В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением

Технология развивающего обучения — плюсы и минусы

В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением. razv22. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением фото. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением-razv22. картинка В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением. картинка razv22

Всем известно, жизнь не стоит на месте, так и учебный процесс в наше время претерпевает некоторые изменения. На смену классно-урочной системе Я.А.Каменского и К.Д.Ушинского, которой более 200 лет, постепенно приходит технология развивающего обучения авторами которой являются Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Эльконин.

Развивающее обучение – это направленность учебного процесса на интеллектуальное, физическое, познавательное и нравственное развитие учащихся.

Отличие развивающего обучения от классического учебного плана

Важная роль в технологии развивающего обучения уделяется самостоятельности ученика и контакту с природой. Это взаимодействие содержит в себе все этапы деятельности: планирование, целеполагание, организацию, реализацию целей и анализ результатов. Каждый этап имеет свое значение в процессе становления индивидуальности. Активно-деятельностный прием сменяет объяснительно-иллюстративный, который подразумевает развивающее обучение.

Каждая система имеет положительные и отрицательные особенности, технология развивающего обучения не исключение.

В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением. obuchdet. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением фото. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением-obuchdet. картинка В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением. картинка obuchdet

Плюсы

В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением. detur. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением фото. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением-detur. картинка В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением. картинка detur

Минусы

Несмотря на все минусы программы, положительного больше. Развивающее обучение формирует у детей обобщенные интеллектуальные навыки, а именно: умение объяснять ситуацию и делать выводы, смотреть на объект с разных сторон, проводя связи со многими предметами, перемещать известные способы действия в другие условия.

Особенности технологии развивающего обучения

Программа учит искать информацию самостоятельно, а не получать готовую, благодаря этому происходит всестороннее развитие личности. Школьники умеют не только рассуждать, но и спорить, вступать в диалог, находить аргументы. Дети чувствуют себя более раскрепощенными и обладают большим багажом знаний, по сравнению со сверстниками, которые обучаются по традиционной системе.

Ставя перед детьми конкретные вопросы, программа не предполагает получение ответов по шаблону. Ученик высказывает свою точку зрения, слушает мнение своих товарищей и учителя, при этом может согласиться или опровергнуть предположения.

Под наставлением учителя информация подается от простого к сложному через коллективный поиск. Занятие начинается с обобщения того, что детям уже известно, получается ситуация успеха, но через некоторое время ученики сталкиваются с препятствием для решения которого знаний недостаточно, в этот момент на помощь приходит учитель.

Данная программа непривычна для учителя, но для школьника является развивающей и наиболее оптимальной. Сегодня, человек нуждается не в накоплении информации, а во всестороннем развитии личности, поиску нестандартных решений, нахождение выхода в любой ситуации. Все это и предполагает технология развивающего обучения.

Источник

Сравнение традиционного и развивающего обучения

В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением фото. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением фото. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением фото. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением фото. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением фото. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением фото. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Михайлова Виктория Геннадиевна

БППО ПСХ (ЗФО)

Процесс обучения младших школьников. Характеристика ведущих идей.

1. Исторические аспекты создания программ обучения в начальной школе.

Идея народного образования, общего для всех граждан, бесплатного и необходимого всех людей, стала лозунгом русской интеллигенции к началу XIX в., периоду, когда Россия испытывала острую необходимость в большом числе образованных людей. Система общего образования в России в начале XIX в. состояла из малых и главных училищ, созданных в 80-е годы XVIII в. 1920-е годы прошли под знаком экспериментов. Отменили домашние задания, уроки истории заменили политграмотой и обществоведением. На местах пытались ввести американскую модель: дети могли сами выбирать предметы и сдавать по ним проекты. Такое обучение приближало учеников к практике.

Однако в 1927 году правительство обозначило уже не примерные, а обязательные программы и учебные планы. Больше всего учебных часов отводилось на уроки математики, русского и родного языка, обязательными стали Конституция СССР, чистописание, черчение, химия, труд. В это время ввели обязательное сначала четырехлетнее, а затем семилетнее обучение для детей 8–10 лет.

В 1943 году в школу начали брать с семи лет. В послевоенное время появилась школьная форма, в программу добавили уроки логики, психологии, латыни, вернулись к раздельному обучению мальчиков и девочек. Но после смерти Сталина «гимназические» веяния из советской школы убрали. Проводилась большая работа по согласованию содержания образования, единых учебных планов по предметам школьного курса, подготовке стабильных учебников. Создавались монографии, учебные пособия по проблемам обучения детей; исследованию, с целью совершенствования, была подвергнута методическая система преподавания различных предметов.

В конце 50-х и в 60-х гг. на первый план был выдвинут вопрос об ускорении развития, расширении познавательных возможностей детей под влиянием методов обучения и введения в процесс обучения нового, усложненного содержания. Переход к всеобщему среднему образованию (к. 70-х гг.) формально завершил длительный этап альтернативного и вариативного образования в стране. Установилась единая, строго регламентированная система школьного образования с невариативными содержанием и методами обучения, отраженными в единых учебных программах и планах. Трехлетняя начальная школа явилась ее первым звеном.

С 1 сентября 2011 г. все образовательные учреждения России перешли на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), в котором установлен нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) — четыре года.

Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. Инновации в системе образования связаны с внесением изменений в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; систему контроля и оценки уровня образования; систему финансирования; учебно-методическое обеспечение; систему воспитательной работы; учебный план и учебные программы; деятельность учащегося и преподавателя.

В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением. 640 1. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением фото. В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением-640 1. картинка В чем заключается преимущество развивающего обучения по сравнению с традиционным обучением. картинка 640 1


2. Сущность программности в начальном образовании. Задачи и функции программы. Принципы создания программы.

Учебная программа – это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает:

– перечень тем изучаемого материала;

– рекомендации по количеству времени на каждую тему;

– распределение их по годам обучения;

– время, отводимое для изучения всего курса. Выделяют несколько видов учебных программ:

– рабочие школьные программы;

– личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые программы утверждаются Министерством общего и профессионально образования РФ и носят рекомендательный характер. На основе типовых составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.

—обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;

—обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

—обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

—установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого- педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

—обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательной деятельности, взаимодействия всех его участников;

—взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

—организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

—участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада. Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, края) для приобретения опыта реального управления и действия;

—социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

—сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Функции образовательной программы.

· социальную функцию (согласованные позиции заказчиков: государства, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, общества, участников образовательного процесса);

· функцию корреляции (комплексное условие реализации концепции образовательного учреждения (научно – методическое обеспечение и обоснованность, субъектная ориентированность, ресурсообеспеченность, структурированность, открытость);

· правозащитную функцию (механизм обеспечения прав ребенка в сфере образования);

· экономическую функцию (описание и предъявление комплексной образовательной услуги, оказываемой школой населению);

· имиджевую функцию (визитная карточка образовательного учреждения, предъявляемая обществу).

· бюджетообразующую функцию (организационно – педагогическое обоснование бюджета образовательного учреждения).

Все программы базируются на основных принципах:

1. Принцип развивающего обучения. Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.

2. Принцип воспитывающего обучения. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость).

3. Принцип систематичности и последовательности обучения. Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

4. Принцип доступности. Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

5. Принцип индивидуализации. На каждом учебном занятии педагог должен стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.

6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию ученика, учителя.

7. Принцип связи с жизнью. Педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи.


3. Основные образовательные системы: традиционная и развивающая.

Сравнение традиционного и развивающего обучения

Характеристика системыТрадиционная системаРазвивающая система
Цель обученияПередача знаний, умений, навыковСформировать у ребенка определенные способности по самосовершенствованию, обеспечить условия для развития как самоизменяющегося субъекта обучения (иметь потребность в самоизменении и удовлетворять ее посредством обучения).
Содержание обученияЗнания, умения и навыки, объем которых регламентирован учителем.Система научных понятий, обеспечивающих осмысленность ученических исследований и практических умений и определяющая принципы построения тех действий, способами осуществления которых предстоит овладеть ученику.
Методы обученияОбъяснительно-иллюстративный метод, который опирается на ассоциативно-рефлекторную психологическую теорию обучения. Пересказ понятий, трансляция общих принципов решения большого круга учебных задач.Поисково-исследовательский метод, основанный на деятельностном подходе, направленный на преобразование предмета исследования, открытие общего и выведение из него частного через решение учебных задач.
Интегративное названиеШкола памятиШкола мышления, педагогика открытий
Главный девиз педагогаДелай, как яДумай, как сделать
Кредо педагогаЯ – над вамиЯ – вместе с вами
Роль учителяНоситель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традицийОрганизатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом
Функция педагогаСообщение знаний«Выращивание» Человека
Стиль преподаванияАвторитарныйДемократичный
Стиль взаимодействия учителя и ученикаМонологический (со стороны учителя)Диалогический
Преобладающий метод обученияИнформационныйПроблемно-поисковый
Формы организации занятийФронтальные, групповыеИндивидуальные, групповые
Преобладающая деятельность учащихсяСлушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритмуСамостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида
Позиция ученикаПассивная, при отсутствии интересаАктивная, инициативная, при наличии интереса
Мотив к учениюСоздается эпизодическиСоздается всегда целенаправленно
Психологический климат урокаФормируется изредка, подчас «стихийно»Формируется всегда и целенаправленно

Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А. Коменским:

• научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);

• природосообразности (обучение определяется развитием, не форсируется);

• последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);

• доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);

• сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);

• принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию);

• принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний);

• учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

1. учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

2. класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

3. основной единицей занятий является урок;

4. урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

5. работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

6. учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы

К положительным моментам традиционной системы обучения следует отнести:

К отрицательным моментам традиционной системы обучения следует отнести:

Классификационные параметры Традиционного обучения.

1. По уровню применения: общепедагогическая.

2. По философской основе: педагогика принуждения.

3. По основному фактору развития: социогенная- с допущениями биогенного фактора.

4. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример).

6. По характеру содержания: светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.

7. По типу управления: традиционное классическое + ТСО.

8. По организационным формам: классно-урочная, академическая.

9. По подходу к ребенку: авторитарная.

10. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.

11. По категории обучаемых: массовая.

Идеи Л.С. Выгодского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна получили дальнейшее развитие в работах Д.Б. Эльконина, В.В Давыдова и Л.В. Занкова. В 60-е годы ими были разработаны концепции развивающего обучения, на основе которых проводились экспериментальные исследования в школе.

Теория Л.В. Занкова включает следующие принципы:

1. Принципы обучения на высоком уровне трудности (т.е. преподаваемый материал должен быть трудным, соблюдение меры трудности и преодоление препятствий).

2. Принцип ведущей роли теоретических знаний.

3. Принцип осознания школьниками собственного учения. Обучение направлено на развитие рефлексии (самооценка).

4. Принцип работы над развитием всех учащихся. Обучение должно развивать всех, ибо развитие есть следствие обучения.

Насколько это было возможно, учитывая начальную ступень обучения, в программе и учебниках реализован подход, отвечающий выдвинутому Л.В. Занковым теоретическому представлению о начальном обучении.

Отличительные черты теории Занкова.

1. Направленность на высокое развитие школьника.

2. Высокий уровень трудности, на котором ведется обучение.

3. Быстрый темп прохождения учебного материала.

4. Резкое повышение удельного веса теоретических знаний.

Не теряя своей руководящей роли, учитель в системе Л.В. Занкова становится участником коллективного процесса познания, подлинным другом и старшим товарищем. Исчезает авторитарность. Ложный авторитет учителя будет способствовать лишь внешней, показной дисциплине в классе, формальному выполнению заданий. Предоставление школьникам большей самостоятельности укрепит авторитет учителя, станет необходимым условием воспитания воли у школьников.

Атмосфера взаимного расположения предполагает глубокое уважение школьников и учителя. «Если школьник является для учителя только каким-то подобием сосуда, в который надо уложить определенные знания и навыки, это, конечно, не будет способствовать его любви к учащимся. Когда каждый школьник понят учителем как человек, обладающий своими индивидуальными особенностями, стремлениями, своим складом ума и характера, такое понимание поможет полюбить детей, уважать их».

Система Занкова рассчитана на сотворчество, сотрудничество, сопереживание. Учитель открыт для вопросов детей, не боится их ошибок, не оценивает и не выставляет отметок за незнание или неумение в процессе усвоения новых знаний или новых способов действий, не сравнивает одного ребенка с другим.

Систему развивающего обучения по Л.В. Занкову можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.

3. По типу управления: система малых групп.

5. По подходу к ребенку: личностно ориентированная.

6. По преобладающему методу: развивающая.

7. По направлению модернизации: альтернативная.

Источник

Принципы обучения. Характеристика традиционного и развивающего обучения

Особенности традиционного и развивающего обучения

Традиционное обучение

Термином «традиционная система обучения» мы обозначаем ту, которая действует в массовой практике на протяжении ряда десятилетий, не претерпев за это время существенных изменений.

Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским:

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

Традиционная система имеет как свои плюсы, так и минусы.

С одной стороны, не одно поколение умных и талантливых детей выучилось по традиционной программе. К тому же традиционная система обучения основывается на опыте отечественной педагогике, учитывающей национальную специфику и менталитет.
Тем не менее, для нее характеры облегчение учебного материала (рассчитанное на наименее успевающих учеников в классе и, по мнению многих педагогов неправомерное), медленный темп изучения, многократное повторение, ограничивающее мыслительную активность школьников, скудость и поверхностный характер теоретических знаний. Подчинение учебного процесса привитию навыков, отсутствие или слабость внутреннего побуждения к учению, невозможность проявления индивидуальности. Ограниченный круг непосредственного познания окружающего мира в основном сводится к наблюдениям, что способствует вербализму в обучении.

Основная нагрузка падает на память в ущерб мысли.

В традиционной школе взаимоотношения учителя и ученика строятся на «деловой» основе: учитель (субъект) руководит приобретением знаний, а ученик (объект) овладевает этими знаниями.

Наилучшего качества обучения в традиционной начальной школе достигают учителя с авторитарным стилем руководства. Они подавляют индивидуальности своих учеников, но могут «дотянуть» большинство из них хотя бы до среднего уровня. Порой учитель, не дослушав ответ ученика, сообщает ему нужный ход решения, рассказывая вместо него или напоминая необходимую информацию.

Характерными чертами традиционного обучения являются преобладание сообщающего преподавания (учитель сообщает знания ученику), нормативность (строго заданы стандарты образования, усвоение которых обязательно для каждого ученика), ориентация на «среднего» ученика. Учет индивидуальных способностей школьников ограничен заданными канонами.

К положительным моментам традиционной системы обучения следует отнести:

К отрицательным моментам традиционной системы обучения следует отнести:

Классификационные параметры Традиционного обучения.

Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет предпочтение информированности личности над ее культурой, преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной.

Развивающее обучение

Идеи Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна получили дальнейшее развитие в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и Л.В.Занкова. В 60-е годы ими были разработаны концепции развивающего обучения, на основе которых проводились экспериментальные исследования в школе.

Теория Л.В. Занкова включает следующие принципы:

Отличительные черты теории Занкова.

Не теряя своей руководящей роли, учитель в системе Л.В.Занкова становится участником коллективного процесса познания, подлинным другом и старшим товарищем. Исчезает авторитарность. Ложный авторитет учителя будет способствовать лишь внешней, показной дисциплине в классе, формальному выполнению заданий. Предоставление школьникам большей самостоятельности укрепит авторитет учителя, станет необходимым условием воспитания воли у школьников.

Атмосфера взаимного расположения предполагает глубокое уважение школьников и учителя. «Если школьник является для учителя только каким-то подобием сосуда, в который надо уложить определенные знания и навыки, это, конечно, не будет способствовать его любви к учащимся. Когда каждый школьник понят учителем как человек, обладающий своими индивидуальными особенностями, стремлениями, своим складом ума и характера, такое понимание поможет полюбить детей, уважать их».

Система Занкова рассчитана на сотворчество, сотрудничество, сопереживание. Учитель открыт для вопросов детей, не боится их ошибок, не оценивает и не выставляет отметок за незнание или неумение в процессе усвоения новых знаний или новых способов действий, не сравнивает одного ребенка с другим.

Систему развивающего обучения по Л.В.Занкову можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.

Характеристика системы

Традиционная педагогика

Развивающая педагогика

Передача знаний, умений, навыков

Школа мышления, педагогика открытий

Главный девиз педагога

Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций

Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом

Стиль взаимодействия учителя и ученика

Монологический (со стороны учителя)

Преобладающий метод обучения

Формы организации занятий

Преобладающая деятельность учащихся

Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму

Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида

Время урока на самостоятельную работу учащихся по сравнению с отводимым на изложение материала педагогом

Пассивная, при отсутствии интереса

Активная, инициативная, при наличии интереса

Создается всегда и целенаправленно

Психологический климат урока

Формируется изредка, подчас «стихийно»

Формируется всегда и целенаправленно

Система принципов обучения и их характеристика

Как известно, принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения и соотносятся с закономерностями процесса обучения, устанавливаемыми дидактикой.

В современной дидактике имеется система принципов, которую составляют как классические, давно известные принципы, так и вновь появившиеся в ходе развития науки и практики. В основу выделения системы принципов положены личностно-деятельностный и управленческий подходы, отраженные в работах Ю.К.Бабанского, В.И.Загвязинского, Μ.Н.Скаткина и др.

В соответствии с этапами формирования и осуществления цикла педагогического управления познавательной и практической деятельностью обучаемых, учитывая нацеленность всех принципов на формирование личности, индивидуальности каждого учащегося, выделяется следующая система принципов обучения:

1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;

2) принцип культуро-природосообразности;

3) принцип научности и связи теории с практикой;

4) принцип систематичности и системности;

5) принцип сознательности и активности учащихся в обучении;

6) принцип наглядности;

7) принцип доступности;

8) принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся;

9) принцип положительной мотивации и благоприятного климата обучения;

10) принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения.

Перечисленные принципы неравнозначны. В представленной системе они подчинены ведущему принципу – принципу развивающего и воспитывающего обучения, духовно направленного на общечеловеческие ценности. В системе дидактических принципов этот принцип является центральным, системообразующим и находится в тесной взаимосвязи с принципом социокультурной и природной обусловленности (сообразности), а для профессионального образования – с принципом фундаментальности и профессиональной направленности. Все остальные принципы являются производными от этих ведущих, конкретизируют их, раскрывают условия их реализации в педагогическом процессе.

Принцип развивающего и воспитывающего обучения предполагает, что обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора идеалов и социального поведения. Реализация этого принципа требует подчинения всей учебно-воспитательной работы педагога в ходе обучения задачам всестороннего развития личности и индивидуальности ученика.

Принцип социокультурного соответствия (сообразности) сочетает в себе два принципа: кулътуросообразности и природосообразности (так он представлен в трудах Я.Л.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Л.II.Толстого).

Эти принципы предусматривают необходимость строить процесс обучения, сообразуясь с природой, внутренней организацией, задатками ребенка, подростка, юноши, а также с законами окружающей их природной и социальной среды. В настоящее время эти требования регулируются принципом развивающего и воспитывающего обучения, а законы и закономерности среды отражаются в требовании соответствия направленности и содержания образования содержанию культуры в се широком понимании.

Принцип научности и связи теории с практикой. В реальной деятельности педагога принцип научности реализуется через целый ряд правил: в процессе обучения ни в коем случае не следует сводить ознакомление учащихся с новыми идеями, восприятие нового к одному отдельному акту, а раскрывать каждое явление во всех новых связях и отношениях; раскрывать перед учащимися генезис научного знания, методы и сложности познания; поощрять исследовательскую работу обучающихся и др. Преподавателю не следует забывать истинность изречения, приписываемого то Гекели, то Луи де Бройлю: «Нет более практичной вещи, чем хорошая теория». Но теорию, чтобы она не оставалась абстрактной, необходимо строить на основе уже накопленного обучающимися опыта, дать ей выход в практику, довести теоретические положения до стадии действий, операций, процедур, технологий; выработать у учащихся умение и навыки применения полученных знаний в нестандартных, жизненно важных ситуациях. При этом следует помнить, что не всякое научное знание, особенно историческое и философское, имеет непосредственный выход в практику, однако оно имеет выход опосредованный: на уровень миропонимания, оценочной деятельности, отношений, самопознания (В.И.Загвязинский).

Связь обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни, ознакомление учащихся с производством, общественными институтами, широко привлекается на занятиях местный краеведческий материал и т.п. Одним из значимых каналов реализации связи обучения с практикой, жизнью является активное подключение обучающихся к общественно полезной деятельности, к использованию окружающей действительности – как источника знания и как области их практического применения; вовлечение учащихся в посильную трудовую и другие виды деятельности. Причем, труд должен приносить учащимся удовлетворение от процесса созидания, творчества. Формы связи науки с практикой в процессе обучения весьма разнообразны: от ссылок на факты и события до практических работ, упражнений и экскурсий, обсуждение морально-этических проблем, возможных вариантов событий, творческие работы и т.д.

Важным принципом в системе профессионального образования является принцип фундаментальности образования и его профессиональной направленности. Этот принцип ориентирует деятельность преподавателя на широкую эрудицию и узкую специализацию обучающихся, на фундаментальность и технологичность в процессе их подготовки и в результате обучения на успешное достижение в обучении целей общего развития личности специалиста и развития у него специальных профессиональных способностей.

Принцип научности и связи теории с практикой требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Этот принцип воплощается в учебных программах, в отборе изучаемого материала, а также в том, что учащихся обучают элементам научного поиска, методам науки, способам научной организации учебного труда. Принцип научности нацеливает преподавателя на использование в организации учебной деятельности обучающихся проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и процессов, научные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной научной информации для обоснования сделанных выводов, доказательств своей точки зрения.

Принцип систематичности и системности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил:

Требование систематичности и системности в обучении нацелено на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения, при которой каждое отдельно взятое учебное занятие представляет собой логическое продолжение предыдущего как по содержанию изучаемого учебного материала, так и по характеру, способам учебно-познавательной деятельности. Следуя этому положению, исходные понятия изучаются раньше, а тренировочные упражнения, как правило, следуют за изучением теории.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из первостепенных принципов современной дидактической системы. Согласно данному принципу обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектом учебной деятельности, включаются в процесс самостоятельного добывания знаний. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения. Ученика невозможно научить, если он не хочет учиться: только в процессе собственной активной деятельности ученик успешно овладевает знаниями и развивается. Существует несколько видов активности учения в обучении, важнейшими из них являются: активность репродуктивная (воспроизводящая) и продуктивная (творческая).

Активности и сознательности учащихся в процессе обучения можно добиться, если:

а) опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте – познавательные интересы, профессиональные склонности;

б) включать учеников в решение проблемных ситуаций, проблемное обучение, процесс поиска и решения научных и практических проблем;

в) использовать такие методы обучения, как дидактические игры, дискуссии, выявление дефицита информации, сопереживание, проблемные ситуации и др.;

г) стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

Реализация рассматриваемого принципа способствует не только формированию знаний и развитию учащихся, но и их социальному росту, воспитанию.

Принцип наглядности – один из старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я.А.Коменский. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, работать практически – и через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах педагогического процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки, лабораторное оборудование и т.п. По линии возрастания абстрактности различают следующие виды наглядности:

Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Демонстрация и работа с предметами должны вести к очередной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.

Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

Я.А.Коменский сформулировал несколько правил реализации этого принципа:

1) переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история);

2) переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Непосильный для данного возраста и уровня подготовленности учащихся учебный материал вызывает их быстрое утомление, снижение мотивационного настроя на учение; ослабевает волевое усилие и как следствие – падает работоспособность обучающихся. Однако и излишнее упрощение учебного материала, системы заданий приводит к падению интереса учащихся к учению, искусственно тормозится развитие учащихся. Это экспериментально доказано и теоретически обосновано в дидактических системах В.В.Давыдова и Л.В.Занкова. Так, В.В.Давыдов пришел к заключению, что обучение уже в начальной школе надо начинать не с простого, близкого, а с общего и главного; не с элементов, частей, а со структуры, с целого. Л.В.Занков ввел принцип обучения на высоком уровне трудности, но и это положение отвечает принципу доступности: обучать в зоне ближайшего развития, т.е. на том уровне, которого ребенок может достичь под руководством взрослого. Таким образом, недоступность обучения, трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся в ходе выполнения разнообразных учебных заданий, зависят в равной степени и от сложности содержания учебного материала, и от его методического структурирования, от характера, структуры организуемой учителем деятельности учащихся, применяемых педагогом методов обучения.

Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся требует, чтобы знания прочно закрепились в памяти учеников, стали частью их сознания, основой привычек и поведения. Психология учит, что запоминание и воспроизведение зависят не только от материала, но и от отношения к нему, поэтому для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Есть и другие правила реализации этого принципа. В частности:

Принцип прочности результатов обучения в первую очередь связывается со смысловой памятью, на основе которой в обучении ранее усвоенные знания, навыки и умения вводятся в структуру личного опыта ученика, а также с самостоятельным добыванием знаний, которые прочно оседают в сознании и постепенно переходят в убеждения. Реализация принципа прочности обучения в реальной педагогической практике осуществляется через упражнения в применении знаний, навыков и умений, обсуждения и дискуссии, доказательства и аргументированные выступления и т.п.

Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения. Этот принцип, получивший свое оформление на основе фундаментальных исследований Ш.А.Амонашвили, Μ.Н.Скаткина, Г.И.Щукиной и других видных специалистов-дидактиков, введен в систему принципов обучения сравнительно недавно. В противовес мотиву долженствования, согласно которому ученик обязан осознать необходимость учения и беспрекословно выполнять все предписания педагога, гуманистический характер обучения предполагает сотрудничество и сотворчество педагога и обучающегося, а это возможно при постоянном стимулировании внутренних мотивов учения: интересов, потребностей, стремления к познанию, увлеченности процессом и результатом учения. Чтобы такие мотивы успешно формировались у обучающихся, этот принцип предусматривает прежде всего преобладание на учебных занятиях спокойного, доброжелательного тона общения, уважение к внутреннему миру учащегося, оптимистический настрой и педагога, и учащихся, эмоциональный комфорт участников образовательного процесса. Как отмечает В.И.Загвязинский, указанный принцип регулирует прежде всего коммуникативную сторону обучения, характер отношений в учебном коллективе, предусматривает деловое сотрудничество и сотворчество педагога и учащихся, создание атмосферы доверия и благожелательности, отношений товарищества, взаимопомощи и здоровой состязательности между учащимися.

Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения. В процессе обучения каждая из этих форм имеет и свой потенциал развития, и свои ограничения. Чрезмерная индивидуализация лишает ученика разнообразия общения, тормозит формирование опыта совместной работы и умения жить в коллективе. Коллективные формы, как правило, насаждают усредненный подход к учащимся, в силу чего «теряется» личность. Принцип рационального сочетания этих форм предполагает применение в процессе обучения различных вариантов групповой дифференцированной работы, взаимное дополнение коллективных и индивидуальных форм, а также насыщение коллективных форм работы элементами самостоятельной познавательной и профессиональной деятельности. С позиции современной трактовки теории обучения принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения, способы организации учебной деятельности учащихся связаны с личностно-индивидуальной ориентацией, с опорой на индивидуальность каждого ученика, вплоть до определения индивидуальных траекторий обучения с правом выбора учеником уровня и методов овладения программами, с более широким использованием адаптированных к особенностям обучаемых компьютерных программ, но с включением каждого в коллективные формы работы.

В процессе обучения необходимо применять самые разнообразные формы обучения: занятие, лекции, семинары, лабораторно-практические занятия, практикумы и др., а также различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальную работу и работу в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах внеучебной деятельности с применением многовариантных сочетаний коллективных и индивидуальных способов организации деятельности обучающихся: в походах, кружках, клубах, студиях и различных объединениях по интересам.

Взаимосвязь принципов обучения

Очевидно, принципы современной дидактики образуют систему, единство, скрепленное их тесной взаимосвязью. Реализация одного принципа связана с реализацией других: сознательность, активность и систематичность связаны с прочностью обучения, доступность с научностью и т.д. Все вместе они отражают основные особенности процесса обучения, как его понимает современная дидактика. Они дают учителю совокупность указаний к организации учебного процесса: от целеполагании до анализа результатов. Все рассмотренные принципы нацелены на осуществление первого, ведущего принципа воспитывающего и развивающего обучения. Именно эта направленность всей системы на решение задач воспитания и выступает первым интегративным свойством системы. Другим свойством является направленность на достижение гармоничности педагогических влияний. В представленную систему принципов обучения не включены непосредственно общепедагогические принципы воспитания в деятельности и труде, воспитания в коллективе, комплексного подхода, оптимизации и др., но их требования отражены в содержании образования и дидактических принципах. Это в полной мере относится и к общим принципам организации деятельности, таким как предвидение и целеполагание, соответствие методов целям и содержанию, зависимость управленческих решений от конкретных условий, контроль, коррекция и т.п.

При всех подходах принципы дидактики должны сохранять специфичность, т.е. отражать особый характер связей именно внутри дидактической системы, иначе эти принципы теряют определенность, конкретность и превращаются в общие положения, несомненно верные, но не дающие конкретно-дидактических ориентиров. Это относится, в частности, к сформулированным некоторыми дидактиками принципам создания необходимых условий для обучения; сочетания различных методов и средств обучения в зависимости от его задач; сочетания различных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения. Слово «обучение» в этих формулировках легко можно заменить названием многих других видов деятельности. Однако это не означает, что поиски современных ученых-педагогов, их стремление дать подлинно научное обоснование системы принципов обучения, сформулировать новые принципы организации обучения теряют свою актуальность и значимость. Принципы обучения не являются раз и навсегда установленными догмами, они вбирают в себя достижения современной дидактики и обновляются под их влиянием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *