В чем заключается правовая защита кейсов
Кейсы. Успешные завершенные проекты юрфирмы «Ветров и партнеры»
Судебная практика по делам. Реализованные проекты юридической фирмы, примеры из реальных дел. Разрешение судебных споров.
Юрфирма «Ветров и партнеры» размещает информацию о кейсах (проектах, делах, сделках, операциях) только после получения предварительного разрешения Клиента на подобное.
У нас также есть аудиоподкасты. Это выпуски по 2-5 минут. Посвящены одному спору, конфликту или новости. Их можно слушать прямо на нашем сайте, на сайте подкаст-площадки или скачать себе на компьютер, смартфон и пр.
Вы не поверите, но для любителей коротких и полезных видео, у нас появились видеоподкасты. Разбор актуальных тем доступным языком в удобном формате. Например:
Остальные видео можно найти здесь
А тем, кто интересуется изнанкой юридической деятельности, особенностями юридического бизнеса, жизни и работы юриста, стоит обратить внимание на серию прямых эфиров с представителями юридических фирм, например:
Остальные эфиры по ссылке.
Обратим внимание, что юридическая фирма «Ветров и партнеры» в 2019 году отмечена отраслевым рейтингом юридических компаний Право.ру-300 в номинациях «Арбитражное судопроизводство», «Разрешение споров в судах общей юрисдикции» и является одной из 50 региональных компаний по всей России в данных номинациях.
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.
Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Кейс «Защита прав потребителей»
Кейс «Защита прав потребителей»
Ситуации:
Каждый из нас ежедневно является потребителем множества различных товаров и услуг. Зачастую от качества их предоставления зависит наш повседневный быт, работа, отдых, здоровье и даже жизнь.
Мы привязываемся к определенным товарам, производителям, продавцам, услугам, пробуем что-то новое, а что-то бывает вынуждены использовать в меру жизненных обстоятельств.
Однако далеко не всегда новый опыт приносит нам радость и удовлетворение и даже самый проверенный поставщик может продать некачественный товар или предоставить некачественную услугу.
Известная любому потребителю поговорка гласит: «Клиент всегда прав». И чаще всего это утверждение соответствует действительности.
С другой стороны никто из нас не застрахован от отказа производителя (поставщика) товара (услуги) от исполнения установленных законом «О защите прав потребителей», а также гражданским законодательством норм и обязательств.
Именно в этот момент на стражу интересов потребителя встает Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее-Закон).
Управление Роспотребнадзора по Пензенской области предоставляет вниманию потребителей описания различного рода спорных ситуаций, с которыми может столкнуться любой потребитель, а так же краткие инструкции по их благополучному разрешению.
Споры с туроператором возникают как до начала поездки, так и после ее окончания.
Как показывает практика, туроператоры зачастую нарушают права туристов и отказываются возвращать полную стоимость тура или затягивают процесс возврата денежных средств.
Для возврата денежных средств необходимо направить в адрес юридической организации письменное заявление об отказе от договора купли-продажи туристического продукта или оказания туристических услуг и возврате оплаченных по договору сумм.
Причинами для расторжения договора и возврата денежных средств могут служить:
Право отказаться от туристической путевки без обращения в суд предоставлено туристу Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»,Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей».
Отказ должен быть представлен туроператору или турагенту (в зависимости от того, у кого приобреталась путевка) в письменном виде.
При несоответствии условий путешествия важно документально зафиксировать каждое обстоятельство. Необходимо заранее запастись доказательствами того, что предусмотренные путевкой условия фактически не были соблюдены. В дальнейшем, при рассмотрении спора по предоставлению некачественных туристических услуг или продаже туристического продукта, ответ на претензию и дополнительные доказательства сыграют немаловажную роль в качестве защиты нарушенных прав туриста в судебном порядке. Так же следует более детально изучить условия договора, заключенного с туроператором, который, по мнению туриста, оказался недобросовестным.
Пройдя досудебное урегулирование спора с недобросовестной организацией, следует переходить к последнему этапу: решению вопроса о расторжении договора и возврате стоимости путевки.
Судебное разбирательство по делу начинается с подачи иска к туроператору. Если исковое на возврат денег за турпутевку содержит в себе требование о взыскании сумм, превышающих 50 000 рублей, в таком случае дело подлежит рассмотрению в районном суде. Если же Вы требуете меньшую сумму, то необходимо обратиться в мировой суд по месту вашего жительства или по месту нахождения туроператора — право выбора, в данном случае, предоставлено потребителю.
2) Уже не первый год российский рынок косметологии и альтернативной медицины буквально атакуют иностранные фирмы, обещающие женщинам при помощи своих чудесных средств вернуть или улучшить былую красоту и молодость.
В последние несколько лет на российский рынок пришли такие косметические компании как DeSheli (Дешели), Mon Platin (Мон Платин), Deaura (Деаура) и Lamorage (Ламораж). Что примечательно, продукция всех этих компаний является израильской, и все четыре компании придерживаются одинаковой и довольно агрессивной сбытовой политики.
Милые дамы, будьте осторожны!
Если вас пригласили на бесплатную СПА-процедуру в одну из данных фирм, соблюдайте несколько простых правил безопасности:
— не берите в косметический салон свой паспорт;
— не пейте предложенных вам напитков;
— не подписывайте договора или какие-либо документы, предложенные вам менеджерами салона;
— не верьте на слово, если вас будут пугать выпадением волос или преждевременным старением кожи.
К сожалению, но кредиты на продукцию Дешели, Мон Платин, Деаура и Ламораж одобряют всем. К нам неоднократно обращались женщины (домохозяйки, инвалиды, пенсионеры), которым одобрили кредиты на приобретение данной косметики на сумму от 50 и до 200 000 рублей под годовой процент доходящий до 30, вне зависимости от того могут они платить по кредиту или нет.
Помните о том, что волшебных препаратов, изменяющих вашу внешность, по мановению волшебной палочки не существует, и что выносить суждение о состоянии здоровья вашей кожи или волос может только специализированный врач и только после сдачи вами всех необходимых анализов.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Кейс «Защита прав потребителей»
Кейс «Защита прав потребителей»
Кейс «Защита прав потребителей»
Ситуация:
Потребитель купила в магазине бытовой техникифен новой модели немецкой фирмы «G___». Продавец вдвойне обрадовал женщину, когда сказал, что к фену прилагается набор супер-насадок и гарантия на 1 год. Потребитель в течение недели активно пользовалдась новым феном, а так как коробка занимала много места на полке, то выбросила ее, вместе с вложенным внутрь коробки чеком и гарантийным талоном. Через 2 фен вдруг задымился и начал искриться. Женщина испугалась и выдернула шнур фена из розетки. И что теперь делать: прическа испорчена, настроение тоже, а подпаленные волосы придется обрезать, фен сломан, гарантийного талона нет. Женщина никогда не сталкивалась с подобными ситуациями. Как ей теперь поступить?
Рассмотрим вышеизложенную кейс-ситуацию с применением Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее-Закон) и возможные пути выхода из ситуации.
Товар оказался не безопасным и, видимо, имел существенный недостаток.
Согласно п.1 ст.7 Закона Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, не причинял вред имуществу потребителя.
Согласно п.5 ст.7 Закона, если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя.
Согласно п.3. ст.14 и п.1 ст.14 Закона вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы) в полном объеме. Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего.
В соответствии со ст. 15 Закона Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно ст.17 Закона Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
· жительства или пребывания истца;
· заключения или исполнения договора.
Согласно п.1 ст. 18 Закона Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
· безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
· соразмерного уменьшения покупной цены;
· замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
· замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
Потребитель вместо предъявления этих требований вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Согласно п.4 и 5. ст.18 Закона в случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их, потребитель по своему выбору вправе потребовать от продавца замены товара на товар аналогичной марки или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены, соразмерного уменьшения покупной цены либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, а от изготовителя замены товара на товар аналогичной марки или возврата уплаченной за него денежной суммы.
Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.
При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
Согласно ст. 20 Закона, если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно. В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.
Предъявление требований продавцу по замене фена на товар аналогичной марки или товар другой марки или по возврату суммы денег в связи с нерабочим состоянием фена. Также потребитель имеет право направить в суд иск о возмещении моральноговреда. Также потребитель может обратиться за помощью в специальные организации по защите прав потребителей. Если потребитель уверен, что фены данной марки могут быть опасны для других потребителей тоже, потребитель может требовать от производителя приостановки выпуска данной продукции или снятия ее с производства вообще.
В конкретном случае, потребителю лучше обменять данный товар на товар другой марки, либо вернуть потраченную сумму, целесообразно будет подать заявление о возмещении морального и физического вреда, так как потребитель пострадал физически (опаленные волосы) и нуждается в дополнительных расходах на восстановление их нормального состояния.
В случае отказа продавца, потребитель направляет письменное требование в компанию-продавца и/или к производителю. После невыполнения требований и после этих действий, потребитель обращается в суд.
Потребитель может произвести независимую экспертизу за свой счет или принудить продавца произвести данную независимую экспертизу, имеет присутствовать при ней и право оспорить ее результаты в суде.
Возможные пути выхода из ситуации для продавца (производителя)
Цитаты:
Согласно п.5 ст.14 Закона Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).
Согласно ст. 13 Закона, требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке.
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединенияпотребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправленияпо защите прав потребителей, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
Согласно п.6. ст. 18 Закона, если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Схема действий
При обращении покупательницы с просьбой обменять товар или вернуть деньги, продавец может сразу согласиться на данные условия, тем самым, избежав конфликта.
Если обмен и возврат денег не возможен и продавец уверен в исправности работы товара, то может предложить покупательнице проведение независимой экспертизы за счет магазина. В случае, если экспертиза показала неисправность фена вследствие неправильной эксплуатации, то магазин не обязан удовлетворять требования покупательницы, но должен произвести гарантийный ремонт фена. В этом случае независимую экспертизу оплачивает покупательница. Если причиной поломки явился заводской дефект, то об этом следует информировать производителя, а также удовлетворить требования покупательницы. Если покупательница также требует через суд возмещения морального вреда (сожженные волосы), в суде вы имеете право ознакомиться с доказательствами того, что волосы были сожжены вследствие эксплуатации фена.
Что такое кейс, как его написать и правильно оформить
Метод кейсов начали использовать в образовании сравнительно недавно, но он стремительно набирает популярность и демонстрирует высокую эффективность.
Основное отличие этого метода от традиционных учебных методик состоит в том, что кейс не имеет однозначно верного решения. Каждый студент может предложить наиболее оптимальный, по его мнению, выход из предлагаемой ситуации. В методе кейсов упор делается не на результат, а на поиск путей решения и их обсуждение.
Многие учащиеся, столкнувшись с кейсами впервые, не знают, как подступиться к заданию, отличному от традиционных и привычных задач. Разберемся в том, что такое кейсы, как их решать и оформлять. Но сначала немного истории.
Определение и история
Кейс – от латинского casus – проблема или ситуация, требующая решения.
Решения кейса нет в учебниках, его следует искать только в собственной голове. Теория и практика, как известно, идут бок о бок, но вместе с тем стоят на разных берегах. Даже если взять все учебники мира, в них не найдется описания ситуаций, которые случаются в реальной жизни.
Именно об этом задумались мудрые профессора Гарвардского университета в 1924 году. Подготовить специалистов по современным специальностям с использованием имеющихся учебников было просто невозможно.
Тогда университет организовал семинары, где предприниматели и бизнесмены рассказывали студентам о реальных проблемах, с которыми сталкивались их компании. Учащимся нужно было предложить свое решение, которое каждый выбирал индивидуально.
Такой метод обучения быстро принес результаты. Благодаря кейсам выпускники получали практический опыт еще в стенах университета и были хорошо подготовлены к решению нестандартных задач.
Если во всем мире кейсы стали популярны уже в 50-х годах 20 века, то в систему образования России этот метод пришел только после миллениума. Сейчас кейс-задания активно используются в образовании, и недооценивать их пользу просто безответственно.
Каких целей помогает добиться рассмотрение кейс-ситуаций в рамках учебного процесса?
Кейсы существуют почти во всех сферах знаний. Ведь проблемные ситуации возникают и могут быть смоделированы в каждой профессии: медицине, юриспруденции, педагогике, психологии, бизнес-аналитике.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Кейсы в бизнесе
Кейсы активно используются не только в обучении, но и в бизнесе. Чтобы привлечь новых клиентов, компания может написать кейс на основе какой-то конкретной ситуации.
Еще одно популярное применение кейсов – использование их на собеседованиях. Вместо изучения резюме соискателям предлагают пройти кейс-интервью и предложить решения нескольких ситуаций, после чего сразу становится понятно, подходит ли кандидат на должность.
Вот пример кейса для собеседования.
Как видите, однозначного решения у такого задания действительно нет, зато пути его решения позволят судить о таких качествах, как умение вести переговоры и грамотно аргументировать.
Как написать и оформить кейс
Многие задают себе вопрос: как правильно оформить кейс? Кейс – нестандартная задача, поэтому при его оформлении можно не придерживаться строгих правил. Иными словами, оформление кейса – не такая серьезная задача, как оформление курсовой или диплома.
Однако соблюдать общие рекомендации все же нужно. Ниже приведем примерный план по написанию кейса. Сразу скажем, что в зависимости от вида задания этот план может и должен меняться.
Что должен содержать кейс:
Рекомендуется выбирать комфортный и легкий для чтения шрифт. В оформлении кейса приветствуется использование иллюстративных материалов: графиков, диаграмм, видеороликов, таблиц. Часто кейсы оформляют в виде презентаций.
Любой опыт дается трудным путем проб и ошибок. Сейчас вы можете избежать этого, обратившись за выполнением кейса к нашим авторам. Мы не только решим задания, но и поможем оформить документ или кейс-презентацию, которую останется только сдать на проверку преподавателю. Учитесь легко и получайте новый опыт вместе с Zaochnik!
Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.
Применение кейс-технологии в современной системе образования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:43, курсовая работа
Описание
Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования индивидуальности учащихся.
Поиск инновационных путей всегда трудоёмок и требует от преподавателя много времени и творчества. Но достигнутый уровень развития учащихся является главной наградой в деятельности любого педагога: повышение интереса к предмету, реальная оценка учащимися своих возможностей, снижение психологического напряжения на занятиях, установление доверительных отношений между учителем и учащимися, повышение качества знаний. Достичь это помогают кейс-технологии.х изменений образовательных услуг.
Содержание
Оглавление
Введение……………………………………………………
Теоретическая часть
История разработки case-технологии………………………………………….
Общая характеристика case-технологии……………………………………….
Методы кейс-технологий………………………………………………………
Классификация кейсов…………………………………………………………
Практическая часть
Кейс метод в системе методов организации обучения…………………………
Технология работы с кейсом в учебном процессе …………………………….
Процесс работы над кейсом
История возникновения и развития кейс-технологии. Основные категории.
Характерные признаки кейс-технологии и её специфика.
Источники кейсов. Типология кейсов.
Классификация кейс-материала. Технология создания кейса: основные этапы. Структура кейса.
Требования к кейсам. Правовая защита кейсов.
Выбор кейса. Сценарий организации занятий по кейс-методу.
Рекомендации для преподавателя и обучающихся по работе над кейсом.
Педагогические комментарии
Разработка развёрнутых кейсов
Презентация кейсов
Работа состоит из 1 файл
Курсовая работа.docx
История разработки case-технологии……………………………………… ….
Кейс метод в системе методов организации обучения…………………………
Технология работы с кейсом в учебном процессе …………………………….
Процесс работы над кейсом
Способность мыслить нестандартно рассматривается сегодня важнейшим механизмом развития любого человека. Главная задача заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования индивидуальности учащихся.
Поиск инновационных путей всегда трудоёмок и требует от преподавателя много времени и творчества. Но достигнутый уровень развития учащихся является главной наградой в деятельности любого педагога: повышение интереса к предмету, реальная оценка учащимися своих возможностей, снижение психологического напряжения на занятиях, установление доверительных отношений между учителем и учащимися, повышение качества знаний. Достичь это помогают кейс-технологии.
В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе высшей школы России происходит поиск новых эффективных методов обучения, т.е. распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, как при классическом образовании, при котором была характерна массовость, стабильность, традиционализм, завершенность, нормативность и т.д., сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя. Проблема внедрения метода кейс-технологий в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:
— первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;
— вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.
Развитие мобильности преподавателей в сфере усвоения алгоритма написания кейса и профессионального применения кейс-методов в учебном процессе позволит достичь качественных изменений образовательных услуг.
История разработки case-технологии
Гарвардская юридическая школа считается основоположником кейс-метода, а Христофор Колумб Лэнгделл – пионером case-study. После окончания Гарвардской школы права Лэнгделл продолжил в ней свою работу в качестве научного сотрудника и библиотекаря. В 1870 г. президент Гарварда Чарльз Уильям Элиот назначил его деканом школы права, и Лэнгделл, изучивший огромный библиотечный материал по юриспруденции, немедленно приступил к развитию метода кейсов. Используя сократовский метод, развивая метод проб и ошибок, он предложил студентам работать с первоисточниками (судебными делами, решениями апелляционного суда и др.), а затем делать собственные выводы, представлять собственные интерпретации и анализ. Подход Лэнгделла резко отличался от традиционного обучения (лекций, семинаров и т.д.), и новшество было встречено с огромным сопротивлением. В течение первых трех лет его работы деканом количество студентов снизилась от 165 до 117, но, благодаря поддержке Ч. Элиота, Лэнгделл оставался деканом до 1895 г. К тому времени метод утвердился не только в Гарварде, но и в шести других юридических школах.
Школа бизнеса в Гарварде была основана в 1908 г. В первую программу под названием «Master of Business Administration» (МВА) («Магистр делового администрирования») был введен обязательный курс – метод ситуационного анализа «Искусство ведения бизнеса» (1912 г.). На курс приглашались владельцы собственного бизнеса с целью представить и обсудить проблемы из их собственной практики. Через два дня каждый студент сдавал письменный отчет, содержащий аналитический разбор проблемы и рекомендуемое решение, затем бизнесмен обсуждал эти отчеты с группой.
«Расцвет» метода ситуаций наступил в 1919 г. с приходом нового декана, банкира Уоллеса Донэма, которому совмещение двух областей знаний (права и бизнеса), знание метода ситуаций позволило предложить преподавателям пересмотреть лекционный подход на «коллекционирование кейсов» 1 и работу с ними. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1921г. в «Отчетах Гарвардского университета о бизнесе», а в 1922 году 85 учебных заведений стали применять их в своей работе. Также Донэм организовал ряд занятий по преподаванию метода ситуаций, и с тех пор Гарвард считается пропагандистом метода кейсов.
В Европейском образовании самой известной по применению кейс- метода стала Манчестерская школа бизнеса, взявшая на вооружение основные идеи Гарварда в начале ХХ века, но развивающаяся своим путем. В Манчестерской традиции описание ситуации более краткое, а решение принципиально открыто и вырабатывается в ходе групповых дискуссий. На современном этапе Манчестерская школа стала уходить от теоретического исследования кейсов к практическому интерактивному обучению, позволяющему вовлекать студентов в решение реальных бизнес-кейсов в действующих компаниях. Студентов устраивают на практику в компании, которые испытывают какие-либо конкретные трудности и ставят перед ними задачу найти способ справиться с проблемой и добиться его реализации.
Общая характеристика case-технологии
Аббревиатура CASE расшифровывается как Computer Aided Software Engineering.
Существуют различные обозначения этой технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуации, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах, а в 2001 году американские исследователи Эткинсона Дж., Уилсона Й. в своей книге: «Стратегический маркетинг. Ситуации. Примеры» ввели впервые понятие – «ситуационные задачи».
Суть кейс-метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций. Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.
Метод case-study – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Будучи интерактивным методом обучения, метод case-study завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; он воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно метод case-study выступает и как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.
Сase – пример, взятый из реального бизнеса, представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
— соответствовать четко поставленной цели создания;
— иметь соответствующий уровень трудности;
— иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;
— не устаревать слишком быстро;
— быть актуальным на сегодняшний день;
— иллюстрировать типичные ситуации;
— развивать аналитическое мышление;
— иметь несколько решений.
Суть обучения методом case-study состоит в том, что каждый предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции. Например, для кого-то изменение семейного положения главы компании не является важной деталью, а другой студент может, опираясь на свой опыт, посчитать этот факт исключительно важным.
У метода case-study есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения.
Признаки метода case-study:
1. Наличие модели социально- экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени.
2. Коллективная выработка решений.
3. Многоальтернативность решений; принципиальное отсутствие единственного решения.
4. Единая цель при выработке решений.
5. Наличие системы группового оценивания деятельности.