В чем заключается преступление гриндевальда
Обзор «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда». Чего не ждать от фильма?
Два года назад на большие экраны вышел приквел серии фильмов о Гарри Поттере, «Фантастические твари и где они обитают», который повествует о событиях, произошедших за 65 лет до начала знаменитой саги о молодом волшебнике.
Сегодня в широкий прокат вышло долгожданное продолжение этой истории, масштабнее и драматичнее. Рассказываю, стоит ли его смотреть, и главное – чего не стоит ждать от картины.
Не ждите чего-то нового
Знакомые персонажи.
Любопытно, что Джоан Роулинг элегантно нарушила своё собственное обещание не писать больше книг про Гарри Поттера. Будучи сценаристом новой кинофраншизы, Роулинг смело продолжила монетизировать придуманный ею мир волшебников.
Да, Гарри среди «тварей» не числится, но знакомые имена и места вновь появятся в картине. И если в первой части истории отсылок было совсем немного, то в продолжении Роулинг не стесняется и даже возвращает зрителей в Хогвартс.
Фансервис и игра на ностальгии. Ничего личного.
Те, кто пропустил первую часть «тварей» с трудом смогут проникнуться происходящим и сопереживать героям. Их слишком много, а времени им уделяется очень мало. Тем более, что никакого представления и раскрытия ранее появлявшихся персонажей нет. Догадываться кто это, какие у данного героя взаимоотношения с другими персонажами придётся по ходу повествования.
Увы, случайному зрителю не место в кинозале. Будь любезен посмотреть первую часть, чтобы понимать, что к чему. Иначе квест по поиску одного из персонажей из прошлого фильма вызовет тоску и непонимание.
Не ждите интересного сюжета
Это выражение лица главного героя начинает надоедать.
Сама же история перегружена персонажами, их скелетами в шкафу и мутной, притянутой за уши мотивацией. Лишние сцены, минимум таинственности, скучные диалоги, отсутствие динамики и всякого напряжения на протяжении всего фильма делают просмотр откровенно скучным.
Не спасают даже юмор и несколько зачем-то повторяющихся шуток.
Цитата из фильма:
А когда ты меня расколдовала? Когда у нас было бы пятеро детей?
Ближе к концовке развернувшийся цирк неожиданно начинает напоминать драматичный мексиканский сериал, сценарий которого завязан на сложных взаимоотношениях родственников. Кое-кто даже умрёт. Драматично? Возможно.
Но все равно скучно.
Дуэль взглядов. Ну, ок.
Финальный твист немного спасает ситуацию. Но мы не ради последних 10 минут на сеанс пришли!
Не ждите красивой картинки
Спецэффекты красивые. Но скучные.
Действие истории разворачивается в Европе, по большей части в Париже.
Казалось бы, это идеальные место и время, чтобы классно обыграть в сценарии различные исторические архитектурные памятники. Но Роулинг снова ленится и лишь единожды использует эту возможность.
Экшн? Нет, просто такое выражение лица.
В остальном зритель постоянно видит серый фон города и тусклую серо-бежевую цветовую гамму.
Немного разбавляют серость те самые фантастические твари. Проблема в том, что зверушки практически не влияют на сюжетную линию. Они такой же фон, как и городская архитектура. Выделить можно лишь редкие появления Зу-Фу – помеси дракона и льва. Но этого чертовски мало.
Фильм абсолютно не оправдывает своё название.
Не ждите эффектности и волшебства
Самый харизматичный персонаж фильма.
Как таковой фантастики и магии тоже мало. Но много мгновенных перемещений через порталы. Визуальных чудес, которые смогут удивить можно сосчитать на пальцах одной руки. Волшебный мир представлен очень поверхностно. Без изюминки. Много слов, мало действий.
Спецэффекты вообще оставляют желать лучшего. Мало того, что ощущение использования хромокея не будет покидать до финальных титров, так многие сцены откровенно слиты из-за слабой постановки.
Одна сцена напичкана графикой, которую зритель не сможет разглядеть из-за темной картинки. Другая копирует кое-что из «Начала» Кристофера Нолана. Третья скучна отсутствием всякой динамики происходящего. Остаётся лишь вновь вспоминать Зу-Фу.
Не ждите запоминающейся актёрской игры
Главный герой похож на сумасшедшего.
Пожалуй, самое главное разочарование — это главный герой Ньют Саламандер. Ему уделено больше всего экранного времени, но на игру Эдди Рэдмейна без слез не взглянешь. Актёр забыл выйти из образа и буквально повторяет свою роль немного сумасшедшего и неуверенного в себе Стивена Хокинга из фильма «Теория всего». И на этот раз это не комплимент.
Остальная массовка ничем не запоминается. Был персонаж. Нет персонажа. Ок, двигаемся дальше. Меланхолия.
Это вам не «Мстители», где потеря бойца – настоящая трагедия (для фанатов).
Джуд Лоу неплохо управляется с волшебной палочкой.
Гораздо интереснее выглядят персонажи Джуда Лоу и Джонни Деппа. Чувствуется гигантский опыт и мощнейшая харизма на фоне молодёжи.
Первый выглядит как очаровательный герой рекламы дорогого парфюма, второй как персонаж криминальных сводок о борьбе с наркопреступниками. В хорошем смысле слова.
Он вам не капитан Джек Воробей.
Не могу сказать, что мотивация главного злодея истории ясна и понятна. Он просто злой и все тут, смиритесь с этим фактом. В детских сказках это нормальная ситуация. Взрослые могут сами придумать вразумительную мотивацию действий Грин-де-Вальда. Кроме того, настоящих злодейств и преступлений персонаж практически не делает. Не считая финального акта.
Кроме того, Роулинг не стесняется в сценарий вставить отсылки на фашизму 1930-х годов. Смелое, но абсолютно неуместное решение.
Цитата из фильма:
Знаете, я даже не понимаю шутите ли вы или просто француженка?
Впечатления: это проходной фильм
Выйдя из кинотеатра, я понял: только что я посмотрел самый длинный трейлер к следующему фильму в своей жизни. Подобное чувство не ново, нечто похожее я чувствовал, посмотрев «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», который просто подводил зрителя к «Лиге справедливости».
Джонни Депп старается вытащить сюжет.
Мои впечатления от новых «Фантастических тварей»: слабая режиссура, которая не приносит ничего оригинального, операторская работа, не вызывающая эмоций, и саундтрек повторяющий мотивы из первой части.
Выводы неутешительные:
1. Вторая глава истории о Ньюте Саламандере и его тварях – проходное скучное кино, которое является лишь связующим звеном со следующей, несомненно, более важной для вселенной частью.
2. Вместе с откровенно обленившейся Роулинг мастера спецэффектов также выполнили свою работу спустя рукава. Практически полное отсутствие свежих идей. Постоянные перемещения с помощью различных девайсов утомляют и выглядят вторично.
3. Тяжёлых и обещаемых в заголовке «преступлений» Грин-де-Вальда зритель не увидит. Хитрый интересный злодей, но фанатам есть с чем сравнивать.
В общем, я не увидел ничего фантастического.
Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда — концовка, ее объяснение и смысл
«В вашей семье есть легенда, что феникс придет на помощь любому из вас при острой необходимости. Ты обладаешь этим по праву рождения, мой мальчик. Как и имя, которое я сейчас тебе верну — Аврелий. Аврелий Дамблдор».
В первом фильме «Фантастические твари» выяснилось, что именно Криденс, а не его сестра был Обскури. Но до выхода «Преступлений Гриндевальда» никто и представить не мог, кем в действительности окажется Криденс. Он вовсе не пропавший без вести Корвус Лестрейндж-младший, который утонул в детстве. На самом деле он давно потерянный брат Альбуса Дамблдора. Если, конечно, Гриндевальд говорит правду.
Родители Дамблдора
Криденсу было 18 лет в первом фильме, действие которого происходило в 1926 году, то есть он родился примерно в 1918 году. В «Преступлениях Гриндевальда», показывающих события 1927 года, Дамблдору 45 лет. Однако мать Дамблдора Кендра умерла во «взрыве» летом 1899 года, когда ее дочь, Ариана потеряла контроль над своей магией. Таким образом, Кендра Дамблдор не могла родить Криденса через 19 лет после своей смерти.
Кстати, пока не забыли. В Сети сейчас не так много ресурсов, которые ведут толковую аналитику по фильмам и сериалам. В их числе — телеграм-канал @SciFiNews, авторы которого пишут годнейшие аналитические материалы — разборы и теории фанатов, толкования послетитровых сцен, а также секреты бомбических франшиз, вроде фильмов MARVEL и «Игры Престолов». Подписывайтесь, чтобы потом не искать — @SciFiNews. Однако вернемся к нашей теме…
Мы не знаем, когда отец Дамблдора Персиваль скончался, но мы знаем, что он умер в Азкабане. Его посадили в тюрьму на всю оставшуюся жизнь в 1890 году после нападения на мальчиков-магглов, которые напали на Ариану, когда ей было 6 лет. Если Криденс / Аврелий является сыном Персиваля, это означает, что Персиваль зачал ребенка, будучи заключенным самой суровой тюрьмы волшебного мира. В это довольно трудно поверить.
Гриндевальд — мастер манипуляций
«Ты пострадал от самых отвратительных предательств со стороны человека с твоей плотью и кровью. И как только он насладился твоими муками, он решил тебя уничтожить».
Используя образ Персиваля Грейса, чтобы манипулировать Криденсом в первом фильме, а также пользуясь любовью Квинни к Джейкобу, чтобы заменить ее на свою сторону, Гриндевальд доказал, что является превосходным манипулятором.
Он знает, на какие «кнопки» давить, чтобы заставлять людей делать именно то, что он хочет. Вспомнить хотя бы то, как он умело рассердил рыжую ведьму, чтобы она напала на аврора.
Ариана Дамблдор, Обскури и Темные близнецы
Но что если Гриндевальд не врет, называя Криденса братом Альбуса Дамблдора? Но как же это может быть правдой? Ответ может быть безумным и трагическим.
Ключ к разгадке этой невероятной тайны можно найти в первом фильме, где мы увидели, как Ньют Саламандер успешно получил Обскура молодой суданской девочки незадолго до ее смерти. Он поместил его в защитный пузырь и заверил Тину, что Обскур не сможет никому причинить вреда. Обскури — это молодые волшебники, которые подавляют свою магию из-за страха и психологических травм. Обскур — это магический паразит, который рождается из-за этого подавления.
Ариане было 14 лет, когда она умерла из-за случайного использования Убийственного Заклинания, произнесенного во время противостояния Гриндевальда и братьями Дамблдор. Однако известно, что Обскури, как правило, не живут дольше десяти лет.
Как же Ариана прожила дольше?
Но что случилось с Обскуром Гриндевальда после смерти Арианы?
В «Преступлениях Гриндевальда» Дамблдор говорит: «Я знаю: Обскур растет в отсутствии любви, как темный близнец, единственный друг. Если у Криденса есть настоящий брат или сестра, которые могут занять место Обскура, то юношу можно спасти».
Говоря об Обскуре, как о «темном близнеце», Дамблдор выражается не метафорически. Когда Гриндевальд называет Криденса Бэрбоуна (фамилия буквально означает «безкостный», т.е. дух) братом Дамблдора, не значит ли это, что Криденс — тот самый темный близнец Арианы? Это может показаться безумием, но если Обскури могут создавать Обскуров, почему Обскур не может создавать Обскури?
Кто-то пытался спрятать особенного ребенка-волшебника в Америке. Кто-то знал, то Криденса нужно прятать.
Только приняв, что он — темный двойник Арианы, можно объяснить, почему он жил так долго, почему он настолько силен и почему он на самом деле является братом Дамблдора.
Возможно, Ариана Дамблдор умерла слишком рано, но также возможно, что она или ее часть прожила намного дольше, чем мы когда-либо предполагали.
Как вы думаете? Является ли Криденс братом Дамблдора? Или Гриндевальд просто манипулировал им?
Разбираемся с логикой “Преступлений Грин-де-Вальда”
Фансервис или обманка? Упрощение или усложнение? Разбираемся с новым кино про фантастических тварей.
Велик соблазн ругаться сходу: кино очень неряшливое, оно пулеметно выстреливает Lore’ом и жутко провисает в comic relief и прочих развлекательных вещах. Внятной истории нет, впереди – еще три обреченных на коммерческий успех серии, пока же мы наблюдаем затянувшуюся экспозицию. Многое зависит от того, считать ли каноном «Проклятое дитя» и его правила временных игр, но уже сейчас многие решения вызывают вопросы, не влезают в таймлайн, перечеркивают уже известное построение мира, и так далее. Есть нехилый шанс, что Джоан Роулинг намного лучший писатель, чем сценарист (ну или требования студии навязаны слишком безапелляционно), но это болезненно. Быть может, стоит прикинуть – что если часть «ошибок» и «нелепостей» – часть вполне продуманной схемы истории? В конце концов, именно это отличало оригинальную сагу – там, где звенел звоночек «глупости», всегда можно было отыскать второе и третье дно. Не факт, что получится, но попробовать стоит.
Геллерт Гриндевальд
Клятва на крови
Из оригинальной истории мы знаем, что Альбус и Геллерт были близки подростками (гусары, молчать! Недоказуемо): талантливые, целеустремленные, цвет своего поколения. Можно сказать, что их отношения более всего похожи на заклятую дружбу Ксавье и Магнето: власть против жертвенности, стремление помогать против стремления взять контроль в свои руки. Размолвка во взглядах привела к трагическому исходу: сестра Дамблдора Ариана (возможно, обсукри) погибла от случайного проклятия, и Альбус не в курсе, от чьего именно. Это незнание было краеугольным камнем нежелания директора встречаться в схватке с другом юности – директор боялся узнать, что сестра погибла от его руки. Введение «нерушимого обета» с пактом ненападения, еще и заключенного в артефакт, выглядит сознательным упрощением мотивов. Намек на то, что стоит разрушить «вместилище» этой клятвы, и всё: можно нападать, крутить альбиноса и отправлять в тюрьму. Но – во-первых, между тем, как Альбус получает «флакон» с клятвой от Ньюта, и легендарной дуэлью с Геллертом лежит долгих 18 лет. Сложно представить, что Дамблдора удерживали исключительно чары..
Версия следующая: флакон с каплями крови носит сам Гриндевальд. Кажется, что флакон для героя, как мы его знаем по канону – не гарантия «ненападения», а напоминание о друге юности, его мотивах и наивности. Грубо, почему Геллерт поступает, как поступает, но не слетает с катушек окончательно. И выкранный нюхлером артефакт вряд ли будет иметь решающее значение. Сам будущий Директор неслучайно видит в зеркале именно Геллерта: в этом не гомоэротический подтекст, нет. Только в сказках эволюция убеждений происходит мгновенно. Напомним, ERISED – зеркало, показывающее не прошлое, но желания. Вероятно, политика невмешательства в конфликт основана на том, что Альбус тренирует смирение и боится стать, как Галадриэль, «вместо темного властелина». Уж он бы справился, но знает, как обманчив лозунг For Greater Good, даже если он его понимает в противоположном от Гриндевальда ключе. Напади сейчас Дамблдор, когда он не готов – и все может закончиться ещё хуже. Плюс аспект того, что друга юности слушают..нельзя навязать идеологию силой, общество магов должно перерасти тезисы темного волшебника, чтобы отбросить.
Преступления
Кино делает Гридевальда циничным ублюдком с помощью как минимум одной сцены: убийство магловской семьи и магловского ребёнка. Именно это видится бессмысленной жестокостью, не вписывающейся в идеологию For Greater Good – считал ли темный маг маглов животными или нет, но не ложится, и все тут, единственный намёк на отсутствие «тормозов» – пыточное проклятие, примененное еще подростком. Отсюда как раз торчат уши студийного подхода: Good vs Bad, да так, чтобы однозначно. А где все остальные преступления, да еще во множественном числе? Есть ощущение, что corruption лежит в основном в области мотивов. Например, Геллерт остроумно выдувает пророческие сцены будущей войны в виде дыма, как следует затянувшись. Химера, страшилка, а не выстраданная и честная цель. Цель проще: власть, победа идеологии. Нет смысла в физическом насилии, в столкновении магии, победит удобная правда. Там, где Альбус воспитывает таких героев, как Ньют (как и впоследствии Поттер), способных к бескорыстным поступкам, с минимальным манипуляторским лукавством, и где Greater Good в них заложено на самом базовом уровне, Гриндевальд нагло и цинично врёт. Не так важно настощее происхождение Криденса (об этом ниже), Геллерт в любом случае врёт о темной стороне силы и использует в своих интересах. Попытка уколоть старого друга в самые болезненные ошибки (околосемейные) – и напомнить, что их мотивы когда-то не сильно отличались.
Временные промежутки, война и дары смерти
Альбус Дамблдор
Защита от темных искусств
Семья и семейные ценности
Вселенная «фантастических тварей» очень много времени посвящает запутанным магическим родословным. В какой-то момент даже ждёшь, что сейчас все начнут танцевать и петь. Сильно подчеркиваются связи не только «отец-сын», но и единокровных/единоутробных сиблингов, дядь, тёть, и прочей седьмой воды на киселе. Можно сказать, оспаривая финальный твист, что «в каноне не было», но следует помнить, что Рита Скитер искала жареные подробности, которые по ее мнению выставят великого волшебника в негативном свете, и необязательно раскопала всё или сочла важными некоторые детали. Мы знаем, что у Дамблдора, Арианы и Аберфорта была тётя – правда, её происхождение неизвестно. И вообще, древние роды часто замечены в том, что стараются поддерживать магическую демографию. Блэки, Уизли – почему бы не Дамблдоры? Почему бы его отцу, Персивалю, не иметь брата или сестру? Даже у Поттера-старшего могла быть родня – если не сиблинги, то хотя бы кузены.
Это отчасти объясняет «провал» в возрасте. Криденсу никак нет 30. Родители Дамблдора были мертвы еще на исходе 19 века: мать убита сестрой-обскури, отец умер в Азкабане, устроив над маглами суд Линча. Аберфорт не дал бы сыну пропасть, Ариана не успела бы родить. Почему бы Криденсу не быть кузеном? «Брат» может означать и «двоюродный». Сложно сказать, как именно он оказался бы на судьбоносном корабле, но нас 100% ждёт более поднобная история Аурелиуса – а также тёти Альбуса (Гонории), вне зависимости от того, что окажется правдой. Как минимум, чтобы поводить зрителя за нос.
Лита Лестрейндж
Дитя похоти и Империуса. Корвус Лестрейндж похитил красивую смуглую женщину и силой взял ее (в жены в том числе), от союза родилась Лита. Вечный изгой в Хогвартсе, сердечный интерес молодого Ньюта и невеста его брата в более позднем возрасте. Её история не выглядит законченной – слишком много сценарных сил вложено, слишком важен тот самый, ключевой момент на корабле с подменой младенцев. С Литой и её братом Юсуфом связана, наверное, самая генеалогически запутанная история во всей франшизе: нет 100% ясности, что именно подменили подручные Гриндевальда и какие цели преследовали – семейное древо Лестрейнджей, окей, но что там было ранее? Это обязательно будет рассмотрено в следующих фильмах (по крайней мере должно бы). Само путешествие на корабле – штука пока более метафорическая, чем конкретная. Окей, Лестрейндж не боится империусом себе наложницу захватить, но боится чернокожего мстителя, и отправляет долгожданного наследника в Америку? И не отслеживает, как у него дела? (Даже не принимая во внимание, что настоящий, вероятно, утонул). Зачем с ребенком плыла Лита, если потом вернулась в Хогвартс все равно, пугать боггартом одноклассниц? Либо это баги, что тоже вероятно, либо нас ждут подробности, пока не отслеживаемые за недостатком информации. Явно важна Америка, американская школа чародейства и волшебства и всё сопутствующее: туда ведёт слишком много концов. Может, вообще выжила, двойной агент Гриндевальда? Член «новых салемцев»? Поди разберись.
Куинни Голдштейн
Минерва МакГонагалл
Самое, наверное, очевидное, консенсус всеобщих претензий: Минерва в 1927 году ещё не родилась, и преподавать в Хогвартсе стала на тридцать лет позже. Баг – вопиющий. Однако мы помним, что хитрые родословные магов – поле для различных манипуляций со зрителем в новой франшизе. Фамилия МакГонагалл от отца-магла, поэтому вряд ли перед нами дальняя родственница. Хотя.. Лили и Петуния были из одной семьи, но у одной был дар, а у другой – нет. Что мешает отцу Минервы иметь, например, сестру или Кузину (а то и просто однофамилица – кажется, в Шотландии фамилия популярная), работавшую в школе чародейства и волшебства? В конце концов, в Британии только два пути трудоустройства: школа и министерство магии.
Нагайна
Живёт в цирке, работает змеей – новый вид «оборотня», маледиктус. Нечто между оборотнем и анимагом, но в конце концов не может принять первоначальную форму и вернуться к нормальной жизни. Так же звали один из крестражей Волдеморта. «Совпадение? Не думаю». То ли так вышло случайно ( в конце концов, он сам ошибочно превратил «дар смерти» в крестраж, поговорим о совпадениях), то ли он искал змеюку намеренно и поставил себе на службу (а значит, у Нагайны была долгоиграющая причина ненавидеть Дамблдора – у отброса, не члена аристократии Британии, не фашиста «за чистоту крови» не было поводов поверить Волди), то ли это как раз пример чистого фансервиса, и лишнее напоминание о том, насколько магический мир тесен. Куда ни повернись, по соседству лежат отпрыски знаменитых фамилий.
Криденс
Главный герой и Кайло Рен новой истории. Может быть, брат Дамблдора, может – кузен, может – Лестрейндж (каким-нибудь хитрым способом, но почему бы и нет), а может – просто безродный, несчастный, забитый парень. Лжёт ему Гриндевальд или нет – по большому счету не так уж важно. Хотя стоит вспомнить, что обскуров Геллерт искал целенаправленно, а то и способствовал, и подходящая история могла быть заготовлена для кого угодно. Был ли на самом деле Аурелиус Дамблдор? Может быть. Важнее не происхождение, а то, во что Криденс верит, то, как он определяет сам себя. Мир Роулинг обычно полон самоисполняющихся пророчеств, а не механических рельсов. Волдеморт мог выбрать Лонгботтомов. Аурелиус может быть «мстителем с крыльями», только если он сам решает быть этим самым мстителем. Пророчество гласит «Сын жестоко изнанный, отчаяние дочери» – к Лестрейнджу не очень подходит «жестоко изгнанный» – его вроде как от мести прятали, дочь тоже не очень в тему. У Дамблдоров – дочь давно погибла, причем тут отчаяние, и каким образом был жестоко изгнан сын тоже не слишком понятно на текущий момент (Бастард? Отправлен в Америку, чтобы скрыть позорную связь?). Есть вероятность, что речь действительно о Криденсе – но пророчество повернётся совершенно иначе: например, в сторону Гриндевальда (что если он жестоко изгнал сына, обрекая его на незавидную судьбу). Геллерт подозрительно много знает про Аурелиуса – но есть много вариантов. Может, он знал, что Корвуса Лестрейнджа подменили? Откуда, это знает только Лита. (Приспешник? Может быть..). Дамблдор не знает, очевидно – значит, не родной брат. Кузен – возможно, Альбус от семьи отдалился и мог даже не слишком вспоминать впоследствии, но тогда Рита Скитер упустила сочный кусок биографии. Может быть, Геллерт просто врёт, использует заготовленную историю. Тоже вариант – его поле битвы это идеология, и победа над Дамблдором – вряд ли физическое убийство, у него нет причин яростно ненавидеть друга юности, скорее уж наоборот. Все их скелеты в шкафах.. Победа – вопрос убеждений. И подставить парня Альбусу – дать тому лишнее напоминание о своих же грешках, насмешка над потерянной семьей.
Также вариант, что Криденс – брат Дамблдора не в генетическом смысле. Обскур – паразит, развивающийся в лишенных любви детях (их потом и зовут «Обскури») может быть извлечен и изучен. Что если Криденс – просто случайный парень, в которого Гриндевальд просто «подселил» оставшегося после Арианы обскура? Получается, что брат – не по крови, а по паразиту. Правда, никакой интересной метафоры за этим не усматривается.
Феникс
Может быть, канон просто похерен в угоду либо студийному давлению и большим деньгам, либо из пофигизма к собственной вселенной – «Проклятое дитя» до сих пор многие простить не могут, но спасает то, что это не приквел, а «сиквел», и вообще пьеса, и вообще скорее фанфик. Может быть, Аурелиус – брат Дамблдора, внебрачный сын Персиваля (спрятанный от стыда), или просто незапланированный (отдали в приют – много слишком хлопот вокруг сестры). Может, Альбус и не в курсе. Может, вообще Ариана выжила, сбежала с Геллертом, а у всех ложные воспоминания. Может, это другой Таймлайн, сдвинутый на двадцать лет, результат игр с «маховиком времени», поэтому и МакГонагалл там раньше своего рождения, человек-архетип. Может, флакон с кровью разобьют, клятву на крови разрушат и это поможет Альбусу одолеть друга юности и заткнуть сюжетную дыру в стиле «Изгоя». Может, никаких «даров смерти» не будет, Нагайна пропадёт с радаров как дань голому фансервису, Гриндевальда победят не в 45, а раньше на десяток лет, может, Геллерт воспитает Гитлера и устроит всем маглам кузькину мать. Может, мистер Ковальски – тайный дядя Волдеморта. Но поверить в это всё – как поверить в то, что магии не существует. Обидно.