В чем заключается пошлость
Что такое пошлость?
Есть слова, которые трудно поддаются однозначному определению. Однако их смысл улавливается буквально на уровне подсознания. Одно из таких слов — пошлость.
Произносить его неприятно, оно невольно вызывает отвращение. «Как это пошло!» — многим приходилось так восклицать при виде чего-то низкопробного и безвкусного. Но понятие это достаточно многогранно.
Великолепное определение дал Владимир Набоков:
«Пошлость — это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность».
Если попытаться выразить суть явления коротко, то пошлость — это нечто низменное с претензией на возвышенное. Применимо это не только к предметам, но и, как ни печально, к людям.
Цветистое жеманство
Пошлость нельзя оправдать модой. Ещё Мольер в комедии «Смешные жеманницы» высмеивал прециозный стиль. Галантные манеры, изысканные выражения, принятые в аристократических салонах, бездумно копировались в мещанской среде. В результате превращались в нечто абсурдное и даже пошлое.
…Лагранж и Дюкруази неблагосклонно были встречены кузинами Мадлон и Като. Как оскорбительно для девушек, что разговор начался с предложения законного брака! Никакой поэзии! Так все романы заканчивались бы на первой странице! И манеры-то у кавалеров не такие, и к нарядам претензии найдутся. Сами же барышни не забывали об изяществе, за речью тоже следили. К примеру, зеркало именовали не иначе, как «наперсник граций». А «удобства собеседования» — это всего лишь кресла.
Отвергнутые кавалеры прислали к жеманницам переодетых слуг. Пусть те изобразят всё то, что так нравится капризным барышням.
«Маскариль, мой слуга, слывёт острословом; в наше время нет ничего легче, как прослыть острословом. У этого сумасброда мания строить из себя важного господина. Он воображает, что у него изящные манеры, он кропает стишки, а других слуг презирает и зовёт их не иначе как скотами».
Мнимые маркиз и виконт отменно сыграли свои роли. Цветистые выражения заставили Мадлон и Като растаять от восторга: «Прелести же ваши предъявляют суверенные права на людей всех званий». А от наспех состряпанных стишков жеманницы потеряли остатки разума. Завершилась же шутка скандалом, весьма нелестным для взбалмошных девушек.
Примитивная незаурядность
…Есть люди, которые, на первый взгляд, безупречны. Но… Рядом с ними чувствуешь себя как будто не в своей тарелке. В манерах ли, в речи — нет-нет, да проскальзывает что-то неприятное. Если у одержимого показухой всё же сохраняется ощущение, что его благопристойность — лишь видимость, то пошлый человек на полном серьёзе считает себя чем-то незаурядным.
Иной свои скудные мыслишки воображает гениальными изречениями. Несладко придётся тому, кто в этом усомнится — его ждёт откровенное презрение. Нет, пошлые люди совсем не обязательно открытым текстом выразят недовольство. Но не упустят случая высмеять то, что дорого другому. И сделают это весьма изощрённо, от чего рана будет только глубже.
Чьи-то совершенно невинные слова любитель пошлости способен истолковать в самом невероятном (если не сказать — извращённом) значении. Комментарии порой делаются прилюдно, чтобы все показывали пальцем на объект насмешек.
Подобная манера поведения нередко становится способом привлечения к себе внимания. Пошлые натуры — часто совершенно неинтересные люди. Но им непременно надо блистать, их не устроит никакая другая роль, кроме мегазвёздной. А для этого оказываются хороши даже самые неприглядные средства.
Неоценённая «утончённость»
А раз такое желание есть, то находятся те, кои ему охотно подыгрывают. Скандальные подробности из жизни великих — это стало уже отличительной чертой массовой культуры. Сколько у кого из классиков литературы было любовниц, кому из учёных и с кем изменяли жёны — потребителей такой информации предостаточно. Причём достоверность этих «сенсаций» — вопрос далеко не первостепенной важности.
И вот личности с претензией на высокий интеллект «блистают» знанием подобных «истин». Бывает, поступают и так: запоминают два-три высказывания кого-то из великих. И начинается повторение этих цитат, часто неуместное. Сопровождается это непременно «умным лицом» и витиеватыми фразами в духе мольеровских жеманниц.
При этом склонные к пошлости личности на полном серьёзе считают себя утончёнными натурами с богатым внутренним миром. Таковыми они, понятное дело, не являются — это для окружающих очевидно. Но пошлые люди очень любят воображать себя страдальцами. Ещё бы: они ведь так мучаются из-за чёрствости других и непонимания!
Профилактика
Возможно ли бороться с пошлостью? Вряд ли есть смысл увещевать заражённых ею людей — они в ответ начнут лишь изливать свою желчь или всё повернут так, что перед ними же окажешься виноватым. Поэтому лучше критически посмотреть на себя.
Самое разумное — не пополнять собою ряды пошлых натур. Для этого бдительно следить за своей интеллектуальной и духовной пищей.
Не стоит осуждать падких на пошлость людей. Они сами не очень-то счастливы, пусть и не осознают этого. Если вернуться к комедии Мольера, то в ней не только отвергнутые кавалеры, но и слуги поняли, что к чему: «Я вижу, здесь дорожат мишурным блеском и не ценят добродетели без прикрас». Любить в таком случае оказывается возможным лишь «ради их прекрасных глаз». Едва ли это способно кого-то осчастливить.
…Моральные принципы — и высокие и низкие — присутствуют в каждом человеке. Необходимо стараться развить первое и затормозить второе. Но беда, если человек нечто низменное в себе начинает почитать за возвышенное. Пошлость похожа на болезнь, при которой профилактика эффективнее, чем последующее лечение. А оно, увы, не всегда заканчивается полным выздоровлением.
Сексуальная или пошлая? Советы психолога, как не переступить черту
Узнай, совпадает ли твое представление с истинным понятием о сексуальной привлекательности и как это влияет на твои отношения с мужчинами.
Что ищут мужчины, а что находят
Какой ты представляешь себе сексуальную женщину? Наверняка, в голове мелькнул образ роковой длинноволосой соблазнительницы с ярким макияжем на лаковых шпильках в струящемся мини-платье. Когда она проплывает мимо, покачивая филейной частью тела, слышен скрежет зубов окружающих женщин, стук падающих челюстей у мужчин, перетекание их крови из мозга в совершенно другой орган – эдакая активация «нижней чакры».
Если я угадала, то вердикт мой таков: у тебя, моя дорогая, искаженное представление о сексуальности, чреватое потерей интереса достойных мужчин. Ведь у такой женщины совсем не тот образ, который успешный мужчина хотел бы видеть в своей любимой.
Но не особо огорчайся, ты не одна с таким представлением о сексуальности. Тем более, что сейчас перед тобой целая статья, посвященная тому, как не оступиться и не упасть в образ Любовницы, желая зажечь искорку основного инстинкта у мужчин.
Что же такое — эта таинственная сексуальность?
Ее происхождение от слова «секс» отнюдь не значит, что она призвана вызывать мысли лишь о нем. Заблуждаясь, женщины зачастую спотыкаются и переступают черту в вульгарность и пошлость при вполне чистых намерениях: найти достойного и любимого спутника по жизни. И как я заметила по многолетнему опыту работы с женщинами, стремление выглядеть сексуально чаще мешает, чем помогает.
Но в одежде поистине сексуальной женщины нет места полной откровенности и доступности. Зато она увлеченно ведет диалог, изысканно флиртует, загадочно улыбается, грациозно двигается, словно в меду. Мужчина ощущает ее легкость, всем своим естеством принимая сексуальную ауру и чувственные флюиды, независимо от того какой длины платье собеседницы и достаточно ли глубоко ее декольте.
Как видишь, сексуальность женщины – отнюдь не в умении одним видом вызывать подъем либидо и иже с ним. В чем же тогда?
Истинное проявление сексуальности
Как считаешь, можно ли внешне оставаться не слишком яркой и выразительной, но при этом легко привлечь мужчину, настроенного на серьезные отношения? Что и как нужно сделать, чтобы зацепить такого на уровне инстинктов и не прослыть пошлой в его глазах?
Спроси 100 мужчин, какую женщину они считают сексуальной. Ответы будут варьироваться в зависимости от возраста, опыта, взглядов. Неутомимые и вечно любопытные социологи уже все сделали за тебя: по их опросам, 55% мужчин заявили, что сексуальная женщина – это та, которая мастерски и непринужденно флиртует без грязных намеков, 18% – имеющая приятный внешний облик: манящую фигуру, здоровые волосы, чистую кожу и т.д., 17% — раскованную, уверенную в себе, с адекватной самооценкой и только 10% — в привлекательной одежде и стильном макияже.
Получается, каждая женщина способна быть сексуальной, стоит только захотеть и понимать, как транслировать сексуальность дозированно, не перебарщивая.
Кстати, про трансляцию. Я утверждаю, что в каждой женщине, независимо от внешности и возраста, есть источник чувственности. Но зачастую, он как городской фонтан – либо только по праздникам работает, либо давно не функционирует, и женщина уж и позабыла, как его включать и зачем. А может и вовсе – никогда не умела.
Да, быть чувственной нас нигде не учат. А уж если вспомнить наше «советское» детство, когда даже язык не поворачивался сказать слово «секс», то неумение искусно и правильно активировать свой внутренний источник сексуальности — проблема каждой второй женщины, если не чаще. Отсюда сплошь и рядом возникают хищницы и соблазнительницы, сверлящие взглядом желанного мужчину, мол, подойди и бери меня, чего мнешься!
Запомни: чувственность – это состояние, которое не направлено на кого-то конкретно. Оно словно источается в пространство, ты даришь его, заряжаешь всех, кто находится вокруг. Это состояние включает мужчину, оно очаровательно и его невозможно не заметить, как и напитаться им сполна. Мужчине хочется принимать эту энергию от своей женщины, которая отдает ее только ему одному. И чтобы получить эти сладкие флюиды лишь для себя, мужчина и отправляется на завоевание этой женщины.
Как транслировать сексуальность, чтоб не переступить грань пошлости
Это можно делать разными способами.
Внутренним настроем: расслабься, не бойся мужчин и их внимания, будь открыта к беседе, но не позволяй себе быть доступной, когда мужчина пошел в атаку. Скрывай свою возможную симпатию и умей вовремя придержать коней.
Одеждой: Ничего чрезмерного, только намеки. Намеки на продолжение, поле для мужской фантазии, но не открытая, зазывная демонстрация. При желании мужчина все женские красоты тела может увидеть в любой момент, открыв интернет. Но пусть, глядя на тебя, он любуется стилем, качественным целостным образом, который намекает, как хороша его хозяйка!
Невербаликой: играя с локонами, бросая кокетливые, но не пошлые взгляды на мужчин, поглаживая себя или окружающие предметы без нарочитости. Задействуй и магию своего голоса, делай его чуть ниже обычного, чуть замедленным, с нотками загадочности и игры.
Проявлением интереса к мужчинам: надо научиться делать это так, чтобы мужчина не увидел в тебе легкую добычу, но явно чувствовал флер твоей сексуальности. Чаще общайся с представителями сильного пола, не стесняйся просить помощи и не упускай ни одной возможности пофлиртовать (даже если ты уже несвободна) – ничего страшного в этом нет, это всего лишь «тренировка на кошках» твоего источника сексуальности – чтоб он не забился со временем, как тот городской фонтан.
Я устал, хочу любви, да так чтоб навек, а ты…
Интересно, что слово пошлость (как и понятие, естественно) существует, видимо, только в русском языке. На английский язык, например, это слово переводится так же, как и вульгарность — vulgarity, а это, согласитесь, совсем не одно и то же. Мы же, очень хорошо чувствуя, что это слово обозначает, как правило, не в состоянии объяснить это ощущение другими словами. Попробуйте сами.
Оказывается, в прошлом слово пошлый имело совсем иное значение, о чем нам сообщает словарь: старинный, исконный; прежний, обычный. (А других значений он, кстати, и не дает.) Похоже, не так уж давно пошлым называли не пошлый в сегодняшнем понимании, а бородатый анекдот. Любопытно — когда и при каких обстоятельствах смысл слова переменился.
У Даля: избитый, общеизвестный и надокучивший, вышедший из обычая. Неприличный, почитаемый грубым, простым, низким, подлым, площадным. Вульгарный, тривиальный. Очень близко, но чего-то не хватает.
У Ушакова: заурядный, низкопробный в духовном, нравственном отношении, чуждый высших интересов и запросов. Вроде хорошо, дал бы еще кто точку отсчета — это вот нравственно и духовно, а вот отсюда уже не очень. И не меняется ли положение этой точки от эпохи к эпохе, а значит, каждый день?
В силу совершенной общепонятности, что ли, определения пошлости и в то же время совершенной же его субъективности каждому из нас кажется, что он очень хорошо видит и чувствует пошлость, но при этом видит абсолютно по-своему и в разных явлениях. Меня это так заинтересовало, что какое-то время я практически проводил опрос друзей и знакомых — все эти люди занимаются театром, кино, музыкой — в общем, искусством. Многие из них не смогли дать мне своего определения пошлости вообще. (Как правило, именно те, которые чувствуют малейшее присутствие пошлости, как полицейская собака — наркотики. Вы уж мне поверьте.)
Иван Дыховичный отослал меня к Набокову. Нахожу у него целую лекцию под названием «Пошляки и пошлость». (Интересно, что лекция переведена с английского, то есть писана и читана была американцам, как раз этого понятия в арсенале, на мой взгляд, не имеющим. Очень мне было интересно — как называлась лекция в оригинале, то есть на английском языке. Оказывается, так и называлась — «Poshliaki and poshlost».) Нахожу абзац, на мой взгляд, самый главный. «У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольного величественного мещанства — пошлость. Пошлость — это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность». Готов подписаться под каждым словом, кроме двух — «явная, неприкрытая». Иногда очень даже прикрытая.
Кинорежиссер Дмитрий Светозаров, с которым мы много работали как композиторы, высказал предположение, что пошлость — это что-то из области формы. Понимаю — историю Ромео и Джульетты может рассказать Шекспир, а может автор криминальных хроник газеты «Мегаполис-Экспресс». Фабула истории при этом совершенно не изменится. Для измерения же иных параметров — не про что, а как — не изобрели пока точных приборов.
Но разницу почувствуем, да?
Актриса Юля Рутберг сказала, что пошлость — это всегда перебор. Всегда 22 очка. Недобор не может быть пошлостью — это будет просто плохо, слабо. А пошлость — всего слишком: слишком ярко, слишком нарядно, слишком громко рассказывает и сам при этом смеется.
Алена Свиридова: «Пошлость — это неорганичность».
Мне кажется, что пошлостью может оказаться неудачное зависание между двумя жанрами. Грубо говоря: Мона Лиза — это классика, Мона Лиза на пивной банке — это пошлость, а четыре пивных банки с Моной Лизой — это уже поп-арт. Границы при этом могут быть весьма тонкими.
Поп-арт вообще часто балансирует на волосок от пошлости. Может, именно поэтому данный арт — поп? (Сергей Соловьев: «Пошлость — это все общепринятое». Лихо сказано, да?) Иногда магия имени или персоны здорово заслоняет истинное положение вещей. Недавно я пересмотрел фильм «Imagine» и вдруг с грустью понял, что это невероятно пошлый ролик — ранее магия Джона Леннона это заслоняла, и казалось, что все, к чему он прикасается, становится великим.
Помните? Сначала он с Йокой идет по этакому затуманенному саду, причем он в клешах и в шляпе, а она в вечернем платье. Потом они останавливаются у некой белой виллы, архитектурой своей являющей мечту нового русского (колонны, портик, все дела), и каким-то образом просачиваются внутрь сквозь закрытую дверь. Далее после глубокомысленного титра «This is not here» они оказываются в белой зале, Леннон — сразу за белым роялем, а Йоко раздвигает шторы на окнах. В общем, по стилистике все это гораздо больше подходит к творчеству группы «Белый орел», чем к песне «Imagine». А ведь смотрел я это раньше и не замечал всей этой клюквы — Леннон заслонял. Сидел и восторгался, робея.
Интересно — все мои друзья и знакомые, говоря о пошлости, примеряли ее прежде всего к своей профессии.
Леша Романов: «Не могу определить даже для себя словами, но точно знаю, когда надо выключить телевизор. Это что-то из области сокровенных ощущений, а говорить о сокровенном вслух — это и есть пошлость».
Оксана Ярмольник — слово в слово: «Пошлость — это сокровенное, высказанное вслух». Согласны? По-моему, все-таки не всегда. А то бы мы всю жизнь общались какими-то обиняками.
Если не растекаться мыслью по Древу Добра и Зла, то пошлость — это более-менее точная примета частичного, порой полнейшего отсутствия души в ком-нибудь и в чем-нибудь. Отсюда — не красота, всегда исполненная достоинства, а вызывающе нелепая красивость, не всепоглощающая страсть любовного соития, а занятие похотливой нелюбовью, внимание мазил авангардизма-задогардизма не зову Музы, а модозвону баксов и т.д. и т.п. При всем при том пошлость — не только фальшак, внушивший сам себе уверенность в обеспеченности золотцем души, но, к сожалению, ставший денежной единицей и критерием псевдоэстетики массового бескультурья.
Стоп! Треп бесполезен. Шлюховатая пошлость все равно выскользнет из формул определения ее сути. Это тебе, Андрюша, не водичка дождя небес, родничка, колодца и всего Мирового океана, покоящаяся всего лишь в паре буковок и в цифирке всего одной — в Н2О».
А вот Боря Гребенщиков не раздумывая сказал следующее: «Пошлость — это боязнь отказаться от привычного и надоевшего самому тебе видения мира».
Может, кому-то это покажется спорным. Но мне по ощущению очень близко. И кстати, совпадает со старинным, изначальным значением слова. Круг замыкается
ПОШЛОСТЬ
Полезное
Смотреть что такое «ПОШЛОСТЬ» в других словарях:
пошлость — вульгарность; избитость, банальность, тривиальность; филистерство, неприличие, клюковка, истасканность, неблагопристойность, пошлятина, неприличность, непристойность, плоскость, похабень, стертость, бульварность, непотребство, клубничка,… … Словарь синонимов
ПОШЛОСТЬ — ПОШЛОСТЬ, пошлости, жен. 1. только ед. отвлеч. сущ. к пошлый. Пошлость фразы. Пошлость поведения. 2. Пошлое замечание, выражение или пошлый поступок. Говорить пошлости. Заниматься пошлостями. «Средь лицемерных наших дел и всякой пошлости и прозы… … Толковый словарь Ушакова
Пошлость — Пошлость скабрезность, непристойность. Пошлость (эстетика) морально эстетическое понятие, характеризующее такой образ жизни и мышления, который вульгаризирует человеческие духовные ценности … Википедия
ПОШЛОСТЬ — ПОШЛОСТЬ, и, жен. 1. см. пошлый. 2. Пошлое выражение, пошлый поступок. Сказать п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Пошлость — (ст.слав. – пошлина, налог) – состояние бытия (действий, мыслей, слов, чувств, отношений, творений), характеризующееся отсутствием высокого идеала или нежеланием стремиться к нему по причине душевной лени или духовного бессилия. Пошлость… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Пошлость — I ж. 1. отвлеч. сущ. по прил. пошлый I 2. Пошлое [пошлый I] замечание, выражение или пошлый поступок. II ж. устар. отвлеч. сущ. по прил. пошлый II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Пошлость — I ж. 1. отвлеч. сущ. по прил. пошлый I 2. Пошлое [пошлый I] замечание, выражение или пошлый поступок. II ж. устар. отвлеч. сущ. по прил. пошлый II Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
пошлость — пошлость, пошлости, пошлости, пошлостей, пошлости, пошлостям, пошлость, пошлости, пошлостью, пошлостями, пошлости, пошлостях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
пошлость — п ошлость, и … Русский орфографический словарь
LiveInternetLiveInternet
—Новости
—Рубрики
—Музыка
—Помощь новичкам
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Что такое пошлость в XXI веке?
ЧТО ТАКОЕ ПОШЛОСТЬ?
от редакции: я давно искал наиболее полное определение такого феномена культуры и быта, как пошлость. Дело в том, что зачастую люди употребляют слово «пошлось» в значении «непристойность», но если вдуматься — то пошлость не равна непристойности, хотя эти понятия могут пересекаться. И вот совершенно случайно я наткнулся на эту замечательную статью!
«Что такое пошлость в XXI веке?
Некоторые специалисты полагают, что «пошлость не может быть определена и не поддается классификации. Пошлость эстетична, потому что по природе своей она средство выражения. Как инструмент выразительности, пошлость являет себя в слове и поступке. Как жест, она не только выразительна, но и изобразительна».
И всё же, обобщив различные определения пошлости, можно утверждать, что пошлость — это морально-эстетическое понятие, имеющее следующие характеристики:
1. Образ жизни и мышления, который вульгаризирует человеческие духовные ценности, низводит их до уровня ограниченно-обывательского понимания, понижает саму идею достоинства личности.
В основе представления о вульгарном и пошлом лежит одна и та же идея — идея обыкновенности, расхожести. И вульгарность, и пошлость присущи толпе или, как любил говорить Пушкин, черни.
В пошлых анекдотах встречаются вульгарные выражения, а вульгаризаторы имеют обыкновение опошлять научные концепции. То есть у этих двух слов похожая структура многозначности.
Круг значений и пошлого, и вульгарного: 1) обыкновенный, простонародный; 2) безвкусный; 3) непристойный; 4) банальный, тривиальный.
2. Действие, ситуация, предмет или высказывание, которым человек приписывает некую эстетическую значимость.
Т.е. пошлость в данном контексте – это снобизм и, говоря словами В.Набокова, «ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность».
Так, гриб, цветок или морская раковина — так же как и хождение на работу или в лес за грибами — сами по себе не могут быть пошлыми: они могут стать таковыми только в том случае, если кто-то приписывает им какую-то дополнительную эстетическую ценность, которая у данных объектов отсутствует.
Неотъемлемой составляющей этой разновидности пошлости является пафос (греч. πάθος — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением.
В данном случае пошлостью является псевдо-пафос. «