В чем заключается принцип дифференцированного профессиографирования

В чем заключается принцип дифференцированного профессиографирования

Сущность профессиографии

Первые два аспекта деятельности профессиография и психологический отбор персонала представляются наиболее важными, сложными и трудоемкими, поскольку от них во многом зависит решение задач качественного комплектования организации персоналом. Основополагающими понятиями в процессах создания описания профессии и осуществления профессионального психологического отбора являются профессиографирование и профессиограмма.

Профессиография процесс полного описания профессиональной деятельности, основанный на ее системном анализе.

Профессиография призвана путём объективного исследования раскрыть всю сложность профессии, выявить её структурные и содержательные особенности, установить всё многообразие взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с целым рядом специфических явлений, сопровождающий трудовой процесс.

Профессиограмма имеет два определения.

1. Профессиограмма – это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.

2. Профессиограмма – это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на «среднем» уровне.

Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем, профессиограмма – это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку.

Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к человеку [55, с. 8].

Во второй половине 1920-х гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике – профессиографии. Суть данного подхода отражена в самом названии («описание профессий»). В целом понятие «профессиография» включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.

Одним из основополагающих принципов профессиографирования стал принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. Сущность этого принципа – подчинение профессиографирования решению конкретных практических задач. Например, для целей профконсультации и профотбора нужно выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых по их профессиональной пригодности. Для определения уровня квалификации большое значение приобретает характеристика трудовых функций, профессиональных знаний, умений и навыков. При изучении профессионального утомления были выделены признаки, обнаруживающие факторы, инициирующие профессиональную усталость.

Таким образом, принцип дифференцированного профессиографирования обусловливает методы изучения профессии, содержание ее характеристики, а также область использования, т.е. особенности проведения профессиографии определяются ее целями, которые обусловлены, например, сферой деятельности:

— проектированием новых профессий и специальностей;

— профконсультацией оптантов и отбором специалистов;

— совершенствованием профессионального образования, подготовки и повышения квалификации;

— научными исследованиями профессионального развития личности.

Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.

Важной составляющей профессиограммы является психограмма – характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сферы специалиста, описание его профессионально важных качеств.

Профессионально важные качества (ПВК) – это индивидуально-психологические особенности и свойства личности, определяющие возможность успешного выполнения профессиональных обязанностей.

Психограмма – психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.

Разработка профессиограмм ведется на основе следующих принципов:

· комплексного подхода в изучении профессиональной деятельности;

· целенаправленного составления профессиограммы, подчиненного достижению конкретной практической цели;

· типизации и дифференциации профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии;

· реального отражения состояния профессии в конкретных социально-экономических условиях;

· учета перспектив профессионального роста и карьеры;

· надежности, предполагающей описание профессий в экстремальных и нестандартных условиях;

· научности (профессиограмма должна разрабатываться на основе системного, личностного и деятельностного подходов).

Разработка профессиограммы является первым исследовательским этапом разработки психологического профессионального отбора [37]. На основании результатов этого этапа происходит определение критериев успешности профессиональной деятельности, подбор психологических методик, позволяющих оценить уровень ПВК, апробация этих методик и разработка непосредственной процедуры профессионального психологического отбора кандидатов.

Выводы: Важнейшим условием психологического сопровождения профессиональной деятельности является ее тщательное изучение и анализ. Процесс моделирования профессиональной деятельности называется профессиографированием. Теоретические основы профессиографии позволяют определить структуру профессиональной деятельности и субъекта труда.

С помощью профессиографии составляется профессиограмма – совокупность знаний о профессии и о системе ее требований. Цель профессиографии – выявление особенностей взаимодействия специалиста в процессе профессиональной деятельности с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми и другими явлениями, сопровождающими эту деятельность.

Наиболее важной частью профессиограммы является психограмма, представляющая собой психологический анализ профессиональной деятельности.

На основе профессиографического анализа определяют профессионально важные психологические и психофизиологические качества, необходимые для успешного обучения и профессиональной деятельности по специальности.

Области применения профессиограмм: профконсультация и профориентация, профотбор и профподбор, аттестация и проектирование карьеры, образование и повышение квалификации.

Методы профессиографических исследований

Научное описание профессии предполагает анализ как внешней картины труда (трудового поведения), так и внутренней, т.е. психических процессов и интегральных психологических образований, являющихся внутренними средствами деятельности субъекта труда. В профессиографии используется множество разнообразных методов:

социологические (анкеты, опросы, включенное наблюдение);

психологические (беседа, наблюдение, эксперимент и производные от них: интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продуктов деятельности и др.);

физиологические (регистрация ЭКГ, КГР, измерение артериального давления, антропометрических и технических данных);

описание технологических процессов;

Из всего многообразия методов необходимо выбрать только те, которые позволяют с минимальными затратами времени, сил и средств получить достоверные ответы на вопросы, подлежащие изучению в данном профессиографическом исследовании [20].

Предлагается следующая классификация методов [57]:

Методы анализа документов:

— изучение монографий и периодических изданий,

— анализ руководств, инструкций, отчетов, актов.

— групповое интервью и дискуссии (фокус-группы),

— наблюдение за поведением работников,

— регистрация процесса и результатов трудовой деятельности с использованием технических средств (видеосъемка, хронометраж).

— самонаблюдение и самоотчет специалиста в процессе деятельности;

— самонаблюдение психолога в процессе освоения деятельности и решения несложных задач (трудовой метод).

Методы эксперимента (экспериментальное моделирование трудовых ситуаций и измерение показателей деятельности, контроль факторов).

Методы анализа деятельности:

— эргономический анализ рабочего места, инструментов и оборудования, условий деятельности;

— алгоритмический анализ выполнения отдельных заданий и трудовых операций;

— анализ приема и переработки информации в процессе деятель­ности;

— анализ формирования профессиональных знаний и навыков;

— анализ ошибок в процессе деятельности;

— анализ рекордов и изучение высших достижений в профессиональной деятельности;

— анализ чрезвычайных происшествий (метод критических инци­дентов);

— изучение профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях.

Методы психологического тестирования (изучение личности работников, статистический анализ межгрупповых различий, выявление профессионально важных качеств).

Биографические методы (изучение биографий и автобиографий специалистов).

При этом наиболее доступными и широко используемыми для составления профессиограмм являются два метода: метод анализа документов и метод опроса.

Одна из первых схем и методик экспертной оценки профессий была предложена О. Липманом в 1921 году. Методика изучения профессии включала в себя развернутый перечень умений и способностей, связанных с движениями, ощущением, восприятием, воображением, мышлением, общением, а также различных черт личности.

Дальнейшее развитие профессиографии было связано с последовательным преодолением лежащих в ее основе психологических представлений о наличии устойчивых психологических профессионально важных качеств и способностей, определяющих успешность профессиональной деятельности.

Более современную схему описания профессии в начале 70-х годов прошлого столетия предложил Е.А. Климов, который, работая в Ленинградском научно-исследовательском институте профессионально-технического образования, разработал информационно-поисковую систему «Профессиография» [29]. Схема включала в себя производственно-техническую, социальную, психологическую и психофизиологическую характеристики. Она была одной из лучших профессиографических схем, разработанных в отечественной психологии и педагогике. К сожалению, в настоящее время она незаслуженно забыта.

При разработке комплекса методов роль системо-образующего фактора играет цель исследования. Если профессиографическое исследование проводится для разработки инженерно-психологических мероприятий по оптимизации и гуманизации машинного звена эргатической системы, то в центре внимания должно быть следующее: оценка габаритов рабочего поста, его организация, структура информационной модели, строение и эксплуатация органов управления, вопросы обслуживания и ремонтопригодности, типичные отказы техники, внештатные и аварийные ситуации из-за конструктивно-производственных дефектов или ошибочных действий персонала.

При разработке профессиограммы для профориентации пристальное внимание уделяют общей профессиографической и социально-психоло­гической характеристике профессии. Должны быть исследованы условия труда как технико-технологические, так и социально-психоло­ги­ческие. Важное направление исследований – оценка профессионально важных качеств личности, профессионально значимых черт характера, общих и специальных способностей, психофизиологических свойств работника.

При разработке профессиограмм в целях профориентации и профотбора особенно важны психодиагностические исследования. Остальные исследования необходимы при определении условий, в которых предстоит учиться и работать учащимся, студентам профессиональных учебных заведений, лицам, принимаемым на работу. Они также важны, поскольку без знания конкретных производственных обязанностей и условий труда нельзя организовать профориентацию, профотбор и определить профпригодность кандидата для работы.

Следующее направление профессиографических исследований — изучение условий и режима труда в целях профилактики переутомления, монотонии, других неблагоприятных состояний, борьбы с травматизмом, снижения заболеваемости. Основная цель исследований – изучить условия и режим труда, диагностировать в этой связи нормальные и патологические состояния, а также реакции личности на профессиональную среду и деятельность.

В данный комплекс входят профессиографические методики: гигиенические, медицинские, психологические и физиологические.

При подборе методики в соответствии с выбранной иерархией целей (система приоритетов) следует помнить о необходимости всестороннего изучения профессии. Выполнению этого требования поможет использование схемы профессиограммы, отражающей следующие основные направления профессиографического исследования:

· общее знакомство с производственным процессом; более детальное его изучение и описание;

· описание конкретных рабочих мест; психологический анализ деятельности на конкретном рабочем месте;

· психологический, физиологический и антропометрический анализ рабочих движений;

· пооперационный анализ трудовой деятельности;

· фотография рабочего дня, хронометраж;

· изучение индивидуального стиля деятельности;

· анализ ошибочных действий;

· оценка санитарно-гигиенических условий труда;

· динамика работоспособности за смену, неделю, более длительный период.

Выводы. Профессиография ориентирована на обеспечение профессиональной успешности работников как общий метод анализа и описания профессиональной деятельности.

При изучении профессиональной деятельности необходим целый комплекс разнообразных методов (социологических, психологических, физиологических и др.). На основании анализа важных элементов изучаемой профессии выявляются следующие психические качества, имеющие решающее значение: необходимые и желательные; несовместимые с данной деятельностью; комплексные, определяющие успех деятельности. Затем формируются требования к психическим качествам работника.

Профессиография включает комплекс методов изучения профессиональной деятельности, в том числе методы сбора эмпирических данных (изучение документации, наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности, биографический и трудовой методы, метод эксперимента) и их анализ (метод экспертной оценки, метод качественного анализа эмпирических данных, методы статистического анализа), а также методы психологической интерпретации (структурно-системный анализ и функционально-структурный анализ).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ совокупность индивидуальных данных человека, при наличии которых он соответствует требованиям, предъявленным к нему профессией. Человек, обладающий такими данными, называется профессионально пригодным. В психологии труда выделяют основные факторы П. п., т. е. некоторые особенности личности, необходимые для выполнения профессиональной деятельности:

Наряду с рассмотренными факторами выделяют и признаки, по которым можно судить о степени профессиональной пригодности человека к конкретной деятельности: достаточная производительность труда, высокое качество работы (отсутствие брака, порчи материала или инструмента, соответствие продукции заданным требованиям), соблюдение безопасных условий труда, безвредность работы для организма человека. Включение в этот перечень двух последних признаков обусловлено тем, что человек, даже обладающий высокой производительностью и качеством труда, но достигающий этого чрезмерным напряжением и истощением организма или склонный к аварийности и несчастным случаям, не может считаться профессионально пригодным. Рассмотренные признаки П. п. носят объективный характер. Помимо них еще выделяют и субъективные признаки: самооценку работником себя как профессионала (профессиональное самоопределение), а также экспертную оценку работника со стороны окружающих (руководителей, сослуживцев и др.). П. п. не является врожденным качеством, она формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности и во многом зависит от стремлений и желаний человека. Поэтому формирование ее носит строго индивидуальный характер. Однако возможности формирования П. п. не всегда безграничны. Как показывает практика, не каждый человек может овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня подготовки и мотивации. П. п. к таким профессиям может сформироваться лишь при наличии определенных природных данных, являющихся профессионально важными. Поэтому выделяют два типа П. п.— абсолютную (к профессиям такого типа, которые требуют наличия специальных индивидуальных черт), и относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека). В заключение необходимо также отметить, что формируясь под влиянием обучения, деятельности и личностных качеств человека, приобретенная П. п. оказывает и обратное влияние на человека: его облик, психомоторику, образование стереотипов речи и мышления, его установки и ценностные ориентации.

Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда.

Е.А. Климов разработал классификацию профессиональной пригодности на основе учета характера психологических и медицинских предпосылок к успешной деятельности:

Следует отметить, что определение степени пригодности основывается на учете ряда индивидуальных характеристик человека (психологических, образовательных, профессиональных, медицинских и др.), неудовлетворительное состояние каждой из которых может быть причиной недостаточной пригодности и противопоказанием для данной деятельности. Степень пригодности определяется возможностями компенсации некоторых исходных недостатков в состоянии здоровья, уровне общего образования, развитии индивидуально-психологических качеств, профессиональной подготовленности и т. д. Возможности коррекции недостаточной пригодности обуславливаются лимитом времени для проведения этих мероприятий, насыщенностью программы подготовки, наличием условий для индивидуализации системы подготовки и т. д. Важным условием естественного изменения уровня пригодности или его плановой регуляции (снижения или повышения профессиональных требований) являются, во-первых, допустимый уровень изменения профессиональных требований в связи с особенностями деятельности и, во-вторых, общая характеристика контингента (абитуриентов, кандидатов, специалистов) по медицинским, психологическим и другим показателям, из которого производится набор или который обучается, работает, а также наличие или отсутствие конкурса на обучение или замещение рабочих мест, должностей.

Источник

Текст книги «Психологическая системная профессиография»

В чем заключается принцип дифференцированного профессиографирования. psihologicheskaya sistemnaya professiografiya 103176. В чем заключается принцип дифференцированного профессиографирования фото. В чем заключается принцип дифференцированного профессиографирования-psihologicheskaya sistemnaya professiografiya 103176. картинка В чем заключается принцип дифференцированного профессиографирования. картинка psihologicheskaya sistemnaya professiografiya 103176

Автор книги: Е. Иванова

Жанр: Техническая литература, Наука и Образование

Текущая страница: 7 (всего у книги 15 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]

Биографические методы воссоединяют в себе методы опроса и изучения документации о субъекте труда, а также элементы метода непосредственного наблюдения. Они обеспечивают изучение условий формирования профессионала, его познавательную активность, мотивационную направленность, коммуникативные способности, эмоционально-волевую готовность к преодолению критических событий и причин, усложняющих адаптацию субъекта труда. Информация, собранная данными методами, является достаточно прогностичной [73, 114, 152, 243].

Для профессиографического исследования наиболее удобны в применения методы анамнеза и каузометрии.

Метод анамнеза позволяет собрать информацию о динамике развития конкретного человека как субъекта труда. Он включает приемы метода опроса (в форме беседы) и изучения разнообразной документации: личного дела, диплома, аттестата, удостоверения, справок, медицинской карты и др. Также выясняется, какую литературу любит читать человек, чем интересуется; изучается его мотивационная направленность. Высказывания человека о событиях своего прошлого трактуются как «субъективный анамнез», а информация, собранная на основе высказываний о нем других лиц, в сочетании с документальной информацией называется «объективным анамнезом» [152]. Метод анамнеза позволяет узнать историю конкретного человека как субъекта труда, выяснить условия формирования личности профессионала, понять его мотивы и их устойчивость, сделать ретроспективный анализ ситуации выбора профессии, определить причины, усложняющие его адаптацию в профессиональной среде. Кроме этого – строить прогнозы развития личности, изучать пути формирования мастерства, способы преодоления сложных моментов и др.

Метод каузометрии – метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени жизни личности [73]. Каузометрия проводится в форме интервью, которое включает следующие процедуры: биографическую разминку; составление перечня значимых событий; их датировку; анализ причин, породивших событие; обозначение сфер принадлежности событий и целевой анализ.

Основной принцип применения данного метода заключается в том, что выделенный список жизненных событий оценивается человеком по набору следующих критериев: частоты, степени или веса жизненных изменений, желательности, аффективности значений и временных характеристик. Используются и дополнительные процедуры: оценка эмоциональной привлекательности событий, их удаленность в прошлое и будущее, значимость «для себя» и для других людей, локализация личного временнoго центра. Результаты интервью изображаются в виде каузограммы – графика событий и межсобытийных связей, которые дают наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации в календарном и психологическом времени, стартовой или финишной роли в жизни опрашиваемого, о структуре взаимосвязей событий друг с другом.

Этот метод позволяет определить критические точки профессионального становления, время их наступления, способы преодоления неблагоприятных событий, профессиональных инцидентов.

Метод изучения ошибок направлен на определение причин отклонения от нормального протекания трудового процесса. Этот метод применяется при наличии дополнительной информации, полученной из специальной нормативной документации, документации по браку или дефектам в работе, а также информации, полученной посредством наблюдения и опроса. Изучение ошибок дает возможность проводить их классификацию и устанавливать причины их возникновения, которые могут быть обусловлены различными факторами: плохой профессиональной подготовкой; нечеткостью инструкции по работе; неисправностью оборудования; отрицательным влиянием окружающей среды на функциональное состояние работника; несвоевременной оценкой правильности действий; напряженностью работы; безответственностью работника и т. д. [128, 160, 261].

Кроме того, изучение ошибок позволяет выделить сложные критические и напряженные ситуации процесса труда, в которых более четко проявляются нарушения в протекании когнитивных, перцептивных, сенсомоторных, эмоционально-волевых и других процессах.

Метод эксперимента. Этот метод необходим для подтверждения или опровержения гипотезы, возникшей на основе изучения профессиональной деятельности, о факторах, положительно или отрицательно влияющих на ее протекание [49, 58, 128]. В зависимости от особенностей деятельности и условий ее организации эксперимент может проводиться в естественных условиях – это «производственный эксперимент», или в лабораторных – «моделируемый эксперимент» [90, 128, 134, 158].

В производственном эксперименте какой-либо фактор реальных условий работы изменяется на гипотетически критический или оптимальный. Так, например, при изучении влияния скорости работы станка на работоспособность намотчиц катушек трансформаторов экспериментальное снижение скорости в естественных условиях (во время обычной работы) на 18–20 % вызвало повышение производительности труда на 7—10 % [128, с. 163–166].

Моделируемый эксперимент, например, позволяет проверить выделенные в процессе психологического исследования психические функции и их свойства, актуализируемые деятельностью, и установить характер их формирования и функционирования посредством использования методик исследования различных психических и психофизиологических функций, модифицированных соответственно исследуемой профессиональной деятельности: колец Лондольта, корректурных таблиц, методики тремора, КГР, КЧСМ и др.

Также важно использование метода дополнительных задач. Его сущность заключается во введении в естественное протекание деятельности дискретной сенсорной информации, на которую человек должен реагировать. Одним из главных условий успешного проведения такого эксперимента является формирование адекватной мотивации к исполнению дополнительных задач у работника [90].

Таким образом, метод эксперимента включает целую группу различных методов и приемов: непрерывное наблюдение, выборочное наблюдение, методы регистрации трудовых действий и операций, метод дополнительных задач, методики исследования различных психических и психофизиологических функций.

Организация экспериментального исследования должна отвечать условию сохранения однородности в выборе испытуемых по возрасту, социальному положению, состоянию здоровья, профессиональной подготовке, стажу работы и успешности в труде, а также условиям работы.

Методы обработки эмпирических данных. Настоящая группа методов позволяет осуществить качественный и количественный анализ информации о деятельности субъекта труда, собранный посредством эмпирических методов [71, 79, 102, 128, 137, 231, 272].

Метод экспертной оценки представляет собой опрос группы квалифицированных специалистов исследуемой профессиональной деятельности. Он используется при анализе необходимой информации о специфических особенностях профессии и наиболее типичных случаях, осложняющих деятельность человека, а также разнообразных допустимых и недопустимых вариантах их преодоления и стратегиях поведения специалистов. Кроме этого данный метод позволяет получить сведения о профессионально важных качествах субъекта труда (личностных, психологических и психофизиологических), обеспечивающих успешность выполнения деятельности, и о необходимом уровне их сформированности [114, 130, 199, 262].

Метод сравнительного анализа. В зависимости от цели профессиографирования осуществляется сравнительный качественный анализ конкретной эмпирической информации для определения причин, осложняющих деятельность субъекта труда или для установления условий (внешних и внутренних), обеспечивающих наибольшую эффективность труда, успешность освоения профессии, удовлетворенность трудом и др. Так, например, для изучения причин, осложняющих адаптацию человека в профессиональной среде, необходимо осуществить сравнительный анализ разнообразной информации, собранной разными методами: а) методом изучения документации об организации трудового поста и требований, предъявляемых к исполнению работы; б) методом опроса о причинах неудовлетворенности трудом или о сложностях, возникающих на работе; в) методом каузометрии для определения готовности субъекта труда к преодолению событий, ставших для него кризисными в профессиональной деятельности; г) методом наблюдения о характере и особенностях протекания деятельности и саморегуляции состояния [131].

Классификация и типологизация собранной эмпирической информации о деятельности субъекта труда. Так же, как и в случае сравнительного анализа эмпирической информации, эта процедура качественного анализа обусловлена целью или практической задачей профессиографирования. Так, например, для составления психологической характеристики способов и приемов исполнения технологических или нормативно заданных операций необходимо на основе пооперационного анализа их исполнения и анализа соответствующей документации о трудовом процессе сгруппировать операции по их назначению и способам исполнения на ориентировочно-познавательные, подготовительные, исполнительные и контрольные [128, c. 90–96; 141–147].

Так же, например, для определения основных причин аварий, брака, ошибок и других аномальных явлений в профессиональной деятельности субъекта труда необходимо их рассмотреть с качественной и количественной сторон и определить, что или кто является основной причиной их возникновения. В связи с этим осуществляется классификация этих причин на внешние (объективные), обусловленные внешними техническими или организационными причинами, и внутренние (субъективные), возникающие по вине человека [128, c. 157–166; 160; 262].

На основе данных наблюдения за процессом исполнения одной и той же профессиональной деятельности разными субъектами труда можно выделять типологию индивидуальных стратегий профессионального поведения.

Статистический и графический методы анализа используются с целью получить количественную информацию о закономерностях и динамике протекания профессиональной деятельности [79, 87, 160, 199, 265, 272].

Статистический анализ позволяет выделять не только количественные изменения в деятельности, но и их динамику в течение рабочего дня, и особенно на отдельных временных отрезках работы, по средним арифметическим показателям, по среднему квадратичному отклонению, средним ошибкам и ранговым корреляциям, посредством факторного анализа и др.

Графический анализ дает возможность визуально определить те изменения, которые свойственны характеру исполнения исследуемой деятельности и процессам, актуализируемым в ней (когнитивным, перцептивным, сенсомоторным, коммуникативным, эмоционально-волевым и др.). Например, по вариативности показателей времени исполнения действий или операций, сопровождающихся эмоциональными, речевыми или моторными проявлениями [102].

В частности, для определения характера динамики работоспособности широко используются графики, а для сравнительного анализа характеристик функциональной структуры деятельности – диаграммы; возможны и другие формы графического изображения [128, 160, 231, 235].

Интерпретационные методы. В профессиографии данные методы применяются для толкования или разъяснения нормативно представленных в документации и исполняемых субъектом труда задач, функций, действий и операций с точки зрения их психологического и психофизиологического обеспечения [114, 130, 152, 197, 275]. Важно раскрыть хотя бы на внешнем уровне именно те личностные качества, психологические способности и психофизиологические возможности, которые должны актуализироваться в конкретной деятельности субъекта труда для успешного ее исполнения. Следовательно, именно эти качества являются критериями профессиональной диагностики, характеристиками, требующими развития, формирования, а в случае необходимости – и коррекции, компенсации и др.

Можно выделить следующие типы интерпретационного анализа, используемые в соответствии с задачами исследования: структурно-системный; функционально-структурный и операционально-структурный [128].

Структурно-системный анализ (операторно-психологический) осуществляется на основе сравнительного качественного анализа нормативной документации о трудовом процессе и пооперационного анализа его исполнения с выделением трудовых функций, задач, действий и правил их выполнения. Данный вид анализа позволяет выделить логическую структуру профессиональной деятельности (морфологию ее строения) с точки зрения объективной и психологической напряженности и профессиональной значимости. На основе деятельностного и субъектного подходов осуществляется психологическая интерпретация операционально-технологической структуры труда. В результате создается гипотетическая операторная модель конкретной профессиональной деятельности. Одна часть этой модели представлена операционально-технологической структурой (трудовые задачи, действия, нормативные правила из исполнения), а другая – психологической характеристикой этой структуры (цели деятельности субъекта труда, психологические действия и психические процессы, актуализируемые в деятельности, а также профессионально важные качества, обеспечивающие их протекание) [130].

Функционально-структурный анализ. Особенностью функционально-структурного анализа является то, что он направлен на психологическую интерпретацию индивидуальных, когнитивных и операторных особенностей и эмоционально-волевых процессов, проявляющихся у субъекта труда в реальной профессиональной деятельности. Этот анализ осуществляется на основе структурно-системного анализа, который обеспечивает организацию регламентированного (по заготовленной схеме) наблюдения за процессами планирования, исполнения, контроля, саморегуляции и коррекции деятельности (мыслительной, коммуникативной, мнемической, сенсомоторной или перцептивной) в зависимости от специфики профессии, что позволяет выявить индивидуальные способы профессиональной, социально-психологической и психофизиологической адаптации специалиста, его работоспособность в процессе исполнения работы. Кроме этого, данный вид анализа основывается и на результатах опроса, осуществляемого во время наблюдения за деятельностью специалиста, и беседы с ним, позволяющей понять направленность его мотивов, «образ мира», ценностные ориентации и др. В результате функционально-структурного анализа могут быть выявлены (в зависимости от поставленной задачи) стратегии деятельности, специфика нарушений саморегуляции в деятельности, адекватность потребностно-мотивационной сферы специфике деятельности, профессиональные деструкции и деформации субъекта труда.

Возможен и операционально-структурный тип интерпретационного анализа. Он позволяет на основе пооперационного изучения технологических операций выделять профессионально важные качества (психологические и психофизиологические), обеспечивающие исполнение конкретной операции, например скорость реакции, концентрацию внимания, остроту зрения, кинестетические ощущения, наглядно-действенное мышление и т. п. Данный вид анализа наиболее эффективен для изучения сборочных видов труда, чаще всего исполняемых ручными и механическими инструментами [128, c. 93–96; 266].

Представленную автором технологию психологического системного профессиографирования нельзя считать завершенной, так как она обеспечивает только ориентацию в сложных многопризнаковых, разноуровневых взаимосвязях, характерных структуре любой профессиональной деятельности. Также данная технология является условием для построения стратегии исследования профессиональной деятельности при решении как практических, так и научно-методических задач.

Раздел II
Психологическая системная профессиография в практике

Глава IV
Принципы применения системной профессиографии

Системное психологическое профессиографирование осуществляется на основе принципа целенаправленного изучения профессиональной деятельности, сформулированного еще отечественными психотехниками, как основного принципа профессиографирования, в связи с разнообразными практическими задачами (профконсультации, профотбора, профобучения и др.), требующими психологического обеспечения. Этот принцип был переименован автором в принцип дифференцированного профессиографирования [128] с сохранением правил его применения. Суть этого принципа заключается в том, что психологическое обеспечение решения любой практической задачи требует специфической организации профессиографического исследования, т. е. использования разных программ, схем и методов в каждом конкретном случае; глубины, детальности и широты изучения разных характеристик как трудового поста, так и субъекта труда.

В связи с тем, что психологическая системная профессиография здесь рассматривается как теоретико-методический подход к изучению конкретной профессиональной деятельности, она является основой решения любой практической задачи в следующих областях: формирования, развития, оценки и прогнозирования профессиональной успешности субъекта труда; регуляции функциональных состояний; коррекции поведения; реабилитации инвалидов, рационализации обучения и труда, его проектирования, а также совершенствования человека как субъекта труда. Это и обусловливает необходимость дифференцированного применения данной системы.

Примером дифференцированного профессиографирования может служить профессиографическое обеспечение процесса формирования профессионала, протекающего в несколько этапов: информационно-консультационного, профессионально-учебного, профессионально-консультационного, адаптационного и др. В связи с тем, что формирование профессионала – сложный многоуровневый динамический процесс, он требует многопланового профессиографического обеспечения. Так, при применении ориентировочной схемы системного профессиографирования (рис. 1) для этой цели наряду с изучением производственно-технических и организационных характеристик структуры трудового процесса, обеспечивающих интерпретацию психологических и психофизиологических аспектов профессиональной деятельности, необходима информация о ее историческом, социально-экономическом и социотехническом развитии. Это важно для информационного обеспечения как человека, выбирающего профессию, так и для субъекта труда, осваивающего ее.

Информационно-консультационный этап – первоначальное звено выбора профессии. На этом этапе у выбирающих профессию формируется интерес к какой-либо определенной группе профессий. Для проведения данного этапа специалисту-консультанту, с одной стороны, необходимы как научные знания о человеке, так и знание индивидуальных характеристик людей, выбирающих профессию, а с другой – профессиографические характеристики основных групп профессий. Эти характеристики должны быть трех типов: первичная информационная профессиограмма – для обеспечения самостоятельной ориентации школьников в профессиях; вторичная информационная профессиограмма – для консультанта, проводящего индивидуальную ориентацию и консультацию школьников при выборе профессии; диагностически-консультационная профессиограмма, включающая перечень тех личностных, психологических и психофизиологических характеристик, актуализация которых предопределяет успешность в труде. Эти же характеристики являются для консультанта основанием выбора диагностических методик для профконсультации.

Профессионально-учебный этап обеспечивается прогностически-формирующей профессиограммой, в которой описаны те технологические операции, задачи, функции, способы и приемы их исполнения, которые с бóльшим трудом осваиваются человеком и от которых в наибольшей степени зависит успешность выполнения работы. Также в данной профессиограмме выделяются личностные характеристики, конкретные психологические процессы и психофизиологические функции, актуализируемые в данной профессиональной деятельности. Они же могут служить основанием для подбора и разработки диагностических методов оценки успешности обучения.

Профессионально-консультацион6ный этап – это этап выбора трудового поста (профессии). Он обеспечивается аналитической профессиограммой [130].

Адаптационный этап – это этап реализации личностных интересов и приобретенных знаний, умений и навыков в избранной профессиональной деятельности, а также приспособление субъекта труда к организационным, физическим и социально-психологическим условиям. Оценка успешности его протекания может осуществляться на основе диагностической профессиограммы.

Дифференцированное профессиографирование может применяться и для решения других практических задач: формирования профессионального мастерства и обеспечения социально-психологической адаптации; снижения профессиональной утомляемости и повышения безопасности труда; рационального распределения и управления кадрами; рациональной организации труда и управления трудовыми процессами.

Для организации и проведения дифференцированного профессиографирования исследователю прежде всего необходимо представлять целостную картину субъектно-объектных взаимосвязей, специфичных для профессиональной деятельности. Эти связи показаны на общей ориентировочной схеме системного профессиографирования (рис. 1).

Данная схема позволяет быстро сориентироваться в подборе информации, которая необходима для решения конкретной задачи и осуществить адекватное задаче профессиографирование. Схема включает структуру объекта труда (трудового поста) и субъекта труда и иллюстрирует те взаимосвязи, которые обусловливают реализацию профессиональной деятельности субъекта труда.

Профессиографирование должно начинаться с изучения трудового поста, так как трудовая задача, предмет, средства труда и профессиональная среда обусловливают и нормируют поведение субъекта труда и предъявляют множество разнообразных требований к нему как к личности, исполнителю, контролеру и сознательному деятелю. Только исходя из специфики трудового поста можно говорить о необходимых требованиях к личностным качествам субъекта труда, его способностях, мотивационной направленности, эмоционально-волевой регуляции, уровне сформированности образа профессионала, профессиональной компетентности, а также о готовности субъекта труда к освоению или исполнению данной профессиональной деятельности.

Структура объекта труда, как показано на схеме (рис. 1), включает не только характеристики трудового поста, но и характеристики тенденций развития профессии с научно-технической, социально-экономической и организационной точек зрения. Также рассматриваются актуальная социально-правовая направленность и востребованность профессии. Это связано с тем, что успешное исполнение заданных трудовых функций субъектом труда обеспечивается не только профессиональными знаниями, приемами и правилами их исполнения и внешними условиями деятельности, но и такими формируемыми внутренними средствами, как образ будущего результата деятельности и обобщенный образ окружающего мира, а также мотивационной направленностью (социально-ориентированной и деятельностно ориентированной), «мысленным пространством», обогащенным разнообразными областями знаний и др. [151]. Именно это является основой сознательного, ответственного, творческого отношения к исполняемой деятельности, формируемой на познавательном интересе к прошлому, настоящему и будущему.

Наряду с этим изучение названных характеристик объекта труда необходимо и при решении профконсультационных задач (на этапе профориентации), так как данная информация обеспечивает формирование активного интереса к самой профессии, перспективам ее развития и возможностям совершенствования профессионала. Также эта информация позволяет гипотетически интерпретировать социально-когнитивно-мотивационную структуру субъекта труда, раскрывающую уровень готовности человека к профессиональному самоопределению или уровень общей социально-профессиональной направленности специалиста.

К специфическим характеристикам трудового поста, выделенным в схеме, относятся характеристики трудового процесса и профессиональной среды, обеспечивающие гипотетическую интерпретацию профессионально-когнитивно-мотивационной структуры и образной когнитивно-операторной структуры деятельности, на основе которых возможно изучение уровня сформированности субъекта труда как профессионала и построение программы профессионального обучения.

Операционально-технологические характеристики структуры трудового процесса и характеристики продукта труда позволяют осуществить гипотетическую интерпретацию психологической исполнительской структуры деятельности и ее когнитивно-эмоционально-волевой регуляции. Это необходимо для определения профессионально важных качеств субъекта труда, его индивидуального стиля деятельности и эмоционально-волевой регуляции, на основе которых изучаются особенности протекания деятельности (позитивные и негативные), а также разрабатываются рекомендации по коррекции, регуляции, совершенствованию процессов исполнения работы и объективных условий труда.

Изучение субъекта труда по ориентировочной схеме системного профессиографирования позволяет раскрыть особенности и динамику формирования субъекта труда как профессионала [151, с. 142] и определить, если это необходимо в связи с задачей исследования, на каком уровне это формирование осложнено или не обеспечено. Кроме того, структура субъекта труда, представленная в данной схеме, позволяет исследователю успешно и быстро ориентироваться в позитивных и негативных проявлениях субъекта труда и причинах этих проявлений в профессиональной деятельности, что обеспечивает высокую эффективность деятельности уже самого исследователя.

Наряду с вышеизложенным, как показали исследования автора [130, 131], дифференцированное профессиографирование может применяться и для обеспечения решения научно-методических задач. В связи с этим возникла потребность в типологизации применения дифференцированного профессиографирования для практических и научно-методических задач.

В группу дифференцированного профессиографирования, обеспечивающего решение практических задач были включены информационное, ориентировочно-диагностическое, конструктивное, прогностическое и психодиагностический типы профессиографирования [128, 130]. В группу, которая обеспечивает решение научно-методических задач включены методическое и формирующее типы профессиографирования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *