В чем заключается пошлость человека
Пошлость Пошлый Пошляк
Есть только два явления, которые в нашем веке еще остаются необъяснимыми
Пошлость – склонность с ложной претензией придерживаться такого образа жизни и мышления, который вульгаризирует человеческие духовные ценности.
Составляя представление о пошлости, первое, что приходит на ум – тривиальность, избитость, банальность, обыкновенность, обыденность и подражание. Даже вульгарность способна быть привлекательной и самобытной: «Великое искусство, — писал Б. Брехт, — всегда немного вульгарно». Пошлость начисто лишена оригинальности и очарования, она сера и уныла, как хмурое утро похмелья. Даже в дуальной паре «Безобразное – Прекрасное» первое понятие контрастирует со вторым, только углубляя наше понимание красоты и великолепия мира. Пошлость, с эстетическим апломбом пародируя и подражая прекрасному, изгаживает его отсутствием вкуса, уничтожает истинную смысловую нагрузку оригинала. Хороший вкус как раз и является антиподом пошлости. В. Набоков писал: «Пошлость — это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. Припечатывая что-то словом «пошлость», мы не просто выносим эстетическое суждение, но и творим нравственный суд. Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым».
В. Набоков точно подметил, что определяющим для пошлости является ложная претензия: пошлость — это нечто «ложно значительное, ложно красивое, ложно умное, ложно привлекательное». Вредоносное влияние пошлости состоит в приписывание эстетической значимости объектам и обстоятельствам внешнего мира, которым выпало несчастье с ней столкнуться. Например, в живой, теплой и милой обыденности нет никакой пошлости, пока кто-то не начнет приписывать ей особой значимости и дополнительной эстетической ценности, а кто-то эту оценку не разделяет. Обои в цветочек, кремовые шторы и поход за грибами независимо от людских оценок не могут быть пошлыми, таковыми они становятся, когда в них видят избыточную эстетическую важность.
Этот отрывок из «Любавиных» рисует порочный круг пошлости. Осуждая картинки с лебедями, как пошлость, «миссионеры» в своих глазах возвышаются над людьми, погрязшими в мещанстве. Снисходительно поглядывая на них, они думают: «Вот наши ценности – истинные, мы избранные, со своим социалистическим реализмом мы бесконечно превосходим таких отсталых и мелкобуржуазных людей». «Миссионер» новых эстетических ценностей, вынося приговор пошлости мещанства, на самом деле крутится в порочном круге пошлости. Удовольствие, испытываемое от превосходства над мещанами, является одним из самых тривиальных и банальных путей, а это, как известно, неотъемлемые атрибуты пошлости.
Пошлость бездумно заимствует внешние атрибуты не понятой ею моды, культуры или манер поведения. Поэтому выглядит перед окружающими как белая ворона, как помпезная пародия на изысканность и самобытность. Характерный пример описал И. Бунин в рассказе «Митина любовь»: «Читала она с той пошлой певучестью, фальшью и глупостью в каждом звуке, которые считались высшим искусством чтения в той ненавистной для Мити среде, в которой уже всеми помыслами своими жила Катя: она не говорила, а все время восклицала с какой-то назойливой томной страстностью, с неумеренной, ничем не обоснованной в своей настойчивости мольбой, и Митя не знал, куда глаза девать от стыда за нее».
В противовес пошлости изысканная простота при первом же на нее взгляде разоблачает фальшь пошлости. В частности В. Набоков писал: «Я утверждаю, что простой, не тронутый цивилизацией человек редко бывает пошляком, поскольку пошлость предполагает внешнюю сторону, фасад, внешний лоск. Чтобы превратиться в пошляка, крестьянину нужно перебраться в город. Крашенный от руки галстук должен прикрыть мужественную гортань, чтобы восторжествовала неприкрытая пошлость». Иными словами, пошлость ассоциируется не с грубой телесностью, а с пародийными попытками демонстрации утонченности и возвышенности.
Пошлость по своей сути повторяема и банальна, как «Собачий вальс», пошлый курортный роман или «любовь» между зятем и тещей. Она предсказуема и не оригинальна, как ежедневный поход детей в школу. Претендуя на оригинальность и эксклюзивность, пошлость на самом деле означает повторение одного и того же в разных интерпретациях.
Когда речь заходит о непристойностях, пошлость попадает в одну компанию с вульгарностью, а это не совсем справедливо. Круг значений и пошлого, и вульгарного: 1) обыкновенный, простонародный; 2) безвкусный; 3) непристойный; 4) банальный, тривиальный. Однако пошлость в отличие от вульгарности ассоциируется с внутренним содержанием личности, его вкусовыми пристрастиями. Как-то язык не поворачивается сказать «пошло одет», скорее сочетается «вульгарно одет», «вульгарно покрашена», «вульгарная внешность». Кроме того, вульгарность созвучна с непристойностью, поскольку груба и телесна. Пошлость может быть лишена грубости, но компрометирует обладателя этого качества, так же сильно, как непристойное обращение с интимной стороной человеческой жизни.
В басне Сергея Михалкова во всей «красе» показано пошлое поведение: «На свадьбу к молодым явился Гость с букетом и свой презент невесте преподнёс. «Я шёл на кладбище, — он пошутил при этом, — да изменил маршрут и вам цветы принёс. » Такой бестактности никак не ожидали! Невесту бедную пошляк довёл до слёз и вылетел за дверь – ему по шее дали! Бестактность с пошлостью – две стороны медали. Тактичных пошляков ещё мы не видали».
Что такое пошлость?
Есть слова, которые трудно поддаются однозначному определению. Однако их смысл улавливается буквально на уровне подсознания. Одно из таких слов — пошлость.
Произносить его неприятно, оно невольно вызывает отвращение. «Как это пошло!» — многим приходилось так восклицать при виде чего-то низкопробного и безвкусного. Но понятие это достаточно многогранно.
Великолепное определение дал Владимир Набоков:
«Пошлость — это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность».
Если попытаться выразить суть явления коротко, то пошлость — это нечто низменное с претензией на возвышенное. Применимо это не только к предметам, но и, как ни печально, к людям.
Цветистое жеманство
Пошлость нельзя оправдать модой. Ещё Мольер в комедии «Смешные жеманницы» высмеивал прециозный стиль. Галантные манеры, изысканные выражения, принятые в аристократических салонах, бездумно копировались в мещанской среде. В результате превращались в нечто абсурдное и даже пошлое.
…Лагранж и Дюкруази неблагосклонно были встречены кузинами Мадлон и Като. Как оскорбительно для девушек, что разговор начался с предложения законного брака! Никакой поэзии! Так все романы заканчивались бы на первой странице! И манеры-то у кавалеров не такие, и к нарядам претензии найдутся. Сами же барышни не забывали об изяществе, за речью тоже следили. К примеру, зеркало именовали не иначе, как «наперсник граций». А «удобства собеседования» — это всего лишь кресла.
Отвергнутые кавалеры прислали к жеманницам переодетых слуг. Пусть те изобразят всё то, что так нравится капризным барышням.
«Маскариль, мой слуга, слывёт острословом; в наше время нет ничего легче, как прослыть острословом. У этого сумасброда мания строить из себя важного господина. Он воображает, что у него изящные манеры, он кропает стишки, а других слуг презирает и зовёт их не иначе как скотами».
Мнимые маркиз и виконт отменно сыграли свои роли. Цветистые выражения заставили Мадлон и Като растаять от восторга: «Прелести же ваши предъявляют суверенные права на людей всех званий». А от наспех состряпанных стишков жеманницы потеряли остатки разума. Завершилась же шутка скандалом, весьма нелестным для взбалмошных девушек.
Примитивная незаурядность
…Есть люди, которые, на первый взгляд, безупречны. Но… Рядом с ними чувствуешь себя как будто не в своей тарелке. В манерах ли, в речи — нет-нет, да проскальзывает что-то неприятное. Если у одержимого показухой всё же сохраняется ощущение, что его благопристойность — лишь видимость, то пошлый человек на полном серьёзе считает себя чем-то незаурядным.
Иной свои скудные мыслишки воображает гениальными изречениями. Несладко придётся тому, кто в этом усомнится — его ждёт откровенное презрение. Нет, пошлые люди совсем не обязательно открытым текстом выразят недовольство. Но не упустят случая высмеять то, что дорого другому. И сделают это весьма изощрённо, от чего рана будет только глубже.
Чьи-то совершенно невинные слова любитель пошлости способен истолковать в самом невероятном (если не сказать — извращённом) значении. Комментарии порой делаются прилюдно, чтобы все показывали пальцем на объект насмешек.
Подобная манера поведения нередко становится способом привлечения к себе внимания. Пошлые натуры — часто совершенно неинтересные люди. Но им непременно надо блистать, их не устроит никакая другая роль, кроме мегазвёздной. А для этого оказываются хороши даже самые неприглядные средства.
Неоценённая «утончённость»
А раз такое желание есть, то находятся те, кои ему охотно подыгрывают. Скандальные подробности из жизни великих — это стало уже отличительной чертой массовой культуры. Сколько у кого из классиков литературы было любовниц, кому из учёных и с кем изменяли жёны — потребителей такой информации предостаточно. Причём достоверность этих «сенсаций» — вопрос далеко не первостепенной важности.
И вот личности с претензией на высокий интеллект «блистают» знанием подобных «истин». Бывает, поступают и так: запоминают два-три высказывания кого-то из великих. И начинается повторение этих цитат, часто неуместное. Сопровождается это непременно «умным лицом» и витиеватыми фразами в духе мольеровских жеманниц.
При этом склонные к пошлости личности на полном серьёзе считают себя утончёнными натурами с богатым внутренним миром. Таковыми они, понятное дело, не являются — это для окружающих очевидно. Но пошлые люди очень любят воображать себя страдальцами. Ещё бы: они ведь так мучаются из-за чёрствости других и непонимания!
Профилактика
Возможно ли бороться с пошлостью? Вряд ли есть смысл увещевать заражённых ею людей — они в ответ начнут лишь изливать свою желчь или всё повернут так, что перед ними же окажешься виноватым. Поэтому лучше критически посмотреть на себя.
Самое разумное — не пополнять собою ряды пошлых натур. Для этого бдительно следить за своей интеллектуальной и духовной пищей.
Не стоит осуждать падких на пошлость людей. Они сами не очень-то счастливы, пусть и не осознают этого. Если вернуться к комедии Мольера, то в ней не только отвергнутые кавалеры, но и слуги поняли, что к чему: «Я вижу, здесь дорожат мишурным блеском и не ценят добродетели без прикрас». Любить в таком случае оказывается возможным лишь «ради их прекрасных глаз». Едва ли это способно кого-то осчастливить.
…Моральные принципы — и высокие и низкие — присутствуют в каждом человеке. Необходимо стараться развить первое и затормозить второе. Но беда, если человек нечто низменное в себе начинает почитать за возвышенное. Пошлость похожа на болезнь, при которой профилактика эффективнее, чем последующее лечение. А оно, увы, не всегда заканчивается полным выздоровлением.
Сексуальная или пошлая? Советы психолога, как не переступить черту
Узнай, совпадает ли твое представление с истинным понятием о сексуальной привлекательности и как это влияет на твои отношения с мужчинами.
Что ищут мужчины, а что находят
Какой ты представляешь себе сексуальную женщину? Наверняка, в голове мелькнул образ роковой длинноволосой соблазнительницы с ярким макияжем на лаковых шпильках в струящемся мини-платье. Когда она проплывает мимо, покачивая филейной частью тела, слышен скрежет зубов окружающих женщин, стук падающих челюстей у мужчин, перетекание их крови из мозга в совершенно другой орган – эдакая активация «нижней чакры».
Если я угадала, то вердикт мой таков: у тебя, моя дорогая, искаженное представление о сексуальности, чреватое потерей интереса достойных мужчин. Ведь у такой женщины совсем не тот образ, который успешный мужчина хотел бы видеть в своей любимой.
Но не особо огорчайся, ты не одна с таким представлением о сексуальности. Тем более, что сейчас перед тобой целая статья, посвященная тому, как не оступиться и не упасть в образ Любовницы, желая зажечь искорку основного инстинкта у мужчин.
Что же такое — эта таинственная сексуальность?
Ее происхождение от слова «секс» отнюдь не значит, что она призвана вызывать мысли лишь о нем. Заблуждаясь, женщины зачастую спотыкаются и переступают черту в вульгарность и пошлость при вполне чистых намерениях: найти достойного и любимого спутника по жизни. И как я заметила по многолетнему опыту работы с женщинами, стремление выглядеть сексуально чаще мешает, чем помогает.
Но в одежде поистине сексуальной женщины нет места полной откровенности и доступности. Зато она увлеченно ведет диалог, изысканно флиртует, загадочно улыбается, грациозно двигается, словно в меду. Мужчина ощущает ее легкость, всем своим естеством принимая сексуальную ауру и чувственные флюиды, независимо от того какой длины платье собеседницы и достаточно ли глубоко ее декольте.
Как видишь, сексуальность женщины – отнюдь не в умении одним видом вызывать подъем либидо и иже с ним. В чем же тогда?
Истинное проявление сексуальности
Как считаешь, можно ли внешне оставаться не слишком яркой и выразительной, но при этом легко привлечь мужчину, настроенного на серьезные отношения? Что и как нужно сделать, чтобы зацепить такого на уровне инстинктов и не прослыть пошлой в его глазах?
Спроси 100 мужчин, какую женщину они считают сексуальной. Ответы будут варьироваться в зависимости от возраста, опыта, взглядов. Неутомимые и вечно любопытные социологи уже все сделали за тебя: по их опросам, 55% мужчин заявили, что сексуальная женщина – это та, которая мастерски и непринужденно флиртует без грязных намеков, 18% – имеющая приятный внешний облик: манящую фигуру, здоровые волосы, чистую кожу и т.д., 17% — раскованную, уверенную в себе, с адекватной самооценкой и только 10% — в привлекательной одежде и стильном макияже.
Получается, каждая женщина способна быть сексуальной, стоит только захотеть и понимать, как транслировать сексуальность дозированно, не перебарщивая.
Кстати, про трансляцию. Я утверждаю, что в каждой женщине, независимо от внешности и возраста, есть источник чувственности. Но зачастую, он как городской фонтан – либо только по праздникам работает, либо давно не функционирует, и женщина уж и позабыла, как его включать и зачем. А может и вовсе – никогда не умела.
Да, быть чувственной нас нигде не учат. А уж если вспомнить наше «советское» детство, когда даже язык не поворачивался сказать слово «секс», то неумение искусно и правильно активировать свой внутренний источник сексуальности — проблема каждой второй женщины, если не чаще. Отсюда сплошь и рядом возникают хищницы и соблазнительницы, сверлящие взглядом желанного мужчину, мол, подойди и бери меня, чего мнешься!
Запомни: чувственность – это состояние, которое не направлено на кого-то конкретно. Оно словно источается в пространство, ты даришь его, заряжаешь всех, кто находится вокруг. Это состояние включает мужчину, оно очаровательно и его невозможно не заметить, как и напитаться им сполна. Мужчине хочется принимать эту энергию от своей женщины, которая отдает ее только ему одному. И чтобы получить эти сладкие флюиды лишь для себя, мужчина и отправляется на завоевание этой женщины.
Как транслировать сексуальность, чтоб не переступить грань пошлости
Это можно делать разными способами.
Внутренним настроем: расслабься, не бойся мужчин и их внимания, будь открыта к беседе, но не позволяй себе быть доступной, когда мужчина пошел в атаку. Скрывай свою возможную симпатию и умей вовремя придержать коней.
Одеждой: Ничего чрезмерного, только намеки. Намеки на продолжение, поле для мужской фантазии, но не открытая, зазывная демонстрация. При желании мужчина все женские красоты тела может увидеть в любой момент, открыв интернет. Но пусть, глядя на тебя, он любуется стилем, качественным целостным образом, который намекает, как хороша его хозяйка!
Невербаликой: играя с локонами, бросая кокетливые, но не пошлые взгляды на мужчин, поглаживая себя или окружающие предметы без нарочитости. Задействуй и магию своего голоса, делай его чуть ниже обычного, чуть замедленным, с нотками загадочности и игры.
Проявлением интереса к мужчинам: надо научиться делать это так, чтобы мужчина не увидел в тебе легкую добычу, но явно чувствовал флер твоей сексуальности. Чаще общайся с представителями сильного пола, не стесняйся просить помощи и не упускай ни одной возможности пофлиртовать (даже если ты уже несвободна) – ничего страшного в этом нет, это всего лишь «тренировка на кошках» твоего источника сексуальности – чтоб он не забился со временем, как тот городской фонтан.
Я устал, хочу любви, да так чтоб навек, а ты…
Пошлость
Смотреть что такое «Пошлость» в других словарях:
пошлость — вульгарность; избитость, банальность, тривиальность; филистерство, неприличие, клюковка, истасканность, неблагопристойность, пошлятина, неприличность, непристойность, плоскость, похабень, стертость, бульварность, непотребство, клубничка,… … Словарь синонимов
ПОШЛОСТЬ — ПОШЛОСТЬ, пошлости, жен. 1. только ед. отвлеч. сущ. к пошлый. Пошлость фразы. Пошлость поведения. 2. Пошлое замечание, выражение или пошлый поступок. Говорить пошлости. Заниматься пошлостями. «Средь лицемерных наших дел и всякой пошлости и прозы… … Толковый словарь Ушакова
Пошлость — Пошлость скабрезность, непристойность. Пошлость (эстетика) морально эстетическое понятие, характеризующее такой образ жизни и мышления, который вульгаризирует человеческие духовные ценности … Википедия
ПОШЛОСТЬ — ПОШЛОСТЬ, и, жен. 1. см. пошлый. 2. Пошлое выражение, пошлый поступок. Сказать п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПОШЛОСТЬ — морально эстетическое понятие, характеризующее такой образ жизни и мышления, к рый вульгаризирует человеческие духовные ценности, низводит их до уровня ограниченно обывательского понимания, понижает саму идею достоинства личности. К многообразным … Словарь по этике
Пошлость — I ж. 1. отвлеч. сущ. по прил. пошлый I 2. Пошлое [пошлый I] замечание, выражение или пошлый поступок. II ж. устар. отвлеч. сущ. по прил. пошлый II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Пошлость — I ж. 1. отвлеч. сущ. по прил. пошлый I 2. Пошлое [пошлый I] замечание, выражение или пошлый поступок. II ж. устар. отвлеч. сущ. по прил. пошлый II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
пошлость — пошлость, пошлости, пошлости, пошлостей, пошлости, пошлостям, пошлость, пошлости, пошлостью, пошлостями, пошлости, пошлостях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
пошлость — п ошлость, и … Русский орфографический словарь
LiveInternetLiveInternet
—Новости
—Рубрики
—Музыка
—Помощь новичкам
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Что такое пошлость в XXI веке?
ЧТО ТАКОЕ ПОШЛОСТЬ?
от редакции: я давно искал наиболее полное определение такого феномена культуры и быта, как пошлость. Дело в том, что зачастую люди употребляют слово «пошлось» в значении «непристойность», но если вдуматься — то пошлость не равна непристойности, хотя эти понятия могут пересекаться. И вот совершенно случайно я наткнулся на эту замечательную статью!
«Что такое пошлость в XXI веке?
Некоторые специалисты полагают, что «пошлость не может быть определена и не поддается классификации. Пошлость эстетична, потому что по природе своей она средство выражения. Как инструмент выразительности, пошлость являет себя в слове и поступке. Как жест, она не только выразительна, но и изобразительна».
И всё же, обобщив различные определения пошлости, можно утверждать, что пошлость — это морально-эстетическое понятие, имеющее следующие характеристики:
1. Образ жизни и мышления, который вульгаризирует человеческие духовные ценности, низводит их до уровня ограниченно-обывательского понимания, понижает саму идею достоинства личности.
В основе представления о вульгарном и пошлом лежит одна и та же идея — идея обыкновенности, расхожести. И вульгарность, и пошлость присущи толпе или, как любил говорить Пушкин, черни.
В пошлых анекдотах встречаются вульгарные выражения, а вульгаризаторы имеют обыкновение опошлять научные концепции. То есть у этих двух слов похожая структура многозначности.
Круг значений и пошлого, и вульгарного: 1) обыкновенный, простонародный; 2) безвкусный; 3) непристойный; 4) банальный, тривиальный.
2. Действие, ситуация, предмет или высказывание, которым человек приписывает некую эстетическую значимость.
Т.е. пошлость в данном контексте – это снобизм и, говоря словами В.Набокова, «ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность».
Так, гриб, цветок или морская раковина — так же как и хождение на работу или в лес за грибами — сами по себе не могут быть пошлыми: они могут стать таковыми только в том случае, если кто-то приписывает им какую-то дополнительную эстетическую ценность, которая у данных объектов отсутствует.
Неотъемлемой составляющей этой разновидности пошлости является пафос (греч. πάθος — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением.
В данном случае пошлостью является псевдо-пафос. «