останутся неразрешимыми для человеческого интеллекта до тех пор, пока он не приобретет гораздо большей силы по сравнению с нынешним состоянием. Имеет ли Вселенная некоторый единый план или цель, или же это случайное скопление атомов? Является ли сознание постоянной частью Вселенной, что дает надежду на бесконечный рост мудрости, или же это просто преходящее событие на небольшой планете, где через какое-то время жизнь должна исчезнуть? Являются ли добро и зло важными для Вселенной, или же они имеют значение только для человека? Такие вопросы задаются философией, и разные философы отвечают на них по-разному. Но кажется ясным, что независимо от того, будут ли найдены ответы на эти вопросы, те ответы, которые предлагаются философами, вряд ли будут выступать в качестве доказательных истин. И все же, как бы ни была мала надежда получить ответы на подобные вопросы, продолжение их рассмотрения является делом философии. Философия заставляет нас осознавать важность вопросов подобного рода, рассматривать все подходы к ним и поддерживать тот теоретический интерес ко Вселенной, который склонен умирать, если мы ограничиваем себя достоверно приобретенным знанием.

Многие философы действительно считают, что философия может дать правильные ответы на такие фундаментальные вопросы. Они полагают, что самое важное в религиозных верованиях может быть строго доказано. Для того чтобы судить о таких попытках, необходимо предпринять обзор человеческого знания и вынести некоторое мнение относительно его методов и ограничений. Вряд ли следует трактовать такие проблемы догматически, но если исследования, проведенные в наших предыдущих главах, не ввели нас в заблуждение, тогда мы вынуждены отказаться от надежды найти философские доказательства религиозных верований. Следовательно, мы не можем включить в число составляющих ценности философии никакое определенное множество ответов на такие вопросы. Так что ценность философии для изучающих ее не зависит от какого-либо предполагаемого корпуса приобретаемых достоверных знаний.

Ценность философии, на самом деле, заключается именно в ее неопределенности. Человек, не имеющий вкуса к философии, проходит по жизни пленником предрассудков здравого смысла, привычных верований своего времени или своего народа, убеждений, возникших в его уме без критического их обдумывания. Такому человеку мир кажется определенным, конечным, ясным; обыкновенные, общие вещи не вызывают вопросов, а незнакомые возможности отвергаются. Наоборот, как только мы начинаем философствовать, мы обнаруживаем, как мы видели в первых главах, что даже повседневные вещи служат источником вопросов, на которые могут быть даны только неполные ответы. Философия, будучи не в состоянии дать достоверные ответы на сомнения, ею же инициированные, все-таки способна предложить множество возможностей, которые обогащают нашу мысль и освобождают ее от тирании привычки.

Таким образом, уменьшая наше ощущение достоверности в отношении того, каковы вещи, философия увеличивает наше знание того, чем вещи могут быть. Она устраняет самодовольный догматизм тех, кто никогда не устремлялся в область освобожденной мысли, и поддерживает в нас чувство удивления, когда знакомые вещи предстают в неожиданном ракурсе. Кроме пользы, приносимой демонстрацией неожиданных возможностей, философия ценна — и, вероятно, в этом ее главная ценность — за счет величия предметов, над которыми она размышляет, и за счет освобождения от узости и личностных соображений при этом размышлении. Жизнь «инстинктивного» человека ограничена кругом его личных интересов: семья и друзья могут входить в этот круг, но внешний мир не принимается во внимание, за исключением тех случаев, когда он помогает или препятствует тому, что составляет круг инстинктивных желаний. В такой жизни присутствует нечто суетное и ограниченное по сравнению со спокойствием и свободой философской жизни. Личный мир инстинктивных интересов мал, это песчинка в море великого и могучего мира, который должен рано или поздно превратить наш личный мир в руины. До тех пор, пока мы не расширим круг наших интересов настолько, чтобы включить в него весь внешний мир, мы подобны осажденному гарнизону, осознающему, что враг не даст уйти и что сдача крепости неизбежна. В такой жизни нет мира, а есть лишь постоянная борьба между настойчивостью желаний и бессилием воли. И если наша жизнь должна быть более значимой и свободной, мы должны избегнуть этой тюрьмы и этой борьбы тем или иным путем.

Один из таких способов — это философское размышление. Философское размышление в своем широчайшем проявлении не делит Вселенную на два враждебных Лагеря — друзей и недругов, полезное и враждебное, добро и зло, его взгляд является полностью беспристрастным. Философское размышление в его чистом виде не имеет целью доказать, что остальная Вселенная сродни человеку. Всякое приобретение знания есть расширение Я, но это расширение достигается скорее, когда его не ищут прямо. Оно достигается, когда в человеке верх берет жажда знания, жажда такого исследования, при котором нет заранее желания, чтобы изучаемые объекты имели тот или иной характер, а есть приспособление Я к тем характеристикам, которые обнаруживаются в объектах. Такое расширение Я не достигается в тех случаях, когда мы берем Я, как оно есть, и пытаемся показать, что мир подобен Я в такой степени, что знание его возможно без всякого допущения того, что кажется чуждым. Такого рода желание есть форма самоутверждения, и, подобно всякому самоутверждению, оно является препятствием на пути к желаемому росту Я, к осознанию того, на что Я способно. Самоутверждение в философской спекуляции, как и везде, рассматривает мир как средство достижения своих целей и тем самым принижает мир по сравнению с Я, которое ограничивает величие благ мира. Напротив, в размышлении мы начинаем с не-Я, и через его величие расширяются границы Я. Через бесконечность Вселенной размышляющий ум приобретает бесконечный характер.

По этой причине величие души не поощряется теми философами, которые ассимилируют Вселенную к человеку. Знание есть форма союза Я и не-Я; подобно всякому союзу, в нем доминирует одна из сторон, и именно это происходит в случае попытки совместить Вселенную с тем, что мы находим в себе. Широко распространена философская тенденция считать человека мерой всех вещей, истину — сотворенной человеком, пространство, время и мир универсалий — свойствами ума. Кроме того, принято считать, что если бы что-либо не было сотворено умом, то оно было бы непознаваемым и необъяснимым. Этот взгляд, если правильны наши предыдущие рассуждения, неверен, но кроме того, что он неверен, он отнимает у философского размышления как раз то, что придает ему ценность, так как привязывает размышление к Я. То, что при этом называется знанием, не есть союз с не-Я, но есть множество предрассудков, обычаев, желаний, которые создают непроницаемый барьер между нами и внешним миром. Человек, который находит удовольствие в такой теории познания, подобен человеку, который никогда не выходил за пределы домашнего круга из-за боязни, что его слово не станет законом.

Истинное философское размышление, в противоположность этому, находит удовлетворение в каждом расширении не-Я, во всем, что увеличивает объект размышления, а тем самым и размышляющий субъект. Все личное или частное в размышлении, все зависящее от привычек, интересов, желаний искажает объект и поэтому нарушает союз, преследуемый интеллектом. Тем самым возводится барьер между субъектом и объектом и интеллект делается заложником личного и частного. Видение свободного интеллекта таково, каким оно могло бы быть у Бога, без здесь и сейчас, без надежд и страхов, без препятствий обыденных вер и традиционных предрассудков; он спокоен, бесстрастен, руководствуется исключительно страстью к знанию — знанию столь же безличностному, настолько чистому размышлению, какого только может достичь человек. Свободный интеллект будет больше ценить абстрактное и универсальное знание, которое не включает случайностей частной истории, нежели знание, основанное на чувствах, которое зависит, как это и должно быть, от исключительной и личной точки зрения, а также тела, чьи органы чувств столь же искажают, сколь и открывают.

Ум, привыкший к свободе и беспристрастности философского размышления, сохранит кое-что от этой свободы и беспристрастности и в мире действий и эмоций. Он будет рассматривать свои цели и желания как части целого, полагая, что, за исключением этих бесконечно малых фрагментов, весь остальной мир не подвержен воздействию человеческих деяний. Беспристрастность, которая в размышлении является незамутненным преследованием истины, — это как раз то свойство ума, которое в действии являет собой справедливость, а в эмоциях — всеобщую любовь, которая может быть дарована всем, а не только тем, кто признан полезным или достойным похвалы. Это размышление расширяет не только объекты нашей мысли, но также объекты наших действий и наших эмоций: оно делает нас гражданами Вселенной, а не только обнесенного стеной города, который воюет со всем своим окружением. В этом вселенском гражданстве и состоят истинная свобода человека и его освобождение от рабства мелочных надежд и страхов.

Таким образом, мы можем подытожить наше обсуждение ценности философии. Философия должна изучаться не ради определенных ответов на свои вопросы, поскольку, как правило, неизвестны такие истинные ответы, но ради самих вопросов. А эти вопросы расширяют наше понимание того, что возможно, обогащают наше интеллектуальное воображение и убавляют догматическую уверенность, которая служит преградой уму в его размышлениях. Но прежде всего дело в том, что ум приобщается к великому через величие Вселенной и становится способным к союзу с нею, что и представляет собой высшее благо».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *