В чем заключается правила работы со световым микроскопом
1. Что является главной частью любого увеличительного прибора?
Главной частью любого увеличительного прибора является линза.
2. В чем отличие штативной лупы от ручной?
Штативная лупа имеет приспособление для жесткой установки или крепления ее на любой ровной поверхности. Это приспособление и есть штатив. А ручная лупа снабжена только ручкой.
3. Опишите, как устроен световой микроскоп. Каково значение каждой из его частей?
4. В чем заключаются правила работы со световым микроскопом?
1. поставить микроскоп штативом к себе против левого плеча на расстояние 5-8 см от края стола.
2. опустить зрительную трубку вниз на 1-2 мм от предметного столика.
3. вращайте (осторожно) пока не добьётесь комфортного и чёткого изображения (не бьющего и не мутного).
5. Расскажите об устройстве электронного микроскопа. Во сколько раз он увеличивает изображение объекта?
6. Какие объекты удобнее рассматривать с помощью ручной лупы; штативной лупы; светового микроскопа; электронного микроскопа?
Ручная лупа предназначена для первичного осмотра мелких предметов/насекомых и т.д., чтения мелкого шрифта. Штативная лупа же предназначена для более детального рассмотрения, при этом она освобождает обе руки, что удобно для ювелиров, при создании коллекций насекомых, на производствах и т.п.
Световой микроскоп предназначен для рассмотрения клеточного строения того или иного микропрепарата ( срез листа, ротовой аппарат насекомого, строения протиста), однако ввиду недостаточного увеличения под ним не всегда можно разглядеть мелкие клетки.
Световой микроскоп же дает максимально мощное увеличение, позволяя рассмотреть даже самые мелкие клетки.
7. Подготовьте сообщение об истории открытий увеличительных приборов.
ПРАВИЛА РАБОТЫ СО СВЕТОВЫМ МИКРОСКОПОМ
Для того, чтобы ваша работа на занятии была продуктивной и для предупреждения разрушения изучаемых на занятиях гистологических препаратов и микроскопа необходимо соблюдать при микроскопии следующие основные правила:
Методические указания к изучению гистологических препаратов:
Ответьте на вопрос: в какой цвет и какой краской окрасились ядра и цитоплазма гепатоцитов печени?
Ответьте на вопрос: в какой части клеток локализованы включения липидов и какова форма этих включений?
Ответьте на вопрос: в какой части клетки локализованы включения гликогена и в какой они окрасились цвет?
Ответьте на вопрос: в каких структурах клетки локализованы гранулы РНК, как они окрасились?
5,6 Рассмотрите под микроскопом 2 среза нервной ткани, обработанных разными способами:
а) срез мозжечка, импрегнированный азотнокислым серебром
б) нервные клетки сетчатки глаза, окрашенные метиленовой синью
Ответьте на вопрос: какова форма нервных клеток?
7. Рассмотрите срез костной ткани.
Ответьте на вопрос: какова форма костных клеток?
8 Рассмотрите срез аорты, окрашенный орсеином для выявления эластических волокон.
Ответьте на вопрос: каково направление эластичных волокон в стенке сосуда?
7. ВОПРОСЫ К ИТОГОВЫМ КОНТРОЛЯМ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ:
7.1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КУРСОВОМУ ЭКЗАМЕНУ
1. Виды микропрепаратов. Техника приготовления гистологических препаратов. Этапы приготовления. Врачебные этапы: взятие, маркировка и фиксация материала.
2. Техника приготовления гистологических препаратов. Этапы приготовления. Проводка материала и приготовление срезов. Виды микротомов. Окрашивание: цель, основные виды красителей. Заключение среза.
3. Морфометрические методы исследования. Задачи и возможности метода. Автоматизированные системы обработки изображений. Ядерно-цитоплазматическое отношение – как показатель функционального состояния клетки. (Лекционный материал).
4. Проточная цитометрия: основные принципы метода. Проточная ДНК-цитометрия. Задачи и возможности метода. Использование метода для изучения периодов митотического цикла в клетках различных тканей. (Лекционный материал).
5. Проточная цитометрия: основные принципы метода. Метод иммунофенотипирования. Задачи и возможности метода. Использование метода иммунофенотипирования и моноклональных антител для исследования клеточного звена иммунитета. (Лекционный материал).
6. Иммуногистохимический метод исследования. Основные принципы метода. Задачи и возможности метода. Применение иммуногистохимического метода для определения гистогенетического типа ткани. (Лекционный материал).
7.2. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Укажите правильное чередование основных этапов приготовления гистологических препаратов:
1) фиксация, промывка, обезвоживание, изготовление срезов, заливка в специальные среды, окрашивание срезов и заключение срезов;
2) обезвоживание, фиксация, промывка, заливка в специальные среды, изготовление срезов, окрашивание срезов и заключение срезов;
3) фиксация, обезвоживание, заливка в специальные среды, промывка изготовление срезов, окрашивание срезов и заключение срезов;
4) фиксация, промывка, обезвоживание, заливка в специальные среды, изготовление срезов, окрашивание срезов и заключение срезов;
5) фиксация, обезвоживание, промывка, изготовление срезов, окрашивание срезов, заливка в специальные среды и заключение срезов.
2. На каком этапе приготовления гистологических препаратов сохраняется прижизненная структура ткани путём быстрой коагуляции её белков:
2) заливка в специальные среды;
4) изготовление срезов;
5) окрашивание и заключение срезов
3. На каком этапе приготовления гистологических препаратов придается контрастность структурам ткани:
3) заливка в специальные среды;
4) изготовление срезов;
5) окрашивание и заключение срезов.
4. На каком этапе приготовления гистологических препаратов придается плотность и однородность взятому материалу:
3) заливка в специальные среды;
4) изготовление срезов;
5) окрашивание и заключение срезов.
5. На каком этапе приготовления гистологических препаратов достигается определённая толщина взятого материала:
3) заливка в специальные среды;
4) изготовление срезов;
5) окрашивание и заключение срезов.
6. Методы окрашивания гистологических препаратов основаны на:
1) различной кислотности (рН) ядра и цитоплазмы;
2) осаждении металлов из солевых растворов на плотных структурах клетки;
3) химическом взаимодействии красящих реактивов с определёнными компонентами клетки;
4) прижизненном окрашивании клеток и тканей;
5) всё вышеперечисленное.
7. Избирательная окраска ядра и цитоплазмы основана на:
1) разнице рН структур клетки;
2) осаждении металлов из солевых растворов;
3) химическом взаимодействии красящих реактивов с определёнными компонентами клетки;
4) прижизненном окрашивании;
5) всё вышеперечисленное.
8. Импрегнация основана на:
1) разнице рН структур клетки;
2) осаждении металлов из солевых растворов;
3) химическом взаимодействии красящих реактивов с определёнными компонентами клетки;
4) прижизненном окрашивании;
5) всё вышеперечисленное.
9. Выявление химического состава клеток и тканей основано на:
1) разнице рН структур клетки;
2) осаждении металлов из солевых растворов;
3) химическом взаимодействии красящих реактивов с определёнными компонентами клетки;
4) прижизненном окрашивании;
5) всё вышеперечисленное.
10. Метод изучения гистологических препаратов, основанный на различном преломлении света в зависимости от плотности структур:
2) фазового контраста;
11. Метод изучения гистологических препаратов, основанный на использовании бокового освещения, при котором видно светлое изображение прозрачных объектов благодаря отражению ими световых лучей:
2) фазового контраста;
12. Метод изучения гистологических препаратов, позволяющий дать количественную оценку содержания веществ, входящих в состав клетки:
2) фазового контраста;
13. Метод изучения гистологических препаратов, основанный на подсчёте числа клеток их размеров, формы, а также их структур:
2) фазового контраста;
14. Механическая часть микроскопа:
1) основание штатива;
4) коробка микромеханизма;
15. Механическая часть микроскопа:
1) макрометричесикй винт (кремальера);
4) микрометрический винт;
16. Механическая часть микроскопа:
1) основание штатива;
2) револьверное устройство;
4) коробка микромеханизма;
17. Механическая часть микроскопа:
1) основание штатива;
4) предметный столик;
18. К оптической части микроскопа относится:
5) револьверное устройство.
19. К оптической части микроскопа относится:
5) револьверное устройство.
20. Осветительное устройство микроскопа включает:
3) коробку микромеханизма;
5) револьверное устройство.
21. Осветительное устройство микроскопа включает:
3) коробку микромеханизма;
5) револьверное устройство.
22. Осветительное устройство микроскопа включает:
2) коробку микромеханизма;
5) револьверное устройство.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
8. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕМЫ:
8.1.1. С.Л.Кузнецов и Н.Н.Мушкамбаров Гистология, цитология и
эмбриология: Учебник для студентов медицинских Вузов МИА,
8.1.2. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и
эмбриологии / Под ред.Ю.А.Афанасьева, А.Н.Яыцковского. –
8.1.3. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения. / Под ред.
С.Л.Кузнецова, Ю.А. Челышева. – М.: Геотар. 2001.
8.1.4. Атлас по гистологии, эмбриологии и цитологии / Кузнецов С.Л. с
8.2.1. Гистология: Учебник / Под редакцией Э.Г.Улумбекова,
Ю.А.Челышева. – М.: Геотар, 2001.
8.2.2. Быков В.Л. Частная гистология человека. СПб, 2000.
8.2.3. Эмбриональное развитие человека / Под ред. В.В.Гемонова – М.,
8.2.4. Гистология. Ведение в патологию:Учебник / Под редакцией
Э.Г.Улумбекова, Ю.А.Челышева. – М.: Геотар, 1997.
8.2.5. Гистологическая техника:Учебное пособие / Под редакцией
В.В.Семченко, С.А.Барашкова, В.Н. Ноздрина, В.Н.Артемьева. –
Омск-Орёл: Омская областная типография, 2006.
Правила работы с микроскопом
Правила работы с микроскопом
1. Чтобы подготовить микроскоп к работе, его надо вынуть из футляра, осторожно поставить на стол (нельзя «везти» по столу!) на расстоянии 7-10 см от края стола, «штативом к себе».
2. Перед работой окуляр, объектив и зеркало микроскопа осторожно протереть специальной салфеткой.
3. Работают с микроскопом спокойно, не делая резких движений.
4. Смотреть в окуляр нужно левым глазом, не закрывая при этом правый глаз и наоборот.
5. При ярком солнечном свете микропрепарат освещают, пользуясь плоской стороной зеркала, а при слабом освещении – вогнутой его стороной.
6. Наводить на резкость нужно вращением винта в направлении «от себя».
7. Опускать тубус микроскопа нужно осторожно, не допуская касания объективом микропрепарата.
8. Закончив работу с микроскопом, надо протереть штатив и тубус салфеткой и убрать микроскоп в футляр или накрыть чехлом из полиэтилена.
9. Увеличение объектива под микроскопом определяют умножением показателя увеличения окуляра на увеличение линзы объектива:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-252694
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
В чем заключается правила работы со световым микроскопом
тбъдем I. нйлтпулпрщ. нйлтпртербтбфщ
фЕНБ: хУФТПКУФЧП НЙЛТПУЛПРБ Й РТБЧЙМБ ТБВПФЩ У ОЙН
тБЪТЕЫБАЭБС УРПУПВОПУФШ НЙЛТПУЛПРБ ДБЕФ ТБЪДЕМШОПЕ ЙЪПВТБЦЕОЙЕ ДЧХИ ВМЙЪЛЙИ ДТХЗ ДТХЗХ МЙОЙК. оЕЧППТХЦЕООЩК ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙК ЗМБЪ ЙНЕЕФ ТБЪТЕЫБАЭХА УРПУПВОПУФШ ПЛПМП 1/10 НН ЙМЙ 100 НЛН. мХЮЫЙК УЧЕФПЧПК НЙЛТПУЛПР РТЙНЕТОП Ч 500 ТБЪ ХМХЮЫБЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП ЗМБЪБ, Ф. Е. ЕЗП ТБЪТЕЫБАЭБС УРПУПВОПУФШ УПУФБЧМСЕФ ПЛПМП 0,2 НЛН ЙМЙ 200 ОН.
тБЪТЕЫБАЭБС УРПУПВОПУФШ Й ХЧЕМЙЮЕОЙЕ ОЕ ПДОП Й ФПЦЕ. нПЦОП РПМХЮЙФШ ВПМШЫПЕ ХЧЕМЙЮЕОЙЕ, ОП ОЕ ХМХЮЫЙФШ ЕЗП ТБЪТЕЫЕОЙЕ.
ч ХЮЕВОЩИ МБВПТБФПТЙСИ ПВЩЮОП ЙУРПМШЪХАФ УЧЕФПЧЩЕ НЙЛТПУЛПРЩ, ОБ ЛПФПТЩИ НЙЛТПРТЕРБТБФЩ ТБУУНБФТЙЧБАФУС У ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН ЕУФЕУФЧЕООПЗП ЙМЙ ЙУЛХУУФЧЕООПЗП УЧЕФБ. оБЙВПМЕЕ ТБУРТПУФТБОЕОЩ УЧЕФПЧЩЕ ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙЕ НЙЛТПУЛПРЩ: вйпмбн, нйлнед, нвт, нвй Й нву. пОЙ ДБАФ ХЧЕМЙЮЕОЙЕ Ч РТЕДЕМБИ ПФ 56 ДП 1350 ТБЪ. уФЕТЕПНЙЛТПУЛПР (нву) ПВЕУРЕЮЙЧБЕФ РПДМЙООП ПВЯЕНОПЕ ЧПУРТЙСФЙЕ НЙЛТППВЯЕЛФБ Й ХЧЕМЙЮЙЧБЕФ ПФ 3,5 ДП 88 ТБЪ.
ч НЙЛТПУЛПРЕ ЧЩДЕМСАФ ДЧЕ УЙУФЕНЩ: ПРФЙЮЕУЛХА Й НЕИБОЙЮЕУЛХА (ТЙУ. 1). л ПРФЙЮЕУЛПК УЙУФЕНЕ ПФОПУСФ ПВЯЕЛФЙЧЩ, ПЛХМСТЩ Й ПУЧЕФЙФЕМШОХА УЙУФЕНХ (ЛПОДЕОУПТ У ДЙБЖТБЗНПК Й УЧЕФПЖЙМШФТПН, ЪЕТЛБМП ЙМЙ ЬМЕЛФТППУЧЕФЙФЕМШ).
тЙУ. 1. хУФТПКУФЧП НЙЛТПУЛПРПЧ:
пЛХМСТ УПУФПЙФ ЙЪ 2-3 МЙОЪ. хЧЕМЙЮЕОЙЕ ПЛХМСТПЧ ПВПЪОБЮЕОП ОБ ОЙИ ГЙЖТБНЙ: И7, И10, И15. пЛХМСТЩ ОЕ ЧЩСЧМСАФ ОПЧЩИ ДЕФБМЕК УФТПЕОЙС Й Ч ЬФПН ПФОПЫЕОЙЙ ЙИ ХЧЕМЙЮЕОЙЕ ВЕУРПМЕЪОП.
дМС ПРТЕДЕМЕОЙС ПВЭЕЗП ХЧЕМЙЮЕОЙС НЙЛТПУЛПРБ УМЕДХЕФ ХНОПЦЙФШ ХЧЕМЙЮЕОЙЕ ПВЯЕЛФЙЧБ ОБ ХЧЕМЙЮЕОЙЕ ПЛХМСТБ.
пУЧЕФЙФЕМШОПЕ ХУФТПКУФЧП УПУФПЙФ ЙЪ ЪЕТЛБМБ ЙМЙ ЬМЕЛФТППУЧЕФЙФЕМС, ЛПОДЕОУПТБ У ЙТЙУПЧПК ДЙБЖТБЗНПК Й УЧЕФПЖЙМШФТПН, ТБУРПМПЦЕООЩИ РПД РТЕДНЕФОЩН УФПМЙЛПН. пОЙ РТЕДОБЪОБЮЕОЩ ДМС ПУЧЕЭЕОЙС ПВЯЕЛФБ РХЮЛПН УЧЕФБ.
нЕИБОЙЮЕУЛБС УЙУФЕНБ НЙЛТПУЛПРБ УПУФПЙФ ЙЪ РПДУФБЧЛЙ, ЛПТПВЛЙ У НЙЛТПНЕФТЕООЩН НЕИБОЙЪНПН Й НЙЛТПНЕФТЕООЩН ЧЙОФПН, ФХВХУПДЕТЦБФЕМС, ЧЙОФБ ЗТХВПК ОБЧПДЛЙ, ЛТПОЫФЕКОБ ЛПОДЕОУПТБ, ЧЙОФБ РЕТЕНЕЭЕОЙС ЛПОДЕОУПТБ, ТЕЧПМШЧЕТБ, РТЕДНЕФОПЗП УФПМЙЛБ.
рТБЧЙМБ ТБВПФЩ У НЙЛТПУЛПРПН
рТЙ ТБВПФЕ У НЙЛТПУЛПРПН ОЕПВИПДЙНП УПВМАДБФШ ПРЕТБГЙЙ Ч УМЕДХАЭЕН РПТСДЛЕ:
1. тБВПФБФШ У НЙЛТПУЛПРПН УМЕДХЕФ УЙДС;
2. нЙЛТПУЛПР ПУНПФТЕФШ, ЧЩФЕТЕФШ ПФ РЩМЙ НСЗЛПК УБМЖЕФЛПК ПВЯЕЛФЙЧЩ, ПЛХМСТ, ЪЕТЛБМП;
3. нЙЛТПУЛПР ХУФБОПЧЙФШ РЕТЕД УПВПК, ОЕНОПЗП УМЕЧБ ОБ 2-3 УН ПФ ЛТБС УФПМБ. чП ЧТЕНС ТБВПФЩ ЕЗП ОЕ УДЧЙЗБФШ;
4. пФЛТЩФШ РПМОПУФША ДЙБЖТБЗНХ, РПДОСФШ ЛПОДЕОУПТ Ч ЛТБКОЕЕ ЧЕТИОЕЕ РПМПЦЕОЙЕ;
5. тБВПФХ У НЙЛТПУЛПРПН ЧУЕЗДБ ОБЮЙОБФШ У НБМПЗП ХЧЕМЙЮЕОЙС;
6. пРХУФЙФШ ПВЯЕЛФЙЧ 8 И Ч ТБВПЮЕЕ РПМПЦЕОЙЕ, Ф. Е. ОБ ТБУУФПСОЙЕ 1 УН ПФ РТЕДНЕФОПЗП УФЕЛМБ;
7. зМСДС ПДОЙН ЗМБЪПН Ч ПЛХМСТ Й РПМШЪХСУШ ЪЕТЛБМПН У ЧПЗОХФПК УФПТПОПК, ОБРТБЧЙФШ УЧЕФ ПФ ПЛОБ Ч ПВЯЕЛФЙЧ, Б ЪБФЕН НБЛУЙНБМШОП Й ТБЧОПНЕТОП ПУЧЕФЙФШ РПМЕ ЪТЕОЙС;
8. рПМПЦЙФШ НЙЛТПРТЕРБТБФ ОБ РТЕДНЕФОЩК УФПМЙЛ ФБЛ, ЮФПВЩ ЙЪХЮБЕНЩК ПВЯЕЛФ ОБИПДЙМУС РПД ПВЯЕЛФЙЧПН. зМСДС УВПЛХ, ПРХУЛБФШ ПВЯЕЛФЙЧ РТЙ РПНПЭЙ НБЛТПЧЙОФБ ДП ФЕИ РПТ, РПЛБ ТБУУФПСОЙЕ НЕЦДХ ОЙЦОЕК МЙОЪПК ПВЯЕЛФЙЧБ Й НЙЛТПРТЕРБТБФПН ОЕ УФБОЕФ 4-5 НН ;
9. уНПФТЕФШ ПДОЙН ЗМБЪПН Ч ПЛХМСТ Й ЧТБЭБФШ ЧЙОФ ЗТХВПК ОБЧПДЛЙ ОБ УЕВС, РМБЧОП РПДОЙНБС ПВЯЕЛФЙЧ ДП РПМПЦЕОЙС, РТЙ ЛПФПТПН ИПТПЫП ВХДЕФ ЧЙДОП ЙЪПВТБЦЕОЙЕ ПВЯЕЛФБ. оЕМШЪС УНПФТЕФШ Ч ПЛХМСТ Й ПРХУЛБФШ ПВЯЕЛФЙЧ. жТПОФБМШОБС МЙОЪБ НПЦЕФ ТБЪДБЧЙФШ РПЛТПЧОПЕ УФЕЛМП, Й ОБ ОЕК РПСЧСФУС ГБТБРЙОЩ;
10. рЕТЕДЧЙЗБС РТЕРБТБФ ТХЛПК, ОБКФЙ ОХЦОПЕ НЕУФП, ТБУРПМПЦЙФШ ЕЗП Ч ГЕОФТЕ РПМС ЪТЕОЙС НЙЛТПУЛПРБ;
11. еУМЙ ЙЪПВТБЦЕОЙЕ ОЕ РПСЧЙМПУШ, ФП ОБДП РПЧФПТЙФШ ЧУЕ ПРЕТБГЙЙ РХОЛФПЧ 6, 7, 8, 9;
13. рП ПЛПОЮБОЙЙ ТБВПФЩ У ВПМШЫЙН ХЧЕМЙЮЕОЙЕН, ХУФБОПЧЙФШ НБМПЕ ХЧЕМЙЮЕОЙЕ, РПДОСФШ ПВЯЕЛФЙЧ, УОСФШ У ТБВПЮЕЗП УФПМЙЛБ РТЕРБТБФ, РТПФЕТЕФШ ЮЙУФПК УБМЖЕФЛПК ЧУЕ ЮБУФЙ НЙЛТПУЛПРБ, ОБЛТЩФШ ЕЗП РПМЙЬФЙМЕОПЧЩН РБЛЕФПН Й РПУФБЧЙФШ Ч ЫЛБЖ.
ъБДБОЙЕ 1. йУРПМШЪХС НЙЛТПУЛПРЩ, ФБВМЙГЩ Й РТБЛФЙЛХНЩ, ЙЪХЮЙФШ ХУФТПКУФЧП УЧЕФПЧЩИ НЙЛТПУЛПРПЧ (нвт-1 ЙМЙ вйпмбн Й нву-1) (ТЙУ. 1).
ъБДБОЙЕ 2. рТЙ НБМПН Й ВПМШЫПН ХЧЕМЙЮЕОЙСИ НЙЛТПУЛПРБ ОБХЮЙФШУС ВЩУФТП ОБИПДЙФШ ПВЯЕЛФЩ ОБ РПУФПСООЩИ НЙЛТПРТЕРБТБФБИ.
лПОФТПМШОЩЕ ЧПРТПУЩ
1. юФП ФБЛПЕ ТБЪТЕЫБАЭБС УРПУПВОПУФШ НЙЛТПУЛПРБ?
2. лБЛ НПЦОП ПРТЕДЕМЙФШ ХЧЕМЙЮЕОЙЕ ТБУУНБФТЙЧБЕНПЗП РПД НЙЛТПУЛПРПН ПВЯЕЛФБ?
3. ч ЮЕН ПФМЙЮЙЕ НЙЛТПУЛПРПЧ нвт-1 Й нву-1?
4. рЕТЕЮЙУМЙФШ ЗМБЧОЩЕ ЮБУФЙ НЙЛТПУЛПРБ вйпмбн. ч ЮЕН ЙИ ОБЪОБЮЕОЙЕ?
Правила работы со световым микроскопом
1. Установить наилучшее освещение поля зрения ми-
поставить объектив 8
на высоте 1 см от уровня
поднять конденсор до уровня предметного столика;
направить плоское зеркало в сторону осветителя.
2. Установить препарат на предметном столике, за-
3. Нанести каплю иммерсионного масла в центр пре-
4. Заменить объектив 8 на 90.
6. Наблюдая в окуляр, медленно поднимать объектив
до появления какого-либо изображения.
7. Установить четкое изображение с помощью микро-
винта, вращая его на пол-оборота в ту или иную сторону.
После окончания работы привести микроскоп в по-
1) поднять макровинтом тубус микроскопа;
3) снять салфеткой масло с 90 объектива и устано-
вить 8 объектив;
4) опустить конденсор;
5) положить салфетку под объектив и опустить тубус
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БАКТЕРИЙ
Форма бактерий — первый таксономический при-
знак, который учитывается при идентификации. По
форме клеток бактерии подразделяются на шаровидные
(кокки), палочковидные и извитые.
Кокки. Имеют форму правильного шара, эллипса, боба
и ланцета. В зависимости от взаимного расположения кле-
ток после деления различают несколько видов бактерий.
Микрококки делятся в разных плоскостях и распола-
гаются одиночно или беспорядочно. Относятся к сапро-
фитам, обитают в почве, воде и воздухе.
Стафилококки делятся в трех взаимноперпендику-
лярных плоскостях, поэтому располагаются гроздья-
ми, беспорядочно. Среди них встречаются патогенные и
условно патогенные бактерии, такие как Staph. aureus.
Диплококки образуют попарно соединенные кокки.
Стрептококки — кокки, расположенные в виде цепоч-
ки. Среди патогенных встречаются возбудители мыта ло-
шадей, скарлатины. В молочной промышленности имеют
значение молочнокислые стрептококки, применяющиеся
для приготовления кисломолочных продуктов.
Тетракокки — кокки, располагающиеся по четыре,
Сарцины — кокки, образующие правильные пакеты
Палочковидные бактерии. Это самая большая группа
прокариот, которая делится на две группы: палочки, не
образующие споры, — истинные бактерии и образую-
щие споры — бациллы. Палочки, у которых диаметр
|
296
споры превышает ширину вегетативной клетки, назы-
Извитые бактерии. Среди этих бактерий различают
Вибрионы — бактерии, тело которых представляет
неполный завиток в виде запятой (холерный вибрион).
Спириллы — бактерии, тело которых состоит из не-
скольких крупных завитков.
Спирохеты — тело которых состоит из множества
плотно уложенных завитков вокруг центральной осевой
нити, невидимых в световой микроскоп (возбудители
ЗАДАНИЯ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Ознакомиться с лабораторией кафедры микробио-
логии, техникой безопасности и расписаться в журнале
2. Изучить устройство микроскопа и освоить правила
3. Изучить микрокартину готовых окрашенных пре-
паратов с применением иммерсионной системы микро-
скопа. Обратить внимание на различные формы бакте-
рий, микрокартину зарисовать.
4. В ходе работы уяснить значение конденсора, ди-
афрагмы и других частей осветительного аппарата.
С этой целью провести микроскопию: с опущенным
конденсором, с поднятым конденсором, с прикрытой
5. Освоить правила работы с иммерсионной систе-
применить 90 объектив с иммерсионным маслом и
|
МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Перечислите основные правила техники безопасности
при работе в бактериологической лаборатории и боксе.
2. С какой целью применяется световой микроскоп?
3. В чем заключается разница в ходе лучей в сухой и иммер-
сионной системах микроскопа?
4. При изучении каких микроорганизмов применяется им-
мерсионная система микроскопа?
5. С какой целью применяется иммерсионное масло?
6. Назовите основные формы бактерий.
Тема 2