В чем заключается позиция левкиппа и демокрита

Левкипп и Демокрит

В чем заключается позиция левкиппа и демокрита. 84cb5c96d8930a3a57060002381d5492. В чем заключается позиция левкиппа и демокрита фото. В чем заключается позиция левкиппа и демокрита-84cb5c96d8930a3a57060002381d5492. картинка В чем заключается позиция левкиппа и демокрита. картинка 84cb5c96d8930a3a57060002381d5492

Это конспект седьмой лекции по истории философии Муравьева А.Н. — доктора философских наук, доцент кафедры истории философии Санкт-Петербургского государственного университета.

О Левкиппе, мы ничего не знаем, кроме того, что Демокрит был его учеником.

Демокрит впервые стал писать не о природе, как все предыдущие философы, а о “диакосмосе” – связно-раздельном мире – космосе, состоящем из двух начал. Это лучше, чем шесть (у Эмпедокла: 4-е стихии и 2-е силы), но хуже, чем одно.

Совершенно неверно трактуют учение Демокрита как материалистическое. Суть демокритовского учения – попытка решить проблему отношения бытия и небытия, единого и многого.

Первое положение учения Демокрита: вслед за Парменидом и Гераклитом он выделяет два рода познания – темное, основывающееся на ощущениях, и истинное, основывающееся на мышлении.

Атомы и пустота образуют не внешнюю природу, а существенную природу вещей. Когда идет речь о природе вещей – это речь не о составе вещей. Если не понять это, то не понять фразу Демокрита: “Атом – это мир”. Что есть мир – это видно, но, что он – атом, т.е. неделимое единое, целое – это не увидеть, это можно только мыслить.

Демокритом сделан шаг к более глубокому пониманию единого, чем у Парменида и Гераклита.

Далее: Демокрит хотел постичь то, что воспринимается чувствами. Это задача трудная, если не отступать от мысли. Иначе слишком легко вообразить себе шарики с крючками, но это ничего не объясняет. И вот почему.

Внешним единством можно объяснить различие одного мертвого от другого мертвого, а различие живого тела от умершего не объяснить. Атомы те же, но что-то уже не то.

И, во-вторых, атомы бесконечно движутся в пустоте. Но почему? Почему они не стоят на месте? Пустота объясняет лишь, почему атомы МОГУТ двигаться, но вовсе не объясняет, ПОЧЕМУ они движутся.

И еще: бесконечным, хаотичным движением хотят объяснить возникновение целого, и даже живого, разумного. Т.е. желают доказать, что в результате случайного сцепления может образоваться нечто упорядоченное. Это подобно тому, как, если взять коробку с буквами и долго-долго ее трясти, то они могут сложиться в текст романа “Война и мир”. Сложатся? Наверное могут, но сложатся ли? Никогда, хотя мат. статистика и докажет, что какая-то вероятность есть. Ждать появления шедевра бессмысленно, т.к. принцип (случайность, а не целесообразность) – не меняется. Принцип – не предмет для мат. статистики и поэтому ею не учитывается.

Мир Демокритом представлялся как вихрь атомов, движущихся, сплетающихся и расплетающихся. Это образ, годный для песни и, с грехом пополам, для объяснения “из чего” и “как” возник мир, но не дающий объяснения “почему” он возник. Объяснительные возможности атомизма, поэтому ничтожны.

Источник

Атомисты Левкипп и Демокрит

Атомисты Левкипп и Демокрит

Против учения элейцев, идеалистического по существу, выступили ученые атомистической школы, основателями которой являются Левкипп и Демокрит. В истории материалистической мысли древности эта школа имеет особые заслуги — на примере ее развития становится особенно заметным, насколько несовместима подлинная наука с религиозным мировоззрением.

О Левкиппе известно очень немного: его сочинения впоследствии были включены в произведения Демокрита, его ученика и это послужило для некоторых основанием вообще отрицать его существование. Однако античная традиция сохранила такие детали его биографии, а также учения, которые вряд ли могли быть выдуманы. Их сообщает выдающийся авторитет в вопросах истории философии Аристотель. Левкипп жил около 460–400 гг. до н. э. и происходил из Милета. В молодости он совершил путешествие в Южную Италию, в г. Элею, и там стал учеником философа Зенона. Позже, уже в зрелом возрасте, он прибыл в г. Абдеры на севере Греции, где основал свою философскую школу. Здесь его учеником стал Демокрит, местный житель (ок. 460 — дата смерти неизвестна). Поскольку Демокрит вырос в демократическом государстве, он не преклонялся перед авторитетами; знакомясь со взглядами различных философов, он убеждался в их противоречивости и поставил себе целью достижение истины.

В молодые годы Демокрит совершил далекие путешествия на Восток, где учился у мудрецов, постигая тайны их науки. Особенно интересовался он точными науками, в частности геометрией, родиной которой был Египет, в котором он провел пять лет.

Известно изречение Демокрита, гласящее, что открытие одной причинной связи он предпочел бы персидскому престолу. В исследовании причинных связей он видел цель истинной науки. В природе, по мнению Демокрита, господствует принцип детерминизма: ничто не происходит случайно, ибо все предопределено законами природы. Система философского детерминизма в корне противоречит религиозной доктрине: если все предопределено природой, в мире нет места божественной воле.

Чтобы понять, каким путем шел Левкипп к своему гениальному открытию — атомистической теории, необходимо представить себе, как Левкипп преодолел казавшиеся неопровержимыми доводы элейцев.

Левкипп выступил против своего учителя Зенона, утверждавшего, что вещество может быть бесконечно делимо. Он считал, что все противоречия, вытекающие из учения элеатов, снимаются, если допустить, что существует предел делимости, т. е. что существуют такие мельчайшие частицы вещества, которые далее неделимы. Их-то он и назвал атомами, т. е. неделимыми. Таким образом, сумма атомов не есть сумма бесконечно большого числа бесконечно малых величин, возникающих в результате бесконечной дихотомии (деление надвое, как оно было постулировано в парадоксах Зенона), а сумма конечных величин, которая и даст конечную величину. Эти атомы обладают абсолютной плотностью и исключают пустоту внутри себя, поэтому они и неделимы, ведь делимость возможна тогда, когда, по представлению древних, в предмете существует пустота. Из таких атомов состоят все видимые тела, группирующие внутри себя атомы тем или иным образом. С точки зрения Левкиппа и Демокрита, парадокс Зенона об Ахилле и черепахе разрешается просто: когда между Ахиллом и черепахой останется один атом пространства, черепаха останется на месте, а Ахилл перешагнет через черепаху.

Атомы различаются между собой по форме, положению и группировке. Они движутся в пустоте — допущение пустоты было смелым представлением атомистов, так как без пустоты им трудно было объяснить движение.

Космогонические представления атомистов можно сформулировать следующим образом. Располагаясь в пустоте, атомы различной величины и формы движутся так, что в конечном счете подобные атомы объединяются, образуя ряд вихрей, а из каждого вихря возникает отдельный мир, где атомы уже расположены в определенном порядке. Порядок по-гречески «космос», поэтому и мир называется космосом. В центре одного из таких миров оказалась земля, состоящая из наиболее тяжелых и больших частиц, над землей оказалась вода, состоящая из более легких и мелких частиц, затем по этому же принципу — частицы воздуха и выше всех — частицы огня. Первоначально космос был раскален от вихревого вращения, но, остывая, он покрылся пленкой, которую Демокрит назвал «хитоном», поэтому космос и не рассыпается. Космогоническая теория атомистов изложена в сочинении «Большой диакосм» (миропорядок), которое некоторыми источниками приписывается Левкиппу.

Исходя из своей теории, атомисты объясняли все явления в мире. Острый вкус получается благодаря тому, что на язык попадают «острые» атомы; белый цвет возникает потому, что он состоит из шарообразных и гладких атомов, тогда как черный цвет — из угловатых. На первый взгляд все это звучит наивно, но интересна последовательность, с которой атомисты объясняли мир, исходя из одного принципа. Такая система называется монистической.

Гениальные догадки были высказаны Демокритом в области биологии и истории человеческого общества. Согласно его учению, в природе постоянно происходит естественный отбор: наиболее приспособленные выживают в борьбе за существование, как сами животные, так и их органы, тогда как неприспособленные вымирают. Этот же закон действует и в человеческом обществе: первоначально люди вымирали от голода и холода, не имея ни одежды, ни жилища, где они могли бы укрыться. Но наиболее приспособленные догадались использовать в качестве жилищ пещеры, а затем и сами научились строить. Самые догадливые из человеческих существ изобрели одежду, объединились в коллектив для совместной борьбы с дикими зверями, а для лучшего общения изобрели язык. Таким образом, движущей силой прогресса в человеческом обществе была нужда.

Теория Демокрита была шагом вперед по сравнению с фантастическими мифолого-религиозными объяснениями. Развитие общества мыслилось как естественно-исторический процесс. Конечно, перенесение законов биологии на человеческое общество было неверно, но для того времени теория общественного прогресса, выдвинутая Демокритом, являлась передовым учением.

В духе монистической теории Демокрит формулирует свое отношение к народной религии, которой он, естественно, разделять не мог. По мнению философа, боги возникли вместе с атомами огня и находятся соответственно над всеми остальными стихиями. Не сумев полностью отказаться от понятия божества, Демокрит в соответствии со своей теорией атомистического материализма заявляет, что боги — это образы, приближающиеся к людям. Своим видом и звуками, которые они способны издавать, боги провозвещают людям будущее. Окружающее человека пространство полно демонов — образов, способных воздействовать на человека своими истечениями. Таким образом, традиционные понятия о богах переработаны Демокритом в духе материалистической теории. Веру в загробную жизнь Демокрит отвергал. В сочинении «О загробной жизни» он назвал представления о загробной жизни лживыми сказками.

Тезис о смертности души полностью противоречил религиозным представлениям того времени.

Философы идеалистического направления, а также служители культа с ненавистью относились к сочинениям Демокрита и его памяти. Античные источники рассказывают, что Платон старался всюду скупать сочинения Демокрита и сжигать их. Интересно, что Платон упоминает почти всех предшественников и современников, выступавших с различными философскими учениями, обходя молчанием лишь одного Демокрита. В своем последнем произведении, «Законы», Платон открывает истинные мотивы отрицательного отношения к материалистической философии: «Отсюда у молодых людей возникают нечестивые взгляды, будто нет таких богов, признавать которых предписывает закон. Из-за этого же происходят и смуты…» 17 Философия, таким образом, с момента своего зарождения была партийной наукой. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин писал: «Удивляться ли тому, что Рудольф Вилли в 1905 году воюет, как с живым врагом, с Демокритом, великолепно иллюстрируя этим партийность философии…» 18

Читайте также

Глава тринадцатая МЕХАНИЧЕСКАЯ ВСЕЛЕННАЯ. ДЕМОКРИТ Абдеры во Фракии, ок. 420 г. Бывает нечто, о чем говорят: «Смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Экклезиаст Нападая на вульгарные верования масс или строя «научные» космогонии, поэты и

Левкипп

Левкипп В древнегреческой мифологии Левкипп —1) правитель Мессении, внук Персея, отец Левкиппид.Когда мужская линия дома Поликаона пресеклась, мессенцы пригласили Периера, сына Эола, на царство, и он женился на дочери Персея Горгофоне. Она пережила своего мужа и

Источник

Демокрит и Левкипп – основатели атомизма.

В чем заключается позиция левкиппа и демокрита. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается позиция левкиппа и демокрита фото. В чем заключается позиция левкиппа и демокрита-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается позиция левкиппа и демокрита. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается позиция левкиппа и демокрита. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается позиция левкиппа и демокрита фото. В чем заключается позиция левкиппа и демокрита-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается позиция левкиппа и демокрита. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается позиция левкиппа и демокрита. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается позиция левкиппа и демокрита фото. В чем заключается позиция левкиппа и демокрита-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается позиция левкиппа и демокрита. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается позиция левкиппа и демокрита. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается позиция левкиппа и демокрита фото. В чем заключается позиция левкиппа и демокрита-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается позиция левкиппа и демокрита. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

Со второй половины V в. до Р.Х. одним из культурных центров Греции становится г. Абдеры, в котором по показаниям с доксографив жили философы Левкипп (50СМ40) и Демокрит (460-370). Фигура Левкиппа и на сегодня вызывает значительные споры, поскольку не сохранилось исключительно достоверных свидетельств о ходе его жизни и творчества. Однако предполагается, что принципы теории атомизма в основе были начаты именно Левкипп на основе сочетания достижений ионийской философии и элейской доктрины с элементами диалектики Зенона, а развитые впоследствии в целостное учение Демокрита. Именно поэтому атомистической теории мироздания рассматривают под именами двух греческих философов, обобщая основные положения как принадлежащие обоим.

Так же существует проблема относительно определения точных дат жизни Демокрита. Однако существует достаточно достоверного материала для укладки хотя бы приблизительных хронологических показателей его жизни. Вероятнее Демокрит родился 460 года до Р.Х. Его основной труд называлась «Большая мироздание», в которой философ рассматривал практически все отрасли тогдашнего знания. Однако на сегодняшний день сохранились лишь заключенные поздними исследователями списки из произведений Демокрита, дошедшие в виде цитат и отрывков.

В чем заключается позиция левкиппа и демокрита. 640 1. В чем заключается позиция левкиппа и демокрита фото. В чем заключается позиция левкиппа и демокрита-640 1. картинка В чем заключается позиция левкиппа и демокрита. картинка 640 1

Атомы окутаны пустотой, обеспечивающей возможность перераспределения различных сочетаний атомов. Следовательно, тела — это сочетание атомов и пустоты. Как и количество атомов, пустота бесконечна, поэтому может возникать бесконечное количество комбинаций сочетаний, то есть бесконечное количество тел.

Из основного положения о вещественные частицы как неделимые (атомы) и пустоту следует и основание различения атомов. Существенными отличиями являются их форма, размер, местонахождение и порядок. Проблемной признаком является признание различия по размеру. Некоторые исследователи считают, что различия по размеру является более поздним приложением к основоположений атомизма. Бесконечная не только количество атомов, но и совокупность возможных сочетаний, которая зависит непосредственно от разнообразия форм атомов. Демокрит их называет не только «атомами», но и «неделимыми формами». Атомы бывают шаровидные, пирамидальные, неправильной формы, угловые, вогнутые и т.д..

Важной составляющей учения атомистов является обоснование движения. Единство бытия как единства атомов и пустоты побудила и к объяснению всех изменений в рамках единого вещественного бытия. Вопреки всем предшественникам — натурфилософов атомисты не рассматривали причину движения как нечто отстраненное от першочасток или первоэлементу — то чисто физического движения, или силы вроде Разума — «Нусу» Анаксагора. Они признавали, что атом и движение являются составляющими одной вещественной целостности. Движение превращается в атомистов на атрибут бытия. Мыслить бытие как единство атомов означает мыслить подвижность, движение.

По определение природы движения, однако, существует ряд разногласий. Они были вызваны выводом Эпикура, продолжателем дела атомистов, что атомы имеют вес. Это приводило к тому, что движение атомов представал благодаря силе отталкивания, которая возникала как следствие столкновения атомов разного веса. Однако такая интерпретация доксографичного материала относительно причин и вида движения атомов, поддержана определенными историками античной философии XIX в. (Целлер, Ибервег и др.). Удивление четко согласуется с физикой и механикой позднее XVII в. в лицах Р. Декарта, И. Ньютона и др.. Стоит все же признавать, что у родоначальников атомизма подвижность атомов ни была вызвана внешней причиной разницы веса, а была сроднившийся с самой существом атома — вещественной неделимость. Иначе невозможно было бы согласовать это положение со свойством движения быть хаотичным. Именно наличие направления действия определяет тип механистической весовой взаимодействия. А это уже теория механики XVII в.

Одновременно атом не является чисто чувственного предметом, вещью. Совокупность атомов отождествляется с внечувственного, умозрительным в значении «умственного видения» бытием элеатов. Однако атомистичнисть определяет не только пизирни, чувством формы бытия, но и духовную, «умозрительную» сферу, то есть не существует ничего, что не образовывалось бы из сочетания атомов и пустоты. О соразмерности чувственного и умозрительного уровней единого атомистического бытия висновуеться на основании «аналогии».

Именно аналогия устанавливает различения того, что может мыслиться, что не может чувственно восприниматься, без нарушения самого единства бытия этим разрешением. Умозрительно мы воспринимаем существо бытия — единство хаотически движущихся атомов и пустоты, свойств атомов — формы, размера, местонахождения и порядка. Цвет, вкус, тепло, звук есть качества не бытие, а свойствами, которые возникают в последствии восприятия человека ощущениями. То есть эти свойства имеют вторичный, несущественный характер. Противоречивый характер здесь приобретает определение таких свойств как легкое и тяжелое. Если признать эти свойства исключительно следствием чувственного восприятия, то это вызывает возражения учитывать вес существенным качеством атомов. В противном случае возникает соблазн присоединиться к «весовой» теории происхождения движения, соединив размер с физическим весом.

Из определений атомов следует и необходимость всех процессов и явлений природы. Ни одна вещь не может возникнуть без какой-либо причины, и только при необходимости. Соответствующий порядок мироздания существует в нем всегда, он не рожден, поэтому никогда не исчезнет. Этот порядок сплошной, равнозначен для всех «частей» мира. Однако атрибутивная хаотическая природа движения атомов не вызывает необходимость возложения цели всех процессов бытия. Каждая вещь, каждое явление имеет свою причину, но, по Демокриту, из этого не следует, что ряд явлений приводит к определенному запланированного результата, или заранее предусмотренной цели.

Причинность касается только того, что произошло, но не действует для того, еще не осуществлено. Таким образом атомисты отрицали существование случайности, рассматривая ее исключительно как разновидность необходимости.

В теории Левкиппа — Демокрита разработаны и вопросы познания. Как уже отмечалось, различия по аналогии уровней бытия вызывало и различия видов знания. Ощущения не могут иметь непосредственным объектом восприятия движущиеся атомы и пустоту, которые воплощают существо бытия. Именно для исследования этой сферы существует основание умственного постижения. Поскольку чувственное и умозрительное бытия являются составляющими одного бытия умственное познание не противопоставлено чувственного. Истинного знания мы приобретаем умственными действиями, но завершение и дополнение оно получает в формах ощущений. Чувство формы знания являются одновременно и критерием истинности умозаключений.

Атомисты отмечали и на разных возможностях чувственного и умственного познания. их сосуществование определяется дополнением и обоюдного мопоглибленням. Известно, что Демокрит разрабатывал чисто логическую проблематику в труде «Каноны», в которой определил три критерия познавательной деятельности: чувственное познание явлений; значение мышления в науковедческих исследованиях природы; исследование сферы желаемого и нежелательного.

Источник

Античная атомистика: Левкипп, Демокрит

Античная атомистика: Левкипп, Демокрит

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемым свойствам вещей – их множеству, движению и изменению. «Атом» – по-гречески то, что не делится. Основатель атомизма – Левкипп (сер. V в. до н. э.) – считал, что все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты. Все происходит в силу закона причинности и достаточного основания. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает в силу необходимости и на каком-то основании. Продолжателем атомизма является Демокрит (втор. пол. V в. до н. э.) – философ и ученый, рассматривавший множество вопросов философии, логики, психологии, этики, политики, педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии.

Атомисты предполагали существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными многообразными соединениями все сложные тела. Атомы суть всевозможные малые тела, не имеющие качеств, пустота же – место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся. Таким образом они производят все прочие сложные тела, в том числе и наши тела, их состояния и ощущения.

Все вместе атомы образуют бытие в его полноте. Различия между ними имеются лишь по форме, порядку и расположению. В этом смысле они бесконечно варьируемы.

Коль скоро атомы бесконечны, то бесконечны и из них образованные миры. Все миры рождаются, развиваются и затем разрушаются, чтобы дать источник другим мирам. Это происходит циклично, бесконечно.

Атомисты ввели понятие «случая», на котором стоит мир. Порядок (космос) – результат взаимодействия атомов – не проектируется и не продуцируется разумом. Ум, интеллект следует, а не предшествует общему порядку соединений атомов. Однако есть привилегированные атомы (по Демокриту, божественные) – гладкие, сферические, легковоспламеняющиеся, из которых образованы душа и ум. Познание – результат контакта атомов тел с нашими чувствами.

Учение Демокрита о жизни и душе

Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие – разделение труда. Разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением долга, мерой во всем. Умение доходить до такого состояния дает обучение, которое Демокрит не отделяет от воспитания, без которого не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.

Демокрит понимает процесс познания состоящим из двух ступеней: чувственное и рациональное познание. Чувственное познание является некой низшей ступенью познания и знакомит нас с окружающим миром явлений. Подойти же к познанию «истинной сущности» (то есть к познанию атомов), открытию причинных связей можно лишь при помощи рационального познания. Чувствами можно воспринимать лишь то, что образуется соединением атомов, а это само по себе преходяще.

Демокрит стремится также «естественным» образом объяснить возникновение общества. Согласно этому объяснению, люди на начальных стадиях своего развития жили неупорядоченной жизнью. Они объединялись, когда на них нападали звери, затем они вместе зимой прятались в пещерах и хранили там запасы, затем познали огонь, было изобретено искусство и все, что может быть полезным людям в совместной жизни. Таким образом, Демокрит считает, что основным стимулом развития общества являлась необходимость удовлетворения потребностей. Общество – совокупность индивидов. Но общество и законы, согласно ему, не являются инструментом развития индивидуальности, но, скорее, лишь ограничивающими средствами, предотвращающими возникновение вражды. Демокрит не осуждает накоплений, но осуждает приобретение их дурными способами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Демокрит[86]

Демокрит[86] 62. Давид Prol. 38,14 Busse. И подобно тому как во Вселенной мы видим, что одни только управляют, как, например, божественные; другие и управляют, и управляются, как, например, человеческие,

Источник

Философия древнегреческих атомистов

Цель лекции: ознакомить студента с атомистическим материалистическим течением древнегреческой философии.

С философской школой древнего атомизма связан огромный прорыв в натурофилософской и самой философской мысли Древней Греции.

Основными разработчиками философии атомизма являются Левкипп (500-440 до н. э.), Демокрит (ок. 460-370 до н. э.) и Эпикур (341-270 до н. э.). Они считали, что существует бесконечное множество атомов, постоянно движущихся элементов.

Философский термин » атом » образован от древнегреческого слова «том»- «разделять», «рассекать» и отрицательной частицы «а». » Атом » в переводе означает «неделимый».

Левкипп (V-IV в до н.э.)

Основные труды Левкиппа «Великий космос», «Об уме».

Демокрит. (470-370 гг. до н.э.)

Сама идея о существовании атомов возникла из наблюдений и размышлений. Так, было замечено, что при растворении веществ одно вещество проникает в другое, постепенно вещи теряют свою форму, как стираются, например, ступени храма, или сгнивают доски под дождем. Следовательно, эти предметы теряют часть своих частиц, атомов.

Атомов в философии Демокрита бесконечно много, они несутся по вселенной и этим порождают все формы материи: огонь, воздух, воду, землю.

Левкипп и Демокрит считали, что существует бесконечное множество миров, по аналогии с бесконечным количеством атомов. Для того, чтобы возник отдельно взятый мир нужна материальная причина. Причина возникновения мира заключалась в том, что атомы в пустоте распределены не равномерно и в каком-то месте их скапливается слишком много. Большая концентрация атомов приводила к тому, что атомы начинают двигаться быстрее и появляется вихрь. В центре вихря концентрируются самые большие по величине и самые тяжелые атомы. А легкие и маленькие атомы оказываются на периферии.

Такая позиция называется диспозиционной концепцией первичных и вторичных качеств, что означает, что вторичные качества, такие как запах, существуют, но находятся в зависимости от первичных качеств, таких как атомы и их положение, форма и др.

В чем заключается позиция левкиппа и демокрита. 06 01. В чем заключается позиция левкиппа и демокрита фото. В чем заключается позиция левкиппа и демокрита-06 01. картинка В чем заключается позиция левкиппа и демокрита. картинка 06 01

Учение о живом. Демокрит выделил макрокосмос и микрокосмос.

Таким образом, Демокрит не только развил идею Левкипа об атомах, как неделимого начала бытия, но и внес значительный вклад и в теорию познания и этические концепции античности.

Однако философская концепция Демокрита создавала множество вопросов в отношении движения, детерминизма, а также этики. Если все обусловлено, то как же воля человека, его поступки? Если все определено движением атомов, то есть ли ответственность за свои поступки? И что такое прямолинейное движение атомов, почему именно такое движение?

Новый ответ на все эти вопросы попытался дать Эпикур. Он считал, что существует отклонение от прямолинейного движения атомов. Атомы могут не только двигаться по прямой или по кругу, но также спонтанно отклоняться от своего курса. Следовательно, это снимает тотальный детерминизм, который был характерен для учения Демокрита. Самопроизвольное отклонение атомов от движения по прямой Эпикур назвал «clinomen» («клиномен»). Наличие отклонения в движении атомов сделало переворот как в онтологии, так и этике атомизма. Все случайные события в жизни человека или окружающего мира объясняются этим спонтанным отклонением от прямолинейного движения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *