В чем заключается предопределение божие относительно человека
4.3.3.4. Предопределение Божие
4.3.3.4. Предопределение Божие
В «Пространном Катехизисе» сказано, что
«изволение Божие о назначении человека к вечному блаженству… именуется предопределениемБожиим».
Далее говорится, что
«предопределение Божие о блаженстве человека… пребывает неизменным. Потому что Бог, по предвидению и бесконечному милосердию Своему, и для уклонившегося от пути блаженства человека предопределил открыть новый путь к блаженству, чрез Единородного Сына Своего Иисуса Христа» [257].
Ап. Павел говорит, что Бог «избрал нас в Нем (во Христе. О. Д.) прежде создания мира» (Еф. 1, 4).
Следует различать «предопределение Божие в отношении человекам вообще и к каждому порознь».
Предопределение в отношении всего человеческого рода безусловно:
«Бог предопределил всем человекам даровать и действительно даровал, предваряющую благодать и верные средства к достижению блаженства» [258].
«От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2 Пт. 1, 3).
Предопределение в отношении каждого отдельного человека имеет два момента:
а) безусловный, состоящий в том, что Бог вне зависимости ни от чего дарует всякому человеку все необходимое для его спасения;
б) условный, состоящий в том, что Бог определяет участь человека в зависимости от того, как он пользуется дарованными ему средствами.
Условное предопределение основывается на вечном предведении Божием.
«Бог все предвидит, но не все предопределяет» [259], —
говорит св. Иоанн Дамаскин. Человек также способен в определенной степени предвидеть события будущего, но человек находится в потоке времени, тогда как Бог пребывает в вечности, будущее для Него не существует, для Него все настоящее. Поэтому
«Бог не предвидит наши будущие поступки, подобно человеку, а собственно видит наши дела так, как мы их совершаем. При этом наша свобода страждет так же мало, как и свобода наших ближних, когда мы бываем свидетелями их поступков. Наши действия не зависят от предведения Божия. Напротив, Бог потому их предвидит или видит, что мы сами совершаем их по своей воле. К тому же Он предвидит не только наши действия, но и их причину — нашу свободу. Бог предвидит, что мы совершим вместо них другие действия, которые Он так же предвидит. Причем наш выбор будет зависеть исключительно от нашего произвола. Таким образом, предведение Божие не стесняет свободной деятельности человека» [260]
Поскольку в тварном мире невозможно найти ни одной удовлетворительной аналогии, которая позволила бы наглядно представить, каким образом совершенное предведение Божие сочетается с человеческой свободой, в истории религиозной мысли неоднократно возникали ложные учения о предопределении. Древние гностики и манихеи, некоторые деятели Реформации (Ж. Кальвин) учили о безусловном предопределении людей либо к вечному спасению, либо к вечной погибели. Это значит, что спасение и осуждение совершается без всякого участия самого человека, вне зависимости от направленности его воли [261]. Такой фаталистический взгляд чужд Священному Писанию и учению Православной Церкви. Ап. Павел говорит, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4).
Нигде в Священном Писании не говорится о предопределении к погибели, но только к спасению. В «Послании Восточных Патриархов» сказано, что Бог не мог
«одних оправдать, а других оставить и осудить без причины, ибо это не свойственно Богу, общему всех и нелицеприятному Отцу Но поелику Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своей свободной волей, а другие худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил» [262].
Читайте также
Предопределение
Предопределение Поскольку учение по данному пункту самым непосредственным образом касается учения о Боге, мы сочли разумным поместить его рассмотрение именно здесь, и уже после дать общий вывод о сопоставлении христианского и мусульманского учений о
§ 192. Предопределение Божие одних к вечному блаженству, других к вечному осуждению, условно, и основывается на предведении того, воспользуются ли, или не воспользуются они благодатию.
§ 192. Предопределение Божие одних к вечному блаженству, других к вечному осуждению, условно, и основывается на предведении того, воспользуются ли, или не воспользуются они благодатию. Если же в Слове Божием говорится, что Бог одних предопределил к вечной славе (Рим. 8, 29),
Б. Предопределение
Б. Предопределение Всеведение и предведение относятся к разряду когнитивной деятельности Бога в отношении мира в целом и свободных человеческих поступков в частности. В рамках этого общего контекста предопределение относится к Божьему волеизъявлению (Еф. 1:5, 9, 11) в
1. Предопределение
1. Предопределение «Чудесные возможности даются каждому, кто имеет веру во Христа. Ни одна живая душа не будет ограждена от спасения высокими стенами. Предопределение или избрание, о которых говорит Бог, распространяется на всех, кто примет Христа как своего личного
§ 6. Вера в предопределение
§ 6. Вера в предопределение Предопределение в Коране. Вера в предопределение и судьбу является последней, шестой основой веры в исламе. Во многих аятах Корана указывается на то, что всё происходящее во Вселенной было заранее предопределено Аллахом и соответствует Его
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ — в религиозных системах мышления исходящая от воли божества детерминированность этического поведения человека и отсюда — его «спасения» или «осуждения» в вечности (греч. npoopiaibc,, лат. praedestinatio или praedeterminatio). Поскольку с точки зрения
Предопределение и свобода человека.
Предопределение и свобода человека. Библия говорит о том, что Бог осуществляет полный контроль над миром. Он «предопределил» людей «быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29, 30), быть Его усыновленными детьми и получить наследие (см. Еф. 1:4, 5, 11). Как же соотносится такая
Предопределение
Предопределение Не вдаваясь в теологические особенности доктрины о предопределении, которую связывают с именем Ж. Кальвина[4], заметим, что по сути, своей она явилась мощным толчком для продвижения и укоренения особого рода трудовой этики в умах и сердцах верующих
5.7.1. Предопределение
5.7.1. Предопределение Это может отличаться от того, что вы слышали раньше или во что вы привыкли верить. Это самая суть Нового Завета. То, что мы здесь расскажем, есть ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ. Остальное — вопрос вашей веры и вашего избрания.Традиционное разъяснение крещения
Сура 97 АЛЬ-КАДР «ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ»
Сура 97 АЛЬ-КАДР «ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ» Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!Эта сура ниспослана в Мекке. Она состоит из 5 айатов. В этой суре говорится о достоинстве Корана и ночи, в которую он был ниспослан, и указывается, что она лучше тысячи месяцев и что в эту ночь
Двойное предопределение
Двойное предопределение см.: Избранные, Избрание.
86. Попущение Божие обучительное, и божие отвращение наказательное
86. Попущение Божие обучительное, и божие отвращение наказательное Сам Господь говорит, что сатана спал с неба (Лк. 10, 18), чтоб не видел безобразный сей обиталищ святых Ангелов: как же он, неудостоиваемый общения с добрыми рабами Божиими, может иметь общим с Богом обиталищем
97.Предопределение
97.Предопределение Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного!1. Воистину, Мы ниспослали его в ночь Предопределения.2. Откуда тебе знать, что такое ночь Предопределения?3. Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев.4. В эту [ночь] нисходят ангелы и Дух (т. е. Джибрил) с
1. А Иаков пошел путем своим. (И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчившееся.) И встретили его Ангелы Божии. 2. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим
1. А Иаков пошел путем своим. (И, взглянув, увидел ополчение Божие ополчившееся.) И встретили его Ангелы Божии. 2. Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие. И нарек имя месту тому: Маханаим «Поелику прекратился и уже миновал страх Иакова пред Лаваном, а место его заступил
4.3.3.4. Предопределение Божие
4.3.3.4. Предопределение Божие В «Пространном Катехизисе» сказано, что «изволение Божие о назначении человека к вечному блаженству… именуется предопределениемБожиим». Далее говорится, что «предопределение Божие о блаженстве человека… пребывает неизменным. Потому что
Предвидение и предопределение Божие
Предви́дение — 1) знание Богом от вечности действительного и условного будущего; 2) знание человеком возможного или действительного будущего по дару прозорливости; 3) знание человеком возможного или действительного будущего по внушению падших духов; 4) вероятностное знание будущего, основанное на интуиции или жизненном опыте.
Предопределе́ние — 1) Божественное решение, подлежащее непременному исполнению; 2) решение, подразумевающее обязательное исполнение.
Свободен ли человек в своих поступках или всё уже предопределено Богом? В самом этом вопросе есть оттенок лукавства: достаточно согласиться с всеобщим предопределением и тогда отпадает необходимость каких-либо человеческих усилий: зачем делать добро, зачем стремиться к совершенству – за нас всё уже решено. Тем не менее, мы прекрасно осознаём, что в наших отношениях с людьми мы вольны творить добро и зло, любовь и ненависть; также мы вольны жить с Богом, не замечать или отвергать Его.
Бог не обусловлен пространством и временем, свойственным сотворённому Им материальному миру. Бог из вечности видит наш мир как на ладони. Он видит как наше прошлое, так и настоящее и будущее “одновременно”. Бог видит и знает, но не нарушает нашей свободы. Знать и планировать – суть вещи разные. Господь знает все бесконечные варианты развития событий, хотя человек при этом волен свободно выбрать тот свой единственный вариант поведения в этих событиях, который ему ближе.
Бог присутствует и действует в духовном и материальном мирах. Он присутствует во всех событиях, благословляя или попуская их. Существует множество факторов, причинно-следственных связей, влияющих на наши поступки, их нелепо отрицать, христианство отрицает лишь их фатальность. В материальном мире Богом установлены жёсткие физические законы, но и это не отрицает влияния Бога и на него (никакой метеорит случайно на Землю не упадёт).
Абсолютно свободен только Бог, мы имеем определённую свободу, наибольшую в области нравственной ответственности и жизни духа (религиозной жизни). Свобода – величайший дар Божий, отсюда и колоссальная ответственность, вплоть до вечных мук. Если бы от нас ничего не зависело, то за что бы нас ждал Страшный Суд?
Таким образом, неизбежности нет, человек действительно свободен в определённых пределах, и эти пределы очень широки – от бесконечно грешной жизни до бесконечно праведной.
Мы можем обретать всё большую свободу через причастность к Богу, Его благодати, через обожение, соединение с Богом.
Как Бог влияет на сотворённый Им мир?
Бог влияет на события в мире многообразно, Священное Писание даёт нам примеры того, как Бог осуществляет Свой промысл:
Священное Писание о предопределении
Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. ( Рим. 8:29-30 )
Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном. ( Еф.1:3-6 )
В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа. ( Еф.1:11-12 )
святитель Илия Минятий:
«Не Предведение есть причина будущих событий, а будущие события – причина Предведения. Не из Предведения вытекает будущее, а из будущего – Предведение; не Христос – виновник предательства Иуды, а предательство – причина Господнего Предведения». Если ты будешь жить богоугодно, – спасешься, а если развращенно, – погибнешь. Бог предвидит и то, и другое. Но ни того, ни другого не предрешает Божие Предведение. Ты или спасешься, или погибнешь, одно из двух – несомненно, но не определено наперед» (Проповеди, «Слово в неделю 1‑ю Великого поста»).
профессор Осипов А.И.:
Нельзя смешивать предвидение с предопределением. Родители могут подчас предвидеть, что будет с их ребенком, если он пойдет вот туда-то. Но этим они не предопределяют его поведение, только предвидят, т.е. предвидение – не предопределение. В том и заключается качество свободы, что человек поставлен перед выбором. И этот выбор, сам акт выбора, сама ориентация личности уже определяет его состояние.
Вы знаете, что есть грехи мыслью, грехи желанием. И человек, решившись на грех, уже омрачается. Когда говорят о свободе, надо понять, что свобода – это есть возможность начать акт действия от самого себя. Есть факторы, причины, обстоятельства, которые влияют на меня, но я могу поступить и в ту, и в другую сторону. Свобода в том и заключается, что я могу начать ряд действий от самого себя. Могу самоопределиться.
Божественное предвидение не есть предопределение, т.е. не есть посягательство на мою свободу. Бог не может коснуться моей свободы. Не может! Иначе Он перестал бы быть Богом. Ибо человеческая свобода есть образ божественной свободы. Не случайно человек именуется богом с маленькой буквы, своего рода божество, поскольку он богоподобное существо.
Поэтому Бог, даже предвидя, совсем не предопределяет, а все действия Божии заключаются в том, что Господь вновь и вновь ставит человека в такие условия, в которых он с очевидностью должен избрать, определить себя – к добру он или ко злу. Так происходит становление человеческой личности в наших земных условиях.
Пришла мне в голову дурная мысль, я легко могу ее выбросить, а могу ей увлечься. Так, ну-ну, человек, по какому пути пойдешь? Как важен самоконтроль! Ибо здесь начинается ряд моих действий. Каждый самостоятельно определяет себя: быть с Богом или вопреки Богу. В этом – весь человек.
Православное исповедание (113, 181):
Предведение, Предопределение и Промысл различаются в Боге по своим действиям. Промысл относится к творению. Но предведение и предопределение были в Боге прежде бытия мира, хотя и различны между собой. Предведение есть одно ведение будущего, без определения его в частности, то есть оно не определяет существования той или другой вещи. А предопределение есть определение частное, то есть оно и определяет, что должно быть. Но определяет только добро, а не зло, ибо если бы оно определяло и зло, то это было бы противно естественному свойству Божию – благости.
Итак, справедливо можно сказать, по нашему представлению, что предведение в Боге предшествует, за ним следует предопределение, а после творения возникает и Промысл о сотворенном. Этому учит апостол: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего… А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим. 8:29-30 ). Впрочем, эти слова должно относить только к человеку, поскольку прочие творения (кроме Ангелов, находящихся в твердом и неизменном состоянии) не подлежат предопределению, так как не имеют свободы, а потому в них не может быть никакого греха. И все, что они делают, делают по природе, и потому ни наказываются, ни награждаются.
преподобный Иосиф Оптинский:
Бог Всеведущий от века знал и знает, кто из людей как будет жить, а потому и предопределил от века одних, проводящих жизнь в покаянии и смирении, к славе, а других, ленивых и нерадящих о своем душевном спасении, к вечному мучению. Притом из истории мы видим, что и самые суды Свои Господь переменяет при перемене обстоятельств. Например, Господь определил некогда истребить ниневитян. Но когда ниневитяне проповедию Иониною покаялись, Он отменил Свой суд несмотря на то, пророк Божий уже изрек ниневитянам волю Божию: «еще три дня, и Ниневия превратится…».
Бихевиори́зм — подход к изучению животного и человека, в соответствии с которым оно полностью определяется внешними факторами.
В современном бихевиоризме свобода предстает неким остаточным незнанием или невежеством. Мы можем рассмотреть весь мир с точки зрения причинно-следственных рамок, как некий агрегат, и по мере того как наши знания будут расширяться, мы в конце концов сможем устранить все пробелы, установим единственно возможное соединение причины и следствия, и тогда наше понятие свободы станет излишним, остаточное незнание будет устранено. До сих пор эта концепция достаточно активно отстаивается, но понятно, что это некоторая трансцендентальная иллюзия, которая со временем должна исчезнуть.
Одновременно и опыт веры зачастую гласит, что свобода оказывается функцией своеобразного остаточного невежества. Кто ты, если не узрел Божественного Промысла? Если не понял, что для тебя есть один и только один путь? Если не увидел свет истины? Нет никакой свободы, есть только недостаточная работа твоей души. Будь эта работа достаточной, не надо бы было ссылаться на свободу, и ты выбрал бы единственно правильный путь к спасению.
Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви
Предопределение
Вступление:
Многие люди, как верующие, так и неверующие, считают сегодня, что если человек предопределён Богом ко спасению, то он обязательно спасётся, что бы он не делал при жизни. Но если человек не предопределён ко спасению, то как бы сильно он не старался и не пытался заслужить спасение, как бы «не лез из кожи», он всё же обречён на погибель.
Как нам следует относиться к вопросу о предопределении?
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ:
а) Общие понятия:
● Cудьба, фортуна;
● Предопределение;
● Случай.
Под судьбой мы понимаем предопределённое стечение обстоятельств, которых ни при каких условиях ни изменить, ни избежать невозможно.
Ярким примером таких представлений о жизни и о судьбе является древнегреческая философия, нашедшая своё выражение в древнегреческой литературе. Например, легенда о царе Эдипе, о котором Оракул предсказал, что он убьет своего отца и женится на собственной матери. Пытаясь бежать от судьбы, Эдип с точностью до малейших деталей исполнил всё предречённое о нём.
Говоря о судьбе, нельзя избежать таких понятий, как фортуна (удача) и случай, которые непосредственно влияют на судьбу человека. Тогда как же быть: если удача и случай влияют на судьбу, то о каком предопределении может идти речь? Если же случай и удача являются запланированными звеньями в предопределённой судьбе человека, то это уже не случай и не удача, а закономерности.
Однако всё это пустые философствования.
Обратимся к Священному Писанию и взглянем, что Бог думает о судьбе и удаче:
Исаия 65:11-12 «А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени, – вас обрекаю Я мечу, и все вы преклонитесь на заклание: потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне».
Обратите внимание, что Мени (Meni) = Судьба, бог удачи, и Гад (Gad) = Фортуна, судьба, бог удачи. Гад и Мени – это два сирийских божества.
Что такое «библейский» вопрос?
Если мы ищем человеческой мудрости и человеческих ответов на наши вопросы, то, разумеется, для нас вопрос о предопределении будет философским вопросом. И ответ на этот вопрос мы будем искать у других людей. Но если мы ищем Божьей мудрости и Божьих ответов на свои вопросы, то для нас вопрос о предопределении будет библейским вопросом. И ответ на этот вопрос мы будем искать на страницах Священного Писания.
2. ВАЖНОСТЬ ВОПРОСА О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ
а) Важность вопроса о предопределении заключается, в первую очередь, в том, что он неразрывно связан с другими очень важными вопросами, такими как: всемогущество Бога и свободная воля человека. Каким образом эти вопросы связаны между собой.
Если Бог руководит и предопределяет события и судьбы, то как быть со свободной волей и правом выбора? Если судьба каждого человека предопределена до его рождения, то человек лишён свободной воли. За него всё давно уже решено и предопределено. Поэтому и существует большое количество людей, которые верят, что есть люди, предопределённые ко спасению, и есть люди, не предопределённые ко спасению. Если ты предопределён ко спасению, то ты спасёшься, независимо от того, что и как ты будешь делать при жизни. А если ты не предопределён ко спасению, то ты как ни старайся, всё равно пойдёшь в ад.
б) Из истории библейского вопроса о предопределении.
Существует два основных взгляда на вопрос о предопределении ко спасению. Первое (Кальвинизм) учит, что тем, кого Бог предопределил ко спасению, Он дарует преизобилующую благодать, которой невозможно сопротивляться. Второе (Арменизм) учит, что Божья благодать является источником и основанием нашего искупления, однако свободная воля человека позволяет человеку либо принять этот дар, либо от него отказаться. Таким образом, кальвинисты верят в то, что Бог избирает человека, тогда как арменисты верят в то, что человек выбирает Бога.
3. ЧТО ПИСАНИЕ УЧИТ О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ?
а) Первое упоминание:
Римлянам 8:29-30 «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Обратите внимание на прогрессию идею о предопределении (прогрессия прослеживается в подчеркнутых глаголах).
б) Продолжение мысли:
Ефесянам 1:4-5 «…так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей».
в) Как же это понимать? Во-первых, необходимо понять, что предопределение касается в первую очередь вопроса нашего спасения. Речь не идёт о предопределении быть богатым или бедным, умным или глупым, свободным или рабом, начальником или подчинённым, счастливым или несчастным и так далее… Во-вторых, необходимо внимательно ознакомиться с контекстом библейских стихов. Этим мы сейчас и займёмся.
а) Ефесянам 1:4-5 «…так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей». Основная идея этого отрывка заключается в том, что (1) Бог «избрал нас прежде создания мира» и (2) Бог избрал нас «во Христе». Таким образом, речь идёт не о предопределении кого-то для спасения, а кого-то для погибели, а о предопределении всеобщего спасения через Христа и об усыновлении человечества Богом Отцом через Иисуса Христа.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛЕДУЕТ РАССМАТРИВАТЬ КАК:
1. Спасение, которое возможно только через Иисуса Христа. Эту идею поддерживают другие места писания, такие как Деяния 4:11-12 «Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».
Бог запланировал спасение человечества с самого начала. И это спасение должно было осуществиться в Его Сыне Иисусе Христе. Бог это сделал, потому что Он хочет, чтобы все спаслись (1Тимофея 2:4 «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»). Таким образом, спасение – это дар для всех, для каждого человека на Земле.
1Коринфянам 15:20 «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут».
И хотя ни один из нас не заслуживает Божьей милости и спасения, всё же Божья благодать распространяется на всякого верующего: Римлянам 1:16 «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину (язычнику)».
Заключение: Конечно же, спасутся не все. У каждого из нас есть свободная воля, и мы можем принять или отвергнуть дар спасения. Но Бог дарует спасение всем! Если кто-то не спасётся, то это не потому, что он не был избран или предопределён Богом, а потому, что он отказался сам. Но Бога винить в этом не следует, потому что Он сделал всё необходимое для нашего спасения.
1Тимофея 2:3-4 «…ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».