В чем заключается полезность информации
Полезность или бесполезность (ценность) информации
Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
* Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
* Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
* Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
* Информация актуальна (своевременна), если она важна, существенна для настоящего времени.
* Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
* Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
10. Понятие алфавита языка. Кодирование и декодирование. Типы и
сравнительная характеристика систем счисления.
Кодирование и декодирование— процесс представления информации в определенной стандартной форме и обратный процесс восстановления информации по ее такому представлению.
Примерами кодирования являются преобразование текстов на русском языке с помощью телеграфного кода в последовательности, составленные из посылок тока и пауз различной длительности; отображение, применяемое при написании цифр почтового индекса.
Исследование различных свойств К. и д. и построение эффективных кодирований, обладающих требуемыми свойствами, составляет проблематику теории кодирования. Критерий эффективности кодирования связан с минимизацией длин кодовых слов, а требуемые свойства кодирования связаны с обеспечением заданного уровня помехоустойчивости. Под помехоустойчивостью понимается возможность однозначного декодирования при отсутствии или допустимом уровне искажений в кодовых словах. Помимо помехоустойчивости, к кодированию может предъявляться ряд дополнительных требований. Напр., при выборе кодирования для цифр почтового индекса необходимо согласование с обычным способом написания цифр.Проблематика теории кодирования в основном создавалась под влиянием разработанной К. Шенноном теории передачи информации. Источником новых задач теории кодирования служат создание и совершенствование автоматизированных систем сбора, хранения, передачи и обработки информации. Методы решения задач теории кодирования главным образом комбинаторные, теоретико-вероятностные и алгебраические.
Десят. система счисления.В этой системе 10 цифр: 0-9, но информацию несет не только цифры, но и место, на котором цифра стоит. В дес. системе счисления особую роль играют число 10 и его степени: 10, 100, 1000 и т.д. Самая правая цифра числа показывает число единиц, вторая справа-число десятков, следующая-число сотен и т.д. Позиции цифр в записи числа называют его разрядами. В десятичной системе счисления вес каждого разряда в 10 раз больше веса предыдущего. Всякое число в десятичной системе счисления можно представить в виде суммы различных целых степеней десяти с соответствующими коэффициентами (0-9), взятыми из алфавита данной системы счисления.
Электронная газета_Серенькая Е.В.
Виды информации
Говорить об информации вообще, а не применительно к какому-то ее конкретному виду (роду, типу, классу) беспредметно.
Какие типы или виды информации можно выделить?
Во-первых, по способу восприятия информации.
У человека пять органов чувств:
Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг. А вот, например, для лисы, собаки и многих других животных основная информация та, которая поступает через нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация – звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами.
Компьютер, помогающий человеку хранить и обрабатывать информацию, приспособлен в первую очередь для обработки текстовой, числовой, графической информации.
Во-вторых, по форме представления информации .
Наиболее часто при работе с компьютерами встречаются символьная, текстовая, графическая и звуковая информация, потому что с компьютером работает человек, а эти формы представления информации для него являются самыми главными.
Символьная информация основана на использовании символов: букв, знаков и т.д. Она является наиболее простой, а на практике применяется для передачи несложных сигналов о различных событиях.
Текстовая информация, например текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио. Заметим, что в устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме. Числовая информация, например таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда и др. В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.
Графическая информация: рисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передает необходимый образ (модель), а словесная и числовая требуют мысленного воссоздания образа. В то же время графическая форма представления не дает исчерпывающих разъяснений о передаваемой информации. Поэтому наиболее эффективно сочетание текста, числа и графики.
Музыкальная (звуковая) информация.
В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной техники становится основной. Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами.
В-третьих, по общественному значению информации.
Информация может быть:
Свойства информации
Любое вещество можно характеризовать его свойствами, например, твердое, жидкое, красного цвета и т.д. Информация также обладает свойствами, правда, они не столько наглядны, как свойстве вещества.
Рассматривая информацию, можно выделить такие ее свойства, как объективность, достоверность, полнота, актуальность, ценность и ясность (понятность).
Информация – это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего либо мнения, суждения.
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, т.к. преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или “вредности” конкретного субъекта.
Говорят что информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной.
Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.
Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: “Недоученный хуже неученого”.
Актуальность (своевременность) информации – важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).
Полезность или бесполезность (ценность) информации. Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
Самая ценная для нас информация – достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.
С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.
Ясность информации характеризуется степенью доступности для понимания. Если ценная или актуальная информация будет выражена непонятными словами или на языке, который мы не знаем, может стать полезной. Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
Полезность как основной критерий выбора информации
История теории полезности, ее понятие в контексте социальных наук. Особенности закона убывающей предельной полезности. Стоимостное выражение при оценивании и взвешивании информации. Критерии полезности информации: понятность, достоверность, надежность.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 04.11.2015 |
Размер файла | 92,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Полезность как основной критерий выбора информации
Проблема определения полезности информации для человека актуальна, так как «информационный взрыв» все более ощутим не только в науке, но и в других областях знаний и жизни общества. Прежде всего, в экономике, в управлении всеми социальными процессами и др.
1. История теории полезности
Современная теория полезности восходит к утилитаризму, который являлся одним из основных тенденций западной мысли последних столетий. Понятие полезности возникло вскоре после 1700 г., когда разрабатывались основы математической вероятности. Представитель блестящего «семейства» швейцарских математиков Даниэль Бернулли отметил в 1738 г., что люди ведут себя так, как будто выигрываемый ими в справедливом пари доллар менее ценен для них, чем проигрываемый доллар. Это означает, что они не желают рисковать, и что с каждым новым долларом получаемый ими прирост полезности становится меньше и меньше.
Следующим шагом в развитии теории полезности было использование концепции полезности Бентама для объяснения поведения потребителя, сделанное Вильямом Стэнли Джевонсом (1835-1882). Он считал, что экономическая теория является «расчетом удовольствия и боли», и в своих работах показал то, каким образом решения рациональных индивидуумов в отношении потребления зависят от величины добавочной или предельной полезности каждого товара.
2. Выбор и теория полезности
Объясняя поведение человека, экономическая теория основывается на фундаментальной предпосылке о том, что люди имеют склонность выбирать те товары и услуги, которые они оценивают наиболее высоко. Для того, чтобы описать процесс потребительского выбора, экономисты разработали концепцию полезности.
Рассмотрим понятие полезности товара на примере. Предположим, что потребление первой порции мороженного доставляет удовлетворение или полезность определенного уровня. После употребления второй порции общая полезность возросла потому, что получены дополнительные блага (удовольствия), т.е. дополнительная полезность. Что может произойти при последующем употреблении третьей и четвертой порций? Если съесть достаточно много мороженного, то, в конце концов, вместо того, чтобы получить полезность, получают болезнь.
В данном примере потребление дополнительной порции мороженного приносит дополнительное удовлетворение или полезность. Приращение к предыдущей полезности от первой порции называется предельной полезностью. Выражение «предельный» является ключевым в экономической теории и всегда используется в смысле «дополнительный». Столетия назад, когда экономисты размышляли о полезности, был сформулирован закон убывающей полезности. Этот закон гласит, что величина предельной (дополнительной) полезности снижается при потреблении каждой последующей единицы блага.
По этому закону полезность повышается по мере того, как потребляется благо. Однако по этому же закону при непрерывном потреблении блага совокупная полезность будет расти с замедляющим темпом. Рост совокупной полезности замедляется из-за того, что предельная полезность (дополнительная полезность, добавленная при потреблении последней порции блага) уменьшается по мере потребления товара. Закон убывающей предельной полезности объясняется тем, что чем больше потребляется благо, тем меньше удовольствия доставляет его потребление. В табл. 1.4 представлен расчет полезности при употреблении определенного количества порций мороженного.
3. Расчет общей и предельной полезности товара
В чем заключается полезность информации
Информация. Свойства информации
Информация обладает определенными свойствами. К основным свойствам информации можно отнести достоверность, объективность, полноту, актуальность, понятность и доступность (рис. 1).
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к принятию неправильных решений. Например, объявление, опубликованное в сети Интернет, может содержать недостоверные сведения о характеристиках какой-либо продукции. Покупатель, который поверил такому объявлению и приобрел товар, может напрасно потратить деньги.
Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения или суждения. Объективную информацию можно получить, например, с помощью исправных измерительных приборов. Сообщение «Автомобиль двигался на большой скорости» содержит субъективную информацию. Сообщение «Автомобиль двигался со скоростью 100 км/ч» будет объективным при исправном спидометре.
Информация полна, если ее достаточно для принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочным выводам и действиям. Например, сообщение «Температура на улице 10 градусов» без уточнения «тепла» или «мороза» может привести к неправильному выбору человеком верхней одежды.
Информация актуальна, если она необходима в настоящее время. Например, телеграмма о приезде друзей, полученная своевременно, позволит вовремя их встретить. Устаревшая, преждевременная или незначимая информация для человека является неактуальной.
Информация понятна, если она выражена на языке, понятном для человека. Например, записка на испанском языке для человека, который не знает этого языка, будет непонятна.
Информация доступна, если имеет возможность ее получения. Различные барьеры могут сделать информацию недоступной. Например, секретные документы, хранящиеся в архиве, невозможно получить людям, которым доступ к таким архивам запрещен. Поэтому для этих людей информация, содержащаяся в этих документах, будет недоступной.
Каждый человек решает для себя вопрос о полезности и важности полученной информации в зависимости от того, удовлетворяет или не удовлетворяет эта информация перечисленным свойствам. Знание основных свойств информации помогает человеку правильно оценивать получаемую информацию и принимать верное решение в каждом конкретном случае.
Человек постоянно получает информацию из окружающего мира, анализирует ее свойства, выявляет существенные закономерности и тем самым познает мир. В процессе понимания информации, ее анализа и применения на практике у человека формируются знания. Одна и та же информация может приводить к появлению разных знаний у разных людей. Сформированные знания человек использует в своей деятельности. В то же время деятельность человека, способствует постоянному пополнению его знаний об окружающем мире.
Знания людей может разделить на два вида: декларативные и процедурные (рис. 2).
Декларативные знания, по своей сути, являются утверждениями и начинаются со слов «Я знаю, что…». К этому виду относятся знания о конкретных объектах. Например, «Я знаю, что вещество, энергия и информация являются основными ресурсами современного общества», «Я знаю, что компьютер является универсальным устройством для работы с информацией».
Процедурные знания, определяют действия, которые надо выполнить для достижения поставленной цели. Они начинаются со слов «Я знаю, как…». Например, «Я знаю, как подключить принтер к системному блоку компьютера», «Я знаю, как записать алгоритм сложения двух чисел». Декларативные и процедурные знания позволяют человеку сформировать свое собственное представление о предметах, процессах и явлениях окружающего мира.
Два подхода к понятию “информация”.
Информация для человека – это сведения, которые уменьшают существующую до их получения неопределенность знания.
Под информацией, когда речь идет о технике, принято понимать все сведения, которые представлены в определенной форме для хранения, передачи и обработки с помощью технических средств, в том числе и компьютера.
Таким образом, понятие «информация» многозначно. Существуют различные подходы к пониманию информации. До сих пор не дано единого, универсального и исчерпывающего ее определения. Термин «информация» может содержать разный смысл, в зависимости от тех областей знаний, в которых он используется.
Какая информация вам нужна: почему знаний мало, а информации много
Специфическим качеством самой информации (в отличие от знания) являются ее избыточность и фрагментарность. Обилие информации неизбежно приводит к поверхностности: сначала восприятия, затем — мышления.
Картина мира современного человека состоит из знаний, приобретенных посредством собственного опыта, примерно лишь на 10-15%. Основным же каналом получения информации, способом приобщения к миру и его событиям, являются именно средства массовой коммуникации, творящие информационный мономир. Именно через систему коммуникации и информации большинство членов общества подчиняются единому поведению, представлениям, увлечениям, моде и ценностным стереотипам.
Поль Валери сравнивает ощущение «потерянности» и «удрученности», охватывающее современного человека, имеющего доступ в цифровом формате ко всем художественным феноменам, с тем, которое охватывает человека в музее. Здесь «продукция бесчисленных часов, потраченных столькими мастерами на рисование и живопись, обрушивается в несколько мгновений на ваши разум и чувства». Под влиянием «этого бремени» «мы становимся поверхностными. Или же делаемся эрудитами».
В демократическом обществе присутствует определенная закономерность: финансовые потоки соответствуют потокам информационным по направленности и по интенсивности. Здесь присутствует прямая зависимость. По интенсивности денежных потоков можно представить сферы информационной активности в обществе. В свою очередь движение политических партий и личностей к власти (особенно в период парламентских и президентских выборов) сопровождается усиливающимся потоком информации вокруг этого движения. По интенсивности информационных потоков, их содержанию можно увидеть намерения лиц и партий.
Качества информации
Второе качество информации связано с такой ее характеристикой, как ценность, полезность или бесполезность. О ценности информации можно говорить тогда, когда она способствует достижению определенных целей человеческой деятельности. Здесь очень важен элемент новизны информации. Упорядочивающая деятельность человека, которая уменьшает хаотичность среды, основывается как раз на ценности и полезности, новизне информации.
Еще одним важным качеством информации является ее избыточность.Избыточность сообщения в суждениях повышает их убедительность и делает более достоверными. С другой стороны, чрезмерная избыточность, в которой «тонет» суть вопроса, снижает ценность информации.
Есть общий критерий, позволяющий определить наличие упорядоченности, ценности, новизны и избыточности информации. Этот критерий вытекает из принципов кибернетики. Информация — все то, что вводится в систему в целях управления ею. Если сообщение не удовлетворяет требованию — оно не информация.
Как в океане информации найти ту, которая необходима для деятельности субъекта управления? Информационное поле становится организованным, если появляются цель, проект, замысел. Они предопределяют отношение к отбору и анализу информации. Это отношение пробуждает внимание, в результате чего из потоков информации вылавливаются нужные сообщения, факты, события.
Таким образом, информация — это результат взаимодействия замысла и внимания. Иными словами, информация — это: замысел — внимание — ключевое слово или понятие. Все остальное — информационный шум.
Методы анализа информации
О значимости информации можно судить, исходя из двух понятий: циркуляции и синтеза. Циркуляция — это быстрота прохождения информации среди заинтересованных лиц с целью взаимодействия с информацией иного плана, что позволяет найти решение проблемы или отыскать ответ на сложный вопрос.Синтез — это соединение различных отрывков информации для воссоздания полной картины того или иного процесса. Таким образом, если информацию можно использовать для циркуляции и синтеза — это значимая информация.
Сам процесс использования информации начинается с отбора фактов, оценки их, определенного истолкования, построения на их основе гипотезы, с помощью которой можно составить связное представление обо всем изучаемом явлении и взаимосвязи отдельных его элементов. Далее делается попытка подтверждения гипотезы благодаря приемам циркуляции и синтеза. Здесь важно прибегать к мнению разных лиц, выступающих с различных позиций. Это уменьшает вероятность ошибки.
Анализ информации — чрезвычайно важный этап. От выводов, которые делаются на его основе, зависят судьбы людей, компаний, фирм, предприятий, организаций, партий, движений — в конце концов, государства.
Поиск решений на основе анализа и синтеза информации осуществляется двумя методами: «гипотезы» и «намерения». Метод «гипотезы» заключается в том, что гипотеза строится исходя из имеющейся информации, имеющихся фактов. Гипотеза при этом может быть не одна. Тогда между ними обнаруживаются противоречия. В данном случае надо придерживаться «худшей» гипотезы.
Метод «намерения» состоит в том, что определяется действующее лицо, чьи намерения соответствуют имеющимся фактам. Здесь важно понять те цели, которые преследует это лицо, чтобы предугадать его возможные действия.
Какая информация вам нужна
Ясно, что наличие качественной полезной информации в нужный момент позволяет принимать правильные решения. Но как собирать качественную информацию, если неизвестно какие решения придется принимать? Какую информацию следует собирать с учетом ее потенциальной полезности для будущих решений? Здесь нужна такая структура действий по сбору информации: цели — потребности — информационные базы.
Цели для личности или организации могут быть стратегические, тактические и оперативные. Каждая из этих целей ориентируется на свой вид информации (стратегическую, тактическую и оперативную). Каждый вид информации имеет разные базы для наблюдения.
Информация для стратегических решений. Стратегические цели определяют главные, принципиальные пути развития организации. Стратегические цели определяют стратегические потребности в информации. Перечень потребностей в стратегической информации предполагает максимальную полноту. Нередко события, не имеющие прямого отношения к деятельности организации, вдруг оказывают немалое влияние на ее судьбу.
На основе потребностей в стратегической информации создается база данных, в которой предусмотрены основные направления для отслеживания информации. Вот как может выглядеть база данных для промышленной фирмы:
Тактические базы данных первого типа («по запросу»). Основные направления (разделы) этой базы на примере промышленной фирмы могут быть следующие:
От отдельных баз данных к группам баз. Для любой фирмы есть устойчивые постоянные объекты наблюдения, информация о которых используется в стратегических, тактических и оперативных целях. Например, это касается деятельности конкурентов. Поэтому отдельные базы данных можно объединить в определенные группы баз, в основе которых — постоянные объекты наблюдения. Эти группы баз, в которых отслеживается информация одновременно на стратегическом, тактическом, оперативном уровнях, могут быть созданы по следующим основаниям:
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее